01.11.2019 17:02:57
МОСКВА
Марксизм возник в лоне протестантской культуры как ее частичное отрицание, считает заместитель главы Всемирного русского народного собора, первый заместитель председателя синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Александр Щипков.
"С теологической точки зрения это своего рода неудавшаяся попытка "повторной Контрреформации", ведь марксизм декларировал: отмену частного присвоения ссудного процента, в свое время легализованного Мартином Лютером, отказ от протестантской идеи религиозно-социальной "избранности" (в марксистском словаре - "социального неравенства")", - сказал А. Щипков в интервью газете "Культура", сообщает "Интерфакс-Религия".
По его мнению, с этой точки зрения программа марксизма - это "попытка соединить евангельские ценности любви и равенства людей перед Богом с теологемой всеобщего Прогресса, столь характерной для протестантского мира, но при этом отказавшись от исторической религии".
При этом А. Щипков считает, что "ленинская часть советского проекта имела не так много общего с марксизмом, да и дальше марксизма не "прибавилось".
"Марксизм в мировом масштабе начал быстро сдуваться - проект мировой революции по-тихому был свернут. Постоянно звучавшая в позднесоветский период идея "мирного сосуществования двух систем" - это же явная ересь с точки зрения классического марксизма", - сказал он, отметив что брежневский СССР – "скорее, консервативное этатистское государство с формальной идеологией".
А. Щипков уверен, что и марксизм, и коммунизм "можно и нужно критиковать вместе со всей культурной матрицей протестантского модерна, из которой они так и не смогли вырваться".
"Критика либерального капитализма христианами должна быть именно христианской. Традиция критики денежного общества и эксплуатации в христианстве существует. В первую очередь следует указать на школу Иоанна Златоуста, для которой идея социальной справедливости одна из магистральных", - заметил он.
В целом А. Щипков считает сакрализацию "экономической необходимости" не оправданной с христианской точки зрения, как и любое идолопоклонство. "Экономика должна служить интересам человека, а не человек интересам безличной экономики или экономических субъектов", - считает он.
Добавить комментарий