Перейти к основному содержанию

18:44 19.02.2020

«Почему весь мир пользуется ресурсами классического образования, а Россия – нет?»

24.12.2019 18:55:09

МОСКВА

Научно-просветительская конференция «Классические гимназии – недооцененный элемент образовательной системы» состоялась 13 декабря в Москве, в Классической гимназии при Греко-латинском кабинете Ю. А. Шичалина. Конференция была организована в рамках исследования опыта функционирования классических гимназий, которое проводится по заказу Министерства просвещения Российской Федерации.

Классическое образование стало возрождаться с начала 90-х годов усилиями частных лиц. В это время на постсоветском пространстве появляются классические гимназии, которые функционируют без поддержки государства. В настоящее время классическое образование пользуется растущим спросом в родительском и педагогическом сообществах, которые проявляют к нему оживленный интерес.

При этом в русскоязычном информационном пространстве сегодня нет четкого определения классического образования, отсутствует внятное представление о классической гимназии как явлении. Под «брендом» классических гимназий сегодня в РФ осуществляют образовательную деятельность школы с самыми разными установками, неоднородными по качеству и методикам образования. Одни под термином «классическое образование» понимают русскую классическую литературу, другие сосредоточились на улучшении качества начального образования, третьи в своей работе ориентированы скорее на западную, а не на русскую образовательную среду.  Вот почему требуется дать исчерпывающее и научно обоснованное определение «классической гимназии».

Участникам конференции был представлен уникальный педагогический и научный опыт классического образования в России и мире. Учебные заведения классического типа являются важнейшим системным элементом для подготовки перспективных и всесторонне развитых студентов во всех развитых странах мира: Klassisches Gymnasium – в Германии, Lycée classique – во Франции, Liceo classico – в Италии, Grammar school – в Англии. Все они имеют разные формы и по-разному представлены в зависимости от организации системы образования. При этом в любом из упомянутых государств и в ряде других развитых стран их больше в десятки и сотни раз, за исключением разве что Люксембурга, где всего девять классических школ (General Secondary Schools), и Лихтенштейна, где одна гимназия; в Германии, например, свыше трех тысяч классических гимназий, в сравнительно небольшой Австрии свыше трехсот, 170 гимназий в Швейцарии; парижская газета Фигаро регулярно выбирает первые 20 лицеев в стране. Как правило, этот выбор проводится из почти 2000 лицеев.

Участники конференции попытались найти ответ на вопрос почему в РФ так мало пользуются ресурсами классического образования, при том, что это один из самых эффективных инструментов подготовки к высшей школе? Сегодня огромные ресурсы бюджета направлены на модернизацию образовательных форм. В то же время совершенствование самих образовательных механизмов пока остается недооцененным фактором. Обширный опыт национальной классической школы мог бы использоваться для целенаправленного развития талантливых учеников во всех регионах страны.

На конференции выступили отечественные специалисты в области классического образования, педагоги и общественные деятели, имеющие многолетний опыт развития и продвижения классических гимназий в России.

В исследовании по изучению опыта работы классических гимназий, которое проводит Министерство просвещения, участвуют крупнейшие классические гимназии России.  На текущий момент их опыт развития классического образования можно назвать эталонным. Это: Классическая гимназия при Греко-латинском кабинете Ю.А. Шичалина, г. Москва; Православная классическая гимназия «Радонеж» (Москва ); Классическая гимназия им. преподобного Сергия Радонежского, г. Сергиев Посад; Семеновская классическая гимназия, Нижегородская область, г. Семенов; Санкт-Петербургская классическая гимназия № 610 (г. Санкт-Петербург).

Учредитель и директор Греко-Латинского Кабинета, Юрий Шичалин, профессор, доктор философских наук, кандидат филологических наук, рассказал об исключительной роли, которую классические гимназии играют в европейских странах, напомнив о непростой судьбе классической школы в Российской империи и в Советской России. Реальный опыт развития классических гимназий их устройство, методическую и кадровую работу участникам конференции представили: директор Православной классической гимназии имени преподобного Сергия Радонежского иеромонах Тихон (Зимин), а также директор классической гимназии при ГЛК Ю. А. Шичалина» – Елена Шичалина, кандидат филологических наук. О глубинной связи классической системы образования с филологической наукой сообщил завкафедрой классической филологии МГУ профессор Алексей Солопов.

Особый акцент конференции был сделан на качестве подготовки выпускников классических гимназий, большинство из которых успешно поступают в лучшие вузы страны, владея универсальным навыком работы с информацией и показывают блестящие результаты в учебе. О системе классического образования в Италии рассказал преподаватель МДА, аспирант ПСТГУ Роман Соловьев.

Участники конференции пришли к выводу, что необходимо восстановить классические гимназии не просто как вид, а как недостающее связующее звено между российскими общеобразовательными учреждениями и высшей школой.  При этом докладчики подчеркнули, что для восполнения этого разрыва не следует применять  разрушающее нашу систему образования слепое копирование иноземных схем. У России есть собственный самодостаточный опыт, который нужно возрождать, опираясь на национальные педагогические традиции.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+