Перейти к основному содержанию

00:35 09.04.2020

О послушании, вере и любви перед лицом морового поветрия

22.03.2020 20:29:59

Подробная инструкция о мерах, которые должны предпринять настоятели приходов и подворий, игумены и игуменьи монастырей с целью недопущения распространения коронавирусной инфекции, утвержденная Священным Синодом Русской Православной Церкви, вызвала различную реакцию. Многие настоятели храмов заявили своем намерении ее соблюдать и даже выступили с заявлениями, разъясняющими пастве необходимость таких мер перед лицом серьезного морового поветрия.
Митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов) пошел даже несколько дальше и сказал о том, что Псково-Печерский монастырь до 12 апреля не будет принимать паломников. Эти меры не выглядят чрезмерными в свете того, что, как мы знаем, уже происходит в Западной Европе, особенно, в Италии, где число погибших перевалило за четыре тысячи - и среди них десятки священников.
Хотя в России число заразившихся пока меньше, мы можем ожидать ухудшения ситуации в течении ближайших недель - и власти предпринимают все меры, чтобы смягчить удар и спасти человеческие жизни. В частности вводятся ограничения на общественные собрания; как мы знаем, в Западной Европе этот запрет распространился и на богослужения.
В свете сложившейся ситуации, Священный Синод и предписывает такие меры, "Ради пастырской заботы о людях, а также в ответ на запрос санитарных властей".
Однако не все приняли это с одобрением. Некоторые монашествующие заявили о том, что "не будет никаких протираний антисептиком и полосканий в спирте лжицы, которая относится к священным сосудам" и что "крест по-прежнему преподается для целования, как и священническое благословение".
Да и среди белого духовенства некоторые священники заговорили о том, что прибегать к подобным санитарным действиям есть проявление неверия в силу благодати Божией, которая, конечно же, сильна сохранить верующих от заразы.
Такая реакция понятна - более того, она вызывает симпатию и понимание. Как-то естественнее, проще, органичнее, сказать, что православный христианин не может принести заразу из храма - и на этом стоять твердо, воспринимая неизбежную резкую критику как возможность постоять за веру.
Но не является эта реакция ошибкой - причем ошибкой, чреватой самыми серьезными последствиями? Нам следует быть очень внимательными, когда речь идет о человеческих жизнях - заповедь Божия "не убий" требует избегать всего, что может повредить жизни и здоровью нашего ближнего.
Поэтому рассмотрим ситуацию тщательно и подробно, с трех сторон - со стороны послушания, веры и любви.
Человека, приступающего к чтению монашеской литературы, может удивить, какой большой упор в ней делается на добродетель послушания и смиренномудрия. Послушание лучше поста и молитвы, новоначального, который возносится на небеса, надо хватать за ногу и сдергивать вниз, есть множество повествований о том, как монахи ради святого послушания избегали опасностей и творили чудеса - а вот самоволие навлекало на себя явные знаки Божьего неодобрения.
Много говорится про гордыню и прелесть (см. слово "прельщать"), лжедуховный опыт, когда монах думал, что он готовый уже чудотворец, а это над ним бес издевался.
Такой упор на смирение и послушание со стороны может показаться чрезмерным, но он необходим, потому что монах есть человек с особенной духовной ревностью - иначе бы он не пошел в монахи - диавол же стремится погубить людей ревностных, подмешивая к ревности гордыню.
Это бывает и в миру - усердные борцы за все хорошее, воодушевленные высокими идеалами, не замечают, как к их борьбе примешивается гордыня и враждебность, потом ее становится все больше, потом не остается ничего, кроме гордыни и враждебности - и вот уже все, включая эпидемию, превращается в повод залезть на броневичок.
Ловушка в том, что людям трудно разобраться в своих мотивах - борьба за истину легко смешивается с самоутверждением, желание утвердить правду независимо от того, понравится ли это другим - в демонстрацию враждебности, свойственной падшему сердцу. Желание утвердить свою волю легко маскируется (в том числе, для самого человека) желанием утвердить истину и отстоять нечто священное. Поэтому так сильно во всей монашеской традиции и обличается своеволие.
Аскетическая традиция учит различению помыслов - и напоминает о том, что нередко мы предаемся самообману относительно своих мотивов.
Надо быть очень осторожными и внимательными в отношении своих побуждений - мне хочется утвердить свою волю против воли священноначалия потому что на это есть принципиальные причины, или мне просто хочется утвердить свою волю - и это такое же фрондерство как слева, только справа?
Как говорит Писание, "Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно" (Евр.13:17) Можно ли ожидать Божьего благословения - и сверхъестественной защиты от инфекции - пренебрегая словом Божиим?
Люди говорят, что Тело и Кровь Христовы не могут быть источником заражения - и это, разумеется, верно. Источником заражения друг для друга являются люди, и именно на то, чтобы люди друг друга не заражали, и направлены все требуемые меры.
Другой вопрос, который у нас возникает - это вопрос о вере. Люди глубоко убеждены, что в храме заразиться нельзя, и предполагать такое было бы вопиющим неверием.
Конечно, можно заметить, что стоять на молитве в храме сейчас едва ли опаснее, чем ездить в метро - и если вы не воспрещаете поездки в метро, не воспрещайте и молитву в храме. В храме, по крайней мере, люди не держатся за поручни.
Но идея какой-то особенной стерильности храмового пространства не выглядит богословски обоснованной. Вера - это вера тому, что Бог открыл. Открыл ли Он - в Писании или через Своих святых - что всякий инфицированный человек, входя под своды храма, тут же обращается в здорового, или, по крайне мере, все остальные сверхъестественным образом ограждены от заражения?
В Божественном Откровении такого нет. Нам не стоит полагаться на обетования, которых Бог не давал. Вера в то, что Бог не отрывал, и не заповедана, и не спасает.
Например, в протестантском мире есть такая популярная ересь, как теология процветания. Самый известный ее представитель на постсоветском пространстве - Сандей Аделаджа, но их много таких, потому что идея очень соблазнительна. Состоит она в том, что Бог желает благословить Своих верных здоровьем и достатком - надо только с верою полагаться на Его обетования, и в знак горячей веры, поддерживать служение проповедника. При этом указывают на благословения ветхозаветному Израилю, которому были обещаны мир, здоровье и достаток за послушание Господу, или пример Авраама, у которого было весьма много крупного и мелкого скота.
Причем иногда это даже и срабатывает - человек как-то приободряется, дерзает, и поправляет свои дела. Но чаще нет; как адепты пастора Сандея залезли в финансовые авантюры и погорели. Или бывает, что люди, поверив словам проповедников этого течения, прекращают принимать лекарства - чтобы проявить решимость своей веры - и совершенно уповают на подаваемое им сверхъестественное исцеление, что кончается предсказуемым ухудшением здоровья.
Верят ли эти люди? С большой силой, квартиры продают, здоровьем рискуют. Приносит ли эта их вера те плоды, которые они ожидают? Нет.
Почему? По той очевидной причине, что Бог не исполняет обетований, которых Он не давал.
Проповедники, обещающие людям непременное исцеление от всех болезней, ковер и телевизор, просто вводят их в заблуждение. Бог может даровать исцеление от всех болезней. Такое бывает. А может и не дать - св. Апостол Павел, например, не был исцелен. Бог может благословить благочестивого купца обильными прибытками. Но благочестивый человек может быть и бедным. А благочестие купца не избавляет его от необходимости проявлять усердие и тщательный расчет.
Вера не означает, что мы можем пренебречь работой и ожидать, что Бог все равно пошлет нам насущный хлеб. Она также не означает, что мы можем вести себя безответственно по отношению своему (или чужому) здоровью и ожидать, что Бог проследит, чтобы мы не заболели.
Бог подает нам хлеб, наделяя нас возможностью трудиться, и здоровье, внушая нам благоразумие и рассудительность, чтобы мы о нем заботились. Господь говорит "не искушай Господа Бога твоего" (Лук.4:12), и безрассудно подвергать себя и других опасности - это и значит искушать.
Третий вопрос, который нам следует поставить - это вопрос о любви. Допустим, люди, желающие пренебрегать мерами предосторожности, имеют все познание и всю веру, так что могут и горы передвигать. Это в Италии католические священники умирают десятками, а у нас вера истинная, и она нас сохранит. Хорошо. Но есть еще малые сии, за которых умер Христос, которые не имеют такой силы веры, и для которых пренебрежение мерами безопасности (их безопасности) будет соблазном. Не стоит ли принимать их во внимание? Как говорит Писание, "Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать" (Рим.15:1)
Для здорового человека моложе 60 лет вероятность умереть, заразившись коронавирусом в любом случае не так велика. Но есть старики, есть больные, они тоже заслуживают внимания. Если я принял свою гордость и самоутверждение за святую ревность о вере, и Бог меня посрамил - то я несколько дней покашлял и поправился. А другой человек заразился и умер. Может быть, этого, другого, слабого, маловерного, старого, больного, стоит принять во внимание?
Мы читаем, как в Италии врачи вынуждены сортировать поступающих больных, потому что аппаратов искусственного дыхания на всех не хватает. Людей старых, отягощенных другими болезнями, просто откладывают в сторону - умирать, чтобы попытаться помочь тем, чьи шансы получше. А ведь это чьи-то родители, дедушки и бабушки. Может быть, это люди маловерные - но когда эпидемия развернется здесь, хотим ли мы стать частью той цепочки, через которую вирус доберется до таких людей?
Что важнее - мне показать свою несгибаемость или оградить ближнего от мучительной смерти?
Послушание, вера и любовь требует отнестись к инструкциям синода со всей серьезностью - не "на отвяжись", а с искренней заботой о людях. Иначе мы можем обнаружить, что сочли ревностью о правой вере гордыню и самонадеянность - а будет уже поздно.

Комментарии

23.03.2020 - 13:29 :

Пользователей, имеющих намерение оставить комментарий, просим учитывать, что поле «Ваше имя» предназначено для имени, а не для пробела, заголовков, части текста комментария, приколов, инициалов, электронных адресов, действительных или мечтательных самоидентификаций и пр. Не приветствуются нападки на Православие, провокации, «переход на личности», злоупотребление верхним регистром, пренебрежительное отношение к нормам русского языка, размещение рекламы и попытки оспорить политику модерации.

23.03.2020 - 18:32 :

Уважаемый Сергей, вот Вы обильно цитируете Писание, а упускаете Мк 16:18. Если бояться заразиться от Чаши в данном случае, то надо бояться и всегда: не искоренён туберкулёз, гепатит, да хоть даже герпес. Там, где я проживаю, Литургия совершается только священником и хором, без народа. Пасхи у нас не будет.

24.03.2020 - 06:07 :

Как всегда разумно, доказательно, с верой, а не прекраснодушием. На сегодня - Худиев - один из лучших православных публицистов.

27.03.2020 - 22:17 :

Ни за что и никогда не поверю, что в Причастии можно заразиться! Да в прежние века наши люди спасались от поветрий именно в храмах! И я согласна с комментарием о том, что в любое время перед тобой может причаститься человек, например, с открытой формой туберкулеза. И что? Не известно ни одного случая, чтобы кто-то заразился во время Причастия и вообще в храме - на протяжении всей обозримой сегодня истории христианства! А иначе давно бы его противники опубликовали об этом сто подборок!

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+