Перейти к основному содержанию

19:45 19.09.2020

Карантинная Пасха

20.04.2020 13:36:41

Пасха 2020 года наверняка войдёт в анналы истории, как самая необычная и малолюдная. В результате предпринятой массированной психологической атаки устрашающего коронавируса на светскую и духовную власть, московские храмы были закрыты для прихожан. В целях естественно их же здоровья, но хорошо, что не «по просьбам молящихся».

Тайная вечеря

     Несмотря на карантин и строгое распоряжение главного санитарного врача столицы Елены Андреевой (помолитесь за неё, кто может), сами Пасхальные службы в церквах и монастырях продолжались полным чином, и это не могло не радовать! Спасибо за это Патриарху (помолимся и о нём!), но выбора перед прихожанами храмов практически не оставалось: двери и ворота обителей и церквей были на неделю Страстной Седмицы наглухо закрыты, наподобие Гроба Господня во Иерусалиме.

     Не знаю, как решали проблему другие прихожане, но я расскажу о своём опыте. Являясь по совместительству с основной работой волонтёром храма, я без труда попал на службу. Ожидая увидеть полицейский кордон вокруг храма, наподобие караула римских легионеров в Ту самую ночь 2000 лет назад, я запасся всеми необходимыми аргументами в виде всевозможных служебных и ветеранских «корочек» и заготовленными легендами, что, мол, без меня и служба то не начнется. Готов был и через забор лезть, надеясь не попасть в поле зрения всевидящего ока «большого брата».

     Но всё оказалось до обидного буднично и намного проще, чем я себе это представлял. Ни осаждавших храм толп прихожан, ни суровых полицейских, стоявших стеной у входа, я не увидел. Перед калиткой на территорию нашего храмового комплекса в Бутово не было ни души. Я открыл изнутри задвижку и вошёл во двор. Появился Коля – охранник чоповец, кивнул, узнав меня, и показал глазами на стоявшую среди машин клириков полицейскую машину с потушенными фарами. Сотрудники полиции не проявляли, казалось никакого интереса ни ко мне, ни к храму, словно  оказались здесь случайно. Это приятно удивило.

     В храме было непривычно пусто для Пасхальной службы, когда трудно было протиснуться даже ко входу. Написал записки, отдал их, поприветствовав,  свечнице. Стал неспешно прикладываться к иконам, оценивая достоинства  пустующего храма, здороваясь с пришедшими как и я на службу: старостой храма, свечницами, уборщицами, поварами. Не считая хора, скрывшегося на… хорах, вместе со священниками, диаконом и алтарниками, нас набралось человек 20. На отдельном столике выложил принесенные с собой в рюкзаке (тайно) куличи и яйца – настоятель обещал, что освятит всё после богослужения.

«Христос воскресе!»

     Началась служба. Алтарники, сменяя друг друга, читают Часы. Их голоса торжественно звучат в практически пустом и полутёмном храме. Всё ново, таинственно и необычно. Перед иконами теплятся пасхальные лампады и загадочно мерцают свечи. Вскоре начались перемещения в церкви алтарников, связанные с Пасхальным Крестным ходом. Выносятся хоругви и иконы, выстраивается чинопоследование хода, имеющее свои древние традиции. Впереди с Фонарем сияющий Ярослав – между прочим, доктор! Как ему удалось выкроить время для службы в храме, среди загруженных под завязку суточных дежурств врача, ведомо только ему и Богу.

     Зажигаем от свечей наши красные лампады и готовимся заявить на всю спящую Москву. Да что там на Москву? На весь мир о Воскресшем Христе! Для меня это самый главный момент Пасхальной службы, ведь тогда впервые за Пятидесятницу и зазвучит ликующий, победный возглас священника, брошенный  в народ: «Христос воскресе!». И народ, который набивается в храм и толпиться на улице, кажется, тоже больше всего ждёт именно его, что бы так же единодушно грянуть в ответ: «Воистину воскресе». Но предваряет это ликования, эту кульминацию Богослужения, как я уже объяснил, пауза, связанная с торжественным перемещением по храму икон и хоругвей при потушенном свете.

      Сигнал что пора трогаться в путь дает, кажется, хор, который еле слышно, почти шёпотом начинает распевать стихиру Пасхальной утренни: «Воскресение Твоё, Христе Спасе, Ангелы поют на Небесех: и нас не земле сподоби чистым сердцем Тебе славити». Пение это они начинают ровно в полночь. Постепенно, хор всё увереннее доносит до нас эту благую весть, и заветные слова скоро заполняют, кажется, всё пространство храма.

     Как я понимаю своим умишком, Христос воскрес раньше – ещё днём, очевидно, в момент схождения Благодатного Огня на Гробе господнем в Иерусалиме. Многие, в том числе я, смотрели трансляцию этого события по телевизору и радовались. Но для апостолов, а, следовательно, и всего жившего тогда в Иерусалиме народа,  это событие 2000 летней давности прошло незаметно. Узнали они его по факту пустующего Гроба с отваленным камнем от жён - мироносиц, пришедших ко Гробу Господню с единственной целью: воздать последние почести Телу Божественного Учителя, намазав его благовонными мазями и миром.

     Все мы словно символизируем этих жён с горящими в ночи лампадами, которые сейчас пойдут за священниками и хором вокруг запертого Колей – охранником храма, превратившегося в этот момент в Господний Гроб. Сам Николай  символизирует римского стражника, приставленного первосвященниками охранять запечатанный Гроб. Знает ли об этом он, мне не известно, но вид у него серьёзный и деловой. В этот раз нас - жён мироносиц, немного. Наверное, примерно столько же их было и в Ту Ночь. Под пение стихиры, мы, неспеша обходим храм. Кто-то из алтарников ударил в колокола. Ударил неумело, но даже этот звон кажется благовестом, предваряющим главное событие во Вселенной – воскресение распятого злодеями Христа.

      К удивлению и радости видим за оградой храма несколько человек – не больше десятка, которые тоже зажгли свои лампады! Они мысленно с нами! Нас разделяет забор и … появившиеся полицейские. Но это только кажется, это временная и преодолимая преграда, если вспомнить, что в эту ночь всех нас объединяет Воскресший Христос!

     И вот Храм – Гроб мы обошли и наконец-то, наш отец Владимир, осеняя нас Крестом в одной руке, и горящими свечами в другой, восклицает: «Христос воскресе!» и мы дружно, словно на одном дыхании вторим ему: «Воистину воскресе!». Всё, пик Торжества на взгляд большинства пройден. Тайна открыта и принародно озвучена! На этом моменте многие из пришедших в храм направляются домой встречать Пасху, славя Воскресшего Спасителя, имея на это полное право. Но мы, не уставая повторять Истинность Его Воскресения, возвращаемся в храм.

«Ад огорчися… ибо посрамлён»

     Продолжается дальнейшее чинопоследование Пасхальной службы, в центре которой стоит Божественная Литургия.  Одна из её особенностей состоит в том, что Тела и крови Воскресшего Христа приобщаются все присутствующие! До этого проводиться Исповедь, но занимает она немного времени – это ещё один ощутимый плюс карантинной Пасхи.

    Когда я,  вспомнив не названный грех, повторно подошел под епитрахиль, священник удивленно посмотрел на меня: «Какой-то смертный грех? Нет? Ну, тогда иди и не смущайся, ведь Пасха!» Действительно! Разве не об этом читалось в Огласительном слове на Пасху Святителя Иоанна Златоуста, ежегодно в этот день зачитываемое в храмах? Я очень люблю внимать этим никогда не надоедающим словам, словно нектаром питающие душу. Хотя на Церковно-славянском оно звучит куда умилительнее, приведу его полностью в русском переводе:

      «Кто благочестив и боголюбив, — тот пусть насладится этим прекрасным и светлым торжеством. Кто раб благоразумный, — тот пусть, радуясь, войдёт в радость Господа своего. Кто потрудился, постясь, — тот пусть возьмёт ныне динарий. Кто работал с первого часа, — тот пусть получит сегодня должную плату. Кто пришёл после третьего часа, — пусть с благодарностью празднует. Кто успел придти после шестого часа, — пусть нисколько не беспокоится; ибо ничего не лишится. Кто замедлил до девятого часа, — пусть приступит, нисколько не сомневаясь, ничего не боясь. Кто успел придти только в одиннадцатый час, — пусть и тот не страшится за своё промедление.

      Ибо щедрый Владыка принимает и последнего, как первого; успокаивает пришедшего в одиннадцатый час так же, как и работавшего с первого часа; и последнего милует, и о первом печётся; и тому даёт, и этому дарует; и дела принимает, и намерение приветствует; и деятельности отдаёт честь и расположение хвалит.

     Итак, все войдите в радость Господа нашего; и первые и вторые получите награду; Богатые и бедные, ликуйте друг с другом; Воздержные и нерадивые, почтите этот день; Постившиеся и непостившиеся, веселитесь ныне. Трапеза обильна, — насыщайтесь все; Телец велик, — никто пусть не уходит голодным; все наслаждайтесь пиршеством веры; все пользуйтесь богатством благости. Никто пусть не жалуется на бедность, ибо открылось общее Царство. Никто пусть не плачет о грехах, ибо из гроба воссияло прощение. Никто пусть не боится смерти, ибо освободила нас смерть Спасителя. Он истребил её, быв объят ею; Он опустошил ад, сошедши во ад; Огорчил того, который коснулся плоти Его.

     Об этом и Исаия, предузнав, воскликнул: «Ад, — говорит он, — огорчися, срет тя доле». Он огорчился, ибо стал праздным; Огорчился, ибо посрамлён; Огорчился, ибо умерщвлён; Огорчился, ибо низложен; Огорчился, ибо связан. Он взял тело и нашёл в нём Бога; Взял землю и увидел в ней небо; Взял то, что видел, и подвергся тому, чего не видел.

      «Где ти, смерте, жало? Где ти, аде, победа?» (1Кор. 15:55). Воскрес Христос, — и ты низложился; Воскрес Христос, — и пали бесы; Воскрес Христос, — и радуются ангелы; Воскрес Христос, — и водворяется жизнь; Воскрес Христос, — и мёртвого ни одного нет во гробе. Ибо Христос, воскресший из мертвых, — «Начаток умершим бысть» (1Кор. 15:20). Ему слава и держава во веки веков. Аминь».

Наша взяла!

    Служба заканчилась в районе 2:30. Притомившись, я уже стал терять её канву и, отвлёкшись, даже успел веерно разослать поздравления родным и друзьям под впечатлением Слова Иоанна Златоуста. Звучало оно так: «Христос Воскресе и ад упразднесе!». Получилось, на мой взгляд, вполне канонично и оригинально. Спасибо Святому!

   Ну и, наконец, дело дошло до освящения наших куличей, пасок и яиц, скромно уместившихся на небольшом столике. В обычные дни, этому обряду посвящена почти вся суббота. Тогда на площади перед храмом расставляются столы и люди заполняют их теми же куличами и пасхами всех форм и размеров. Священники, обходя их, кропят Святой водой. Следом идёт алтарник с ведром и подносом, куда люди щедро опускают яйца и кладут деньги. Потом эти же яйца будут раздаваться людям в храме – такой вот очень добрый обычай, не имеющий, по-моему, отношения к Евангельскому первообразу и хронологии. Но без него трудно представить нашу Русскую Пасху. На сей раз нам после Причастия раздали пасхальные шоколадки. Неожиданно и приятно!

   Замечаю, что и наши суровые (надеюсь, только с виду) полицейские принесли свои куличи для освящения – еще одно зримое объединение во Христе! Думаю, что люди, добившиеся запрещения посещения храмов на Пасху и стоявшие за ними силы, ожидали обратного. Но, как и следовало ожидать, у них ничего не получилось! Христос всё равно воскресе, а ад упразднися!  И мы были этому свидетели!

     …Ночное небо было вроде бы обычное, но всё равно другое, пережившее, казалось, вместе с нами Важнейшее Событие от сотворение мира! Высыпавшие звёзды, глазели на нас с удивлением: что там кричат в полночь, почему то не спящие до сих пор люди? Эй вы, звёзды, разве вы не слышали? Христос Воскрес!

Роман Илющенко

Комментарии

20.04.2020 - 16:45 :

Дома нужно было сидеть, а не ходить по храмам.
Или слово и увещавание патриарха вам недосуг?
Тогда лицемерие получается оголтелое:
с одной стороны восхваляем при каждом удобном случае предстоятеля,
а с другой напрочь игнорируем его наставление молиться по домам и не ходить в храмы.

20.04.2020 - 20:25 :

"...В результате предпринятой массированной психологической атаки устрашающего коронавируса на светскую и духовную власть..."
Роман, а без пинков в сторону властей, стремящихся хоть как-то остановить пандемию, обойтись нельзя?
Если вы такой бесстрашный, дуйте в Белоруссию - там Лукашенко вирус просто игнорирует!
Если уповаете на Господа ,Роман, то не забывайте ,что "всякая власть от Бога установлена", и пинать её вам не к лицу.

21.04.2020 - 09:47 :

Здравствуйте.
Воистину воскресе Христос!
Конечно же, жаль, что храмы были закрыты. Но даже если бы они были открыты, надо ли было бы туда идти? Вы уверены, что сами не заражены? Большая часть больных не имеет симптомов. Надо прийти в храм и заразить других прихожан, пономарей, священников? Чтобы стать виновником инвалидизации или смерти других людей? Чтобы храм закрылся на карантин и службы в нём остановились? Батюшки никому не запретят приходить (пришлось Патриарху взять всё на себя), но вы-то подумайте, что делаете...
А так-то да, главный врач плохая, Патриарх "пошёл на поводу".... Ей-ей, как дети малые...

23.04.2020 - 15:44 :

Дорогие мои, не надо брать на себя больше положенного. Люди церковные очень тонко чувствуют разницу в словах - ПРОШУ ВОЗДЕРЖАТЬСЯ и НЕ БЛАГОСЛОВЛЯЮ. Первое выражение оставляет свободу выбора за прихожанином, как, кстати, и за настоятелем храма, который может просто закрыть двери храма и никого из прихожан просто не пустить в храм - так, кстати, поступили многие настоятели - Бог им Судья... Так что не пинайте автора - чувствующий себя здоровым и не имеющий возрастных ограничений верующий имеет полное право прити на службу, поисповедаться и причаститься, а кто этого не хочет, пусть остается дома. И не надо лицемерно заботиться о других - каждый отвечает за себя, в том числе и сотрудники храма, которые, как я уже писал, могут просто закрыть двери, а кто особенно опасается болезни, просто взять благословение и не приходить на службу...Христос воскресе, братия и сестры! Автору благодарность сугубая за отличный материал!!!

25.04.2020 - 00:55 :

Автор одного из откликов пишет о богоустановленности ЛЮБОЙ власти - это не так. Почитайте Святых отцов и вспомните какой резкой критике подверг Президента и его указ о монетизации льгот уже в нашей недавней истории Патриарх Алексий, вызвав бурю негодования в СМИ.А он выступил в защиту пенсионеров, значительная часть которых - прихожане РПЦ.Так что Ваше представление о том, что Церковь должна угодливо облизывать власть, В КОРНЕ НЕВЕРНО. Сама же статья Романа Илющенко мне очень понравилась.

25.04.2020 - 01:03 :

Читаю третий отклик и не могу понять, сам-то автор человек верующий или ПРОСТОЙ ЗАХОЖАНИН? Коли так, так пусть сидит дома и не смущает тех, кто в храм не заходит, а приходит и живет всю оставшуюся жизнь.Если Вы не понимаете, что такое церковная служба и Причастие, то и пишете такие безбожные посты...Каждый отвечает за себя сам и придя в магазин мы рискуем ГОРАЗДО БОЛЬШЕ, я уже не говорю про МЕТРО...но мы и туда идем, если нам это надо и никто эти места не закрывает. Налицо ЯВНО ПРЕДВЗЯТОЕ ОТНОШЕНИЕ к Церкви...плохо, что Вы этого не чувствуете...

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+