Перейти к основному содержанию

15:49 16.09.2019

О спасении души...

08.05.2019 14:29:55

 

 

Слушать: https://radonezh.ru/radio/2019/04/09/21-00

Иеродиакон Елеазар: - Каждый христианин, который слушал молитвы последования перед исповедью, наверное, обратил внимание на такие уникальные, трогающие душу слова: «Прише́л бо еси́ во враче́бницу, - духовную врачебницу,- да не неисце́лен отыдеши». Церковь Божия называется врачебницей души. Значит, пастыри – это врачи духовные, к ним приходят, чтобы излечить душу.

Вопрос радиослушателя: - От чего болит душа? Как мне быть? Сын унывает, говорит, что ему плохо на душе, а ему всего 13 лет.

Архимандрит Амвросий: - Для того чтобы на душе была радость, надо добрые дела делать, научиться смирению, послушанию, терпению. Когда человек совершает добрые дела, у него появляется радость.

Беседовал я как-то с одной монахиней. Её в семь лет поставили на клирос и сказали: «Матрёна, это твоё место». Когда ей исполнился 91 год, я её исповедовал. Она рассказывала, что окончила гимназию с золотой медалью.  Когда ей было 18 лет, Господь за её смирение, за труды дал ей сердечную молитву.  Однажды глубокой осенью она пошла на озеро, взяла два ведра и коромысло, чтобы набрать воды, а за ней увязался щенок. Вода уже замёрзла, тонкий лёд покрылся снегом. Щенок побежал по льду, провалился и стал тонуть. «Я,- говорит,- хотела его к берегу ближе коромыслом подвинуть, но он испугался и дальше пополз. Хочет вылезти, не может - лёд под ним проваливается. Я бросилась к нему и вытащила». А потом, когда она легла спать, видит во сне этого щенка, и он говорит: «Матрёнушка, я за тебя Богу молюсь». Господь  открыл, что это за  доброе дело.

Когда доброе дело делаешь, уныние исчезает, а когда живёшь по своей воле, не слушаешься, благодать Божия уходит, и на душе становится плохо. Поэтому Господь даже первых людей, Адама и Еву, приучал к послушанию. И поскольку люди не выдержали, впали в грех и не покаялись, тот грех вошел во всех. Если мы будем всё терпеть: и болезни, и неприятности, может быть, в школе двойку поставят, но не будем иметь ни на кого зла, никого не будем обвинять, а только самих себя, если будем смиряться, Господь за смирение даст благодать. А когда Господь даёт благодать, уныние, отчаяние, тревога исчезают, и  на душе появляется радость.

Многие молодые люди даже и не знают, что нельзя совершать самоубийство. Кто кончает жизнь самоубийством, в рай не входит, но попадает в ад. Надо быть православным христианином, каждые субботу и воскресенье, все праздники ходить в церковь. Есть апостольское правило: кто без уважительной причины три воскресенья не был в храме, отлучается от Церкви. Если студент в институт поступил, но туда не ходит, он отчисляется, выбывает из этого института. Так и человек, если не ходит в церковь, или без уважительной причины не соблюдает посты, отлучается от Церкви.

Если человек больной, духовник может благословить ему какие-то отступления от правил, тогда это будет по послушанию. Много среди молодежи раздражительных, обидчивых, упрямых, непослушных, гордых. Господь и рад бы дать благодать, но они не смогут её вместить: душа грязная. Я одной семнадцатилетней девушке говорю:

- Знаешь, почему девушки красятся?

 - Ну, чтобы красивее быть, - отвечает.

- Бог всех создал красивыми, но когда внутри – в душе появилась ржавчина, человек в себе ощущает какой-то недостаток, и приходится внешне себя подкрашивать. Представь себе: художник написал портрет, а какой-то мазила подошёл и стал подмалёвывать: щёки, губы, глаза. Кого он этим оскорбляет? Художника.

Когда мы будем свято жить, тогда в душе появятся радость и внутренняя красота. Поэтому апостол Павел и говорит: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все Бога благодарите» (1 Фес. 5, 16-17).

Иеродиакон Елеазар: - Батюшка, у нас вчера почти в полночь в монастыре скончалась монахиня, 34 года. Она тяжело болела, скончалась кончиной праведной. Нам прислали фотографии матушки, её сфотографировали за мгновение до смерти и сразу после кончины. Жалко, что по радио  нельзя показать эти фотографии. Она после кончины улыбается.

Архимандрит Амвросий: - И лицо изменилось - как будто больше красок и жизни появилось.

Иеродиакон Елеазар: - Да. Она умерла и на самом деле улыбается. Лицо светлое и радостное, после смерти она выглядит краше, чем до смерти. Почему так бывает?

Архимандрит Амвросий: - Потому что она почти каждый день исповедовалась и причащалась.

Когда православный человек контролирует каждый свой шаг, каждое движение, каждую мысль и исповедуется так, чтобы эта грязь не оставалась внутри, уныние исчезает, а появляется радость. У нас, когда священники седмицу служат, они каждый день исповедуются: лишнее спал или ел, или говорил, допустил какие-то мысли, когда молился - всё контролируется.

Всё, что человек в своей жизни говорит, делает, мыслит, запечатлевается в вечность на все времена, ничто не исчезает. Как только душа выйдет из тела, мы окажемся в духовном мире. Тут-то и будет интересно. Я одному человеку сказал: «Вы удивитесь, когда душа выйдет из тела». Он говорит: «Да?» Я говорю: «Да». Он первый раз за 85 лет исповедовался.  

Вопрос радиослушателя: - У нас родились два младенца, им всего 12 дней. Они не очень здоровы, находятся под наблюдением врачей в кувезах. Они не крещены. Можно ли за них подать записку в храм о здравии?

Архимандрит Амвросий: - Если младенцы не крещены, то за них подавать нельзя.

Иеродиакон Елеазар: - Позовите священника, пусть он там их покрестит. Священники опытные знают, как это делать. Тогда можно будет за них молиться,  да и само Крещение творит чудеса. Это же вхождение в душу особой благодати Божией. Никакой магии, это реальный факт. Многие исцеляются.

Помню, у нас в Иваново был один случай. В областную больницу ночью вызвали священника из нашего монастыря. Вызвала верующая медсестра. После пожара привезли в реанимацию девочку 12 лет. Она обгорела полностью. И врачи не понимали, как она еще жива? Семья была неблагополучная, денег не было, девочка была истощена. Подкожный жир в таких случаях очень важен: он спасает человеку жизнь. Его у неё совсем не было.  Она мучается, стонет, но не умирает. Тогда одна из медсестер спросила у родственников: «Она крещёная?» Те сказали: «Нет. Не успели окрестить». И вот срочно вызвали нашего священника, отца Василия. Он пришёл и около 12 ночи ее крестил. Через час она мирно отошла ко Господу. Господь ждал, чтобы её крестили.

Поэтому крестите их, это поможет им в выздоровлении. Будем верить и молиться за них.

Вопрос радиослушателя: - Что такое Христовы Таины?

Архимандрит Амвросий: - У Православной Церкви семь Таинств – Крещение, Причащение, Покаяние, Священство, Бракосочетание, Елеосвящение. И когда совершаются эти Таинства, видимым образом их совершает священник, а невидимо - Христос. Когда священник служит Литургию, диакон подходит к престолу, целует престол, и говорит: «Время сотворити Господеви. Владыко, благослови». Священник благословляет его. Записанное в греческом Служебнике на русский язык переводится так: время настало совершать Богу. Владыко, благослови. Значит, через священника это Таинство будет совершать Сам Бог.

Это не обряд, а Таинство. Во время Крещения прощается первородный грех, а когда человек на исповеди кается, даёт обещание исправиться, Господь прощает ему грехи. Человек вступает в брак, венчается - это тоже Таинство, здесь Сам Господь присутствует. Конечно, надо венчать верующих людей, а не в угоду  матери, которая требует: «Повенчайтесь!» Какой толк? Повенчались – как в церковь не ходили, так и не ходят, а потом просят развенчать. В Священном Писании сказано: если женщина развелась с мужем, то она должна оставаться одна или примириться с мужем, и муж не должен оставлять жену. (1 Кор. 7, 11). Что Бог сочетал, того человек да не разлучает, потому что жена или муж – это только половинки. Значит, когда две половинки соединяются, связывают себя брачными узами, получается один человек.

Иеродиакон Елеазар: - Расскажу такой случай. К вам, батюшка, пришел наш знакомый врач- стоматолог. Родилась у него двойня, два мальчика. Назвали одного Фёдором, а другого Владимиром. Они были близнецы. Настолько похожи, что даже родители путали их. Они даже привязали веревочки на руки, чтобы знать, кто Владимир, а кто Фёдор. Отец куда-то поехал, с ним были два младенца. Попадают в аварию. Он - в больницу, один младенец насмерть, а другой в тяжелейшем состоянии с проломленной головой попадает в реанимацию. Во время аварии веревочки слетели, и было непонятно, как они потом рассказывали, кого хоронили: Владимира или Фёдора. Чудо произошло в другом. Младенец лежал несколько месяцев в реанимации, не приходил в сознание. Уже отец вышел из больницы, стал потихоньку ходить. Пришли к Вам, батюшка, и спросили: «Что делать?» Вы сказали: «Сейчас скажу священнику, он сходит причастить». «Так,- говорят,- как же причащать? Он без сознания, в коме». - «Ничего. Будем надеяться на милость Божию». Отец Борис взял Святые Таины, пошел причащать полуторагодовалого младенца, лежащего в коме, не приходящего в сознание после этой тяжелой катастрофы. Только отец Борис заходит в палату – младенец тут же приходит в себя, открывает глаза. Когда его нужно было причащать, и отец Борис уже все молитвы прочёл, младенец сам открыл рот и проглотил Тело и Кровь Христовы. Причастился. Сейчас этот младенец жив, здоров, даже никаких следов того, что он побывал в тяжелой автокатастрофе. Конечно, кто-то скажет: «Это же ребенок – на маленьких всё заживает». Господь творит чудеса. Отчаиваться никогда не надо, а делать всё, что от нас зависит.

Архимандрит Амвросий: - Я был у этого стоматолога в кабинете. Там лежат зубные протезы. Спрашиваю: «Скажи, почему впереди только один ряд зубов, а дальше в два ряда?» Он отвечает: «Это жевательные – два ряда. А впереди резцы, надкусывать». Я говорю: «А кто это так мудро придумал?» Он отвечает: «У нас есть Творец, Он все придумал».

Вопрос радиослушателя: - Какое значение на Небе может иметь причисление к лику святых на земле? Неужели тут на земле можно решить что-то наверняка и не ошибиться?

Архимандрит Амвросий: - На могиле святого  должны быть чудеса, исцеления - явные свидетельства его святости.

Нужно знать, какую жизнь он прожил, греховную или святую. Был такой разбойник, Варвар, он немало человек убил. Пришел каяться. Когда покаялся, дал обещание больше не грешить, попросил священника: «Дай мне епитимью». Священник говорит: «У меня есть скот. Будешь с ним пастись и есть ту пищу, которую он ест». Когда священник пошёл домой, оглянулся и увидел, что бывший разбойник бежит за ним на четвереньках, уподобляясь скоту. Со скотиной он жил и питался этой же пищей. Так провёл он  пятнадцать лет. Однажды охотники, увидели, что кто-то бежит, думали животное и подстрелили его.  

Варвара похоронили, и на его могиле многие получали исцеления. Его жизнь была полна покаяния, и Бог простил ему грехи.

Иеродиакон Елеазар: - Что значит причислить человека к лику святых? Если мы ошибёмся здесь на земле, для него будет огромная опасность. Мы считаем его святым, но он сам ещё нуждается в молитве, а за него уже никто не молится. Уже ему молятся. Хотя на Литургии поминают и святых, но он лишён частных молитв. Это большая опасность. Поэтому Церковь никогда поспешности в этих вопросах не проявляет. Что делает Церковь? Действительно, на основании изучения  жизни, многих фактов, свидетельства чудес по смерти Церковь приходит к выводу, что человек действительно свят.

Архимандрит Амвросий: - Например, Анна Кашинская. Её только через 200 лет после преставления канонизировали.

Иеродиакон Елеазар: - Да, есть и другие святые, которые так и не были прославлены во святых.

Архимандрит Амвросий: - Это Бог открывает.

Иеродиакон Елеазар: - Конечно. Для чего Церковь причисляет к лику святых? Она свидетельствует всем верным чадам пример того, как достигает человек Царства Небесного: «Берите пример с него». Только для этого мы прославляем в лике святых, а сам чин прославления ничего не добавляет и не убавляет святому.

Вопрос радиослушателя: - Что значит: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа»?

Архимандрит Амвросий: - Означает, что мы начинаем жить во имя Святой Троицы. Когда священник совершает Литургию, он начинает со слов: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа». Открывается Царство Небесное. Когда человек осеняет себя крестом: во имя Отца и Сына и Святаго Духа, тогда злые духи не имеют доступа к этому человеку, потому что призывается имя Бога, Творца вселенной. Особенно, когда человек осеняет себя крестом. Они знают, что через крест они пали, и трепещут, боятся Креста Господнего.

Иеродиакон Елеазар: - Тут еще, батюшка, можно добавить, что есть несколько значений у этого действия. Когда мы осеняем себя крестным знамением и говорим: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа», во-первых, это знак нашей принадлежности, того, что мы - Божии, что мы – Христовы, христиане. Во-вторых, перед каким-то делом, работой осеняем себя крестным знамением,  тем самым мы говорим, самим себе в первую очередь, что я сейчас буду делать во славу Божию. Когда христианин просыпается утром, он осеняет себя крестным знамением и говорит: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа». Для чего?

Архимандрит Амвросий: - Печать.

Иеродиакон Елеазар: - Конечно. Он говорит, что я начинаю жизнь этого нового дня во славу Божию. Это как программа на весь день, и поэтому любое действие - от рядового до совершения Божественной Литургии начинается именно словами: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа».

Вопрос радиослушателя: - Может ли Бог отменить приговор над людьми, над народами по молитвам святых?

Архимандрит Амвросий: - Может.

Иеродиакон Елеазар: - Таких примеров масса: от Ниневии, в которой покаяние людей отменило приговор Божий, до нашей страны, которую праведники вымолили в Великую Отечественную войну. Конечно, тут был синтез подвига народа и молитвы праведников на Небе за наш народ. Вот поэтому и победили.

Вопрос радиослушателя: - Я волнуюсь, наверное, не смогла правильно ответить своей сестре -  прихожанке. Она задала вопрос: «Евангелие на престоле лежит, значит, Бог всегда там?» - Я говорю: «Нет. Присутствие Евангелия не значит, что там постоянное присутствие Бога. Он только снисходит в таинстве Евхаристии». Правильно ли я ответила?

Иеродиакон Елеазар: - Хорошо, что вы переспросили. Вы ошиблись.

Архимандрит Амвросий: - Один святой митрополит сказал: «Если на престоле лежит антиминс, а на антиминсе изображение Христа во гробе и вокруг апостолы, это означает невидимое присутствие Бога на престоле».

Иеродиакон Елеазар: - Более того, на престоле стоит еще миро святое. И в дарохранительнице находятся Святые Таины, которые всегда присутствуют на престоле для экстренного причащения умирающих больных, поэтому Господь всегда на престоле.

Архимандрит Амвросий: - Почему выносят крест после службы? Священники имеют право приложится к кресту и к престолу, потому что здесь невидимо Сам Господь, а поскольку людям тоже хотелось бы приложиться видимым образом к ногам Иисуса Христа, священники выносят крест и каждому дают поцеловать его.

Иеродиакон Елеазар: - Почему мы крестимся, когда идем мимо храма? Именно по этой же причине - на престоле восседает Сам Господь…

Архимандрит Амвросий: - …кланяемся Живому Богу.

Архимандрит Амвросий: - Я некоторым матушкам говорю: «Вы на подворье находитесь, здесь тоже Господь, вы - чада Его, можете всегда молиться – Он вас слышит и видит».

Вопрос радиослушателя: - Можно ли чистить зубы перед Причастием?

Архимандрит Амвросий: - Можно и нужно, только не глотать воду.

Иеродиакон Елеазар: - Бывает смущение: ну, как же, ведь во рту вода остаётся, я же не могу её всю выплюнуть! Этим смущаться не надо. Речь именно о реальном глотке воды или приеме пищи. Если мы идём, зевнули, и нам снежинка в рот попала – это не значит, что нам нельзя причащаться.

Вопрос радиослушателя: - Я очень склонен к гневу и раздражительности. Сам чувствую, что это очень мешает в семейной жизни. Ничего не могу с собой поделать. Плохо себя контролирую. Могу наговорить такого, за что потом бывает очень стыдно.

Архимандрит Амвросий: - Святые отцы говорят так: бесы нас за язык не тянут. Мы по своей свободной воле кричим, шумим. Внутри живет не святой, а злой дух. Что же делать? Надо заложить «программу»: с этого дня я больше никогда ни с кем не ругаюсь, не злюсь, потому что тогда я становлюсь жилищем злого духа.  Апостол Павел говорит: «Злоречивые Царства Божьего не наследуют» (1 Кор. 6, 10). Таких нет в обителях рая. Там только кроткие, смиренные. И Христос говорит: «Научитесь от Меня, яко кроток и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим» (Мф. 11, 29). Надо научиться смирению. Только смиренный может всё перетерпеть, промолчать и Бога поблагодарить. 

Вопрос радиослушателя: - Меня приятельница звала на соборование, но я не смогла быть в этот день, потому что у меня сын был тяжело болен. Она мне принесла соборованное маслице. Я могу пользоваться этим маслом или нет?

Иеродиакон Елеазар: - Нет, матушка. Сходите сами лучше в храм и пособоруйтесь.

Батюшка, две минуты для слова утешения.

Архимандрит Амвросий: - Гневаться нельзя. Прежде чем разгневаться, надо рассудить. Такой пример. В одной семье не было детей, и родители приобрели себе собаку, а потом через год рождается ребёнок. Они всю свою любовь перевели на ребенка. Ну, видать, собачка немножко ревновала. Родители замечали это. И однажды они оставили ребенка, приходят и видят, что у ребенка всё лицо в крови. Отец не рассудил, взял ружье, да убил собачку. Потом оказалось, что в другой комнате была змея. Она могла принести вред ребенку, а собачка защищала дитя. Когда она кусала змею, то испачкалась ее кровью, а потом она, видать, лизнула  ребенка и испачкала его лицо той кровью. А хозяин подумал, что это собака причинила ребенку вред.

Иеродиакон Елеазар: - Поэтому и сказано: «гнев человеческий не творит правды Божией» (Иак. 1, 20).

Архимандрит Амвросий: - Так. Гневаться никогда нельзя. Когда человек гневается, значит, в нем живет злой дух, а со злым духом в Царство Божие не войдешь. Только с Духом Святым можно войти.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+