Перейти к основному содержанию

01:39 24.04.2024

Святейший Патриарх Кирилл: «Храмы строятся и открываются именно потому, что они нужны народу»

31.07.2019 19:54:40

САРОВ

31 июля 2019 года, в канун праздника обретения мощей преподобного Серафима, Саровского чудотворца, начался Первосвятительский визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Нижегородскую митрополию, сообщает Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси.

Визит Его Святейшества на Нижегородскую землю начался с посещения города Саров.

Святейший Патриарх Кирилл совершил великое освящение Успенского собора Саровской пустыни и Божественную литургию в новоосвященном храме.

Патриаршее богослужение транслировалось в прямом эфире Нижегородской областной государственной телекомпании ННТВ и православного телеканала «Союз». Прямую трансляцию Литургии осуществляли также официальный сайт Нижегородской митрополии и сайт информационного агентства правительства Нижегородской области «Время Н». Часть верующих следила за трансляцией на большом экране, установленном на площади Саровской пустыни.

На сугубой ектении были вознесены прошения о единстве Православной Церкви и сохранении Церкви от разделений и расколов.

После сугубой ектении Святейший Патриарх Кирилл совершил молитву о мире на Украине.

Проповедь перед причастием произнес протоиерей Сергий Шалатонов, настоятель соборной церкви Живоначальной Троицы г. Нижнего Новгорода.

По окончании богослужения митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий приветствовал Святейшего Владыку и преподнес Его Святейшеству напрестольный крест из Успенской Саровской пустыни. Крест был изготовлен московским серебряником Федором Никифоровым в первой трети XVIII века. В нем содержится 73 частицы мощей и других святынь. В 1730 году иерей Петр Григорьев, клирик московского храма Воскресения в Барашах, передал этот крест в обитель в качестве вклада на вечное поминовение своего отца — иерея Георгия, приявшего постриг в Саровской обители в 1727 году и через два года после этого скончавшегося. Этот крест упоминается в описаниях Саровской обители XIX — нач. XX вв. в разделе «Кресты напрестольные». В 1927 году Саровский монастырь был ликвидирован решением Антирелигиозной комиссии Политбюро ЦК ВКП (б). В настоящее время крест был выкуплен из зарубежного частного собрания и пожертвован монастырю.

Также митрополит Георгий от лица духовенства и паствы Нижегородской земли преподнес Его Святейшеству икону Явления Божией Матери преподобному Серафиму Саровскому.

Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом:

«Для меня сегодня особая радость войти под своды этого величественного храма и совершить его освящение», — сказал Святейший Патриарх. — «Совсем недавно мы закладывали его основание, и так быстро и в таком великолепии этот храм возведен. О чем это свидетельствует? Это свидетельствует о том, что очень многим людям нужны храмы Божии, нужно восстановление исторической справедливости, нужна правда Божия в жизни.

Когда я подходил к этому храму, я сказал господину губернатору: «А стоило ли разрушать все, для того чтобы потом воссоздавать?» И вспомнил, что точно такие же слова были адресованы президенту Ельцину в день закладки Храма Христа Спасителя. Эти же слова я вспомнил и в день освящения Храма Христа Спасителя — то было малое освящение, которое мы совершили 31 декабря 1999 года, потому что уж очень всем нам хотелось войти в следующее тысячелетие с возрожденным Храмом Христа Спасителя.

Что же означал этот государственный исторический катаклизм? Что означают разрушенные и потом в еще большем великолепии восстановленные храмы? В этом открывается подлинное действие Божественного промысла. Ведь Господь не насилует человеческую волю, и Он мог не допустить ни взрыва этого храма, ни взрыва Храма Христа Спасителя, ни уничтожения многих иных храмов на земле. Своей Божественной силой Он мог мгновенно остановить вандалов. Как говорит Слово Божие, из камней сих соделать детей Авраама (см. Мф. 3:9), и все гонители послушными овцами выстроились бы в очередь, чтобы войти в храм и приложиться к святыне. Но это бы означало, что сила Божия подавляет, а Господь создал нас свободными и ждет от нас свободной веры, свободной любви без всякого принуждения.

Когда народ наш во множестве оступился и стал взрывать храмы, Господь Своей волей не остановил эти деяния. Это не значит, что Господь Своим неучастием в тех исторических злодеяниях попустил им совершаться до скончания века. Но Господь ждал, когда народ наш снова обратится к Нему, когда снова люди захотят иметь храмы. И такое время наступило. Народ наш, пройдя через тяжелейшие испытания ХХ века, в конце того столетия начал мало по малу обращаться к Господу. Последующие 20 лет были периодом реального возрождения церковной жизни, и не только в плане строительства храмов и открытия монастырей, но и в плане изменения сознания людей. Ведь храмы никогда не строятся по приказу сверху, храмы никогда не строятся просто так, лишь потому, что кому-то так захотелось. Конечно, бывают инициаторы строительства, в том числе во власти сущие, но храм поднимается тогда, когда воскрешение храма или его создание поддерживается молитвой, духовной силой благочестивого народа.

И вот сегодня мы видим возрождение Успенского храма в Серафимовой пустыни. Казалось бы, уж где-где, но в этом месте такого нельзя было себе представить. Даже в относительно благополучные послевоенные годы, когда прямые гонения на веру и уничтожение храмов прекратились, никто и мечтать не мог, что когда-то в Сарове будет снова звучать Слово Божие и возродится монастырская жизнь.

Мой отец родом из мест совсем поблизости отсюда. В детстве, а родился он в 1907 году, вместе с благочестивыми родителями он пешком паломничал сюда из нынешнего Ичалковского района, который сейчас находится на территории Мордовии. Они шли несколько дней пешком в Саров, чтобы помолиться. Отец рассказывал мне о духовном состоянии, которое переживали сотни паломников, простых людей, которые преодолевали многие и многие километры, иногда босиком, чтобы войти под сень этого святого храма и помолиться святому преподобному Серафиму Саровскому.

Ну, а сегодня все то, о чем даже мечтать не могли, осуществляется — по милости Божией, в ответ на вашу веру, мои дорогие. Не было бы возрождения веры — не было бы этих замечательных строек, потому что храмы никому бы не были нужны. Храмы строятся и открываются именно потому, что они нужны народу. Это наш главный ответ нынешним храмоборцам, которые хотят повернуть вспять историю, вернуть ее снова в 20-е — 30-е годы, когда храмы уничтожались, когда запрещались внешние проявления всякой религиозности. Хотел бы сказать этим храмоборцам: ничего у вас не получится, потому что невозможно дважды вступить в один и тот же исторический процесс. Сегодня у нас другая страна, другой народ, поэтому, пожалуйста, не мешайте нам. По сути, вы и не сможете помешать, но я бы сказал больше: себе не мешайте, не закрывайте для себя путь к Богу, как сумел наш народ, силой оторванный от Бога, не закрыть себе путь к тому, чтобы обновиться духом и снова стать православным.

Великие знаки Божиего присутствия, Божией милости мы наблюдаем в нашей стране. Некоторые задаются вопросом, почему так, — особенно те, кто живет за рубежами нашего Отечества. И когда кто-то пытается объяснить процесс духовного возрождения — социологически, исторически, философски, — то непременно говорит о самом главном: никакого духовного возрождения не могло бы быть, если бы Сам Господь не излил Свою благодать на наш народ в ответ на подвиг новомучеников, исповедников Церкви Русской, всех тех, кто во времена лихолетья не забыл Христа, исповедовал Его, сохранил веру православную и передал ее последующим поколениям.

Мы никогда не забудем монахов, которые в старые времена совершали здесь свое служение. И крест, который был явлен столь чудным образом, становится символом соединения нынешнего торжества с теми торжествами, которые происходили в этом соборе до его разорения. Ведь это тоже знак Божиего присутствия в наших нынешних событиях, это весточка из прошлого, от тех монахов и благочестивых людей, которые некогда наполняли этот храм, от самого преподобного Серафима Саровского.

Нечто подобное я пережил, будучи митрополитом Смоленским и Калининградским, когда открывал Герасимо-Болдинский монастырь — древний, XVI века. Никаких построек в обители не сохранилось, потому что немцы, отступая, взорвали монастырь целиком, опасаясь, что партизаны могут создать там свой центр управления. Это один из немногих случаев, когда монастырь был уничтожен весь — храмы, стены до нуля. Мы взялись возрождать этот монастырь, и первое, что сделали, — восстановили маленькую часовенку. Приехал я эту часовенку освящать, подходят ко мне местные жители, открывают какие-то тряпочки, а в них — примерно такой же крест и еще евхаристические сосуды. И женщина сказала: «Все эти годы мы хранили всё это, чтобы передать тем, кто откроет сей святой монастырь».

Как та семья хранила веру, так, в конце концов, и весь наш народ эту веру хранил. А результатом этого является, в том числе, и великое событие, которое мы сегодня все вместе торжественно празднуем».

Святейший Патриарх Кирилл поблагодарил митрополита Георгия за труды и передал в дар храму точную копию Тихвинской иконы Божией Матери.

«Пусть этот замечательный образ не только напоминает вам о сегодняшнем дне, но и о великой связи времен, о великой связи святых мест земли Русской, о той духовной силе, которая по милости Божией неистощима и которой обладает наш народ-богомолец, народ, запечатлевший веру во Христа силой своего исповеднического духа. Под Покровом Пречистой Царицы Небесной, пусть простирается и осуществляется жизнь сей святой обители и паломников, которые непременно будут эту обитель посещать», — сказал Святейший Владыка.

Затем Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл вручил церковные награды. Во внимание к помощи Успенскому мужскому монастырю Саровская пустынь были наград удостоены:

полномочный представитель Президента РФ в Приволжском федеральном округе И.А. Комаров — ордена преподобного Серафима Саровского III степени;

губернатор, председатель правительства Нижегородской области Г.С. Никитин — ордена преподобного Серафима Саровского III степени;

председатель правления ПАО «Т Плюс», временно исполняющий обязанности губернатора Оренбургской области Д.В. Паслер — ордена преподобного Серафима Саровского III степени;

директор Российского федерального ядерного центра Всероссийского научно-исследовательского института экспериментальной физики (РФЯЦ-ВНИИЭФ) В.Е. Костюков — в связи с 70-летием со дня рождения — ордена преподобного Сергия Радонежского III степени;

заместитель министра финансов РФ А.Ю. Иванов — ордена святого благоверного князя Даниила Московского III степени;

заместитель полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе И.В. Паньшин — ордена преподобного Серафима Саровского III степени;

руководитель иконописной мастерской «Ковчег» Нижегородской епархии А.В. Анциферов — ордена преподобного Андрея Иконописца III степени;

директор ООО «Даниилов град» А.П. Третьяков — Патриаршего знака храмостроителя.

Верующим были вручены иконки Успения Божией Матери с Патриаршим благословением.

***

В 1730 году в Сарове стали строить первый каменный храм. 25 августа 1744 году он был освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы епископом Нижегородским и Алатырским Димитрием (Сеченовым). 27 августа в церкви освятили придел в честь преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских.

Первоначально одноглавая Успенская церковь, построенная на средства московского купца Демидова и поэтому в обиходе именуемая Демидовской, имела достаточно скромные размеры — длина здания была не более 15 метров.

В 1777 году по проекту послушника Саровской пустыни архитектора Ивана Федорова был построен Успенский собор больших размеров: 55,7х27,2 метра, высота до верха креста составляла 60 метров. Особенно необычным в Успенском соборе было то, что старая Демидовская Успенская церковь не была разрушена; большой новый храм был как бы пристроен к ней с западной стороны, и старая церковь стала его алтарем. А в алтаре старой церкви устроили ризницу. Такое оригинальное решение позволило сохранить в Сарове его первую каменную церковь, одновременно вдохнув в нее новую жизнь.

Отличительной особенностью интерьера храма был пятиярусный резной позолоченный иконостас с иконами византийского письма, высота которого посередине равнялась 19 метрам, а по краям — 27. По легенде, рисунок этого иконостаса сделал архитектор Растрелли.

В начале 1777 года все работы в новом храме были закончены, но его освящение было проведено только 15 августа 1778 года.

Успенский собор был летним, то есть неотапливаемым. В холодное время года, до праздника Пасхи, службы проводились в церкви иконы Божией Матери «Живоносный Источник» («зимнем соборе»). После того, как в Успенском соборе были помещены мощи преподобного Серафима, встал вопрос об устройстве в храме отопления, чтобы паломники, число которых после 1903 года многократно увеличилось, могли посещать собор круглый год.

В сентябре 1903 года были сложены 4 кафельные печи внутри собора, и с 1 октября начато отопление. Однако такой способ отопления был вскоре признан неудачным. Стала портиться настенная живопись и решено было заменить печное отопление паровым. Работы начались в 1904 году. Между архиерейским домом и трапезой был установлен котел, из которого по трубам, проложенным под землей, пар подавался в собор. Отопление было сделано к марту 1905 года. Работу провела техническая контора московского торгового дома «В. Залесский и В. Чаплин». Тогда же чугунный пол в соборе был заменен метлахскими плитами.

После закрытия монастыря в 1925 году собор стал ветшать. В 1951 году он был взорван. Формальным поводом послужило то, что от сейсмических сотрясений из-за проводившихся на производственных площадках ядерного центра взрывов здание якобы могло обрушиться.

Весной 2016 года началось восстановление Успенского собора.

1 августа 2016 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин освящения закладного камня в основание восстанавливаемого Успенского собора.

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
3 + 5 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+