Перейти к основному содержанию

17:53 25.04.2024

О соборности и раскладах

25.09.2019 11:16:52

После политических изменений у «небратских соседей» и очевидного снижения интереса к региону у «дорогих партнеров», постепенно обрисовалась безрадостная картина – Фанар остался у разбитого корыта учиненной им на Украине СЦУ. И непонятно, что патриарху Варфоломею с этим делать.

С одной стороны, никто из поместных Церквей его затею не поддержал и поддерживать не собирается – слишком «токсичный актив» получился. Каноны ведь никуда не денутся, какие указы в Стамбуле не сочиняй. Признаешь самосвятов и нераскаянных раскольников за архиереев и сослужишь с ними – попираешь собственное архиерейство и всему миру объявляешь, что ты такой же.

И ждать бесконечно, что оно само как-нибудь рассосется, тоже невозможно. Не рассосется. А попытки распространить украинский эксперимент на другие церковные области будут только добавлять раздражения у православных, да и возможны они только при большой заинтересованности светских властей, чего, как уже отмечено, не наблюдается.

Оно, конечно, понятно, что «отчаянное положение требует отчаянных мер», и мы, очень может быть, скоро увидим еще какие-то безумства из бывшего Константинополя. Но важно, однако, что хотя бы тот факт, что мы действительно имеем дело с натуральным «восточным папизмом», что это никакая не «московская страшилка», а печальная реальность – этот факт уже осознается. Даже у греков – на днях появилось обращение священников и мирян Элладской Церкви, в котором, среди прочего, отмечается текстуальное совпадение фанарских новаций с папскими указами далекого прошлого. Отмечается, например, что патриарх Варфоломей «утверждает, что остальные православные епископы всего мира обязаны принимать его любые решения; считает, что его решение не нуждается в одобрении другими Церквями и не может быть оспорено или отозвано; претендует на трансграничное вмешательство в дела Вселенской Православной Церкви даже «по собственной инициативе и исходя из долга», «не только в отношении догматов, священных традиций и канонических церковных положений или общих вопросов, касающихся всего Тела Церкви, но и во все относительно важные частные вопросы, относящиеся к интересам той или иной Поместной Церкви» (Письмо Вселенского Патриарха Варфоломея Архиепископу Албанскому Анастасию от 22.2.2019). Эта фразеология Патриарха напоминает знаменитый Dictatus Papae (1075 г.) папы Григория VII, который требовал, чтобы все “causae majores” (серьезные вопросы) вселенских Церквей подавались для решения папе!», отмечается в обращении священников и мирян Элладской Церкви.

Авторы обращения констатируют, что «Вселенский Престол … поддается соблазнам и трансатлантическому давлению, впутывая Православную Церковь в геополитические интересы и превращая Церковь Христову в часть геополитических формирований и проблем» и что сотворенное патриархом Варфоломеем в ходе аферы с «украинской автокефалией» делает Церковь «посмешищем в глазах ее врагов». Печально, но это так. А еще печальнее, что это только полбеды. Потому, что трудно представить себе более выразительную, так сказать, антимиссию, антипроповедь, выворачивающую наизнанку 9-й член Символа веры, учение Церкви о Церкви. Вместо Соборности, как мы уже видели, какое-то даже не новое папство, а карикатура на таковое. Вместо Святости и Апостольства … Священники и миряне Элладской Церкви ужасаются: «хиротонии новой Церкви происходят не только от изверженного из сана и преданного анафеме Филарета, извержение и анафему которые в течение двадцати шести лет признавал весь Православный мир (даже сам Вселенский Патриарх), но и от самосвята бывшего дьякона, никогда не имевшего ни священнического, ни епископского рукоположения, мошенника и уголовника Виктора Чекалина. Ради Бога, разве можем мы, Элладская Церковь, признать самосвятов? Ведь до сего дня мы хвалимся о Господе апостольским преемством православных епископов. Разве сможем мы и после признания чекалинских «хиротоний» продолжать проповедовать апостольское преемство православных архиереев?» Ну, вот да, кажется, ничего не упустил «вселенский патриарх», чтобы помрачить образ Вселенской Церкви в глазах не врагов – в глазах верных. И ради чего? Ради каких-то, прости, Господи, мутных своих «геополитических раскладов»? Вот это и есть беда – не руки какой-то злой Гингемы намешали нам в котле варево из жабы «атлантизма» с пиявкой «эллинизма». Сами, своими ручками потрудились…

Расклады, впрочем, не только у эллинов, у нас, как в Греции, тоже все есть. И расклады случаются, да. Не так давно оживленно обсуждалась свадьба телеведущей Ксении Собчак и режиссера Константина Богомолова. Церемонию бракосочетания провели в Грибоедовском загсе, куда пара креативно прибыла на черном катафалке с надписью «Пока смерть не разлучит нас». Венчание прошло в храме Вознесения Господня у Никитских ворот. Про катафалк понятно – это такой перформанс, актуальное искусство, медийные персоны в образе медийных персон. А вот про венчание? Объясняют, что нет, не перформанс, «вступающие в церковный брак письменно засвидетельствовали не только искреннее желание сочетаться таинством венчания, но и раскаяние в безнравственных и кощунственных поступках, которые они вольно или невольно совершали в своей частной жизни и профессиональной деятельности». Хотя, нет, это все еще был перформанс, потом было таинство, а потом опять перформанс с эротическим танцем. Как-то все сложно получается, вся эта красота неописуемая, которая, да, «мало сочетается с поведением пары, только что повенчавшейся в церкви». Рассказывают также добрые люди, что, мол, воспользовались нашей доверчивостью и пр. Ну, наверное, истребование письменного свидетельства как-то может сочетаться с большой доверчивостью, хотя и непонятно, как именно… А главное, выглядеть-то все будет опять же как учет неких «раскладов». И смотрится оно (в Церкви) плохо, даже если с медийной точки зрения все прикольно получилось.

В те же примерно дни, что и «таинство с перформансами в клеймах», приключилось и «публичное обращение ряда священнослужителей по фигурантам дела о задержанных в ходе протестов в Москве». Священникам, подписавшим открытое письмо в защиту фигурантов "московского дела", в Церкви напомнили о необходимости согласовывать свои действия в публичном пространстве с правящим архиереем. А также, что правозащитную деятельность, связанную с Церковью, желательно направлять не на «использование политическими движениями факта осуждения тех или иных лиц в целях борьбы за собственную власть, как это не раз случалось в истории многих стран». А ряд положений этого заявления, отметили в Церкви, «сформированы политической повесткой ряда светских и православных СМИ, придерживающихся известных предпочтений, и имеет мало общего с правовой защитой». «В России, как и в любой стране, в том числе и в тех государствах, в которых живут подписавшие данное заявление священники, есть несправедливо осужденные, но когда из них всех выбирается несколько подсудимых, наиболее известных по СМИ — это политика, а не печалование», уточнили в Синодальном отделе по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ.

Ну, то есть, опять «расклады», политические на этот раз. А когда раскладов не просматривается, «хайпануть» коллективными печалованиями желающих почему-то тоже не видно, как получилось с делами Николая Каклюгина или о. Глеба Грозовского.

Что-то такая соборность не воодушевляет.

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
2 + 2 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+