09.04.2020 19:20:19
Светлана Коппел-Ковтун
Апокалипсис — не воля Бога и не стихийное бедствие. Апокалипсис — сугубо человеческое творение, произведение человеческой воли (сознательной воли большинства), рук, ног, голов и сердец, потому делать вид, что мы тут ни при чём — лукавство. Отвернулись от Бога в нас и оказались повёрнутыми сатане в нас.
От кого зависят сроки наступления конца? От нас! Определённый уровень нравственной деградации человечества даёт старт апокалиптическим процессам, а не природа или Бог. Не хочется наступления конца мира? Не надо его производить — как производят изделие. Апокалипсис — творение человека, а не Бога. Бог лишь потом придёт — когда мы угробим мир до такой степени, что даже «небо свернётся как свиток».
Всеведущий Бог знает что такое человек и потому в утешение любящим Его дал знать о Своём приходе после конца, чтобы те имели силы не унывать, чтобы не страдали сердцем больше меры о кончине мира.
* * *
А есть ли вообще смысл в страдании о мире? О людях, о судьбах мира в приложении к человеку, страдают праведники, потому что во Христе любят ближнего, как самого себя. Радость о Христе в них всегда сопряжена с печалью сораспятия Христу, печалью сострадания людям и невинно страдающим животным. Быть может, это самый надежный критерий оценки подлинности духовного опыта — радость о Боге со слезами сострадания человеку и страждущей твари.
* * *
Христос телесный — это исторический Христос, прежде всего, но, вероятно, тела почивших в Боге святых, тела людей, носивших Христа, некоторым образом приобщены к Телу Христовому — именно ради такого приобщения существует в Церкви Причастие Телу и Крови Христовым.
А причастие душе и духу? Тело было носителем души и духа, т.е. через тело, принимая телесное телесно (просфора ведь материальна) мы приобщаемся целому Христу, если только способны своими душой и духом подняться на достаточную для этого высоту. Если не готовы, то можем постепенно расти во Христе, т.е. Христос начнёт расти в нас, прорастая и в наше душевное и духовное, и в наше телесное, если мы будем работать душой, телом и духом во Христе (если не работать во Христе — не прорастёт).
Итак, в нас один неразделившийся Христос: телесный, душевный, духовный.... и социальный. Христос в нас — это ещё и социальный Христос. И сейчас происходит именно над социальным Христом надругательство, которого мы словно не замечаем.
Судьба исторического Христа — Икона судьбы Христа социального, привычно именуемого в нашей традиции Всечеловеком. Всечеловек — это Христос в нас (в нас, а не во мне!).
Остаётся задать себе вопрос: далеко ли до Гефсимании Всечеловека? Или она длится именно сейчас? Тогда далеко ли до Суда и Казни?
5 ноября 2019; 9 апреля 2020
Добавить комментарий