Перейти к основному содержанию

01:23 17.07.2019

Иудейская пасха. Вот скажите: это как понимать?

13.06.2019 14:41:36

Слушать: https://radonezh.ru/radio/2019/04/21/21-00

Владимир Носов: - Пришлось с неприятных сообщений начать эфир. Мы знаем, что неделя началась с трагического события – с пожара собора Нотр-Да́м-де-Пари́ и заканчивается тоже катастрофой: буквально сегодня, несколько часов назад, произошла серия терактов в храмах в Шри-Ланке. Мы знаем, что сегодня католики отмечают Пасху. И событие пришлось на этот день. Батюшка, прокомментируйте ситуацию, пожалуйста.  

прот. Олег Стеняев: - Я думаю, это нападение на христианскую цивилизацию: то, что произошло в Париже и что сегодня происходит в Шри-Ланке. Уже погибло 250 человек. Многие в тяжелом состоянии. Я думаю, эти цифры будут расти. Это очередное нападение на христианскую цивилизацию.

 Похоже, нас проверяют на прочность, готовы ли мы сплотиться, или по-прежнему будем каждый сам за себя. Такое нападение на Католическую церковь -  это предостережение и для нас, православных христиан. Как Господь говорит: «Вы слышали, упала башня, погибло столько-то человек. Не думайте, что они были хуже вас. И если вы не покаетесь, с вами будет то же самое». Похоже, что мы следующие. И подобные действия, как правило, они начинаются по отношению к Римской церкви, как самой большой христианской Церкви, а потом так или иначе они перекидываются и на остальной христианский мир.

Собственно, если говорить о Западной Европе - то  там многие даже не знают о существовании Православия. Потому что для них есть протестантизм и католицизм. Я когда бывал во Франции, то спрашивал: «А что вы понимаете под Православием?» И вот один местный человек объяснил, что он понимает под Православием: «Это католики, которые отказались от Папы». Вот так они смотрят на нас.

Еще в XIX веке русский  философ   Алексей Степанович Хомяков писал статьи в разные французские, немецкие издания, чтобы иноземцы хотя бы услышали голос Православия. И когда он присылал свои статьи в протестантские, католические издания  -  их охотно публиковали. И при этом редакционные работники говорили: «У нас тут полемика идет между двумя направлениями христианства: католицизм – протестантизм, а православие мы не замечаем, мы его не видим. И вот, наконец-то, некий помещик из России решил вступиться за свою веру». И у них проявился неподдельный интерес: а какое же, собственно, слово скажут православные по поводу этих разделений? Конечно, то, что произошло во Франции,  случилось  не на голом месте. В свое время, я не знаю уж почему, Владимир Сергеевич Соловьев, - это его работа «Россия – Вселенская Церковь» - назвал французов «передовым отрядом человечества». Я до сих пор не могу понять, с чем это связано. Может быть, потому, что гидра революции оттуда выползла в свое время? И распространение франкмасонства. Но это очень печальное событие - поджог Нотр-Да́м-де-Пари́. Это демонстрация силы.

Владимир Носов: - Вы как-то связываете эти два события?

прот. Олег Стеняев: - На мой взгляд, это события одного порядка. И сейчас нам говорят, что заискрилась проводка. На самом деле там  были поставлены деревянные леса, огонь полыхнул по ним, поднимался все выше и выше. Знакомые мне православные французы звонили и сообщали: заполыхало с двух сторон. Потом, под крышей, это пламя объединилось, сверху головни  стали сыпаться на головы людей, стоявших  в храме. Фантастическое мужество проявил один пожарный, спасая терновый венец Христа. Он просто бросился в огонь и вынес  его.

Конечно, средства массовой информации о таких вещах не говорят, потому что у них свой заказ. Они его как бы отрабатывают. Но реально, это, конечно же, было потрясение для французского христианства. Люди стояли на коленях, пели песнопения Божией Матери, Деве Марии, собралась огромная толпа. Они воспринимают  этот  пожар   как закат Западной Европы, христианской Европы. И я посмотрел, в русском интернете появились уже такие заметки: «пожар Нотр-Да́м-де-Пари́ закрыл христианский проект». То есть, проект объявлен закрытым – в таком духе пишут, с каким-то диким сарказмом. Но мне кажется, это все спланированные действия.

А то, что происходит на Шри-Ланке, вот в это воскресенье, с утра - уже восемь взрывов. Люди в тяжелейшем состоянии, 250 погибших. Я думаю, эта цифра будет расти, как я уже сказал. Мы не можем быть безучастными к таким вещам. Мы должны как минимум сопереживать, когда людей взрывают в храме во время Пасхального богослужения. Выпускается некий джин из бутылки, создается адский бесовский прецедент – значит, как бы можно это делать. Теперь другие террористы, экстремисты воспримут это, как призыв к действию.  

Владимир Носов: - Многие эксперты как раз и указывают на причастность запрещенной в России организации ИГИЛ. После поражения в Сирии образовалось множество различных ячеек ИГИЛ в Европе, и не исключено, что и в Азии.  Возможно, что это деятельность подобных ячеек, которые не будут просто так  сидеть, сложа руки…

прот. Олег Стеняев: - Несколько лет назад мы не знали этого слова – ИГИЛ. Была Аль-Кайда. Все говорили про Аль-Кайду. Через десять лет появится еще что-нибудь, какой-нибудь «Исламский рассвет». И все забудут про этот ИГИЛ. Как сейчас уже забыли про Аль-Кайду. Почти не вспоминают.

Это  как матрешка такая бесовская: из табакерки выпрыгивают чертики. Хотя с точки зрения классического ислама запрещено нападать на христианские места поклонения. Это и в Коране написано. И в Коране написано, почему запрещено. Потому что там поклоняются Богу. Но, похоже, те люди вообще не представляют ничего. Только лютая озлобленность. Западные интеллектуалы пытаются понять этот  рецидив.

А почему вообще возник исламский терроризм? Его связывают с колониальной политикой Запада в XVIII- XIX веке. Когда та же самая Британская империя угнетала людей исламского вероисповедания, захватывала их территории, очень агрессивно себя вела. И как бы это рецидив бесправного положения, в социальном смысле, неких регионов. Но самое интересное заключается в том, что, как правило, в терактах принимают участие люди с хорошим европейским образованием, из числа мусульман. И отнюдь не бедные люди, а люди с хорошим достатком. Ну, вот, этот теракт 11 сентября. Когда американцы узнали, что там значительная часть террористов были саудиты - из Саудовской Аравии, для них это было открытие. Они были поражены. Ну, если из какого-нибудь Судана какие-то люди напали бы. А это были саудиты в основном. Поэтому, мне кажется, это все не просто так происходит. Может быть, делается попытка третьих сил сталкивать ислам с христианством. Такое вполне может быть.

Владимир Носов: - Так или иначе, сегодня звучат слова из евангелия, сказанные Господом: «всякий, убивающий вас, будет думать, что тем он служит Богу».

прот. Олег Стеняев: - В том-то и дело. Христос говорил, что такое время наступит. И это происходит. Это реальность, которую мы переживали в Москве, когда взрывали спящих людей. Это происходило на Кавказе, когда эти, не знаю, как их назвать, захватывали, штурмовали роддома, нападали на школьников. То есть, похоже, что это новые вызовы. И как мы все это будем воспринимать -  это еще, конечно, вопрос.     

Тел. звонок: - Вот была в субботу иудейская пасха. Вот скажите: это как понимать? Это то, что когда они вышли из Египта? Как бы праздник пейсах, и они вкушают мацу? Или же это пасха, когда они закалывают агнца, не агнца, а жертвоприношение – барашка или козочку, и ее вкушают? Потому что я слышал, что когда они были в плену в Египте, у египтян барашек считался священным животным. И они не любили пастухов, поскольку даже не садились с ними вместе кушать. Когда Иосиф у них там был и когда пришли его братья, сынова Иакова, за хлебом, они ими как-то чуждались. И все население Египта бунтовало и возмущалось, что они проводят во дворах домов эти жертвоприношения, как бы пасху. А у них Амон Ра, как бы агнец на фоне солнца. А у мусульман ураза-байрам и курбан-байрам. Они приносят в жертву тоже барашка. Как бы в память о том, что, у мусульман Ибрагим, а у иудеев Авраам приносили тоже жертву, но своих сыновей. Авраам приносил вроде Измаила, первый сын у него кто был-то, я забыл….

прот. Олег Стеняев: - Я понял ваш вопрос. Действительно, в исламской традиции считается, что в жертву Авраам приносил Измаила, а в иудейской традиции Исаака. Здесь как бы разница между исламским видением и иудейским. Если говорить о пасхе, то христианская Пасха в древности была привязана к иудейской пасхе. То есть христиане Пасху отмечали в первое воскресение после еврейской пасхи. И вот у католиков это сохранилось. То есть когда там еврейская пасха, неважно, она там во вторник, в среду, и первое воскресение после еврейской пасхи – это христианская Пасха. Но наша Пасха, как апостол Павел пишет, это Христос, закланный за нас. Вот это – наша Пасха.

А если говорить об иудейской Пасхе – это и исход из Египта, и принесение пасхального агнца в жертву. Этого агнца съедали целиком до утра. А кровью его помазывали косяки домов, чтобы ангел смерти, когда он шел по Египту и умерщвлял египтян, увидел, если на косяках кровь жертвенного агнца - он бы перепрыгивал бы, перешагивал эти дома. И вот это как раз значение слова «пасха», или песах – перепрыгивать, перешагивать. А христианская Пасха – это немножко другое. Это – не исход из Египта, а исход из рабства диаволу, из рабства греха, из рабства страха смерти. И выводит нас из этого состояния не Моисей, а Христос. И как Моисей, который выводил евреев из Египта, он провел их сквозь Чермное море. А в нашем случае – через христианское крещение человек выходит из рабства диаволу, греху и страху смерти. То есть, у нас интерпретация этих событий немножко другая.

 Но изначально пасха была именно связана с выходом из Египта. И Христос отмечал эту пасху. Когда он ученикам говорит: «Пойдите, приготовьте Мне пасху», - как раз имеется в виду, что они должны были приготовить помещение.

Что значит «приготовьте пасху»? В помещении уничтожался весь хамец. Хамец – это кислый хлеб. Это продукты в состоянии брожения. И вот, весь хамец уничтожался, потому что пасха у евреев еще и называется, кстати, и в Библии, есть  дни опресноков. Чтобы люди встречали освобождение, используя только пресный хлеб. Почему? Потому что они поспешно выходили из Египта, их прогоняли из Египта, им давали золото и серебро, чтобы они ушли. И тесто не успело забродить. Поэтому этот день называется еще день опресноков. Праздник опресноков длится, начиная от песаха еще семь дней. И в Библии сказано, что та душа, которая будет вкушать хамец, истребится из народа. А в христианском понимании хамец – это та закваска, о которой Христос все время предупреждает апостолов. Он говорит: «Берегитесь закваски фарисейской, берегитесь закваски садукейской, берегитесь закваски иродовой». Вот об этих трех заквасках предупреждает своих учеников Христос. Что надо этого избегать.

У нас Пасха будет через неделю. А у евреев по Библии она привязана к первому весеннему полнолунию. От первого весеннего полнолуния там отсчитывают определенное количество дней, и вот 14 нисана совершается эта пасха. А христиане признают, что, да, Библия называет такие числа, но так как Христос воскрес в первый день недели, у нас он называется воскресный, поэтому после еврейской, западные христиане празднуют в первый воскресный день. А у нас такая сложная Пасхалия. Там высчитываются, и здесь могут быть смещения: как до еврейской пасхи, так после еврейской пасхи, в саму еврейскую пасху. По разному – как попадет.

Владимир Носов: - Но никогда не пересекается в один день. Мы не празднуем Пасху с иудеями.

прот. Олег Стеняев: - Да. Я знаю. Есть такое правило, что если вдруг там попадает, то  совмещение. Но какие-то годы были – праздновали все-таки. Хотя не рекомендуется. Но тут непонятно, как переносить, куда переносить.

Владимир Носов: - А интересно, когда все-таки совмещали - благодатный огонь сходил в эти моменты?

прот. Олег Стеняев: - Я думаю, сходил. Благодатный огонь сходит по вере людей, которые собираются в храме. Я не думаю, что это как-то связано с Пасхалией. «По вере вашей да будет вам», - сказал Господь.   

Тел. звонок: - Вечерние молитвы, молитва Господу Иисусу Христу, вторая, святого Антиоха, к сожалению, я что-то не очень поняла: «Ты убо, Господи Боже покланяемый, Царю Святый, Иисусе Христе, спяща мя сохрани немерцающим светом, Духом Твоим Святым, Имже освятил еси Твоя ученики». Я, наверное, неправильно понимаю – у нас Дух Святый исходит от Отца, да? Вот Символ веры. Что-то я молилась, молилась столько лет  - и что-то неправильно поняла?

прот. Олег Стеняев: - На самом деле, вы правильно обратили внимание на то, что в этой молитве говорится, что действием Христа Дух Святой освящал учеников и через них освящает нас. Здесь надо вспомнить, что еще Иоанн Креститель говорил о Христе: «Я крещу вас в воде, а Он будет крестить вас Духом Святым». Но Православная Церковь, если мы возьмем догматическое богословие Митрополита Макария, она как раз различает предвечное исхождение Духа Святаго только от Бога Отца, а вот историческое исхождение Духа Святаго от Отца через Сына. Правильнее сказать: действиями Сына. Потому что если бы Христос не очистил бы наши души, вот Он входит в Иерусалим, потом Он входит в храм и очищает храм, то мы не смогли бы принять Духа Святаго. Ведь миссия Христа заключалась в чем? Он должен был кровью Своею омыть наши грехи. И помните притчу Христа о том, что когда дом убран, там бесов изгнали из него, если этот дом остается пустым, то бесы войдут туда в большем количестве. И для живущих в доме будет намного хуже.

 А Христос очистил людей от власти бесов, чтобы мы приняли Духа Святаго. Поэтому когда Он совершил Свой подвиг голгофских страданий, потом воскрес для нашего оправдания, Он сказал ученикам: «Не отлучайтесь из Иерусалима», «ждите обещанного». То есть Духа Святаго. И эти вещи глубоко взаимосвязаны. Вот то, что Он совершает на кресте, чудо Его воскресения – это прямо связано с Его смертью. Потому что Он воскрес для нашего оправдания. Если вы спросите: а как это связано с Его смертью? Я поясню коротко. Когда Христос умер на кресте, Его враги, Его друзья стали ждать: примет ли Бог Отец эту жертву или нет? И когда Бог Отец на третий день силой божественной воскресил Христа из мертвых, Сам Сын силой Своей  восстал из гроба, в действии Духа Святаго. Вот это было свидетельство, что жертва принята. Это было свидетельство о том, что теперь мы оправданы. Поэтому нам говорится, что мы «оправдываемся воскресением» Христа. Но все было совершено, чтобы люди приняли Духа Святаго. И Христос прямо говорил ученикам, что «лучше будет для вас, если Я пойду к Отцу, умолю Отца, и Он пошлет Духа Святаго, который научит и наставит нас на всякую правду». Это вот «лучше», оно совершилось уже в день святой Пятидесятницы. Поэтому не смущайтесь, что в молитвослове такие слова, что действия Духа Святаго через Христа и Христом совершаются. Просто Церковь Православная различает предвечное исхождение Духа Святаго – только от Отца, мы говорим, в этом как бы верность букве Писания. Потому что Христос говорит, что Дух Святой исходит от Отца. Но в исторической перспективе это все совершается действиями Христа.     

Владимир Носов: - Батюшка, я вернусь к вопросу. Не секрет, что люди, которые читают правило годами, десятилетиями -  может так оказаться у некоторых, что правило прочитывается на одном дыхании. Даже мысль о Боге может и не возникнуть. То есть настолько уже привычные слова. Настолько знакомый текст, что вот тяжело углубиться именно в глубину слов молитвы. Вот как? Какой дадите совет, батюшка, чтобы возвращать слова в ум?

прот. Олег Стеняев: - Есть такое понятие, как «литургическое богословие». Многие серьезные православные богословы считают, что литургическое богословие порой значительнее, чем догматическое богословие. Потому что оно выражает догматы в категориях божественных словес: тех песнопений, тех молитв, которые мы произносим перед Богом. Это голос Церкви. А такие молитвы не без работы Духа Святаго составлялись. Как Псалтырь, например. Псалтырь – это учебник, как надо молиться. Но правда заключается в том, что Псалтырь была написана Духом Святым. То есть Дух Святой, Бог, учит нас, как молиться Богу. Как и Христос, будучи Богочеловеком, Он дает ученикам молитву «Отче наш», научая нас, как молиться. Хотя по понятиям Православной веры молитва, обращенная к Богу Отцу, подразумевает и Бога Сына, и Бога Духа Святаго. Так же, как и молитва Духу Святому, например «Царю небесный» подразумевает и Бога Отца, и Бога Сына. Потому что мы Троицу не разделяем.

Тел. звонок: - Какая судьба сводных братьев Иисуса Христа – Иосии, Симеона и Иуды? Второе: Существует поверье, что прошлогоднюю вербу надо складывать в наволочку, которая послужит вместе с вербой подушкой для усопшего, чтобы отгонять бесов. Что Вы по этому поводу думаете?   

прот. Олег Стеняев: - Ну, красивый обычай. Вот так я скажу. Зачем пухом набивать? Вот, действительно, взять там соломку Троицыного дня, вербочки. Красивый обычай. А если говорить о братьях Господних – они почитались в христианских общинах наряду с Девой Марией. У них было особый статус, у этих людей. И они как бы были сосредоточием церковной жизни Иерусалимской Церкви. И к ним было соответствующее отношение. Некоторые народные обычаи нам трудно понять их  происхождение, но если они не разрушают благочестия веры, а даже усиливают – нечего плохого в этом нет. И надо очень бережно относиться к таким вещам, как именно народные обычаи, связанные с благочестием веры. В свое время патриарх Никон не обратил на это внимание, да он и нерусский был, он мордвин был, эрзя  какой-то. И проблема не в том, что он мордвин или эрзя, проблема в том, что там очень долго было двоеверие, в Мордовии. Когда люди днем ходили в православные храмы, а по ночам собирались на эти языческие мероприятия. И не  укорененный в русской духовной культуре, он многие вещи не понимал. Никону казалось, что это можно – раз – отменить, перечеркнуть  - и все. А в результате получился раскол. То есть, очень бережно мы должны относиться к народным обычаям, традициям. Я, конечно, не имею в виду то, что называется словом суеверие. Но когда мы говорим о суеверии, надо понять, что часто мы можем суеверием объявлять то, что таковым, по сути, не является. Это просто благочестие веры наших предков.

Мне кажется, это очень красиво, если эти вербочки не выбрасывают куда-то, а, действительно, так вот, потихонечку, собирают на смертный день. И очень хорошо, когда человек сам для себя собирает такие вещи на смертный день, чтобы, когда он будет отходить, он как бы получит некое подспорье для себя. А потом они на глазах все время будут  эти вещи там. Травка Троицыного дня, веточки – память смертная будет лишний раз вспыхивать в сознании, и ничего плохого в этом нет.  

Тел. звонок: - Сколько раз я бывала на Литургии, и только сегодня вдруг до меня доходят слова, когда священник говорит: «Любы Бога Отца и причастие Святаго Духа буди со всеми вами». Как это понимать? Даже с теми, кто не причащается Крови и Тела Христовых?  

прот. Олег Стеняев: - На самом деле, к благодати приобщаются все находящиеся в храме в той или иной степени. Вот сегодня окропляли храм святой водой. На чин освящения ваий. А освященные вайи потом разносили по своим домам христиане. Потом христиане прикладывались к кресту, кто-то прикладывался к иконе, кто-то причащался. На самом деле,  если речь идет об окроплении святой водою, скажем так, не о причастии, вот рассматриваем вот эти действия. Благословение священника, целование креста, целование икон – что нам это дает? Это снимает с человека простительные грехи. Вот просто подходишь под благословение к священнику – власть простительного греха ослабевает. Ты получил благословение. Благословение – это Божия помощь в преодолении тех или иных духовных проблем. А в самом Святом Причастии попаляется склонность к любому греху. К самому страшному греху, к смертному греху. Потому что причастие, как мы видим из молитв, связанных с причастием, попаляет терние наших прегрешений. Терние – это склонность. Поэтому любое действие в церкви является подспорьем для нас.

Окропили святой водой – это благодать Божия. А благодать всегда немощная врачует, оскудевающая восполняет. Приложился ко кресту – это тоже действие благодати, которая немощная врачует, оскудевающая восполняет. Взял благословение у священника – это тоже действие благодати. Принес эти вербочки домой, я помню бабушка, когда приносила домой, она могла деток чуть-чуть похлестать этими веточками – и это тоже действие благодати, которая немощная врачевала, оскудевающая восполняла.     

Тел. звонок: - У нас невестка к своей матери относится очень хорошо, к отцу, к своим братьям. А вот к нам, мы родители ее супруга, нашего сына – мы для нее не существуем.

прот. Олег Стеняев: - Обычно, когда я совершаю таинство венчания, я говорю: «Невеста, с этого момента родственники, знаемые, близкие твоего жениха – это твои родственники, знаемые, близкие. То же самое я говорю и жениху. Почему? Потому что муж и жена «в плоть едину».

Наша передача подошла к концу. Спаси Христос!                                         

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+