Перейти к основному содержанию

00:24 08.08.2020

Сергей Комаров. «Заповеди Божии в XXI веке»

14.07.2020 12:22:28

Слушать: https://radonezh.ru/radio/2020/06/02/21-00

Тема нашей беседы - заповеди Божии в XXI веке. Тема огромная. «Широка заповедь Твоя зело», - говорит Псалмопевец. Мне бы хотелось поговорить о заповедях вообще, и в частности - о заповедях Декалога применительно к нашей сегодняшней жизни.

Зачем Бог дал заповеди? Некоторые говорят: я хочу быть счастливым без заповедей, зачем меня кто-то ограничивает? Но на самом деле Бог и дал нам заповеди для того, чтобы мы были счастливы. Заповеди – это некоторые духовные законы, живя по которым человек может быть истинно счастлив. Есть физические законы мира сего, нарушая которые человек может причинить себе боль. Например, если человек нарушит закон всемирного тяготения, выйдет прогуляться из окна пятого этажа, то он разобьется, причинит себе вред. Так же и нарушением духовных законов человек приносит себе вред. Духовные же законы оформлены в заповедях Божиих, они оберегают нас от беды, учат жить, строить отношения с Богом и людьми. Подобно тому, как родители предупреждают детей не засовывать пальцы в розетку, а то будет больно. Так и Бог дает нам наставления, как жить в том мире, в котором мы рождаемся.

Самый главный закон духовного мира - заповедь любви, о ней говорил Христос, на ней основываются все пророки. Закон любви к Богу и к людям - это самое главное. По сути, все заповеди, которые мы можем найти в Писании, отталкиваются от этой заповеди, из нее вырастают, к ней приходят. Все заповеди говорят о главном законе любви.

Закон Божий обозначает путь, по которому человек должен идти, потому что человеческая жизнь динамична, мы к чему-то призваны, в нашей жизни есть смысл, мы идем куда-то. Закон Божий - это путеводная звезда, которая страннику, человеку, указывает путь в Царствие Божие.

Законы Господни вечные, они неизменны. Подобно тому, как и физические законы мира сего, установленные Богом, действуют как тысячу лет назад -  так и сейчас, так и духовные нормы неизменны, потому что отображают сущность неизменяемого Творца.

Бог дает нам закон любви потому, что Он Сам есть любовь. И закон этот не меняется так же, как не меняется Бог. Некоторые думают, что заповеди - это некоторые идеалы, которые даны нам для правильного направления роста, но, по сути, неисполнимы. И это не совсем так. Бог был бы жестоким Господом, если бы Он дал правила неисполнимые, чтобы люди всю жизнь не могли исполнить их и от этого страдали. Нет, Бог дает человеку то, что он может исполнить с помощью Божией, в синергии с Богом. То - есть, не только заповеди, но и силу для их исполнения дает Господь.

Конечно, от осознания невозможности исполнить заповеди человек приходит в смирение, но это не значит, что заповедь неисполнима, это человек просто отошел от законов заповедей настолько, что ему сейчас действительно это тяжело. Но все возможно верующему, говорит Писание. То, что невозможно человеку - возможно Богу. Люди способны выполнить заповеди Божии. Мы видим на примерах святых, что это возможно. Святые - те, кто переменил, переформатировал свою жизнь по заповедям Божиим. Это люди, которые при жизни стали людьми не от мира сего, Божиими людьми, которые уже жили в Царствии Божием. Это те, кто порой достигал даже бесстрастия. Представляете: полностью избавлялись от страстей!

Так что заповеди даны, чтобы их исполнить, и это посильная задача для человека. Только совершить это можно с Богом. Спасаемся ли мы исполнением заповедей? И да, и нет. С одной стороны, заповеди даны, чтобы человек спасался и шел к Богу. С другой - не приходит Царствие Божие с исполнением, говорит Христос. Это не значит, что мы исполнили минимум и вошли в Царствие Божие. Здесь уместно такое сравнение: отец видит, что сын свалился в огромную яму. Он бросает ему веревку и дает заповедь: встань, возьмись за конец веревки- и я тебя вытащу. И вытаскивает его. Кто спасает сына? Отец. Но, чтобы спастись, сын должен выполнить заповедь - схватиться за веревку. Таким же образом работают заповеди Божии, как инструмент нашего спасения. Настраивают нас на нужный лад, направляют и определяют нашу жизнь, становятся лестницей восхождения к Богу, который и есть идеальный Носитель всех добродетелей и ко Христу, который есть Исполнитель всех заповедей.

Некоторые считают, что заповеди нам даны, чтобы усложнить нашу жизнь. Иногда и верующим даже так кажется - сколько всего надо исполнить! Да, если к заповедям Божиим относиться как к практической инструкции, то человек со временем понимает, что они даны для упрощения жизни, облегчения борьбы с грехом. Когда человек оказывается без инструкции в этом мире, и не понимает, как жить, идеалы начинают со временем колебаться, почва уходит из-под ног. Чем взрослее человек, тем больше он видит, что все в мире неправда, все меняется, все правы и неправы по-своему, один говорит одно, другой - другое. Человек может жизнь прожить - и не понять, а как же все-таки правильно? И Господь дает эти правила, говорит, как жить. Эти правила истинны, потому что они исходят от истины, от Бога. Это несомненно, даже если человек на этом пути спотыкается, неуверенно идет, шаг вперед - два назад, все равно он на правильном пути. Господа нужно благодарить, что Он эти заповеди нам дал, и они не порабощают, но освобождают.

Тут есть парадокс - кто кем побежден, тот тому и раб, как говорит апостол Петр. Если человек служит греху, он порабощается, если греху - освобождается. А как это? Это тайна духовной жизни, как человек освобождается в Боге. Истинная свобода во Христе. Христос связывает истину с познанием Бога. Он говорит: кто познал истину, тот свободен, а истина - это Он, Христос. Богопознание и означает некое освобождение, просто об этом трудно говорить в рациональных категориях, это можно узнать на опыте - как христианство по-настоящему освобождает человека. Для этого надо получить это освобождение. Жить по заповедям - это как раз жить свободно, а жить в грехе - несвободно. Грех опутывает человека веревками, из которых трудно выбраться. Но как только человек обращается к Богу -  он чувствует, как освобождается. Это можно почувствовать только опытно.

А сколько вообще заповедей? Их никто не посчитает. Если открыть Писание, мы увидим, что повелений некоторых, фраз, сказанных в императиве - огромное количество. И в Ветхом, и Новом Завете. Например: «Примите, ядите, сие есть Тело Мое» - это заповедь? Повеление. Или «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь» - это заповедь. Есть фразы, которые сказаны, как керигма, возглашение. Например, так называемые заповеди блаженства. Там же не сказано: «будьте нищие духом, или плачьте». Там Христос возвещает, предоставляя нам самим делать выбор, поступать так или нет. Он просто проповедует. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царствие Небесное. Хочешь быть в Царствии Божием, хочешь утешиться - тогда будь плачущим, нищим духом. Это форма вступления в Завет, по сути. Бог нам что-то предлагает, какое-то качество жизни. Человек может согласиться или отказаться, поэтому и форма такая - просто возвещение. Интересно, что некоторые заповеди Декалога, о которых мы еще будем говорить, даны как бы в будущем времени. Там еврейские глаголы такого свойства, что они могут переводиться, в том числе, и как будущее время. Кстати, в Септуагинте, в греческом тексте Ветхого завета эти глаголы как раз и переведены в будущем времени. Например: ты не будешь воровать, ты не будешь убивать, ты не будешь прелюбодействовать. Так написано. Это просто у нас переведено так Синодальным переводом. Это опять же форма вступления в Завет. Если ты хочешь быть в Завете с Богом, тогда ты не будешь прелюбодействовать, тогда ты не будешь убивать. Все отдается на выбор человека. Интересно, что Господь обращается к Своему народу, но говорит к сердцу каждого: «Ты». Господь устанавливает Завет с народом, но народ состоит из личностей, тогда еще не было учения о личности, но это какие-то его предпосылки. Господь на «Ты» общается со Своими людьми, так же и мы с Ним, что интересно. Библейская форма молитв к Богу предполагает форму на «Ты». Это, конечно, совсем другая культура, это не тыканье в нашем смысле, но, тем не менее, эта форма предполагает тесный, едва ли не Семейный Кодекс с Богом. Недаром Бога Писание называет Отцом в Ветхом и Новом Завете. Итак, заповедей много. Но есть те, которые Церковь выделяет. Они особенные. Первая группа заповедей в Священном Писании, которая имеет уникальный статус - Декалог, Десятословие. О Декалоге мы сегодня поговорим.

Самое получение от Бога этих заповедей было важным, едва ли не определяющим главным ветхозаветным событием. С получением десяти заповедей связано образование еврейского народа как такового. Кто такой еврейский народ до получения заповедей? Семитское племя бесправных и огрубевших рабов, едва ли помнящих своего Бога. После получения заповедей возникает народ Божий, Израиль, который имеет историческую миссию, цель. Народ, который ведет Бог. Он вступают в завет с Богом. Об обстоятельствах получения Декалога нам говорят два места из Пятикнижия: Исход, 20 глава и Второзаконие, 5 глава. Там разный текст, аргументация. Например, заповедь о субботе аргументирована в книге Исход тем, что Господь в этот седьмой день почил, а книге Второзакония заповедь про субботу формулируется совсем иначе: надо соблюдать субботний покой, потому что Бог вывел евреев из Египта. Такая прикровенная аргументация, надо додумывать: зачем Бог вывел евреев? Чтобы привести в землю обетованную. Опять: зачем? Чтобы они там упокоились от рабства фараонова и упокоились, чтобы обрели шаббат, субботу, покой в Боге. Поэтому говорится, что они должны соблюдать шаббат в субботу. Разделение по заповедям на две скрижали. Мы условно представляем, что на одной были начертаны заповеди, относящиеся к Богу, а на второй - к человеку. 4 заповеди и 6 - такое соотношение. Однако евреи делят иначе: они относят пятую заповедь о почитании родителей к заповедям, которые относятся к почитанию Бога. Это интересно. Они видят здесь почитание института отцовства самого по себе, которое восходит к Богу-отцу. Почитание земного отца имеет аргументацией почитание Отца Небесного и вообще институт отцовства - от Бога, потому что Бог есть Отец. Поэтом они эту заповедь помещают в разряд заповедей, относящихся к Богу. У них выходит 5 и 5 заповедей. В христианской традиции тоже иное разделение заповедей, поскольку там изначально блаженный Августин отнес слова: «Не сотвори себе кумира» к заповеди «Да не будет у тебя других Богов», там немного иначе все оформляется. Заповедей 10. Это число божественной полноты и вообще некоторой полноты в Писании. Декалог, по сути, оформляет завет Израиля с Богом, точнее Бога с Израилем. Заветов в Священной Истории много, но с другой стороны - завет один. Люди предавали изначальный завет с Богом, а Бог его обновлял. Можно так смотреть. А можно так, что Господь нарушенный человеком Завет возрождал и давал новый. Впервые слово завет появляется в истории с Ноем - Бог заключает Завет впервые с Ноем, но если посмотреть историю с Адамом и Евой, то тоже можно подумать, что там был заключен некий Завет. Была дана заповедь, были определены обязанности человека и подразумевались обязанности Бога. Это уже было оформлено в случае с Ноем, потом обновлялось в случаях с Авраамом, Моисеем, с Давидом был особый завет у Бога, с Соломоном. Завет обновлялся благочестивыми царями Израиля, а потом человечество получает новый Завет. Можно так дробить, а можно говорить об одном Завете, которые люди нарушают, а Бог обновляет. Некоторые, посмотрев на Декалог, говорят, что и так понятно, что нельзя убивать. Нельзя блудить, воровать, завидовать. Оно понятно, но дело в том, что все заповеди Декалога обусловлены авторитетом первой заповеди, что дает совершенно уникальное измерение все остальным. Первая заповедь: Я есть Господь Бог твой. Произносится священное имя Господа Яхве. Эта первая заповедь определяет и дает направление остальным. Почему нельзя убивать? Потому что жизнь дана Яхве. Не ты ее дал, не имеешь права ее забирать, она принадлежит Богу Яхве. Не прелюбодействуй. Ты грешишь против брака, благословленного Яхве, это не от тебя, а от Бога союз двоих не нарушай. Чти родителей не потому, что они просто родители, а потому что они стали посредниками в том, что Бог Яхве привел тебя в мир. Все заповеди привязаны к первой, через нее они становятся религиозными: Я создал мир, Я создал тебя, Я создал законы, Я говорю, как нужно жить. Это к вопросу о свободе человека. Человек-то свободен. Он не детерминирован теми или иными явлениями окружающего мира, он может поступить нелогично, несхематично, он свободен настолько, что даже в своей свободе может отказаться от Бога, но все равно человек не выбирает - родиться или нет, не выбирает родителей, президента. Человек свободен и несвободен. Буратино-то свободен, но если бы не папа Карло, то он был бы рубанок. Завет, который в заповедях Господь устанавливает с человеком, предполагает навязывание правил в хорошем смысле, со стороны сильнейшей по отношению к стороне слабейшей. Да, мы можем вступить с Богом в Завет или не вступить, можем отказаться от общения с Ним или согласиться, но не мы придумали правила игры, есть Господь, Творец и с этим надо считаться, это просто нужно понимать. Если мы отказываемся от Завета, то нам просто будет плохо. Зачитаю вам хорошие слова отца Льва Шихлярова, известного библеиста, он пишет о соотношении первой заповеди и всех остальных: Можно сказать, в каждой заповеди присутствует сам Бог, живая память о Нем. Только тому, чья вера озарена дыханием Бога Живого, очевиден глубокий смысл понятий «священного дара жизни», «святости брака», «неприкосновенного права собственности», обязанности говорить на суде «правду и только правду» и др. Только верующему очевиден  глубокий смысл всех заповедей, потому что он помнит первую заповедь. Он верует. Декалог является как бы Конституцией всего человечества. Неоднократно отмечалось, что заповеди Декалога - это нравственные законы, которые работают во всем мире, во все времена. Они, несомненно, были известны еще до Декалога, но он оформил этот нравственный кодекс в религиозном ключе, в ключе яхвизма, истинной веры. Просто нравственные заповеди получили характер религиозного законодательства.

Вопрос: - Вы все очень хорошо рассказываете, но дело в том, что сейчас как-то ни до кого не докричишься, у кого хватит духа проснуться и зажить той жизнью, о которой вы говорите. Я предлагаю заниматься делами - пускай бы каждый слушатель Вашей программы, который разделяет Ваши мысли, написал в приемную Владимира Владимировича письмо, где бы просили запретить магазины для взрослых, журналы типа СПИД инфо, эротическую рекламу и нецензурщину, чтобы было отдохновение, чтобы люди задумались о создании семей, о здоровом интересе.

Комаров: - На счет дел - проповедь веры православной - это дело, кстати, непростое. Катехизация - разговор с уже церковными людьми об азах православия - это дело, важнейшее, и делателей на этой ниве очень мало. Может, кому-то кажется, что ну, какой это труд языком болтать? А изучить, донести смыслы - важное дело, потому что дела наши, практика христианской жизни начинается с мысли, а мысль нужно формировать у человека прежде, чем он будет что-то говорить, делать, писать письма. Нужно иметь православное мировоззрение. Теория без практики слепа, а практика без теории беспредметна. Любая правильная практика рождается правильной теорией, надо выучить матчасть. Просто добрым и мудрым сразу быть не получится, потому что правильная жизнь исходит из правильного понимания веры - православия.

 Что касается Вашего призыва писать письма. Если говорить о добрых делах, то такие дела должны в первую очередь отталкиваться от положительного, а не отрицательного, не против, а за что-то. Христианская добродетель - помощь ближнему, христианское поведение по отношению к родным и близким, помощь храму, общине, священнику, быть честным и порядочным на работе, в семье, воспитать в благочестии своих детей. Сферу, в которую мы поставлены, небольшой круг нашей жизни, этот небольшой садик возделать качественно. Это главное. И начинать с малого. Кто ты, что у тебя в семье, какая репутация на работе, что ты делаешь, кому ты приносишь пользу.

Теперь о письмах - общественное мнение формировать важно. Но скажу вам, что КПД от этого низкий. Я сам, знаете, с Украины. У нас там в первое время было увлечение петициями. Появился демократичный президент - и вот мы писали эти петиции тысячами - ничего это не дает. Путин не будет сидеть и читать эти письма. И по поводу запретов. Я не уверен, что надо идти этим путем. Сколько нас, православных сейчас в России? Напишем мы, жалкие 3-4% реально церковных людей, если не меньше, ну, пусть 10%. А остальные 90? Они же этого не хотят, они живут совсем по другим параметрам. И опять приходим к проповеди веры, катехизации тех, кто крещен, но живет безбожно, и посещают те магазины, о которых Вы говорите. И путь запрета - нехристианский. Христианский путь - от положительного, показать свет истинной веры Христовой, чтобы человек полюбил этот свет и бросил заниматься тем греховным, что раньше делал.

 А запретить грех - это смешно. Грех же не в магазинах, на улицах, он же в сердце, вот он тут. Так что путь запретов ничего не даст, а нас и так ненавидят, идет репутация людей, которые хотят все позапрещать. Христианство - это не позапрещать, а явить свет Христов. Помню, мы тот же вопрос задавали отцу Андрею Ткачеву в Киеве. Он говорил: ребята, стреляйте поверх голов. Это значит, показать что-то высшее, делать что-то лучшее. Пусть все вокруг плохо, но ты делай лучше, стань лучше, ты покажи свою веру евангельскую и мир спасется вокруг тебя. Вот такой мой Вам ответ, хотя я вполне разделяю Вашу боль и беспокойство. Те, кто у руля, могли бы что-то сделать, но есть запрос. А почему? Потому что с людьми никто не работает, крещеные растут, по сути, язычниками.

Вопрос: - Мне думается, что есть прекрасный способ донести до детишек заповеди, которые им прямо понять еще сложно. Меня так учила моя мама - все соизмерять с Господом, думать, а будет ли Ему годно то, что я делаю или хочу сделать? Вряд ли тут можно ошибиться.

Комаров: - Спасибо. Вы сейчас сказали о совести человеческой, в которую вложен религиозный закон. Об этом говорит апостол Павел в послании к Римлянам, что язычники иногда бывают сами себе закон, потому что они поступают по совести. Совесть - закон Божий вложенный в душу любого человека, верующего или нет. Да, совесть иногда, как и разные силы души нашей, бывает больна. Апостол Павел пишет о сожженной совести. Совесть тоже бывает повреждена, но Бог все равно дышит в нашей совести. И хорошо спросить: верно ли я поступаю, Богу понравилось бы это? Знаем ли мы о Боге больше или меньше, мы все равно чувствуем, что Бог благой, что Он любовь. Это, по сути, путь хождения перед Богом. Презрев Господа передо мною есть, да не подвижуся. Ходить перед Богом - это всё! Это и есть святая жизнь - постоянное предстояние перед Ним. Если себя так натренировать, то по сути это и будет «Всегда радуйтесь непрестанно молитесь».

Возвращаемся к заповедям. Обратите внимание, что Декалог был дан Израилю в свободной земле, которая официально принадлежала Египту, но там никто не жил. Это была свободная пустыня, она не была ничьей собственностью как таковой. Если бы Декалог был дан Израилю в Иерусалиме или на Святой Земле они могла бы сказать, что это их собственность, а здесь, поскольку Декалог дан в свободной пустыне, это достояние всего мира. И так оно и есть. Люди любого цвета кожи, любого разреза глаз, живущие не любом континенте чувствуют, что убивать -это плохо, прелюбодействовать -плохо. Это нравственный закон всего мира.

Кстати, помните, апостол Стефан в первой проповеди перед первосвященниками на суде педалирует именно этот момент, говорит, что Богоявления были в ветхозаветной истории не только в Святой Земле. Он говорит, что Бог явился Аврааму в Мессопотамии, Зачем он все эти вещи говорит? Бог явился Моисею при Неопалимой Купине, но опять же это не был Израиль. И вот здесь тоже - Декалог дан в свободной пустыне, закон для всех людей. Бог не привязан к месту или объектам, хотя Он и может действовать в каком-то месте особо. Его заповеди вечны и для всех. Сложнейший вопрос - как относится христианство к заповедям ветхозаветным вообще и к Декалогу в частности? Вопрос широкий и интересный . Прежде всего надо сказать, что есть закон, а есть Закон. То есть Ветхий Завет содержит нечто вечное и нечто преходящее, которое можно обозначить вот этими 613 мицвот, заповедями, которые выражали обрядовую суть закона, о которой сам апостол Павел сказал, что закон был для нас детоводителем ко Христу. Где и как мыть руки, какую одежду носить, как приносить жертвы в храме, как праздновать праздники - это все приход Спасителя отменил, то есть Христос обозначил окончание эпохи ветхозаветной обрядовости. Однако эти заповеди обрядовые наши святые отцы в толкованиях все же рассматривают, выводят из них духовно-нравственный смысл.

Вопрос: - Как можно молиться незрячему человеку?

Комаров: - Сейчас Церковь разрабатывает всякие технологии, есть молитвословы и Библия для незрячих, даже иконы. Вы можете слушать молитвы в записи, Псалтирь, каноны. И онлайн трансляцию богослужений в храме.

Вопрос: - Что Вы думаете о современном онлайн обучении? Это может разобщать детей?

Комаров: - В должной мере, если будет соблюдена мера разумная в онлайн обучении, то это может нам помочь. Сегодня же ситуация с эпидемией дала толчок к развитию этих технологий, к переходу на них. Надеюсь, мы вернёмся к нормальному режиму. Не было же закона всем переходить на онлайн обучение, это была временная мера. В школе сейчас онлайн обучение не является преобладающим. Лично мне онлайн обучение очень помогает, потому что я по роду деятельности не имею возможности куда-то ходить, так я обучаюсь онлайн. Это потрясающая возможность общаться с лучшими преподавателями страны, смотреть, задавать вопросы. Ясно, что это не заменит живое общение. Но речь об этом не идет. Сейчас это временная мера.

Вопрос: - Во все тяжёлые времена люди шли в храм, а сейчас это будто наоборот?

Комаров: - Это и правда, и неправда. С одной стороны, а есть случаи, сейчас написано много статей, на сайте Московский Патриарха есть прекрасная статья про эпидемии в старые времена и как с ними боролись. Было много объявлений, чтобы закрыть храм полностью, частично, причащать иначе или вообще не причащать. Это все было. Другое дело, что надо принять правильное решение, стоит ли закрывать или нет. У меня есть мнение, но думаю нам нужно слушать священноначалие. Как церковные люди мы должны проявлять послушание. 2-3 месяца без храма - тяжело, но мы снова полюбили храм, мы поняли, насколько недостаточна молитва домашняя, если нет храма. Нам это в будущем на пользу пойдет, а сейчас, слава Богу, храмы открываются. Такой катастрофы не произошло. Как говорит апостол Павел: любящим Бога все споспешествует во благое. Пусть и эта боль будет для нас уроком и на пользу. А наше священноначалие - это тоже люди, которые могут и ошибаться. Надо их жалеть и делать им скидку. Им тяжелее, чем нам.

Итак, мы остановились на том, что Ветхий Завет содержит вечное и преходящее. Преходящее - как раз обрядовые заповеди, которых больше насчитанных 613. Такого рода заповеди для христианина уже не актуальны, но Церковь видит в них духовно-нравственный аллегорический смысл, и это тоже нужно читать и понимать, даже если заповедь звучит не по-христиански. Например, перелом за перелом, око за око, зуб за зуб - читаешь и думаешь, что это не христианство. Но подождите, тут не имеется в виду месть, но то, чтобы наказание не превышало вину. Если тебе наступили на ногу - не надо бросаться в драку, а если уж ты такой принципиальный - наступи ему ты на ногу, воздай, а если ты христианин, то прости с ходу. Ветхозаветный человек должен был понимать, что за повреждение одного глаза нельзя выдирать два. Если ты решил ответить, то не больше, чем тебе причинили зло. Если почитать толкования святых отцов, особенно тех, кто любит аллегорические толкования, то мы увидим, что даже заповеди о жертвоприношении в храме раскрываются с потрясающей, духовно-нравственной, типологической точки зрения.

Вопрос: - Храмы открыли, а как нам, старикам, туда добраться? Ведь молодежи храмы не нужны, нам, старикам умирать, нам они и нужны. Ну, а как нам сейчас туда попасть?

Комаров: - Да, я Вас очень понимаю. Но вот на счет молодежи, которой не нужен храм, вы погорячились, храмы всем нужны, но старшему поколению нужны, конечно. Надо как-то решить проблему, это совершенно верно.

Продолжим о заповедях. Заповеди Декалога, которые имеют духовно-нравственный смысл, стоят особняком. Это как раз те заповеди, что являются незыблемыми, которые переходят к нам из Ветхого Завета в Новый не только в прежнем, но в прославленном состоянии.

Христос говорил, чтобы мы не думали, что Он пришел нарушить закон или пророков, но исполнить. Вот это слово «исполнить» обозначает не только выполнить, но и наполнить новым содержанием. Как мы говорим – чаша, исполненная вина, через край переливается. Христос дал новое содержание заповедям Ветхого Завета, в частности заповедям Декалога. Он сам дает нам пример в Нагорной проповеди, когда вспоминая заповеди Декалога (не убий и не прелюбодействуй) и дает им христианское, новозаветное толкование. Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем. Потом,: кто скажет брату своему «рака», тот уже повинен. Кто гневается на брата своего напрасно-так же. Христос переводит заповеди из внешних отношений с людьми в глубину сердца, Он желает этих категорий совести, нравственности, духовной жизни. Это и есть то прославление заповедей, о котором я говорил. Христос не только выполнил заповеди, но и наполнил их новым содержанием, прославил. Отныне каждая заповедь Декалога открывается в Новом Завете с совершенно потрясающей глубиной и широтой – «Широка заповедь Твоя зело». Он соединил с ними наш ум и чувства. В таком виде они обязательны для христиан. Конечно, заповеди Декалога никто не отменял.

Как работает в жизни преображение заповедей Декалога? Мы говорили о заповеди отношения к субботе. Мы сказали, что для христианина означает суббота. То же можно сделать с любой заповедью Декалога. Примеры такого христианского раскрытия заповедей можете увидеть в любом учебнике нравственного богословия. Пример: вариант нового прочтения заповедей Декалога можно найти в прекрасной книжечке старца Иоанна Крестьянкина «Как подготовиться к исповеди». Помню, первые годы воцерковления я пользовался этой книгой, и она мне очень помогала. Я понял, что сухая формулировка заповеди может носить в себе бездну смысла. Заповеди Ветхого Завета Христос прославил и преобразил. На этом мы и остановимся сегодня. Божией помощи и до новых встреч!

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+