Перейти к основному содержанию

07:51 11.08.2020

Андрей Критский нам задает важный вопрос: А мы как переживаем эти образы Писания, как это работает в нашей жизни? Понимаем ли мы, что все это про нас?

11.04.2020 15:00:34

Слушать: https://radonezh.ru/radio/2020/03/07/21-00

С.Комаров:  - Добрый вечер, дорогие друзья. В эфире радио «Радонеж». У микрофона публицист Сергей С.Комаров.   Сегодня наша тема - Великий покаянный канон Андрея Критского. На первой седмице поста мы прочитали этот канон и еще один раз прочитаем его полностью на пятой седмице поста. Тут есть, о чем поговорить.

Начнем с автора. О нем известно мало. Звали его Андрей, был он архиепископом критским. Предание говорит о том, что мальчик не говорил до семи лет и заговорил после таинства Причащения.

В 14 лет он ушел в монастырь, был грамотным юношей, монахом Иерусалимской Церкви и принимал косвенное участие в VI Вселенском соборе, который осудил ересь монофелитства. Затем его направляют на Крит, и он становится архиепископом Критским, а потом архиепископом. Он создал потрясающую церковную гимнографию. Он много всего написал, кроме канона. О других его произведениях знают, пожалуй, только те, кто стоят на клиросе. Этот великий святой мастерски писал трипеснцы, другие каноны, тропари, кондаки.

Древняя гимнография - настоящее сочетание поэзии и богословия. Высокая поэзия всегда соединяется с размышлениями о Боге. И подлинное богословие всегда поэтично, это не учебник по богословию, но молитвенная поэзия - то, что можно видеть в трудах Ефрема Сирина, Симеона Нового Богослова, Андрея Критского, Иоанна Дамаскина и других песнотворцев.

Андрей Критский написал много, но в памяти народной он остался как творец Великого канона. Но, честно говоря, если вы приедете на Крит и будете там спрашивать критян про Андрея Критского, вам далеко не каждый грек ответит на вопрос, кто такой Андрей Критский, и его икону еще придется поискать. Так бывает в нашей жизни.

Меня поразило когда-то, что святитель Лука Крымский едва ли не более популярен в Греции, чем у нас. Между прочим, золотую раку к его мощам делали греки. Не наши. А когда я попал на Афон - удивился, что почти в каждом храме икона святителя Луки. Он очень почитаем. Если я говорил, что я из храма св. Луки, а так и было - в Киеве я ходил в этот храм - то греки сразу откликались и не знали, как угодить. Например, в Фессалониках в храме Дмитрия Солунскогоя увидел икону св. Луки - так он там популярен. Много случаев исцеления в Греции, о которых мы не знаем. Книги святителя продаются в греческом переводе и в храмах на Афоне.

Невозможно объяснить, почему святой, который родился и подвизался в одной стране, чрезвычайно популярен в другой. Это ходы Промысла Божия. Вернемся к Андрею Критскому. Он написал этот великий канон. В чем идея Покаянного канона? В том, чтобы связать воедино образы Ветхого и Нового Завета в один узел и показать слушателю или читателю канона, что это все про него. Что это имеет отношение к его жизни. Что библейские образы указывают на добродетель или порок. И естественно, человек должен от пороков бежать и к добродетели тянуться. Задумывались ли вы об этом? Что каждый библейский персонаж - это указание на добродетель? Например, премудрый Соломон - мудрость. Давид - кротость. Моисей - верность Богу. Иов - терпение в страданиях. Авраам - вера. И так далее.

Но есть и отрицательные персонажи. Царь Манассия  - богоборчество. Саул - непослушание Богу. Соломон показали  отрицательный пример - идолопоклонство. Все библейские персонажи носители добродетели или порока. Но Христос в себе собрал все добродетели. Все добродетели в совершенстве выявляются во Христе. И автор покаянного канона собирает все образы, дает им краткое толкование - что они сделали в своей жизни и призывает приложить эти образы, спроецировать добродетели и пороки на свою жизнь.

Андрей Критский нам задает важный вопрос: а мы как переживаем эти образы Писания, как это работает в нашей жизни? Понимаем ли мы, что все это про нас, что Священная история, по сути, продолжается? Интересно, замечают некоторые толкователи, Книга Деяний - одна из немногих Нового Завета, в которой нет слова «аминь».  Она как бы незакончена. А книга Деяний -  это книга об истории Церкви, поэтому можно сделать вывод, что история Церкви не окончилась, но продолжается.

И ее продолжателями являемся все мы, мы люди церковные, мы живем в Церкви, мы - члены Тела Христова, участники священной истории. И Андрей Критский раскрывает Священное Писание в жизни христианина так, как оно должно раскрываться, потому что мы должны читать Писание именно такими глазами, всегда задавая вопрос - как это работает в моей жизни, чему я могу тут научиться? И вообще:«Душе моя, душе моя, что спиши?»-как поется в кондаке. Душа моя, откликайся, это мощное средство изменения сознания, если хотите-рассмотрение образов Ветхого Завета- мощное средство покаяния.

 И Андрей Критский подает это мастерски. Человек, всматриваясь в эти образы, должен чувствовать покаяние, но и видеть, что спасает его из этого состояния милость Пресвятой Троицы, домостроительство нашего спасения, заключенное в Господе Иисусе Христе и молитвах Богородицы. Это главная идея канона - показать  греховность и выход из нее - свет в конце тоннеля. Это все можно увидеть в проследовании канона.

Обращу ваше внимание, что канон невозможно понять адекватно без  хорошего знания Ветхого Завета. Хочешь молиться в Церкви разумно - изучай Ветхий Завет. Большая часть песнопений, образов, которые мы воспринимаем на слух в Церкви, относятся к Ветхому Завету. Причем песнопения православной Церкви дают самые разнообразные толкования этих образов. Канон Андрея Критского - великая школа экзегезы, толкования писания, надо только вслушаться и понять логику, как работает автор с библейскимиперсонажами.

Напомню вам выражение блаженного Августина, которого мы уже упоминали: Новый Завет в Ветхом скрывается, Ветхий Завет в Новом раскрывается. Это все одно СвященноеПисание. Это одна книга. Те нити, которые разматываются в Ветхом Завете, сплетаются в пестрый красивый ковер в Новом Завете.

И это ощущение дает как раз канон Андрея Критского. Обращу ваше внимание, что канон, особенно тропари на «Слава и ныне», невозможно понять без знания богословия. Там сложнейшие богословские формулы, которые на слух тяжело воспринимаются, которые надо перечитывать, пересматривать, читать толкования- сразу это непонятно.

Канон имеет в себе материал для 1-го класса и для 11-го класса. Там есть:«Помилуй мя, Боже, помилуй мя», которое понятно всем, и есть сложнейшие богословские формулы, которые надо распутывать. Есть ряд толкования на канон. «Схолии на полях великого канона» - грандиозный труд, в нем много интересного. Рекомендую заняться толкованием канона, потому что церковный человек будет встречаться с этим каноном каждый Великий пост и его надо понимать. «Хвалите Бога, хвалите разумно». Благо, что все толкования доступны.

Вопрос понимания канона Андрея Критского во многом вопрос культуры. Даже не духовный, а культуры. Надо взять текст, посмотреть переводы, разобраться  с источниками, посмотреть, где какой образ имеет какую историю.  Словом, провести некоторую культурную работу. Даже если прочитать этот текст на русском –это вопроса не решит. Текст надо изучать изнутри. Вопрос - а может ли современный человек воспринимать такие тексты?  Чтобы это усвоить - нужно повысить свою культурную планку. Церковь совершает с нами полезное упражнение, дает нам мягкую пищу: «Отче Наш», «Господи, помилуй» - понятные, простые песнопения. Но в то же время она даетнам высокуюшколу богословия, до которой надо дотягиваться. Церковь в этом отношении поднимает человека и возносит вверх. Это очень хорошо.

 Интересно, что канон Андрея Критского читается на первой седмице Великого поста, тем самым настраивая нас на то, что будет дальше. Церковь понимает, что человек –существо, которому надо раскачаться, подготовиться. Он не сразу может войти в состояние покаяния.

Нас Церковь готовила подготовительными неделями: о мытаре и фарисее, о страшном суде. Мы входим в пост постепенно. Сначала даетсяканон. Еще хочу заметить, что в большинстве наших храмов канон Андрея Критского читается с земными поклонами на каждое:«Помилуй мя, Боже, помилуй мя», то есть на каждый тропарь.

 Я сам недавно узнал от одного грамотного человека, архимандрита, что на самом деле там обозначены метания на каждый тропарь, а метания означают поклон поясной. Я слышал об этом раньше от пожилых священников. Они говорили, что земной поклон кладется на каждый ирмос канона, а на «помилуй мя, Боже, помилуй мя» кладется поясной поклон. Говорили священники, что это для того, чтобы человек понял смысл, потому что, когда мы постоянно делаем земные поклоны, получается упор на аскетическую часть молитвы - на ноги, а смысл канона от большинства наших прихожан ускользает. Трудно и то, и другое - слушать, воспринимать и постоянно поклоны бить. Не знаю, какая традиция в храме, куда выходите, насколько я понял,правильно так: на ирмос - земной поклон, а на каждый тропарь канона - поясной. И человек тогда может сосредоточиться на смысле.

Главное - смысл. Молитва - это наши слова, смыслом которых мы бьем в сердце, возбуждая те или иные молитвенные чувства. Возбуждение разного рода молитвенных чувств - это и есть молитва. Хвалебное, покаянное, благодарственное чувство - весь спектр этих молитвенных чувств. Общение с Богом. Для этого нужно понимать, что читаешь, вникать в смысл, особенно когда речь о таком сложном тексте, как канон Андрея Критского. Тут есть над чем подумать.

Вопрос: - Я плохо вижу, не читаю - только слушаю. В каноне слышала Амалик - это кто? Ветхий Завет, понимаю, но посмотреть не могу.

С.Комаров:  -Амалик - библейский ветхозаветный персонаж, сын Элифаза, внук Исава. Он считается родоначальникомамаликитян. Амаликитяне - враги евреев, потому что когда евреи вышли из Египта, проходили мимо страны амаликитян, и те напали на них. В Писании есть слова, что имя Амалика должно быть изглажено на земле. У арабов есть предание, что Амалик был сыном Хама. Согласно Библии, он сын Элихаза и его наложницы Фамны, то есть это отрицательный персонаж, нечестивый царь Амалик.

Продолжу говорить на счет поклонов. В русской традиции упор на аскетический подход к молитве - службы, как правило,мы стоим. Такого нет ни в одной православной поместной Церкви. Греки сидят, в других поместных Церквях большая часть Богослужения также воспринимается сидя. Нас греки хвалят за нашу аскезу. Говорят, русские не присели перед своим Богом. И это нам в плюс. Для нас Богослужение не только молитва сама по себе, но еще и аскетический подвиг, потому что пойди выстой несколько часов. Но эта практика имеет и другую сторону. А именно, что человек часто думает на богослужении о ногах, но не о молитве.

Поэтому наша практика должна быть воспринята культурно - главное - молитва, и если есть выбор между стоять или сидеть, то главное - быть в храме. И в отношении канона Андрея Критского -  у нас опять упор на аскетичность. Положить как можно больше поклонов. Сотни поклонов. Встаешь, ноги гудят, но смысл из-за этого иногда остается невоспринятым. Поклоны положили, а мало чтопоняли. Эта отрицательная черта, характерная для нашей богослужебной традиции. Кажется мне, что прав тот архимандрит, который рассказал мне про эти метания, что надо делать поясные поклоны, но быть внимательным к смыслу, тексту. Но, впрочем, как кто уж благословит.

Вот что мне еще хотелось бы заметить. Когда человек первый раз слушает канон Андрея Критского, даже и не первый - он погружает человека в атмосферу зрения своих грехов.  Там постоянно говорится о грехах. И может возникнуть вопрос: а если я всего этого не делал? Там перечисляются же и содомские грехи, и всякое другое.

Давайте же разберемся, что про меня, а что не про меня. Дело в том, что грех в церковной традиции воспринимается в двух аспектах. Грех как поступок, допустим, мыслью, словом или делом. И грех как состояние - человек может не совершать тех или иных грехов, но все мы с вами находимся в греховном состоянии в том смысле, что после грехопадения природа человека оказалась удобопреклонной ко злу. И имеет в себе страсти и наклонности к тем страстям, грехам или порокам. В этом отношении все эти грехи, которые перечисляются в каноне Андрея Критского или, например, в вечерних молитвах в конце (там явно есть то, чего мы не делали в этот день или вообще) - это страшная правда о человеке, которую, кроме Церкви, нам никто не скажет.  Церковь просто показывает возможность совершать эти грехи. Мы мыслью, ощущением, желанием действительно причастны ко всем грехам мира. А если бы нам дали возможность - то мы бы, наверное, и совершили их.

Когда мы в молитве «Отче наш» просим не ввести нас в искушение, то думаем ли мы, что это значит?Апостол Иаков говорит, что Бог не искушает никого, но каждый искушается сам своею похотью. Как тут быть? А значит это, что мы просим Бога не попустить нам такого, чтобы мера нашей  любвик Богу, благочестия, совести и христианской культурыуступила бы соблазну греха. У каждого есть свое слабое место, свой нравственный предел.

Игорь Губерман говорил: всякая нравственность имеет свой материальный эквивалент. Так и всякое благочестие человеческое имеет свой предел, потому что мы немощны. Не дай нам искушения, Господи, выше нашей меры. Хотя, говорит апостол, что человек никогда не получает испытания свыше меры. Искушение в Писании воспринимается как испытание. Говорится, что Бог искушал Авраама. Это же не значит, что Он его подбивал на грех. Искушение как испытание, пройдя которое человек становится выше, духовнее и крепче.

Вопрос: -  Известно, что перед тем, как выйти на проповедь, Господь постился 40 дней. Есть храм, где на период Великого поста выставляется икона Страстей Христовых, где Господь изображен в плену и с венцом терновым на главе. Интересно, во всех ли это храмах происходит, и насколько это правильно - Страстная неделя же еще не началась?

С.Комаров:  - Спасибо за вопрос. Есть такая традиция. Еще и распятие ставят посередине храма. То распятие, которое стояло, как правило, в левой стороне храма, ставится в центр. Это напоминание о том, что мы движемся к Страстной седмице, к Голгофе, Воскресению Христову, что  Великим постом мы должны войти в добровольноесопричастие страданиям Христовым. Это напоминание о том, что Великий пост - время труда, подвига, а главный наш подвигоположник - Господь Иисус Христос. И вообще это цель Великого поста - познать Христа, приблизитьсяк Нему, потрудиться ради Него в подражание Ему. Это цель поста.

Вопрос: - Есть у святых отцов мысль, что если молишься за человека, который ничего делает для своего спасения,  илиза того, кто ходит в храм - но у него одна обрядность, то разрушаешь свой дом. А в Евангелии сказано: молиться за врагов. Я имею в виду не того, кто делает зло, не замечая. Как быть? Молиться за них или за себя лучше, прося к ним терпения?

С.Комаров:  - Молиться о таких людях надо, но не замаливаться. Знаете, я у отца Андрея Ткачева когда-то спросил об этом. И он дал мне совет, который мне понравился. Отец Андрей сказал: давай подражать Спасителю в Гефсиманском саду. Как он помолился? Один раз просил, чтобы чаша сия Его миновала, второй раз и третий. И все. Вот и ты встань и скажи Богу, что раб Его просил за него молиться или раб такой-то отвратился от Тебя, помилуй его, Господи. Сказал раз, два, три - и  хватит. Есть у нас такое - вымаливать беремся. Это и правда может быть разрушительным для человека, особенно если он возомнил, что может кого-то вымолить и начинает подвиги брать на себя -  а тому не надо и неинтересно. Это может быть, если мама о детях молится или жена о муже - сугубая молитва, а когда это люди далекие от нас... Разве о себе не о чем молиться? Грехов что ли нет? А можно ли молиться вообще, если ты ничего не можешь сделать для своего спасения? Но слушайте, если мы молитву оставим - что с нами будет? Молитва - единственное, что у нас осталось. Мы все еле живые, еле душа в теле. Молиться надо. Без молитвы - смерть духовная.

Теперь я бы хотел порассуждать вот о чем. Слышал вопрос: а зачем эти часовые песнопения о грехах? Почему нельзя Богу просто сказать: прости Господи, я согрешил? Современному человеку проще сказать Господу: «я согрешил», но не все понимают, зачем так долго что-то читать? Само понятие «грех» в церковном предании имеет огромную глубину. Современный человек его не в силах понять и ощутить, когда он просто говорит:«Господи, прости». Это и есть наше покаяние. Ну, прости - формальное и поверхностное.

Поэтому канон Андрея Критского восстанавливает в нас то духовное мироощущение, внутри которого восстанавливается подлинное покаяние, то есть канон дает объемное изображение греха. Что это вообще? Что грех делает с человеком? Как он его изнутри разлагает, умерщвляет? Конечно, после прослушивания канона человек входит в куда более покаянное состояние, чем если бы он сам сказал:«Господи, прости». Это воздействие на человека поэзии, богословия гениального святого человека.

Вопрос: - Поется в храме псалом 140й. «Господи воззвах, услышимя, да исправится молитва как кадило пред Тобою». Выходит один солист клироса и умилительно поет. Пение прямо до слез. Какой смысл псалма? Когда поется этотпсалом?

С.Комаров:  - Скорее всего, это песнопение Вы слышали на ЛитургииПреждеосвященных Даров. На каждой Литургии Преждеосвященных Даров выходит солист или несколько, посередине храма становятся и умилительно и покаянно поют этот псалом. Это песнопение приводит человека в то покаянное настроение, которое необходимо для неосужденного причащения Святых Христовых Тайн.  Потому что цель Литургии Преждеосвященных Даров -помолиться перед принятием Святых Христовых Тайн.

 Напоминаю вам, что Великим постом служится уникальная Литургия. Она называется так потому, что на ней не происходит преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. Используются Дары, которые были освящены раньше - в предыдущий воскресный день. Это Литургия существует для того, чтобы люди, которым мало причастия по субботам  ивоскресениям, причастились бы еще и на буднях. По уставу положено эту Литургию служить вечером и во многих храмах ее так и служат. Например, в Сретенском монастыре в Москве. Трудность в том, что днем надо хранить Литургический пост, а это не есть и не пить вообще с 12 или с 10 часов. Надо понести некоторый подвиг. На такую Литургию обязательно за Великий пост надо попасть.

Далее я бы хотел сказать также обличительное слово ко всем нам, если мы, братья и сестры, приходим на Канон Андрея Критского и нам кажется, что это не относится к нашей жизни, то это происходит из того, что наша вера не питается из самого главного источника веры - Священного Писания. Почему каноны эти гимнографические творения святых отцов настолько насыщены Священным Писанием? Потому что они жили этим, для них это была духовнаяпища. И это был  главный источник святоотеческой веры.

Вера святых отцов - вера библейская. Мы должны вновь научиться воспринимать мир таким, каким он нам открывается в Библии. Христианин - человек, который смотрит на мир глазами апостолов, библейскими глазами. Надо научиться жить в библейском мире, а для этого Библия должна стать хлебом насущным, словом Божиим, которое питает душу каждый день. Прекрасный способ научиться этому - не только читать Писание, но и посещать церковные богослужения, которые не только нам дают цитаты библейские, но и раскрывает их, передает нам библейское учение. Дает в то же время экзегетику священного текста. В чем уникальность храмового богослужения? Мы не только слышим перепевки из Библии, нет, они идут с толкованиями. Мы учимся правильно воспринимать слово Божие.

Вопрос: - В предисловии «Лествицы» говорится о 30 годах жизни Господа по плоти. И«Лествица» состоит из 30 ступеней духовного совершенства. Можно считать, что духовный путь буквально не менее 30 лет?

С.Комаров:  -Духовный путь у всех разный. И духовное созревание у всех разное. Святитель Игнатий Брянчанинов, например, уже в 30 лет считался старцем. Ему братия монастыря исповедовала помыслы, 27 лет ему, по-моему, было. Каждый человек приходит в меру духовного взросления в разные годы. У каждого своя физиология духовного роста. Бывает, молодой имеетстарческую мудрость, а бывает, что старик-  а поговорить с ним не о чем. Духовный путь разный.

Вопрос: - Как правильно понять книгу «Песнь песней»?

С.Комаров:  - Эта книга уникальна тем, что в ней ни разу не упоминается Бог. Почему она в Библии? А потому, что там все о Боге.

А как это? А если мы почитаем, то увидим, что главный сюжет этой книги - некоторая возлюбленная все время ищет своего возлюбленного. То он ищет ее, то она ищет его. Они друг друга встречают и теряют, находят и вновь расстаются. Это все очень таинственно. Там едва ли не эротическое описание этого возлюбленного или возлюбленной. Подразумевается некоторая глубокая близость между ними. Ну и что? Неужели это текст свадебного характера? Кстати, евреираньше пели «Песнь песней» на свадьбах. И они поют это произведение, даже сегодня в синагогах. Так вот, святоотеческая экзегеза нам говорит, что под возлюбленным нужно понимать Господа Иисуса Христа, а под возлюбленной - душу человека или Церковь, по другому толкованию. Душа человека ищет Господа, и Он ищет ее, но мы теряем Господа по своим грехам, плачем, опять ищем. Душа человеческая просит Бога, жаждет, тоскует о Нем. Христианин настоящий - это тот, кто тоскует о Царстве Божием, кто чувствует, что он не дома, что он заблудший сын, что наше отечество на небесах, что мы града грядущего взыскуем, как пишет апостол Павел: «Не имамы бозде пребывающего града,но града грядущего взыскуем». Это постоянное ощущение христианина как раз хорошо передается в Песне песней.

Вопрос: - У меня есть знакомый, слабой веры, но хочет потрудиться в монастыре. Если возможно, направьте, подскажите, как это сделать?

С.Комаров:  - Надо найти монастырь, в котором захочется потрудиться. Как правило, для горожанина таким монастырем станет загородныймонастырь, в сельской местности, где можно отдохнуть от шума городского,  подышать воздухом, поработать во славу Божию, помолиться в тишине и спокойствии.

Я знаю, например, замечательное место, действительно оторванное от цивилизации, там Вы погрузитесь в первозданную тишину, почувствуете единение с природой, спокойно помолитесь и потрудитесь во славу Божию. Это скит Троице-Сергиевой Лавры. Думаю, что можно легко найти информацию. У них духовник и настоятель  -отец Ефрем, опытный человек. Там просто время остановилось. Это за Радонежем, в Хотьково. Мне там очень понравилось. Есть скит Сретенского монастыря в Рязанской области. Туда либо просто приезжаете и проситесь поработать, думаю, примут без проблем. Либо лучше заранее позвонить или написать. Дело хорошее - поехать на время поработать. Духовная терапия. Это много дает. Разгружает, очищает, дает уникальный опыт.

А сейчас хотелось бы поговорить о той книге, с которой мы берем канон преподобного Андрея Критского. Эта книга стоит не меньшего нашего внимания, чем сам канон. Книга называется «Постная Триодь». Это богослужебная книга. У нас есть некоторые предубеждения в отношении богослужебных книг. Некоторым кажется, что они должны находиться только на клиросе и предназначаться только для клирошан и духовенства.

На самом деле это предание нашей Церкви, это то, что можно иметь дома, изучать и читать какие-то тексты. Это же богослужебные книги! Они не только для священников. Это особенно касается книги «Часослов»,это книга для мирян. По ней мирянин может совершать богослужение суточного круга. Церковь освящает то или иное время суток особыми молитвами.

 Есть такое понятие как богословие времени. Утром одно, вечером другое, в полдень третье, ночью еще что-то. Молитвы по смыслу касаются этого времени суток. Часослов-  книга, по которой можно творить молитвословие суточного круга дома, без священнических возгласов, без изменяемых частей, но можно сокращеннуюутреню прочитать, можно 1, 3, 6 час и так далее. А вот Триодь постная - книга, по которой совершается богослужение Великого поста. Там тексты великопостные. Скажу вам, что эту книгу хорошо приобрести и дома иметь. Это сложное занятие - она на церковно-славянском языке написана более 1000 лет назад. Но если вы погрузитесь в песнопения Триоди постной, вы поймете Великий пост.

Многие опытные люди, например, знаменитый литургист Дмитриевский, а за ним протоиерей Александр Шмеман, повторяли, что люди часто не понимают цели и смысла Великого поста.  Потому что не знают Триоди постной, а не понимая Великого поста - мы отчасти не понимаем христианства, потому что суть христианства, главный смысл его - в этом богослужебномцикле:ВеликийПост, Воскресение Христово и то, что за этим следует? Поэтому книга эта важна, и кто имеет желание, энергию, - приобретите и посмотрите ее. Великопостное чтение - это как раз постнаяТриодь. Тамнаписаныуникальные вещи. Эта книга, как и канон Андрея Критского, как и все тексты постной Триоди, дают ощущение радостного покаяния.

Может ли такое быть? Может. Это тот радостотворный плач, о котором писали святые отцы. С одной стороны, зрение своих греховности, острое, напряженное переживание, а с другой стороны - переживание, что есть Тот, Кто спасает меня от этого. В Триоди постной настолько ярко даются эти две стороны: печаль о грехах и радость о Господе. Эта книга сообщает такое уникальное христианское благорасположение духа, как человек должен ощущать себя в Церкви.

Мы ведь находимся в состоянии между тотальным унынием и тотальным оптимизмом.  Если уклониться в какую-то сторону - будет перекос. Если человек все время будет радоваться, как протестанты, например, а оно в жизни не работает все время. Грешный человек не может радоваться все время, ему и плакать нужно. Там, где грех - нет настоящей радости.

Если только плакать и говорить, что я плохой - это тоже путь вникуда. Триодь постная и дает этот радостотворный плач. Учит каяться и радоваться.

Зачитаю вам несколько песнопений из Триоди постной:

 «Плоть и душу я осквернил страстями, невоздержанием, скверными помышлениями, любовью к вещамвнешность свою украсил, а внутренность обезобразил сластолюбивыми стремленьями. Взыщи меня, как потерянную драхму. Никто не согрешил перед Тобою, как я. Не имею слез ни покаяния, ниумиления. Дай их мне Сам, как Бог, вопию к Тебе как блудница и мытарь, воззови меня, приими как Благий, услышь воздыхание моей души. Не затвори мне дверь Твою, Господи, Господи, но отвори ее мне, кающемуся». Ну,прекрасно, чувствуете, сколько здесь подлинного раскаяния о грехах и сколько здесь надежды, упования на Бога, переживания общения с Ним!

У нас остается немного времени. Рад был с вами общаться. Берегите себя от короновируса, а больше всего от греха. Не бойтесь убивающих тело, говорил Спаситель, но бойся больше того, кто может и душу, и тело погубить в геенне. Бойся Бога, к Которому ты попадешь в немилость за грехи. Отгонишь себя от Бога за грехи. Будем бояться греха больше всего, ну, а здоровья в эти напряженные дни будет нелишним пожелать всем нам. Здоровья духовного и телесного! Хорошего поста! До новых встреч.      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+