Перейти к основному содержанию

07:14 27.05.2019

«Измы» и единство Православия

01.03.2019 12:10:14

В феврале сюжет с очередным украинским расколом, высокопарно именуемым в СМИ «новой церковью Украины», продолжил неспешное развитие. В начале месяца, как и было обещано, состоялась «интронизация» избранного предстоятелем новоучрежденной «церкви» «Епифания» Думенко. Вот ведь сколько кавычек, а что поделаешь – без спотыкания на каждом слове не могут обойтись и сами устроители всего этого бесчиния.

На интронизацию были приглашены представители поместных Православных Церквей, но никто не приехал, кроме самих иерархов Константинопольского патриархата, который, впрочем, скоро и сам без кавычек вряд ли сможет быть адекватно обозначен. Ну, если так дела и дальше пойдут. Прибыли в Киев на раскольническую самопрезентацию и два представителя Святой афонской горы, в церковном отношении подчиненной Стамбулу. И странно же прибыли, надо заметить – если игумен монастыря Ксенофонт отбыл всю церемонию с весьма нерадостным выражением на лице, то игумен Ватопедской обители, только ступив на украинскую землю тут же, в аэропорту, и занемог. И был госпитализирован с подозрением на инфаркт. Потом, радостно заселфившись с расколоначальником, отбыл обратно, успев перед отлетом пообщаться и с священноначалием канонической Церкви, и засвидетельствовав и им тоже свою любовь.

Странности в весь этот … ну, в общем, во все произошедшее добавляло незадолго до этого случившееся на Святой горе голосование представителей монастырей – отправлять делегацию на интронизацию возглавителя раскола или нет. 13 монастырей из 20 проголосовали против, и Священный Кинот Святой горы на внеочередной сессии решил отказать Константинопольскому патриарху и делегацию не посылать. И тут же игумены двух обителей отправляются туда, куда решили не отправляться. Кстати, Ватопед при этом тоже голосовал против. И вот на тебе – инфаркт может быть даже кажется чуть не случился.

По прошествии нескольких дней, при виде такого возможного нездоровья, и чтобы не усугублять, а может быть и наоборот, чтоб усугубить давление на немощных, на Афон прибыл ответный пробный шар – делегация «Святейшей церкви Украины» во главе с «архиереем». Мол, пустите странников к святыням приложиться и послужить уж тоже, что ли. Тут опять произошло разделение – в одних обителях раскольников не приняли, как в русском Свято-Пантелеимоновом, где игумен просто закрыл монастырские ворота, в других, наоборот, приняли и сослужили с ними, как это было в монастыре Пантократор. На предложение «епископа» сфоткаться на память (вот же навязчивая идея) члены святой эпистасии ответили отказом, и делегация СЦУ отбыла восвояси. Но осадочек остался – стало ясно, что единства афонского монашества не наблюдается. По крайней мере, по этому вопросу.

Через некоторое время опять собрался Кинот, и поначалу говорилось, что вот сейчас обсудят и решат. И даже уже появились заголовки в СМИ – мол, поддержали афониты Константинополь. Вскорости обнаружилось, что просто все дело в том, кто для прессы комментирует происходящее – ежели грек, то зачастую следуют рассказки про «решено защитить эллинизм». А «эллинизм», в применении к Афону, это такая интересная штука – например, если где упоминается про «русский на Афоне монастырь», то тут же следует гневная отповедь, что «нету на Афоне никакого русского монастыря, а все монастыри греческие». При этом преспокойно сами могут упоминать в разговоре «Руссик». Вот и весь эллинизм. Чем оно сильно лучше украинизма – що нэ выяснэно, звыняйтэ.

Что же касается судьбоносного внеочередного заседания афонского Кинота, то на нем, объясняют, даже и вопрос такой не обсуждался – принять раскольников в общение, не принять раскольников в общение. Со временем, говорят, обсудим. А пока нет, звын… извините, в общем.

Комментируя эти события, член синодальной Библейско-богословской комиссии протоиерей Андрей Новиков отметил, что некоторые неправославные религиозные деятели превзошли в праведности афонских старцев, приехавших на церемонию вступления в должность главы нового украинского раскола. «Афонские монахи участвовали в «литургии» на интронизации Епифана, на которой торжественно поминались основатели «автокефалии», включая «митрополита» Василя Липковского, «рукоположенного» мирянами. Вопрос об иерархии, апостольском преемстве, который вызвал десятилетия борений, споров, войн даже в протестантском мире, Константинопольский патриархат и его часть Афон просто «проехали», без единого возражения и даже тени несогласия или спора приняв самосвятство. В этом смысле даже Томаса Мюнцера и Мартина Лютера можно назвать в большем смысле старцами», – написал отец Андрей на своей странице в «Фейсбуке». По его мнению, протестантские деятели «заблуждались, но по крайней мере горячо и искренне переживали фундаментальные вопросы Церкви», а афонские монахи «просто буднично, канцелярски проглотили это общение и пошли дальше». Отец Андрей ставит монахам-святогорцам в пример паству канонической Церкви на Украине, «находящуюся в куда менее диванных условиях, чем Афон». «Если начать оправдывать поведение афонских монахов, говорить, что «всё сложнее», так чего тогда ради должна мучиться наша паства на Украине? Почему должны терпеть сожжения храмов, вызовы на допросы, диффамацию, увольнения и избиения? Если афонцам можно быть в общении с «СЦУ», то уж тем более куда менее духовным, богословски грамотным (...) простым верующим и белым священникам на Украине», считает он.

«Томос-тур» СЦУ в межправославной сфере, впрочем, на этом закончился, потому как поместные Церкви, в явной или не очень форме, затею «Константинополя» не поддержали, и готовности вступить в общение с раскольниками или иерархами, как бы рукоположенными разными самосвятами, никто не изъявил. Одни, как Сербская Церковь, прямо заявили о попрании канонов и, следовательно, о нарушении церковного единства, а также объявили об отказе сослужить не только с самими раскольниками, но и с сослужившими с ними. Другие, дипломатично соглашаясь с заверениями, что целью патриарха Варфоломея было «объединить православных Украины», констатировали, что единство, однако же, не достигнуто, и необходимо всеправославное, соборное обсуждение создавшейся ситуации. Никто, повторим, не поддержал «Константинополь».

Интересно прозвучало, надо заметить, бесхитростное заявление румынского Синода. Синод констатировал, сообщила пресс-служба Румынского патриархата, что проблема церковного единства на Украине в настоящее время полностью не решена, потому что «существует большое количество русского этнического населения, которое поддерживает прямые контакты с Московским патриархатом». «Для конкретного и правильного решения Священного Синода Румынской православной церкви на предстоящей сессии Синода приоритет будет отдан тому факту, что в Украине существует 127 румынских православных приходов, особенно в районе Северной Буковины, в подчинении Украинской православной церкви Московского патриархата». И необходимо получить письменные гарантии от церковного руководства и власти украинского государства, что этническая и языковая идентичность румын будет уважаться, а эти румынские православные будут иметь возможность объединиться в Румынский православный викариат и развивать духовные связи с Румынским патриархатом на родном (румынском) языке.

Ну да, а 12 тысяч приходов канонической Украинской Православной Церкви – это просто какое-то невнятное «русское этническое население», которое зачем-то «поддерживает прямые контакты с Московским патриархатом» и этим у кого-то даже может быть вызывает раздражение… Вот диву даешься – эдакая простота. Приоритет при решении проблемы, стало быть, будет отдан, так сказать, да как же это сказать-то, прости, Господи – будет приоритет отдан не святым канонам, которые можно, конечно, упоминать, а можно даже и не утруждаться. Приоритет, сообщают нам, будет отдан опять какой-то «этнической идентичности». Очередному, после «эллинизма» и «украинизма», теперь уже «румынизму», что ли? Смутно припоминается, кстати, что в Константинополе когда-то ересь «этнофилетизма» очень осуждали…

Два месяца назад, еще до «дарования томоса», митрополит Волоколамский Иларион в одном из интервью сказал, что «Патриарх Варфоломей нарушил церковные каноны, поколебал канонический порядок и вместо того, чтобы уврачевать раскол на Украине, создал раскол, который теперь проходит через все тело мирового православия». «Если этот раскол не будет уврачеван, то он может сохраниться на долгие годы, десятилетия или даже столетия», сказал он. И, добавим, все новыми «измами» раскол в Церкви точно не уврачуется.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+