Перейти к основному содержанию

19:38 15.09.2019

При каких условиях мужчине лучше не создавать семью, а остаться жить одному?

05.04.2019 11:12:07

Слушать: https://radonezh.ru/radio/2019/03/16/21-00

прот. Александр: - Завершилась первая неделя Великого поста. И четыре дня мы слушали Великий покаянный канон Андрея Критского. Многие с умилением, со слезами на глазах молились в храмах. Батюшка, почему притом, что человек достаточно активно ведет себя: и ходит в храм, и соблюдает посты, и молится -  покаяние не всегда совершается в жизни человека?

прот. Дмитрий: - Немало людей не знают, что такое покаяние. 

прот. Александр: - То есть, такой цели не ставят перед собой.

прот. Дмитрий: - Нет, просто вообще не понимают этого термина. И под покаянием представляют себе какие-то заменители. Какой-то проступок в своей жизни, который надо назвать на исповеди, и получить отпущение этого проступка. И вся задача состоит в том, чтобы  назвать как можно больше таких проступков и на исповеди сделать их «небывшими». А покаяние -  это же переворот всей жизни. Недаром само слово покаяние  - в греческом языке метанойя - означает изменение мыслей. То есть, человек должен изменить взгляд на все: и на небо, и на землю, и на людей, и на самого себя. Это очень серьезный жизненный переворот. А вот человек как-то не ощущает этой необходимости. И никто ему об этом не говорит, к сожалению.

прот. Александр: - Вот слова Великого канона, они, мне кажется, очень  глубоко…

прот. Дмитрий: - Андрей Критский, конечно, совершил такой великий подвиг. Но опять – это творение, глубоко основанное на Священном Писании, которого человек обычно не знает. Рассчитано на образованного, церковного человека. А для большинства, к сожалению, это просто остается высокой поэзией.

прот. Александр: - Что вызывает слезы умиления.

прот. Дмитрий: - Что само по себе не таит в себе ничего плохого, но нужны слезы не умиления, а покаяния.

прот. Александр: - И вот с этим как раз возникает проблема, хотя часто люди говорят: «Я каюсь, я каюсь».

прот. Дмитрий: - Ну, каешься – молодец. 

Вопрос: - Нет ничего сокровенного, что не открылось бы и тайного, чего не узнали бы. Как правильно понимать этот текст? Если у человека есть что-то сокровенное, чем он не хочет ни с кем делиться, то получается, что все равно кто-то об этом рано или поздно узнает, не скроешь?

прот. Дмитрий: - Выходит, так.

прот. Александр: - И здесь просто не утаивать нужно? И как вообще к этому отнестись?

прот. Дмитрий: - Нужно измениться.

прот. Александр: - Чтобы ничего не хотелось утаивать?

прот. Дмитрий: - Да.

прот. Александр: - То есть если у человека есть что-то личное, сокровенное, в чем здесь плохо? В чем здесь грех?

прот. Дмитрий: - Это зависит от характера сокрытого. Например, Иоанн Златоуст говорил, что тот не может надеяться на Бога, кто имеет припрятанные деньги. Вот первое, что пришло мне в голову.

прот. Александр: - И вообще, если человек начинает что-то припрятывать, то это вообще-то на его душе отражается негативно. Потому что это воспитывает в нем нечестность.

прот. Дмитрий: - Не обязательно. Нет, совсем не обязательно каждому человеку выворачивать всего себя наизнанку перед первым встречным. Такая привычка пагубна. Но человек, который пытается как-то от Бога, как Адам с Евой, сокрыть свои грехи…

прот. Александр: - Спрятаться…

прот. Дмитрий: - Спрятаться за куст – ну, это очень наивно.

Тел. звонок: - У меня мать умерла уже больше года, и мы не успели ее исповедовать, причастить. И вот она мне приснилась. Попросила, чтобы ей принесли или напоили  святой водой. Что это может означать во сне?

прот. Дмитрий: - Во сне ничего не может означать. И мы не можем на основании снов делать какие-то выводы. Но то, что как вы выразились, не успели – это, конечно, ничего хорошего в этом нет. Поэтому это можно компенсировать, тот недостаток любви, который вы выказали своей маме, через молитву, поминая ее в Церкви постоянно и творя милостыню с просьбой, чтобы помолились об усопшей.

прот. Александр: - Нередка ситуация, когда родственники спохватываются о том, что нужно человека причастить или пособоровать, когда человек уже при смерти, и сам уже не может выразить этого желания, и вообще в состоянии комы.

прот. Дмитрий: - Нередко и люди, крещеные годами, не говорю уже десятилетиями, не ходят в храм, чтобы причаститься. Мы живем в такое время, когда происходят странные вещи. А некоторые крещеные люди говорят: «А я  не верю в загробную жизнь».

Разве можно сейчас чему-то удивляться? Более того, если не успевают люди причастить, поисповедовать – это о чем говорит? Что, скорее всего, это кто-то надоумил их, что надо пособоровать, причастить. Пока обдумывали, человек уже отошел ко Господу. А если люди озабочены этим, так они при первых признаках тяжелой болезни обязательно попытаются исполнить.

прот. Александр: - Но сам, он и в храм не ходил, и не просил об этом, а иногда даже и отрицал, что: «нет, не надо». Но впал уже в состояние немощи, и вот родственники зовут батюшку: «Батюшка, давайте, пока не поздно».

прот. Дмитрий: - Бывает и такое. У меня был случай: один верующий человек, такой даже просвещенный, меня позвал к своей бабушке. Она говорит: «Отец Димитрий, а как же вы будете меня причащать? Это же кощунство. Я,- говорит,- совершенно не верую в Бога». Я говорю: «Да, тогда это кощунство». Я у него спрашиваю: «Вот мы с бабушкой поговорили, мне она очень понравилась, но вот она так и так сказала». Он говорит: «Я надеялся, что как-то ты найдешь такие слова, которые перевернут ее сознание». То есть надеялся человек не на ее покаяние, а на какой-то такой фокус.

прот. Александр: - А что, увидит батюшку -  и вдруг что-то в ней повернется?

прот. Дмитрий: - Ну вот, ничего не повернулось.

Тел. звонок: - Есть разница: молитва священника  - и молитвы мои, о родителях, если мы приходим на кладбище? У меня есть чин литии, который совершается на кладбище мирянином. И вот, если батюшку пригласить - на души усопших родителей влияет эта молитва, разница в молитвах есть какая-то или нет?

прот. Дмитрий: - Это вы знаете, нигде про это не написано, какая молитва шибче. Но я твердо знаю, что это зависит от сердечного устроения того, кто молится, и от его любви к усопшему. Вот это точно зависит. А так присутствие священника как бы являет нам Церковь Божию. Что это уже не такая частная молитва, а уже молитва от имени Церкви. Священник – он является представителем клира Церкви Божией. Поэтому священника позвать на эту молитву ничего в этом плохого нет. Но ничего нет плохого в том, чтобы самой спеть литию.

Вопрос: - Я в разводе со своей женой, но постоянно молюсь за нее. Мне сказали, что этого делать нельзя, так как я своей молитвой притягиваю ее к себе. А надо ее отпустить. Так ли это?

прот. Дмитрий: - Ну, это какое-то суеверие. Похожее на магию. Таких глупостей сколько угодно в народе. Там притягивать, затягивать, оттягивать – это самоизмышленное богословие.

прот. Александр: - Оно рождается на опыте человеческом. Люди что-то подмечают, что-то видят. Из этого делают свои выводы…

прот. Дмитрий: - Поэтому русский народ ответил на это: когда кажется – нужно креститься.

прот. Александр: - Люди пытаются доказывать, что это правда, приводя вполне такие жизненные примеры.

прот. Дмитрий: - Да, пожалуйста, я же не возражаю. И в спор не вступаю, по слову апостола, который сказал: «немощного в вере принимай без споров о мнениях».

прот. Александр: - Если человеку так нравится веровать, то пусть он с этим остается.

прот. Дмитрий: - Да. Бисер оставить у себя в кармане.

Вопрос: - В Евангелии от Матфея Иоанн спрашивает через своих учеников у Христа: «Ты ли это? Или нам другого ожидать?» Почему он спрашивает, ведь он сам свидетельствовал на Иордане, что это – Миссия.

прот. Дмитрий: - Существуют разные версии. Что он мог это сделать для своих учеников. Например.

прот. Александр: - Чтобы они на личном опыте общения со Христом…

прот. Дмитрий: - Да. Чтобы услышали.

Вопрос: - Как поступать, если свекровь регулярно снимает с моих детей крестики, когда они приходят к ней в гости? Не приходить нельзя.

прот. Дмитрий: - То есть как так – нельзя?

прот. Александр: - Ну, видно, сын, муж этой женщины, которая вопрошает, он очень хочет мамочку уважить.

прот. Дмитрий: - Так мамочка тоже должна в ответ «уваживать» представление о жизни и о вере молодой семьи. 

прот. Александр: - То есть, здесь…

прот. Дмитрий: - Сказать: «Бабушка, если ты встречаешь нас, не надевши крест на себя, то мы, к сожалению, не можем к тебе даже и ходить. Так что оставайся без внуков». Я бы так сказал.

прот. Александр: - Ну что же, может быть, это изменит ситуацию.

прот. Дмитрий: - Не знаю. По-моему, это вообще выеденного яйца не стоит.

Вопрос: - Что значит фраза: пути Господни неисповедимы?

прот. Дмитрий: - Что человек часто не в состоянии понять, что Господь хочет в тех действиях, которые Он производит.

прот. Александр: - То есть Господь творит, а ты, человек, принимай.

прот. Дмитрий: - Да. Не всегда понятно.

прот. Александр: - Но зачастую то, что мы видим, никак не укладывается в нашей голове.

прот. Дмитрий: - Но у нас головка-то очень маленькая. Кило шестьсот грамм мозгов-то всего.

прот. Александр: - Особенно, если что-то происходит, на наш взгляд, несправедливое, ужасное, катастрофическое...

прот. Дмитрий: - Ну, мы все очень справедливые, как известно. Поэтому что не по-нашему – нам кажется уже несправедливым.

прот. Александр: - Отсюда и споры – каждый за свое борется.

прот. Дмитрий: - Как Ефрем Сирин сказал: «не называй Бога справедливым, потому что если бы Он был справедлив, мы бы все были в аду».

Вопрос: - Как справится с сильным чувством голода в пост?

прот. Дмитрий: - Надо поесть. А если нечего поесть прямо рядом, надо куда-то идти еще, в чебуречную – воды выпить стакан. А если еще туда капнуть немножко лимона, то вообще на полчаса голод пройдет, и успеем добежать до ближайшей пельменной.

прот. Александр: - Ну, батюшка. Прям пельменная…

прот. Дмитрий: - Не помирать же. Пост – это время когда человек сам организовывает свою жизнь. Она же несколько отличается. А потом, сейчас во многих пельменных есть постные блюда. А вот помню, однажды  нашел -  какой-то был узбекский, по-моему, называлось: «Урюк».  Такое заведение, где кормят. И там есть. «У нас батюшка, пожалуйста, все постное есть в меню. Что хотите?»

прот. Александр: - Вообще устав Великого поста достаточно строг. И люди, сталкиваясь с тем, что они не могут его блюсти, очень расстраиваются.

прот. Дмитрий: - Пусть расстраиваются. Потому что люди уповают на тщательное исполнение всяких съестных деталей, а надо обращать внимание совсем на другое.

прот. Александр: - Но вот, мы начали с покаяния. Оно не всем понятно.

прот. Дмитрий: - Да. Не всем понятно. И смысл поста, хоть говори, хоть нет, и по телевидению сейчас стали говорить, и по радио, в чем смысл поста. И все равно. Для очень многих людей скрупулезное выполнение буквы устава -  это блаженство.

прот. Александр: - И все равно не получается, от этого скорбят и впадают в уныние.

прот. Дмитрий: - Бывает и так, к сожалению.

прот. Александр: - Или просто испрашивают послабление.

прот. Дмитрий: - Так это, пожалуйста.

Тел. звонок: - Несколько лет был разведенный. Хотел найти вторую половину. Но везде преследуют неудачи. И в клуб ходил: «Петр и Феврония». Ну, не везет мне. А мне хотелось бы найти вторую половину. 

прот. Дмитрий: - Я этим не занимаюсь. У меня другая немножко специальность. Поэтому не знаю, чем вам помочь. Кроме того, чтобы молиться Господу нашему Иисусу Христу и Пресвятой Богородице, я не знаю никаких других действенных средств.

Вопрос: - Человек пожелал мне пожара. Что делать?

прот. Дмитрий: - Запасать огнетушитель.

прот. Александр: - То есть, если поверишь в это…

прот. Дмитрий: - По вере вашей дастся вам.

Вопрос: - Мой муж в поступках проявляет себя как надежный порядочный человек. Многое делает, но при этом обесценивает сделанное упреками и гневными обвинениями. Меня это очень сильно обижает. А он на мои слезы говорит: «Оценивай по делам, а на слова не обращай внимание».

прот. Дмитрий: - А слова – это же дела. Это он, муж, тут ошибается.

прот. Александр: - То есть человек, в общем-то, добрый, но очень вспыльчивый.

прот. Дмитрий: - Что-то я из того, что ты прочел, никакой доброты не увидел.

прот. Александр: - Свидетельствует о порядочности и «многоделании».

прот. Дмитрий: - Даже есть такое выражение «гад такой порядочный». Встречал такое?

прот. Александр: - Слышал. Да.

прот. Дмитрий: - Порядочный гад. Так что, какие оттенки в этой порядочности?

прот. Александр: - Но то, что человек позволяет себе сквернословие – это свидетельствует о том, что он просто не уважает того, кто рядом с ним?

прот. Дмитрий: - Нет. Может быть, он и уважает, но просто говорит об испорченности своей души. Ведь человек от избытка сердца своего позволяет устам своим глаголать. Чтобы узнать, что у человека внутри, надо дождаться, когда он откроет рот и начнет что-то говорить. Будет петь гимны Богу или ругаться скверными словами? Он обнажает этим свое нутро.

прот. Александр: - Батюшка, но как часто человек говорит совсем не то, что у него в голове и в сердце!

прот. Дмитрий: - Нет. Говорит как раз то, что в сердце. А в голове – там обычно скисшая вермишель.

прот. Александр: - Человек перед каким-то другим человеком, начальником, очень уважителен, а в душе его ненавидит. И за глаза его…

прот. Дмитрий: - Есть же другие средства коммуникации. Например, взгляд, мимика, жесты.

прот. Александр: - В общем, человека узнать не сложно, если за ним понаблюдать и послушать.

прот. Дмитрий: - Да.

Вопрос: - Преподобный Паисий Святогорец неоднократно говорил о действии духовных законов в жизни каждого человека. Батюшка, расскажите об этих законах. И какой из них самый главный?

прот. Дмитрий: - Самый главный – это, наверное, чтобы человек свои поступки соотносил с любовью к ближнему. Действовал, исходя из этого. А так законов много. Например, закон есть такой: если кого-то человек осуждает за какой-то грех, то вскоре он сам впадает в этот же грех. Или еще горше бывает, когда его дети впадают в этот грех. Когда человек шибко распаляется, обличает, то для того, чтобы он понял, такой у Бога есть прием, чтобы вызвать в человеке покаяние в своем осуждении ближних.

Вопрос: - Если я прощаю того, кто об этом не знает и не просит, какая от этого польза для его души?

прот. Дмитрий: - А души общаются не только через слово. Душа может почувствовать, что она прощена.

прот. Александр: - То есть это такое общение душ не посредством нашего словесного аппарата, а каким-то таинственным образом?

прот. Дмитрий: - Да.

прот. Александр: - Может быть, ангел -  хранитель возвещает?

прот. Дмитрий: - Может быть так, но это как-то таинственно. Только подумаешь о человеке – и вот он уже перед тобой стоит.

Тел. звонок: - Что значит: отсекай не помыслы, а прилоги?

прот. Дмитрий: - Прилог – это начальная стадия помысла. Он еще не вошел в общение с человеком, помысел, а только как бы подошел близко. То есть его можно уже различить, но он еще не овладел вниманием.

прот. Александр: - Вообще все начинается в жизни человека с какого-то помысла, который принимается, развивается.

прот. Дмитрий: - Ну, да. Но сам помысел, святые отцы различают вот такую стадию, как прилог.

прот. Александр: - Господь дает нам возможность на этой стадии его отсечь. Это самое легкое.

прот. Дмитрий: - Да. И тогда это даже не вменяется в грех. А если произошла вторая стадия:  сочетание – то уже ты согрешил. А потом бывает уже пленение, а потом падение.

прот. Александр: - Вот люди так и говорят: «Хульный помысел залетел, я аж содрогнулся». Я говорю: «А дальше что? – Дальше куда-то ушел». То есть как-то человек сумел его видно…

прот. Дмитрий: - Почему? Может быть, сам поминал ангела -  хранителя? Может, как-то…

прот. Александр: - И вот смущаются: согрешил ли я этим? То, что он у меня возник? Вообще -  возникновение некоего помысла в голове человека – это есть грех для него?

прот. Дмитрий: - Если не произошло сочетания, то греха нет. Если произошло, то уже это есть грех.

прот. Александр: - Если человек не пошел дальше помысла: удержался от поступка, к которому этот помысел влек…

прот. Дмитрий: - Нет, ну, молодец. Потому что одно дело согрешить мысленно. За мысленный грех никого от Церкви не отлучают. А за грех действом отлучают. Поэтому тяжесть греха – она разная.  

прот. Александр: - Но вот Господь говорит: кто с вожделением посмотрел, уже согрешил.

прот. Дмитрий: - Уже, конечно. Но согрешил не так, чтобы его отлучить на 15 лет от Церкви.

Вопрос: - Нужно ли исповедовать грехи, совершенные до крещения, или они прощаются в момент крещения?

прот. Дмитрий: - Никаких механических и автоматических действий в Церкви не существует. Каждый человек, принимающий святое крещение, не автоматически освобождается от своих грехов, а только через покаяние. Но я готов засвидетельствовать, что подавляющее, абсолютное большинство крестится без всякого покаяния. Не имея никакого о нем понятия.

прот. Александр: - И то, что человек совершил до крещения, оно будет взыскано с него?

прот. Дмитрий: - Что такое взыскано? Это – к фискальным органам относится. Отношения Бога и человека – они совсем другие. Это такие условные категории, которые берутся из жизни, чтобы хоть как-то человеку объяснить.

прот. Александр: - Господь говорит: «За каждое праздно сказанное слово человек даст ответ на суде».

прот. Дмитрий: - Но там не объясняется, что такое ответ, что такое суд.

прот. Александр: - И как это вообще будет происходить.

прот. Дмитрий: - Что такое «каждое слово». Например -  союз. Это слово? Союз «и».

прот. Александр: - К какому разряду его отнести -  к праздному?

прот. Дмитрий: - Так сказать, это все очень требует понимания, изъяснения.

Вопрос: - Какова причина любовной зависимости, и как бороться с этим грехом?

прот. Дмитрий: - Причина в инстинкте, который есть у каждого человека. А если превращается в страсть, то тогда это уже зависимость. А бороться -  как против каждой страсти.

прот. Александр: - Молитвой и постом.

прот. Дмитрий: - Совершенно верно.

прот. Александр: - Так люди все это рассказывают, все знают. Когда приходит человек спрашивает: «Как быть?» Я говорю: «А как в Писании написано?» Цитируют, знают. Но вот то ли не верят, что это может им каким-то образом помочь, то ли вкладывают какой-то иной смысл в это. Не знаю.

Вопрос: - В Писании написано: Я пришел не судить мир, но спасти мир. А какую роль в этом спасении играет человек?

прот. Дмитрий: - Очень большую. Есть даже такое слово греческое: синергия. Энергия Божества и энергия души человека сливаются в одном направлении. И тогда и происходит спасение.

прот. Александр: - Но это происходит сложно.

прот. Дмитрий: - Не часто.

прот. Александр: - В каких-то местах они совпадают, и мы ощущаем это совпадение. А потом наступает противоречие. Душа сопротивляется Богу…

прот. Дмитрий: - Когда противоречие есть, и душа сопротивляется -  конечно, Господь, по своему смирению, Он отходит.

прот. Александр: - То есть, уступает человеку.

прот. Дмитрий: - Он не навязывает Себя. Мы даже не можем понять глубину смирения Божества.

прот. Александр: - Но видим, что когда человек упорствует, Бог его не ломает через коленку.

прот. Дмитрий: - Нет.

прот. Александр: - И даже если человек глубоко неправ и себе во вред действует, Господь ему позволяет вкусить плодов того, что он творит.

прот. Дмитрий: - Своих заблуждений. Да. Когда нет другого способа его обратить к Себе.

прот. Александр: - А люди часто недоумевают, почему Бог, имея полную власть над всем и вся, не останавливает человека в том зле, которое он намеревается совершить.

прот. Дмитрий: - Мало ли почему люди недоумевают. Люди вообще – это такие малосведущие существа.

прот. Александр: - Происходящее иногда человека в какой-то штопор вводит, он не понимает, как, почему. И Бог, который видит и может все, Он как бы устранился.

прот. Дмитрий: - Любой человек может вопросить Бога. И будь он человек с двумя классами образования, Господь найдет способ, как ему ответить.

прот. Александр: - Человек хочет услышать подтверждение своей правоте.

прот. Дмитрий: - Чаще всего, да. Поэтому и спрашивают у одного батюшки, у другого, у третьего, у восемнадцатого, чтобы, наконец получить то, что хочешь. Потому что истина – она не нужна. Истина – я сам. 

прот. Александр: - Хочется в ней утвердиться.

прот. Дмитрий: - Ну, да.

Вопрос: - Как мы должны готовиться к небесной жизни и чему должны обязательно научиться в этой?

прот. Дмитрий: - Нужно научиться исполнять заповеди Христовы.

прот. Александр: - То есть, идти по заповедям.

прот. Дмитрий: - Так, как по ступеням.

прот. Александр: - А если человек сталкивается со ступенькой, которая выше его возможностей?

прот. Дмитрий: - Что ж. Можно лестницу соорудить.

прот. Александр: - Как евангельский юноша. Когда Господь сказал: «Пойди, продай свои имения и раздай нищим -  и будешь иметь сокровища на небесах».

прот. Дмитрий: - Но вот если бы он пошел, Господь бы помог ему это сделать. Если бы он перекрестился, сказал: «Ну что ж, Господи, помоги!»

прот. Александр: - То эта ступенька была бы ему по силам. А так отошел огорченным. То есть не смог этого преодолеть. Но вот получается, что Господь попросил у человека нечто выше его сил.

прот. Дмитрий: - Так тоже может быть.

прот. Александр: - А для чего Господь это делает? Когда явно это человеку не по силам? Ну, в данный момент его жизни.

прот. Дмитрий: - Пути Господни – это не наши пути. И Его приемы к нашему воспитанию – это не наши приемы, которые мы используем к воспитанию наших детей. Господь – это абсолютное Благо. И каждому Он подбирает такой алгоритм, который будет для него спасительным. Мы можем только со смирением, склоняя голову, принимать это.

прот. Александр: - Если нам удается со смирением принять то, что Господь нам предлагает…

прот. Дмитрий: - И если не удается, тогда еще пока, значит, мы очень еще горды-с.

прот. Александр: - Именно гордость, она становится препятствием человеку, чтобы двигаться дальше.

прот. Дмитрий: - Конечно. Все это звучащее на нашем эфире богословие, такое доморощенное. «А вот мне сказали». Это все идет только исключительно от гордости.

прот. Александр: - От непросвещенности.

прот. Дмитрий: - Так нет. Если человек смиренный, он свою непросвещенность покрывает молчанием, как одеялом. А если человек непросвещенный, да гордый, он начинает из этого лепить богословие.

прот. Александр: - И хочется смиряться, а гордость не позволяет.

прот. Дмитрий: - Тогда, значит, он сам не знает, что ему хочется.

Вопрос: - Если мужчина позволяет себе оскорблять других женщин, то может ли он впоследствии начать унижать и собственную жену? Какова вероятность такого хамского проявления?

прот. Дмитрий: - Ну, какова? Вам что, цифру назвать? Я не знаю, как на это ответить.

прот. Александр: - Хочется замуж, а у человека такая вот проблема…

прот. Дмитрий: - Ах, если хочется замуж, я бы за такого не советовал замуж выходить. Называется: врагу не пожелаешь.

прот. Александр: - А других нет.

прот. Дмитрий: - Хорошо. Пришел в магазин. Одна стоит машина – без колес, другая – без кузова, третья – без мотора, а четвертая – вообще всмятку. Какую покупать? Да никакую. 

Вопрос: - Я стесняюсь молиться в храме в присутствии знакомых. Это грех?

прот. Дмитрий: - А все грех, что мешает молитве. Вот шашки – это грех? Я вот, как встану на молитву -  так думаю о шашках. Конечно, грех. А домино? Я вот, как только встаю на молитву -  вспоминаю, как мы вчера рыбу сделали. Это – грех? Конечно, грех.

прот. Александр: - Во время молитвы что только в голову не лезет!

прот. Дмитрий: - Конечно. Мы люди грешные. Так нам и полагается, грешным людям. Всякие отсевать помыслы.

прот. Александр: - И вот продираешься, как сквозь дебри…

прот. Дмитрий: - Ну, продираешься же все-таки.

Вопрос: - Знакомый человек занял немалую для меня сумму денег и обещал отдать через месяц…

прот. Дмитрий: - Не отдаст, даже не беспокойтесь. Причем – никогда.

Вопрос (продолжение): - Я пока молчу, и он молчит…

прот. Дмитрий: - Да, конечно. И будет молчать.

Вопрос (продолжение): - В пост точно буду молчать, а что делать после поста?

прот. Дмитрий: - После поста забыть, потому что, сколько бы вы ни нервничали, он вам не отдаст.

прот. Александр: - Ну, вдруг…

прот. Дмитрий: - Нет. Не бывает. Извините.

прот. Александр: - То есть человек занимает не затем, чтобы отдавать.

прот. Дмитрий: - Конечно. Тем более -  большую сумму денег. Если человек в отчаянном положении, то есть кушать ему нечего – налей ему супу, пусть он съест, вымой за ним посуду. А так, какие-то суммы большие…..

прот. Александр: - «Просящему у тебя дай» сказано в Писании.

прот. Дмитрий: - Но не сказано -  сколько и по какому поводу. И не сказано: а если он жулик? Если бы сказано было: просящему у тебя жулику дай.

прот. Александр: - Столько, сколько просит, и еще добавь. Здесь, конечно, рассуждение…

прот. Дмитрий: - Да.

Вопрос: - Если девушка так и не найдет достойного мужа, то взять ребенка, например, мальчика на воспитание…. Сможет ли она одна воспитать из него настоящего мужчину?

прот. Дмитрий: - Если она об этом думает, то она не сможет.

прот. Александр: - Почему? Разве трудно заранее подумать о тех трудностях, которые предстоят…

прот. Дмитрий: - А надо не думать, надо книжки читать, готовиться. Возрастная психология. Возрастная физиология. Чем отличается мальчик от девочки. Вот мама Иоанна Златоуста в 19 лет осталась вдовой. И какого сына воспитала? Всем нам на радость, всей Церкви. Так что можно. 

прот. Александр: - Да. Есть такие примеры в Церкви.

прот. Дмитрий: - Да. Есть, конечно. А мама Григория Богослова? Тоже замечательная женщина.

прот. Александр: - Это женщина удивительная.

прот. Дмитрий: - Всю семью обратила к Богу.

прот. Александр: - Муж из жреца стал епископом.

Вопрос: - Подскажите, как обрести настоящих друзей, а не стать блеклым фоном для очередной красавицы?

прот. Дмитрий: - А что, там очередь из красавиц?

прот. Александр: - Пишет девушка, которая очень недовольна своим внешним видом и от этого комплексует.

прот. Дмитрий: - Существует такое движение. Называется «Общее дело». Молодые ребята и девушки собираются летом в бригады, которые восстанавливают полуразрушенные храмы нашего Русского Севера. И там складываются очень хорошие бригады. В этих непростых для жизни условиях человека очень видно. И уже около сотни пар сложились.

прот. Александр: - То есть, люди в этом общем труде, в общем деле…

прот. Дмитрий: - Глядят не только туда, куда впивается лезвие топора, но и вокруг. И сразу видно, кто лентяй, кто труженик. Кто много говорит, а кто больше делает. Человек всегда проявляется в деле. И вот это «общее дело» тому способствует. Так что название я сказал, а дальше уже задачка для второго класса вспомогательной школы. Найти, что и как.

Вопрос: - При каких условиях мужчине лучше не создавать семью, а остаться жить одному?

прот. Дмитрий: - Если есть склонность к безбрачию. Как апостол сказал: «лучше оставайтесь как я».

прот. Александр: - Но при этом человеку нужно принять монашество или можно остаться не монахом и не в браке.

прот. Дмитрий: - Да это вообще-то мало что значит. Монах же это не от того, что его постригли. А монах  - это тот, кто обрезал свое сердце.

прот. Александр: - Отверг все земное.

прот. Дмитрий: - Отошел от мира.

прот. Александр: - Но вот, будучи непостриженным, можно ли отвергнуть так же весь мир?

прот. Дмитрий: - Конечно.

прот. Александр: - Но это очень сложно. 

прот. Дмитрий: - А дважды два четыре.

прот. Александр: - Еще про Волгу помню.

прот. Дмитрий: - Видишь, ты образованный человек.

Вопрос: - Как найти себя в плане трудовой деятельности? Та деятельность, которая мне нравилась, уже потеряла для меня весь смысл. То, чем сейчас занимаюсь – не нравится. И не вижу себя там. Но жить-то на что-то надо? Как быть?

прот. Дмитрий: - Устроиться в столовую – там всегда накормят.

прот. Александр: - Поближе к кухне быть.

Вопрос: - Почему мужья изменяют своим женам? Всегда ли виноваты жены?

прот. Дмитрий: - Нет. При всяких этаких коллизиях вина разная, но обычно  - она есть у обоих.

прот. Александр: - То есть, при таком расколе семьи…

прот. Дмитрий: - Есть всегда вина двух сторон. И всегда в то же время -  у одной стороны больше, у другой меньше. Это бывает по-разному.

Вопрос: - Моя супруга не разговаривает и не здоровается с моей мамой, избегает ее. Хотя живем мы в одной квартире. Каких-то явных конфликтов не было. Супруга объясняет это тем, что просто не хочет. Как мне вести себя? Может быть, мне тоже не разговаривать с тещей, чтобы жена поняла, что это ненормально?

прот. Дмитрий: - Ну, я не знаю. Чтобы стать тут каким-то советчиком, надо влезть туда внутрь и там пожить. Что невозможно. А   не разговаривать с тещей выглядит, как месть.

прот. Александр: - Да. Ответить тем же.

прот. Дмитрий: - Да. Это явно нехристианское действие.

прот. Александр: - Рассуждают: чтобы было неповадно, чтобы вкусил сам того же, что он творит.

прот. Дмитрий: - Можно пригрозить, что в понедельник сожгу квартиру. И сжечь ее. Сказать: я ж тебе говорил, чтоб тебе неповадно было, сожгу все. Ну,  а потом в ногу себе выстрелю, чтобы у тебя муж был хромой. Мало ли можно придумать всяких острых действий!

Всего доброго. До свидания.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+