Перейти к основному содержанию

08:30 27.02.2020

Нет, Иисус учил не этому. И нет, это не любовь.

27.01.2020 12:54:05

Статья Михаила Эпштейна “Ради прав «малых сих» Отступает ли Запад от христианских ценностей?”, ссылку на которую я обнаружил в фейсбуке с восторженными рекомендациями некоторых комментаторов, интересна тем, что отражает характерный для определенной среды взгляд на Евангелие - и что, конечно намного менее важно, на Запад. По мнению автора “приятие всего того, что раньше считалось грехом и извращением.... что кажется отступлением Запада от христианства, на самом деле продолжает тот толчок, который именно христианство дало историческому движению человечества”

В чем здесь ошибка? Поговорим об этом подробно.

Англоязычное выражение bleeding heart liberal, “сердобольный либерал” носит иронический оттенок - но сам либерал может искренне верить в то, что хочет людям только добра. Увы, но из этого абсолютно не следует правоты его нравственных оценок - или, тем более, действий. Чтобы не наломать дров, благожелательности мало. Нужна еще мудрость, а она неотделима от такого традиционного качества, как смирение - готовности признавать, что ошибаться могут не только другие люди, но и я сам.

Вы можете абсолютно искренне хотеть как лучше. Ваша совесть может свидетельствовать вам, что вы не питаете к страждущему человечеству ничего, кроме самого сердечного благоволения.

Но для того, чтобы ваши действия принесли людям подлинное благо, вы должны обладать, не только благими намерениями, но и знаниями и мудростью. Трагическая реальность - с которой мы, в истории человечества сталкиваемся вновь и вновь - состоит в том, что много страшного зла и горя причиняют не злодеи, которые сознательно хотят его причинить, а именно те, кто искренне хотели как лучше. Мы склонны, задним числом, видеть в революционерах кровожадных выродков, расстреливавших несчастных по темницам. И, в процессе революции они ими и стали. Но первоначально ни Робеспьер, ни Дзержинский, ни их соратники вовсе не хотели зла. Напротив, они были глубоко возмущены несправедливостью и негуманностью текущих порядков и испытывали острое сочувствие к угнетенным - которое потом “теологи освобождения” не смущались называть христианским. Потом, правда, оказалось, что подлые враги не оставили революционерам другого выхода, как массово их казнить. Враги добра и правды - они такие. В итоге страдания тех самых угнетенных, ради которых все затевалось, только возросли.

Или менее кровавый пример - евгеника. К началу ХХ века ученые пришли к выводу, что социальные проблемы - бродяжничество, алкоголизм, преступность - вызваны “плохой наследственностью”. Имея благородную цель создать более здоровое, счастливое и законопослушное общество, власти приняли программу стерилизации “слабоумных”, бродяг и других социально неблагополучных элементов. В одних только США 60 000 человек были насильно стерилизованы. Потом оказалось, что зря - в основании всего евгенического проекта лежали ложные представления о наследственности.

Или многочисленные случаи, когда благонамеренные, но некомпетентные люди берутся лечить страшные болезни - увы, с совершенно предсказуемым негативным результатом.

Можно быть уверенным в том, что стоишь на стороне любви и добра - и страшно заблуждаться. Непонимание этого приводит к постоянно возникающей ошибке во взгляде на  Евангелие. Люди верят (это может не проговариваться вслух, но подразумевается как что-то само собой разумеющееся) что их этические оценки безошибочны. Если верить в это - и одновременно принимать Господа Иисуса как воплощение добра и правды, то вывод очевиден. Иисус всегда и во всем разделяет наши оценки. В результате люди называют “истинным христианством” или “учением Иисуса” то, что они сами находят хорошим и справедливым. Если Церковь разделяет их оценки не всегда - значит Церковь не права и не следует подлинному учению Иисуса.

Похожая проблема возникает и с понятием “любви”. В современном словоупотреблении под “любовью” понимается чувство - и людям кажется, что их оценки и действия всегда оправданы тем, что делая их, они испытывают искреннее чувство благоволения и солидарности.  Беда в том, что в предыдущих случаях катастрофического наломания дров люди тоже испытывали всякие теплые и приятные чувства - а то и просто огромное воодушевление, которое побуждало их “идти на бой и жертвовать собой”.

И вот здесь нам стоит обратить внимание на то, что “подлинное учение Иисуса” - это не то, что я, или вы, или кто-то еще захочет таковым объявить, но то, что мы находим в Новом Завете - единственном имеющемся у нас источнике сведений об Иисусе. Все-таки Иисус - не абстрактный символ того, что мы считаем добрым и хорошим, а конкретная личность, живой Человек, о котором мы знаем от Его учеников. И вот этот, новозаветный Иисус имеет совершенно определенные представления о том, что такое любовь - и, в частности, совершенно определенные взгляды на то, что такое брак. Любовь, с точки зрения Иисуса - и его учеников - состоит не в переживаниях, а в соблюдении заповедей. “Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди” (Иоан.14:15) , говорит Он сам, а Апостол Иоанн повторяет: “Кто говорит: "я познал Его", но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины”  (1Иоан.2:4) “Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его” (1Иоан.5:3) О том же говорит и Апостол Павел: “Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай [чужого] и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя” (Рим.13:9)

Если Иисус и расходится в чем-то с сексуальной этикой своих современников-иудеев, то только в сторону ее ужесточения - брак настолько принципиально важен, что Он запрещает не только измену, но и развод. При этом излишне напоминать, что и сам Иисус, и его ученики, и весь род людской воспринимали брак исключительно как союз мужчины и женщины. “В начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил их. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть” (Мар.10:6-8)

Сексуальная этика Иисуса - нравится это кому-то или нет - вполне ясна и носит предельно ясно выраженный “гетеронормативистский”, как сказали бы сейчас, характер, то есть признает единственно нравственно приемлемой формой сексуальной жизни  супружество между одним мужчиной и одной женщиной.

Люди могут верить, что истинное человеколюбие состоит в “поощрении однополых браков и приятии всего того, что раньше считалось грехом и извращением”. Но Иисус верил совершенно иначе; давайте признаем эту очевидность. Некая религия “поощряющая то, что раньше считалось грехом и извращением”, конечно, возможна - вы даже можете счесть ее намного более просвещенной, человеколюбивой и во всех отношениях превосходной, чем традиционное христианство, но объективный и никак не зависящий от наших личных предпочтений факт состоит в том, что Иисус и Апостолы ее явно не проповедовали.

Как не проповедовал Иисус религии без “системы обрядов, символов, догматов”. В Евангелии Он устанавливает по крайней мере два обряда - Крещение (Мар.16:16) и Евхаристию (Лук.22:19,20). Его проповедь носит недвусмысленно догматический характер - он выступает с определенным вероучительным свидетельством о себе как о Боге, Господе, Судии и Спасителе, и ставит веру в него необходимым условием жизни вечной: “если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших” (Иоан.8:24)

Конечно, приписывать Господу Иисусу какие-то свои учения начали еще гностики, практически с самого начала, но эту практику трудно признать убедительной - не говоря уже о ее этической неоднозначности. Новый Завет доступен, и всякий желающий может с ним ознакомиться.

Другая ошибка - менее важная, но все же достойная внимания - касается восприятия Запада. Она тоже вполне типична и повторяется у многих авторов - разговор о “Западе” как о чем-то  монолитном. Но в реальности не существует единого Запада. Это стоит еще раз подчеркнуть - мировоззренчески и ценностно единого Запада не существует. Есть острый внутризападный конфликт, который (применительно к США) американские обозреватели называют “холодной гражданской войной”. Есть католические госпитали, где монахини ухаживают за больными, есть прогрессивные активисты, которые требуют лишить эти госпитали государственной поддержки, из-за того, что они отказываются делать аборты или операции по “перемене пола”. Это два разных Запада, переводить то восхищение, которое у нас могут вызвать монахини (и иже с ними) на счет активистов (и иже с ними) было бы также странно, как ставить служение православного сестричества милосердия в заслугу большевикам.

Более того, прогрессивные силы, выступающие под лозунгами “любви” и “принятия” переходят к энергичным преследованиям своих оппонентов, как только получают такую возможность. Недавно в штате Айова Адольфо Мартинес получил пятнадцать лет за то, что публично сжег флаг ЛГБТ. Не пятнадцать суток - что это мелкое хулиганство вполне заслуживало - а пятнадцать лет.  Возможно, это пока что самое впечатляющее проявление “любви и принятия” - но далеко не первое. Многочисленные случаи, когда людей изгоняли с работы за про-консервативные симпатии, или пытались разорить по суду  за уклонение от обслуживания ЛГБТ-мероприятий тоже трудно оценить как превосходное проявление любви к ближнему.

Как, впрочем, и другое. Настойчивая ЛГБТ индоктринация в школах, несмотря на протесты родителей, маленькие мальчики, выступающие за деньги перед взрослыми гомосексулистами или плящущие тверк на гей-парадах - все это может вызвать тревогу даже не с точки зрения христианства, а с точки простого зрения здравого смысла. Знакомить детей с сексуальными девиациями, связанными, в частности, с катастрофически высоким уровнем заражаемости ВИЧ и другими инфекциями, передающимися половым путем - это сложно счесть проявлением любви к ближнему.

Тем более трудно усмотреть любовь и заботу в чудовищной практике, когда детей, слишком юных, чтобы противостоять манипуляции со стороны взрослых, объявляют “трансгендерами”, и кормят гормонами, блокирующими половое созревание, чтобы подготовить их к калечащей операции по “перемене пола”.

Признав такое развитие событий проявлением чудовищного безумия, мы ничуть не проявим враждебности или высокомерия по отношению к тому Западу, который действительно хранит веру в Иисуса. Мы на их стороне. Мы вместе с ними верим в Господа нашего Иисуса Христа - того самого, о котором говорится в Новом Завете, во имя которого мы крещены и совершаем установленную Им Евхаристию.

Истина стоит того, чтобы ее держаться, а заблуждение - того, чтобы его отвергнуть. Утверждение, что нынешние либеральные тенденции каким-то образом отражают учение Господа Иисуса, не соответствует действительности - и это даже не вопрос веры. Это вопрос знакомства с таким открытым источником, как Новый Завет.

Кто-то явно не прав и не проявляет подлинного человеколюбия - либо либералы, либо Иисус и Апостолы. И не только вера, но и здравый смысл подсказывает, кто именно.

Комментарии

28.01.2020 - 09:04 :

Да, понятие любви очень разное. Очень часто именно не- или малорелигиозные люди призывают "любить" всех, сюсюкая и гладя по головке, не осуждать сам грех, а не человека. При этом, грехи, которые нельзя осуждать, очень специфические, касающиеся либо сексуальной распущенности, либо политики.

25.02.2020 - 18:29 :

Познай самого себя...

Бытие плоти - это НЕ жизнь, а способ существования.

В попытке понимания и определения самого себя зачастую и проходит бытие человеческое, но и это - НЕ жизнь, поскольку смерть маячит впереди. Определяя себя как общественное существо люди создают правила и законы социального бытия, которые даже (в случае опоры на фундаментальные понятия) перекрывают ценность личности как таковой. Самого себя, свою "жизнь" человек готов принести в жертву этим понятиям. Так что сами понятия начинают играть более важную роль в сознании человека и он готов отстаивать их перед лицом самой смерти.

Вот здесь и есть тот "водораздел", то деление на своих и чужих, которое помогает определиться с "ближними" и "врагами". Врагом становится тот, кто угрожает нашему существованию, кто самим своим бытием способен нанести нам вред, но вот ЧТО? такое "Я", мы так и не знаем, потому что не ведаем, что такое ЖИЗНЬ, в чём её цель и смысл.

Высшую ценность человеческая ЖИЗНЬ как таковая обретает в собственных глазах и начинается она с РОЖДЕНИЯ от Бога. При этом БЕЗ Божное существование воспринимается как некая ступень к истинно человеческому бытию. Но если человек пределом существования видит смерть и НЕ задумывается о вечности СОБСТВЕННОГО бытия, то помочь ему невозможно ... это клиника ... лечить бессмысленно, потому что научить человека думать - невозможно.

Человек - это разум самой вечности, которая в поисках смысла собственного бытия создаёт мыслящую единицу - существо, способное понять и принять Бога и Его Истину. Искусство ЖИТЬ - это способность оставаться человеком каждый миг бытия, вочеловечивая образ мыслей и подобие Божественных отношений и именно этим мы придаём смысл существованию всего сущего.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+