Перейти к основному содержанию

08:42 27.02.2020

Если на улице найдешь деньги и никого рядом нет, можно их брать? И если уже взял, что теперь с ними делать? Куда их теперь девать?

11.02.2020 11:38:22

Слушать: https://radonezh.ru/radio/2020/01/15/21-00

Иеродиакон Елеазар (Титов): Наша сегодняшняя тема - Церковь, пастыри и паства. Очень часто мы слышим о нападках, которые сегодня совершаются на Церковь и наводняют интернет, а также об обвинениях пастырей. Как правильно к этому всему относиться пастве, которая может смутиться или не знать, как поступить?

Архимандрит Амвросий (Юрасов): Прежде чем говорить о пастырях и о пастве, надо узнать, что такое Церковь. Церковь – это  кусочек неба на земле. Когда подростка спрашивают: «Куда ты идешь?», он отвечает: «В школу», подразумевая учебное заведение. Также говорят: «Школа выехала на экскурсию», имея в виду не здание, а организацию. Когда кто-то говорит, что идет в церковь, то подразумевает не само сооружение, так как это здание называют храмом Божиим, а церковь как собрание верующих крещеных людей. Когда человек подходит к храму, он всегда должен мыслить так: эта маленькая церковь – маленький кусочек неба на земле. Когда мы переступаем через порог храма, мы переступаем с земли на небо. На престоле в алтаре восседает Сам Господь, здесь же - Матерь Божия, огненные херувимы, престолы, власти, начала, архангелы, ангелы – все небесные силы, ветхозаветные пророки, апостолы, святители, мученики, преподобные, т.е. вся Небесная Церковь. Крещеные верующие люди, которые каются, составляют Церковь Земную. Вместе Небесная и Земная Церкви – это единая Церковь. Точнее Церковь – это Тело Христово. Глава этого тела - Сам Христос. Господь сказал, что Церковь непобедима, и «врата ада ее не одолеют» (Мф.16,18), и она будет стоять до скончания мира.

Я как-то пришел в одну протестантскую общину. Меня приняли и дали место, а я был в рясе, с крестом. Проповедник за кафедрой увидел меня и говорит: «Нас посетили православные! Может у вас есть какое-то слово для нас?» Я ответил: «Как благословите». Встал за кафедру, перекрестился и говорю: «У меня маленький вопрос: кто нас спасает? Церковь или Христос?» Все хором ответили: «Христос нас спасает». Я их  спрашиваю: «А Церковь?»  Они отвечают: «Церковь нас не спасает». Тогда я сказал: «Как это Церковь нас не спасает? Что пишет апостол Павел? «Церковь – это Тело Христово (Еф.1, 22)», а глава этого Тела - Сам Христос». Они ответили, что не поняли.  Тогда я повторил им эти слова  и добавил: «Если нас не спасает Церковь, а спасает Христос, мы берем голову, отрываем от тела и хотим с головой спастись без тела». Они снова сказали, что не поняли. Я заново стал объяснять им и добавил: «Если мы не почитаем Матерь Божию, ангелов, святых, значит, мы не почитаем Тело Христово, значит, не почитаем и главу – Христа». Пришел  в эту общину на другое воскресенье, но мне уже не дали слово. Их пресвитер сказал: «Вы не в нашем духе говорите, нам это неполезно слушать». Я приходил туда много раз, спустя годы, то слово мне больше не давали. Протестантизм есть религиозный атеизм. . Все ответвления на «-изм» нельзя считать церковью, потому что Господь создал одну Церковь, а не множество, поэтому не должно быть разделения, потому что Христос Един, и Церковь единая. Много церквей не может быть. У нас одна Церковь, одно Тело и Глава.

Ко мне вчера пришел один человек  и сказал: «Батюшка, , я хотел бы вам вопрос задать, только не обижайтесь». Я ответил: «Обижаться – грех, говори». Этот человек сказал: «Вот сейчас открыли множество храмов и есть священники, которые не соответствуют своему духовному сану». Я ему ответил так: «Церковь – это тело Христово, поэтому Она всегда свята. Все, кто не соответствуют евангельскому духу, эти люди, в любом чине, находятся вне Церкви. Если же они покаялись, примирились с Господом, то они опять входят в Церковь. Поэтому священник, когда исповедует, читает предпоследнюю молитву и говорит: «Примири, Господи, и присоедини ко святей Твоей Церкви». Человек совершает какой-то грех и автоматически отсоединяется от Церкви, становясь вне Ее. Даже мирянину, если он пришел каяться, но сказал лишь часть грехов, утаив какие-то, священник хоть и сказал: «Примири и присоедини ко Святей Твоей Церкви»,  Господь ответит: «Не примиряю и не присоединяю». Мы каемся Богу, а если утаили грех, мы находимся  вне Церкви. Поэтому не надо никого осуждать». Я добавил: «Врачи тоже бывают разные». Мужчина ответил: «Всё понял». Я говорю: «Допустим, у вас приступ, вы вызываете скорую помощь, и когда она приехала, вы же не спрашиваете врача, пьет ли он, курит, ругается матом, раздражается, злится. Что именно Вам нужно? Чтобы он оказал помощь. Поэтому и человек верующий, когда приходит в храм, не должен думать о священнике, о том, кто он такой и о его поведении. Мы каемся Богу, и Господь через священника видимым образом прощает нам грехи. Вот это будет правильно. Нужно помнить, что Церковь всегда святая. Поэтому ни в коем случае нельзя осуждать. Те люди, которые осуждают священство,  за 70 лет безбожной власти  сами так воспитали этих детей, и они стали безнравственными. Часть таких людей приходит и начинает служить церкви. Поэтому апостол Матфей и говорит, что есть волки в овечьей шкуре (Мф.7, 15). Как их распознать? Волк всегда размером больше, чем овца, и когда он одевает шкуру, прикрывая клыки, то виден хвост, а когда он прикрывает хвост, то показываются клыки, т.е. волка в овечьей шкуре всегда видно. Так было всегда. Даже один из двенадцати учеников Христа - Иуда был предателем. Мы не имеем права никого осуждать, потому что у нас один судья - Бог. Нельзя  осуждать ни духовенство, ни  окружающих. Осудил – наверняка пройдет какое-то время и ты сам совершишь этот грех. Вспомните, было  время, когда жили  пророк Моисей и фараон, и Господь сказал Моисею: «Я ужесточу сердце фараоново». Как нам, православным, понимать эту фразу? Бог - это любовь, как Он, эта Любовь, может ожесточить сердце фараоново? Очень просто, Господь отнимает от фараона благодать и тот становится жестоким. Также происходит и с людьми: когда они живут неправедно, Господь отнимает благодать и человек становится жестоким, злым, раздражительным, нервным, и порой такие люди доходят до того, что могут начать убивать и находить в этом наслаждение.

 Что такое Церковь? Вспомните, есть такая картина «Бурлаки на Волге», где они тянут баржу против течения, а на этой барже пьют, курят, танцуют люди, играет оркестр, т.е. все веселятся, а бурлаки тянут эту баржу по берегу. Но бывает так, что кто-то из них ослаб, и тогда другим приходится тянуть тяжелее. Можно сказать, что такие подвижники, как бурлаки, есть и в Церкви. Они молятся по ночам, смиряются, и просят за весь мир. Что же в это время делает мир? Люди пьют, курят, ругаются матом и танцуют. Что делать, если совсем ослабнет тот, кто все это тянет? Ведь тогда эта баржа может поплыть и разбиться о скалы. В церкви священники, монахи и миряне молятся в поте лица, в то время как весь мир беснуется, пляшет, танцует, пьет, гуляет и не ходит в Церковь Помните, что если в семье никто не ходит в церковь, то со временем их  род перестает существовать. То же происходит и с народностями. Те народы, которые не каются, не молятся, нарушают заповеди Божии – исчезают. Возникает опасность, что может исчезнуть целая нация.

Вопрос радиослушателя: Скорее всего, критика на Церковь происходит из-за того, что одни богатеют, а другие беднеют. Нет какой-то справедливости, какого-то равенства. В истории всегда были тяжелые времена и нападки. На Серафима Саровского нападали, и он предавался в руки Бога, молился, никого не осуждая и являясь примером для нас, православных. Тем, что мы осуждаем, мы ничего не поменяем. Когда начинаешь злиться и раздражаться, то понимаешь, что делаешь хуже себе, так как ничего не можешь поменять. 

Архимандрит Амвросий (Юрасов): - Преподобный Серафим Саровский сказал: «Стяжи дух мирен и вокруг тебя спасутся тысячи». Господь говорит: «Царство Божие внутри вас есть» (Лк.17, 21). Значит можно мыслить так, что и ад внутри нас есть. Все зависит от нашей свободной воли. Что же надо сделать? Бесы нас не тянут за язык, они просто внушают, а мы можем принять или отвергнуть это, можем что-то сделать или нет. Надо делать только одно – хорошее. Когда мирской человек или же священнослужитель полностью отдается своему труду, служению, то народ знает это и видит, и они будут почитать его. Возможно, ему будут платить всего лишь 5 или 10 тысяч, но народ такого человека, священника не оставит и  будет помогать ему во всем. Все зависит лично от нас, от того, как мы будем себя вести.

Иеродиакон Елеазар (Титов): Кто достоин осуждения больше, чем сатана? – Никто. Но его, во-первых, никто не осуждает.Во-вторых, из Священного Писания мы знаем, что когда Архангел спорил с сатаной о моисеевом теле, что написано в Посланиях, то не смел произнести укоризненного суда на сатану. Господь нам говорит: «Не судите, да не судимы будете» (Мф.7, 1). Далее апостол Павел напоминает, что «всякая власть от Бога» (Рим.13, 1) и пишет: «…начальствующего в народе твоем не злословь» (Деян.23, 5). Нигде нам не говорится о том, что мы должны кого-то осуждать. Грех осуждения превосходит грех того человека, которого мы осуждаем за его проступок. Это очень страшно. Допустим, мы осуждаем священника за что-то, а осуждая его, мы делаем еще хуже. Как говорят святые отцы: мы видим только, как этот человек падает, а как он кается, не знаем. Более того, священники служат Богу и Господь их Сам наказывает. Возьмем самый яркий пример – Ария, еретика. Он был пресвитером, внешне даже благочестивым, но в гордыне своей, от того, что его не поставили александрийским епископом, начал спор с Афанасием Александрийским. Как он закончил свои дни? Он вышел как победитель к народу в Константинополе. Его окружили ариане, и он с гордым видом шел по Константинополю. Дойдя до площади, он вдруг почувствовал себя плохо и попросил, чтобы ему показали отхожее место. Зашел  туда и там у него вывалились все внутренности, не только кишки, но и печень с селезенкой. Это так напугало присутствующих, что люди даже боялись некоторое время подходить к этому месту. Из этого примера мы видим, что Господь Сам накажет. Представьте, если Бог так наказывает своих служителей, то как же Он накажет нас за то, что мы осуждаем их? Апостол Павел говорит, что каждый перед своим Господом стоит или падает (Рим.14, 4). Поэтому православным христианам нужно бояться осуждения, тем более священнослужителей и священноначалия. Неверующим, которые осуждают и нападают на церковь, бесполезно что-то говорить. Пусть они делают то, что считают нужным. Главное нам не приобщаться к их делам.

Архимандрит Амвросий (Юрасов): Бог никогда никого не наказывает. Он дал наказ: не убивай, не прелюбодействуй, не воруй, не гордись, не осуждай, не раздражайся. Мы сами уходим от Бога, нарушая Его заповеди, Его наказ, и сами наказываем себя.

Иеродиакон Елеазар (Титов): Осуждать священников  несправедливо, так как люди не знают, как священники живут и служат. Увидели какого-то одного батюшку на мерседесе и судят обо всех. Вы задумывались: сколько тысяч батюшек живут в сельской местности, где 2 бабушки? Они привезли туда своих матушек и детей. Там поблизости нет школы, больницы, и нет никакого дохода. Они там совершают настоящий подвиг! Вы знаете, сколько распадается семей священников? Матушка говорит, что не подписывалась на такие условия, забирает детей и уходит от мужа. Представьте себе внутреннее состояние такого батюшки, когда от него уходит жена. Завтра ему нужно идти и как ни в чем не бывало служить литургию, потому что он не может не служить. . Поэтому нужно опасаться судить кого-то.

Вопрос радиослушателя: У меня такой практический вопрос: если на улице найдешь деньги и никого рядом нет, можно их брать? И если уже взял, что теперь с ними делать? Куда их теперь девать?

Архимандрит Амвросий (Юрасов): Я Вас утешу. Если возьмете деньги себе и используете их, то потеряете в два раза больше. Если же Вы нашли деньги, то принесите их в храм: там есть кружечка для пожертвований, вот туда и положите. Это будет жертва того человека, который потерял. Часто спрашивают: можно ли давать, когда у храма сидят люди и просят милостыню? Там есть такие люди, которые эту милостыньку соберут, пойдут в магазин и потом напьются. Не согрешаем ли мы, подавая таким людям? Хотя сказано в Священном Писании: «просящему дай» (Мф.5, 42), надо, конечно, знать своих нищих. Если он просит и мы знаем, что он пьет, можем дать немножко, и тогда не согрешим. А если дадим много и он напьется, то случится беда. Я знаю, в Сергиевой Лавре нищие брали машину, покупали много водки, колбасы, мяса, ехали на пикник куда-то в лес, и там так напивались и объедались, что падали там же и только утром просыпались. Когда ты это знаешь, то не надо давать таким людям. Хотя я знаю, что многие не давали денег, а подавали хлеб, и они собирали его в сумки, а потом все это выбрасывали в урну, им нужны были только деньги.

Иеродиакон Елеазар (Титов): Недавно на улице сидел нищий на коляске. Я проходил мимо и он попросил дать ему 50 рублей, добавив, что в замен отдаст мне смартфон, так как он ему был совсем не нужен. Я ответил, что мне лучше отдать этот телефон тому, кому он пригодится, потому что мне он тоже был не нужен. Есть такие нищие, которые не только берут, но и отдают.

Вопрос радиослушателя: Батюшка, повторите, пожалуйста, совет как правильно читать молитву Иисусову?

Архимандрит Амвросий (Юрасов): Первое, когда читаем молитву Иисусову, надо покаяться во всех грехах, чтобы ничего не оставалось, и просить Господа и Матерь Божию, чтобы они помогли нам. Когда мы произносим: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного», нужно с ударениемпроизносить «грешного», и вникать в слова молитвы. Для чего йоги ставят на лбу красное пятно? Для того, чтобы сосредоточить свой ум в этой точке и направить на определенный объект. Мы должны сосредоточить ум в словах Христа, и при этом испытывать покаянное чувство. Бывает, что Господь за труды дает утешение. Бог посылает свою благодать и человеку бывает радостно. Я беседовал с подвижниками в Кавказских горах, подвижники, порой, читают с утра до вечера и у них выходит где-то до 12 тысяч раз. Свт. Игнатий Брянчанинов говорил так, что он прочитывал молитву Иисусову за 17 секунд, но нужен не счет, а чтобы человек проник духом в эту молитву, вник в слова. Когда начнешь молиться с утра, тогда весь день у тебя будет молитва.

Вопрос радиослушателя: Я подошла к Чаше на Причастие, а батюшка начал что-то говорить рядом стоящему помощнику, какое-то сделал ему замечание с раздражением, и я смутилась и все положительные мысли исчезли. Значит ли это, что я недостойна была причаститься? Или вообще мне надо было, может быть, отойти от Чаши?

Архимандрит Амвросий (Юрасов): Когда мы идем к причастию, то нужно предварительно себя настроить, что причащается достойно только тот, кто считает себя недостойным этого. Свт.Иоанн Златоуст говорит, что всегда бывает искушение перед причастием или же после. Поскольку мы не подготовлены, не находимся в молитве, то и перед чашей бывают искушения. Но если мы со страхом Божиим и верою приступаем, и причащаемся, то сказано: «Да не смущается сердце ваше» (Ин.14, 1).

Вопрос радиослушателя: Я сегодня была у своей подруги в больнице, она лежит на реабилитации после инсульта, и она попросила задать такой вопрос священнику: как любить таких врагов, которые забрали всё?  Она отработала много лет учителем русского языка и литературы, выучила несколько поколений детей, живет одна, муж давно умер, детей нет. Она оформила квартиру в ренту и продала дачу, и вложила деньги в кооператив. Кооператив забрал деньги, там пострадало больше 300 человек, и она осталась без квартиры, без денег, даже хоронить не на что. Что ей ответить?

Архимандрит Амвросий (Юрасов): Христос – это Бог, пришедший во плоти. Когда Он был на кресте распятый, ни в чем не повинный, Он говорил: «Отче, прости им, ибо не знают, что творят» (Лк.23, 34). Его держали в тюрьме, бичевали, плевали на него, надели на голову терновый венец с шипами, били палкой по голове…. Поскольку Ваша подруга была учительницей, то может она говорила, что Бога нет. Ей надо покаяться во всех грехах, очистить душу от грязи и примириться с Богом. Ведь Бог - любовь, Он не желает кому-то вечной погибели. Что происходит в тот момент, когда всё забрали? - Очищение от грехов. Ничего страшного нет. Бог попускает каждому по силам, сколько человек сможет понести, сверх этого не бывает.

Иеродиакон Елеазар (Титов): Святитель Иоанн Златоуст говорит прекрасные и сильные слова в своем толковании на Псалтырь: «Когда ты благодаришь Бога за благодеяния, ты отдаешь Ему долг, а когда ты благодаришь за скорби, ты делаешь Бога должником своим». Другие святые отцы говорят, что Бог в долгу никогда не бывает. Самый, мне кажется, важный совет для человека, попавшего в беду, особенно в положение, которое ему кажется безвыходным, начинать благодарить Бога. Господь, видя его смирение и терпение, и то, что он не унывает в скорбях, а начинает благодарить Бога, помогает ему выйти из любой тупиковой ситуации. Потому что у Бога нет тупика. Самое главное, когда Господь нас выведет оттуда, больше туда никогда не попадать.

Архимандрит Амвросий (Юрасов): Господь нам показал путь спасения. Только через страдания, через муки. Другого пути нет. Как-то я пришел к одному знаменитому певцу, а он спросил: «Батюшка, почему иудейский народ ждал Мессию, а потом не признал Его и предал смерти?» Сказал так: «Поскольку Господь пообещал, что придет такое время, когда семя жены сотрет главу змия, и уже прошло 5508 лет, то родился Мессия, но его не признали. Они ждали такого мессию, который на земле  будет царствовать в блаженстве тысячелетия , а тут пришел Христос и призвал продать все свои имения, раздать все нищим, взять крест и идти за Ним. Даже у пророков говорится, что Мессия родится в Вифлееме, но прошло уже 2000 лет, а у иудеев всё нет мессии, пророков, храма и жертвенника.

Помните, что Господь создал только одну Церковь. Многие это не понимают и говорят: церковь пятидесятников, церковь баптистов, церковь адвентистов. Это не церкви, а просто общины. Церковь – это тело Христово. Глава этой Церкви – Сам Христос.

Вопрос радиослушателя: Я прикладывала свой крестик, образки и мощевичок к разным мощам, которые привозили, но сейчас они все потемнели, можно ли мне их почистить? Грех ли это или нет?

Архимандрит Амвросий (Юрасов): Будьте спокойны, благодать не смывается. Облачения, в которых служат священники, тоже иногда стирают. Можете это все почистить, освятить водой и носите, как и прежде. Благодать сохраняется.

***

Всегда помните народную пословицу: «Потерял богатство – ничего не потерял, потерял здоровье – половину потерял, потерял веру в Бога – всё потерял». Многие люди говорят, что в церковь ходили, а веру потеряли. Почему это происходит? Потому что есть нераскаянные грехи, особенно блудные. . Чтобы не потерять веру, надо постоянно каяться на исповеди, очищать душу от грязи, так  мы сохраним веру, веру в истинного Бога. Храни Вас всех Господь!

 

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+