Перейти к основному содержанию

01:15 14.07.2020

Конституция и монотеизм

04.03.2020 13:21:42

Поправки к Конституции, которые включают в себя упоминание Бога, предков и их наследия, брака как союза мужчины и женщины вызвали критику с разных сторон. Часть критики относится не к существу поправок, а к форме - и носит, скорее, стилистический, а не мировоззренческий характер. Но есть и возражения по существу - и они исходят с разных сторон.

Часть возражений исходит от верующих людей. Уместно ли вводить Творца неба и земли в текст, где речь идет о государстве, о предках, об их наследии, о каких-то земных и посюсторонних вещах? На мой взгляд, можно даже нужно - как это сделано, например, в конституции Ирландии:

“Во имя Пресвятой Троицы, от которой исходят все власти и к которой, как к нашей последней надежде, должны быть направлены все действия человека и Государства

Мы, народ Эйре, смиренно признавая все наши обязанности перед нашим Священным Господином Иисусом Христом, Который поддерживал наших отцов в столетиях испытаний,

вспоминая с благодарностью непрестанную борьбу за восстановление независимости нашего народа

и стремясь способствовать общему благу с должным уважением к Благоразумию, Справедливости и Милосердию, с тем, чтобы были обеспечены достоинства и свободы человека, достигнут подлинный социальный порядок, восстановлено единство нашей страны и достигнуто согласие с другими народами, таким образом одобряем, издаем и устанавливаем для себя эту Конституцию”.

Здесь не только упоминается Бог . Причем даже не обобщенный Бог, а именно- Святая Троица и Господь наш и Спаситель Иисус Христос - и подчеркивается, что Христос поддерживал ирландцев в столетиях испытаний. Христианская вера включает в себя веру в Божественный промысел - в то, что не только в библейской истории, но и в истории человеческого рода в целом действует Бог, который направляет ее к установленным Им целям. Столетия испытаний, которые вспоминают ирландцы в преамбуле своей Конституции, страдания и подвиги народа не были чем-то пустым и бессмысленным - в этих испытаниях совершался Божий замысел о стране. Существование народа и его исторический путь имеет свой смысл в очах Бога; Он поддерживал наших предков; Ему нужно было, чтобы мы сохранились, как народ.

Вера во Христа - это то, что мы разделяем с нашими предками, то, что делает нас народом через века и расстояния. Мы полагаемся на того же Христа, на которого полагались они.

С точки зрения христианской веры такой взгляд на свою национальную историю разумеется сам собой.  Если исповедовать теистическую веру в Бога, Господа мироздания и истории - то наш народ возник по божественному промыслу и несет в себе какое-то предназначение. Это не значит, что какой-то из современных народов - ирландцы, или американцы, или поляки, или русские - является “богоизбранным” в том смысле, в котором был избран ветхозаветный Израиль. Но это значит, что судьбы народов решаются Богом, и наша история, наши предки и наше наследие - не что-то случайное, а входящее в Божий замысел о мире.

Мы - как и ирландцы, как и другие народы мира - не случайны, наша история осмыслена, мы соединены с нашими предками в едином Божественном замысле, который опирается на добрых и верных людей в каждом народе, и даже обращает противление грешников и злодеев к достижению своих спасительных целей.

История России - не случайность, наши предки - не случайны, их наследие вверено нам не случайно.

За отрицанием (или игнорированием) Божьего промысла в истории часто стоят соображения не богословского, а субкультурного и политического характера.  Для русской интеллигенции, начиная с 1860-тых, или, может быть, даже раньше - со времен декабристов, государство российское есть некая тяжкая ошибка. Или даже серия тяжких ошибок - со стороны Божественного промысла, который сначала усмотрел крещение восточных славян именно в Православие, потом неоднократно не дал “умным нациям покорить весьма глупую-с”, так что, несмотря на долгий период тяжкого богоборчества и отступничества, мы сохранились как страна и как народ.

 Этот взгляд на Россию как на ошибку Промысла хорошо выражает один из персонажей “Бесов” Достоевского: “Никогда Россия, во всю бестолковую тысячу лет своей жизни, не доходила до такого позора”. Фраза, как будто сегодня написанная в “фейсбуке”!

Это интеллигентское настроение может захватывать и верующих людей - когда на все, связанное с Россией, ее историей и культурой, принято смотреть с кривой ухмылкой, и особенно - на попытки как-то увязать эту историю и культуру с Богом.

Но если мы следуем нашей вере - а не привычкам нашей революционной интеллигенции, которые не принесли никому ничего, кроме зла и горя - то нам остается признать, что в жизни нашего народа, как и других народов Земли, действует промысел Божий.

Несколько другой тип критики исходит от людей, в которых верность революционным традициям не вовсе не борется с верой - за неимением таковой. Они просто не знают ни о каким промысле Божием в истории - и, во всяком случае, в него не верят, как и в Бога вообще. Показательна тут беседа корреспондента “Коммерсанта ФМ” с Дмитрием Песковым - каковую восторженно приводят многие пользователи в фейсбуке: 

«Коммерсант FM»: А каких предков имел в виду Владимир Путин? 

Дмитрий Песков: Наших с вами предков. Предков тех, кто живет в Российской Федерации. 

«Коммерсант FM»: А какие идеалы эти люди нам передали? 

Дмитрий Песков: Наши общие. Это следует из текста. 

«Коммерсант FM»: А какого именно бога имел в виду Владимир Путин? 

Дмитрий Песков: Я думаю, это будет своевременно прояснено. 

«Коммерсант FM»: Как? Отдельным федеральным законом? 

Дмитрий Песков: Нет. Я не могу ответить на этот вопрос сейчас. 

Этот диалог весьма характерен в нескольких отношениях. Для обычного человека нет проблем со словом “предки”. Ближайшие предки - это те, чьи лица мы знаем хотя бы по фотографиям, с которыми выходим на “Бессмертный полк”. Но есть и предки,  более дальние - мы не всегда способны проследить свою родословную, но точно знаем, что они у нас есть - мы не инопланетяне, и не в пробирке выращены. Мы унаследовали нашу веру, язык, культуру, от тех, кто нам предшествовал, тех, кто сформировал идентичность той общности, к которой мы принадлежим.

Либеральному критику вообще   непонятно, о чем тут идет речь, ни на эмоциональном уровне, ни на интеллектуальном. Слово “предки”, возможно, означает только непосредственных родителей. Это смешное слово, которому непонятно, что делать в Конституции.

Показателен и вопрос, вынесенный в заголовок материала - “А какого именно бога имел в виду Владимир Путин?”, причем именно так - принципиально - с маленькой буквы.

Интересный парадокс нашей прозападной тусовки состоит в ее совершеннейшем невежестве относительно интеллектуального и политического наследия того самого Запада,  на который они любят оглядываться. У нее гораздо больше общего с опытом советского коммунизма - и тем представлениям о религии, которые преподавались в советских школах и ВУЗах.

Потому что невозможно иметь хоть немного интереса к истории и культуре Запада и пройти мимо Декларации Независимости США, в самом начале которой содержатся слова: “Мы считаем за очевидные истины, что все люди сотворены равными, что им даны их Творцом некоторые неотъемлемые права, в числе которых находятся — жизнь, свобода и право на счастье, что для обеспечения этих прав людьми учреждены правительства, пользующиеся своей властью с согласия управляемых”

А какого именно Бога имели в виду отцы-основатели США? Если бы мы спросили у них, вероятно, они бы не поняли вопроса: «А что, есть много разных?» Есть только один Бог, Творец неба и земли, автор нравственного закона, который возлагает на людей обязательства обращаться друг с другом определенным образом.

Отцы-основатели США были весьма привилегированными людьми, получившими неплохое образование - и они, в отличие от многих наших современников, были в курсе концепции этического монотеизма.

Люди самых разных взглядов могут согласиться на том, что существует Бог, Создатель мира и человека, источник нравственных ценностей и обязательств, перед которым люди несут ответственность за свои поступки. Это могут принять христиане разных исповеданий, иудеи, мусульмане и множество людей, далеких от конкретной религии.

Но следуют ли из такого обобщенного и неопределенного представления о Боге какие-то практические выводы? Конечно. Хотя они и носят более апофатический (то есть отрицающий) характер.

Отцы-основатели США хотели сказать королю Георгу, что не его милостью они живут, и движутся, и существуют. Он не абсолют. Но - так получилось - что они сказали при этом нечто гораздо большее.  Что государство вообще не абсолют, оно не источник прав, а только их защитник.

Государство - не превыше всего; оно обязано оглядываться на нравственный закон, который не оно установило - и оно не может отменить. Тот же брак не придуман государством - он установлен Богом, и государство просто не имеет полномочий его переопределять. 

Этот тезис - государство не превыше всего, над ним есть Бог - очень важно обозначить на фоне нашей (и не только нашей) трагической истории. Упоминание Бога в нашей конституции будет говорить о том, что государство не абсолютно - мы уже пожили при абсолютном государстве и нашли этот опыт неудачным.

Конечно, любое упоминание Бога будет вызывать негодование у людей, которые точно знают, как «железной рукой загнать человечество к счастью» - потому что для любого такого проекта вера в Бога является помехой. Но именно поэтому оно в высшей степени уместно в Конституции.

Комментарии

09.03.2020 - 21:23 :

"Мы считаем за очевидные истины, что все люди сотворены равными..." * По этой причине "коронованный вирус" вполе может невидимо помешать референдуму по поправкам... Поживем - увидим...

16.03.2020 - 11:18 :

Два возражения: формальное и содержательное. Формальное: Конституция - юридический документ. О содержит правовые нормы, в том числе и прямого действия.Упоминание Бога содержит норму веры в Бога.Это упоминание вступает в противоречие со статьями из 1-й и 2-й главы Конституции.Это раскалывает общество. Содержательное возражение: автор хочет жить в 18 веке. Это его право. Однако, светских людей большинство. Это надо учитывать. И ещё. Автор сам не замечает, но налицо религиозное высокомерие.

05.05.2020 - 00:48 :

Нам конституцию американцы писали, если забыли упомянуть бога а правильной интерпретации — претензии к ним. И не вижу ничего плохого в тексте, предложенном президентом: Российская Федерация, объединенная тысячелетней историей, сохраняя память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога, а также преемственность в развитии Российского государства, признает исторически сложившееся государственное единство.

12.05.2020 - 09:41 :

Российская федерация, много конфессиональное государство. Господь един,но много у него славных имён. Перечисление их в Конституции, по-моему не очень хорошая идея. А вот внести статью, причисляющию коррупционеров к изменникам Родины, с соответствующим наказанием, самое то.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+