Перейти к основному содержанию

20:13 28.01.2020

Общественные и родительские организации представили анализ законопроекта «О профилактике Семейно-бытового насилия»

13.12.2019 19:26:12

НОВОРОССИЙСК

 

РЕЗОЛЮЦИЯ

 

По результатам круглого стола на тему:

«Законопроект «О профилактике семейно-бытового насилия»

 

Принята на заседании Совета общественных и родительских организаций по защите семьи, прошедшем в г. Новороссийск 8 декабря 2019 года.

 

 

8 декабря 2019 года в г. Новороссийске состоялся Круглый стол Совета общественных и родительских организаций по защите семьи. В мероприятии приняли участие представители ЗСК Краснодарского края, депутаты Городской Думы г.Новороссийска, представители казачьего общества, представители структур МВД по г.Новороссийску, служб образования и молодежной политики, психологи, юристы, духовенство Русской Православной Церкви, общественных организаций, СМИ г. Новороссийска и г-к. Анапа.

Обсуждая Законопроект «О профилактике Семейно-бытового(домашнего) насилия» Участники круглого стола сошлись во мнении, что необходимо прикладывать усилия для укрепления, помощи защиты семьи.                                                                                              

Вместе с тем, председатель Общественного  движения «Объединенное Родительское собрание Юга России» и регионального отделения АРКС «Анапский Родительский комитет» Л.Н. Яцухно представила анализ законопроекта «О профилактике Семейно-бытового насилия» и дублирования им действующего законодательства. Из анализа следует, что в настоящий момент в правовом поле Российской Федерации достаточно законов и подзаконных актов, способных защитить жертву «семейно-бытового насилия», в связи с чем нет насущной необходимости в принятии дополнительных законов о профилактике какого бы то ни было насилия.

Так, порядка сорока составов уголовного кодекса РФ и не менее трех составов административных правонарушений охватывают преступления в сфере семейно-бытовых отношений, поэтому совершенно неочевидно, что введение дополнительного состава преступления, именуемого как «семейно-бытовое насилие», ужесточит борьбу с семейно-бытовым насилием. Напротив, вероятно, что такая борьба на порядок ослабится, снизив возможности для справедливого наказания преступника за разные виды насилия (сексуального, психологического, экономического, физического), которые феминистки предлагают объединить в один состав. Кроме того, такая квалификация создаст дополнительную конкуренцию норм уголовного права, чем усилит хаос в правоприменении.

Кроме того, многие из предлагаемых правозащитниками мер профилактики «семейно-бытового насилия» уже существуют (порой под другими названиями) и действуют на территории Российской Федерации. В отличие от предлагаемых зарубежных аналогов, действующие нормы вписаны в российское правовое поле, не нарушают Конституцию Российской Федерации.

Так, мера профилактики – «защитное предписание», - дублирует уже имеющуюся норму Федерального закона от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» – «объявление официального предостережения (предостережения) о недопустимости действий, создающих условия для совершения правонарушений, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения» (п.3, ч.1 ст. 17).

«Специальные психологические программы», основными задачами которых «являются выявление причин совершения семейно-бытового насилия, профилактика совершения семейно-бытового насилия, ре-адаптация нарушителя», перекрываются уже действующими нормами ст. 17 вышеупомянутого закона № 182-ФЗ: п. 7) социальная адаптация; п.8) ресоциализация; п. 9) социальная реабилитация.

Такая мера, как «предоставление временного жилья» для жертвы уже прописана в законе. Так, Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (ст.ст. 15, 21-22) предписывает оказывать гражданам, в том числе, и потерпевшим от домашнего насилия или находящимся под угрозой применения такого насилия, срочные социальные услуги, включающие в себя: «1) обеспечение бесплатным горячим питанием или наборами продуктов; 2) обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости; 3) содействие в получении временного жилого помещения; 4) содействие в получении юридической помощи в целях защиты прав и законных интересов получателей социальных услуг; 5) содействие в получении экстренной психологической помощи с привлечением к этой работе психологов и священнослужителей; 6) иные срочные социальные услуги».

Вместо предлагаемого к внедрению «судебного защитного предписания» на территории России действуют иные законы.

Федеральный закон от 20 августа 2004 г. № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» предусматривает в качестве мер безопасности:  1) личную  охрану, охрану жилища и имущества; 2) выдачу специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности; 3) обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице; 4) переселение на другое место жительства; 5) замену документов; 6) изменение внешности; 7) изменение места работы (службы) или учебы; 8) временное помещение в безопасное место (ст. 6).

Кроме того, с апреля 2018 года в Уголовно-процессуальный кодекс РФ была введена и действует в настоящее время новая мера пресечения – «Запрет определенных действий» (ст. 105.1). Согласно этой статье, суд может возложить на подозреваемого или обвиняемого (в отличие от «судебного защитного предписания» – на лицо с неопределенным статусом) следующие запреты:

«1) выходить в определенные периоды времени за пределы жилого помещения, в котором он проживает в качестве собственника, нанимателя либо на иных законных основаниях;

2) находиться в определенных местах, а также ближе установленного расстояния до определенных объектов, посещать определенные мероприятия и участвовать в них;

3) общаться с определенными лицами;

4) отправлять и получать почтово-телеграфные отправления;

5) использовать средства связи и информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет"».

Контроль за соблюдением, подозреваемым или обвиняемым запретов, предусмотренных пунктами 1 - 5 части шестой настоящей статьи, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных. В целях осуществления контроля могут использоваться аудиовизуальные, электронные и иные технические средства контроля.

Таким образом, нет явной необходимости в дублировании действующих норм мерами «защитное предписание», «судебное защитное предписание», так как их эффективность тоже вызывает сомнения.

Принципиально важным остаются вопросы эффективности работы правоохранительной системы и оптимизации процессуальных норм для более оперативного и эффективного решения задач в сфере профилактики и пресечения домашнего насилия. Государство, в частности, должно обеспечить барьер между обидчиком и жертвой сразу после совершения деяния, если его не удалось предотвратить. Для этого представляется целесообразным повысить внимание участковых уполномоченных полиции к делам, связанным с насилием и жестоким обращением в семье, предусмотрев регулярное (напр., еженедельное) посещение семей или лиц, в отношении которых было применено насилие или высказана угроза его применения. Кроме того, требуется неукоснительное исполнение норм Федерального закона от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» полицией и другими уполномоченными органами власти в своей повседневной работе.

Необходимо обратить внимание руководства федерального и региональных министерств внутренних дел на недостаточное знание сотрудниками полиции норм действующих законов, на повышение профессиональной подготовки сотрудников полиции. Отмечено, что многие возникающие в данной сфере проблемы связаны с выполнением должностными лицами своих служебных обязанностей.

С учетом изложенного, руководствуясь ст. 25 Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» по результатам прошедшего Круглого стола Совета общественных и родительских организаций по защите семьи г. Новороссийска и г-к Анапы обратиться со следующим обращениями:

 

К Председателю Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации В.И. Матвиенко, Заместителю Председателя Совета Федерации Г.Н.Кареловой; Первому заместителю председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике И.Ю. Святенко:

 

29 ноября 2019 года Совет Федерации опубликовал для общественного обсуждения законопроект «О профилактике семейно-бытового насилия в Российской Федерации». 

Считаем, что:

а) нет необходимости принятия данного закона, поскольку практически все «новеллы», представленные в нём в той или иной форме уже существуют в законодательстве и правоприменительной практике Россиийской Федерации;

б) в настоящем виде текст закона несостоятелен и с содержательной, и с процессуальной точек зрения и не должен рассматриваться;

Требуем снять закон с рассмотрения, доработать и внести изменения в действующие законодательные акты. Направляем вам юридическое заключение на законопроект «О профилактике семейно-бытового насилия в Российской Федерации». Файл «Юридическое заключение на ПФЗ о СБН» прилагается.

 

  1. К Законодательному Собранию Краснодарского края:

 

а. Провести Общественные слушания по обсуждению законопроекта  «О профилактике Семейно-бытового насилия» с привлечением Общественной палаты, общественных родительских организаций, Казачества, духовенства (как православного христианского, так и мусульман)

б. Инициировать предложение в Государственную Думу о Возвращении в систему МВД медицинских вытрезвителей, лечебно-трудовых профилакториев с учетом значительного количества уголовных и административных дел, совершаемых лицами, находящимися в состоянии алкогольного, наркотического опьянения.

в. Вернуть изменения в закон «О психиатрической помощи больным» принудительное лечение больных с психическими расстройствами.

 

 

  1. К Главному управлению МВД Российской Федерации по Краснодарскому краю:

 

Рассмотреть возможность:

  1. Усиления контроля выполнения сотрудниками правоохранительных органов обязанностей по оперативному реагированию на сообщения о фактах насильственных действий в семье, в целях пресечения практики игнорирования семейных конфликтов как малозначимых.
  2. Усиления контроля за деятельностью участковых уполномоченных полиции по делам, связанным с насилием и жестоким обращением в семье, предусмотрев их еженедельное посещение семей или лиц, в отношении которых было применено насилие или высказана угроза его применения, неукоснительное соблюдение ими норм Федерального закона от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» в своей повседневной работе.

 

  1. К Уполномоченному по правам ребенка в Краснодарском крае:

 

Рассмотреть возможность усиления профилактической и просветительской работы в рамках борьбы с семейным бытовым насилием, направленной, в том числе на возрождение и придание фундаментального значения институту семьи, повышение ее престижа, профилактику семейного неблагополучия и пропаганду целомудрия и нравственных отношений в семье, ответственного родительства.

 

  1. К Министерству образования и молодежной политики Краснодарского края

 

Рассмотреть возможность разработки цикла лекций по целомудрию взаимоотношений,  с участием педагогов, психологов, юристов по профилактике семейно-бытового насилия для родителей несовершеннолетних, посещающих детские дошкольные образовательные организации и общеобразовательные организации.

 

  1. К Министерству социальной политики Краснодарского края

 

  1. Рассмотреть возможность по созданию специализированных социально-реабилитационных центров и (или) выделению отдельных помещений в действующих социально-реабилитационных центрах для жертв семейно-бытового насилия на территории Краснодарского края.
  2. Провести компанию по информированию граждан о наличии мест по круглосуточному приему лиц, пострадавших от домашнего насилия.

 

 

Участники круглого стола:

 

1.Панасенко Игорь Григорьевич 
Заместитель Атамана Черноморского казачьего общества

 

 

2.Беличенко Владимир Михайлович
Председатель общественного совета УМВД г.Новороссийска

Член Общественной палаты

Помощник Депутата ЗСК Ярышева С.Н.

 

3.Кравченко Андрей Васильевич  
Депутат городской Думы VI созыва

 

4.Иерей  Андрей Пашин
 Настоятель храма святого Георгия Победоносца, руководитель отдела церковной благотворительности и социального служения Новороссийской епархии

5. Кузюткина Татьяна Анатольевна
Председатель НГОО Сообщество многодетных семей «Единая Семья»,

заместитель председатель Совета многодетных матерей

 

 

6.Федорец Оксана Сергеевна
Психолог "Краевой методический центр" по работе с приемными семьями

 

7. Яцухно Любовь Николаевна
Председатель Общественного Движения  "Объединенное Родительское собрание Юга России", регионального отделения АРКС «Анапский Родительский комитет» г-к Анапа.

 

8.Таранина Ольга Викторовна
Член Совета многодетных матерей, юрист

 

9.Тимофеева Яна Александровна
Специалист по духовно-нравственному воспитанию Молодежного центра.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+