Перейти к основному содержанию

14:04 25.10.2020

Сергей Комаров - публицист и катехизатор Тема: «Притча о милосердном Самарянине».

24.05.2020 20:22:07

Слушать: https://radonezh.ru/radio/2020/05/16/21-00

С.Комаров: - Добрый вечер, дорогие братья и сестры! Вы слушаете радио «Радонеж». У микрофона Сергей Комаров. Завтра на богослужении будет читаться Евангелие от Иоанна 4 глава, рассказ о самарянке, о том, как Христос общался с самарянкой. Будет продолжение темы воды, о которой мы говорили с вами в прошлый раз, когда обсуждали праздник Преполовения Пятидесятницы. По сути, Христос говорил самарянке то же, что на этой проповеди в Иерусалиме. Он то же говорил сначала, навел ее на тему воды: «дай Мне пить», - говорит Господь. Потом: «Если бы ты знала дар Божий, и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама бы просила у Него и Он дал бы тебе воду живую». Опять словосочетание «вода живая». Потом говорит: «всякий, пьющий воду эту, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек, но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную». Мы говорили о том, что по толкованию святых отцов вода - учение Евангельское и благодать Святаго Духа. То, что Христос дает человеку в Церкви. И то, что начинает действовать в человеке так, что он сам потом рождает Евангельскую проповедь и через него Бог могущественно действует благодатью Своей. Сегодня я хотел бы сделать акцент не на этой пневматологической теме, не говорить именно о Духе Святом, потому что мы будем об этом еще говорить на праздник Пятидесятницы. Я бы хотел поговорить об отношениях Христа с самарянами, как линия самарян в Евангелии прослеживается, какие отношения у самарян с официальным духовенством и со Христом. Особенно ярко эта линия выражена у евангелиста Луки, для которого разговор о спасении всего человечества наиболее приоритетен. Например, евангелист Матфей пишет для иудеев. Для него главное сказать иудеям, что пришел Мессия. А Лука поставил целью рассказать всему миру, что пришел Спаситель всего мира, но не только еврейского народа. Я бы хотел сделать такой зигзаг и перейти от Евангелия от Иоанна к Евангелию от Луки, глава 10, где говорится о милосердном самарянине. Именно в этой притче Христос выразил все те основные важные моменты, которые до нас доносит эта линия самарян, сама эта тема. Потом мы вернемся к Евангелию от Иоанна. Лука более широко показывает эту тему притчей о милосердном самарянине, хотя чтение это, по-моему, 26 недели по Пятидесятнице, но сейчас хочется вспомнить это чтение, чтобы понять, зачем тема самарян выведена в Евангелии. Это важная и интересная тема.

В Евангелия от Луки, 10 глава, Господь рассказывает притчу о милосердном самарянине в ответ на вопрос некоего законника о том, что ему нужно делать, чтобы получить жизнь вечную. Поскольку спрашивает законник, то Христос задает ему вопрос: «А ты в законе что читаешь?» И законник озвучивает ему два тезиса: о любви к Богу и к ближнему. И Христос говорит ему – «Верно, иди и делай». И законник попадает в непростую ситуацию - он сам ответил на свой вопрос. Тогда зачем этот вопрос ты задавал? Выходит - искушая Христа. В Евангелии так и сказано. Христос проучил его - не надо Бога искушать такими вопросами. Законник попадает в нехорошую, глупую ситуацию, пытается выкрутиться, спрашивая, кто его ближний, хочет показать, что вопрос его был в другом. Может быть, он хотел искусить Христа и этим вопросом, может быть если бы Христос сказал, что ближние -  это все и язычники прежде всего, то  это бы послужило против Христа. А может быть для законника был вопрос серьёзный. Он в то время серьезно обсуждался. Действительно для фарисея ближним был праведник, такой, как он, внешний праведник, для законника - знаток закона, для саддукея - саддукей, для еврея - еврей. Кто же ближний? Родственник, представитель твоей национальности, единоверец, еще кто-то? Христу задается важный вопрос. И Господь рассказывает эту притчу о милосердном самарянине. Напомню, что притча говорит о страннике, который идет из Иерусалима в Иерихон. По пути его избивают разбойники, он лежит у дороги весь побитый. Мимо него проходят левит и священник, никак ему не помогают. Появляется вдруг некоторый самарянин, который помогает ему, возливает елей и вино на его раны, грузит его на ослика, везет в гостиницу, на следующий день дает гостиничнику два динария, говоря, что если тот потратит больше, он отдаст, и уходит. И потом Христос задает вопрос законнику, кто же стал этому страннику ближним из всех троих? И тот отвечает - тот, кто ему помог. Христос говорит идти и делать так же.

Христос показал законнику, что никто не спасается знанием воли Божией, но исполнением ее. Именно поэтому Христос спросил законника, что тот читал в законе, но очевидно этого не достаточно. Христос потом говорит, что нужно делать, чтобы спастись, и проясняет вопрос с ближним. По сути, Он отвечает на два вопроса одновременно. Чтобы спастись, нужно служить ближнему во имя Божие, а ближний - любой, кто оказался рядом и нуждается в твоей помощи. Обычно в наших храмах этот эпизод толкуется аллегорически. Толкование, по-моему, восходит к Эригену, хотя он говорил, что он его позаимствовал у более ранних толковников. Суть его в том, что странник, который выходит из Иерусалима - человечество, Иерусалим - рай, Иерихон, в который спускается странник - образ мира сего с его страстями, спуск - грехопадение, раны странника от разбойников - раны наши от бесов, искажение образа Божьего в нас, повреждение человеческой природы, левит и священник - невозможность закона и пророков спасти человека, милосердный самарянин  Христос, елей и вино - образ Таинств или милости Божией и слова Божьего, ослик - образ воплощения Христа, гостиница - Церковь, гостиничник - епископ, два динария - Ветхий и Новый Завет или две природы Христа, обещание Христа вернуться - образ второго пришествия. И Христос говорит «если больше потратишь, я тебе воздам» - это то, что человек может в служении ближним и Христу как бы превозмочь свою природу, сделать больше, чем может. Вот такое аллегорическое толкование. Но Сам Христос выводит эту историю в нравственную плоскость. Несомненно, догматическое толкование заложено в словах Христа, но Сам Он толковал гораздо проще. Я бы хотел в контексте нашей самарянской темы, обратить внимание на то, как Христос толкует эту притчу. Этой притчей Господь ответил на два вопроса законника. Христос соединяет обе заповеди любви - к Богу и к ближнему, в единую. Он указывает на то, что любить надо Христа, потому что Он и Бог, и человек. И эта притча о Нем, милосердный самарянин - это о Нем, Господь на Себя указывает. Но Христос переворачивает вопрос законника, переводя его в другую плоскость. Христос как бы говорит законнику: «не спрашивай, кто твой ближний, но сам сделайся ближним для другого». Ты себя спрашивай, а для кого ты сделался ближним в этой жизни. Кто ближний? Тот, кто ему помог. Иди и ты поступай так же. Не надо выяснять, ты сам сделайся ближним для других. Великая мудрость! Есть время, когда можно и нужно спорить о вере, а есть время, когда нужно вначале просто помочь человеку, а потом может быть о вере говорить. В начале - человеческая доброта. Мы не можем дальше двигаться в нашей религиозности, пока мы не будем просто добрыми людьми. Бывает так, что наша религиозность мешает нам быть подлинными христианами, так как фарисеям и книжникам их знания парадоксальным образом помешали узнать Христа. Религиозный человек гораздо более сложный, чем обычный. Мы все жизненные ситуации пытаемся оценить в религиозной плоскости, не только через житейскую, обычную, человеческую. Мы пытаемся понять, как эта ситуация работает для нашего спасения. Иногда мы просто по своей неопытности, по невежеству можем просто все до невозможности усложнить и сделать нашу религиозность бичом для наших ближних. Например, один монах рассказывал. Он подвизается в сельской местности. Говорит, что иногда гораздо проще решить вопрос с неверующим русским мужиком, чем с верующим. Коля неверующий дает трактор просто, потому что он ему в тот вечер не нужен, а Коля верующий на просьбу о тракторе, скажет, что а можно ли постом трактор давать, а суббота вечер, почти воскресный день, а разве можно работать, или у духовника благословение захочет просить. В общем иногда мы насколько все усложняем, что делаемся не то чтобы недобрыми людьми по отношению к другим, а странными, маргиналами, непонятными из-за того, что мы с нашими не можем разобраться религиозными интуициями. Делаемся неудобными, сложными и неполезными людям. Такого много происходит. Я сам в этом неоднократно убеждался. Так вот вначале обычное добро, а потом уже религиозные рассуждения, сначала очеловечиться, а потом обожиться. Помните притчу о Страшном Суде, 25 глава Евангелия от Матфея? Там же главный критерий отбора в Царствие Божие - обычная человеческая доброта. Помог ли ты болящему, был ли в тюрьме, накормил ли голодного, напоил ли жаждущего, одел ли нагого? А больше ни о чем Христос не говорить. Это не значит, что вера - не главное. Вера главная, но если она тебя не сделала просто добрым, отзывчивым человеком, то значит, что-то не получилось, что-то в вере этой было не то. Для кого я в жизни сделался ближним, кому помог, какая душа, хоть одна, вспомнит обо мне хорошо, кто обо мне помолится в жизни этой как о благодетеле, хоть кто-то доброе скажет, когда умру? Это банальности, но есть священные банальности, которые мы себе должны напоминать периодически, потому что мы в силу своей сложности можем во что-то углубляться, а элементарные вещи оставлять за сферой нашего внимания.

Тел.звонок: - Хочу привести пример из моей жизни. Я когда-то только начинала ходить в храм, у меня была соседка Анна, сейчас ее уже нет. Мы с ней договорились ехать в Елоховский, я уже собралась, но стало плохо моей тете, и нужно было ехать помогать. Перед соседкой извиняюсь, говорю, что не могу. И она будто обиделась. Жалко, что у нас не всегда на первом месте человек. Мы такие, увы.

С.Комаров: - А мне вспомнился случай в одном храме, где я пономарил. У женщины-регента был тяжело больной сын. Не было с кем его оставлять. Она была вынуждена с ним оставаться, а на службу ей хотелось. Иногда она как-то выбегала. А как-то ему вечером субботы  стало плохо, а под утро он заснул и она не знала, что делать, оставить его, пойти в храм помолиться или остаться с ним. И она пошла в храм, а он умер, потому что проснулся, и плохо стало ему. Помощи ему никто не оказал. Я сам не знаю, правильно или неправильно она сделала. Не к соседке же она ушла болтать, а в храм Божий, но она сокрушалась и, наверное, до сих пор сокрушается. Главная трагедия ее жизни. Сложно все бывает. Помощь человеку прежде всего, тем более, что она тоже во имя Божие. Здесь мы соединяем две заповеди: любовь к Богу и к ближнему. Есть ситуации, когда вера подразумевает действие, то есть вера это не только психологическая уверенность в бытии Божием, но и качество жизни. Никакое правоверия не заменит любви, никакая ортодоксия не может быть без ортопраксии, никакое православие не может быть без праводелания. Это конечно не значит, что все равно как верить. Святитель Иоанн Златоуст, толкуя это место, подчеркивает: когда нужно оказать благодеяние, то пусть всякий человек будет ближним твоим, а когда дело касается истины, то различай своего от чужого. Да, здесь не надо все смешивать. Но обычная человеческая доброта стоит перед всем остальным. Можно не знать закон, но исполнять его, а можно знать и не исполнять. Парадокс. Помните, что апостол Павел пишет про язычников в послании к Римлянам. Когда они поступают по совести, они исполняют закон Божий. И в наше время можно быть верующим православным, но не жить по заповедям, а можно принадлежать к другой вере или не верить, но исполнять заповеди Христовы. Такие парадоксы, в жизни все сложно. Святитель Григорий Богослов писал, что есть люди, которым не хватает только имени христианина, тогда когда они обладают самой реальностью, христианством, но не носят имени. Христиане до Христа получается. Есть такие. А есть нехристиане во Христе, кто веруют, но не дотягивают до уровня добродетельных неверующих. У святителя Игнатия Брянчанинова есть мысли в его произведениях, где он говорит, что настоящая любовь духовная, это та, которая основана на вере в Бога. И это верно написано. Но если нет обычной любви к человеку как к человеку, то это духовная любовь невозможна. Еще есть интересный момент. Мы часто в жизни готовы судить человека, который попал в беду. Наше религиозное сознание опять начинает просчитывать варианты, а почему, а почему именно это с ним случилось. До того можем дойти, что больному можем в лицо сказать, а хочешь скажу, что с тобой случилось? Сейчас тебе скажу. Мы берем на себя смелость распутывать лабиринты промысла Божия, что-то кому-то доказывать. Христос показывает в этой притче, что есть ситуации, когда не надо обо всем этом рассуждать, но просто помочь. Мы никогда адекватно не разберемся в этом кубке линий промысла Божьего. И это просто не наше дело, но наше дело - просто помочь. Наша обязанность помогать, а не искать объяснений. Да, какие-то замечания мы про себя делать можем, но не столько нам открыто, как действовать и рассуждать, но о том, как действовать. Об этом притча и вся эта тема самарян. Эти самаряне, отверженцы, якобы сектанты в Евангелии нам для понимания этого нужны.

Тел.звонок: - Сказано: «Да будут все едины Отче, как Ты во Мне и Я в Тебе, так и они в нас да будут едины». Я в 1968 году уже начала работать, медицинский закончила. И когда передо мной больной, то я в нем, а он во мне, понимаете. Мы едины. Осознание единства, что мы есть одно, одно целое - это буквально выход из любой ситуации?

С.Комаров: - Я думаю, что Вы сейчас говорите о единстве всех людей именно в братстве человеческом. Да, человек, перед нами стоящий, независимо от его религиозных воззрений, наш брат, даже если он наш идеологически враг. Все бывает в жизни. Или он нас ненавидит по какой-то причине, но он наш брат, потому что человек и он тоже был маленький, тоже акварелью рисовал, родители есть, тоже плаче и ему тоже может быть больно, у него бывает отчаяние, веселье и радость. Он такой же человек. Он так же нуждается в помощи. Трудно разделять эти вещи. Увидеть в своем неприятеле политическом, идеологическом, просто человека. Этому нужно учиться. Вам сердце, наверное, подсказало то, о чем Вы сейчас сказали. Чувство человека просто как человека, как образа Божьего. Мы об этом и говорим сейчас.

Я бы хотел прояснить насчет самих самарян. Может быть, кто-то не знает. Самаряне, как определение - этническое прежде всего. Своё происхождение самаряне вели от бывшего северного израильского царства, столицей которого была самария. В конце VIII века до Рождества Христова коренное израильское население было уведено в плен ассирийцами и на место этих людей, которые там жили, были переселили другие языческие народы. В результате оставшиеся евреи смешались с этими язычниками и в религиозном отношении образовалась такая необычная смесь религии яхвизма с разнообразными языческими верованиями. У иудеев, которые знали чистоту Моисеевой веры, эти самаряне вызывали огромную неприязнь, даже больше чем язычники наверное, потому что самаряне веровали в бога Яхвы, почитали Пятикнижие, но они не признавали пророков, стояли обособленно от евреев. Они сами себе построили храм на горе Горизим в III-II веках до Рождества Христова, который потом был разрушен, и представляли определенную религиозную традицию со своими мессианскими чаяниями. Для иудеев они были нечистыми, с ними нельзя было общаться. Иудеи с самарянами не общаются. Когда Христос беседовал с самарянкой, это у учеников вызвало недоумение. Ладно там купить на рынке пищи, но беседовать?! Ученики были поражены. Это вызвало недоумение у нее самой. Я об этом сказал, потому что самая неблагонадежная для евреев часть жителей Палестины, самаряне, приняли, Христа гораздо лучше, чем они. Вот и парадокс. По сути еретики, нечистые для иудеев люди, имели какой-то потенциал принятия Христа. Опять же, потому что ни были просто хорошими добрыми людьми. Посмотрите, какие они простые. В эпизоде с самарянкой. Она поговорила со Христом, пошла в селение говорит, чтобы шли и смотрели, не это ли Мессия. И они, хотя она имела дурную репутацию в селении, пошли, поговорили с ними и приняли его как Мессию. И все. Насколько все просто. И как сложно было с иудеями книжниками, фарисеями, которые как пчелы летали вокруг Христа, пытаясь Его уличить, искусить. Совсем разная религиозная психология. Другое состояние человеческой души, хотя, парадокс, иудеи были носителями правильной веры.

Тел.звонок: - Вера без дел мертва, если я так понял. Я много паломничал в последнее время, и на деле убедился, что мы только веруем, а дел нет. Читаю Апокалипсис много лет, точно сейчас идет суд над Церковью, показатели говорят, что наша вера значительно потеряла силу. Говорят, что даже священники отказываются исполнять требы освящать дома, боятся заразиться.

С.Комаров: - Я с Вами и согласен, и не согласен. Тут два момента я вижу. Не согласен я с тем, что у Церкви нет сегодня добрых дел. Вам просто не очень повезло, как-то Вы нарвались неудачно. Сочувствую. Но не везде так. Церковь творит дела милосердия, у нас мощное волонтерское движение, по крайней мере в больших городах. Православные сейчас живо откликаются на проблемы. Огульно я бы не говорил. Есть честные, хорошие люди, у которых душа болит, которые готовы жизнь вою положить за други своя. Хотелось бы защитить нашу иерархию - храмы-то закрыли ради нас, чтобы мы не заражались вирусом. Духовенство оказалось в худшей ситуации, чем мы. Потому что оно осталось без копейки, причем полностью. Нет прихожан, нет копейки. Они же живут за счет приходской кассы. Здесь это не какое-то маловерие. Такое решение было принято на уровне священноначалия, а все остальное духовенство слушается, у нас же принцип послушания. То, что там батюшка боится ку-то идти, тут сложно обвинять, может он старенький, может у него детки. Ситуация такая, что ходят к больным только особые священники, у которых  есть благословение. Они соответствующую подготовку проходят. Тут еще не каждый и не во всякое место пойдет. Сейчас особая ситуация. А в том, что Вы сказали, что время начаться суду с дома Божьего, такая фраза есть у апостола Петра, тот т Вы совершено правы. Я согласен. Острие наказания Божьего ударило по Церкви прежде всего, видим десятки смертей духовенства, и сколькие еще болеют, непонятно, чем это все закончится, целыми алтарями заражаются. Это говорит о том, что Господь стучится в двери нашего сердца, ожидая нашего покаяния. Мы должны что-то понять. Что - отдельный разговор. Мы сейчас занимаемся богословием короновируса, сейчас кто только им не занимается. Я не готов прямо сказать, что я что-то понял и могу рассказать. Я сам еще ничего не понял. Но что-то есть в нас, что в нас не так. Масса всего и у духовенства, у мирян, у высшего священноначалия. Каждая группа должна понять, что не так, и меняться. И не с понедельника, а сейчас. Тут даже не надо самокопанием заниматься. Есть много вещей, которые на поверхности лежат. Вы меня разбудите в три часа ночи и спросите, какая у меня главная страсть. Я вам скажу. Это не значит, что я их поборол, но я их знаю. Человеку надо знать проблемы свои. Может быть, Господь старается сейчас обратить наше внимание. Проблемы вылезают сейчас из каждого угла. Вся ситуация показала массу наших слабостей. Нам важно услышать Бога, иметь уши отверстыми, обрезанные уши иметь, услышать Бога, что Он нам говорит. А тут нужно проявить духовную чуткость и работать.

Тел.звонок: - Послушала предыдущий звонок. Подумалось, что Церковь-то вне пространства и времени. Она и вечна и бесконечно. Это все равно, что на Духа Святого сказать такое слово. Нельзя так. Но есть вопрос: Христос сказал, что тело есть храм Духа Святого, все, что вы сделали ближнему, все вы сделали Господу. В нас Дух живет внутри, а душа его как одежда покрывает, а душу покрывает тело. Мы вроде все едины, похожи. Но мы различаем: мужчина, женщина, она то, он это, религия такая или другая... но Дух-то в нас Един, мы должны к ближнему как к самому себе относиться. Какой Дух в нас живет, таковы и мы. Правильно я понимаю? Тяжело я мысль свою выразил, простите.

С.Комаров: - Попытаюсь высказать, что я понял. Мы едины по природе все. По ипостасям мы разные. Природа едина. А личности разные. Личность человеческая имеет призвание от Бога найти Господа и истинную веру, религию, и веровать истинно. Единство и братство человеческой природы не предполагает смешения религий и смешения вер. Как Бог един, так и истинная вера в Него одна. Един Бог, един Господь, едина вера, едино Крещение, одна Церковь, одни таинства. Поэтому мы все братья и должны все друг друга любить и помогать просто по-человечески вне зависимости от вер. Тем не менее, есть одна истинная вера, которую человек должен найти. Мы христиане, исповедуем, что эта истинная вера - православное христианство. У нас есть аргументы для доказательств. Это отдельный разговор. Но тут все серьезно. Человек призван к спасению, а оно не происходит абы где и абы как. Есть законы спасения, которые Бог промыслил. Один Бог и один путь спасения, одна Церковь и религия истинная. То, что в нас дух.. Но у каждого же он свой. Дух и есть душа, только высшее ее отправление. Природа одинаковая, а души разные.

Тел.звонок: - Мне кажется, что наш Патриарх очень правильно сделал, что закрыл храмы, потому что иначе злопыхатели обвинили бы Церковь в том, что она распространяет инфекцию. Каково Ваше мнение?

С.Комаров: - Во-первых, тот, кто хочет Церковь критиковать и ругать, всегда найдет за что. Если бы мы не закрыли храмы, то говорили бы, что вся страна в храмах заражается. Закрыли - тоже находятся недовольные. Другое же дело в осмыслении всего этого. Честно говоря, я с самого начала этой истории с закрытием храмов не понял, почему так делают, мне казалось, что это решение неправильное. Я не высказывался об этом в эфире, но на кухне с друзьями мы это обсуждали. Я был радикально настроен. Мне казалось, что наоборот, надо чтобы храмы были открыты, надо молиться, если умереть, то умереть, но заразившись в храме, а не в очереди за туалетной бумагой. Как-то так мы рассуждали. Тем более не было соотношения реальной угрозы и тех мер, которые были приняты. Пока было все непонятно. Еще ничего не происходит, а храмы уже закрыты. Было смущение, было. Но теперь я понимаю, что Святейший стратегически был прав. Посмотрите, сколько священников умерло, сколько болеют, заражаются алтарями, монастырями. Наверное, Святейший знал то, чего мы не знали, или он просто по опытности и мудрости своей вкупе с властями принял решение это. И мне кажется, что оно правильное, потому что даже после закрытия храмов продолжаются заражения. Их было бы гораздо больше, если бы еще и прихожане в храмах стояли. Но другое дел, что все надо правильно объяснить. Не все люди это понимают, не все так мыслят, и немножечко не было правильного разъяснения всего, что происходит. Слабость именно в этом была. Все резко произошло, и это можно было бы лучше объяснить, меньше было бы недоброжелателей. Но как уж получилось. А ситуация серьезная, особенно по Москве. Оказывается, в храме тоже можно заразиться. но либо мы этого просто не знали, и сейчас узнали, либо раньше нельзя было, а сейчас Господь отнял Свою покрывающую благодать. Сейчас особая ситуация, ее надо понять. Я согласен с Вами и с тем, как поступило священноначалие. Да Бог, чтобы все всё понимали не ссорились.

Тел.звонок: -  Если читать Апокалипсис, Откровения Иоанна Богослова, там будут тоже болезни, солнце будет жечь, и кроме христиан там будут страдать все люди, кто не покается. Будущие времена будут смотреть на Церковь плохо, гонения будут. Короновирус - предупреждение нам. Мы очень расслабились. У нас в стране благоприятные условия, Церквей много, литературы полно. Мы живем как в роскоши. Причастие мало храним. Мы благоговейно относимся, не ценим, подумаешь, пошел на следующую неделю да еще раз исповедался и причастился. А в те времена будут намного хуже. Попробуй еще священника найти. Так что это нам всем вразумление.

С.Комаров: - Спасибо! Вы верно заметили, что мы в хорошее время живем. Мы можем переоценить то, какими благами мы обладаем вот так просто, не выстрадано. Это просто нам подарено. Обилие храмов, возможность бывать в храме хоть каждый день. Какая благодать! Я сейчас как многие москвичи остался без храма, но меня иногда зовут пономарить в один храм, где я официально числюсь пономарем, просто когда старший пономарь не может, зовут меня, и для меня этот день - праздник, это бывает раз в неделю-две. Я просто плачу там в храме. Тот храм, который был просто обычный для меня, пришел, ушел, забежал, сейчас это вхождение в рай, ангелы в сердце поют. Надо понять - какая великая милость Божия множество храмов. И про Причастие Вы совершенно верно сказали. Причаститься не трудно, а благоговение к Причастию, а сохранить его, это гораздо труднее. Вы и меня сейчас, и всех нас обличили. Причаститься не трудно, а жить согласно практике практике частого причащения - потруднее будет. И Господь нас на время лишил нас причастия, чтобы мы об этом тоже задумались. Переоценить отношение к священникам, подумать о их здоровье, мы же никогда не задумывались о том, как живут старые священники, насколько им нужна помощь. Великая милость Божия, что есть священство, есть люди, которые идут в священники, Что есть монахи. Мы их сейчас теряем одного за другим, каждый день умирают - то монах, то священник. Столько всего надо понять, переосмыслить, выстрадать, перед Богом покаяться, Бога поблагодарить. И об этом каждый христианин должен думать и открытия делать. Мы сейчас должны этим заниматься. Каждый про свою жизнь и про Церковь вообще - и локально надо мыслить, и о в целом о Церкви. И я рад, что люди думают об этом и беспокоятся. Сам хочу написать статью об этом - что мы должны понять. Просто мы пока еще в этой воронке, непонятно в начале, середине или конце. Сегодня думаешь одно, а завтра другое. Кажется, это правильно, здоровый разумный человек может менять мнение свое, переосмысливать, это важно очень. Когда человек уперся рогом и его не сдвинешь, вот я верю, что в храме заразиться нельзя, и там уже все вокруг позаражались, прихожан нет, только в алтаре служат и  там заражения, но некоторые упираются, что нет, этак нельзя, это масоны, это заговор, это чипировать будут. Печально, что мы настроены больше на поиск врагов извне, чем на переосмысление своей жизни. Печально. К сожалению и медийные фигуры этим занялись. Я не отрицаю правоты тех или иных конспирологических теорий, все это может быть. Но что от нас Господь требует? Хранить верность Ему и быть христианами. В обязанности христиан не входит распутывать какие-то масонские заговоры, скрываться  от слежки, но вести добрую жизнь, увы, мы пренебрегаем этим, но ищем врагов. Слушали вы «Парсуну» с владыкой Тихоном Шевкуновым, где он приводит пророчества старца Иоанна Крестьянкина? Еще в 2000 году старец говорил о том, что Господь попустит что-то страшное ради того, чтобы сделать нас лучше. Это я пересказываю смысл. Там еще очень важная фраза звучит дважды. Если это пророчество о нашей ситуации, то на фразу эту надо обратить внимание. «Виновных не ищи», - говорит отец Иоанн, и еще раз прибавляет: "Виновных не ищите".

Храни вас всех Господь, берегите себя, родных и близких. Не унывайте, все пройдет, все проходит, наш народ и не такие бедствия переживал. Господь с нами. От нас требуется только быть верными Ему, быть настоящими христианами. Апостол Павел писал: спасайтесь ,если вы только то, чем должны быть. Так что у нас задача одна - быть тем, чем мы должны быть. Аминь. Всего доброго! Христос воскресе!  

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+