Перейти к основному содержанию

00:53 22.11.2019

Архимандрит Амвросий (Юрасов) и Иеродиакон Елеазар (Титов) отвечают на вопросы радиослушателей.

10.07.2019 15:04:06

Слушать: https://radonezh.ru/radio/2019/06/24/21-00

О.Елеазар: - Все православные христиане веруют, что Бог Един по Существу и Троичен в Лицах. Отец и Сын и Дух Святой – Троица Единосущная и Нераздельная. Этим  мы отличаемся от Ветхозаветных религий,  которые не признают триединство Божества. А признают, что Бог один Един и Один и без всяких поправок. Так вот, а  мы знаем, что Бог Троичен в Лицах. И вот общением Божественных Лиц между собою является Любовь. Событием Трех Лиц  является Любовь. Они в любви пребывают. Из которой рождается беспрекословное послушание, как говорят Святые Отцы.

Сегодня хотелось бы поговорить на эту тему о  Троице, о Церкви, о  том великом даре и великом счастье, которым обладают православные христиане – познание Единого Истинного Бога в Троице.

О.Амвросий: - Вы, отец затронули  хорошую тему. Весь народ Израиля  до Христа читал Священное Писание, Библию, где говорится о Троице. Первые слова Господь говорит: сотворим человека по  образу Нашему и подобию. Там  не написано – создам человека по образу Моему и подобию. А создадим человека по образу Нашему и подобию. Даже по-еврейски там написано множественное число. Так же вот и в Священном Писании Ветхого Завета: И сказал Господь Господу Моему: сиди одесную Меня до тех пор, пока не  положу врагов в подножия ног твоих.  Так же в Ветхом Завете Аврааму явилась Святая Троица в виде трех ангелов. И ангелы постоянно возглашали: Свят, Свят, Свят Господь!

Любой завод, выпуская машину, ставит свою марку.  Допустим: мерседес, вольво, победа и другие. Так Господь создал мир и  оставил отпечаток Святой Троицы. Хотя в Священном Писании догма так гласит - Бог Отец вечно рождает Сына, а Дух Святой исходит от Отца через Сына.  Вот взять аналогию в солнце. Солнце имеет круг, в круге нет ни начала, ни конца, это как бы означает Бога Отца. Из круга постоянно рождается свет. Это Сын Божий. А тепло  - это благодать Духа Святаго.  А солнце одно. Наш разум как бы обозначает Бога Отца, разум постоянно рождает Слово, Слово -  это Сын Божий.  А дыхание – Духа Святаго. В совокупности это одно слово. 

Человек состоит из плоти, души и духа. Тоже троичность. Даже если посмотрим  на свой палец, палец у нас один, но три сгиба. Рука у нас одна, но три сгиба. Нога у нас одна, но три сгиба. Это подчеркивает то, что творцом является Господь. Художники знают, что нос  три раза  помещается в лице, глаз три раза помещается. Как бы крестообразно. Как-то на эту тему я беседовал с шестью профессорами-медиками. Они говорят – вот у нас есть атлас человека, там все в три. Так Господь мудро создал.

Вот взять воздух: азот, кислород, водород. Самые основные элементы. Земля – песчаная, глинистая, черноземная. Вода может быть жидкой, газом и твердой. Все в три.

Вот через это мы можем узнать, кто же Творец! Отрицать, конечно,  можно все. Я сегодня беседовал с одним человеком. Он говорит: сомневается, что Бог - Творец всего.  Я говорю – вот ты покушал пищу, через уста направил в желудок, а там целая фабрика работает, распределяет все  соки по организму. Разве это не мудрость Божия? Вот скелет человека, а кто этот скелет наполнил плотью? Не само же все! Разве это не Премудрость Божия?

 Господь творит все новое и новое. И конечно, Премудрость Божия такова, сколько миллиардов животных, птиц, рыб. Все вкушают пищу, она в желудке перерабатывается, все живут и  дают потомство.  Разве это не премудрость Божия? Само ведь никогда ничего не создавалось. Говорят, что  все природа создала. А как мертвая природа могла создать все живое? Весь  растительный и весь животный мир и глава - человек? Разве это не премудрость Божия? Говорят: вот ученые что-то доказали. Ну что они могут доказать? Когда профессор  Осипов говорил: представьте себе  какой-то человек  взял  столовую ложку,  подошел к  океану, набрал воды и перед всеми заявил: смотрите, говорят -  здесь киты плавают, а никаких китов и нет. Очень мудро! Как же можно, почерпнув столовую ложку воды, говорить о содержании океана?  Так  и ученые, получили только чайную ложечку даже меньше ее. Что они могут говорить? Когда человек ограничен, он даже сам себя не знает.

О.Елеазар: - Православная вера самая нелицеприятная для человека, она  обязывает к строгой жизни на земле. А католики обещают душе чистилище после смерти, где  можно покаяться и спастись.

О.Амвросий: - Мы в Священном Писании читаем: апостол Павел говорит – Один Господь, Одна вера,  Одно крещение. Бог много вер не создавал. Он создал только одну церковь. И установил точные законы, по которым человек будет жить.

Как-то мы говорили, что Господь дал наказ- не убивай, не прелюбодействуй, не воруй, чти отца и мать и будешь долго жить на земле. И одно слово добавил: кто не будет чтить отца и мать -  да злой смертью умрет. Также Господь дает нам наказ – не осуждай никого, не раздражайся, не гордись и прочие наказы дал. И когда мы их не исполняем  - мы сами себя наказываем. И мы должны  хранить веру православную. Православный- это значит правильно славящий Бога. Правая вера.

О.  Елеазар: -Тут еще, батюшка, можно сказать, что обещать можно все, что угодно. Но важно не обещание, а то, что будет на самом деле. На самом деле, как нам открывает священное Писание и Святые отцы, никакого чистилища не будет.

Здесь есть еще подобный вопрос. Только не о католиках, а о протестантах. Часто православие называют религией страха. Вот  будет второе пришествие, всех накажут, вечные муки. А протестанты говорят о другом. Так будет ли наказание нераскаянным грешникам или любовь Господня всех покроет?

О.Амвросий: - Я могу сказать, что когда я был в Сухуме. Отслужил Литургию.  Не далеко от того дома где я жил, дом баптистов. Думаю, дай-ка  я схожу, давно  не был. Зашел с крестом и в рясе. Меня с любовью приняли, дали место. Самый главный проповедник говорил слово. Увидел меня и говорит: о, нас посетили православные священники! Может, у вас есть что-то сказать нам? Я говорю: благословите. Зашел за кафедру. Подошли с видеокамерой вплотную снимать. Я говорю: знаете, я писал кандидатскую работу: «История баптизма, разбор вероучения», так что мне эта вера знакома. И говорю: у меня есть вопрос к вам. Скажите, кто нас спасает? Церковь или Христос? Они все хором – только Христос. Я говорю – а церковь? – Не спасает!  Я говорю: а вот в Священном Писании апостол Павел говорит-  церковь - это тело Христово, глава этого тела- Сам Христос. Смотрите, если нас не  спасает церковь, а спасает Христос, мы берем голову и отрываем от тела и  хотим с головой спастись без тела. Все хором: не поняли! Я повторил.  И говорю: если мы не почитаем Матерь Божию,  ангелов, святых - значит, мы не  почитаем тело Христово. Потому, что тело Христово состоит из святых. Так что протестантизм -  это религиозный атеизм. В следующее воскресенье пришел, собрание кончилось, я спросил, почему мне слово не дали? Мне сказали, что я говорю не в их струю все. Я говорю: я же по Священному Писанию! Но они сказали: ну и что же? Я сказал: простите,  и ушел.

О.Елеазар: -  Вот, батюшка, в этом вопросе классическое непонимание, что такое наказание и вечные муки. Так будет  ли наказание нераскаянным грешником или любовь Господня всех покроет? Все дело  в том, что значит наказание нераскаянным грешникам. Если кто-то себе представляет, что на Страшном Суде разгневанный и обиженный Господь будет угрожать словами и вечными адскими муками грешникам бедным, которые не будут знать, куда уже деваться.  Если вы считаете, что, в конце концов, разгневанный Господь всех грешников ввергнет в вечные  адские муки, то вы глубоко ошибаетесь.

О.Амвросий: - Да.  Потому, что Господь - это Любовь. Он никого никогда не наказывает. Он только дал наказ. Вот  это, это, это не делайте. И человек, когда это делает - он помрачает свой ум и удаляется по грехам своим от Бога. Он сам создает себе это  будущее вне Бога. То ли радость, то  ли печаль - все зависит от человека. Человек с больными глазами не может находиться в свете солнечном. Он стремится уйти в темное место. Ему там будет хорошо. Так что Господь ад не создавал. Поэтому Господь и говорит, что Царство Божие внутри вас есть. И ад внутри нас есть. Сам человек своей жизнью создает себе будущее радость или скорбь. Даже сейчас есть люди, которые  дают свободу своим страстям. А потом доходят  до такого состояния: отчаяние, тревога, на грани самоубийства. Он становится рабом своих страстей. Они начинают его мучать. Если он не покается и не исправится - он  будет страдать вечно. Вот, человек не может избавиться от пьянства. Знает, что он  уже больной. Или от наркотиков. Или от других страстей. Он знает это, страдает, мучается.

Верующий человек уверовал, что Бог есть, потому что не  верующих людей на земле нет. Одни верят, что Бог есть, другие, что Бога нет. И этот человек, когда пришел  и покаялся - то почувствовал, что на душе у него множество грехов как мешок с камнями снят с плеч. Даже в пот многих бросает, даже руки трясутся, когда человек исповедуется. Потому что темные силы не дают человеку, чтобы он раскаялся. Наводят на него страх. Им жалко душу отпускать. Ведь миллионы людей, когда покаялись - получили свободу, потому что радость и любовь не заграницей, не на базаре, ни в магазине не купишь. Это дает Господь человеку, который покаялся. Если  он один грех утаил - вся исповедь недействительна. Поэтому душу надо освободить от грязи. Если светлое платье человек надел  - а машина проехала и обрызгала. Даже если одно пятно  не смыл на платье -  все равно одежда будет грязная. Так и  человек когда пришел помыть свое тело в баню, помыл одну ногу или руку, голову не помыл, так он и останется грязным.

О.Елеазар: - Люди порой считают, что Страшный Суд - это такое место, где будет прокурор дьявол,  Христос  будет адвокатом и Бог будет судьей. Совершенно не понимая, что такое Страшный Суд. И некоторые думают, что там можно будет с Богом спорить. Что  будет какой-то судебный процесс. На самом же деле душа человеческая -   творение Божие. И вот творение  предстанет перед своим Творцом. Грешное творение. Со страстями и  пороками - перед своим Безгрешным Всесовершенным Творцом, Который есть Любовь. И вот когда такой человек нераскаянный, с душой полной злобы против Бога, предстанет на Страшный Суд перед Богом и увидит Всесовершенную Любовь -  его  поразит как молнией мысль, мгновенное осознание того, что  в  своем жалком и страшном положении он  сам виноват. Это всесовершенная Любовь. Она не может в принципе упустить хоть одного маленького момента, чтобы  не спасти эту душу. Это будет понятно даже дьяволу. И раз  я оказался на левой стороне среди грешников -   значит, Бог тут не виноват, а я виноват.

О.Амвросий: - Господь же для человека ад не творил.  Господь скажет: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный,  уготованный дьяволу и всем его ангелам.

О.Елеазар: - Поэтому страшный суд есть и будет вечное наказание, но на это вечное наказание обрекают себя сами люди. И знаете, что самое интересное в этом ужасном явлении?  Что люди будут видеть Бога и будут Его ненавидеть. Стоящие на левой стороне. Вот если кто-то из левой стороны в самый  последний момент уже на Страшном Суде придет в себя и скажет: Господи, я только что очнулся, прости меня, я не ведал, что творю. Господь сразу же переставит его слева направо. Но весь ужас и уникальность заключаются в том, что они будут видеть Бога, адские муки и ненавидеть Бога, и никто не сможет сказать. Грешники не смогут сказать: «прости».

О.Амвросий: - Они переступили черту  покаяния. Уже не могут покаяться.

О.Елеазар: - Да. Поэтому нельзя играть в игрушки со своей вечной участью. Нужно к ней готовиться, Через творение добрых дел.

Вопрос: - Вот Петр I,  он же хотел построить рай на земле, он был верующий и называл тех, кто не верит своему Творцу: либо сумасшедший, либо безумный, и  своих подчиненных он заставлял верить. Даже мог, наверное, как-то наказать.

О.Елеазар: -Вы знаете, это может быть и неплохо с точки зрения верующего человека, но это побочный эффект самодержавия. Было самодержавие в тот момент, не демократия. Был император, у которого была вся власть в стране, и он хотел, чтобы его окружали верующие  люди. Единомышленники.  А потом пришло другое время, коммунистически безбожное, тогда  руководители стали требовать от своих подчиненных, чтобы они стали безбожниками и, наоборот, не верили в Бога. Я думаю, что вот среди этих двух перегибов Петр I  - это был хороший перегиб.

Вопрос: - Мне 37 лет. Родителям по 60. У нас с отцом постоянные споры о Боге, о вере. Он называет верующих биороботами, что здесь можно сказать?

О.Амвросий: - Ну, нужно сказать, что если он неверующий, то это ходячий труп.

О.Елезар: - Кстати, сказали, что Петр I называл безумными, это не он называл, это в Библии написано. В псалмах.

О.Амвросий: - Можно сказать ему так: ты обратись к Богу, папочка, и скажи: если Ты мне дашь веру, откроешь мои глаза духовные, то я буду верен тебе до самой смерти и приведу других людей к покаянию. И Бог даст.  Просите - и дастся вам.

О. Елеазар: - Причем это не просто отговорка. Это  реальный случай. К человеку пришел другой и сказал, что он не верит в Бога. На что первый спросил: а хотел бы? Тот сказал: да, если бы были какие-то доказательства. Он ему сказал: давай  ты придешь домой и помолись Богу -  Господи, я хочу в Тебя верить, но я не верю. Если Ты есть - покажи мне убедительно, что ты есть. Тогда я буду верующим настоящим христианином. Мне не хватает доказательства от Тебя, что Ты есть. Вот так помолись, и я здесь помолюсь.

И ночью ему снится сон, настолько явный, как реальность. Он говорит, что, может,  и не сон. Ведь у Бога все возможно. В общем, в этом сне он побывал в аду. Увидел свое место, где он будет. Проснувшись, он пришел к этому человеку, который ему посоветовал, чтобы ругаться с ним. Сказал ему, что если бы он знал, что тот  ему советовал;  если бы знал,  где он окажется -  он бы никогда не слушал его. Второй сказал: зато теперь ты знаешь, что Бог есть.

Так что папе можете посоветовать.

О. Амвросий: -Так я заехал машину помыть. А тот человек, который машины моет, начальник их, говорит: а вы исповедуете людей? Говорю: да. А какую пользу исповедь дает? Я говорю, что вот, машина грязная: помыли, стало хорошо и легко, и приятно всем. Он сказал: а можно прийти покаяться? И он пришел.

Телефонный звонок: - Вот, Господь есть Любовь, но почему не говорится, что у него есть другие личностные качества, ведь Он личность. Он же сам о себе говорит: Мне  отмщение, и Аз воздам.   Господь мздовоздаятель.  Ну, вот всемирный потоп, ведь Господь навел его,  он не сам случился, это решение принял Бог.  Вопрос в том, что вот говорится, что Господь  Любовь Он никого не наказывает. Еще как наказывает! Очень  здорово наказывает и в Ветхом Завете, и в Новом.

О.Амвросий: - Всемирный потоп - это любовь Божия. Потому что кроме 8 человек – праведный Ной, жена его, три сына и их жены, то есть остались только те люди, которые не запачканы грехом, которые признавали Творца.  Вот здесь- то и проявилась любовь. Какая любовь? Эти люди все погибли, а 8 человек остались. И новое поколение стало жить. Вот, прошло где-то 2260 лет от  творения человека до всемирного потопа.  Я как-то о. Елеазару рассказывал, а почему называется Россия, почему называется Москва? Я ему показал у святых отцов, они говорят: Россия после всемирного потопа самый благочестивый город, здесь жили Россы, поэтому Россия. А где сейчас Москва -  здесь благочестивый патриарх жил, Мосоха, поэтому называется Москва.

О.Елеазар: -Тут еще, батюшка, что интересно? Вот, когда мы стоим на земле и смотрим на солнце, что мы видим? Что солнце вращается вокруг  земли, но мы же с вами грамотные люди и мы знаем, что это не так, что это земля вращается вокруг солнца. А если человек незнаком с законами небесной механики, то он скажет: да как же,  вот видно же- солнце заходит и встает. А если вы мне не верите  - давайте посмотрим в календарь, что  там написано? Восход солнца и закат. Там же не написано: восход земли и закат земли. У него  даже есть свидетельства письменные. Но мы - то  знаем, что это не так. Я к чему это говорю? Вот, Господь потопил первых людей. Почему?

Я вам  больше скажу: Господь изгнал Адама из рая только по любви. Знаете, в чем  заключалась любовь? В раю росло два дерева: одно дерево познания добра и зла, от которого, если Адам вкусит, предупредил его Бог -  то он смертью умрет. А второе дерево жизни, от которого вкушая, Адам жил вечно. И вот когда Адам согрешил и исказил свою природу своим греховным поступком, то Бог не захотел чтобы в этом состоянии Адам  остался вечно. И лишил  его доступа к древу жизни. Изгоняет его Господь из рая. При этом, будучи Любовью, говорит: не навсегда это с тобой происходит, придет Спаситель и спасет тебя. Так и пришел Христос. Вот так же Господь пресекает род человеческий для чего? Чтобы хотя бы эти развратились с ними все понятно, но хотя бы чтобы следующие, чтобы хоть из малого количества спасенных людей родился новый народ, который будет по- другому себя вести. А история потопа останется на все времена.

О.Амвросий: -Или говорят, а почему революция была? Опять же любовь Божия. Допустим, взять какого человека у него мясо, и оно начинает портиться, он то, что испортилось, отсекает, чтобы спасти остальное и в холодильник кладет. Хоть что-то спасти.

О.Елеазар: - Или врач. Представьте себе, у человека нога болит, у него гангрена, а этот врач негодяй - вместо того чтобы облегчить ему страдания берет и эту ногу отрезает. Ну, разве это врач? Вот так же и Господь он отсекал гангрену, чтобы другое человечество не погибло. И делал это из любви.

Знаете, если углубиться по святым отцам, вы удивитесь толкованиям.

Телефонный звонок: - Как понять ум, разум и премудрость, в чем здесь различия как понять эти различия?

О.Амвросий: -  В  Священном  Писании сказано, что все мысли идут от сердца: убийства, прелюбодеяния, воровство, гнев, зло. Они могут идти, а ум человека стоит на страже. То ли делать это, то ли нет.
А премудрость Господь дает уже очищенной душе.

Блаженный Августин проводил не хорошую жизнь, мать молилась усиленно и обращалась к епископу. Он говорил: мать, молись. И второй и третий раз так. Молитва твоя дойдет до Бога. И вдруг в одно мгновение по молитвам матери  блаженный Августин уверовал, и Господь дал ему такую премудрость, такое великое знание, что 10 скорописцев -  он им диктовал Богословские темы  - они не успевали за ним записывать. И он написал много трудов. Если каждый день читать по 8 часов его труды, надо потратить 80 лет. Ему Господь дал такую премудрость, знание Богословия.

Мама за него молилась больше 20 лет со слезами, и от этого даже зрение потеряла.

О. Елеазар: - Если хотите  - это примерно так, может кто-то поспорит, ум  - это то свойство, которое мы имеем по природе. Разумность -  это наша способность использовать ум. А премудрость  - это наша способность использовать ум еще облагодатствованный благодатью Божией, и тогда мы становимся не просто разумными, а премудрыми.

Телефонный звонок: - К нам в храм на праздник Троице пришел мулла за помощью. Мне  интересно узнать ваше мнение.

О.Амвросий: - Господь же говорит: когда любой иноверец имеет нужду, накорми, напои, одень. Окажи ему милость. Надо показать свою любовь и христианство, что вера Христова  - вера любви.

 Был такой случай: один ученик обратился к одному воину восточному и говорит: отче, а не принять ли нам веру  православную? Тот говорит: нет. А почему? Потому что это религия любви, нам до нее очень далеко. Это он обратился к самураю.

О.Елеазар: -  Батюшка,  мы же должны брать пример со святых. Но первый пример для нас Господь. Господь  говорит что, что Бог посылает дождь и на злых, и на добрых, и на праведных, и на грешных всем дает. Второе. Был такой святой Николай  Японский, он помогал деньгами протестантам строить их храм. Почему? Проявлял любовь христианскую и этим обращал их в православие. Все мусульмане  практически признают за святого святителя Николая Чудотворца. Почему? Потому что он отвечает на их молитвы и помогает. Но если человек пришел и просит помощи, пожар у них или голод или болезнь какая нибудь- ну как мы можем не помочь? Ну, и пусть он мусульманин. Нам  же Господь не сказал взирать на лица и спрашивать, мусульманин или не мусульманин. Сказал: просящему дай. Вот и надо давать.

Телефонный звонок: - В каком году родился Христос?

О.Елеазар: - в нулевом, если от сегодняшнего дня.

О.Амвросий: -2029 год от рождества Христа. А до Христа прошло 5508 лет. Считается от Адама. От изгнания Адама из рая.

А всего прошло 7537лет.

О.Елеазар: - Так что, когда Христос родился – это был первый год нашей эры. 

О.Амвросий: -А когда Он воскрес, Он явился к ученикам и сказал: мир вам, примите Духа Святаго, кому простите грехи на земле  - тому  будет прощены на небе, кого свяжете  на земле- тот будет связан на небе. Вот в этот момент Господь образовал церковь Христову и дал власть апостолам, апостолы же, рукополагая священников, давали им власть.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+