Перейти к основному содержанию

09:02 02.04.2020

Для детей и подростков отсутствует молитвенное правило, соответствующее их уровню развития. Почему?

14.01.2020 14:37:08

Слушать: https://radonezh.ru/radio/2019/12/21/21-00

Вопрос: - Апостол Павел в Послании к римлянам пишет: «Итак, спасение зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего». Но как может человек может без желания и труда достигнуть спасения?

о. Дмитрий: - Например, разбойник на кресте получил спасение, а трудов к этому никаких не приложил. Весь его труд состоял в том, что он несколько часов прострадал, но его покаяние было глубоким и полным. Господь его спас, видя, что в таком тяжелом испытании он не просил не о пощаде, не об облегчении боли, ни чтобы солнышко зашло и так не припекало, ни милосердия от судей - нет, он сказал: «по делам нашим приемлем», а ко Христу обратился с просьбой о спасении. Это удивительно. Я думаю, немногие из наших нынешних прихожан на смертном одре отложат все свои попечения о плоти, и вот так, как он, призовут имя Господне и попросят одного.

о. Александр: - Но тогда это свидетельство о том, что человек понял вообще смысл происходящего.

о. Дмитрий: - Да, в том-то и дело. А что такое: «понял»? Это и есть покаяние. Понял, в чем смысл бытия, неправоту своей жизни. Понял, в чем и в ком спасение, т.е. понял всё, к чему люди идут годами.

Вопрос: - Как мирянину поставить Господа на первое место в своей жизни? Все время что-то отодвигает Его на второй план.

о. Дмитрий: - Очень просто – взять и поставить.

о. Александр: - А когда возникает житейская ситуация - человек просто переключается на нее.

о. Дмитрий: - Ну, вот, а надо не переключаться, а сначала вспомнить о Боге.

Вопрос: - Прошу, помогите советом. У меня в жизни случилась трагедия: жена хочет уйти от меня, говорит, что не чувствует ко мне ничего. А у нас сын, ему 3,5 года. Я работаю 6 дней в неделю, прихожу нервный, иногда доходит до скандалов на пустом месте. Если работать меньше, то финансово не выдержим. Я не мыслю себя отдельно, для меня семья – единое целое навсегда, и ни о какой другой личной жизни думать не могу. Просил сохранить семью, перестал скандалить, стараюсь больше проводить времени с сыном. Но жена непреклонна. Не могу так жить! Что сделать, как правильно поступить?

о. Дмитрий: - Вот типичный пример современного мужчины. Потому что семья – это корабль, жизнь – это море. И капитан спрашивает: куда плывем? Надо сначала понять, куда плыть - а потом уже тратить силы на это. А то он усталый пришел и начинает раздражаться. Я однажды сказал такую фразу и даже пострадал за нее, потому что на меня окрысились все либералы и феминистки: «женщина – волос длинный, а ум короткий». Женщина хочет уйти, она не в состоянии лет на пять посмотреть вперед. Если муж не пьет и своей зарплатой увеличивает бюджет семьи - так это же благодать! А когда она уйдет из семьи - она хоть посчитала, какой ей будет убыток? В том то и дело, эмоции есть, вот она говорит: «должна что-то чувствовать». Но чтобы были чувства - нужно в этом направлении работать. А если просто сидеть и ждать, когда осенят чувства… Но это бывает только у очень молодых людей, которых все время обуревают чувства, про них так в 4-м антифоне и поется: «От юности моея мнози борют мя страсти».

о. Александр: - Когда выходила замуж, страсти были, а потом они как-то рассосались…

о. Дмитрий: - Ну да, попривыкли, пообвыклись, а тут и он еще раздражается.

Вопрос: - Вопрос про правило ко причастию детям и подросткам. Получается так, что для взрослых у нас есть установленное правило ко Причастию с длинными, иногда даже сложными молитвами, а для детей и подростков отсутствует молитвенное правило, соответствующее их уровню развития. Почему?

о. Дмитрий: - Это огромная к нам милость Божия, потому что если бы у нас были записаны внешние правила, мы бы детей просто истерзали бы. А реально каждый отец должен быть не роботом, а живым человеком и смотреть: а что моей доченьке или сыночку по силам, а что нет? И это менять.

Продолжение вопроса: - о. Дмитрий, вот конкретный пример – одному ребенку 10 лет, второму 12 лет, третьему – 14. Какое молитвенное правило должен ребенок в 10 лет читать ко причастию?

о. Дмитрий: - Да он ничего никому не должен. А вот папа должен от той веры, которую он успел стяжать к своим 35-ти, как от пламени, зажечь его сердечко. Вот, думайте и молитесь. А нечего вашу задачу отца и воспитателя перекладывать на ребенка или на какие-то механические правила. Расскажу Вам одну вещь: до XVIII века ни одна душа в России никакие правила не читала. Знаете, почему? Да потому что их не было в природе. А уже 800 лет на Руси была православная вера. Весь народ читал только молитву Иисусову и «Богородицу», некоторые еще знали «Отче наш». Может быть, каждый сотый знал «Символ веры», а, может, и меньше. И воспитывали прекрасных детей, получше, чем теперешние. Что Вы на это скажете? Какие правила, если народ был практически неграмотный?

 Это появилось только, во-первых, с книгопечатанием. Составили прекрасные правила, Киево-Печерская Лавра их издала впервые - и то это стоило довольно дорого. Совсем не каждый мог купить, а только те люди, у которых деньги водились - из купцов, ну, и, конечно, монахи. Но не все, большинство монахов были такими же неграмотными. Это правило дано как подспорье. Чтобы мы приобщились к молитвенному опыту таких мужей, как Василий Великий, Иоанн Златоуст, Симеон Новый Богослов, и т.д. Вот так, мой дорогой. А вы хотите ребеночка нагрузить! Думайте, папа. Никакими зафиксированными правилами, кто бы Вас ни благословил - Вы не спасете своих детей. Тут совсем другие подходы нужны. Надо сердце зажигать верой.

Вопрос: - Моя тетя постоянно вмешивается в жизнь нашей семьи, указывает, как нам распоряжаться нашим доходом, считает заработанные деньги, ее интересуют наши траты. Скажите, обязаны ли мы отчитываться перед ней за наши траты, советоваться с ней, что нам покупать, выполнять ее рекомендации?

о. Дмитрий: - Конечно, обязаны, если Вы найдете какую-то святоотеческую книгу, где будет написано, что ваша тетя над вами голова, и согласно этой книге вы ее изберете для своего неукоснительного исполнения. А если нет, то ладно тетя, а если дядя?

о. Александр: - Даже если сказать: больше эту тетю не слушай и на порог не пускай?

о. Дмитрий: - А ничего не изменится.

о. Александр: - Т.е. человек все равно останется при своем?

о. Дмитрий: - Раньше был маменькин сынок, а теперь тётенькин племянник. о. Александр: - Но один человек посильнее волей, а другой оказался размазней, и вот теперь несет эту тяготу.

о. Дмитрий: - И думает: как теперь вырваться? По вопросу же слышно, что человека это тяготит!

Вопрос: - Муж пьет и бросать не собирается. Знакомые советуют бросить его и развестись, но мне его жалко. Скажите, не будет ли для меня губительно с ним остаться? Или с развращенным и я развращусь?

о. Дмитрий: - Посмотрим.

о. Александр: - Т.е. это зависит от человека? Насколько он впитывает?

о. Дмитрий: - Да, насколько впитывает, насколько он крепок, насколько этой жалости хватит, и т.д. И потом, я изучал алкоголизм, с определенного периода этого тяжелого психического заболевания возникает такое явление, как алкогольная агрессия. Одно дело вот так терпеть, ботинки расшнуровывать, в постель укладывать - а вдруг он начнет буянить?

о. Александр: - Драться полезет?

о. Дмитрий: - Драться… Убивать! Просто убивать. И тогда что?

о. Александр: - Тогда пытаться привлекать…

о. Дмитрий: - Нет, а когда тогда? Это может случиться в любой момент. Так протекает это заболевание, что без агрессии его вообще не бывает. Просто не бывает! Степень агрессивности может быть разная. Ты не можешь ее измерить – ага, вот растет, 10 градусов, 20, 30, 100, 150, 200, а может сразу раз - и 280! Прошло 1,5 секунды, и он уже с ножом, с топором, с кипятком… Это риск. Я допускаю, что есть такой человек, который скажет: на все, Господи, Твоя святая воля. Убьет - так убьет.

о. Александр: - Но человек должен об этом знать.

о. Дмитрий: - Во всяком случае, должен быть готов. Особенно, если муж водку пьет. Это вообще самый гнусный напиток из всех, которые существуют. Если виски, то еще продержится, а водка – нет. Это всё. И похмельный синдром…

о. Александр: - Те процессы, которые происходят в организме под действием этих ингредиентов, конечно, ни один организм не выдержит.

о. Дмитрий: - Понятно, что C2H5OH – это яд. А водка - это дистиллят, ректификационный спирт, который в чистом виде просто яд. Ну, как дистиллированная вода, ее можно купить в аптеке. Но зачем ее пить, когда нормальная – это вода из источников? Там есть соли, микроэлементы, она действительно питьевая, а дистиллированная - не питьевая. А тут это не вода, а спирт, да еще в таком сумасшедшем разведении! Да это просто самоубийство!

о. Александр: - Без которого человек уже не может жить. Он попал в эту зависимость и теперь уже не может остановиться.

о. Дмитрий: - Ну да, потому что так действует на человека. Все постепенно. Есть 4 стадии, они все изучены, с алкоголем все понятно. Особенно, когда водочный алкоголизм. Бывает винный алкоголизм, бывает пивной. Принципиально все то же самое, но протекает по-разному.

о. Александр: - А если человек уже попал в такую зависимость, что делать родне? Куда-то его помещать на принудительное лечение?

о. Дмитрий: - Без лечения это бесполезно.

о. Александр: - Хорошо, если он сам понимает и согласен лечиться.

о. Дмитрий: - У нас в Церкви существуют разные методы. Есть специалисты разные, есть священники - наркологи, которые этим занимаются. Есть целые группы, которые помогают избавиться от алкоголизма.

о. Александр: - Это если человек захотел, как я понимаю. Хотящему всегда можно помочь. А если человек не признает ни свою болезнь, ни необходимость лечиться?

о. Дмитрий: - Нет, ну если не признает.... Вот, сейчас хорошая погодка, можно сменить замок и дверь на металлическую – вот и всё. Пьяненький придешь - мы тебя не пустим. Лежи на лестничной клетке. Будешь орать, соседи полицию вызовут, в обезьяннике переночуешь.

Вопрос: - Как быть? Сказано: «будьте, как дети» и в то же время: «будьте мудры», одновременно не получается.

о. Дмитрий: - Почему? «Будьте как дети» - здесь имеется в виду незлобие, быстрое прощение обид, быстрое забвение всяких печалей. Как ребенка утешить - все знают, надо переключить его внимание, и он тут же уже от слез уже улыбается. Вот христианин должен быть таким человеком, тут же вспомнить о Боге и забыть про все горести.

о. Александр: - Но ребенок ассоциируется с человеком неразумным, а тут Господь говорит о мудрости.

о. Дмитрий: - Дело в том, что ребенок - существо по своей природе еще неиспорченное, а смирение начинается со смиренномудрия. Вот некоторая ситуация: как поступить, чтобы прийти ко смирению? Эта шахматная задачка, тут мудрость нужна. Чтобы в шахматы играть, нужна мудрость. Но, как и в шахматах, знания могут заменить мудрость. Если человек знает всю теорию шахмат, он за счет этого может хорошо играть до взрослого мужского разряда. Гроссмейстером не станет, но может продвинуться очень высоко, до кандидатов в мастера - точно, если узнает всю теорию шахмат.

о. Александр: - Но, чтобы дальше шагнуть, нужна мудрость?

о. Дмитрий: - Да, сама мудрость.

о. Александр: - Но это дар Божий?

о. Дмитрий: - Всё дар Божий, всё! Это не то, что человек сидит - и вдруг получил дар Божий. Нет, надо трудиться, изучать теорию шахматной игры - тогда уже придешь к мудрости. И смиренномудрие открывает врата к смирению.

о. Александр: - Т.е. человек начинает искать смирения в тех ситуациях, которые вокруг него?

о. Дмитрий: - Если у него есть смиренномудрие, он уже начинает видеть, просто видеть, как поступить, чтобы придти к смирению. Это еще не смирение, но оно уже видно.

о. Александр: - Он уже знает, в какую сторону ему двигаться.

о. Дмитрий: - Да. Это не та сторона, потому что дорожка может петлять. Но куда идти - он видит, и по рельефу, и по другому цвету, и по вытоптанности. Потому что путем смирения прошли миллионы людей.

о. Александр: - Но Господь сказал: «ищите и обрящете», а если человек?...

о. Дмитрий: - Но «ищите» - это когда еще не ступил на тропу. А когда ищешь- то находишь тропу, и тогда уже, идя по ней, ищешь смиренномудрие.

о. Александр: - Т.е., нужно искать смирение?

о. Дмитрий: - Ну вот, например, идешь по тропе - и вдруг развилка, направо или налево? Тут нужно смиренномудрие. Как глядя на тропу, понять какая тропочка, какое ответвление правильное?

о. Александр: - Но опять же, если человек ищет истины Божией – то, наверное, в этот момент Господь ему укажет?

о. Дмитрий: - Если он будет об этом просить. А если в этот момент он забудет о Подателе мудрости- то пойдет в обратную сторону.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+