Перейти к основному содержанию

12:38 23.10.2019

С наступлением осени настроение портится и хандра наступает, а если еще какие-то неприятности, бытовые конфликты - мы впадаем в тоску. Как следует бороться с осенней депрессией?

10.10.2019 11:30:29

Слушать: https://radonezh.ru/radio/2019/09/27/21-00

О.Феофан: - Сегодня  праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.  Этот день совпадает для нас с важным  праздником  нашей войсковой части Софринской бригады.

Говоря о Воздвижении, скажу, что каждый православный человек и так знает, но не лишне будет повторить: Господь  спас  нас Своими страданиями на кресте. Человек был обречен на вечную смерть. Бог принимает на Себя то, к чему привел человека грех:наше страдание и нашу смерть. Чтобы взамен дать нам возможность войти в вечную жизнь. В той жизни не будет страданий, смерти, но будет пребывание с Богом. Господь совершил дело нашего искупления, и Он совершил это на кресте.  Крест из позорного орудия казни, на котором казнили  особых преступников или рабов, желая унизить их стал  для христианина орудием победы над дьяволом. Победой над смертью, орудием нашего искупления. И  уже в катакомбах первых христиан находят изображения крестов, потому то сначала церковь  христова страдала от гонений. Потому что язычество никак не хотело, как и поныне -  не желало примиряться с христианством. Истоки язычества  - это  духовная тьма, демонические силы. А христианство  - это  путь спасения. И поэтому языческие императоры гнали и преследовали  христиан. Иногда эти гонения возникали с большей силой, иногда они уменьшались. Но, тем не менее, так было почти три столетия. И вот воцарился император Константин. Предание говорит, что  он перед тем, как выйти на битву с Максентием, увидел на небесах знамение креста. Но он как язычник вначале принял это за дурное предзнаменование, а потом увидел надпись: "Этим крестом ты победишь". И  задумался.  Обдумав, велел сделать воинский крест. Этот крест сохранился, он находится в алтаре на Святой горе Афон.  И одержал блистательную победу над Максентием и стал единовластным правителем империи. Шаг за  шагом он совершает важные для церкви вещи – прекращает гонения, дает возможность христианам открыто собираться, строить храмы. А потом  делает христианство государственной религией. И, конечно, император желал найти те места, которые были связаны  с  земной жизнью Спасителя. Мать его царица Елена, несмотря на свое высокое положение в обществе, не смотря на занятость, поехала в Иерусалим, чтобы найти места, в которых во время земной жизни пребывал Христос Спаситель. И вот с большим трудом ей удается найти место, где  были засыпаны  три креста. Потому что рядом с Господом, который страдал на кресте, было два разбойника. И когда эти кресты были обнаружены -  надо было определить,  на каком же кресте был распят Господь? И тогда промыслом Божиим мимо шла похоронная процессия. Кресты возложили на покойников  поочередно. И в момент, когда положили  крест, на котором был распят Христос -  умерший вернулся к жизни. Это было на глазах у людей. И поэтому признаку поняли, что это крест Христа. И со всех земель со всей империи люди стали устремляться в Иерусалим, чтобы хотя бы увидеть этот крест.  Патриарх Макарий и царица Елена воздвигали его на четыре стороны света. В память об этом накануне Крестовоздвижения выносится крест из алтаря для поклонения молящихся. Мы же с вами, дорогие братья и сестры, должны понимать, что крест когда нам может помочь? Когда мы используем его с верой. Вот, бывает, человек  на себе носит  крест. А веры в Господа полноценной, глубокой нет. Или, допустим, крестится машинально, как бы даже  не думая, по привычке. Вместо того, чтобы в сознании, в уме произнести: «Господи, благослови» или «Во имя Отца и Сына и Святого Духа».  Просто крестится, даже не думая, что в этот момент происходит. В таких  случаях, конечно, крест не даст пользы. Не говоря уже о тех случаях, когда  крест носят ради моды, ради украшения -  молодежь, бывает, так поступает. Но когда  человек крестится осознанно, с благоговением -  благодать Божия подается через крестное знамение, укрепляет и  защищает его.

Я вот никогда не забуду, в 98 году, у нас еще не было столько воинских частей. Я часто ездил по деревням служить,  где были пожилые люди , которые не могли дойти до храма. И  в одной деревне служил, подошел старик, ему уже 80 лет было. И он  спросил можно ли после молебна рассказать свою историю?. Я сказал: конечно, можно.  И он рассказал, что когда он пощел в армию -  мать ему говорила:"Ты только крест не снимай с себя". Началась ВОВ. Он говорит: могут заставить снять. Мама сказала: "тогда носи хотя бы в кармашке и когда сможешь -  бери и целуй". И он каждый раз так и делал. Поцелует крест - ему легче. Шли бои,  несколько суток не ели, не пили, не спали, все были измотаны. И вдруг промежуток, можно немножко передохнуть. Стали привал разбивать, полевую кухню. И он отошел за скалу, чтобы поцеловать крест. И в это время туда, где он стоял и  все военнослужащие -  попадает снаряд. И они гибнут.  И многие военнослужащие, которые не ради славы, а по  совести, по любви к Родине защищали свой народ и свою родную землю. Наверное,  если бы не их подвиг, то тех бед проблем и бед которых при нашей жизни были в те же 80-е 90-е 2000-е годы было бы гораздо больше. Поэтому будем благодарны тем, кто защищает нас. Тем, кто дает нам возможность благополучно жить на нашей родной земле.

Сегодня был у нас первый заместитель командующего войсками Центрального округа войск национальной гвардии генерал-лейтенант Бойко Сергей Михайлович. Я очень порадовался, что человек правильного духа и  правильного отношения к вере, к церкви и глубокого патриотизма. Ну, и сам командующий наш Игорь Дмитриевич Голуев все делает для  того, чтобы наши войны были не только хорошо обучены воинскому мастерству,  но чтобы у них действительно был патриотический дух. Во всех воинских частях, вот я отвечаю за Росгвардию, за духовную работу по всей Московской области, я знаю, что везде ведется духовная работа. Есть присутствие священников, проводятся патриотические мероприятия. Войны молятся, исповедуются, причащаются. И это немало. Потому что великий полководец Суворов говорил: на одну четверть  достижение победы зависит от выполнения воинской задачи, от вооружения, обмундирования, от знаний и на три четверти -  от силы духа. И дальше добавляет такие слова: "Дух укрепляй в вере отеческой, православной". Поэтому очень важно, чтобы везде в воинских частях было полноценное духовное окормление защитников Отечества. И священноначалие наше, вот наш владыка Ювеналий, у него на днях было день рождения, 22 числа.  Ему уже 84 года, но он полностью отдает себя служению Богу, людям, старается чтобы в епархии все было на  достойном уровне. 10  дней назад у нас было мероприятие в главном управлении МЧС по московской области. Владыка подписывал соглашение о взаимодействии епархии и структуры МЧС. Поэтому дай Бог всем пастырям, которые несут послушание в воинских частях сил, терпения, духовного укрепления. Потому что  они делают важное дело. И, конечно, силы зла бывают и противодействуют, но надо твердо идти вперед. Не  смущаться ничем. Каждый верующий человек понимает, что Господь несравнимо сильнее всякой темной демонической силы.

Телефонный звонок: - С наступлением осени настроение портится и хандра наступает, а если еще какие-то неприятности, бытовые конфликты - мы впадаем в тоску. Как следует бороться с осенней депрессией?

О.Феофан: - Это состояние очень распространено. Особенно в наши годы, когда, казалось бы,  бытовых удобств в жизни человека больше. Но наверное, причину все равно надо искать духовную. Значит, что-то не совсем  благополучно во внутреннем духовном состоянии человека. И однозначно сказать сложно. Но вот я знаю из жизни несколько случаев когда людей томила тоска, томило уныние  и особенно это усиливалось в такие переходные периоды: осень- весна. И потом оказалось, что у человека был какой-то нераскаянный грех,  который он стеснялся сказать или, может быть, забыл сказать. Когда человек раскаялся в этом грехе , то  и состояние его заметно облегчилось. Потом знаю некоторых людей, которые страдают от депрессии и очень им облегчает состояние исповедь. Они на исповеди не только каются в грехах, но и жалуются: Господи, вот я унываю, а не хочу унывать, и не могу с собой ничего сделать. Помоги мне, Господи. И мы верим, что как священник перед исповедью читает – так и есть:  Се, чада, Сам Бог невидимо предстоит… то есть Сам Бог присутствует в момент исповеди.  И если человек искренне от сердца попросит -  Господь подаст утешение , радость и облегчение душевного состояния. Знаю случаи, когда людям помогала молитва перед иконами Матери Божьей: «Всех скорбящих радости» -    есть храм на Ордынке Можно помолиться перед этой святыней, акафист почитать. И храм Николы в Кузнецах, там икона Матери Божьей «Утоли мои печали». И дома можно почитать. Акафист сорокодневный или хотя бы в  меру сил молитву. И  сходить к этой иконе. Само название" утоли моя  печали" говорит о том, что Матерь Божия помогает, изливает в сердце утешение, мир душевный. Но, конечно, это надо делать с верой.

 Потом -   нужно все таки регулярно причащаться.  Должным образом подготовившись через причастие благодать Божия умиротворяет сердце. Вот  сегодня я служил в воинском храме, а потом у нас  были мероприятия на плацу и днем я  пересекся с теми людьми которые были в храме и причащались. И слышу как один человек говорит, второму: "Какая же радость сегодня, потому что я причастилась!". Вот если человек причастился  чувствует такую радость, которую ни за какие деньги не купишь,  никаким комфортом не добьешься. Но что еще можно сказать? В православной традиции есть обычай молиться святителю Тихону Задонскому. Но не только молятся, но наверное, берут пример с него, потому что он  при жизни страдал унынием. Как же он поступал? В житии есть воспоминание. Ему было тяжело внутренне душевно, он помогал тем, кому еще тяжелее. Тюрьмы навещал, бездомных, брошенных, сирот. Он растворял свое горе в чужом горе. Ему становилось легче. Или он другие использовал моменты, когда  уныние накатывало, он ехал к знакомым помещикам, которые были благочестивые религиозные люди и с ними общался и, находясь у них, общался на духовные темы, и ему было легче.

Ну а что касательно чисто физиологической стороны, бытовой, конечно я не врач, но на сколько я слышал, что надо больше находиться в такой период на солнечном свете. Чем больше солнечный свет, тем меньше депрессивные проявления.

Дорогие друзья, вот Нина Васильевна упомянула, что у нас завтра престольный праздник.  Не только у нас, я знаю, что это праздник на Афонском подворье,  завтра в селе Бывалино Павло-Посадского района. Там ОМОН приедет, мы договаривались с командующим. Святой великомученик Никита - великий угодник Божий, который жил в 4 веке нашей эры. На земле, расположенной по берегам Дуная. Умер мученически там, где сейчас находится Румыния. Он жил среди народа и был сам представителем народа. Гот или готовы  - есть и такое и такое произношение. Его жизнеописание говорит, что когда он был еще юн -  началась проповедь Евангелия. Был такой епископ Феофил, который присутствовал на Вселенском Соборе и среди готов  начал проповедь Евангелия. И Никита об этом задумывался. Но  как и у нас в жизни порой не всегда бывает решимость сделать что-то  - и он не решался креститься и вдруг он видит такой сон. Он видит икону, где младенец стоит на коленях Матери Пресвятой Богородицы и держит крест.  Это  Новоникитская икона. И когда он очнулся, он понял что это сон не случайный. В этом есть  особый смысл. Видимо как-то внутренне он помолился, настроился чтобы понять. И подходит одна девушка, верующая христианка Июлиания. И ей было открыто , что сказать Никите. Он стал ей рассказывать про свой сон. И вдруг она ему говорит: посмотри на свою грудь. Он раскрывает, а на груди у него вот эта икона. И он тут же без всякого промедления принимает святое Крещение. И не просто принимает, как бывает в наше время, покреститься человек -  и вроде жизнь не особо меняет. А он начал трудиться на поприще проповеди Евангелия среди своего народа. И воином был и в тоже время нес свет истины Христовой.

 Но потом так  получилось, что власть взял язычник Афанарих. И он  начал преследовать христиан, истреблять их, отдавать на муки. Никита,  видя все это, не мог уже сдержать себя,  вышел и при всех обличил этого правителя. Сказал, что правитель исполняет волю демонов. И был схвачен, его стали пытать. Но он мужественный воин и все претерпел.

 Тогда его Афанарих  решил погубить через сожжение. Развели костер.  Никита помолился, и душа его вышла из тела, а тело не обгорело нисколько. То есть, не от пламени вышла душа, а потому, что Богу было угодно взять его душу. Но тело его бросили. И друг его по имени Мариано, христианин молился, чтобы найти это тело. Шел ночью, и был сильный дождь. Вдруг увидел луч света с неба. Он привел его к телу Никиты. Он взял его и совершил погребение. И в дальнейшем, когда уже прекратились гонения - останки были перевезены в Константинополь. А часть мощей находится в Сербии. У нас есть мощи в селе Бывалино и еще  у нас на приходе, в храме муч.Никиты. Это такая великая святыня, мало где есть.

Так вот, у нас престольный праздник. Я думаю, что это тоже  не случайно. Когда я начинал служить еще в 1998 году, первый раз совершил Литургию 29 августа, в храме музее Мураново. После  службы подошла одна женщина и рассказала, что она и ее предки родом из деревни Горенки и что у них сохранилось предание, что там раньше был монастырь в лесу в честь великомученика Никиты.

Я стал про это место узнавать. Были в основном народные предания.  Что там на камне явился великомученик Никита и что  по реке плыла икона великомученика Никиты. Но монастырь, как я понял, пострадал от польско- литовских интервентов. Потом  там был приходской храм. Потом настал период секуляризации церковных земель. Храм был упразднен, и там была часовня, простоявшая до 1924 года. Семья Тютчевых, которая жила в Мураново, как раз эту часовню облагораживала. Сохранились фотографии начала ХХ столетия. Они  находятся в этой часовне.

И вот это место мы  найти не могли. Старики, кто это помнил, говорили, что там есть камни и посередине - огромный камень, большой - большой. И народное предание говорило, что на камне явился Никита. А где  это место  - никто уже не помнил. Молодежь не знала, коренных жителей очень мало. И тогда  у меня был один помощник, раб Божий Валерий Крушицкий, он очень благочестивый, со своей супругой Ольгой много  помогали. Сейчас он скончался. Он очень загорелся найти это место, где  был монастырь, где храм, где эти камни. О монастыре упоминается в краеведческом музее. Никак не мог найти. Ходил - ходил по лесу. И уже надо было из леса уходить, потому что день кончается. И он думает: как же я батюшке скажу, огорчу его, что не нашел. А ведь он сам когда-то раньше видел эти камни. И он говорит: Господи, помоги! И вдруг он почувствовал, что по спине словно мурашки какие-то, как ток. Он  разворачивается и прямо видит поляну и на ней вот эти камни. А камни оказались белые, известковые, монашеские надгробные плиты. И на  некоторых узоры, а надписей нет.

Недавно я в одной научной  книге  прочел, что вот на этих плитах из известника у монахов надписи не делали, как правило. У мирских людей делали. Потом они место это показали. Мы поставили памятный крест. Стали делать раскопки -и нашли старинные кресты. И многие вещи наконечники, топоры. Я на  что мог, собрал материал. И в музеи Мураново тоже. Отправил владыке  митрополиту. Это было начало 2000-х годов. И нам  митрополит благословил воссоздать там небольшой храм. Мы сделали. Монастырь там, видимо, маленький был, такой, как скит. Так в одной из рукописей упоминается, что скит.  И так интересно -  есть воспоминание, что когда враги напали на эти места, так понимаю -  польско-литовская интервенция. Когда осаждали Лавру -  они везде рыскали, все сжигали и громили. И вот монахи колокол катили и опустили в реку. И я застал пожилых людей, которые говорили, что у нас есть колокольный бача, где колокол на дне. Мы даже когда я был посвободнее, лет 15 назад пытались найти это место. Но никак у нас не получалось. Первый раз приехали тыкали щитами металлическими, везде идет звон, как будто метал. Но  не поймешь. Река маленькая, заболотилась уже вся. И некоторые пожилые люди говорили, что когда они были детьми они ныряли и доставали рукой до верхушки этого колокола.

Второй раз взяли металлоискатель водный. Приехали. Он не работает. Третий раз пришли  - и начался ураган. Дождь прямо заливает лицо невозможно. Мы не стали искать. И как-то потом уже и некогда стало.

Но митрополит благословил, и мы там создали небольшой храм великомученика Никиты. Там есть старинный образ чтимой старинной  Новоникитской  иконы. И там у нас поселились люди, которые живут, трудятся. Есть скотина, куры. Мирские  люди.

И туда невозможно доехать, надо по лесу идти километра полтора. Электричества там нет. Привозим генератор.

Нина Карташева: - А как же вы там служите?

О.Феофан: - Генератор привозим. Один раз благочинный только- только вступил в должность, и  первая его литургия как раз была в этом храме. И он говорил, что первый раз вот так служит в храме, где нет электричества.

Колодец выкопали там.

 Вообще большая часть  - это народные предания. Я теперь жалею, что во время не записывал. Потому что многие люди поумирали. А все таки важно, чтобы были ссылки, где, кто рассказывал.  Во-первых все упорядочить. А во-вторых сейчас видите многие люди все отвергают, сомневаются во всем. Даже какое-то время назад церковное священноначалие  по всем  храмам дало указы, чтобы там определить мощи какие документально подтверждены, чтобы были документы, что это за  мощи, откуда они переданы.

 Еще я хотел поделиться таким интересным моментом. В прошлый раз я когда был на «Радонеже» -  объявил, что тяжело болеет мой помощник Борис Петрович, который отвечает  за прием бездомных. И он действительно тяжело болел, не вставал, в реанимации был. Привезли его  на приход. И я попросил всех вас помолиться за него. А он об этом не знал, потому что радио не слушал, и никто ему не сказал. И он мне говорит – я  чувствую, что мне с вечера стало лучше, легче, легче, и вроде бы и лекарства не помогали  - а тут он и поднялся, и ожил, и голос стал другой. И только через сутки он только узнал, что за него молились. Соборная молитва.  Вот эта наша жизнь, она даже не из книг, это наша  реальная жизнь подтверждает важность молитв. Поэтому  никогда не нужно сомневаться в помощи Божьей. Конечно, если Богу угодно -  Господь поможет. Иногда, может быть, мы просим то, что  нам на данный момент не нужно было бы. Но, тем не  менее, Господь в силах нам помочь. И тем тверже мы в это верим, тем  больше мы получим такую помощь.

Телефонный звонок: -У меня боль в сердце такая – как мне идти на исповедь, если нет решимости исправиться? Вроде  и понимаю, что это необходимо и нужно мне. Но не чувствую в себе силы  исправиться, а иногда и желания нет.  Правильно ли в таком состоянии идти на исповедь? И в каком состоянии идти?

О.Феофан: - Во-первых здесь, наверное, можно провести параллели с таким моментом. Вот например, состояние здоровья человека требует операции, серьезной, которая через боль, через страдания, через испытания, но, тем не менее, жизненно необходима. Потому что во многих случаях, если не сделать операцию, то все закончится летальным исходом. И  человек как бы он ни боялся -  преодолевает страх и идет на операцию. Потому что  хочет жить, не хочет умереть. Грех - это тоже болезнь, но болезнь для нашей души. И если  человек не будет каяться в грехах, то произойдет то, что страшнее, чем болезнь тела. Человек удалится от Бога. А грех имеет такое свойство: удалять человека от Бога.  По мере того, как человек грешит и не кается, он оказывается во власти темных сил.  Когда человек не раскаивается, он не в состоянии бороться со своими страстями. Это безблагодатное состояние приводит к тому, что  молитвы человека не доходят до Бога. Он не в состоянии понять благодать. И таким образом человек духовно страдает уже  здесь на земле. Я не раз видел таких людей, у которых, казалось бы, все было по мирским меркам. Все блага земные. Они достигли успеха в коммерции, но они не каялись в грехах, и назвать их счастливыми было абсолютно невозможно. У них не было ни мира душевного, ни радости, ничто им не  было на пользу. Поэтому надо себя преодолевать, надо себя настраивать твердо. Вот эти мысли , что не надо, может, идти на исповедь, что если пойду -  потом опять нагрешу. Это мысли не мои -  так надо сказать самому себе. А это мысли от дьявола. А раз эти мысли от дьявола - я не буду их принимать. Как вот иду я по дороге -  и дует ветер, и дождь идет, а я не обращаю внимания. Или  шумит кто-то или собака рядом лает. Что есть,  что нет, для меня это неважно.  И вот  тут и приходят такие мысли надо отгонять их, не обращать внимания.  Твердо себя настраивать: если хочу быть с Господом, я должен обязательно очищать душу от греха, иначе грех препятствует быть вместе с моим Господом. Себя заставлять помолиться, у Бога попросить помощи -  Господи, дай мне сил дойти на исповедь! И все эти мысли четко воспринимать не как свои, а как мысли, которые вносят демоны. И вот когда человек  будет с таким подходом. Попросит помолиться верующих людей. Чтобы помолились, чтобы у него была решимость покаяться. Батюшку попросит об этом. Тогда человеку легче, чем если он один попытается достичь своей духовной цели. Надо  работать над собой. Самому молиться, просить других молиться. Размышлять о том, что грех приводит к духовной смерти. И еще есть такое важное слово – понуждать  себя, заставлять. Как и пословица говорит – под лежачий камень вода не течет. И даже если  сразу не все получится благополучно -  ничего. Если человек стремится, старается -  то  всегда он достигнет цели с Божьей помощью. Поэтому  главное -  не опускать руки.

Телефонный звонок: - А когда сложная ситуация на работе, с начальницей не сложились отношения? Постоянно оскорбляет, унижает меня -  чем больше терплю, тем больше начальница распаляет. Не понимаю, как себя вести. Когда не сдерживаюсь и резко отвечаю -  она тоже злится. Уволиться совсем не могу, так как у нас кредит. Я  обеспечиваю семью. Подскажите, как вести себя в этой ситуации?

О.Феофан: - Ну, конечно, все надо делать с рассуждением. Вообще мне  кажется, что в различных жизненных ситуациях для христианина есть возможность не только  одного, но разных вариантов поведения. Вот, допустим, нас оскорбляют или обвиняют в том, в чем мы не виноваты, клевещут на нас. Если мы смиримся, как бы сдержим себя, не будем отвечать на эту клевету, то это будет как подвиг. Таким образом терпением скорбей обретается мученический венец. Но если человек  может быть не готов настолько смирить себя и хочет, чтобы было известно, как дело обстоит на самом деле -  он вполне  вправе  озвучить то, что он не виноват. Но тогда уже не будет такого подвига в этом, потому что здесь уже не будет проявлено смирение. Можно и так  и так поступить, все зависит от духовного состояния человека. Вот преподобный Серафим Саровский, когда его били- он встал на колени и молился. Его покалечили. Но это был преподобный Серафим. Мы, наверное, такого состояния еще не достигли. Поэтому если не в состоянии сдержать себя, хотя пытаемся -  то, тем не менее, в каких-то жизненных ситуациях мы вправе обнародовать истину. Если действительно человек ни в чем не виноват, а его обвиняют. И эти обвинения могут привести к тому, что его с работы уволят, и из-за этого пострадает семья. Нужно все делая с рассуждением, помолиться и все четко сказать так, как  обстоит дело на самом деле. А дальше положиться на волю Божию. Никого не  упрекать за эту клевету, не отвечать угрозами в ответ, а просто рассказать так, как оно есть по совести. Если человек по совести поступает - он смирится и скажет об истинном положении дел. И тот,  и другой вариант будет приемлем. Но если человек смирится и не будет оправдываться -  то, наверное, это будет, как подвиг. Небесный духовный венец. Но дело в том, что мы, большинство, к этому не готовы пока что.

Нина Карташева: -А потом, есть такие люди, которым когда спускаешь -  они еще больше садятся на шею.

О.Феофан: -Вот я о том и говорю, что  надо смотреть с рассуждением. Иногда бывает так: вот у нас были какие-то вопросы по церковному имуществу. И когда я уступал  - смотришь: человеку  уступили в одном  - он тут же пытается больше позиций взять. Поэтому тут надо в некоторых вопросах твердо себя держать. Без злобы, без обид, без  осуждения, но надо стараться твердо держать себя.

Телефонный звонок: - Моя знакомая уговаривает дочь сделать аборт, считая, что жить в бедности тяжело, а она сама уже старая. Дочь одна с бабушкой воспитывает ребенка. Посоветуйте, как быть?

О.Феофан: - Ну, аборт нельзя делать ни при каких условиях. Потому что это смертный грех, когда убивается во чреве беззащитный,   ни в чем не повинный ребенок, да еще и с согласия родителей. Это  допускать нельзя даже в мыслях. Но я хотел сказать во-первых, что  есть промысел Божий. Как правило, если семьи, не особо состоятельные, но решились оставить ребенка, не пошли на аборт - они знают, что есть над нами Бог, и Бог не остается безучастным. Все им  подается для того, чтобы прокормить ребенка. Кто не пошел на убийство ребенка - тот никогда не останется в накладе. А во-вторых, опытные священники говорят, что в крайнем случае, если так сложилось все, чем убивать ребенка во чреве - лучше его отдать в православныйе приют, чтобы  ребенок воспитывался, а мать будет его навещать. Это если она совсем не в состоянии никак его содержать. Конечно, может быть, это не лучший выход. Но это лучше, чем стать  убийцей своего дитяти и потом всю жизнь расплачиваться.

Есть в Марфо-Мариинской обители служба милосердия. К ним можно обратиться за помощью. И проблема будет решена.

Комментарии

вт, 10/15/2019 - 14:48 :

Всегда жду передачи с участием игумена Феофана, его советы очень помогли и помогают мне в духовной жизни, да и просто в жизни тоже. Поклон батюшке и многая лета. После передачи с ним, наступает какая-то тихость, явление редкое в наше время.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+