Перейти к основному содержанию

19:57 28.01.2020

Сказано: Авраам ходил перед Богом, слышал Бога, как он слышал? И есть те люди, которые сейчас, как Авраам, слышат Бога? Как это - слышать Бога?

27.12.2019 11:09:07

Слушать: https://radonezh.ru/radio/2019/12/08/21-00

о. Олег: - Добрый день, дорогие братья и сестры! Как обычно, у микрофона протоиерей Олег Стеняев.

Вопрос: - Просим дать объяснение по правильности перевода следующего выражения св. Григория Богослова: плотская любовь, пьянство, ревность, бес равны между собою. К кому пришли они, у того погублен ум. Умерщвление плоти, молитва, слезы - вот целебное пособие. Оно составляет врачевство и для многих недугов.

о. Олег: - Возможно, сложность этого текста в том, что у каждого греха, дурной склонности есть бес-покровитель. Как у каждой добродетели есть ангел - покровитель, так за каждым грехом маячит бес. Известно, что за грехом убийства скрывается бес Азазелло, за грехом блуда - бес Асмодей. Может, это и имеется в виду.

Вопрос: - Я столкнулась с системой Серафима Чичагова. Говорили ли Вы раньше что-то по этому вопросу? Повторите или расскажите, пожалуйста, если Вы знакомы с трудами владыки.

о. Олег: - Я, к сожалению, не читал эти труды, поэтому ничего ответить не могу.

Вопрос: - Можно ли читать Псалтирь за некрещеных?

о. Олег: - Вообще-то, Псалтырь - ветхозаветная книга, то- есть она появилась еще до Рождества Христова. Если Вы хотите ее читать за некрещенного, едва ли кто-то может Вам запретить. Но тогда не читайте молитвы, которые по окончанию кафизм даются в церковной версии. Просто читайте подряд Псалтырь как ветхозаветную книгу, которая может помочь людям, оставившим эту жизнь без христианской надежды. В ветхозаветные времена никакого крещения не было, это мы знаем.

Вопрос: - Для моего падшего естества видимое противоречие в «Руководстве святой жизни» преподобных отцов Иоанна и Варсонофия, в вопросе 337: хорошо ли иметь дружбу со сверстником? Сказано: хорошо не иметь особенной дружбы с кем-либо из сверстников.

о. Олег: - Знаете, это наставление монашествующим, и не надо переносить на жизнь обычных людей. Наоборот, с теми, кто нас окружает - надо общаться дружелюбно. И, потом, мы не знаем, в каком контексте в книге Варсонофия и Иоанна был дан именно такой ответ.

Вопрос: - Хочу Вас попросить разъяснить, как обезопаситься от Катакомбной церкви, которая становится все активнее. Нигде никаких предупреждений о ее деятельности нет.

о. Олег: - Если говорить об этих раскольничьих разных группах, то в действительности все претензии, которые они предъявляют нашей Церкви, могли бы быть направлены ей на любом этапе ее исторического развития. То есть, они говорят о некой идеальной Церкви, которой никогда не было и не будет, только если в Царстве Божием. Церковные каноны даны нам для того, чтобы мы знали, к чему стремиться. Но при этом мы все понимаем, что делами закона и канонами Церкви не оправдается перед Христом никакая плоть. Мы спасаемся Божиим милосердием и благодатью. Закон Божий - это зеркало, который показывает человеку его реальное состояние. Святые отцы, например, Ефрем Сирин учили, что ни одну заповедь человек не может выполнить по-настоящему. Каждая заповедь - это повод для нашего глубочайшего смирения и сокрушения перед Богом.

Эти слова можно отнести и к каноническому праву. Никто из нас не каноничен. Это фантазии и галлюцинации каких-то людей. Если бы Церковь все делала, отталкиваясь от канонического права, то никто бы не мог ни Литургию совершать, ни быть рукоположенным, ни даже крещенным. Поэтому это мистификация.

 Я в молодости в течение года или полутора лет был в тесном общении с Зарубежной Церковью, это было еще в советские времена, а потом я поехал к старцам. К отцу Кириллу Павлову и отцу Филадельфу, к которому я приехал с другим священником Русской Православной Церкви. И когда мы приехали к старцу Филадельфу, тот спросил: что мне нравится в Патриархии? И ему один аргумент предлагают, другой. Он внимательно слушает, а потом спрашивает: где вас крестили - в Нью-Йорке или Вашингтоне? А когда выяснилось, что нас всех крестили в Русской Церкви Московского патриархата, он сказал, что Церковь Московского Патриархата – это Церковь-мать. Все, что Вы сказали – конечно, случается, но это значит, что мать больна, а больную мать никто не оставляет.

Потом мы имели встречу с отцом Кириллом Павловым. Он тоже интересно с нами общался. Эмиссары же раскольнических группировок, пользуясь невежеством других людей, заявляют, что они исправили в своих сообществах то, что не может исправить Церковь на протяжении столетий. Это глупость. Заповеди и каноны даны, прежде всего, чтобы обнаружить наше состояние, что необходимо для нашего покаяния перед Богом и для церковной исповеди.

Вопрос: - По Своему воскресению Господь прощает всех ветхозаветных людей и приглашает их из ада в рай. Но не все согласились, кому-то ад оказался милее. Это странное высказывание.

о. Олег: - Это что-то апокрифическое. Христос сходил во ад и облистал ад сиянием Божества. Он там проповедовал Святое Божественное Евангелие. До Христа во ад сошел его Предтеча - Иоанн Креститель, который там начал проповедь о том, что туда скоро явится тот, у кого он недостоин, нагнувшись, развязать ремень обуви Его. Он во всех случаях действует как Предтеча Христа. И когда туда сходит Сам Христос, Он выводит из ада тех ветхозаветных праведных, которые жили в надежде на Его пришествие. Для них открывается доступ в рай сладости ценою крови Иисуса Христа.

Ибо никто из ветхозаветных праведных не мог искупить свои грехи, они все шли во ад: Авраам, Исаак, Иаков. Но другое дело, что в аду было два как бы измерения. Это лоно Авраама и геенна. Причем разница между верхним и нижним адом такая, что Авраам говорит богачу: между нами и вами заключена великая пропасть, если кто-то от вас захочет перейти к нам или от нас к вам, то он не сможет этого сделать. Это пропасть между верующими и неверующими, хотя и те, и другие находились под грехом. И все оказались в аду, но на самом деле это серьезная пропасть. Ветхозаветные праведники были верующие люди, они умерли в надежде на Христа. А те, кто не имел веры, умер и оказался в аду некоторой безысходности. А к ним Христос не сходил во ад. Это одна точка зрения. Но есть в святоотеческой традиции другая точка зрения, что Христос опустошил ад. Сошел во ад и опустошил его. Не только в смысле праведников, но и всех остальных. Присутствуют эти две точки зрения.

А чудо воскресения Христова - чудо оправдания всех. Какой смысл в воскресении Христовом? Когда Христос умер на кресте - Его враги и друзья стали ждать, примет ли Бог Отец эту жертву или нет? И когда Бог Отец воскресил Своего сына, когда Сам Сын силою ипостасного Божества восстал из гроба, силой Духа Святаго - это было свидетельство того, что жертва принята. Поэтому в Библии говорится, что воскресение Христово есть оправдание наше, то – есть, мы оправдываемся Его воскресением.

Вопрос: - Кем был тесть Моисея Иафор? Был ли он языческим жрецом? Почему написано, что Моисей был косноязычен? Он вообще еврейский не знал? Кто научил Моисея, что перед выходом в ночь из Египта, как написано, они обокрали все серебро и украшения золотые у египтян? Или те добровольно их отдали, лишь бы евреи ушли?

о. Олег: - Тесть Моисея - Иафор, священник Мадиамский. Он жил среди язычников, но подвергался среди них гонению. Так, например, когда его дочери пришли, чтобы напоить овец, потому что они были и пастушками – это, кстати, очень странно -то другие пастухи, которые пришли напоить своих овец, начали отгонять девушек. И Моисей как раз заступился за дочерей этого священника. Есть древнее предание, которое объясняет в чем же дело. Этот священник Мадиамский сначала был священником всего Мадиама, его все уважали и почитали, дочерей тоже. Но потом, через исследование собственной души, через молитвы, через рассуждения он пришел к мысли, что Бог един. Аданай хат - Господь един.

И когда он начал проповедовать, отвергнув всех других ложных богов, то к нему изменилось отношение со стороны жителей Мадиама, которые перестали его уважать и почитать. Его дочерей притесняли, когда те приводили овец поить водой. Странно, что овец пасли девицы. Это объясняется тем, что все язычники пастухи, которые работали на него, разбежались, и только его дочери остались с ним. И за верность принципу Единобожия он сподобился того, что одна из его дочерей Сепфора вышла замуж за боговидца Моисея.

Теперь по поводу косноязычия Моисея. Существует древнее предание, что когда принцесса Египта взяла Моисея в свой дворец, то однажды она решила его показать своему отцу фараону. Показала она мальчика, красивого, забавного и сияющего. И фараон захотел, чтобы ребенок сел к нему на колени, чтобы он мог поиграть с ним. И когда мальчик оказался на коленках у этого фараона - то махнул рукой и сбил с фараона тиару, которая была у него на голове. И началась паника, сбежались волхвы, попытались разгадать это предзнаменование. Может быть, это было о том, что мальчик вырастет и опрокинет власть фараона египетского?

 И они решили испытать ребенка, умышленно ли он это сделал или по детской шалости. Для этого ему поднесли два блюда, на одном из которых лежали драгоценные камни, они так красиво искрились. А на другом - просто угли, которые реально искрились. И предложили ребенку выбрать что-то. Он, несмотря на то, что был маленький, решил взять камень, но в это время ангел его руку направил в другую сторону. И он схватил уголь и положил его себе в рот. Сразу возник ожог, который повредил его язык и рот. И он стал косноязычен, гугнив - его речь была не очень внятной. Он об этом сказал Господу в свое время, и Господь ему послал его старшего брата Аарона, чтобы он при нем был тем человеком, который бы озвучивал все, что Моисей хочет сказать другим: или евреям, или фараонам.

 По поводу серебра. В свое время египтяне - это исторический забавный момент - в Александрии подали в суд на евреев римским властям, указав в своём иске, что в самих еврейских книгах говорится о том, что евреи обобрали египтян, забрали у них золото и серебро. И вот подается иск, что евреи должны вернуть это серебро и золото, если они признают свои святые книги и верят в них. А если не признают - тогда иск будет отозван. Еврейская община оказалась перед сложной дилеммой, один мудрец еврейский сказал, что мы готовы вам отдать все серебро и золото, которое вы дали нашим прародителям, но при одном условии: вы оплатите наше пребывание в египетском рабстве. И оплатите то, что вы незаконно нас поработили - мы прибыли в Египет по приглашению фараона во дни патриарха Иакова, когда его сын Иосиф воцарился в Египте, а вы нас пленили, нарушили закон гостеприимства и мы были длительное время в рабстве. Так вот, если вы это все время нам оплатите, тогда мы вернем то серебро и золото, которое получили от вас.

Вопрос: - Слышала, что в церкви нельзя молиться за некрещенных. Я молюсь за предков умершего мужа, рассуждая так, что кроме меня больше молиться за них некому, а крещенные они или нет - не могу знать.

о. Олег: - Если говорить о молитве за некрещенных, то никто у вас не отнимает права, но на проскомидию мы подаем только за крещенных. Тем более дома можете молиться, читать Псалтирь, ветхозаветную книгу, сегодня уже говорили. Это Ваше право, тем более что родство обязывает. И потом, у Вас есть хороша мотивация - некому больше молиться. Даже если эта молитва не обеспечит для них вхождения в рай, а это именно так, потому что человек спасается в земной жизни, пока он может примириться с Богом - но она принесет им утешение. Потому что значительно хуже, когда человек лежит в могиле, а никто за него даже лба не перекрестит.

А если вы воздыхаете за них, молитесь, то какое-то утешение они испытают, даже находясь в печальном месте. И Ваше такое намерение очень важно. Был такой случай известный в дореволюционной России. Один священник служил во дни святителя Филарета Дроздова, митрополит Дроздов был его правящим архиереем. Этот священник вел странный образ жизни, выпивал, и попал под запрещение. Владыка Филарет собрал на него все материалы, жалобы, и принял решение запретить его в служении. И когда он это сделал - вдруг ночью являются митрополиту во сне люди безобразные, скелеты полуистлевшие, распухшие лица, и они кричат: отдай нам его, отдай нам его! Он просыпается в холодном поту и не понимает, кого он должен отдать и кому. Только засыпает - сон повторяется. И так до трех раз. И когда уже во сне он спрашивает, кого же он им должен отдать, то они кричат: отдай, верни его. Говорят ему вернуть им такого-то священника. Он просыпается и дает распоряжение, чтобы этого запрещенного священника пригласили к нему на беседу. Святитель у него спрашивает потом: как жил он, до запрета какие молитвы и служение совершал, может быть, необычное что-то? И тот говорит, что молится за самоубийц, потому что ему их так жалко! В его родне был один, местные знают, из города приезжают даже, потому что он берет на себя подвиг молиться за таких людей. И это нарушение,-говорит,- у меня тоже было. Святитель Филарет тогда принял решение восстановить его в служении, в том же селе, отправил его на то же место. Такой удивительный был случай. Не думаю, что он бы мог вымолить их из ада, но облегчение он им приносил.

Вопрос: - Слышала, что грехи убитого переходят на убийцу. В книге Бытия найдем такие слова: И сказал Господь: что ты сделал? Голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли. В оригинале слово «кровь» стоит во множественном числе.

Есть два объяснения. Так как Каин был первый убийца на земле, он не знал, как это делается. Он наносил множество ударов по телу Авеля, и тело кровоточило с разных сторон. А есть и другое объяснение, на мой взгляд, более интересное, почему слово «кровь» здесь во множественном числе. Убивая праведного человека, или даже грешного, убийца умерщвляет его возможных потомков. Если это праведный человек, то от него могли произойти целые поколения праведников. Даже если убивают грешного - от него же могут произойти праведники. Такое случается. Поэтому убивая одного, человек убивает как бы всех сразу, тем более - речь о первом убийце. Кстати, первый человек убийца - не Каин, это диавол. В Библии сказано, что диавол -человекоубийца от начала. Когда же и кого он убил? Адама и Еву, подтолкнув их на путь греха.

Вопрос: - Как Вы относитесь к тому, что в «Макдональдсе» половина обслуживающего персонала - трудовые мигранты из стран СНГ, азиатской национальности, хорошо ли это?

о. Олег: - Ваш вопрос не религиозный, он лишен духовного смысла. Но в Библии говорится, что для каждого народа Господь положил пределы обитания. И когда русский живет на территории России- это нормально, когда здесь проживают народы России- это тоже нормально, и когда странники оказываются среди нас, и мы идем им навстречу- то и тут ничего плохого нет.

Но когда я посещал Индию, я понимал, что я там некоренной житель и я должен вести себя в соответствии с нормами, которые там установлены. Я, прежде чем выйти в город, спрашивал, что можно делать, а что нельзя. Оказывается, наше европейское поведение может быть оскорбительным для индийца. Поэтому знать надо, что там можно или нельзя делать. И я не имею в виду проступки, но внешнюю форму этикета. Можно ли смотреть женщине в глаза, можно ли человека похлопать по плечу? В разных культурах жесты внимания такого могут быть оскорбительными для людей. Например, когда мы, русские, говорим – да- то головой качаем сверху вниз, а в Болгарии наоборот - да - крутят головой справа налево. А у нас это - нет. Даже до таких несовпадений доходит, хотя это одна славянская раса, что уж говорить о других этических группах? Мне представляется, что если кто-то живет среди другой этнической группы, он должен вести себя соответствующе. И неважно, эти люди приехали к нам - или мы куда-то приезжаем. Мы ждем адекватного поведения от тех, кто прибыл сюда и пытается найти свое русское счастье на нашей земле, будучи нерусскими.

Вопрос: - Когда душа начинает проходить мытарства - сразу после смерти или, говорят, она еще два дня где-то там витает?

о. Олег: - Душа проходит мытарства с 9 по 40й день. В момент смерти душа выходит из тела, в течение трех дней она находится рядом с тем, что ей дорого, чаще рядом с телом. Я своим прихожанам говорю: не надо болтаться рядом с телом, сразу отправляйтесь в Иерусалим, а душа перемещается движением мысли, и там проведите три дня, бесплатно, в молитве перед Гробом Господним. Это более разумно. А так как многие души привязаны к телу, они так и торчат рядом с телом. С 3 по 9 день душе показывают красоты рая, те обители, которые предназначались в раю для этой души, как в 3-ей книге Ездры сказано, что будут показаны обители рая, куда мы не попадем. Или показывают душе обители ада, ужасные эти места, куда бы попала душа, если бы она не раскаялась перед Богом. А вот с 9 по 40 день, собственно, происхождение мытарств. Такое объяснение существует с достаточно древних времен, потому что учение о мытарствах устойчиво встречается в изречениях отцов Церкви, и самое главное - в Богослужебных текстах. А они имеют большее догматическое значение, чем сами догматические решения, потому что Церковь богословствует, прежде всего, в молитве. И когда мы обнаруживаем какое-то учение Церкви в богослужебных текстах - это свидетельствует, что это закреплённое учение, догматика, которая подкрепляется богослужением.

Но учения о мытарствах подтверждаются и житиями многих святых. Там тоже мы обнаруживаем много интересных материалов. И не только в житиях восточных святых, но и западных, латинских.

Вопрос: - Имеет ли духовный смысл употребление Иисусом Христом двух разных слов - агнцы и овцы при ответах апостолу Петру в евангелии от Иоанна?

о. Олег: - Я слыхал, что в западной экзегетике было представление о том, что овцы - это рядовые верующие, а агнцы - священноначальники. И так как Петру было поручено управление и агнцами, и овцами, то Петр имеет полноту власти и над всеми священнослужителями и их пасомыми. Эта точка зрения была очень удобна для сторонников римского папизма, она провозглашалась и отстаивалась.

Но в действительности вопрос сложнее, когда мы говорим о первенстве апостола Петра. Все-таки в 16-ой главе Евангелия от Матфея, где Христос говорит известные слова: - Ты, Петр, камень и на сем камне создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее - они более указывают на исповедание Петра, на веру, чем его персону, его личность. Парадокс в том, что разделение между восточной и западной Церквями проходит по экзегезе именно 16-й главы Евангелия от Матфея. Латиняне настаивают на том, что Христос основывает Церковь на Петре, как на персоне. Это значит, что все преемники Петра обладают такой же властью и над агнцами, и над овцами. Сторонники восточной традиции говорят, что нет, Церковь основывается не на персоне Петра, но на том основании, что в Кесарии Филипповой Христос задал вопрос ученикам: а вы за кого почитаете Меня? И выражая общую точку зрения апостолов, Петр сказал: Ты Сын Божий, Ты Мессия. И вот на вере в Иисуса Христа как сына Божия, в Мессию созидается Церковь.

Парадокс в том, что при экзегезе 16й главы от Матфея нам напрочь не подходит объяснение святителя Иоанна Златоуста, восточного отца. Я бы назвал его толкование папистским толкованием. Но я могу это объяснить психологически. В те времена патриархаты буквально выдавливали Златоуста с того престола, на котором он находился. Они были против него. А Папа Римский времен Златоуста всегда поддерживал его и Златоуст, может быть, в похвалу Папе называет Петра князем апостолов. Если он князь апостолов, то кто же тогда апостолы в отношении к нему? Но нам, православным, как это ни странно - подходит объяснение западного отца Церкви, Блаженного Августина. Его объяснение никакое не папистское, а абсолютно православное. Он так объясняет, что Церковь созидается на Петре не как на персоне, а на вере, которую исповедует Петр как веру всех апостолов, ибо Христос спросил всех, за кого они Его почитают. И далее Августин добавляет: если бы кто-то возлюбил бы после вознесения Христа на небо апостола Петра или апостола Павла наравне с Самим Христом - это была бы преступная любовь. Таким образом, истолкование западного отца более ортодоксально, нежели истолкование отца восточного, не менее уважаемого и почитаемого Иоанна Златоуста.

 Это один из церковных парадоксов, который подчеркивает, что Церковь должна всегда дышать двумя легкими, а не одним. Потому что богатство традиции всей Церкви, западной и восточной, до разделения Церквей в 1054 году, это наше общее священное наследие.

Вопрос: - Сказано: Авраам ходил перед Богом, слышал Бога, как он слышал? Ему вкладывалось в уши? И есть те люди, которые сейчас так, как Авраам, слышат Бога и выполняют то, что говорит Бог? Как это - слышать Бога?

о. Олег: - Так прямо не сказано. Сказано - ходил перед Богом. Давайте вспомним, что пишет Иоанн Златоуст в начале своих бесед на Евангелие от Матфея. Древние не имели нужды в Писании, они общались с Богом непосредственно лицом к лицу, такие как Авраам, Исаак, Иаков. Далее он пишет, что коль скоро мы утратили такую возможность непосредственно общаться с Богом лицом к лицу, то нам, как некое последнее средство, дается Священное Писание. То есть, книги Ветхого и Нового Завета. Если Вы услышите "голос Бога", то никак не реагируйте. Мы имеем теперь вернейшее пророческое слово - Библию. А если кому-то там Ангелы что-то шепчут в уши, то надо еще понять, Ангелы ли это, или кто-то еще. О диаволе сказано, что он принимает вид Ангела света. Диавол может принять вид даже Христа. Единственное, что он подделать не может - раны Христа. Поэтому нам не надо становиться духовидцами, тем более, что это не каждому дано. Нам дано Писание, мы не ждем новых откровений от Бога.

Любой человек, который ждет новых откровений от Бога, помимо библейских, не может считаться христианином. Потому что в 13 главе 1-го послания к Коринфянам прямо сказано, что пророчества прекратятся, и языки умолкнут. Пророчества прекратились тогда, когда была написана последняя книга всей Библии - откровения Иоанна Богослова. И в самом конце книги этой мы находим такие слова: если кто приложит что к ним (словам книги сей), на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей. И если кто отнимет что от слов книги, то у того отнимет Бог участие в Книге жизни и в Святом Граде, и в том, что написано в книге сей. Это сказано о сем тексте Библии, а не только о книге Откровений, потому что эта книга завершает все библейское Откровение, и она оканчивает пророчество. И мы не ждем ни книг Мормона, ни чего- то еще, пророческих откровений, которые могут присутствовать в других религиях. Мы верим в то, что по написании последней книги Библии дух пророческий уже не действует таким образом, как на страницах Священного Писания, и мы не ждем нового руководства от Бога. Если говорить о разнице между Новым и Ветхим заветом, я часто это объясняю самым коротким образом так: Ветхий Завет рассказывает о том, что Бог хочет от нас, потому что это закон Божий. А Новый завет рассказывает, что Бог сделал для нас. Понятно, что вещи это несоизмеримые. То, что мы можем сделать, исполняя волю Бога -и того, что Он сделал для нас. Златоуст потому и говорит: как небо выше земли, так Новый Завет выше Ветхого Завета. Но при этом мы помним, что все писание полезно для научения, наставления, обличения, и так далее.

Вопрос: - Многие считают, что крестить маленьких не надо. А я не согласна. Вырастут ли они до того времени, когда сами смогут принять Крещение?

о. Олег: - Это теологумен, частное богословское мнение, которое и должно таковым оставаться. А есть решение Карфагенского Собора о том, что детей крестить совершенно необходимо, и если мы вспомним Священное Писание, книгу Деяний святых апостолов, глава 2 стих 37: Услышав это, они умилились сердцем и сказали Петру и прочим Апостолам: что нам делать, мужи братия? Петр же сказал им: покайтесь. А когда Петр говорит «покайтесь», то не прибавляет «все», потому что покаяться могут только взрослые, когда они осознают свои грехи. Но когда Петр далее говорит о Крещении, то говорит немного иначе: и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов. Библия показывает, что все находятся под грехом - и взрослые, и дети. Вспомните Псалтирь: В беззакониях зачат я, и во грехе родила меня мать моя. И в каждом случае, когда Бог наказывал людей, Он наказывал одинаково и взрослых, и детей, и совсем маленьких младенцев. Случаи с мятежом против Моисея и Аарона - там грудные дети и взрослые, все провалились под землю, когда было восстание Корея. А также потом, истребление народов Ханаана - все это сопровождалось появлением или уточнением, что погибали буквально все и призывом никого не оставлять в живых.

Надо сказать прямо, что когда мы читаем Библию, то нужно внимательно относиться к каждому слову. И так 38 стих: Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа (после Крещения, Таинства Миропомазания или конфирмации), Ибо вам принадлежит обетование (после Крещения в этом контексте) и детям вашим. Сам Христос не запрещал детям приходить к Нему. Мы об этом не должны забывать. Христос говорил, что это неправильно, когда детей не допускают к Нему.

Теперь вспомним Крещение, чем оно прообразовывалось в ветхозаветные времена. Сейчас человек может войти в Церковь чрез Крещение, а в ветхозаветные времена – через какое-то действие, пройдя обряд. Он входил в ветхозаветную Церковь через Обрезание. А обрезание совершалось в каком возрасте? В возрасте 8 дней. Неужели кто-то думает, что с пришествием Христа положение младенцев и детей усугубилось? В ветхозаветные времена они могли входить в народ Божий, а Новозаветный не могут. Ведь в Ветхом Завете сказано, что обрезанный может есть Пасху, это значит и дети, и младенцы могли приступать к этой трапезе. Неужели в новозаветные времена положение детей усугубилось? Конечно, нет. А где сказано в библии, что обрезание прообразовывало собой Крещение? Это сказан в послании к Колоссянам, глава 2, стих 11-12. В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым; быв погребены с Ним в крещении.

То есть обрезание прообразовывало собой Крещение, и как восьмидневные дети могли быть обрезаны, так и рожденные младенцы минимум на восьмой день могут быть крещены. Младенцы крестятся по вере Церкви, прежде всего, своих крестных и родителей, потому что плотские родители приносят детей на Крещение. Сразу возникает вопрос: как один человек может веровать за другого. Так в Библии масса примеров, когда верит один за другого. И за кого он верит- тот по вере этой получает благословение. Например, четверо друзей принесли больного, лежащего на постели. Принесли к ногам Иисуса, разобрали крышу и спустили его на постели. Сказано, что Христос, видя веру их, сказал расслабленному, который расслаблен был не только телом, но и душею, что ему прощаются грехи его по их вере. И он встал, взял постель и пошел в дом свой.

Но еще более яркий случай - сотник римский, который приходит к Христу и говорит, что слуга его страдает. И когда Христос был готов пойти в его дом исцелить слугу, сотник говорит, что не надо: скажи только слово- и исцелится слуга. Там интересно - слово слуга по-еврейски означает ребенка мужского пола, то есть отрока или мальчика. И он жестоко страдал. А Христос говорил, что ребенок здоров, по вере сотника исцеляется. То есть, один может и должен верить за другого, исповедовать веру - и если говорить в историческом разрезе истории Церкви о крещении младенцев- это очень древняя практика.

 Христос прославил такую веру сотника, ибо и в Израиле не нашел Он такой веры. Например, Тертуллиан. Возьмите его трактат о Крещении. Он был противником крещения деток, а жил он во II веке. Писал он: это ненужная практика крестить младенцев. Это интересно. Однако во II веке это было повсеместно. В книге Деяний прямо говорится: крестился такой-то и дом его. Спаси всех Господь, с Богом!

Комментарии

01.01.2020 - 02:33 :

Господь есть Свет! Суд же состоит в том, что Свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели Свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит Свет и не идет к Свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идет к Свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны. Доколе Свет с вами, веруйте в Свет, да будете сынами Света. Шесть дней работай и дела добрые делай а седьмой день посвяти Господу т. е. Сделай доброе дело ближнему твоему. Кто добрые дела не делает, того молитвы пусты. Всякое доброе дело, делай как для Господа.

06.01.2020 - 14:01 :

Да, есть такие люди!

«Иоанн Креститель говорит: «Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым...»» (Мф.3,11)

«Если кто не родится от воды и Духа — не может войти в Царство Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Дух дышит, где хочет, и голос Его слышишь, и не знаешь — откуда приходит и куда уходит. Так бывает со всяким, рожденным от Духа». (Ин.3,5)

«Утешитель же, Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил». (Ин.14,26)

«Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину. Ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам». (Ин.16,13)

«Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Божия не имеет, тот и не Его. А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности. Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши мертвые тела Духом Своим, живущем в вас». (Рим.8,9)

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+