19.09.2019 12:35:36
Светлана Коппел-Ковтун
Можно ли злого человека исцелить добром? (Дать ему много всего прекрасного и доброго, отнестись к нему с добром, и он станет...) На первый взгляд может показаться, что да. Однако...
Злой от доброго отличается тем, что чем большее добро видит, тем больше озлобляется. Зависть рождает недобрые чувства, а быть добрым для злого — слишком дорогое удовольствие. Сделав кому-то минимальное добро, злой так собой гордится, что уж лучше было не делать никакого «добра». И, рано или поздно, злой это понимает и начинает ненавидеть* всякого доброго человека, видя его превосходство над собой.
Оклеветать доброго, найти в нём близкое себе нечистое или хотя бы испачкать доброго, чтобы разбить вдребезги его добродетель — вот чего хочет злой человек, видя перед собой доброго.
А добрый? Добрый видя чужое добро сорадуется ему, ибо всякое добро есть Господне. Господни люди радуются за другого человека потому, что не надмеваются своими добродетелями. В чистоте творя добро, они в чистоте и сорадуются чужому добру.
Как же в таком случае злой, недобрый человек может стать добрым? Только через покаяние**, и то злой злому рознь (по-настоящему злы демоны и про их покаяние нам ничего неизвестно, такими же по-демонски злыми бывают люди). Извне доброта другого уязвляет и злого, и недоброго, но благодаря этому переживанию он может узнать о себе неприятную правду, что нет в нём настоящей доброты, и покаяться. Потому и в вечерней молитве к Пресвятому Духу есть соответствующие слова «доброту чуждую видев, и тою уязвлен бых сердцем...» (глагол «уязвити» значит «наносить рану, ранить»). Ветхая природа человека исполняет его самости и гордости, от которой человек страдает, однако может исцелиться Христом и во Христе, куда вход через покаяние.
* * *
По сути людей можно разделить на три категории по отношению к чужому добру, и это, возможно, один из самых точных критериев оценки человека. Добрые искренне разделяют чужую добродетель и сорадуются чужой радости — это Христовы люди. Недобрые не могут чисто разделить чужое счастье, но борются со своей нечистотой. Злые погрязли в своей злобе настолько, что могут только ненавидеть чужое добро, ибо по злобе своей не могут к нему приобщиться.
---
* Именно поэтому «бисер перед свиньями» (свиньи — это страсти) метать не годится, ибо ближний от этого не спасается, а ещё больше озлобляется.
* * То есть изнутри, а не извне.
Комментарии
19.09.2019 - 13:47 Спасибо, Светлана за поднятую:
Спасибо, Светлана за поднятую тему.
Ваши слова были бы справедливы для абсолютно злых людей. Но в каждом человеке добро перемешано со злом. Именно ради возможного покаяния и нужно делать добро человеку. Апостол Павел считает, что можно и нужно побеждать зло добром:
"никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками.
Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми.
Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию . Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь.
Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья.
Не будь побежден злом, но побеждай зло добром."
Рим. 12:17-21
А "не метать бисер перед свиньями" по толкованиям многих отцов не давать нечестивым святыни (причастия, евангельских истин и пр.), чтобы они не подверглись бОльшему осуждению.
Простите.
21.09.2019 - 22:15 Все в руках Божьих. Можно ли:
Все в руках Божьих. Можно ли исцелить зло добром? Чаще всего нет. Это не означает, что нужно ответить злом на зло, ибо тогда будет два зла и оно увеличится в размерах. От зла себя нужно сдерживать, но иногда зло нужно и пресекать. Ибо, не пресеченное зло также может вырасти и вовлечь в себя еще большее количество людей, убивая в них добро.
Добавить комментарий