Перейти к основному содержанию

10:33 13.12.2019

Нас учат, чтобы мы любили наших врагов. Но возможно ли это? И кого христианин может назвать своим врагом? Что для христианина есть любовь к врагам?

02.12.2019 13:44:24

Слушать: https://radonezh.ru/radio/2019/11/20/21-00

о. Александр: - Добрый вечер, дорогие друзья. В прямом эфире «Радонежа» протоиерей Александр Абрамов, настоятель московского храма преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках.

Я не отвечаю совершенно на все вопросы, потому что некоторые из них –частные. Но на те, что представляют общий интерес, я стараюсь отвечать.

Не буду сегодня говорить продолжительное слово перед началом ответа на звонки, но о двух вещах считаю нужным сказать. Сейчас разворачивается активная дискуссия относительно допустимости и возможности смертной казни в нашем обществе. Время от времени происходят ужасные преступления, которые побуждают людей высказываться, что, может быть, надо вернуть смертную казнь, а другие говорят, что ни в коем случае. Вы знаете о гибели девочки в Саратове, вся страна скорбела и сопереживала, в действительности, слава Богу, что мы не знаем всех деталей криминальных событий. Вопрос в том, можем ли мы на жестокость отвечать другой жестокостью - лишением человека жизни?

 Должен с вами поделиться своей позицией, она очень простая. Я, как священник, категорически выступаю против смертной казни. Если мы говорим, что жизнь человеку дается Богом, то в руке Божией и забрать жизнь у этого человека. Никаких других решений быть не может. Сравнение с войной, с боевыми действиями, с защитой своей семьи- неуместно. Если возможна хотя бы одна судебная ошибка - применять смертную казнь, пока мы эту ошибку не исключим - нельзя.

Кто-то предлагает ввести 15-20-летний период ожидания. Но ввести период ожидания - это фактически то же самое, что сохранить пожизненное заключение. Маловероятно, что эти люди проживут 15-20 лет. А если отменят этот период ожидания? А если кто-то сможет подкупить судей и присяжных? Пока расследовалось дело Чикатило- было расстреляно несколько человек, которых обвиняли в преступлениях, совершенных им. Но главный аргумент - религиозный. Попробуйте посмотреть на события вот в какой плоскости. Если вы выступаете против абортов, то как вы можете быть за смертную казнь? Жизнь невинного существа и существа абсолютно виноватого - это в любом случае жизнь человека. Мы можем, как угодно относиться к греховности человека, это может быть совершенное чудовище, но если вы против абортов - то вы против смертной казни. Если вы допускаете аборт - можно в особых случаях- да, вы можете выступать за смертную казнь. Но мне представляется, что мы должны быть людьми, ясно и четко настроенными как христиане против смертной казни. Церковь говорит о милости, о том, что суд есть - суд Божий, «Мне отмщение, и Аз воздам». Это первое, о чем я кратко хотел сказать.

Второе. Виктор Саулкин, который сейчас вел программу перед нашей встречей, сообщил, что поступил звонок в студию. Один из слушателей сказал, что отец Александр Абрамов проливал горючие слезы над храмом Парижской Богоматери Нотр-Дам-де-Пари. Подтверждаю: проливал и проливаю, как проливал бы над любым христианским храмом в любом уголке земли.

Собор этот известен и символичен. Там хранился терновый венец Спасителя, другие святыни. Если для вас это ничего не значит, если люди, которые исповедуют Христа, пусть неверно исповедуют, вам не дороги как братья- то хотя бы пещерного чувства злорадства от того, что где-то кому-то стало плохо- быть не должно. Ни на йоту нет православия в тех, кто радуется чужому несчастью, особенно- когда речь о храме - месте в любом случае освященном именем Божиим.

Вопрос: - Голгофа. Три креста. Трое осужденных испытывают ужасные страдания. Как объяснить, что муки Христа были несравненно тяжелее, чем у двух других?

о. Александр: - А почему это надо объяснять? Физические муки Христа, Христа - человека были такие же, как муки этих разбойников. Это были муки человека. Я не имею в виду, что они были идентичными - каждый человек переносит боль по-разному. Поднесите к пальцу зажжённую спичку. Кому-то это будет менее больно, кто-то сразу закричит от боли. Но и в том, и в другом случае он боль испытает. Христос Своим человечеством испытывал боль. Одна из еретических концепций говорит, что Христос в действительности не испытывал боли, эти страдания были призрачны, Он их просто изображал. Это не так. Он испытывал физическую боль. А другое дело, что и тот и другой разбойник претерпевали казнь за совершенные ими грехи. Спаситель никакого греха на Себе не имел. И это мы помним из Евангелия. Один разбойник говорил другому, что они по делам своим получали, Этот же никакого греха не сотворил. И в этом смысле казнь Спасителя была безсудной, безчестной, жестокой и немыслимой. В случае казни того или иного преступника вина на нем была, но на Спасителе не только вины не было, но и греха.

Вопрос: - Как можно молиться за человека, который постоянно врет и ворует? Псалтирь ли читать? Уже и не знаю. Он мне внуком приходится. Мне 80, ему 26. Он работает.

о. Александр: - Наш помощник в таких случаях - это святитель Николай, который выручает и помогает. И его тоже просите своими же словами, описывайте, как есть. Господь знает все, но Ему важно то, как Вы это видите. Честно поделитесь. В 80%случаев хочется, чтобы близкие были простыми и добрыми, а на самом деле все не так. Господи, выручай, потому что моих сил нет.

Вопрос: - Хочу спросить о храме в Париже, подгорел он там немножко. Как Вам нравятся изображения бесовских сил на стенах храма Божией Матери в Париже? Написано у Иоанна, 10 глава: не написано ли в законе вашем, что вы боги? Где это было написано?

о. Александр: - Под законом Господь разумеет Пятикнижие Моисеево. Это Ветхий Завет. Что касается иронии Вашей, что храм подгорел сверху, то у него обрушился шпиль. И не немножко он подгорел, а в нем стало невозможно совершать Богослужения. К изображениям химер и гаргулий я отношусь, как к изобразительным средствам, которыми в средние века изображали потусторонний мир. Если Вы приедете в город Владимир, к которому, я надеюсь, у Вас претензий нет, то Вы увидите на стенах Дмитровского собора, одного из древнейших наших храмов, изображения всяких диковинных зверей, грифонов, леопардов, единорогов. Прямо на стене собора. Так средневековый человек осмыслял реальность вокруг себя. И нам не надо проявлять высокомерие: что они же ничего не знали, и каких-то бесов нарисовали нам? Надо попытаться понять, как видел мир средневековый человек. В том же Владимире есть изображение вознесения Александра Македонского по каким-то причинам, я их не хочу сейчас обсуждать. Что же теперь сносить из-за этого памятники 12-13 века?

Стоит разобраться, почему люди, которые всю Псалтирь знали наизусть просто потому, что были бесписьменными- вот так видели мир. У них тесно переплеталось Евангелие и фантастические сюжеты, рассказы, которые приходили из стран Востока и Запада. Но их сознание было насквозь религиозным. И если б они, например, узнали о том, что где-то за многие тысячи верст сгорел христианский храм, то первое, что они бы сделали - стали бы молиться о своих собственных грехах. Потому что это знак Божий или бич Его, который нам показывает, что мы все несовершенны.

Вопрос: - Сейчас не приходится в полной мере доверять правоохранительным органам, но молиться за них надо. Но они если не ненавидящие нас, то обидящие точно. Как правильно себя вести православному человеку? А не грех ли выбирать на выборах какого-нибудь единороса, который потом оказывается вором? Тогда не становишься ли соучастником преступлений этого человека, за которого ты голосовал?

о. Александр: - В молитве Литургии, которую всегда читает священник, когда он молится о властях, то просит дать им мирное правление, да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте. Когда мы молимся о власти- а сюда относится и правоохранители- мы этой молитвой имеем в виду, чтобы туда приходили люди морально чистые, те, кто вправду собирается нас защищать, править не ради выгоды, но ради граждан и страны. Поэтому наша молитва о власти вполне оправдана. Если мы видим непорядок, то нужно молиться, чтобы Господь из власти всякую нечисть: устранял воров, изменников, обманщиков. Что до голосования, если вы туда идете, то надо изучать ситуацию. Голосовать с бухты -барахты не надо. Именно потому, что мы не даем себе труда изучить ситуацию, бывает, что развесят в маленьком городке плакаты: «Голосуйте за Иванова. Он починит колодец, проведет дороги, сделает так, чтобы у всех пенсионеров был цветной телевизор». А потом этот Иванов не примет ни одну старушку и будет ездить на роскошной машине. Вы смотрите, что за человек, что обещает, реальные ли вещи, знаем ли мы этого человека. Наше решение должно быть осознанным. Ходить на выборы не грех, грех делать бессмысленный выбор - поставить галочку просто так, потому что я сходил.

Вопрос: - Что такое телегония, и как она связана с человеком?

о. Александр: - Если я правильно Вас услышал, то речь о концепции, согласно которой, если женщина вступает в добрачные отношения, то это влияет на генетический набор ее будущего ребенка. Даже если она потом вступит в законные отношения с кем-то другим.

 Есть такая концепция. Женщина вступила в брак, поженились законно, есть у нее муж, а до этого она, например, гуляла. И то, что она гуляла, повлияет на ДНК набор ее ребенка. Это с точки зрения науки - антинаучная теория, не имеет ни здравого смысла, ни обоснования. Это вздор, на который просто не нужно обращать внимания, хотя мы нередко слышим высказывания сторонников этой концепции, например, на телевидении.

Я вам скажу, что я, со своей стороны, за последние 20 лет перестал смотреть телевизор. Редко, когда бываю в командировках - в гостинице смотрю новости, чтобы быть в курсе. Но я помню, что когда я завершал смотреть телевизор на рубеже 90-00хх годов, там выступали лжеврачи, которые рассказывали, что лучшее лекарство от всех болезней -лыжная мазь, и нужно пользоваться, ею себя обмазывать, причем при определенной температуре или нужен определенный цвет. Тогда ничего не будет. Вы все, конечно, кто постарше, помните Чумака, который заряжал воду, и дикие эксперименты Кашпировского, когда волосы из седых становились черными. Этот господин до сих пор где-то гастролирует. Но если раньше он собирал огромные спортивные арены, то теперь это маленькие сельские клубы. Но все равно копеечку собирает. Причина в этом какая? А мы просто отключаем мозги, с доверием относимся к людям, которые говорят нам всякую ерунду. Апостол говорит: все испытуйте, доброго держитесь. Если мы с вами будем так поступать-то не попадем в ловушку.

Вопрос: - Какой должна быть настоящая христианка? Мне 24 года, только стала воцерковляться, но уже больше люблю молчать, люблю уединение. Появилось ощущение, что моя былая яркость лишь фальшивая маска. С другой стороны -я чувствую, что в компании я кажусь забитой, будто подавляю себя. Я не замужем, боюсь, меня не заметит тот человек, который предназначен Богом. Разрешите мои сомнения.

о. Александр: - Чтобы быть христианином совершено не обязательно в корне менять свои привычки и характер. Внешний образ своего поведения можно поменять, это не сложно: яркую одежду сменить черной, короткие юбки - длинными. Сначала походили на городскую жительницу, теперь на монахиню. Все эти внешние игры останутся лишь переодеваниями, если не будет внутреннего роста во Христе.

А рост во Христе - это чувство свободы, радости и ответственности. Вы можете сидеть и молчать, как бука, но это не будет иметь ничего общего с православием. Разве православный человек обязан все время молчать? Ходить с грустным или мрачным видом? Всегда находиться в состоянии скорби? Это же противоестественно.

А если это так, если это не Евангельские советования - причем тут православное христианство? Это лишь еще один костюм. Поэтому Вам надо быть собой, бороться с тем, что у Вас есть дурного, проверяя себя всякий раз Евангелием, радоваться жизни. С другими делиться этой радостью, если у Вас достает сил.

Как сказал один человек, если вы христиане, то на улице должны быть как лампочки, все должны на вас смотреть: отчего же вы сияете? Другие сумрачные, а вы сияете? Почему? Потому что вы знаете, что есть Христос, смерть побеждена, что Царство Небесное существует. Не просто надеетесь, но из Евангелия знаете и чувствуете. И чувствуете, что ждет нас там Спаситель, и жизнь Свою отдал для того, чтобы мы были прощены. И ходить в ощущении надежды прощения с сумрачным видом – это, конечно, дело нехристианское. А если Вы таким образом начнете на себя смотреть, что дал Вам Бог себя почувствовать- надо бороться с грехом, но быть человеком, на которого другие будут ориентироваться, который и другим будет помогать. Тогда, конечно, найдется и муж и не пропустит Вас из-за того, что Вы где-то в уголке серая мышка, потому что Вы решили быть серой мышкой. Серая мышка и православие - это не одно и то же.

Вопрос: - Почему раньше компьютер относили к крамоле, а теперь можно даже платно помолиться через интернет?

о. Александр: - Компьютер - это инструмент. Им пользуются для решения задач. Если речь об интернете, то он раньше был одной из технологий. Сейчас это среда, которая существует практически везде. Вы можете с помощью интернета вызвать такси, заказать продукты, прочитать новости, пообщаться с родственниками, находящимися далеко, за бесплатно. Можете сделать массу вещей. Интернет превратился в средство помощи человеку. Его демонизировать не надо. Одно дело, если Вы с помощью интернета будете смотреть мерзость. А с помощью интернета Вы будете образовываться и слушать лекции и людей, которых никогда бы не смогли посетить, потому что Вы далеко.

Допустим, мы сейчас разговариваем на волнах Радонежа. Радонеж так устроен, что далеко не везде можно принимать его радиосигнал. А трансляция в интернете доступна везде. Мне кто-то приводил список, что примерно в 160 странах с помощью интернета можно принимать Радонеж. Что значит, платно помолиться через интернет- я не знаю. Если Вы имеете в виду, что кто-то принимает записки - я не знаю, надо смотреть, не мошенники ли. А многие действующие храмы принимают. Люди говорят, что им хочется куда-то поехать и там оставить записочки, но нет возможности. Ну, принимают через интернет, помогают людям. Это лишь способ подать записку.

Раньше я проводил лето в деревне. Чтобы тебя встретили на вокзале, нужно было придти на почту и написать телеграмму или заказать междугородний разговор. А его можно было ждать несколько часов, потому что линии загружены. Сейчас мы просто снимаем трубку мобильника и говорим, что приезжаем тогда-то. Так и с интернетом. Записочку подать можно вполне. Дело не только в записочках, а будете Вы сами молиться или нет, вот это для нас важно.

Вопрос: - Может ли Бог изменить прошлое?

о. Александр: - Вопрос праздный. Что значит изменить прошлое? Оно совершилось, и в нем есть сочетание воли человеческой, воли Божией. Злой человеческой воли, доброй воли, многих сил. Это состоялось. И вопрос лишен смысла.

Может ли Бог изменить Бога? Мы исходим из того, что Бог может сделать абсолютно все. Но в самой сути вопроса содержится провокация. Вы меня как бы подводите к мысли, может ли Бог сделать то, чего Он сделать не может? Бог делает то, что Он считает нужным там и тогда, когда считает нужным. Прошлое состоялось, и в этом смысле действие Божие в нем уже совершилось. Прошлое прямо связано с настоящим, и, естественно, с будущим, и это действие продолжается. Таким образом, прошлое в каком-то смысле не закончилось.

Оно здесь и сейчас определяет то, что мы делаем. Оно будет влиять на будущее. Бог изменяет настоящее будущее, а через это и вовлекает прошлое в поток времени.

Вопрос: - Отношения с мужем ухудшились. Постоянные ссоры, упреки, гнев. Как защищаться?

о. Александр: - Вы сейчас все описываете в терминах боевых действий. У вас война. А по умолчанию Вы овечка. От Вас ни агрессии, ни упрека, Вы страдаете, бедная, и как Вам защищаться? Если защищаться - то это все, сдача позиции христианина. Защищаться - закопаться в окопе, время от времени огрызаться. Не надо защищаться. Если есть возможность- надо в первую очередь выговорить проблему. Разобраться с ней. Не просто: ах, ты все время не убираешь грязную посуду! Мы все сводим на унылую, скучную бытовщину. Надо разобраться. Меня вот это не устраивает, а тебя вот это. У вашего мужа агрессия и гнев связаны с дурным характером -или с тем, что Вы в чем-то виноваты? Надо разобраться, Бога попросить. Нельзя же думать, что ты всегда прав. Если так, то человек находится в неверном состоянии. Помоги, Господи, выправи. Честность в отношениях с мужем должна быть полной.

Вопрос: - Что будет после Страшного Суда, на что ориентироваться верующим людям?

о. Александр: - Верующим нужно ориентироваться на земную жизнь, но не на то, что будет после Страшного Суда, потому что после него будет окончательно определена участь человека в его посмертном существовании. Ориентироваться верующим надо на то, что здесь на земле надо каждодневно и каждоминутно менять дело к лучшему. Нас грехи тянут в одну сторону, а мы должны дерево это перетягивать, ветки греха ломать, корни греха вырубать, чтобы, когда мы придем к моменту Страшного Суда, нам было что доброго ответить Спасителю. Иногда бывает так: чувствуешь, что надоело сражаться за свое доброе существование. Я и так, и сяк, а все равно падаю в грех. Вот так в нас говорит диавол. Если есть еще секунда жизни, один вдох, одна мысль- Господи, помоги, я хочу быть с Тобой, хочу быть Твоим, помоги мне не совершать грехи, помоги мне быть добрым. Порой и секунды достаточно, чтобы покаяние совершилось всецелое: искреннее, полное. Но не надо рассчитывать на последнюю секунду. Все мы хотим по возможности долго ничего не делать, а чтоб потом в последнюю секунду: раз - и хорошо. А Церковь призывает к тому, что нам очень не понравится. Каждодневные трудные, рутинные усилия в сторону Христа. Шажок за шажком. Шажок за шажком.

Вопрос: - Как соединить семейную жизнь и церковную? У меня не получается, муж говорит: я очень увлеклась, не дает часто водить сына в храм, мы теряем друг друга, что интересно мне - неинтересно ему, я люблю свою семью и хочу ее сохранить. Как найти золотую середину?

 о. Александр: - Во-первых, Ваше посещение храма и Ваша церковность не должны быть причиной конфликта с мужем. Вполне может быть так, что одно воскресенье можно сходить в храм, а пока он не готов отпускать Вас или с вами ходить, то надо найти баланс: одно воскресенье в храм, а другое - в музей куда-нибудь. Он работает с понедельника до пятницы, суббота и воскресенье - домашние дни. И он не из-за храма обижается вероятнее всего, а из-за того, что Вы, как он думает, ему не уделяете внимания. Если он будет видеть, что Вы и за него хотите помолиться или его приглашаете пойти - он будет рад. Он должен видеть, что Вы его не меньше любите. Церковь ни в коем случае не должна становиться предметом раздора. Будьте любящей, любимой, не опускайтесь, следите за собой, будьте интересны, находите, чем вместе заняться - тогда Церковь займет свое место, и можно будет ходить в воскресенье. Не через силу и бой, а с радостью. Вы не должны друг друга терять.

Проанализируйте это.Объясните, почему Вам это важно, выслушайте его аргументы. Пока есть возможность говорить - надо говорить. Если он замкнется, повернетесь - а он с газетой сидит или с пивом, разве от этого будет лучше? Если мы потеряем семью, разве это Божье дело? Сохранение семьи -  это дело Божие, это Ваша церковь, которая будет у Вас дома. Малая церковная ситуация.

Вопрос: - Чем отличается истина от правды?

о. Александр: - Ничем.

Вопрос: - Скорби для смирения, но не все смиряются. Есть те, кто озлобляется и становится еще хуже, чем раньше. Зачем тогда такому человеку Господь дает эту ношу?

о. Александр: - Не надо на Господа возлагать чужие вины. Часто скорби являются итогом нашего дурного характера, дурного поведения, злой воли людей. Господь злой воле не причастен. Когда возникает грех - это Господь совершает грех? У нас любят такой финт делать - это Господь попускает. А что это значит? Безразличен? Отворачивается в сторону? Эту словесную конструкцию выдают те люди, которые в Господе видят злого полицейского. Скорби не даются для смирения. Они, бывает, приходят не от того, что человек плох. Бывают они из естественных причин.

Умирает престарелая мать. Для сына это боль или не боль? Боль. Скорбь или не скорбь? Скорбь. Почему так? Потому что таков закон естества. Почему люди умирают? Потому что приходит их время. Почему приходит их время? Потому что они согрешили, начав с Адама и Евы. Потому что продолжают грешить на земле, потому что мы умножаем зло, потому что зло занимает все больше места. Болезнь есть результат разъедающего, так или иначе, общество греха. Естество, законы его никуда не уходят. И Писание говорит, что человек живет 70-80 лет, больше их смерть и болезнь. Поэтому не всякая скорбь прямо посылается Богом, не во всякой нужно выискивать причины ее.

Помните это – «Почему этот человек слепой? Кто согрешил - они сам или родители его?- Ни он, и не родители, но для того, чтобы явилась на нем слава Божия». Мы не знаем, в силу каких причин на каждого конкретного человека сходит та или иная скорбь. Мы не знаем, почему одни от скорбей становятся мягче, а другие озлобляются. Мы знать можем и должны о себе только одно. Господи, Ты знаешь наше внутреннее устройство, Ты знаешь, что мы в состоянии и не в состоянии, помоги нам, пожалуйста, делать то, что мы в состоянии и не давай нам того, чего мы не сможем потянуть.

Вопрос: - Можно ли жить только по совести, чтобы быть в гармонии с внутренней жизнью?

о. Александр: - Мне не очень понятно, что Вы спрашиваете. Но, естественно, мы стремимся к тому, чтобы жить по совести, избавляться от лжи и всякой власти диавола над нами. Те, кто в этом опытен и старается так, по Богу, жить, обнаруживает, что нет неприятностей, хотя окружающие думают, что куда там, вон у него все время одни неприятности.

Бывает так или иначе, но всегда есть одно: человек, старающийся жить по совести, всегда скажет: "я чувствую помощь Божию". Эта помощь может быть очень разной. Иной скажет: а где она вообще? А для человека это не так важно. Он чувствует, что он в общении с Богом. При этом он может быть успешным или неуспешным, это не имеет значения. Человек несчастливый, раздираемый своими демонами, никогда не будет во внутренней гармонии, никогда не будет в помощи Божией, но будет чувствовать, что он тонет. Ему нужно будет закричать Богу: Из глубины воззвах к Тебе, Господи, Господи, помоги мне. И тогда Христос является.

Вопрос: - Как избавиться от неверных мыслей о Боге?

о. Александр: - Опять, неясно, что Вы имеете в виду под неверными мыслями. Господь непостигаем. Многие наши мысли - это приблизительное наше представление о том, каков Господь. Ясно, что мы можем ошибаться и быть неточны. Но у нас есть Священное Писание, учение святых отцов, Вселенские Соборы, где были отсечены ошибочные, названные еретическими мысли о Боге. Надо знакомиться с тем, как эта дискуссия проходила, и почему те или иные точки зрения были признаны неверными. Надо изучать богословие, его историю, если Вам интересно. Неверные мысли о Боге бывают в виде притока хульных помышлений. Особенно, когда мы стараемся вести духовную жизнь. Злобные помышления - надо знать, что они не от нас. Это диавол нам мячики бросает, а мы их принимать не должны. Когда тренируются в теннис играть, мячики об стену бросают. Но вот стенка не должна быть пластилиновой - мячики тогда будут приставать. Ударились - отскочили. Вы должны твердо знать - появилась дурная мысль, не обсматривайте ее. Скажите: Господи, я Тебе верую. И Вы увидите, что это растворится.

Вопрос: - Как научиться любить и не искать любви в семье?

о. Александр: - А почему любви в семье не искать? А для чего тогда семья? Если семья - это не место, где мы друг друга любим, где мы с мужем и женой являемся
 самыми близкими, родными, то разве это семья? Ради чего она? Чтобы совместное хозяйство вести и зарплатой делиться? Нужно и самому любить, и искать любви в семье. Такая альтруистическая любовь: пусть меня бьют и ненавидят, а я буду все равно любить - это не по силам человеку. И в этом есть что-то неестественное. Мы это не тянем. Мы вправе надеяться на любовь, просить Бога, чтобы наши домашние нас любили, и мы сами их любили тоже.

Вопрос: - Когда мы к Богу обращаемся через молитвенное правило, могу ли я быть уверенной, что обращаюсь именно к Нему?

о. Александр: - Если Вы обращаетесь именно к Нему, то Вы можете быть уверены, что обращаетесь именно к Нему. Когда Вы человека называете по имени, здравствуйте, батюшка Тимофей - вы можете быть уверены, что обращаетесь к батюшке Тимофею? Конечно. Если Вы обращаетесь к Господу словами молитв, написанных святыми отцами: ты, Господи помоги мне. Да, это сказали другие люди, но они высказали чувство, которое живо в нас самих.  Поэтому Вы обращаетесь словами других, но Вашим чувством. Если Вы не чувствуете ничего, а просто зачитываете тесты, то тогда, конечно, Вы не обращаетесь. Тогда попробуйте сформулировать свои прошения, что Вы хотите Богу сказать. И все будет яснее.

Вопрос: - Если муж унижает, оскорбляет, гуляет, когда у него упадок настроения, можно ли уйти? Есть дети. Неоднократно просила так не делать. Детей он любит, и они его.

о. Александр: - Всегда должна быть граница того, что Вы готовы разрешить и на что Вы идти не готовы. Думаю, что ни в коем случае невозможно терпеть унижения, оскорбления и подавно- никакие физические воздействия. Вы должны для себя решить, что является данью его плохого характера или настроения, а что Вы никак не можете сделать. Здесь в студии несколько месяцев назад одна из слушательниц задала вопрос: как помириться с любовницами своего мужа? Я не понимаю, зачем с ними надо мириться. Если муж открыто водит любовниц, надо поставить вопрос, или я - или они. И сохранение семьи не является абсолютной ценностью, если она фактически разрушилась по вине кого-то из супругов.

Многие говорят, что будут жить ради детей. А ради детей ли это на самом деле? Дети будут видеть, что один гуляет, другая злится. Дети это потом воспроизведут в своих собственных семьях. Это же медвежья услуга! Надо как-то выйти на серьезный разговор. Если любите- на многое будете готовы. Но не на унижение, а на общий тяжелый путь, чтобы изжить зло, попробовать склеить. Если это не действует, если существование превращается в кошмар- то надо уходить.

Вопрос: - Меня волнует информация из прессы о том, что до марта нам хотят заменить паспорта документами нового образца. Мне это очень делать не хочется. Я  плохо вижу, не могу пользоваться ни мобильным телефоном, ни компьютером, и получается: люди, которые не могут пользоваться этими электронными средствами, остаются без услуги.

о. Александр: - Это не совсем так. Я не орган власти, Вам бы лучше в Госуслуги обратиться. Но насколько я понимаю, речь о том, что все, кто хочет оставить бумажный паспорт, вправе оставить его. Я отношусь к числу людей, которые предпочитают бумажные книги, мне электронные не нравятся. Здесь то же самое. А во-вторых, когда речь идет об электронных паспортах - ни в коем случае не идет речь о том, что это будет что-то невесомое и несуществующее. Это пластиковая карточка, как водительские права. У Вас же есть социальная карта или «Тройка» для метро. Речь не о том, что будет что-то, что нельзя подержать в руках. Просто документ будет меньшего размера, как водительское удостоверение. Такие паспорта, как у нас, наверное, только у нас в стране и остались. В Белоруссии, может быть, еще. В большинстве европейских стран такие большие паспорта только для заграничных поездок, а внутри страны это, как правило, водительское удостоверение. Но поскольку Вас это беспокоит, надеюсь, что для Вас и для таких, как Вы, будет сохранена возможность остаться при Ваших паспортах. У меня, например, паспорт только-только выдан, надеюсь, что он у меня спокойно прослужит лет 10.

Вопрос: - Что делать, когда принял хульные помыслы на Бога и уже не можешь с ними справиться? Мне они часто приходят, а они правильные. Я пытаюсь сама себе доказать, чтоб больше этого уже не было, чтобы поставить точку -и все.

о. Александр: - Поскольку они хульные, они правильными быть не могут. И это диавольский ход. Диавол говорит: ну, погоди, разберись логически со всем этим. Например, как Божья Матерь может и родить, и при этом оставаться девственницей? И ты поймешь, что ничего этого быть не может. Все это диавол говорит. А здесь путь логики, обычного человеческого рассуждения не работает. Он только этого и хочет - забить в Вашу голову сомнения, а потом Вы будете ходить и думать, что, может, это и правильно, что нет этого ничего? Путь здесь только один, так учат нас святые отцы: говорить четкое, строгое и ясное: «Нет». И в ответ на это «нет», увидите, как все рассыпается. Если Вы хотите исследовать веру более детально, что можно и нужно делать, тогда Вам нужно хорошо знать Писание, мысли святых отцов, а тогда Вам будет легче оппонировать диаволу. Пока мы с вами не во всеоружии, он нас на лопатки кладет. Лучше в такие собеседования не вступать, потому что он использует лживые приемы. Это как первокласснику садиться играть в карты с шулером, который использует крапленые карты, фальшивые колоды. Вы не увидите, как останетесь без одежды, квартиры, кошелька, и всего. Здесь все время в основе обман.

Вопрос: - Болен. Когда сильные боли, начинаю роптать на Господа, не вслух, а мысленно, думаю, что это за Бог не может мне облегчить боли? Близкие меня тащат к экстрасенсам, говорят, что надо, чтобы почистили, изгнали нечисть, что делать?

о. Александр: - С экстрасенсами все понятно. Это чистый обман и развод на деньги. Это же бизнес! Сейчас Вам все чакры почистят, а тут еще темное пятно - ой, это скорее всего родовое проклятие - скорее еще 15 тысяч. А потом окажется у Вас подозрение на рак или еще что-то такое. Бывает тяжело, страшно, невыносимо больно. Вы могли бы этот упрек Богу предъявить: что же Ты за Бог такой, что мне все время больно, а Ты меня не поддерживаешь? Если бы не было креста. Если бы не было того, что Христос берет на себя большую часть всей нашей боли. Он распялся до всякой нашей боли. Кажется мне, что лучше чище, добрее Господа я не знаю, я не тяну этой боли, знаю, что больно было Тебе. Будь моим союзником, помоги, выручай, сделай так, чтобы мне не было так мучительно и страшно. Этот путь для нас с вами важнее.

Вопрос: - Нас учат, чтобы мы любили наших врагов. Но возможно ли это, и кого христианин может назвать своим врагом, что для христианина есть любовь к врагам?

о. Александр: - Мы с вами в повседневном житейском существовании любить врагов не можем. Нам не хватает на это сил. Нам любить бы хотя бы тех, кто нас любит, и попробовать правильно относиться к себе. Чаще мы сами себе враги, а самых близких мы шпыняем и видим в них оппонентов. Близких любить - уже огромное дело. Всерьез враги христианина - грехи его, с ними надо бороться, а не любить их. Если говорить о людях, наших врагах- то всерьез у нас врагов нет, слава Богу. Мы под врагами понимает тех, кто нам чинит неприятности. Не будем простирать свои усилия на любовь к врагам, а начнем любить хотя бы ближних наших.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+