Перейти к основному содержанию

14:12 30.10.2020

Рождество Пресвятой Богородицы

28.09.2020 18:38:24

Слушать: https://radonezh.ru/radio/2020/09/22/21-00
- Добрый вечер, дорогие братья и сестры. В эфире радиостанции "Радонеж" у микрофона протоиерей Феодор Бородин, настоятель храма Святых Бессребреников Чудотворцев Косьмы и Дамиана на Маросейке. Начать сегодняшнюю передачу мне бы хотелось с того, чем мы живем, дышим и о чем думаем, о чем молимся в эти дни. Начать с обращения к первому празднику церковного годового круга - Рождества Пресвятой Богородицы, который был вчера, но постпразднство которого продолжает радовать наши православно-христианские сердца и души. В празднике Рождества Пресвятой Богородицы есть дивные древние песнопения и есть многократно встречающееся словосочетание, обращенное к Пресвятой Богородице: "Единое, вводящее Единого Христа во Вселенную". Эти слова меня с первого раза, как я их услышал, учась в семинарии, всегда меня поражают.
Слово вселенная отражает христианское видение мира, который нас окружает. А если грек, смотря на всё говорил, что космос - это от слова "красота"( понятие «косметика» происходит отсюда), то мы говорим о том, что смысл слова "вселенная", смысл того, что нас окружает- приобретен благодаря тому, что в этот мир Бог поселил человека. И в Библии, в 1 –ой главе о Творении говорится, что Господь не посылал ещё дождь, потому что не было человека. Вот такое удивительное упоминание. Смысл всего, что происходит - это человек, ради которого и вокруг которого сотворен мир.
 Человек обладает свободой воли, это та часть творения вселенной, которая во многом неподвластна Богу. Он добровольно идет, как говорит Лосский, на "божественный риск" и выделяет некое волевое пространство в этом мире, в которое он не будет вторгаться. И вот, когда мы называем Божью Матерь Единой, то Единственное - в том, что вхождение богочеловека в его дом невозможно без воли вводящей Его Пречистой Матери. Богоотроковица родилась у Своих святых родителей, которых мы славим в этот день, и  оказалась настолько совершенна в добродетелях, что мы именуем её "Честнейшей Херувим", то есть имеющей большую честь, чем Херувимы, и большую славу, чем серафимы: "Славнейшую без сравнения Серафим", то есть даже сравнивать нельзя. При том, что и Херувимы, и Серафимы - чины ангельские, никогда не сотворившие греха, а Пресвятая Богородица - это человек. И, тем не менее, по её внутреннему подвигу - служению Господу Иисусу Христу это та самая Честнейшая Херувим и Славнейшая Серафим. Дверь, как её называют в песнопениях, через которую Христос входит во Вселенную. И когда нас спрашивают: почему вы так величаете Пресвятую Богородицу? Вы даже к святым обращаетесь "Преподобный отче Сергие, моли Бога о нас", а Матери Божьей говорите "Пресвятая Богородица, спаси нас". Потому что дерзновение Её так велико по подвигу, по дерзновению в ходатайстве к Своему богочеловеку-сыну, что фактически Её просьба - это и есть спасение. Первое чудо, сотворенное Христом, как мы все знаем из Евангелия от Иоанна, это чудо в Кане Галилейской. Это было огромное торжество для всего селения, приглашались абсолютно все в традиционные ветхие времена. И вдруг оказывается, что по бедности приглашающих не хватает вина. Для того, чтобы веселье продолжалось, пелись песни, танцевались танцы. Все это для Пречистой Матери было радостно, и она веселилась за своего родственника, который женился. Есть предание, что это был будущий апостол Марк. Она сообщает Сыну, что вино кончилось. Он  говорит: "Еще не пришло моё время, жено", то есть в замысле Бога, в его промысле о мире, не этот день должен был быть днём первого чуда. По такому скромному, но всё-таки настоятельному слову Пресвятой Богородицы, обращенному даже не ко Христу, а к служителям Господь меняет свою волю. И этот день становится днём первого чуда. Мне кажется, что вся Вселенная поменялась. Этот праздник с точки зрения Пресвятой Богородицы должен быть праздником, ничем не омраченным. Поэтому у неё такая просьба. И Христос идет на выполнение этой просьбы Своей Пречистой Матери. И основываясь на таком ходатайстве, мы Ей поём: "Пресвятая Богородица, спаси нас!". И мы надеемся, что её просьба, во-первых, прозвучит, а во-вторых, будет услышана.
 Поэтому такое количество икон, песнопений, обращений к Ней за всю историю рода христианского. Конечно, и есть великие другие святые, ходатаи, чудотворцы, но как говорит святитель Игнатий Брянчанинов, все имеют в себе Бога по благодати, а Пресвятая Богородица носила Бога во чреве Своём. Потому что божество и человечество во Христе соединены неразрывно и нераздельно по определению IV Вселенского Халкидонского собора. У нас есть вопрос, мы потом вернёмся. Да, добрый вечер. 
Звонок: - Добрый вечер Москва, Надежда. Cегодня была передача на "Радонеже", где батюшка сказал: что наступают времена, когда гонения на христиан будут такие же, как в I веке. Это что значит? Будут хватать, пытать, пилить сжигать? Вроде бы наш президент - христианин, и мэр Собянин тоже. Спасибо.
- Я, к сожалению, не знаю, кто из отцов сказал эти слова и чем он это объяснил. Дело в том, что то,  что мир ненавидит Христа и христианство - это понятно. Сколько у него власти есть привести эту ненависть в действие - это во многом зависит от нас. Но чем дальше мир отходит от Христа, тем больше он ненавидит христиан. Знаете, у Соломона в книге Премудростей есть такие слова: "Мерзость для нечестивого – человек, идущий прямым путём". Так вот мы, конечно, не идём прямым путем, мы всё время шарахаемся из стороны в сторону, спотыкаемся и падаем, но всё-таки мы ориентируемся на заповеди Божьи и пытаемся идти этим путём. И вызываем чувство омерзения у тех, кто хочет жить иначе. И, чем дальше идет человечество - тем более властная его часть отходит от заповедей Божьих. Чем больше она погружается в богомерзкие грехи, тем сильнее будет эта ненависть. И рано или поздно эта ненависть превратится в гонение.
 У меня был такой эпизод в жизни. В начале 90ых годов  со своим старшим сыном тогда, ему было лет пять, мы были в одном пансионате, и там был пожилой коммунист, партийный деятель. И сын мой, точнее он с моим сыночком разговорился и услышал какие-то вещи о коммунистической партии, об идеологии. И когда я вышел -  он в страшном гневе, весь красный, чуть ли не с кулаками на меня накинулся. Говорит: чему вы учите своего сына, мы прогресс построили, первыми в атаку поднимались. Я говорю:"Ну, а людей-то сколько вы расстреляли? Об этом забывать нельзя!". Внезапно у него сдвигаются брови, появляется оскал, холодный взгляд. И глядя мне прямо в глаза, он говорит:"Значит, мало расстреляли". Этот человек, если получит власть - опять будет закапывать живьем священников, снимать с них кожу, и распинать на Царских Вратах. Сажать на кол, топить в экскрементах, как священномученика Фаддея Тверского и прочее, прочее, прочее.  Расстреливать уж подавно.  Конечно, это вызывает страх. Наши дети, наши внуки, наши близкие – конечно, это страшно. Но, во-первых, в то время, когда приходит огненное испытание, тех, кого Господь ведет к нему, Он укрепляет. Из житий святых мы знаем, что вот это претерпевание страшных, может быть, даже телесных скорбей, пыток, мук давалось далеко не всем. Было многое, и это описано: святые были как бы бесчувственны для мук. То есть благодать Божья покрывала и давала им силы это вынести.
   А, во-вторых, мы можем этому сопротивляться на всех законных уровнях, и самое главное - на духовном. Как мы сопротивляемся этому на духовном уровне? Мы стараемся жить по-христиански, чтобы в душе не было злобы, ненависти, осуждения. Было милосердие, чистота, любовь и молитва. И чем больше этого во мне, чем больше в мире душ, которые живут светло, радостно, кротко, пытаются выполнять заповеди Божьи - тем дальше от нас то время, о котором сегодня сказал этот батюшка. Это на самом деле самая главная борьба.  Надо принимать какие-то законодательные акты, надо осудить на уровне общенациональном красный террор, назвать черное черным, белое белым, убрать имена преступников из названий улиц наших городов. Всё это надо делать, потому что дети не понимают. Да не только дети, и взрослые не понимают, почему до сих пор сохраняются названия в честь этого человека, у которого по локоть руки в крови. До сих пор ему памятник стоит. Вот этим всем надо заниматься.
 Но самое главное - это моя душа. Это мой самый главный ответ перед Богом и перед христианской историей человечества. Ведь как один современный проповедник сказал: "Антихрист воцарится тогда, когда на Земле будет слишком мало людей, которые любят Христа и которым Он важен, интересен и нужен. Большинству Он будет не нужен". Времена гонений настают уже тогда, когда в обществе стремительно уходит дух Божий из душ христиан. Иисус Христос сказал тем, кто Его арестовывает:"Ваше время, и власть тьмы". Вот они и получают эту власть попущением Божьим. Ну, молимся, конечно, мы хотим, чтобы этого не случилось. Но боремся мы за это в борьбе за свою душу. Простил человека, не осудил, помог человеку - отодвинул гонения. Наорал, рассердился, впал в раздражение, не помог - приблизил. Вот буквально так. 
Если возвращаться к празднику, то я напомню, что согласно вероучению Православной Церкви, божественное и человеческое во Христе неразделимо. Именно поэтому, изображая Христа на иконе по человечеству, мы изображаем Его как богочеловека. На этом основано всё иконопочитание. Это богословие иконопочитания. Пресвятая Богородица в себе носила богочеловека. Истинного Бога и истинного человека. Совершенного Бога и совершенного человека. Поэтому Она единая. Больше никто, да, «еже како ни единого же научившая»,  как мы говорим в Акафисте Взбранной Воеводе, то есть этому невозможно научить, это было один раз. И был один человек за всю историю человечества, который был настолько чист, , чтобы выполнить это служение. Поэтому мы и называем Её Пречистая. И вот именно по этому служению, по высоте этой удивительной Пречистой Девы Ей дано такое ходатайство. И я думаю, что в жизни каждого христианина есть такие моменты, когда именно ходатайство к Пресвятой Богородице отогревает душу, умягчает сердце, отводит беду, решает нерешаемые проблемы. Поэтому для нас это действительно великий праздник. Вы знаете, я, когда подхожу к этому празднику, вспоминаю эпизод из своего детства. У меня есть друг, раб Божий Алексей из подготовительной группы детского сада, который мне как родной брат и поныне. Он меня пригласил на свой день рождения в первом классе, я пришел к нему, потом я его пригласил. Он пришел ко мне с букетом гвоздик или роз. И я его впускаю в дом и говорю:"Леш, ну это что за глупость такая, разве мальчикам дарят цветы?". Он мне говорит: "Дурень, это не тебе, это твоей маме". Подошёл к ней, поклонился и поздравил её. Никто из моих одноклассников так не делал. И помимо того, что это было правильно, мне это было очень приятно, и маме моей, потому что главное действующее лицо в моем рождении - это мама, понесшая всю тяготу этого события. И я понимаю, почему мы христиане, так любим Рождество Пресвятой Богородицы. Потому что это мама Господа нашего Иисуса Христа. И я думаю, что Христу радостно видеть, как Его чада, ученики, мы все приходим к Ней и цветы и добрые дела Ей приносим в этот день и молимся Ей. А на следующий день после Рождества Пресвятой Богородицы мы торжествуем Её святых родителей, Иоакима и Анну. Совсем недалеко от студии "Радонеж" находится улица Якиманка, названная так по храму Иоакима и Анны, который, к сожалению, не сохранился. Так что каждый раз, когда вы едете или идете по Якиманке, вы можете обратиться к этим святым. Рядом стоял их храм. А мы знаем, что в памяти Божьей и в памяти мира остается Ангел-Хранитель, стоящий у престола, даже если там уже ничего нет. Главный смысл этого места в очах Божьих - это божественный алтарь и литургия, которая там совершалась. Поэтому тысячи лет пройдет, десятки тысяч лет пройдет, там будет стоять Ангел, охраняющий место престола. И когда-то, на исходе времен, после уже Страшного суда, каким-то таинственным образом это будет восстановлено. 
Наши благочестивые предки берегли память даже о закрывавшихся и разбиравшихся обителях и храмах. Вы знаете, в четверг на прошедшей неделе мне посчастливилось сослужить митрополиту Дионисию Воскресенскому, викарию Центрального викариатства, первому викарию Святейшего Патриарха, который возглавлял службу на память Боговидца Пророка Моисея в храме Вознесения на Гороховом поле. Центральный алтарь там посвящен Вознесению, а боковой алтарь посвящен пророку Моисею. Почему? Потому что на Манежной площади в незапамятные времена был маленький Моисеевский монастырь. И когда его разбирали, этот кирпич перевезли на Гороховое поле, и часть храма, окружающая предел Моисея, построена из этого кирпича. Чтобы святыня не пропала. Кстати, там был алтарь и Неопалимой купины, и кирпичи от него перевезли в Зачатьевский монастырь. И там был храм построен или алтарь Неопалимой купины, и в прекрасном новосозданном соборе есть есть алтарь, придел Неопалимой купины. Тоже в память о Моисеевском монастыре, естественно, что Неопалимая купина, которая была явлена Моисею, при явлении которой с ним говорил Господь, ее память и должна была совершаться в этом монастыре. 
Звонок: - Здравствуйте, батюшка. Вопрос такой, по поводу тропаря Рождества Богородицы. Там сказано: "и разрушив клятву, даде благословение".  Батюшка, о какой клятве идет речь? Какую клятву разрушили? 
- Да, спасибо большое за вопрос. Клятва здесь, это не что кто-то кому-то обещал, клятва здесь - это скорее проклятие. Которое легло на плечи Адама и всех его потомков, то есть нас, после грехопадения праотца. Если рассматривать с точки зрения библейского словаря, то по отношению к людям не совсем корректно употребление этого слова. Почему? Потому что Господь не говорит Адаму или Еве: да, ты проклят, не сказано этих слов о человеке. Человек благословлен, проклят змей. А Адаму сказано: "проклята земля за тебя, волчцы и тернии произрастит она тебе, в поте лица твоего будешь есть хлеб твой". Но, тем не менее, последствия проклятия мы все несем. Но самое главное - невозможность спасения до прихода Господа Иисуса Христа, его крестной жертвы. Это обычно святые отцы именуют проклятьем или первородным грехом, или Адамовой клятвой, по-разному. А в более скажем так свободном употреблении слов богослужебном, более поэтическом проклятье - оно так и звучит.
 Хотя я напомню: важно, что Бог не проклинает человека. Но, тем не менее, тяжесть этого поступка мы все несем на себе. И вот "разрушив клятву" Христос приходит и разрушает эту клятву, попирает смерть и дает благословение. Об этом и речь в тропаре. 
Когда мы говорим о первородном грехе - это огромная тема, на которую написаны сотни мыслей святых отцов, слов, сломано много копий в богословских спорах. Я хотел бы привести слова Преподобного Макария Великого. Он говорит: «как зловонный туман накрывает долину и скрывает всё, что в ней, так грех Адама накрыл всё человечество". И вот это проклятье упразднено Христом, которого Единая вводит во вселенную по Своей благой воле, откликаясь на то, что ждет от Неё Бог. Она говорит в Благовещение: "се раба Господня, буди мне по глаголу Твоему". Вот об этой клятве идет речь. 
Если мы возвращаемся к мысли святителя Игнатия Брянчанинова о том, что никто не вмещал в себя Бога из людей, по плоти даже, да, богочеловека, поэтому мы именуем Её не Христородица, как еретики и хотели Её называть, а Богородица. Мы по-другому начинаем относиться к Её родителям. Вот святые Иоаким и Анна - это люди, которые нас многому могут научить своим жизненным путем.
 Чему они могут нас научить? Мы из предания Святой церкви знаем, что у них долго не было детей. А поскольку весь Израиль жил ожиданием прихода в мир Мессии, Спасителя, как человек мог в этом участвовать? Он надеялся, что его потомки будут в родстве с Мессией, и через это его жизнь будет иметь не только земной смысл, но и еще и спасительный. И поэтому человек, у которого не рождались дети - считался Богом отвергнутым. То есть он не участвовал в самом главном – в ожидании, которым жил Ветхозаветный Израиль.  Тем более, что ко времени рождения Иисуса Христа Израиль уже давно находился под властью других языческих народов, непосредственно ко времени Христа под властью римлян. Это было тягостно, страшно, унизительно, тяжело. И Мессия воспринимался как тот, кто освободит. И если тебе Бог не дает дитя - значит ,ты так грешен, что не можешь участвовать в самом главном. Понятно, что не все в этом будут участвовать. И поэтому, по преданию церкви, у Иоакима первосвященник не принял жертву, которую он принес. Какую-то жертву, некое животное, хотел сотворить молитву - а его прогнали. Ему сказали: ты не можешь участвовать, ты недостоин. А что на это мог сказать Иоаким? Иоаким мог впасть в уныние и отчаяние. Он не ведал за собой грехов, он был праведным, он соблюдал весь Ветхозаветный закон. Его жизнь была пронизана божественным присутствием, он был великим молитвенником. Он мог впасть в уныние, сказать: Господи, ты меня отверг несправедливо, вон смотри, сколько кругом людей, у которых есть и чада, и внуки уже. Которые живут совсем плохо. Или сказать: смысла нет ни в чем, как мы иногда слышим. А вот Господь мне не помогает, он меня не слышит, ну, тогда и я не буду с Ним общаться. Он мог наорать в ответ, объяснить, поспорить, мог впасть в гнев, мог прийти всё это рассказать своей супруге, поплакаться, чтобы она его пожалела и сказала, что мы не знаем за собой никаких грехов, этот нечестивец сам, небось, то-то и то-то, и на этом успокоиться. 
А что делает Иоаким? Он на 40 дней уходит в пустынное место на сугубую молитву, чтобы ни один из вышеперечисленных грехов не впустить в свою душу, не впасть ни в одно из этих греховных состояний. Вот его ответ. Это ответ человека, который действительно праведен, который доверяет Господу.
А для нас что это значит? Мы часто не понимаем, почему в нашей жизни всё не так, как нам хотелось бы, что бы было. И иногда нам хочется чего-то справедливого и должного. У каждого человека есть что-то, что приходится долго терпеть. Вот какая-то вещь, скорбь, болезнь, что-то с близкими, какие-то обстоятельства жизни, которые ему мешают. Ну вот приведу вам пример - Моисей. Он же был гугнив. То есть, он говорил так, что это было непонятно. Казалось бы, пламенный проповедник, который должен повести за собой народ, вот был настолько смирен Богу, что понадобился его брат, Аарон, которому он что-то говорил, а Аарон за него возвещал. Ну, неужели Господь не мог сотворить чудо? Сколько чудес произошло через самого Моисея! Моисей это нёс, как нёс апостол Павел свой некий недостаток, мы не знаем, какой. Но, судя по тому, что в одном из своих посланий он говорит о том, что "вы готовы были отдать мне свои глаза", видимо, у него было плохое зрение. Есть такая точка зрения у толкователей. Он говорит: трижды я молился Господу, Он мне сказал "Довлеет тебе благодать Моя, сила Моя в немощи совершается". И не исцелил его от этого недуга, это при том, что не просто само присутствие апостола Павла, а даже появление его одежды сопровождалось многочисленными чудесами! 
А сам апостол не получил исцеления и смирился с этим. Почему? Потому что святые люди, в отличие от нас, прекрасно знали, что плод рождается в терпении. Вот мы вспомним притчу о сеятеле. Господь говорит, что плод, вот стократный плод рождается в терпении. Нет ни одного праведника, который бы не преуспел в терпении. Что-то приходится терпеть всегда. И тот же апостол Павел говорит, что терпение рождает искусство. Какое искусство, о чем идет речь? Искусство духовной жизни. То есть человек становится искусным мастером духовной жизни, когда он что-то терпит долго. Это промысел Божий Вот Иоаким именно так подошел к этому тяжелейшему испытанию. Что, ему не хотелось участвовать в пришествии в мир Мессии? Конечно, каждый еврей того времени этого хотел, ради этого жил и молился об этом. И, в конце концов, Иоаким больше всех этому послужил, как мы знаем. Но он не дал себе ни возроптать, ни впасть в уныние, ни напиться сикеры, ни поругаться, ни взять себе другую жену и сказать:это дело в жене, а не во мне. Он любил свою супругу. Это наша вместе боль, это наша беда, это предмет нашего терпения с Господом. Мы будем с тобой вместе. Хотя мог жениться другой раз. Он ушел молиться. Вот эта буря, мы даже себе представить не можем: при всех, в храме, благочестивому человеку такое сказать. Обличить его в грехе, которого нет. Ладно бы был грех, греха не было. Никому ничего не говорит. Опускает голову и говорит, как привычна душа праведника к этому. Что делать? Молиться. Самый главный труд. Мы опять к этому возвращаемся, что самый главный труд на Земле, который сворачивает все горы - это труд молитвы. Который мы часто хотим заменить всем, чем угодно. Вот он уходит в этот молитвенный труд, в пустыню. Видимо, связано это с сугубым постом, потому что любой трудящийся в молитве человек знает, что пост очень помогает молитве.  Серафим Саровский говорит: если ты наелся, даже и не думай молиться, у тебя ничего не получится. И Господь дает им доченьку, понимаете, да какую! Такую, которая становится Царицей Небесной. И, конечно, воспитать, вырастить такое дитя можно только в результате огромного, целожизненного духовного подвига, который без терпения невозможен. Поэтому для меня всегда второй день торжества Богородицы - это тема размышления, возвращения к тому, что в жизни приходится терпеть. Кто-то терпит сварливую жену, кто-то терпит тяжелейший характер другого близкого, кто-то терпит мужа, который тяжёл в общении,  -терпит и любит. Кто-то терпит обстоятельства, кто-то болезнь, кто-то что-то еще. Каждому из нас что-то такое дается. И надо понимать, что это дается промыслом Божьим для того, чтобы, в конце концов мы что-то могли родить, создать, сделать. Так, чтобы это не только нам послужило, но и кому-то рядом, это уже как Господь решит. 
Но прежде всего, конечно, во спасение своей души. Мы рождаем плод в терпении. Это к сегодняшнему дню такое мне хотелось сказать. О Пресвятой Богородице и о терпении. Мне кажется, что Матерь Божья Сама стала удивительным образцом терпения. Она образец всех добродетелей. Человек не может себе этого представить, потому что Христос без единого греха, то есть никакой вины, вообще никакой, ни одной. Если человека наказывают, и человек благочестивый, обращенный с покаянным взором внутрь себя говорит, что меня вот за это наказывают несправедливо. Но Господь-то знает, что там-то я виноват в другом. Так как апостол Павел говорит, "сами  в себе осуждение смерти имели, чтобы не надеяться на себя, но на Господа". Праведник - это человек, который осудил себя на вечную смерть, который сказал: я достоин, Господи, спаси. И конечно у человека, когда он попадает в какую-то подобную ситуацию, возникает обращение к Пресвятой Богородице. 
Звонок: -  Вы знаете, хотела у вас спросить. Как относиться с православной точки зрения к красоте? Что вы скажете? 
- Я думаю, что Адам и Ева были абсолютно прекрасны. Это были люди совершенной красоты. Беда нашего времени в том, что человек стал настолько плоским, что главной красотой он считает телесную красоту. И настолько находится у неё в пленении, что не понимает, что глубина красивого человека может быть пропастью, адом. И вместилищем демонских страстей. Почему человека так пленяет красота другого человека? Потому что это воспоминание о Рае, о том, какой должен быть человек.
 Нам, христианам, нам надо страстный взгляд на другого человека не пускать вперед. Нам надо простираться вглубь другого человека. Каждый человек прекрасен не телесной красотой, которая увянет и уйдет. Он ослепительно прекрасен, потому что каждый человек - это икона Бога. Вот у преподобного Иоанна Дамаскина в его великих стихирах, которые и сейчас читаются или поются, есть такие слова: "Плачу и рыдаю, (последняя стихира) егда помышляю смерть и вижду во гробех лежащую по образу Божьему созданную нашу красоту, безобразну, безславну".
 Что мы видим в гробе? Мы видим тело, тело, которое стало увядать. Когда в Палестине или в Сирии, где до этого жил Иоанн Дамаскин, хоронили человека, при отсутствии моргов, холодильников и на той жаре тело разрушалось значительно быстрее, чем у нас здесь. И, конечно, никому в голову не приходило подкрашивать усопшего человека. Дикость совершеннейшая. Вот Иоанн Дамаскин смотрит на усопшего, он не видел тогда, потому что это умер его, по-моему, Косьма Маюмский, брат его. Очень любимый, дорогой ему человек. Он уже был в монастыре Саввы Освященного тогда, недалеко от Иерусалима. И вот он говорит: красота, созданная по образу Божьему. Почему это говорю? Он говорит это о теле, которое увядает. То есть Иоанн Дамаскин, составитель книги, которая называется "Точное изложение православной веры", человек, который взвешивал каждое слово, точнейший, глубочайший богослов, он говорит о теле человека, что оно создано по образу Божественной красоты. Поэтому каждый человек прекрасен, понимаете. За страстным взглядом на красоту человека нам надо пробиться и увидеть душу каждого человека, которая, повторюсь, именно поэтому есть икона. И понятно, что святые - это люди, которые могли быть телесно некрасивыми. Может такое быть? Может. Но, конечно, для людей, которые к ним приходили, они были отрадой и утешением. Потому что в их глазах, в их поступках, в их  улыбке, светилось присутствие благодати Божией. И может быть обратное. Человек может быть внешне очень красивым, но он может совершенно обладать душой настолько  плененной страстями, пороками и грехами, что это будет ужас. Ты как будто в бездну заглядываешь, когда человек открывает рот. И, конечно, это большое искушение может многих соблазнить, особенно если используют свою красоту для этого. Но нам надо молиться за любого человека. А наши страсти пытаются родиться от взгляда на красивого человека. Но мы, христиане, должны держать их в узде и не давать им над собой никакой власти. 
Если мы вернемся к размышлению о Пресвятой Богородице, о Её терпении, то я напомню вам, что когда арестовали сына у Анны Андреевны Ахматовой, Льва Николаевича Гумилева - начался его крестный путь. В общей сумме почти четверть века провел в лагерях великий русский историк. И вот когда она стояла в очередях в "Кресты", она написала свой знаменитый цикл стихотворений "Реквием". Он, конечно, не был издан в Советском союзе, он был издан потом. И печатался частично где-то за рубежом. И у неё есть четверостишие, когда сын был на волоске от смерти, когда она ждала приговора, и приговор мог уже быть приведен в исполнение, она прекрасно это знала, даже тогда, когда она стояла в очередях: 
И упало каменное слово
На мою еще живую грудь.
Ничего, ведь я была готова.
Справлюсь с этим как-нибудь.

Вот это "каменное слово", когда упадет. Она написала эти знаменитые строчки.

Магдалина билась и рыдала,
Ученик любимый каменел, 
А туда, где молча Мать стояла,
Так никто взглянуть и не посмел.

То есть два образа человеческого горя. Вот восточный, женский, с криком. И даже на иконах оплакивания, где практически никогда, то есть на иконах православных, не бывает эмоций, Магдалина, с воздетыми к небу руками, с распущенными волосами, бьется в этом плаче. Иоанн Богослов - это другой образ горя. Человек окаменел от горя. Так его это раздавило. Так он не может пока с этим жить, справиться, не знает как. Вот мы всё это знаем о том, что такое бывает горе. А вот посмотреть, что было с Пресвятой Богородицей мы даже не можем, потому что никогда ни одна мать такого сына не теряла. Матерь Божья это претерпела. В книге Деяний и в Евангелии не сказано, что Ей явился Господь, но, конечно, Он Ей явился. И, конечно, Он Ей явился первой. И кстати, что об этом не сказано, и что о Ней мало говорится в Священном писании - это все святые отцы говорят, что это удивительная Её скромность. Она просто не давала о себе ни писать, ни говорить. Возможно, даже влияла каким-то образом на то, как распространяется Евангельская весть, просила о Себе не говорить. Потом мы знаем, что Она была вынуждена бежать в Эфес с Иоанном Богословом. Много лет прожила там, потому что в Иерусалиме Её готовы были убить, когда стала разрастаться церковь Христова. Ненавистники Христа стали ненавистниками церкви и, конечно, Пречистую матерь они готовы были просто убить. И родившая Царя Вселенной, Спасителя мира, Она вынуждена была бежать. Как с Ним маленьким в Египет, так сейчас в Грецию, в Эфес. Какое терпение и какое незлобие при этом! Я думаю, что поэтому видя и этот Её подвиг, как и подвиг чистоты, как и подвиг постоянной молитвы, как подвиг кротости, послушания своему пути Господь и возвеличил Её так. "Яко призре на смирение рабы Своея, се бо отныне ублажат Мя вси роди". Вот кстати об этих словах, которые мы слышим за каждым богослужением, надо поговорить отдельно. Потому что вроде бы человек, вот меня даже спрашивают прихожане, как же Она хвастается своим смирением? Нет. Смирение употребляется, в церковнославянском языке в двух значениях. В значении "добродетели" и в значении "немощи". То есть вот Ты посмотрел на моё смирение, Ты увидел моё смирение, Господи, ты увидел, как я духовно немощен, как я слаб. Вот в таком смысле употребляет его Пресвятая Богородица. Что Господь презрел на меня, немощную, говорит. И тем не менее "ублажат Мя вси роды". Это Она просто осознает, что происходит. Она не хвастается Своей добродетелью. Вот поэтому Матерь Божья для нас для всех Помощница, Царица, Покровительница. И я думаю, что потрудиться в молитве Ей - это только обогатить свою душу. Советую всем, кто имеет на это возможность по времени. А тем, кто не имеет, хотя бы иногда, но лучше вообще каждый день читать канон Пресвятой Богородицы. Поём во всяком состоянии. "Многими содержим напастьми, к Тебе прибегаю, спасения иский". В этом каноне удивительное по дерзновению обращение к Пресвятой Богородице. Вот одно напомню вам. "Радость, веселия рождшая виновнаго". Удивительно, да. "Радости мое сердце исполни, Дево, Яже радости приемшая исполнение, греховную печаль потребляющи". И мы называем Её "Родившая виновника радости". Вот такие удивительные слова о Христе. Кто Христос? Христос - виновник радости. Мы сразу начинаем вспоминать, что мы причащаемся Телом и Кровью Христовыми и в благодарственных молитвах говорим "Да будет мне сия благодарения в радость, в здравие и веселье". Что вера Христова - это вера радостная. Радость о чем? Радость о том, что мы любимы, что Господь нас любит, несмотря на то, что, в общем-то, мы этого никак не заслуживаем. Поэтому, кто потрудится в трудах Матери Божьей, кто почитает этот канон какое-то время, тот почувствует отклик. Матерь Божья молитвенников любит, приходит к ним в душу, утешает, начинает учить их молитве, помогает и направляет эти молитвы к Сыну своему. О чем в общем-то все молитвы к Матери Божьей? Они об этом. О том, чтобы она походатайствовала и научила нас разговаривать со Своим Сыном. Что и есть настоящая молитва.
 ***

У нас есть просьба помолиться о здравии Натальи, Галины, Андрея и Георгия. И руководителя радиостанции, конечно, раба Божия Евгения. Непростое время. Помоги ему Господь. И всем, кто трудится на радиостанции. И помолиться об упокоении приснопоминаемой Клавдии, Тамары, новопреставленного Ильи. Очень прошу упомянуть в своих молитвах новопредставленного протоиерея Валерия Бояринцева. Это удивительный человек. Несколько слов можно о нём сказать. Не знаю, может быть, он даже был здесь на радиостанции когда-нибудь. Это человек, который 30 лет проработал хирургом в больнице МОНИКИ в Москве. Благочестивый, глубоковерующий человек, отец 9 детей. И году по-моему в 90-ом вдруг его Господь позвал во священники. И он оставил всё, всю свою практику, и на этот зов откликнулся и стал настоятелем удивительного по красоте храма в Алупке, в Крыму. Храм, к которому непосредственно отношение имел государь Николай II, участвовал в его строительстве финансово, жертвовал кресты на этот храм. Храм, который сильно пострадал от Крымского землетрясения, если я не ошибаюсь 23го года. И когда отец Валерий его получил, там была огромная трещина во весь корпус храма. И вот в сложных условиях, под руководством отца Валерия всё это очень долго восстанавливалось. Храм сейчас уже расписан, в прекрасном состоянии. Но отец Валерий, имея 9 детей, а сейчас точно не могу сказать, но около 50 внуков, при этом ещё продолжал дело хирурга. Во-первых, его служением было освидетельствование мощей его святого коллеги, святителя Луки Крымского Симферопольского. Он непосредственно поднимал с архиереем мощи, участвовал в их переоблачении. При этом он продолжал совершать сложные операции, на которые нужна очень высокая квалификация. И там, в больнице не было такого уровня хирургов. Он продолжал, как и святитель Лука, ставший его небесным покровителем, принимать участие в операциях, спасать не только души, но и тела людей, которые на него уповали. И Господь ему помогал. Удивительный по жизнелюбию в хорошем христианском смысле этого слова человек, который всегда радостен, всегда утешит, всегда поддержит, никогда не покажет, что ему тяжело. По крайней мере те разы, которые я с ним сталкивался. Это 1994 год, летом я там был. И мне посчастливилось, гостил у него тогда отец Илий, совершал божественную литургию. А мы, молодые священники, служили рядом и радовались, как с ангелом Божьим, рядом с отцом Илием и с отцом Валерием. Поэтому, пожалуйста, помяните его в своих святых молитвах. Это один из многих-многих прекрасных священников, тружеников нашей церкви, который сейчас предстоит пред престолом Божиим. Храни вас Господь. Протоиерей Феодор Бородин, настоятель храма Косьмы и Дамиана на Маросейке. В следующий вторник опять я буду в эфире. Меня тоже пригласили. Поэтому, пожалуйста, если вы хотите, готовьте свои вопросы. Напомню телефон 8-495-959-59-39. В следующий вторник в 9 часов буду, если Господь благословит, опять у микрофона. Храни вас всех Господь.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+