Перейти к основному содержанию

19:03 15.10.2019

О благородном негодовании на ложь и насилие

30.07.2019 23:08:09

Отказ властей допустить к выборам ряд кандидатов вызвал в части нашего креативного класса немалое негодование - и уличные протесты, приведшие к столкновениям с полицией.

Люди, в обычное время вполне разумные, охвачены пламенным воодушевлением, благородным стремлением к правде и свободе - и немедленно приходят в крайнее негодование, когда сталкиваются со, скорее, невосторженной и холодной реакцией на подвиги демонстрантов. Как можно быть человеком настолько подлым, низким, трусливым и нравственно погибшим, чтобы не разделять их высоких чувств?

Что же, если сказать коротко, то отнестись холодно к таким души прекрасным порывам побуждает исторический опыт - в том числе, самый недавний. Мы помним (это было совсем недавно и в прямом онлайне), как люди, глубоко и искренне возмущенные “зверским избиением студентов” спустя очень малое время обогатили наш общий язык емким выражением “самка колорада”. Опыт чуть более давний, говорит о том, что, например, Ф.Э.Дзержинский был глубоко и искренне, со всей страстью благородной души, возмущен несправедливостями царского режима. Как он писал жене, “Каждое насилие, о котором я узнавал, было как бы насилием надо мной лично”.

Должно ли вас удивлять, что когда вы воспроизводите хорошо известный сценарий, люди уже знают, что по этому сценарию идет дальше?

В наши дни принято рассматривать большевиков как каких-то от рождения упырей и выродков - но такой взгляд лишает нас жизненно важного понимания, как катастрофа 1917 года стала возможной. Люди вроде Якова Свердлова, Феликса Дзержинского или Розалии Землячки сейчас воспринимаются нами как кровавые вурдалаки, расстреливавшие несчастных по темницам - и все наличные свидетельства указывают на то, что они таковыми и были. Террористы, которые вполне откровенно и определяли свою деятельность как “красный террор”. Но если попробовать понять, что происходило в черных душах этих чудовищ, мы обнаружим много интересного. Из дневников и писем Ф.Э. Дзержинского, например, встает образ человека глубокого личного благородства, преисполненного сострадания к простым людям, и самого возвышенного негодования на насилие, ложь и несправедливость.

Как железный Рыцарь Революции писал о начале своей карьеры, “Уже тогда моё сердце и мозг чутко воспринимали всякую несправедливость, всякую обиду, испытываемую людьми, и я возненавидел зло”. Это, конечно, ставит перед нами вопрос о том, как человек, столь преисполненный справедливости и сострадания, оказался руководителем ЧК - и вошел в историю насилиями, по сравнению с которыми все несправедливости царского режима выглядят чем-то просто смешным.

Был ли он циничным лицемером? Нет. Он был, как и его соратники, вполне цельной личностью. Процесс, который произошел с ним - переход от возвышенного и человеколюбивого правдолюбца к массовому убийце - психологически очень интересен, тем более, что его прошли многие участники русской революции (и не только русской, вспомним хотя бы Робеспьера).

Возвышенные, тонко чувствующие интеллигенты, возмущенные ложью, злом и несправедливостью, полные сочувствия к жертвам старого режима, и кровавые палачи, набивавшие подвалы истерзанными трупами - это часто даже не просто разные этапы одного и того же общественного процесса; часто это одни и те же лица.

Можно ли бы предвидеть такую мутацию? Мог ли молодой Дзержинский - или Свердлов, или Робеспьер - заглянуть в будущее и увидеть себя через пятнадцать-двадцать лет? И понравилось бы им - молодым, возмущенным идеалистам - то, что они бы увидели?

А потом, когда они уже стояли по колено в крови, приходило ли им в голову задуматься над вопросом “как я, сострадательный, идеалистичный юноша, превратился вот в это?”

Если бы и пришло, и они бы почему-то решили это записать, это, конечно, никто бы не напечатал в СССР. Но судя по тому, что до нас дошло, они и не думали, что пережили какую-то мутацию, изменились к худшему. Они видели себя все теми же - добрыми и справедливыми людьми, неизменно верными своим высоким идеалам.

Да, им приходилось убивать - и убивать много - но они убивали очень, очень плохих людей, а если погибал кто-то случайный и невинный, то на пути к светлому будущему бывают и трагические случайности.

Аналогичное явление - в меньших масштабах, зато в прямом онлайне - можно было наблюдать в ходе киевского Майдана и после него. Настоящие Махатмы Ганди, исполненные истинно европейского человеколюбия и трепетной заботы о правах меньшинств, горячо соглашались с нарастающим насилием в отношении врагов свободы - сначала “беркутовцев”, потом жителей мятежных областей. Люди, совесть которых была бесконечно возмущена тем, что беркутовцы побили демонстрантов дубинками, охотно принимали и поддерживали артиллерийские обстрелы городов, при которых мирные обыватели, которым просто не повезло там жить, гибли и получали увечья.

Как они сами оценивали произошедшую с ними перемену? Они считали, и считают до сих пор, что никакой перемены не было. Они были и остались хорошими, добрыми, глубоко сострадательными людьми, носителями самых высоких идеалов. Они до сих пор горячо за права меньшинств - только не этих конечно, а других.

Когда человек мутирует из юного Дзержинского/Робеспьера/Свердлова в зрелого, он не переживает это как мутацию. Его товарищи, которые мутируют вместе с ним - тоже. Перемена, которая очень заметна со стороны, совершенно не видна изнутри. В самом процессе есть нечто, что блокирует его восприятие тем, кто его переживает.

Хотя о таких людях нельзя сказать, что они больны психически, здесь кажется уместным психиатрический термин “критика” - способность человека отслеживать развитие у себя симптомов расстройства и воспринимать их именно как симптомы. Так вот “критика”, способность воспринимать развитие глубоких личностных перемен тут отсутствует.

Хуже того, блокируется и любая критика снаружи. Человек не в состоянии ни обнаружить симптомы сам, ни хотя бы опознать их, когда на них указывают другие.

Куда же пропадает такое искреннее сострадание к людям и жажда справедливости? Почему возмущение неправдой достигает пиковых значений в одних случаях, и полностью отсутствует в других?

Я бы предположил, что нравственное негодование на ложь и насилие не только не противоречит собственной жестокости, но и прямо ее стимулирует. Дзержинский, Свердлов или Розалия Землячка сделались массовыми убийцами не потому, что их оставило прежнее негодование против зла - а именно на почве этого негодования.

Никто не бывает таким злодеем, как борец со злом. Обычные грешники живут тихо и мирно; мелкие мерзавцы совершают мелкие гадости. Но для того, чтобы принести по-настоящему много зла и горя, нужно быть сверкающе хорошим человеком, выступающим в поход против зла и несправедливости.

Каких бы страшных головорезов вы бы ни взяли, загляните им в душу - и вы найдете самую возвышенную, самую благородную непримиримость ко злу, лжи и насилию, как и само собой разумеющеюся уверенность, что это зло сосредоточено вовне - где-то за пределами их круга рыцарей добра.

В этом нет ничего особенно неожиданного - наша вера учит нас, что чем человек ближе к святости, тем большим грешником он себя сознает, и, напротив, уверенность в своей праведности - признак самого безнадежного и опасного духовного состояния. Праведник встревоженно помышляет, как бы ему не согрешить, сознавая свою удобопреклонность ко злу; злодей пускает контру в расход по сотне человек в день, пребывая в кристально ясном осознании своей исторической правоты.

Пламенное воодушевление, которое наполняет человека таким возвышающим, расправляющим грудь негодованием на негодяев, исходит из ада, а не с неба. Он страшно заблуждается, если думает, что его праведное возмущение делает его хорошим человеком. Самые страшные злодеи, чрезвычайные и полномочные представители ада на земле, как раз исполнены праведного возмущения. Но так уж работает ад - чем ближе вы к нему, тем менее в состоянии это осознать.

Поэтому люди, которые с большим эмоциональным надрывом рассказывают нам, какие гады их враги - а стоит нам отреагировать на этот надрыв без должного энтузиазма, объявляют уже и нас трусами, подлецами и негодяями - демонстрируют раннюю стадию болезни, поздние стадии которой мы уже неоднократно наблюдали.

Пафос благородного негодования очень успешно убивает и моральную, и чисто прагматическую рассудительность.

Например, с точки зрения здравого смысла, согласование массовых собраний с местными властями - дело неизбежное, и оно происходит в любых странах. Иначе толпы граждан могут сильно затруднить жизнь всем остальным; две демонстрации противоположных воззрений могут столкнуться и подраться; и вообще что происходит, когда движение толп активистов различных политических симпатий никем не регулируется, мы наблюдали 2 мая 2014 года в Одессе.

Говорить о том, что вы можете выходить на любые митинги без согласования - значит демонстрировать намеренный отказ думать на полшага вперед. Потому что если с улиц уберется полиция, и любые толпы активистов смогут собираться и маршировать где им будет угодно, это никак не будет означать, что улицы достанутся вам. Граждане, которые вам совсем не понравятся, и которым совсем не нравитесь вы, тоже могут выйти толпой на улицу.

Поэтому любая власть, исполняющая свои обязанности по поддержанию общественного порядка - в России, в Америке, во Франции, в Германии - будет рассеивать несогласованные массовые собрания. Причем в развитых странах, как вы легко можете убедиться при помощи своего айфона, полиция ведет себя в таких случаях намного грубее.

И поэтому любые вожди, которые зовут вас на несогласованную массовую акцию, не могут не знать, что она будет разогнана с применением спецсредств, и ее участники задержаны - как это всегда происходит с подобными акциями во всем мире. Спросите у участников американских оккупаев, французских желтых жилетов, немецких несогласованных демонстраций.

Такие вожди абсолютно намеренно и сознательно подводят людей под спецсредства - чтобы потом разогревать возмущение, что мирных протестующих избил кровавый режим. Чтобы не замечать этого, надо иметь полностью выключенную способность к анализу - а выключается она при помощи пафосного надрыва, который мы вблизи наблюдали на том же киевском Майдане. Вы не можете одновременно исполняться праведного негодования на ваших гнусных врагов, благородного единения с вашими товарищами - и задаваться вопросом, а не являются ли лжецами и провокаторами те, кто вас сюда привел. Негодование против лжи - очень хорошее средство, для того, чтобы не замечать, что вам самим лгут, и что у ваших вождей 72-ым кеглем на лбу написано “провокатор”.

Люди заявляют, что требуют соблюдения своих прав, защищают конституцию - но при этом сами открыто и решительно нарушают закон. Нет ли здесь противоречия? Чтобы не замечать его, нужен сильный эмоциональный надрыв - и он создается.

Люди говорят, что они борются с коррупцией - очень хорошо. Но, простите, вы сами-то в курсе доходов и расходов того же Навального? Они вполне прозрачны? Вам хотя бы в голову приходит потребовать такой прозрачности? Боюсь, что нет. Бурное негодование против коррупции - хорошее средство, чтобы не замечать коррумпированность своих собственных вождей.

Некоторые участники протестов (и их симпатизанты) уверяют, что речь идет только о регистрации кандидатов - дело вполне мирное и законное, никаких революций, за конституционный порядок, который нарушили власти. Но вот я открываю Фб-аккаунт одного из вождей протеста, Геннадия Гудкова, и читаю:

“Безусловно, нынешний режим вступил в последнюю, финальную фазу - опору на грубую силу и другие неправовые действия (репрессии), которые неизбежно породят ответную силовую реакцию народа и, в конечном итоге, приведут к бесславному краху эпохи путинизма”

Как это понимать? Кто же из людей, “возмущенных ложью и насилием” тут говорит неправду? Гудков, который вполне открытым текстом говорит именно о “конце режима”, который должен произойти от “силовой реакции народа”, или те, кто уверяет меня, что речь идет только о защите права кандидатов получить регистрацию, и права их сторонников за них голосовать?

Если бы речь шла о регистрации, и вы отстаивали свою позицию в суде - прекрасно, может быть, я бы вас и поддержал. Весьма возможно, что власти нарушили здесь законные права граждан - с ними это бывает.

Но одно дело бороться с конкретными нарушениями - другое дело, использовать их как повод для провокации смуты и мятежа. Российская Империя не была земным раем, и у людей вполне могли быть причины для недовольства. Ф.Э. Дзержинский, писавший о тяжелой доле рабочего класса, вполне вероятно, не выдумывал. Но это был не повод поддержать большевиков. Потому что потом люди оглядывались на это время как на потерянный рай. Все - несомненные - злоупотребления Януковича не стоили того, чтобы устраивать майдан и все, что за ним последовало.

Если вы дадите себе немного остыть от своего праведного негодования на ложь и насилие режима, вы обнаружите ложь и открытую подготовку к “силовой реакции” у своих собственных вождей. И если этот интеллектуальный и нравственный подвиг окажется для вас в этой ситуации непосильным - по крайней мере не удивляйтесь, что люди со стороны смотрят на вас несколько холодно. Они просто видят очевидное. И учитывают исторический опыт.

Комментарии

ср, 07/31/2019 - 10:29 :

Очень правильно. Надо не митинговать, а предлагать конкретные меры по улучшению законодательства, идти в суд предъявлять свои доказательства и требовать (в суде) справедливости. И на счет путинизма, Путин В.В. возродил Россию, а что сделали Вы (Навальный, Гудков, Яшин) для России? Кричите о свержении режима? А что дальше? К Америке на поклон? Уже такое было и все знают, к чему это привило.(90 года) Спасибо Путину В.В.,что мы не моем унитазы у новых хозяев.

ср, 07/31/2019 - 12:11 :

Люблю таки объективные всесторонние разборы.Когда ставишь себя на место людей с разных сторон и пытаешься посмотреть их глазами...

ср, 07/31/2019 - 17:46 :

А кто этот т.н. креативный класс? Я к примеру наблюдал в основном прилично одетых, крашенных и татуированных гопников. И что? Если их не устраивает то, что к выборам следует готовиться не тяп-ляп, как двоечник сдает переписанную у кого-то расчетную работу, а как следует по закону - это что нарушение прав? Чьих интересно, пофигистов? Так пофигисты во власти - это не демократия, а это бордель. Его и так хватает у нас. И потом, если обратить внимание на действия т.н. "борцов за права" так они походили более на обычных при том тупых провокаторов. Ведь очевидно что не для мирной демонстрации они собрались, да вот только не хватило у них сил и здоровья чтобы росгвардейцев офаршмачить как хохлы когда-то фаршмачили "Беркут" со связанными крыльями. И слава Богу. И то, что дубья и тумаков отведали шакалы - в этом есть Божья справедливость. Ибо Бог предупредил их - одумайтесь, не творите смуту в народе - грех это.

чт, 08/01/2019 - 20:16 :

Зря автор мечет бизер перед свиньями.
Они всё знают и без него.
А вот власти стоит задуматься об отпоре этим борцунам за справедливость.

пн, 08/12/2019 - 17:16 :

Я бы не стала про унитазы и заикаться... В Москве моют унитазы и скребут улицы вместе с ценным слоем гумуса гастарбайтеры из соседних " братских " народов...

ср, 08/14/2019 - 17:27 :

Глубокий анализ. Всегда удивляла метаморфоза, происходившая с людьми во власти. Вполне согласна с автором. Не видят люди собственных ошибок и преступлений, если они одурманены властью, в идеологическом экстазе

пт, 08/16/2019 - 15:41 :

Назовите, пожалуйста, кто конкретно оправдывал насилие над "беркутовцами" в начале 2014 г. в Киеве, когда "беркутовцев" поджигали с помощью коктейлей Молотова? Никто из наших российских оппозиционеров это не оправдывал. Этим действиям никакого оправдания нет. А вы оправдываете действия силовиков, когда они недавно Константину Коновалову сломали ногу, или осуждаете? И действия того то ли полицейского, то ли росгвардейцы, который ударил кулаком в печень Дарью Сосновскую 10 августа 2019 г.? Эти удары - образец милости и справедливости? Или нет?

пт, 09/13/2019 - 14:42 :

Нынешняя молодежь избавлена от жизненных трудностей. Эти дети не понимают разницы между советской очередью за мясом и современной очередью за новым айфоном. Это первое в России поколение, не уступающее место в транспорте старикам, не читающее книг. Поколение Фейсбука и Инстаграма, матерных рэп-баттлов и тупых мемов, с которым заигрывают все мировые производители гаджетов, ломающие голову, чем бы еще их удивить. Да, сейчас их кумир Дудь, их политическое кредо – хайп и фотки на фоне Росгвардии и автозаков. Они думают, что делают благое дело, раскачивая страну. Вернее, они об этом не думают, они только снимают свои митинги на айфоны и торопятся первыми разместить их в соцсетях, чтобы набрать побольше подписчиков. Они вышли поиграть, они не хотят революции всерьез и первыми испугаются ее последствий.
В бессмысленном русском бунте заинтересованы только те, кто ненавидит Россию и хочет ее уничтожить. Либералы упрекают власть и Русскую православную церковь, что те не строят школы и больницы. Это ложь, строят. А вот где школы и больницы, построенные идеологами протеста Навальным и Ходорковским? Они люди небедные, но ничего созидательного от них Россия не увидит. Они не любят нашу страну, у них нет созидательной программы – только разрушительная. Ожидать, что либералы опустят пенсионный возраст, – абсурд, внимательно почитайте, в чем суть либеральной идеологии.
Никогда дестабилизация и революция в России не приводила к улучшению жизни людей – только к потерям территорий, материальных и культурных ценностей, лучшего генофонда. Когда в 1917 году начинали Февральскую революцию, хлеба в Петрограде не было на два дня, а когда победила Октябрьская – хлеба не стало на десять лет. Главный инструмент для усмирения народа любыми революционерами – голод. Как только большевики пришли к власти, сразу ввели пайки, карточки и спецраспределители для своих. То же сделают и либералы.
К сожалению, митингующие подростки об этом не задумываются.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+