Перейти к основному содержанию

05:19 19.03.2024

Боевая магия - это не к нам

21.01.2020 22:36:17

Как сообщают из Чувашии, 15 января местный журналист Юрий Сидоров, автор петиции “За отставку Главы Чувашии Михаила Игнатьева” заказал обряд освящения здания городской администрации против “коррупции, взяточничества и мракобесия”. Это был явный политический акт, и священник, совершивший освящение, потом сказал, что был втянут в него обманом.
Сам Юрий Сидоров заявил, что “Я не имел злого умысла и с чистой совестью, заплатив церкви пожертвование, заказал обряд освещения дома правительства от коррупции” (освещения - так в тексте новости).
Что же, это печальное недоразумение побуждает задуматься о том непонимании, которое возникает в отношении церковных священнодействий.
Сразу уточним, что рассмотрение политического конфликта между Михаилом Игнатьевым и его оппонентами не входит в нашу задачу. Стоит сказать несколько слов о вовлечении в этот конфликт священника - и обряда освящения, потому что это уже вопрос конфликта веры и политики.
Бывают политические ситуации, когда, как говорил известный персонаж, “ГПУ к вам само придет”, и Церковь подвергается прямым нападкам и попыткам ее подавить - как это происходило на Украине при Порошенко или сейчас в Черногории. Бывают идеологии, принципиально враждебные и правой вере, и здравой нравственности - как коммунизм, национал-социализм или прогрессивный либерализм, с его абортами до момента родов (и после) и объявлением трехлетних малышей “трансгендерами” с весьма мрачными последствиями для их здоровья и развития.
В этих случаях любое процерковное действие - или любое действие, неугодное адептам той или иной идеологии - будет восприниматься как “политическое”, и на Церковь будут прикрикивать, чтобы она “не лезла в политику”.
Но в этих случаях Церковь является защищающейся стороной - она стремится сохранить возможность своего беспрепятственного служения, которому политики (или, тем более, адепты тоталитарных идеологий) полагают препоны. Тоталитарные идеологии тем и отличаются, что требуют от всех членов общества присягнуть их вере - и когда к вам приступают с таким требованием, вам неизбежно приходится говорить “нет” и вступать в полемику, объясняя ваш отказ покориться.
В этих драматических случаях реакция Церкви исходит изнутри ее самой и продиктована ее внутренними ценностями и внутренней логикой.
Но вот когда политика не носит антицерковного или идеологического характера - а рассмотрение взаимных претензий сторон, если мы хотим сохранить хоть какую-то объективность, требует долгого и тщательного разбирательства, Церковь не может и не должна в нее влезать. Она не является следствием и судом и не может рассматривать выдвинутые против кого-либо обвинения в уголовных преступлениях - например, в коррупции.
Иначе священнослужители рискуют быть втянутыми в самые разные конфликтные ситуации - в том числе, морально крайне неоднозначные, когда две группы грешников борются за власть и деньги, как это обычно в нашем падшем мире, а Церковь оказывается втянута в качестве обслуги одной из сторон.
В подобных ситуациях повестка дня для Церкви задается снаружи - есть некое мирское “правое дело”, (а каждый из конфликтующих хозяйствующих субъектов без лишней скромности объявляет свое дело именно морально правым), а Церковь должна его поддержать.
При этом люди, призывающие Церковь на помощь, обычно религиозно индифферентны, и их цели не имеют ничего общего со служением Богу или спасением душ.
Речь не идет о том, что эти цели непременно злы - допустим, (мы не знаем, но вообразим на минуту), что в данном случае глава Чувашии нехороший человек, а его оппоненты - люди в высшей степени прекрасные и преданные общему благу. Речь о том, что церковные священнодействия предназначены совершенно не для этого.
Употребление их как подспорья в политической борьбе - это профанация и употребление имени Божьего всуе. Конечно, это часть более широкой проблемы. Люди нередко призывают священника совершить освящение того или иного объекта - квартиры, машины, гаража - из смутно-суеверных соображений, как призвали бы шамана, при этом ничего не зная о православной вере, да и не интересуясь знать.
Но “политические освящения” создают дополнительную проблему. Для политического активиста его борьба часто и есть его религия - то есть нечто самое важное в жизни, чему подчинено все остальное. Именно политика задает точку отсчета, с которой произносятся все нравственные суждения - более того, как легко заметить, сама Церковь оценивается только с точки зрения ее полезности для того “правого дела”, которому предан активист.
Священник может относительно легко получить горячее одобрение той или иной группы политических активистов - поддержав их “правое дело”. Но это одобрение не будет иметь ровно никакого отношения к религиозному обращению - или хотя бы интересу к Православию.
Православие говорит о том, что Христос “спасет людей Своих от грехов их” (Матф.1:21), и сосредоточено на спасении человека от его собственного греха - чтобы, по мере своего духовного возрастания человек становился тем “сосудом в чести”, через которого Бог действует в этом мире. Политический активизм всегда борется с чужими грехами - реальными или предполагаемыми, причем в своих оценках исходит из критериев, едва ли связанных с библейскими.
Это не значит, что бороться с чужими грехами нельзя; это значит, что церковные священнодействия - не про это. Вы не приносите на исповедь грехи вашей жены, или сотрудников, или начальника, или каких-то людей, о которых вы прочитали в интернете. Это первое, о чем вам сообщают, когда вы собираетесь приступить к исповеди.
Тем более невозможно священнодействие “против” кого-то - кого вы считаете злодеем и коррупционером. Конечно, боевая магия в последние годы активно используется в политике - в штатах ведьмы собирались целыми толпами (так называемыми “ковенами”) чтобы колдовать против Трампа и кандидата в верховный суд этой страны Кавано, у нас в политике участвовали шаманы (правда, не так массово). Нельзя сказать, что это все эффективно - те, против кого все это затевалось, живы, здоровы и благополучно правят - но довольно популярно.
Но в Православии боевой магии нет - да и никакой нет. Активист Юрий Сидоров, который “присоединился в обряду и молитве”, потому как “чтобы победить коррупцию в администрации главы Чувашии, остается прибегать только к высшим силам” просто обратился не по адресу. Это к шаманам, филидам, колдунам и прочим бойцам надувательских войск.
Все это - подчеркнем еще раз - не значит, что люди не могут вести политическую борьбу. Пусть себе ведут. Но священнодействия Церкви не могут быть инструментом такой борьбы, и это стоит сразу объяснить - во избежание огорчительных недоразумений.

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
1 + 16 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+