Перейти к основному содержанию

17:20 22.07.2019

- Для чего установлены посты? В чем их смысл?

15.03.2019 11:37:17

Слушать: http://radonezh.ru/radio/2019/03/04/21-00

о. Елеазар: - Добрый день, братья и сестры. Сегодня на ваши вопросы отвечает основатель и духовник Введенского женского монастыря архимандрит Амвросий Юрасов. Ведет передачу иеродиакон Елеазар Титов. Благословите, батюшка.

о. Амвросий: - Господь благословит.

о. Елеазар: - Идет последняя подготовительная к Великому посту седмица. Существует несколько подготовительных седмиц, когда Церковь наша готовит нас к тому, что идет Великий пост. Великий пост самый строгий и в смысле богослужения, и воздержания в пище, и в поведении. Как раскаленное стекло нехорошо сразу опускать в холодную воду - оно сразу расколется, так и  человек, распаленный разгулом своей повседневной жизни, с трудом входит в пост сразу. Поэтому даются подготовительные недели. В это воскресенье мы читали Евангелие о Страшном Суде. Церковь нам напоминает, что будет Страшный Суд, и к нему надо готовиться. И приготовление это начинается через пост, через воздержание. Объясните, батюшка, связь между постом и Страшным Судом.

о. Амвросий: - Добрый вечер, дорогие братья и сестры. Много событий было в истории человечества, но самое великое  событие будет- это  день страшного Суда. Как он будет происходить -  никому неизвестно. Только есть наметки некоторых святых отцов, которым, бывает, что-то открывается. Явятся двенадцать ангелов в белых одеждах с золотыми трубами, и они вострубят, и звук труб будет слышен от земли до неба. В это время по всему лицу земли в одно мгновение по воле Божией соберутся кости, и вся земля будет заполнена скелетами людей. Ангелы второй раз вострубят -  и эти скелеты облекутся плотию, и вся земля будет заполнена трупами людей. Ангелы в третий раз вострубят, великое множество ангелов будут вести наши души, они войдут в тела человеков, и восстанет великое множество людей. И даже тесно будет стоять на земле. Все поднимутся в воздух. В это время солнце померкнет, луна не даст света, звезды все спадут, и по вселенной наступит тьма. В это время ангелы запоют: «Се, Жених грядет в полунощи». И в великой Славе явится Христос, наш Спаситель, и с ним 12 апостолов, великое множество ангелов. Все они оставят  небо  и явятся на суд. И как в Писании сказано, как пастырь отделяет овец от козлов, то на востоке обычно так: козлы черные, а овцы белые. Праведники все воскреснут, будут по правую сторону светить, как солнце. Грешники, некрещенные и нераскаянные окажутся по левую сторону. Господь прочитает приговор. Он говорить много не будет. К праведникам обратится: " Был голоден - и вы накормили, жаждал - вы Меня напоили, был наг - одели, был в больнице - ко Мне пришли, в темнице был - Меня посетили". Они скажут: "Господи, а где мы Тебя видели?" А Он скажет: "То, что вы сделали ближнему, то сделали и Мне. Идите и наследуйте Царство Небесное от сотворения мира. А по левую сторону стоящим Господь обратится и скажет: "Отойдите от меня в огонь вечный, уготованный диаволу и всем ангелам его. Был Я голоден - и вы не накормили Меня, жаждал - Меня не напоили, наг - не одели, болен - не пришли ко Мне, был в тюрьме - не посетили Меня". Они спросят: " Господи, а где мы Тебя видели?" Он им скажет:  "То, что вы не сделали ближнему, то не сделали Мне". Они будут плакать, и скажут: "Господи, прости нас!" а Он ответит, что и рад их простить, но они себя не подготовили к духовной жизни, они не раскаяны.

Я как-то приводил пример. Грибов было мало в лесу. Нахожу в траве огромный белый гриб. Он так и просится в корзину. Вытаскиваю нож, разрезаю -  а там полно червей. Куда ж я возьму этот гриб? Если возьму в корзину, то черви последние грибы сожрут. Так что оставайся здесь. Может быть, так и будет. Господу жалко всех. Но человек не готов. Допустим, комбайнер весь в мазуте - разве может он встать перед лицом большого правителя? Не позволит царь, чтобы перед ним человек  явился   в таком виде. Если человек при жизни ругался матом, раздражался, злился, пьянствовал, жил  в разврате -  то духовной жизни он не знает. Поселить его в обитель рая - для него это будет ад, потому что там все будет по-другому. Больной глазами не может находиться при солнечном свете, он постарается удалиться туда, где темно.

Ад  - это и есть место, которое он заработал, потому что Господь сказал: Царствие Божие внутри нас есть, и ад тоже внутри нас. Человек этим живет. Конечно, адские муки человек еще здесь начинает зарабатывать. И рай тоже - еще здесь   зарабатывает, живя на земле. Но  Царь Давид говорит в псалмах, что молитва слаще меда. Если человек, который приучил себя к молитве, постоянно читает духовные книги, Евангелие, святых отцов -  ему в молитве будет наслаждение.

Я приводил пример. Был   такой  святой Паисий. Он поднял руки к небу и находился   в молитве сорок дней и ночей с поднятыми руками. Снег уже пошел. Господь ему дал возможность прийти в себя, потому что он мог уже умереть и замерзнуть. Он достиг 12-й степени молитвы. А в восьмой степени человек уже приходит в себя и чувствует. И это было его духовное наслаждение. Святые отцы говорят: о рай, о рай, я могу тебя приобрести, но не могу умом постигнуть, что Господь приуготовил любящим Его. Если одна капля сладости упадет в соленое море, то все море усладит. Если одна капля сладости попадает в ад - то прекращаются страдания, прекращается огонь, ад становится раем. Это я вычитал толкование на Евангелие. Одна капля сладости попадает в ад, и ад становится раем!

Некоторым я говорил, что не надо делать то или это, потому что за это надо отвечать. И что? Что заработала, то и получишь. Ну, а если такая ты смелая, то попробуй, пальчик подержи над горящей свечой. Долго протерпишь? Как она  попробовала - то сразу убрала. Геенский огонь не такой как земной. Земного огня бесы не боятся. А геенского они трепещут, потому что он света не имеет, но будет жечь, и тело не будет сгорать. А тело, наверняка, будет у всех духовное.

Злые духи имеют телесную оболочку, они так же все воскреснут, будут иметь частично плоть. Когда Христос воскрес, Он явился ученикам при закрытых дверях. Вкушал пищу, пил воду, удалился через стены. Точно такую плоть, может, немного более грубую, будут иметь все люди, которые будут находиться в Царствии Небесном. Некоторые святые отцы говорят, что в день Страшного Суда первая будет идти Матерь Божия. Потом апостолы, потом девственники, которые всю жизнь проводили в чистоте телесной и душевной. Потом уже святители, мученики, преподобные. Вот это будет радость. Представить невозможно!

Однажды был такой момент на войне. Рота  200 человек. Вечер. Стемнело. Глубокая осень. Все залегли на поляне. Закрылись шинелями. Ночью выпал  снег и всех накрыл. И когда утром дали сигнал -  все поднялись. Было, как на кладбище. И вдруг все встали. Вот так будет и общее воскресение. Надо еще напомнить один момент. Сейчас много говорят о войне. Ракетами обложили Россию. Но бояться этого не надо. В Священном писании сказано: когда будут говорить о войнах -  не бойтесь. А когда будет затишье, мир и безопасность -  вот тогда ждите войну. Так что когда Церковь, монастыри  молятся, храмы открываются, и там все  молятся -  Господь сохранит. Хотя демонические силы не могут терпеть, кто служит Христу, и Христа не могут терпеть.

Если верующие будут молиться - Господь сохранит Своих. Недаром  в Писании Господь постоянно  говорит: «не бойтесь». Бояться не надо. А если страх есть, и мы боимся -  значит, есть нераскаянные  грехи. 365 раз в Евангелии Господь говорит: «радуйтесь». Значит, есть возможность, когда мы служим, Господу радоваться. И Господь нас не оставит. Когда будем искренне исповедоваться, тогда будем себя чувствовать хорошо, страх исчезнет. Поэтому и Церковь нас готовит к Великому посту. Многие не дождутся, когда же настанет пост. Любая пища - лекарство. А когда лекарства с избытком, то пользы нет, но вред. И тогда болезни. Беда за бедой. И  поститься надо, так как Церковь нам советует. Первая неделя - строгая. Первый день поста ничего не едим и не пьем. Второй день тоже. Третий день приготовить без масла картошечки и хлеба, один раз поесть. В четверг тоже ничего не едим. В пятницу, как и в среду. А уже в субботу и воскресенье разрешается масло. Все легкое. Не переедая. Особенно хорошо, когда пища несоленая. Это первая неделя. Тем, кто работает или больной, то все по силам, и с благословения духовника. Каждому по радио не объяснишь. Все через духовника.

Вопрос: - Для чего установлены посты? В чем их смысл?

о. Амвросий: - Господь в раю Адаму и Еве тоже как бы установил пост - все можно кушать, но одно дерево посреди рая, если вкусите плодов от него - умрете. Но люди вкусили запрещенный плод, благодать Божия отошла, и они оказались нагими. И не покаялись. Грех  вошел в людей. И живем 7500 лет и страдаем. Поэтому Церковь установила посты, чтобы мы имели воздержание в пище, телесное и духовное. Если человек привык давать свободу глазам, постоянно в интернете лазить или телевизор смотреть -  то и в этом должен быть пост.

Вопрос: - Что важнее во время поста - строгость в пище или постоянная молитва?

о. Амвросий: - Пища  - это для тела. А молитва  - для души. Надо, чтобы было и то, и то.

о. Елеазар: - Одно без другого и не получится.

о. Амвросий: - Чем больше мы отнимем от тела, тем больше прибавится душе.

о. Елеазар: - Есть несколько объяснений происхождения слова "пост". И все они заимствованы из других языков. В частности в английском «фест» - определенная пища, диета. В латинском – «пастито» - положение, то есть человек встал в положение охраны. Без строгого поста невозможна и постоянная молитва. Тут одно другому не противоречит.

Вопрос: - Должен ли каждый крещеный человек поститься?

о. Амвросий: - Есть апостольское правило: кто не соблюдает среду -  пятницу, четыре длительных поста - тот отлучается от Церкви. Некоторые придумали поститься только первую и последнюю неделю. Это неправильно. Все четыре поста будем соблюдать, и Господь поможет. Не пища помогает человеку, а Господь. Иоанна Крондшатского мать во время поста сильно заболела, врачи ей посоветовали куренка сварить и бульон этот пить. Она никогда не нарушала постов и сказала врачам, что и не нарушит, и Господь ей дал здоровье.

Вопрос: - Что бы Вы порекомендовали тем, кто первый раз собирается поститься или еще не решился?

о. Амвросий: - Если есть священник, можно взять благословение. Девчонки вон хотят, чтобы тело было худенькое, так они   вон какие посты  на себя берут! Ни мясо не едят, ни мучное. Вообще не едят.

Вопрос: - Почему Литургия Преждеосвященных даров Великим Постом  совершается только в среду и пятницу ?

о. Амвросий: - Есть Литургия Василия Великого. Десять раз в Великом посту. И Литургия Преждеосвященных Даров по средам и пятницам. Во время воскресного дня на дискосе готовятся три Агнца, когда освящаются, то один употребляется для причастия народа, в чашу высыпаются частицы - Христос живой и Кровь Христова. А вот два напитываются Кровью Христовой и ставятся в дарохранительницу, и ждут , когда придет Литургия Преждеосвященных Даров (Григория Двоеслова). Бывает, что и три раза на неделе служится Литургия Преждеосвященных Даров. И бывает, эти частицы Христовы на престоле хранятся в дарохранительнице для того, чтобы причащать людей срочно, когда нельзя ждать окончания Литургии.

о. Елеазар: - Я отвечу на этот вопрос немного по-другому. Почему Литургия Преждеосвященных даров совершается только в среду и пятницу Великим Постом? Литургия  - это самое радостное событие в жизни христианина, потому что христианин причащается Тела и Крови Христовой, выше этого на земле ничего нет. А пост  - напоминание нам  о том, что мы отпали от Бога. Не отпали бы в раю, не вкусили бы запрещенный плод - не было бы никаких постов. Недаром в последнее воскресенье, подготовительное перед Великим Постом, которое называется Прощеным, вспоминается изгнание Адама из рая. И поскольку Великий Пост - это отсутствие радости для назидания нам, то и не совершается полного чина  Литургийного  богослужения. Дары заранее освящаются в воскресный день. А в среду и пятницу Литургия совершается тоже по этой же причине.

Мы не совершаем Литургию в понедельник, вторник и четверг, потому что мы каемся в том, что недостойны причащаться по своим грехам Тела и Крови Христовых каждый день. И по снисхождению Божию мы причащаемся в среду и в пятницу.

о. Амвросий: - Вот в эту среду и пятницу Литургии не будет. Не положено. И потом, в храме все вешают и постилают черное. И облачение черное.

о. Елеазар: - Черный цвет - отсутствие цвета, света, символ бесстрастия. Все для напоминания христианину о том, что идет время сугубого воздержания.

Вопрос: - В чем смысл брачного воздержания во время поста? Как пережить Великий Пост, когда рядом молодая и красивая жена?

о. Амвросий: - Для этого пост и существует, чтобы тело не наслаждалось. Многие уходили в монастырь в пост и ложе разделяли - каждый спал на своем месте, чтобы вместе не спать.

о. Елеазар: - Я был в усадьбе царей в Коломенском. Там посетил царский дворец. Восстановленный - он не сохранился, конечно. Но в полных подробностях он восстановлен. И там мы заходили в спальню царей.

Она имеет интересную планировку. Отдельная спальня у царя, отдельная у царицы, а между ними - храм домовый. И чтобы царю пройти к царице как к жене, ему нужно пройти через храм. Так просто он к ней не зайдет - только через храм. Это делалось для того, чтобы царь всегда помнил, что жена дана для чадородия, а не для излишеств. То есть, даже царь на Руси, у которого была полнота власти в стране, постом спал отдельно от своей супруги. И не только постом, но и вообще всегда. Поэтому уж тем более нам, простым людям, тем, кто в супружестве -  нужно спать отдельно, чтобы не разжигаться.

Вопрос: - Покаяние - это путь к спасению, но реально ли сегодня спастись лишь покаянием?

о. Амвросий: - Можно. Когда человек покаялся во всех грехах- не поверхностно, но поглубже.

Вопрос: - Я слышал от священника, что у священников нет даже траурного цвета черного. И вообще чисто черного цвета в облачении нет.

о. Елеазар: - Это не так. Черный цвет не траурный. Но черный цвет это физика - просто отсутствие цвета и света. Материал не отражает или плохо отражает свет. И нам кажется, что он черный. Как символ черный цвет означает отсутствие страсти. При погребении мы одеваем священнослужителя в белые одежды. Но Великим Постом в храмах облачаются в черное не потому, что траур, но чтобы нам напомнить, что это время воздержания от страстей.

Вопрос: - Как вести себя на работе, где пост не соблюдают? Мне приходится скрывать, что  пощусь. Нарушать пост -  это малодушие или чревоугодие?

о. Амвросий: - Можно брать с собой свое постное и спокойно есть. Я в школе учился - мы там никогда не ели вообще ничего. И можно приучить себя.

Как Суворов говорил: ноги в тепле, желудок в голоде, голова в холоде.

Вопрос: - Правнучка крещена с именем Арина в Богоявленском храме, есть свидетельство,  но в одном храме не принимают это имя. Зачеркивают и читают: Ирина. Как быть?

о. Амвросий: - Наверное, Ирина и надо.

о. Елеазар: - У нас в традиции местной нашей поместной Церкви русской - давать в Крещении имена святых прославленных уже Церковью. А есть Болгарская Церковь - там неважно, какое имя носит человек. Все же Вы лучше уточните в храме, объясните, что возникает проблема, когда подаете записки.

Вопрос: - Какое отношение к посту имеют определенные продукты питания? Почему именно их нельзя вкушать постом? Почему нельзя употреблять растительное масло, икру?

о. Амвросий: - На Лазареву субботу разрешается икра  ради праздника .

о. Елеазар: - Мы воздерживаемся от той пищи, которая может дать человеку много лишней энергии. Такая пища, да и просто вкусная пища - от нее тоже нужно воздержаться постом. Хотя сейчас такое изобилие. И даже те, у кого денег особо  нет -   все равно изгаляются. Те отцы, которые устанавливали посты - им и не снилось, во что мы превратим такое их благое начинание.

о. Амвросий: - После Рождества Христова две недели нет поста. После Пасхи раньше было 50 дней без поста, но решили, что это слишком много, и сделали одну неделю после Пасхи. Так и осталось.   

Вопрос: - Что значит, печаль ради Бога ведет ко спасению, а печаль мирская производит смерть? Проклятие Стефана: он проклял гнев сына, который за свою сестру мстил. Значит, можно проклинать, а когда?

о. Амвросий: - В Библии сказано, что незаслуженное проклятие Бог не принимает.

о. Елеазар: - Более того, оно обращается на голову того, кто клянет. Поэтому нам с вами нужно воздерживаться от проклятий. Сказано еще , что гнев человеческий правды Божией  не творит . Практически все проклятия совершаются в состоянии гнева. Гневающийся есть человекоубийца. Но праведники, которые умели владеть собою, могли проклясть, и это было страшно. Они проклинали не из злобы, не из гнева, а действительно, видя, что только так можно пресечь зло, которое творит человек.

о. Амвросий: - Патриарх Тихон, которого посадили в тюрьму, сказал: проклятие на эту власть.

о. Елеазар: - Но это они заслужили безо всякого гнева. Поэтому лучше никого не проклинать, но благословлять. Нам сказано - благословляйте проклинающих вас. Но не сказано: проклинать проклинающих. Мы должны слушаться Христа. Простите!  С Богом, друзья мои!

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+