14.09.2020 17:27:18
Митрополит Минский и Заславский, Патриарший экзарх всея Беларуси Вениамин поделился с корреспондентом RT Константином Придыбайло своими взглядами на миссию церкви и обстановку в республике. По мнению владыки, священнослужители должны нейтрально воспринимать события в Белоруссии и не вмешиваться в политические споры. Также он не поддержал идею предоставления автокефалии Белорусской православной церкви, которую продвигают некоторые политические деятели страны.
— Вы возглавили Белорусскую православную церковь в такое непростое для страны время (владыка был избран 25 августа. — RT). Какова сейчас ваша главная задача?
— Главная задача, я думаю, во все времена для священнослужителей одинаковая — возвещать Слово Божие всем людям. Тогда всё встанет на свои места, и тогда все напряжения спадут и найдутся правильные решения.
Другое дело: как возвещать Слово Божие? Как доносить его до как можно более широкого слоя людей? Но это уже другая тема. А так, прежде всего — Слово Божие, Евангелие, учение церкви. Учение о нравственном законе, нравственном чувстве в человеке. Вот спектр вопросов, которые должны быть поставлены во главу угла.
— Важно, насколько профессионально человек выполняет своё дело. В церковной сфере профессионализм заключается в том, чтобы следовать учению церкви во всех деталях, во всех точностях, с большой заботой. И в нашем обществе, в общем-то, есть запрос на то, чтобы белорусский язык чаще использовался, чтобы наше национальное сознание развивалось. Но этот запрос не настолько велик, чтобы ставить его во главу угла.
И думается, что будет не совсем хорошая перспектива для церкви, если национальный признак будет преобладать. Полагаю, что прекрасный тому пример — родившийся в Москве высокопреосвященнейший митрополит Филарет (возглавлял БПЦ с 1978 по 2013 год. — RT), получивший звание героя Беларуси. А родился в Москве. Беларусь для него такая же родная, как Россия и Москва.
— На фоне происходящих сейчас в Белоруссии событий те или иные силы пытаются вмешиваться в дела церкви, православной и католической в том числе. На ваш взгляд, как нужно реагировать на такие попытки вмешательства, точнее, втягивания церкви (в политические споры. — RT)?
— Апостол Павел говорит, что мы должны быть всем для всех, чтобы приобрести хотя бы некоторых. И думается, что позиция церкви должна быть нейтральной. Церковь должна оставаться местом встречи людей различных политических мировоззрений, различных политических взглядов, разного уровня образования, интересов.
Но есть такой неприятный момент, с которым я в том числе столкнулся, — это размещение личных данных в интернете. К тому же люди пишут комментарии или сообщения с ненавистью, хотя мы, может быть, даже не знакомы, они просто не разделяют мои взгляды на политическую ситуацию. Откуда берётся такая ненависть во вроде бы мирных белорусах?
- Евангелие нам говорит, что «добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое». Нужно внимательнее относиться к духовной составляющей своей жизни, взглянуть на духовные законы. Потому что своей злобой человек вредит не только другим людям, но и самому себе.
- Важно и то, что информация, которая подаётся неправильно, воздействует на людей, и они воспринимают этот негатив. Раньше была добрая традиция — не говорить без нужды о грехах. Да, грех надо преодолевать, с ним надо бороться, но от того, что мы часто обсуждаем его, человек вряд ли сразу переменится. Важно не столько быть настойчивым, сколько быть услышанным.
- — Вы практически начали отвечать на мой следующий вопрос. Сейчас многие священнослужители и в своих проповедях, и просто в комментариях начали говорить о политике. Насколько это уместно, как вам кажется?
- — Политика — это очень сложная сфера. Многое здесь сокрыто, непонятно. Если мы, священнослужители, будем заниматься политикой, то кто тогда будет наставлять народ в Законе Божием?
- Погружение в политику накладывает отпечаток на душу, и уже слово не становится таким беспристрастным и взвешенным, основанным на Евангелии. Примешиваются логика, желания, чувства, стремления.
- Примешивается желание помочь людям, но не учитывается при этом, какова воля Божия, каков путь, угодный Богу, и что говорит об этом Евангелие. Поэтому задача священнослужителей — больше всего говорить о добродетели и о грехе, о пути к исправлению, о преодолении грехов и ошибок прошлого и нынешнего времени, призывать к сплочению, к единению нашего общества на основе христианских и духовных ценностей.
Вы сказали слово «разделение». Некоторые оппозиционные лидеры уже говорили, намекали на автокефалию. Какова ваша позиция в этом вопросе?
— Эта тема несколько навязывается извне. Внутри Беларуси такой потребности нет. Предыдущее столетие показывает: когда эта тема поднималась, то, как правило, за автокефалистами стояла группа людей, которые так или иначе не совсем хорошо проявили себя здесь, на Родине.
Сейчас об этом (о вероятности автокефалии. — RT) больше вспоминают люди светские, которые посредством этого хотят, видимо, продвинуть свои идеи. Но в этом нет абсолютно никакой необходимости.
Вместе с тем хотел бы сказать, что не следует сейчас как-то расслабляться и впадать в беспечность. Потому что совсем недавно, год назад, мы не могли предположить, что здесь, в Беларуси, может быть такое. Но тем паче — надо хранить бдительность и избегать всяких поползновений к тому, чтобы эта тема (автокефалии. — RT) поднималась в том или ином формате.
Нужно начать писать новую страницу истории нашего Отечества. Это, скажем, создание новой Конституции, новые выборы и так далее. Но чтобы это было на чистом листе, хорошо подготовлено и в мирном духе.
— Вы говорите, что нужно уметь примиряться. Есть известное выражение преподобного Лаврентия Черниговского: «Как нельзя разделить Пресвятую Троицу — Отца и Сына и Святого Духа — это Един Бог, так нельзя разделить Россию, Украину и Беларусь». Вы согласны с этим?
— Наши народы очень близки. И вот это разделение произошло больше на политической почве. Причём оно было смоделировано извне. Другое дело, что не хватило нам мудрости наших предыдущих поколений, чтобы этому разделению противостоять. Но вместе с тем мы знаем, что есть пророчества о том, что всё равно три братских народа потом будут вместе. Об этом будем молиться, к этому будем стремиться.
Добавить комментарий