Перейти к основному содержанию

18:52 19.09.2020

Самое главное - искренность нашего сердца, непосредственный отклик нашего сердца на призыв Бога.

24.08.2020 13:49:30

Слушать: https://radonezh.ru/radio/2020/08/08/21-00

С.Комаров:  - Добрый день, дорогие братья и сестры, радио «Радонеж» в прямом эфире. У микрофона Сергей Комаров. Сегодня мы с вами будем говорить на самую главную тему в жизни православного христианина - духовная жизнь, взаимоотношения с Богом, путь уподобления Богу. Обо всем этом мы будем говорить с замечательным публицистом, писателем, автором бестселлера «Сокровенный мир православия» священником Валерием Духаниным. Здравствуйте, батюшка.

о.Валерий:  - Здравствуйте. Рад буду пообщаться.

С.Комаров:  - Отче, если говорить о духовной жизни человека сегодня, что бы Вы поставили во главу угла? Каково главное основание духовной жизни сегодня? Это Литургия? Покаяние? Добродетель смирения? Или образование церковное или молитва? Что для Вас самое главное в теме духовной жизни?

о.Валерий:  - Конечно, Вы сразу так много перечислили и все важно. Самое главное - искренность нашего сердца, непосредственный отклик нашего сердца на призыв Бога. Вера в Бога и есть отклик сердца человека, потому что сердце наше всегда чего-то ищет. У блаженного Августина, помните, с чего начинает он свою исповедь, прекрасное духовное и богословское произведение, он обращается к Богу, говорит, что Ты, Господи, создал нас для Себя и беспокойно наше сердце пока не успокоится в Тебе. Чего бы мы на земле не искали, наше сердце в этом покоя не обретет. Все, чего мы получаем и достигаем, это только на время оно нас радует, как детская игрушка маленького ребенка, который ее потом откладывает в сторону. И как эти дети неразумные копим эти игрушки, тогда как сердце наше создано не для игрушек, но оно ищет вечного, бесконечного. Это мы обретаем только в общении с Богом, а без внутренней сердечной искренности это невозможно. Прежде всего, обращение к Богу, а это молитва. Но молитва наша слаба, поэтому иди в храм. А там это полнота общения с Богом. Ты сам не сможешь, не вытянешь, но за счет других молитв. В Псково-Печерском патерике есть наставление, хоть это и немного гипербола, что одно соборное «Господи, помилуй», может превысить твое отдельное личное субъективное правило молитвенное, потому что там ты не сам по себе, эгоизма никакого, но ты включаешься в общее моление, оно как река на тебя уносит вперед, поэтому без храма нам нельзя. Хочешь образование - учись. Время уникальное, каждый мирянин может получить богословское образование, это просто замечательно.

Вопрос: - Раньше во времена гонений христиане получали Причастие на дом, а сейчас тоже непростые времена, долго быть без Причастия трудно, особенно если есть болящие. Как вы смотрите на то, чтобы нам христианам в исключительных случаях выдавать Причастие на дом?

о.Валерий:  - Все, что дает Господь - проявление любви. Это нам может казаться, что скорбь, недостаток, болезнь, а Господь через это может быть как раз и спасает наши души. К святому Паисию Святогорцу долго время пытался попасть один юноша, который не мог ходить, его даже на Афон привезли. И вот он ожидал, когда он попадет к старцу. Наконец его привезли в какое-то помещение, тот видит старца, который имел неизреченную любовь, и он гладит его ножки, и говорит, что неужели ты не понимаешь, что эти ножки, которые не ходят по нашей грешной земле, они тебя как раз в рай и приведут. После этого происходит невероятное. Отец Паисий приподымает его за плечи и руки, и молодой этот человек Костас действительно встал и стал делать шаги. У него как крылья появились. Но тут другое чудо - старец сажает его обратно в кресло и говорит, что все же нет воли Божией на то, чтобы он ходил, потому что это приведет его к погибели. А вот как раз через болезнь не только он будет спасаться, но и те, кто за ним ухаживает. Мы-то думаем, что идеалы земные - абсолютное здоровье, долгие годы жизни, внешние успехи американские, а на самом деле нет, Господь показывает, что через трепетную заботу об болящем сами помогающие тоже спасаются. Есть круг взаимосвязи, когда все пронизано искренней любовью. А что касается Причащения. Вспоминаю знакомого, который в Африку поехал в экспедицию по профессиональным целям и отец Кирилл благословил его, чтобы он взял с собой Святые запасные Дары. Он был очень воцерковленный человек, конечно батюшка прекрасно понимал, куда он едет. Он там сам молился, без Литургии конечно, но какие-то молитвы мог прочитать и причащался. В массовом порядке это наверное не очень полезно, потому что мы не знаем как кто будет относиться к Дарам. Не настолько уж у нас тяжкие времена, чтобы мы не могли причащаться. Владыка Тихон, помните, объявил, что на Пасху службы не будет, но всем священникам благословлялось на Светлой седмице посетить всех своих прихожан на дому и там преподать им Святой Причащение. В эпоху гонений священник мог и не дойти, могло и не быть священника, поэтому хранили дома Святое Причастие. Сейчас же лучше будет, если батюшка будет приходить на дом причащать. Это весьма и весьма благословляется в наше время.

Вопрос: - Одна христианка мне рассказывала, что была на могиле Пушкина, там происходят чудеса. Говорят, его надо прославлять. Как Вы к этому относитесь?

о.Валерий:  - Думаю, что прямо к лику святых причислять не получится, потому что должен быть пример действительно значимого для нас духовного пути, благочестия, праведной жизни.  В то же время жил преподобный серафим Саровский, его же канонизировали по понятным причинам  -это для нас пример и образец. Другие были подвижники благочестия. А у Александра Сергеевича были метания, хотя он и преодолел тот атеизм, который его искушал. Когда он заканчивал Царскосельский лицей , его выпускное стихотворение как раз было - Безверие, посвящено описанию своих чувств, там конечно выражение такой внутренней тоски, что он и в храме себя не находит, куда не пойдет - везде тоска, потому что атеизм действительно внутренняя пустота,  замыкание в себе, когда ты внутрь не пускаешь Божий свет, но потом потихоньку он от этого отошел, от стихов распущенных, отчасти даже кощунственных, типа Гаврилиады, где он в приниженном смысле прилагал события Благовещения и так далее. Потом он и сам сокрушался. Переложением уже у него стали молитвы преподобного Ефрема Сирина, потом мы знаем, как он выражал свои внутренние искания в этом стихотворении:

Дар напрасный, дар случайный,

Жизнь, зачем ты мне дана?

Иль зачем судьбою тайной

Ты на казнь осуждена?

Кто меня враждебной властью

Из ничтожества воззвал,

Душу мне наполнил страстью,

Ум сомненьем взволновал?..

 

А святитель Филарет ему ответил:

 

Не напрасно, не случайно

Жизнь от Бога нам дана,

Не без воли Бога тайной

И на казнь осуждена.

 

Сам я своенравной властью

Зло из темных бездн воззвал,

Сам наполнил душу страстью,

Ум сомненьем взволновал.

 

В завершении:

 

Вспомнись мне, забвенный мною!

Просияй сквозь сумрак дум, –

И созиждется Тобою

Сердце чисто, светел ум.

Пушкин отвечает:

Я лил потоки слез нежданных,

И ранам совести моей

Твоих речей благоуханных

Отраден чистый был елей.

 

Душа его была такая чуткая, ищущая, отзывчивая, Господь не дал ему умереть убийцей, потому что он мог сам Дантеса застрелить, потому что он прекрасно владел пистолетом, но Господь так вот промыслом Своим устроил, что ему это было не дано, хотя он стрелял и немного ранил Дантеса. Но потом он настолько искренне радовался, несколько часов перед смертью. Священник говорил, что себе самому желал бы такой искренней сердечной подробной исповеди перед смертью. Для нас есть тоже некоторый пример, но пример искреннего покаяния когда после метаний побеждает вера в Бога, искреннее обращение ко Христу. В этом смысле он для нас значим и дорог, но этого всего недостаточно, чтобы канонизировать. А про чудеса ничего не могу сказать, потому что природы этих чудес я не знаю. Бывает, что человек сам очень желает и верит и просит. Один батюшка рассказал, как в Третьяковской галерее, где он совершает служение, покрался капельками портрет императора Павла I. А сотрудники не могут понять, как так - стекло и все закрыто. Отец Николай ответил им, что нужно посмотреть на важные даты его жизни. И это оказался точь-в-точь день его убиения. Всего этого тоже конечно недостаточно чтобы прославлять и делать далеко идущие выводы, но почему-то Господь дает и такие знамения.

Вопрос: - У кого-то из Псково-Печерских отцов было видение: во сне пришел Пушкин и сказал, почему все мои произведения любят, но никто за меня не молится? Не мне не молится, а за меня не молится. Он просил молитв.

о.Валерий:  - Очень такое хорошее замечание, напоминание нам, что мы должны за него молиться, потому что одно дело, когда мы восхищаемся произведениями, а другое дело, когда мы пытаемся духовно помочь самому поэту. Душа-то жива, у Бога все живы. Наши молитвы могут ему помочь. Вспоминаю, что Игнатий Брянчанинов в своих письмах высоко отзывался о самом литературном стиле Пушкина, потому что он видел, что в этом стиле есть искренность внутренняя, нечто подлинное. Конечно, будем стараться молиться о душе приснопоминаемого Александра Сергеевича Пушкина. Царствие ему Небесное.

С.Комаров:  - Знаю, что есть такое даже правило, читаем книгу святого и говорим перед этим например «святителю отче Амвросие, моли Бога о мне», читаем книгу усопшего автора, допустим Гоголя, говорим «упокой, Господи, душу раба Твоего Николая». Таким образом, мы сделаем что-то для души усопшего.

о.Валерий:  - Это как раз то, что и нужно. Берем книгу, не только для себя - поглощать, а некую благодарность автору дать. Как? Помолиться. О его душе, которая уже в том мире. Наверняка это скажется на его участи.

С.Комаров:  - Раз уж мы затронули тему молитвы. У митрополита Антония Сурожского была книга «Может ли еще молиться современный человек?» Этот вопрос, реплику я бы хотел переадресовать Вам. Может ли человек, сегодня живущий в миру, в наших сумасшедших условиях, суете по-настоящему молиться? Какие рекомендации о молитве можно предложить слушателям нашим?

о.Валерий:  - Вы точно сказали, что ритм жизни сумасшедший. Раньше жили больше в сельской местности, городов не так было много. И если представить, сколько сельский житель мог за время своей жизни увидеть других людей? Не думаю, что много. Скажем, его село да соседнее. Ну, ходил он куда-то на богомолье, встречал кого-то. Скажем, счет мог идти на тысячи. А представьте, что Вы в Москве заходите в метро утром. Делаете пересадки. Вся эта толчея. И за одну поездку можно встретить больше людей больше, чем в прежние времена можно было встретить за жизнь. Это же через нас проходит. И ритм выходит стремительный. С другой стороны, рушатся отношение к человеку. Людей и так много и постоянно сведения рухнул самолет, авария - а ну ладно, людей и так много я вижу. Рушится в собственных глазах ценность жизни. Ты видишь людей как муравейник копошащийся, да и они мешают тебе при этом, мешают спокойному образу жизни. Я рекомендую, когда едете в метро молиться не только за себя, но и за тех, кто с тобой в вагоне, и может быть ты видишь человека, у которого грустное лицо - помолись о нем. Не враждебно смотреть на других, но молиться за них. Молитва расширяет наше сердце. Как откровение приходит мысль, что мы все чада Божии. Жизнь человеческая  - бесценный Божий дар. Каждый очень дорог. А если видишь пьяницу - помолись. А если кто-то вышел из себя - тем более, потому что он страдает ведь, от своей же злобы мучается, он других мучает как последствие собственных мучений, когда у него уже через край все перехлестывает. Но это уже пена через край, а основное - то внутри этого стакана, внутри его самого. Потому начинать молиться надо там, где ты находишься. Или трудишься, остановись и помолись про себя хотя бы немножечко, выйди из суеты, иначе этот стремительный поток увлечет или в осуждение, изи злые помыслы. Молитва должна пронизывать весь день христианина. Как иголочка ниткой одежду сшивает, пронизывает, если не будет этого, то ткань нашей христианской жизни распадется и все, никакой цельности не будет.

Вопрос: - Я был неоднократно свидетелем невольным того, как люди молятся: чтобы кто-то куда-то поступил, купить что-то, но молитв Всевышнему мало. И второй вопрос: как Вы относитесь к освящению оружия?

о.Валерий:  - Молитвы, да, Вы правы, отражают наше потребительское отношение. Каждому наверное по его духовному уровню. У моей супруги в детстве, а она из деревенского дома, жила уточка, которой собака погрызла шею. Так вот супруга моя так распереживалась, будучи ребенком, что стала молиться великомученику Пантелеймону, читала акафист, и уточка выздоровела. Казалось бы, что там, подумаешь, какая-то утка, но это проявление сострадания, чуткости, милосердия детского, и это очень важно в духовной жизни. Бывает так, что человек беспокоится о работе или о зарплате, но он же по крайней мере обращается к Богу, он не идет к гадалке. Эта молитва очень недостаточна, конечно. Святитель Игнатий Брянчанинов говорил, что ты можешь просить о земном, но самое главное, ты и это вверяй  в руки Божии. Господи, да будет воля Твоя. Что исключено в молитвах - греховные просьбы. Скажем, просьбы снять начальника, например, когда мы можем причинить кому-то вред, зло, исключены. Господь лучше нас знает и начальника, и соседей, их дает для уврачевания наших страстей, гордыни, себялюбия, чтобы мы не чувствовали себя в постоянном комфорте, но взбодрились духовно.

Вопрос: - Я возвращался из храма и ехал в метро. Подумал, что напрасно просто так сижу, стал молиться. И вот только я произнес Господи, Иисусе Христе, Боже мой, как сидевшая напротив меня молодая девушка с искаженным от злобы лицом вскочила и убежала в другой конец вагона. Что это могло быть?

о.Валерий:  - Может быть Вы настолько высокого уровня молитвенник, что одно произнесенное Вами имя Божие так влияет на людей. Бывает, что и бесы боятся. Они даже однозначно боятся. И люди, которые впали в некую зависимость от демонических сил, тоже чувствуют влияние. Но я бы не искал такой зависимости прямой. Мы же не знаем, от чего она вскочила. Может это просто искушение, враг так Вас отваживает от молитвы. Надо отнестись как к испытанию и продолжать молиться. Я бы не рекомендовал специально брать какие-то постоянные правила по вымаливанию других. Без благословения этого делать нельзя, духовник видит нашу душу, нашу способности. Одно дело помолиться в вагоне метро, потому что сердце желает и это отклик его, а другое дело вымаливать всех, кто едет в метро, что задача самонадеянная, как и назначать себе какое-то высокое количество молитв Иисусовых в день. Такие спортивные задачи ставить опасно. Нужна осмотрительность. И мы не ответили на вопрос по поводу освящения оружия. Это тема неоднозначная. Оружие - больше ветхозаветная мера воздействия. Употребление оружия рассматривалось как способ такого служения Богу, утверждения заповедей очистить Обетованную землю от тех народов, которые ее населяли. Или вспомним пророка Илию, который не только огонь низводит не только на жертв. Дважды он попалял пришедших за ним солдат, которые с их надменными военноначальниками, так он молитвами низводит огонь с небес. Жесткое воздействие. Но вспомним, что когда пророк Илия сам приходит на гору Синай, и там ему тоже дается откровение. Землетрясение - не там Господь, буря - не там Господь, а потом огонь - и не в огне Господь. И только после этого дается ему тихое веяние ветра, и в этом «гласе хлада тонка» и являет Себя Господь. Эти жесткие меры были в Ветхом Завете. Сегодня они тоже себя проявляют. Мир в целом живет по ветхозаветным законам, мы не всегда дотягиваем до подлинного новозаветного уровня. А Сам Христос своим апостолам  Иоанну, Иакову, когда они хотели наказать самарийское селение за то, что не приняли Христа, хотели низвести огонь с неба как Илия сотворил. А ведь не в огне Господь. И тут Спаситель им отвечает: не знаете, какого вы духа ибо Сын человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать. Но не каждый подымается. Мы не свято живем. Поэтому применяем такие ветхозаветные меры. Или нужно жить так свято, как преподобный Серафим Саровский, например, чтобы люди вокруг начали преображаться, или уже защищай отечество с оружием в руках. И только в этом случае благословляется это оружие. Придет момент, когда в этом не будет нужды, это упразднится. А вот любовь новозаветная останется, а всякое оружие упразднится, а любовь, кротость, мир, смирение останутся.

С.Комаров:  - Насколько я знаю, чин освещения оружия отменен недавно, буквально полгода назад. Было распоряжение Святейшего Патриарха, так что Церковь оружие не освящает.

Вопрос: - На утренних молитвах поминаю своих родственников, предшественников. Причем я не знаю, какова была их жизнь, были ли они православные или сектанты. Я также поминаю преподавательницу на нашей кафедре, она была некрещеная, но мне ее как-то жалко. Последнее время у меня сомнение, не хочу ли я быть милосерднее Господа, поминая эту нашу преподавательницу, например. Но я подчеркиваю, что я не вымаливаю, а просто поминаю.

о.Валерий:  - Скажу, что Ваша молитва никак не отменяет милосердие Божие, Вы свою молитву не ставите выше милосердия Божия. Божий суд не таков как суд человеческий. Если кто-то по обстоятельствам не был крещен, например, то мы его в храме поминать не можем, но раз душа о них болит, то в личной молитве хорошо их понимать, а не вычеркивать их из своего сердца. Молитва ведь из сердца идет. А раз мы кого-то не вычеркнули из сердца, то и поминаем в сердечной молитве. Надеемся, что милосердие Божие больше наших рассудочных представлений. Но в храме их не записываем на поминовение, потому что чадами Церкви они не были. И на мой взгляд, прекрасно вот так молиться о тех, к кому чувствуешь сердечную любовь.

С.Комаров:  - Насколько я понял из Ваших слов, молитва, это не только чтение правил, это и память о Боге всегда и молитвенный отклик на все, что с нами происходит в жизни. Мы на все должны молитвенно реагировать.

о.Валерий:  - Жизнь христианина должна быть всегда жизнью в присутствии Божием. Подлинная вера в Бога - это не рассудочное представление, но внутренняя связь, когда ты ощущаешь живое присутствие Божие. Иногда это по жизни дается, когда особое есть ощущение живого присутствия Божия, потому что наш Бог - Бог живой. В этом смысле мы все, что встречаем, обращаем к Господу. Встретилась скорбь или радость - слава Тебе, Господи. Неясные ситуации - тут же просить Господа разрешить, распутать ситуацию. Жить в присутствии Божием имеет двойную пользу. Ты стараешься жить в присутствии Божием, чувствуешь, что ты пред взором Божиим, ты открыт Господу, Он тебя всегда видит. Если возникает искушение согрешить, сразу вспоминай, что на меня сейчас Господь смотрит, как я буду поступать? Это правило очень помогает.

Вопрос: - Как сделать так, чтобы услышал Господь? Что делать, чтобы близкие тебя понимали, а не отдалялись от тебя?

о.Валерий:  - Господь-то всегда слышит. Всякая, даже вялая молитва, видима Господу. Но вопрос не в том, чтобы услышал, но исполнил. И это не всегда может быть полезно. Бывают и комичные ситуации. Молодая девушка, например, вымаливает, чтобы парень обратил на нее внимание. А потом начинают дружить, а он оказывается таким деспотом, что она начинает молиться Господу избавить ее от него. Не всегда такое вымаливание полезно. Иногда нужно прислушиваться к промыслу Божию. Чтобы всегда Господь услышал и дал нам нужное и полезное, так и нужно молиться от сердца: Господи, Ты все ведаешь, видишь, что мне на пользу, сделай так, чтобы это послужило не только в земном моем пути. Или деньги, о которых молятся, например, бывает, могут просто погубить человека. В Прологе рассказывается случай про Евлогия. Он работал на каменоломне, каждый день с киркой ходил. Небольшим заработком он делился с бедными. И вот наблюдает его один старец и думает, какой милосердный, маленький заработок делит с другими. Вот если бы он стал богаче, то был бы еще более милосердным и помогал бы больше. Старец помолился, чтобы Евлогий стал богаче. На следующий день приходит Евлогий на каменоломню, ударяет киркой, там пещера. Заглядывает. Там сундучок и сокровища. Надо уносить и получше перепрятать. И все, у него в душе страшные перемены. Богатство перемкнуло его сознание. Он и забыл про нищих, боится, что они стащут. Потом он едет в Константинополь и там вельможей становится. И старцу открыто, что своей молитвой он погубил Евлогия, потому что богатства послужили во вред ему. И старец вынужден был вымаливать обратно этого Евлогия, чтобы он вернулся к тем добродетелям, которые имел. Его оговорили, он потерял свои богатства, вернулся к своим трудам, к кирке, потихонечку пришел в себя и стал таким же отзывчивым. Так что смысл не в том, чтобы вымолить что-то у Бога, но быть готовым принять от Бога то, что нам и послужит во спасение. А Господь это и подает человеку. Ты просто делай ответственно то, что можешь. Есть у тебя способности, дарования - старайся их раскрывать. Не трать время впустую. Ни на какие сериалы, не пойми на что. В таком случае мы перекрываем что-то внутри и перестаем духовный мир воспринимать. Проси, чтобы Господь подал то, что послужит тебе на пользу.

С.Комаров:  - Хотелось спросить. Мы читаем о молитве книги древних святых отцов, это для нас некий путеводитель. Святые отцы прошли путь молитвенного делания и оставили нам назидания как они к Богу шли молитвенно. Но в связи с чтением такой литературы возникает ряд вопросов. У нас нет опыта святых отцов, нет таких наставников сегодня, которые бы олицетворяли бы этот опыт, мы читая можем не понимать, что читаем, можем по-своему это интерпретировать. Святитель Игнатий Брянчанинов говорит, что образу жизни должно соответствовать чтение. Получается несостыковка и духовная и культурная. Мы читаем вроде, но до конца не понимаем, тем более исполнить не можем как правило. Как быть в этой ситуации?

О.Валерий:  - Верно Вы говорите. Я старался более ориентироваться на святителя Игнатия Брянчанинова, потому что он, во-первых, изучил предшествующую святоотеческую традицию молитвы. Во-вторых, он лично, на личном опыте все испытал. И как он говорил ученикам своим, что все, что он пишет, прошло через его личный опыт. Воспринято от святых отцов и прошло через личный опыт. Это просто уникальное сокровище духовной письменности. Чтобы обучиться правильной молитве, я бы рекомендовал святителя Игнатия Брянчанинова, его первые два тома про аскетические опыты. В частности о молитве Иисусовой есть беседа старца с учеником. Также рекомендую его сочинение о прелести. Это то, во что мы как раз и можем впасть, если начинаем неправильно трактовать сочинения древних отцов. Еще могу рекомендовать Авву Дорофея. Он пишет о наших взаимоотношениях с другими, почему не ладятся эти отношения, из-за глупых предрассудков, нашей мнительности, начинаем что-то сочинять о ближних, из-за этого осуждаем. Вспоминаю его пример. Встречает один человек другого ночью. Так один может о другом подумать, что он идет блудить, а другой - что первый идет на молитву. Как по-разному можно подумать о человеке. Осудить или оправдать. Читайте таких отцов святых, которые учат нас правильным взаимоотношениям, не углубляясь в тонкости молитвенного делания, где говорится о соотношении ума и сердца, например. Это все сложно духовные сочинения, которые мирянину может и не стоит читать.

С.Комаров:  - Какие бы вы книги порекомендовали мирянам читать о молитве?

о.Валерий:  - Я уже упомянул святителя Игнатия Брянчанинова. Можно было бы святителя Феофана Затворника «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться?» Это не просто наставления о молитве, но в целом о строе духовной жизни. Игумен Никон Воробьев очень неплохо пишет. Я бы рекомендовал читать толкования Священного Писания. Оптина Пустынь собрала прекрасные святоотеческие толкования на Священное Писание. Часто мы просто забываем о Священном Писании, а как раз это и поможет нам научиться правильной молитве и пониманию Евангелия. Чтобы понять Евангелие, надо читать токования святых отцов. Есть много сайтов православных.                     

С.Комаров:  - Спасибо Вам, батюшка, и всем слушателям радио «Радонеж».

Комментарии

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+