12.07.2019 15:25:56
Беседы профессора Лепахина. Теофиль Готье посетил Россию дважды: в конце 50-х и начале 60-х годов XIX века. Его заметки об этих путешествиях до сих пор читаются с большим интересом, но наиболее живую реакцию, пожалуй, вызывает самое оригинальное и самобытное в его книге – восприятие писателем русского церковного искусства: иконописи, фресок, зодчества, пения. Православный храм поразил французского писателя прежде всего своим сверкающим иконостасом. Теофиль Готье отмечает иконостасы даже в часовнях: сияние их видно сквозь раскрытые двери еще с улицы. Внутри церковь представляется ему "золотой пещерой" или "золотой печью" . Это впечатление создается именно иконостасом, который горит "глыбой серебра и золота". "Леса свечей, созвездия люстр, – пишет он, – разжигали золото иконостасов, внезапные молнии металлических отблесков смешивались с лучами света, создавая ослепительное свечение" Отдаленное представление о внутреннем освещении русского храма, считает писатель, может дать собор святого Марка в Венеции. Заметно, что писатель видит только наружный, чисто внешний облик алтарной преграды, он обращает внимание на материал, на конструкцию, но от него совершенно ускользает значение, религиозный смысл, идея иконостаса, его молитвенный, а не композиционный строй. Как отмечалось в главе, посвященной Н.Полевому, глубокий смысл иконостаса наиболее полно и богословски точно выявил священник Павел Флоренский. Он писал: "Иконостас есть видение. Иконостас есть явление святых и Ангелов – ангелофания, явление небесных свидетелей... Иконостас есть сами святые" . Пышность иконостаса отодвинула на задний план, даже совсем затмила для Готье главное в иконостасе – быть не только и не просто напоминательным изображением святых, а местом их невидимого, но реального присутствия, быть мощным активным призывом к вере и молитве для каждого входящего в храм. Следует, правда, оговориться, что большая часть иконостасов, которые видел Готье, была действительно настолько пышно и богато украшена резьбой, подчас очень затейливой, золотом, серебром, что все это затушевывало и даже подавляло иконопись, тем более если это были "живоподобные" или живописные иконы XVIII-XIX веков. Богатейшие иконостасы XIX столетия находились в резком контрасте с молитвенной аскетической простотой иконостаса, например, Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры, находясь перед которым невозможно не почувствовать его тайный мистический смысл и духовный молитвенный призыв. Хотя Готье был в этом соборе, описал его иконостас, но и здесь он увидел прежде всего драгоценные камни, золото, серебро. Изображения святых, похожие в глазах писателя-романтика на привидения, живут какой-то своей странной и суровой жизнью, таинственной и непонятной.
Слушать: https://radonezh.ru/radio/2019/07/04/20-29
Слушать: https://radonezh.ru/radio/2019/07/11/20-42
Добавить комментарий