Перейти к основному содержанию

03:52 01.11.2020

Скорби и радости христианства

24.08.2020 13:57:29

 Слушать: https://radonezh.ru/radio/2020/08/15/21-00

 

C.Комаров:  - Добрый день, дорогие братья и сестры, в эфире радио «Радонеж», у микрофона Сергей Комаров. В ожидании ваших вопросов начну такую тему: как соединяются в христианстве скорби и радости?

Апостол Павел в чтении 10й недели по Пятидесятнице говорит такие слова: «Ибо я думаю, что нам, последним посланникам, Бог судил быть как бы приговоренными к смерти, потому что мы сделались позорищем для мира, для Ангелов и человеков…. Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся, и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне» (1Кор.4:9,11-13).

Если продолжать это чтение до конца (а завершается оно словами «умоляю, подражайте мне как я Христу»), то возникает впечатление, что христианская жизнь - тьма беспросветная, что-то тяжелое и страдальческое, непрерывное крестоношение. Очевидно, в этой теме надо разобраться, потому что человек может почитать эти строки, и подумать: ради чего в Церковь приходить, если к твоей и без того тяжелой жизни прибавятся еще какие-то особые, специфически христианские скорби и страдания?

Чтобы осмыслить то или иное место Священного Писания, необходимо обратиться к контексту. Обратимся и мы к контексту апостольского чтения 10й Недели по Пятидесятнице, которое берется из 4 главы первого послания апостола Павла к Коринфянам.

Коринфскую общину организовал сам апостол Павел. Он прожил в Коринфе полтора года, проповедовал, учил, потом продолжил свои миссионерские путешествия и оставил в Коринфе, как казалось самому апостолу Павлу, вполне устроенную общину. Но вскоре до апостола стали доходить слухи, что у этой общины есть много неурядиц. Оказывается, коринфяне не совсем верно поняли проповедуемое апостолом Павлом Евангельское учение. Какие же проблемы у них обнаружились?

Коринф был трудным городом для евангельской миссии. Как всякий портовый мегаполис, он имел две стороны жизни. С одной стороны, являлся оживленным культурным центром, городом с мощной философской школой и развитым искусством. В то же время, имел славу города порочного и развращенного. Даже существовало выражение «жить по-коринфски», что означало «жить блудно».

В Коринфе евангельская проповедь столкнулась с проблемой интеллектуального снобизма и нравственного нечестия. Горожане восприняли проповедь апостола как очередное философское направление, которое не влияет на личную жизнь человека.

Если почитать первое послание апостола Павла к Коринфянам, мы увидим, что он объясняет им элементарные, как для христиан, вещи. Например, что нельзя блудить, есть идоложертвенное (пищу, посвященную идолам), нужно веровать в телесное воскресение из мертвых. Павел упоминает, что внутри самой Церкви начались разделения на философские партии, враждующие между собой. Эти партии спорили друг с другом, и очень гордились, если побеждали. Коринфяне говорили «я Павлов, я Кифин, я Апполосов, я Христов». Невозможно представить, какая каша была в головах людей, которые могли ставить на один уровень Христа, и Павла с Аполлосом! И Павел возмущается: «разве во имя Павла вы крестились? Разве Павел распялся за вас?»

Откровенно языческую жизнь продолжали вести многие члены Церкви. Апостол говорит, что кто-то взял мачеху в жены себе - таков был уровень нравственности. Кто-то судился со своим братом во Христе через языческого судью. Творились беспорядки на церковных собраниях.

Это было довольно непросто испытание для евангельской проповеди, и для Церкви вообще. В Коринфе мир попытался поглотить Евангелие.

Самое главное - у коринфян искажалась сама духовная жизнь, христианская духовность. Забывалось учение о том, что христианство не от мира сего, что оно говорит о Царствии Божием, а не о земном благополучии и развитии философии. У коринфян игнорировались главнейшие христианские добродетели, такие как смирение, покаяние. Коринфяне становились на путь, отличный от Евангелия.

Это тревожило Павла. Он, пытаясь вразумить коринфян, рассказывает им о себе. Это такой интересный ход: как повлиять на свою паству? - Рассказать о себе. Но это сработает только тогда, когда ты всю свою жизнь посвятил Христу. И Павел решается на такой шаг.

Это исключительный случай, когда апостол ставит себя в пример. Очевидно, потому, что он лично был знаком с этими людьми, он смотрел им в глаза, они были его духовными детьми. Он знал, что его слово о другом человеке может быть оспорено, но слово Павла о себе не могло быть оспорено, потому что он зарекомендовал себя наилучшим образом в коринфской Церкви. Они видели его, знали, и потому он прибегает в такому рискованному приему: говорит им о своей апостольской жизни, и упрекает, что их жизнь не такая, какой должна быть подлинно христианская жизнь.

И вот Павел пишет слова, которые могут нас шокировать: «Ибо я думаю, что нам, последним посланникам (в греческом тексте «апостолам»; «апостолос» по-гречески: «посланник» - С.К.) судил Бог судил быть как бы приговоренными к смерти, потому что мы сделались позорищем для мира, для Ангелов и человеков». А потом Павел сравнивает духовное состояние коринфян с апостольским мироощущением, при этом употребляя некоторую иронию: «Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе; мы немощны, а вы крепки; вы в славе, а мы в бесчестии».

Здесь есть, как бы сегодня сказали, легкий «троллинг». Апостол как бы говорит: «нашу проповедь везде считают безумием, а вы так умничаете о Христе и вообще на религиозные темы, что это всем нравится. Точно ли тут все в порядке? Мы, апостолы, в мире немощны, слабы, ничто, а вы в мире имеете какой-то статус, стоите крепко. А точно ли так должно быть? Мы в бесчестии, а вы уже думаете иметь мирскую славу прежде нас. Какое-то разное христианство получается».

 Это место тонкое, здесь присутствует ирония, звучат риторические вопросы. Потом апостол оставляет ироничный тон и вновь говорит серьезно: «Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся, и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне. Не к постыжению вашему пишу сие, но вразумляю вас, как возлюбленных детей моих».

Апостол Павел говорит коринфянам прежде всего о том, кто такой настоящий апостол. Стоит на это обратить внимание. Сегодня в протестантском мире есть много людей, которые называют себя или своих наставников апостолами. Мунтяна на Украине, например, называют апостолом. Но настоящий апостол - это человек, о жизни которого апостол Павел пишет: «терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся». Вот апостольская жизнь!

Если «апостол» приезжает в город, где его встречают с самолета на мерседесе, везут в дорогую гостиницу, затем он выступает на стадионе, собирает неплохую сумму денег, потом его отвозят в аэропорт, он снова куда-то летит «на гастроли» - то это подозрительное апостольство. По крайней мере, у Павла все было иначе. Если человек несет истинное апостольское служение, то он постоянно будет терпеть скорби. Если не жажду и голод, не наготу и побои, так что-то другое - потому что мир будет воевать против него. Так просто его проповедь звучать не будет.

Павел говорит и об апостольской жизни, и о жизни христианской вообще. Жизнь христианская всегда будет полна трудов, скорбей, непонимания ближних, терпения клеветы и т.д.. А откуда такие специфические трудности? Был, например, человек как человек, жил себе нормально - а потом пришел в Церковь, и началось... Ведь, вроде, христианство принесло на землю радость, мир?

Если человек принимает христианское мировоззрение и входит в Церковь, если он считает Бога главной ценностью бытия, если все его поступки, дела, слова определяет евангельская вера - то он неминуемо войдет в некое противоречие с окружающим миром. Не потому, что он сам против мира воевать начнет. Он просто станет неудобен для мира.

Представьте, как утром в час пик в метро люди движутся по переходу в одну сторону, а какой-то несчастный пошел с ними, но потом понял, что не туда пошел, и пытается вернуться. Он продирается сквозь толпу, всем мешает, его все тихо ненавидят. Он не плохой сам по себе, но просто идет против течения: все туда - а он обратно! Он всем мешает и всех раздражает.

Христианин - это тот, кто идет против течения. Мир во зле лежит, по словам Христа, и честный евангельский христианин непременно столкнется с тем, что он идет против течения. Без некоторых ран, без проблем с обществом тут не обойтись.

Далее, внутри самого человека произойдет разлад. У каждого из нас есть некоторый бэкграунд, прошлая жизнь, свои греховные привычки, в каждом из нас живет ветхий человек. В христианине вообще есть как минимум два внутренних человека - ветхий и новый. Ветхий - совокупность грехов, страстных привычек, порочных навыков, страстей - то худшее, чем человек жил раньше. И есть новый - тот, который рождается от воды и духа в Крещении, растет потихоньку, укрепляясь Таинствами и евангельской благодатью. Сразу ветхий человек не умирает, война с ним продолжается всю жизнь.

Внутренний разлад в настоящем христианине обязательно вскроется. Человек может себя чувствовать цельным до воцерковления - он живет по правилам ветхого человека, у него свои стереотипы поведения, своя мировоззренческая модель, укрепившаяся к сознательному возрасту. Но вдруг в его жизни появляется другая сфера бытия, другая реальность - христианство. И начинается некое раздвоение.

 Христианин живет как бы в двух реальностях. Идешь утром на работу – ты в одной реальности, пришел вечером в храм – ты в другой. Такая двойственность разрывает человека, и все христиане немножко в этом смысле шизофреники. Непросто жить в двух параллельных реальностях, которые тяжело совместить.

И еще один источник скорбей христианина – диавол. Он как бы не появляется в жизни человека, пока тот не обращается к Богу. Человек без Христа и так диаволу принадлежит, а когда начинает что-то для своего спасения делать, то бесовские силы вокруг пробуждаются, и человек испытывает искушения, трудности, страхования, приступы уныния - это все подробно описано в аскетической литературе.

 Чем больше человек воцерковляется, тем более с этой реальностью он соприкасается. Не зря говорят: откуда скорби христианину? - от яшки и ёшки. Яшка - это я сам, ветхий мой человек, а ёшка - диавол.

Итак, вот три источника скорбей христианина: мир (греховные страсти, царствующие в человеческом обществе), внутренний ветхий человек, и диавол.

По этим трем направлениям христианин ведет борьбу всю жизнь.

Если мы зовем наших близких в Церковь, то мы должны не сразу, но постепенно с ними говорить об этом, говорить честно, не рисовать горы золотые, что бизнес будет укрепляться, дети не будут болеть и т.д. Нет, ничего этого может и не быть! Как Шмеман писал: «Церковь не решает проблемы, она их снимает». Человек в Церкви просто призван стать иным. То, что раньше для него было проблемой, после воцерковления уже не будет ею, - зато появятся другие. Человек обретет иную сферу бытия – общение с Богом.

Вопрос:  - Вы говорили о протестантских и ненастоящих миссионерах, которые на мерседесах путешествуют, но а сейчас околоверующие или неверующие крещеные люди говорят, а вот как же ваши архиереи, руководители Церкви тоже приезжают на дорогих машинах. Как на это смотреть? Сложно что-то людям объяснить. Вопрос провокационный, конечно.

C.Комаров:  - Прежде всего, вопрос не ко мне - я не архиерей. Но что бы я лично сказал? Архиерей – это человек, которые имеет тесные отношения с внешним миром. Он выполняет функцию коммуникации Церкви с внешними людьми, с государственными структурами. А в мире действуют свои законы, по отношению к которым архиерей должен как-то приспосабливаться.

 Епископ общается со статусными людьми. В мире статусов есть статусные вещи, машины, внешний вид. Если ты зашел в кабинет к чиновнику, например, ты должен соблюсти дресс-код какой-то, и так далее. Архиерей неминуемо от мира перенимает что-то - не в смысле греховное, а просто внешние статусные атрибуты.

Статусные люди часто дарят подарки архиереям. Здесь тоже тонкая игра. Дарят их спонсоры, которые важны для Церкви. Откажется архиерей от подарка - человек обидится, и Церкви не поможет. От личных отношений епископа с властью зависит и строительство храмов, и благосостояние монастырей, и жизнь простых священников. И владыка ради Церкви может стать в чем-то подобным тем «большим» людям, с которыми он общается.

Тут сложно всё. У меня есть несколько друзей архиереев, они очень хорошие люди сами по себе. Но я вижу, что они после принятия епископского сана рано или поздно входят в систему, становятся такими, как все. Они играют по правилам игры. Сам, в одиночку, ты систему не сломаешь – легче приспособиться к ней.

Архиереи у нас, как правило, пожилые. Мне кажется, совсем не зазорно пожилому человеку, который всю жизнь отдал служению Церкви, купить нормальную машину. Архиереи большую часть жизни проводят в дороге, почему не купить ему комфортный автомобиль? Епископы служат много в разных местах, а дорога вообще утомляет, - говорю вам как бывший оркестровый музыкант, который 15 лет провел в разъездах. Дорога страшно выматывает, особенно если автобус плохой - а архиерею наутро служить.

Конечно же, злоупотребления случаются, как и везде. Где человек, там грех. «Всяк человек ложь и я тож». И в нашей жизни есть злоупотребления хорошими и правильными вещами. Но - это не наша это область суждения. Над архиереями есть патриарх, над патриархом Бог. А у нас есть свой огород, и с нас спросится только то, делали ли мы работу на этом нашем огороде честно. На каких машинах ездили наши архиереи - это не с нас точно не спросится.

Вопрос:  - Много говорят о том, как священники живут в Москве, но совершенно забывают, что в регионах все иначе.

C.Комаров:  - Да, верно, на периферии священники живут совсем не так, как в больших городах. Но говоря об архиереях, скажу, что и архиереи на периферии далеко не так богато живут, как порой может показаться. Есть и бедные архиереи, представьте себе, которые ездят на простых машинах и живут в простом быту. Я видел таких. Всех под одну гребенку мерить не стоит.

 Да и все равно, на какой машине ездит священник. В больнице нас волнует ли, какая машина у врача? Главное, чтобы доктор был хороший. Вот и у священников главное не это, а какие взаимоотношения у них с людьми, есть ли любовь к Церкви и Богу.

Но как внешним людям объяснить такие вещи - не совсем ясно, потому что их это соблазняет. Думаю, что если вам такие вопросы задают, то в 99% случаев просто хотят провокации. Истины автор вопроса не ищет, но хочет просто поспорить, желает «остренького».

Помню, ехали со знакомым иеромонахом в такси. Таксист спросил его, священник ли он, тот ответил утвердительно. Таксист начал эту самую песню: про часы патриарха, его яхту, дачи и т.д.. Монах же скромно сказал, что при покупке часов и дачи не присутствовал. Таксист замолчал. До него, наверное, дошло, что он-то тоже не присутствовал – ему по телевизору сказали.

Если человек ищет истину, то он через это маленькое искушение пройдет, через все эти машины и часы. В Церкви есть глубины, их просто надо увидеть через мишуру епископских дач, яхт, часов. Но глубину увидит тот, кто сам глубок.

Вопрос:  - Есть огромный приход храма Царевича Дмитрия, есть сестричество, плюс туда входит святителя Алексия больница. Недавно у нашего владыки Пантелеймона были именины, он собрал немалую сумму, но ни копейки не взял, раздал тем, кто нуждается и в нашем приходе огромном. У нас много священников, но ни у кого нет личного транспорта. Владыка имеет 4х дочерей и 25 внуков. Ездит на метро. Да таких много. Почему же такая напасть на наше духовенство?

C.Комаров:  - Действительно, далеко не все епископы живут как богачи. Несколько архиереев засветились с дорогими машинами - и вот уже повод для разговора. Я знаю по меньшей мере двух епископов в Москве, которые ездят на метро.

Вопрос:  - Как можно отнимать храмы у православных, у Церкви? Возьмите Украину, например. Это то же, что квартиру у человека отобрать. 

C.Комаров:  - Я прожил 20 лет в Украине, могу рассказать. Согласно законодательству Украины, право на храм имеет церковная община. Церковная община – это реальные прихожане. Если две трети общины за то, чтобы перейти в другую юрисдикцию, например из канонической Церкви в раскольническую, то государство вправе вмешаться и помочь этому. Что же происходит на Украине? Происходит подмена территориальной общины и церковной.

По селу (храмы в основном отнимают в сельской области) проходят активисты, которые задают провокационный вопрос нецерковным жителям села, коих большинство: вы за украинскую Церковь или московскую? Конечно, человек от Церкви далекий скажет, что за украинскую. Активисты фиксируют данные человека как члена церковной общины, и фиксируют его желание молиться в «украинской церкви» - т.е. у раскольников. И когда реальные прихожане показывают свои списки, то их там 20 человек, а в списках территориальной общины (то есть просто жителей села) 500 человек. И эти 500 за «украинскую церковь». В скобочках там будет добавлено - за ПЦУ.

На этом основании сбивают замки с храма, ставят свои, этому помогают правоохранители, и храм переходит к раскольникам. Вот и всё. Элементарная подмена, хитрый ход, который юридически сложно оспорить. Там часто это делается просто с употреблением грубого насилия, без всяких разбирательств. Можно найти тысячи видео в интернете.

 

Вопрос:  - Известный поэт Аполлон Майков писал: «Чем ночь темней, тем ярче звезды, чем глубже скорбь, тем ближе Бог». Давайте об этом поговорим?

C.Комаров:  - Прекрасно. Переключимся снова на нашу тему. Вернемся к Писанию. Итак, апостол Павел говорит о трудностях в жизни христианина.

Итак, от самого себя, от диавола, и от мира терпит человек скорби. Апостол Павел показывает, что христианство - путь человека к Богу на земле - это путь крестоношения, усилия. «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф.11,12).

Житейский опыт, логика, интеллект, здравый смысл не способны до конца  понять христианство - оно в другой плоскости лежит. Христианство - путь креста Христова, который познается религиозной интуицией, сердцем, опытом веры, слезами, скорбями. И через боль, через падения и восстания человек познает радость о Господе.

Мы подошли к главному - откуда радость берется?

Апостол Павел говорит: «всегда радуйтесь». Чем больше человек погружается в христианство, чем больше он открывает себя Богу, тем более Бог дает ему утешение и блаженство, - того, о котором сказано «слава в Вышних Богу и на земле мир в человецех благоволение». Мир внутренний дает Бог человеку, хотя внешне жизнь его может представлять из себя что-то плачевное. Это такое соединение скорби и радости, которое есть наверное только в христианстве. Свт. Иоанн Златоуст писал об этом: «радостотворный плач».

Внешне может быть все плохо, а внутри у человека светло, радостно, и он может слышать пение ангелов. Это опыт духовной жизни, о котором мы мало знаем. Новомученики писали из тюрем, что никогда они не попадали в такие страшные условия, как тогда, но никогда они так близко не приближались к Богу, как тогда.

Этот опыт познается в практике духовной жизни. Радость, которую дает Господь, это не та временная радость, хрупкая такая, которая быстро приходит и так же быстро уходит, - внешняя радость, именуемая мирским словом «счастье». Счастье можно толковать и духовно, но, если в мирском понимании - это что-то жгучее, внешнее, кратковременное. Бог же дает блаженство, мир, свет, источником которого является на человек, не внешние обстоятельства, а Сам Бог. Это некоторый опыт, который человек может познать только сам.

И когда мы человека в Церковь зовем, то нужно ему об этом рассказать. Мы должны сообщить ему, что внешние обстоятельства жизни могут и не измениться в лучшую сторону, но в жизнь человека придет Бог, у человека появится другое измерение будней, измерение веры войдет в его бытие. И вот здесь человек будет по-настоящему счастлив. Если он искал Бога в Церкви, то он Его там найдет. А внешняя жизнь, возможно, будет полна скорбей. Христос говорил: «в мире скорбны будете».

Такова дилемма, которую принесло нам христианство. Павел дальше пишет, что понять этого до конца невозможно, тут нужна мудрость Христова. Ум Христов должен быть у человека, чтобы эту тему переварить, почувствовать и понять.

Сказанное вовсе не значит, что мы должны искать скорбей. Просто Павел напоминает нам, что мы пришли в этот мир не для того, чтобы хорошо устроиться. Христианину всегда будет тяжело, потому что путь его - вверх, а вверх идти всегда труднее, чем вниз. «Все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» (2Тим.3,12).

Христианство - инородное тело в мире. Как мячик резиновый выталкивается из воды, так и мир пытается вытолкнуть из себя христианство, потому что мир не может переварить его. Христианство - соринка в глазу, которая все время вызывает боль и слезы. И эту инаковость каждый христианин должен чувствовать. Мы можем иметь счастливую семейную жизнь, любимую работу, хороших друзей, удачный бизнес и благодарить за это Бога. Но, с другой стороны, мы должны чувствовать призрачность человеческого счастья и некоторую суровость христианской духовности.

Сегодня мода такая пошла на веселое христианство: «чем больше будешь заповедей исполнять, тем лучше тебе будет в жизни». Не совсем это так. Смотря что понимать под жизнью. Если жизнь с Богом, то да. Если жизнь вообще, все эти наши дела мирские, то не обязательно. Христианин обязан все же различать Небо и землю, хотя они иногда соприкасаются. Церковь это в общем и есть Небо на земле.

 Я бы еще хотел отметить тонкий момент Писания: необходимость соучастия христианина в страданиях Христа. Это особая тема.

Вот эпизод из Евангелия. Перед входом в Иерусалим двое из апостолов обращаются ко Христу. «Они сказали Ему: дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей. Но Иисус сказал им: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь? Они отвечали: можем. Иисус же сказал им: чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься» (Мф.10,37-38).

Что значит крещение Христово? Это крещение кровью, болью, страданием смертью. Чаша страдания имеется в виду, которую Христу предстояло испить очень скоро. И Он говорит: «чашу Мою будете пить, и крещением Моим будете креститься». Скорби, которые впоследствии испытали апостолы - это Христовы скорби, ведь Он говорит о Своей чаше и Своем крещении скорбями. Потом, апостол Павел говорит в послании к Филиппийцам, что всем нам нужно познать участие в страданиях Христа (см.Флп.3,10). Свои страдания апостол называет «страданиями Христовыми» (см.2Кор1,5), а в послании к Римлянам пишет, что мы можем считаться сонаследниками Христу, «если только с ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться» (Рим.8,17). И апостол Петр совершенно ясно пишет: «Возлюбленные! огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного, но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете» (1Пет.4,12-13).

Священное Писание утверждает странную мысль - страдания христианина, связанные с исповеданием веры, есть участие в страданиях Христа. Святитель Феофан Затворник, толкуя эти места, пишет: «страдания за Христа суть Христовы, потому что Он Себе их присвояет, считает их Своими, Он однажды пострадал всеобъемлющим страданием, страждущие за него вступают в спострадание Ему, в чем, как нередко уверяет апостол, и состоит таинство нашего спасения. Причащение страданиям Христовым вводит в причастие и жизни Его, а в этом  всё».

 Конечно, ясно, что речь о мученичестве за Христа. А если говорить о нас, обычных людях, которые страдают, как правило из-за своих грехов, проблем? Игумен Никон Воробьев пишет: «А всякая скорбь, которую мы принимаем без ропота, с мыслью благоразумного разбойника, именно: что за грехи, для спасения и очищения посылаются скорби, и, следовательно, «достойное по делам нашим приемлем», всякая скорбь при таком отношении к ней вменяется в скорбь ради Господа, крест наш личный преобразуется в Крест Христов, и мы через него спасаемся».

Оказывается, если мы терпим скорби, пусть даже и связанные с нашими грехами, по-христиански, то есть с пониманием своего положения, со смирением и упованием на Господа, то мы входим в сопричастие страданиям Господа нашего Иисуса Христа. Всякая скорбь, воспринятая и пережитая покаянно, соединяет нас с Ним, Его крестом и Его страданиями.

Недаром говорится, что Церковь есть Тело Христово. Таинство нашего спасения напрямую связано с теми скорбями, которые перенёс Христос на Кресте. И то, что при жизни произошло со Спасителем, в какой-то мере должно произойти и с нами. Мы призваны жить свято, свидетельствовать об истине, страдать от мира и, если будет угодно Богу, умереть за Него. Мы призваны быть со Христом всегда. Если для Него воскресение наступило после Голгофы, то и мы туда не можем войти безболезненно. Мы тогда становимся Христовыми, когда у нас мысли Христовы, радость во Христе, страдания Христовы. Тогда и спасение наше будет Христово и жизнь христианской.

Вопрос:  - Церковь у нас были нераздельны, вспомните двуглавого орла. если у нас будут вот эти все моменты с мерседесами и кто на чем ездит, то мы не выполним ту миссию христианского народа. Так мы бы и сами вернулись в разряд державы, и этим светом освящали бы весь мир. Что в мире делается?! Это единственный путь вернуться в государстве к православию по-настоящему. Это соблазн, мы должны с этим бороться. Вам предлагаю на это не отвечать, но лучше бы не лукавить.

C.Комаров:  - Я не лукавил, извините. Если Вы считаете, что я лукавил из-за корпоративной этики, пытался защищать, то вы ошибаетесь. Поверьте, я не прихожу сюда, чтобы лукавить, мне это не нужно. Я прихожу сюда, чтобы с вами говорить о наболевшем и полезном. Меня можете обвинять в чем угодно, я человек грешный, но не в лукавстве, поверьте. Если я говорю что-то вам, то значит, это и думаю.

Итак, наша тема сегодня: страдания Христовы могут сделаться нашими, и нашей окажется и Его победа. В Евангелии говорится: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир». Мы настолько связаны с нашим Господом, что то, что с Ним произошло, в какой-то мере должно произойти и с нами. И скорби, и радость у нас должны быть Христовы. Это сопричастие Христу происходит, по сути, в таинстве Крещения, которое должно определять всю нашу жизнь.

 

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+