Перейти к основному содержанию

00:18 22.11.2019

Архимандрит Амвросий (Юрасов) и иеродиакон Елеазар (Титов). Тема передачи: «Терпением спасайте души ваши».

12.07.2019 11:42:16

Слушать: https://radonezh.ru/radio/2019/06/25/21-00

О. Елеазар: - Человек, когда рождается, он как  чистый листок бумаги, на котором он должен написать свою жизнь. Из чего будет складываться эта жизнь? То  ли там преобладать  будут страсти и пороки - или добрые дела, исполнение заповедей Божиих? И потом, с этим листом надо будет предстать на ответе пред Богом! Но, помимо добрых дел, нужны еще качества для души, которые будут  помогать жить по заповедям Божиим, жить по христиански. Вот хотел бы Вам задать вопрос первый. Какое качество  православной души вы считаете одним из основных?

 О.Амвросий: - Я считаю – так, как  Господь в Ветхом Завете и в Новом Завете сказал прекрасные слова: «терпением спасайте души ваши». Для чего  Он это сказал? Если мы приобретем этот дар терпеть, то в жизни у нас все  будет хорошо. Почему? Потому что, начиная с детства, ребенку приходится много страдать, чтобы научиться ходить и бегать, и приходится падать и терпеть болезни. И в школе много терпеть надо. И дальше в институте терпеть, и на  работе терпеть и соседей, и ближних. И с кем живешь, самые ближние. Всех надо терпеть. Если кто-то нам что-то неприятное сделал, лучше промолчать. Перетерпеть. И на душе будет мир, тишина и радость. Если у нас терпения нет - беда. Беда может прийти в любое время в дом наш. В Россию пришла, например, огромная беда – революция. Когда разрушали храмы, монастыри, убивали верующих людей. Везде надо было терпеть. И в тюрьмы сажали, и расстреливали. А сколько принесла война беды! Тоже надо было терпеть и считать за грехи свои. Даже такая беда может быть: человек вчера был богат, а сегодня стал бедным. Сегодня был здоров, а завтра может больной быть. Ведь Христос сказал: Богат ты? Продай свое имение, раздай нищим, возьми крест и иди за Мной. А чтобы крест нести, очень много терпения надо. И Господь претерпел до самой смерти, вися даже на кресте, Он молился Отцу Своему: «Отче, не поставь им во грех, ибо не знают, что творят». Человеку в жизни очень много приходится терпеть. И когда он много терпит, у него вырабатываются такие духовные качества, когда он любое бедствие, любую скорбь может легко перенести. Те люди, которые не научились терпению, они могут роптать, отчаиваться, даже кончать жизнь самоубийством. Такие скорби могут быть, что они не могут перенести. А тот, кто приобрел такую силу терпения, он за все Бога благодарит и радуется, потому что Господь сказал: терпением спасайте души ваши. И человек через терпение получает благодать. Если человек больной, даже  некому подать стакан воды, он Бога благодарит. А Господь видит, как его чадо все мужественно переносит. Так что надо научиться в этой жизни терпеть. Так оно само по себе не  приходит. Нужно поработать над собой.

Телефонный звонок: - мне задали вопрос и сказали, что услышали эту информацию от священника. Хочу спросить у вас. Сказали, что Матушка Матрона не была такой праведной, а занималась магией и колдовством.

О.Амвросий: - Вот, святитель Василий Великий говорит: «Когда я в Каппадокии проповедовал - меня знала только эта местность, а когда настала клевета, унижение - то  узнал весь мир. Ничего здесь такого страшного нет, это обязательно должно быть. Потому что злые языки приносят только себе вред. А если Матронушка помогает людям, так ее слава еще больше будет по всей России. И не только в России, но и за рубежом. Вопрос: -Как распознать волю Божию в решающих жизненных вопросах? К примеру, стоит дилемма жениться или в монашество идти. И не знаешь, какова воля Божия.

О.Амвросий: - Ну, воля Божия такова. Куда человек больше склонен? В  монахи, допустим, девушка более склонна. Пусть идет,  не повредит. Если более склонна замуж выйти, пусть идет замуж. Так же и у юноши. Тут все зависит от нашей свободной воли. Если наша воля соединена с волей Божьей, то человек  на спасительном пути.

О.  Елеазар: - А если кажется человеку, что ему равно хочется и монахом быть и жениться? Стоит на распутье и не может определить, что ему больше по душе.

О.Амвросий: - Можно так. Можно прийти в монастырь, пожить, потрудиться, проверить свои силы, получится или нет. А можно с духовным отцом побеседовать. Он же знает немощи этого человека. И воля Божия совершится.

Телефонный звонок: - 17 июля мы поминаем нашу Императорскую семью. К лику святых так же причислен Евгений Боткин,  врач семьи. А вот остальные три человека Анна, Алексей и Иван. Им тоже большевики предлагали уйти, но они остались, выбрали добровольно свой крест  и тоже были убиты.

О.  Елеазар: Ну, если их и не прославили как новомученников официально, но при этом  они достигли святости через свой подвиг страдания. Что  они не отреклись от царя, не оставили его в трудную минуту. Если они  достигли через это святости, то то, что их не причислили официально к лику святых, ничего от них не убавляет. Они стоят перед престолом Божиим и молятся о нас. Прославление в лике святых нужно для чего? Церковь показывает тем самым своим чадам явные свидетельства и примеры того, как человек живя по Евангелию, достиг Царства Небесного.

О.Амвросий: - Здесь надо еще сказать, что некоторые так почитают людей, священников, якобы они уже святые, даже при жизни начинают им акафисты писать, их  иконы. А когда  человек отошел в духовный мир, прямо начинают уже читать акафисты, к лику святых причисляют, помимо церкви. А церковь она особо, чтобы человеку помочь спастись, допустим, вот человек отошел в тот мир, его все почитают святым, а вдруг он не святой? Ошиблись. Так ему пользу не принесли, а вред.

О.  Елеазар: -Опасно грешников прославить во святых. Мы лишаем их молитвы. За них могли бы молиться. А так  их считают святыми и за них не молятся, наоборот, им молятся. И совершенно не опасно святого не прославить в лики святых. Для него это ничего не меняет. Он как был святой - так и останется им.

Телефонный звонок: - У меня житейский вопрос. Я шел по улице, ко мне подошел человек в два раза почти выше меня, и по массе больше тело и требует, чтобы я ему простил грехи. У меня, говорит, много грехов. Я говорю, ну, как я могу тебе прощать грехи? И тут же вспоминаю, что Христос заповедовал нам:  прощайте ближним - и прощены вам будут грехи ваши. А я этого не мог ему сказать.  Я сказал, чтобы он пошел к священникам, и они простят грехи. Прав ли я был или мне надо было простить ему его грехи?  А я  в тоже время испугался, побоялся, что на меня  они перейдут. Как быть в таких ситуациях?

О.Амвросий: - Ну, он же не сказал, какие грехи простить ему.

О.  Елеазар: -Если он лично против вас чем-то согрешил, обидел, оскорбил, то вы должны как христианин ему простить. Если вы его первый раз видите, он просит вас простить ему -  у вас нет такой благодати и власти прощать ему грехи. Здесь нужно понимать, что такая духовная власть только у епископов, через возложение  рук их, и у священников. Вы  не можете простить ему грехи. И в Евангелии речь шла  о личных, так  сказать, обидах против вас. Вот допустим, если бы он подошел, покрыл вас трехэтажным матом, а потом сказал: прости меня  - вот тогда  нужно было бы простить.

О.Амвросий: - Я знаю такой момент интересный. Как-то я беседовал с одним епископом. Он говорит: «При советской власти  я всегда в собор ходил пешком и на трамвае. И как-то встречался ему один человек, каждый  раз начинал оскорблять, вы попы такие - сякие. И это было каждый день. А потом он так досадил, что епископ ему сказал: да будь ты проклят! И с этого дня больше его никогда не видел. Хотя ходил и ездил каждый день. А вот  сказано Господом: кого разрешите от грехов, того разрешу. Кого свяжете на земле -  тот будет связан на небе. Наверное, вот слово епископа исполнилось.

О.  Елеазар: - Возможно. Но это тяжелые грехи. И заслуженное проклятие, видимо, было.

О.Амвросий: -  Многие спрашивают: вот, меня мать  проклинала или жена проклинала, особенно это у цыган. Я говорю – в Библии написано: незаслуженное проклятие Господь не принимает. А тут у епископа  было заслуженное. Постоянно оскорблял его, перед всем народом.

Телефонный звонок: - Что значит «ходить узкими вратами»? С одной стороны это понятно. А с другой -  чтобы без лукавства в современном мире. Вот, если у меня есть дача, я увлекаюсь садоводством, питаюсь хорошо, досыта. Иногда кино смотрю старое.  Вот и задумалась, что такое ходить узкими вратами?

О.Амвросий: - Широкие врата ведут в бездну, а узкие врата ведут в обитель рая. Широкие  врата, когда человек дает свободу всем своим страстям. В храм не ходит, допустим, а ходит в театры, молитвы не читает утренние и вечерние. Питается вдоволь, посты нарушает, не исповедуется, со всеми живет в скандалах. Крики. То есть, дает полную свободу своим страстям. Это широкий путь. А вот путь узкий.  Человек все терпит, переносит. Все оскорбления, болезни и скорби и поношения и  за все Бога благодарит  и радуется. Вот это узкий путь. Я вот отцу  диакону рассказывал. Позавчера я видел сон интересный. Одному священнику рассказал - он сказал, что это не противоречит евангельскому духу. Я видел поток народа стоит, а стоят они все, в конец жизни. А поскольку я был первый -  думаю: а я первый пойду, ждать не буду, куда меня определять-  то ли в рай, то ли вне рая я окажусь. Захожу. Христа не вижу. Женщина сидит за столом. И спрашивает - что ты Христу принес?  Я говорю: вот у меня коробочка позолоченная, но деформированная, плотно не закрывается. Она говорит: это Богу не нужно. Ему нужно то, что Он сказал. Накормил ты голодного, одел ты нагого, посетил больного? То,  что в Евангелии сказано. И стала искать добрые такие дела мои и все складывать на стол. А я так думаю, я уж 50 лет народу рассказываю о Боге, исповедую, очищаю душу и мысль такая, что  это все ничто. Это будут молиться за тебя, если попадешь в нехорошее место. И так вот очнулся. Спрашивал  митрополита Иосифа Алма-атинского, святой человек. Как-то я  был в 1972 году. –  Владыка, а как нам вот священнослужителям спастись? Он говорит: вы не думайте о спасении, а вы думайте,  как людям помочь спастись, а по их молитвам Господь и вас спасет.

Какие мы можем добрые дела делать? Господь говорит: без Меня ничего не можете делать. То, что  молитву читаем утром – Боже, очисти меня грешного, яко николиже сотвори благое пред Тобою. То есть, я никогда ничего хорошего пред Тобой не сделал. А если что-то  сделал-  то только при помощи благодати Божьей. Так что никогда ничего себе нельзя приписывать. Думать и помнить, что вся надежда только на Бога, на молитвы святых, Матери Божьей и на молитвы тех людей, с которыми мы в общении.

Вопрос: - Если жена сварливая или муж алкоголик или деспот страшный, но при этом не изменяют, значит - надо терпеть?

О.Амвросий: - Терпением спасайте души ваши. Претерпевший спасется. Но есть такое, когда доходит до угрозы убийства  -   надо обратиться к правящему архиерею. Вот я, допустим, 21 год был начальником тюремной миссии. Захожу в следственные камеры женские, там человек 40. Двухъярусные кровати. И вижу: одна молодая девушка отвернулась и заплакала. Я подхожу к ней, спрашиваю: какая у тебя проблема? Она говорит: вот я замуж вышла, а муж оказался пьяницей и такой учинил скандал в доме,  сказал, что зарубит меня. Побежал в сарай и смотрю: с топором бежит. Я открыла дверь дома, он залетает, а я ему ножом в живот. Он пьяный. Упал и умер. И за то, что она не вызвала скорую помощь, ее забрали и держат в следственной камере.

Телефонный звонок: -Я слышал раньше такое предсказание, что в последние времена в монастырях будет как в миру, а в миру как в аду.  Вот как,  по вашему, есть такие признаки?

О. Елеазар: - Да, действительно были такие предсказания, что в монастырях будет как в миру. А в миру  - как в аду.

О.Амвросий:- Ну, я обычно говорю так: взять ведро молока, снять сливки с этого молока, а что останется? Останется вода. Значит, все люди, которые живут в миру - они же не с неба, как ангелы, слетели в монастырь. А самые лучшие  люди, которые пришли в монастырь, не пьют, матом не ругаются,  не курят, стараются дружно жить вместе. Так что те монастыри, которые  вновь появились, еще и молитва слаба и  не утвердились, и они не могут передать тот дух, который они выработали. В  древних монастырях, конечно, дух уже передается. И там уже молятся. Где-то можно  и так думать.

О. Елеазар: - Я думаю, что такое всегда было. Просто были такие монастыри, где было как в миру;  и где-то в миру - как в аду. Просто, наверное, пропорция будет меняться ближе к концу времен.

О.Амвросий: - А еще надо усматривать, по Священному Писанию Господь говорит, что ради избранных сократят те времена. Время сократиться. Иначе не один человек бы не спасся. Ведать, такое время придет: один день как час. Сейчас уже неделя -  как один день. Год как месяц.

Телефонный звонок:  -  Как пережить измену?

О.Амвросий: - Я пример приведу. Павел препростой, у него была жена. Было все нормально. А потом стали ему говорить, что жена ему изменяет. Он не верил. И однажды, когда пошел работать в ночь. Стал за домом следить. Стемнело. Он увидел, как какой-то молодой мужчина постучал в окно и зашел. Он постоял час. Потом приходит в дом. Жена говорит: у меня гости. Он уже полупьяненький сидит, полураздетый. И что он сделал? Он собрал свои вещи и сказал спокойно – дорогие, простите меня, вы любите друг друга, я не буду вам мешать -  и ушел к преподобному Антонию.  Сказал – Отче, прими меня, я хочу спастись. Св.  Антоний дал ему пещеру. Он был препростой.

О.  Елеазар: - Прилично ли православному христианину бояться колдунов?

О.Амвросий: - Как говорит  о.  Андрей Кураев говорит: сколько я уже говорил о колдунах, меня уже давно бы съели, а меня Благодать Божия хранит.

О.Елеазар: - Вот в том то и дела, что если Бог за нас,  то кто против нас? Если мы рабы Бога Всевышнего, то какие колдуны могут нам повредить?  Если же в нас колеблется вера, как в апостоле Петре, когда он шел по воде к Христу и начал тонуть - ну тогда да. Ну а если мы  твердо верим во Христа, что мы под благодатью, под покровом Божиим, под покровом пресвятой Богородицы, ну кто нам может повредить? Надо понимать, что православному христианину стыдно таких вещей бояться.

О.Амвросий: - Апостол  Павел говорит: один человек согрешал смертным грехом. Плоть его надо отдать на изнеможение сатане, чтобы спаслась душа.

О.Елеазар: - Здесь как раз говорится, что апостолы могли  повелевать и бесами. То есть это было не колдовство, они  могли просто в педагогических целях.

О.Амвросий: - А колдуны они тоже через бесов действуют.

О.Елеазар: - Кстати, о колдунах пишется в Библии. Только  сегодня мы разговаривали с одним священником, который выступает на радио «Радонеж», о Моисее. Когда  Моисей стал пред фараоном. И вот фараон начал  испытывать Моисея. Позвал своего главного чародея, один бросил жезл  - и поползла змея, Моисей тоже бросил жезл и тоже змей стал,  но змей Моисея пожрал змея этого чародея. То есть, они имеют реальную бесовскую силу. Очень  хорошо описана эта сила и в житии Иоанна Богослова. Но раб Христов не боится никого, потому что он под покровом Божиим. Он верит в Бога. Апостол Павел говорит: идол в мире ничто!

О.Амвросий: -  НЕ бойся никого, кроме Бога одного.

О.Елеазар: - Единственное, что может нас сделать беззащитными перед ними -  наши собственные нераскаянные грехи. Когда мы сами себя  через собственные грехи делаем недостойными благодатного покрова. Удаляемся от Бога. И становимся без покрова беззащитными. Поэтому надо в грехах каяться, в церковь ходить. Молиться. И никого не бояться.

Телефонный звонок: - Когда человек умирает - какой вид принимает его душа? На какой возраст она выглядит?

О.Амвросий: - Вот что только не бывает! С одного города приезжает два человека. Женщина и мужчина. И говорят: мы познакомились  на богословских курсах. А теперь приехали к вам взять благословение, мы уже все приготовили для свадьбы, только вот благословение взять. Даже расписались. Я говорю: а сколько тебе лет? Она говорит – 57. Я говорю: матушка, тебе уже на пенсию идти надо, думать о  спасении души. Бог дает пенсию, чтобы спасти душу. Потом он подходит. И мне говорит: я женщина. Я говорю: как?  Операцию сделали, теперь  я  мужчина. Мы говорит, полюбили друг друга. Говорю, венчать - то вас нельзя!  Надо покаяться. Вот, чего только не бывает в жизни!

Вопрос: - Осудит ли  церковь жену, уходящую от мужа, который ее ударил или обижает ребенка?

О.Амвросий: - Я бы посоветовал так. Проанализировать свою жизнь и совершить генеральную исповедь. Чтобы  не было грехов. Чтобы душа у человека напрямую шла к Богу. И Господь вас защитит. А вот когда муж обижает, притесняет, что-то здесь ненормально.

О.Елеазар: - А если живет благочестиво, а муж самодур?

О.Амвросий: - А кто выбрал?

О.Елеазар - Ну, тут да. На санки уже сели, поехали.

Но все - таки. А можно ли вот так, например? Я не о разводе говорю. Разойтись и какое-то время пожить отдельно? Пусть поживет сам, подумает.

О.Амвросий: - Был такой случай, муж с женой ссорились, доходило до драки. Она купила себе электрошок. А он купил пистолет газовый. И спят отдельно. У нее под подушкой электрошок, у него пистолет. Друг к другу не подходят. Смиряются. Он ее боится, она его.

Слово утешение:- Самое лучшее утешение в Евангелии. Где Господь говорит 365 раз – всегда радуйтесь! На каждый день. И апостол Павел говорит: всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все Бога благодарите. Еще часто  Господь говорит – не бойтесь никого, потому что у вас защита – Господь. О.Елеазар: - Тут надо бояться вот чего.  Надо бояться того, что мы боимся кого-то, кроме Бога. Вот такое состояние должно настораживать.

О.Амвросий: - Так что Господь нас любит, никого Он не наказывает. Он только дал нам наказ, а мы этот наказ не исполняем в заповедях и сами себя наказываем. Потом  обвиняем ближних и Бога.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+