Перейти к основному содержанию

11:44 25.04.2019

Грех ли со стороны родителей наказывать ребенка за плохие отметки с помощью ремня?

07.02.2019 11:27:22

Слушать: http://radonezh.ru/radio/2019/01/05/21-00

о. Дмитрий: - Добрый вечер, дорогие братья и сестры. Мы с отцом Александром начинаем нашу программу на радио «Радонеж». У микрофона протоиерей Дмитрий Смирнов и отец Александр Березовский.

о. Александр: - Добрый вечер, дорогие слушатели.

Вопрос: - Правда ли, что чем больше человек исповедуется и причащается -  тем больше он любит Бога?

о. Дмитрий: - Никакие  формальные достижения, которые даются человеку без труда, автоматически не спасают человека.

о. Александр: - Но это все-таки труд - прийти на исповедь, подготовиться!

о. Дмитрий: - Это не труд. Труд - это когда нет у тебя одной руки и двух ног. Это труд. А так... Труд, когда ты и молишься с усердием, когда побеждаешь в борьбе с грехом свои пристрастия - это труд.

о. Александр: - То есть часто причащение само по себе не очищает от греха, не делает человека ближе к Богу?

о. Дмитрий: - Конечно. Еще Симеон Богослов говорил: священник говорит: прощаю и разрешаю, а Господь говорит: и не прощаю, и не разрешаю. Потому что, к сожалению, для довольно значительного числа людей исповедь стала формальностью. Приходит женщина на исповедь, и вся исповедь в том, какие трудности она с детьми испытывает, еще с кем-то. Идут жалобы на жизнь и на своих детей. Кто тут в чем кается? Никто и ни в чем. Какой труд? Посетовать на свою долю, что так и не смогла детей воспитать? А что еще?

о. Александр: - Порой хочется исповедоваться, а вырывается или жалоба, или сетование.

о. Дмитрий: - Когда хочется, надо тогда и исповедоваться. Люди совершенно в это не вникают.

о. Александр: - Хочется, чтобы батюшка получше понял, ему надо рассказать поподробнее.

о. Дмитрий: - Батюшка давно все понял. Еще, если отмотать, пятьсот исповедей назад. Потому что с тех пор ничего не изменилось.

Вопрос: - Хотела спросить о понятии «хорошее настроение». Все говорят: нужно хорошее настроение, а потом зарядку делать. В советское время тоже - вот Бога как бы и  не было. С православной точки зрения, когда человек работает, хорошее у него настроение или нет? Что Вы об этом скажете?

о. Дмитрий: - Что скажу? Хорошее настроение - настроение покаяния. Хорошее настроение - это молитвенный дух. Хорошее настроение - это когда всем постарался все простить. Хорошее настроение - это когда всем хочу помочь, кто ко мне обращается. Вот это хорошее настроение. И можно посидеть и еще полчаса, наговорить.

о. Александр: - А то, что люди стараются себе создать настроение увеселениями?

о. Дмитрий: - Это же химия! Это не считается.

о. Александр: - Положительные эмоции должны быть. Люди их и создают с помощью каких-то там примесей.

о. Дмитрий: - Ну да, с помощью героина, крепкого кофе, и так далее. Это же химические процессы. Это совсем не то.

о. Александр: - Люди собираются за столом что-то отпраздновать, общаются, рассказывают о себе смешные истории, и вот настроение создается легкое и веселое.

о. Дмитрий: -Ну, вот последнюю баечку рассказали, в лифте спускаются и уже начали: вот дурак, надо так осрамиться, сам про себя все рассказал! И начинают осуждать.

о. Александр: - И настроение уходит.

о. Дмитрий: - Да настроение - это ничто. Вот, артисты все время улыбаются - это же все искусственно.

о. Александр: - Но они работают на настроение, они должны создавать его.

о. Дмитрий: -  Должны, но они же не создают.

о. Александр: - Раз их приглашают…

о. Дмитрий: - Да это просто так принято. Как на похоронах. Неприлично сидеть с веселым лицом или в ладоши хлопать. Сейчас, правда, такая мода - если артист умирает, надо в ладоши хлопать от счастья.

Вопрос: - Когда мы молимся по Псалтири, там часто встречаются такие слова - да воздастся, про гнев Божий, слова о воздаянии грешникам. А Новом Завете -  наоборот нам Господь говорит, что молитесь за врагов, благословляйте… Нет ли здесь противоречия? Как это объяснить?

о. Дмитрий: - Это любой школьник может объяснить. Зачем я буду? Псалтирь написана за много сотен лет до Христа. Писал ее первый Израильский Царь, представляете!? И он туда вкладывал те мысли, те чувства, те слова, которые рождались у него в его поэтической душе.

о. Александр: - Он еще не знал о заповеди любить врагов.

о. Дмитрий: - Нет, в голову ему такое не могло прийти.

о. Александр: - Поэтому он тем врагам, которые его осаждали, просил отмщения, чтобы Господь его защитил.

о. Дмитрий: -Совершенно верно.

Вопрос: - Как понять слова - кому мало прощается, тот мало любит? Почему не наоборот: кто мало любит, тому мало прощается?

о. Дмитрий: - Там не совсем так. Но смысл такой, что если человек действительно любит, и прощение здесь ни при чем. Это просто говорит о том, что у этого человека в сердце христианство. Раз сердце христианское -  Господь его возьмёт к себе за его любовь. И вот это есть прощение грехов. Не то, что на весах отмерят -  и получи свое. Нет, не так. Человек в результате своего подвига познал любовь Божию.

о. Александр: - И ответил Ему. И эта взаимная любовь делает их сопричастными спасению.

Вопрос: - Всегда ли уныние - грех самого человека?

о. Дмитрий: - Всегда! Уныние само по себе -  это грех.

Вопрос: - А если тебя обижают любимые люди,  и ты чувствуешь, что  тебя никто не любит? И такое уныние, что ты бесполезный? Это тоже следствие грехов?

о. Дмитрий: - Конечно. Это следствие гордости.

Вопрос: - А правильно ли себе в такие моменты говорить, что ничего страшного, главное, что Господь любит, всяк человек ложь? И может ли Господь так показывать, что Он один умеет любить, и только на Него надо надеяться? Или это неправильная логика?

о. Дмитрий: - Это логика грешного человека. Он хочет свои чувства приписать Богу. А Бог совсем не такой. Он очень широк, очень милостив, тут надо просто молиться Богу  - и Господь откроет Свои кладези добра, любви, заботы. Обязательно.

о. Александр: - А человек страдает от недостатка человеческого внимания?

о. Дмитрий: - По гордости. Кто ты -  бедненькая, маленькая девочка? Почему тебе должно быть внимание? Тебе уделяли, пока ты материнскую грудь принимала, и тебя и на ручках носили, детские колясочки тебе покупали, и тебя качали, когда ты капризничала и не хотела спать. Все это было, но надо бы и немного повзрослеть, хватит уже. А ты -  нет, мало мне, мало. Так вырастают эгоисты, которые любят только себя. А тут -  наоборот, видно по голосу, что человек уже самостоятельный и может рассуждать. Господь ждет от этой милой девочки собственных усилий. А то никто меня не любит! Да это не так! Я ее послушал - и чувствую: прямо к ней любовь у меня.

о. Александр: - Наверняка и любят, и заботятся, и помогают.

о. Дмитрий: - На эту тему вообще можно поговорить.

о. Александр: - Но человеку мало и хочется больше.

о. Дмитрий: -Отличное пожелание. И дай этого больше. Но не себе, любимому, а позвони лишний раз бабушке, до которой сейчас не можешь доехать.  Возьми и маму встреть, чтобы она пришла -  а вся посуда перемыта, вся одежда почищена, взять все в свои руки -  и сразу так все будут благодарны. Еще соседям будут рассказывать!

Вопрос: - Как перестать бояться осуждения со стороны людей?

о. Дмитрий: - Как перестать бояться тигра? Возьми и перестань. Окончи курсы дрессировщиков.

о. Александр: - Тигра можно просто стороной обойти, а людей нет.

о. Дмитрий: - И это надо. Надо избавиться от гордости. Она все время понуждает человека к человекоугодию. И заставляет нарушать заповеди Божии. Апостол говорит: посмотрите, чтобы все не говорили о вас хорошо. А человек только на это и работает. То есть, жизнь впустую проводит.

о. Александр: - А что способствует обиде человека?

о. Дмитрий: - Гордость, опять же.

о. Александр: - Если человек избавляется от гордости, то как?

о. Дмитрий: - Если человек достигает хотя бы смиренномудрия - он уже вообще не скорбит.

о. Александр: - А путь к смиренномудрию?

о. Дмитрий: - Через терпение.

о. Александр: - А благодарение за все - имеет тут значение?

о. Дмитрий: - Да все это очень абстрактно. Нужно конкретно.

о. Александр: - Таковы обстоятельства, в которых ты живешь.

о. Дмитрий: - А так общо говорить  - это как люди любят - грешна во всем.

Вопрос: - У меня в каждый пост сильные искушения. Прекращается пост -  и они прекращаются. Почему так происходит, и совпадение ли это?

о. Дмитрий: - Нет. Пост -  это посильный подвиг. И, конечно, противник рода человеческого, диавол, хочет, чтобы мы и от этого малого усилия, такого смешного и детского, отстранились. И он этого добивается.

о. Александр: - Наш подвиг получается …

о. Дмитрий: - Как зола. Сгоревшее дерево тепла не дает.

Вопрос: - Я хотел бы пояснить свой вопрос о Псалтири. Утром молюсь - прошу благословение на день. Вечером - покаяние. А Псалтирь? Что я вкладываю в это? Я же этими словами молюсь? Там вот о воздаянии грешникам... Мы же молимся этими словами, а что мы в них вкладываем?

о. Дмитрий: - Если Вам непонятно это, тогда я вам не рекомендовал бы читать Псалтирь. Потому, что Вы все время свою голову ставите под удар.

о. Александр: - В одном из Псалмов есть слова: да разобьет младенца своея о камень. Многие в ужасе от этих слов.

о. Дмитрий: - А у святых отцов есть такой способ - символическое толкование Псалтири. И тут речь идет не о младенцах, а о помыслах греховных.

о. Александр: - Вот так и воспринимайте Псалтирь. И враг, которому мы желаем воздаяния от Бога -диавол.

Вопрос: - Почему в наше время не соблюдается четвертая заповедь о субботе? Не делай никакого дела, ни ты, ни сын твой, ни раб твой.

о. Дмитрий: - Как так? Люди, которые Вам это сказали, совершенно не знают, как устроена Церковь. У нас субботу отдельное Богослужение, по отдельному уставу, обязательно чтится суббота. В меньшей степени, чем воскресенье - безусловно. А потом суббота -  это не день недели в наказание. Суббота, шаббат по-еврейски -  это покой. Наш христианский покой - это день воскресенья, день солнца, когда Христос за нас распялся.

о. Александр: - Но мы субботу не проводим в покое в полном смысле.

о. Дмитрий: - Так у нас вообще нееврейский подход. Христос специально в субботу приходил в синагоги и исцелял больных.

о. Александр: - Чем вызывал негодование.

о. Дмитрий: - Именно. Но Он говорил: кто уронит вола или ишака в колодец - разве не пойдет доставать его?

о. Александр: - И сказать ничего не могли.

о. Дмитрий: - А только злились.

Вопрос: - Как примириться с увеличением пенсионного возраста?

о. Дмитрий: - Хочешь - не хочешь, примиряйся - не примиряйся -  можешь всю оставшуюся жизнь провести в злобе и негодовании. Ну, и как ты встретишь Суд Господень?

о. Александр: - С чем-то человек не может смириться? Что-то его очень угнетает...

о. Дмитрий: - Ну не можешь -  не надо. Каждый сам себе строит спасение. А преподобный Серафим говорил: а ты стяжи Дух мирен, Дух мира, дух смирения. А  ты не можешь? Ну, и иди опять в первый класс воскресной школы. Давай снова учиться.

о. Александр: - Дух во смущение не пускает мирный Дух в человека.

о. Дмитрий: - Конечно! А сказано: отвергнись себя, возьми крест свой и следуй за Мною. Апостол Павел пенсию не получал.

о. Александр: - И проповедовал, и своими руками зарабатывал себе на жизнь.

о. Дмитрий: - Да.

о. Александр: - Казалось бы, ему можно было не работать, но он работал. Современный человек ждет…

о. Дмитрий: - А он неправильно ждет. У любого современного человека спроси: а где твои десять детей? Чего он на это может сказать? Что такое было время. Но  это ты же их убил, ты и твоя жена. Сейчас бы тебе не надо пенсию было. По пятерке скинулись бы, и у тебя вон сколько было бы! И на кино, и на домино, и на поездки в курорты - все было бы. Где дети твои? Их нет. Ты их убил и еще хочешь деньги получать! Хватит тебе на корку хлеба….

о. Александр: - Вопрос, болезненный для нашего народа.

о. Дмитрий: - А раз так, то не надо убивать детей. Наш народ постоянно убивает детей. А взрослая мама учит этому своих девочек.

о. Александр: - При этом говорят о возрождении духовной жизни в народе.

о. Дмитрий: - Я рад, я очень люблю духовую музыку. Всегда в ней похоронный марш хорошо звучит. Люблю вообще медные звуки.

о. Александр: - Многие хотят разбогатеть, а батюшка на проповеди сказал, что это грех. А что греховного вэтом желании?

о. Дмитрий: - Потому что это задача нехристианская: хотеть разбогатеть. Это значит -  достигнуть такого состояния, чтобы было трудно войти в Царствие Небесное. Ты что, с ума сошел?

о. Александр: - Человек хочет сам выстроить стену перед собой.

о. Дмитрий: - Да, между собой и Богом.

о. Александр: - Но такая стена уже существует - из греха.

о. Дмитрий: - Конечно.

о. Александр: - Само по себе богатство не является грехом. Но его применение, как человек будет с ним обращаться, на что его употреблять? – очень важно. Если человек хочет иметь достаток с тем, чтобы помогать бедным, строить храмы, облегчать жизнь людям?

о. Дмитрий: - Да не только. А мосты строить? А заводы, дома пионеров?  А потом  - построить странноприимный дом, как граф Шереметев построил? Любой приезжает в Москву  - а ему и белье, и одеялко, и поесть.

о. Александр: - Для этого нужны средства.

о. Дмитрий: - Средства есть, он  - граф, довольно богатый человек.

о. Александр: - И вот человек хотел бы так благотворить, нужны деньги - и он стремится заработать их.

о. Дмитрий: - Другая совсем мотивация. Граф не сам разбогател - несколько поколений трудилось. А он этим распорядился.

о. Александр: - А здесь человек хочет потратить три четверти своей жизни, чтобы все собрать.

о. Дмитрий: - Да. А потом жалко будет отдавать.

Вопрос: - Может ли взрослый человек заболеть из-за грехов своих родителей?

о. Дмитрий: - Ну, а как же? Сколько угодно.

о. Александр: - Таким образом, грехи родителей...?

о. Дмитрий: - Да это самое распространенное дело. Родители пьют - дети становятся алкоголиками. Вот и все. Причем, не только из-за того, что они на их глазах пьют. Ритуалы все эти - между первой  и второй перерывчик небольшой? И ребенок это усваивает. И сам папа отравлен алкоголем, и мама отравлена. Ну и что, он академиком станет?

о. Александр: - Стерпится - слюбится, откуда пошло выражение?

о. Дмитрий: - От терпения  рождается и любовь. Потому, что одна из форм любви - терпеть своего ближнего.

о. Александр: - Даже если он у тебя вызывает неприязнь?

о. Дмитрий: - Ну, время от времени такое бывает, что один у другого вызывает негативные чувства. Если по каждому случаю бить молотком по голове или вызывать милицию, то жизнь превратится в ад.

о. Александр: - Что часто и происходит. Молотками, может, и не бьют…

о. Дмитрий: - Да, как же не бьют? У нас самое большое количество убийств совершается на кухне кухонным ножом.

Вопрос: - Говорят, кроссворды память улучшают. Считается ли грехом сильное увлечение кроссвордами, когда иногда все забрасываешь и ночами их отгадываешь?

о. Дмитрий: - Я не знаю, кем считается. Я такими глупостями не занимаюсь. И мне разницы нет, кем это считается или не считается. Конечно, у соседа любимого кота убить – это хуже грех.

о. Александр: - Все по плодам познается. Можно смотреть на плоды такой жизни.

о. Дмитрий: - Это элементарно. Тут же видно, что женщину немножко совесть мучает, а она хочет это списать.

о. Александр: - А, может, хочет утвердиться в борьбе с грехом?

о. Дмитрий: - Нет, не заметно. Извини уж.

о. Александр: - Даже подробности о том, что ночами просиживает?

о. Дмитрий: - Ночь дана нам, даже и солнце заходит, и луна в часть силы светит, чтобы не мешать людям спать. Такое богатство для отдыха дано, а тут кроссворд  память развивает - видали? Анекдот!

Вопрос: - Почему для многих современных парней так важны внешние данные девушки? Это чуть ли не первый критерий выбора невесты.

о. Дмитрий: - Это для всех парней в определенном возрасте. Потому что когда-то браками детей занимались родители - их такие глупости интересовали мало. А интересовали качества души девицы и качества души семьи.

о. Александр: - Это было важно, из какой семьи…

о. Дмитрий: - Да, важно!  Было так. А сейчас папы, мамы не участвуют и даже не знают. Смотри, тебе жить. Чего он там увидит? Вот, на внешнее он и смотрит. И потом -  это внешнее как начинает кушать большой деревянной ложкой и выть под эту музыку!

о. Александр: - Потом спохватываются. Спрашивают: что теперь делать?

о. Дмитрий: - Спрашивают. Отвечают родители: разводись, сынок.

о. Александр: - Грех разводиться.

о. Дмитрий: - Кто это им сказал?

о. Александр: - Это знают люди.

о. Дмитрий: - Да нет. Ничего не знают, чтобы развестись -  думают два дня.

о. Александр: - Поссорились пару раз и...

о. Дмитрий: - Вот, пару раз!

Вопрос: - Бог попустил произойти перевороту 1917 года. Если мы доверяем Богу, то как понять, в чем наше благо в этом попущении?

о. Дмитрий: - Россия устремилась благодаря этим нововведениям к социальной революции. И Бог показал, смотрите, что вы, люди, выбираете. Вот вам Царь святой, семейство из святых девочек и больного мальчика. Героическая личность, который сам стал главнокомандующим, готов был жизнь отдать. А они выбирают Ленина. Ну, и он им показал: расстрелять, расстрелять, и все, что только можно, расстрелял. Слава Богу, сам околел. А то бы еще расстрелял. И вся его  гвардия такая же.

о. Александр: - Тяжелейшие испытания для народа. И Бог это попускает.

о. Дмитрий: - А научился народ чему-то? Например,  в Петербурге, когда случилась революция, чуть не на каждом перекрестке был публичный дом. А сейчас? То же самое. Ничему не научились, наоборот, многое растеряли.

о. Александр: - Тот урок, который Господь преподал ученикам….

о. Дмитрий: - Пока не усвоен учениками.

о. Александр: - Может быть, просто не разобран так, чтобы понять?

о. Дмитрий: - Да  нет, есть же вещи очевидные. Есть! Люди отрицают очевидное, чтобы потакать своим страстям. Сколько у нас ограбленных старух, у которых отняли квартиры? Их кто-то защищает в стране? Свозят куда-то, дают халупу, где отопления нет -  и живите. А эти дольщики? Всю жизнь копили, занимали – а у них  все отняли. И никто не защищает. Ждите пять лет, а потом еще десять.

о. Александр: - То, что люди живут без Бога -  это очевидно.

о. Дмитрий: - Да. Ордена у героев войны воруют, пропивают. Уж такой степени бессовестности... Были люди, но сейчас это массовое явление. Чем на рынке, посмотрите, кормят людей! Раньше, если кто на рынке продавал -  товар получше хотел. А сейчас все жулики и воры. Кладут пальмовое масло, вместо молока - гадость льют. А про алкоголь я молчу. Чай с сахаром, краситель и денатурированный спирт. И получается «Хенесси», здрасьте. Вообще совести нет.

о. Александр: - Все взаимно, здесь тебя обманули -  там ты.

о. Дмитрий: - Но так нельзя жить, когда все друг друга только обманывают.  Нанимаешь адвоката -  а он тебе сторону твоего противника в суде принимает за деньги. Я не знаю. Наша действительность меня убивает.

о. Александр: - И Господь это терпит.

о. Дмитрий: - Да, терпит. Ради тех, кто действительно есть: честные, бескорыстные, порядочные труженики. Ради них. Не все, да и упаси Бог так считать. Но скатываешься все время на эти вещи.

о. Александр: - Мера беззакония людей перед Октябрьским переворотом переполнила чашу терпения Господа.

о. Дмитрий: - Конечно.

О. Александр: - Как на Ваш взгляд, приближаемся мы к этому порогу?

о. Дмитрий: - Понимаешь, отец Александр, я даже боюсь на эту тему думать.

о. Александр: - Одному Богу известно.

о. Дмитрий: - Да, так. Зачем я буду о чужих прерогативах говорить? Меня это как гражданина, и как человека беспокоит. То, что происходит с людьми, с детьми, семьями. Тенденция не очень утешительная,  прямо скажем. Усилия со стороны государства есть, но они не очевидны, не решают проблемы.

о. Александр: - Даже просто проблему образования детей. Как это устроено, чему их образовывают, и какой получается результат.

о. Дмитрий: - В учебных заведениях о нравственности совершенно не идет речь.

о. Александр: - То, что порой рассказывают в школах, в голове не укладывается.

Вопрос: - Имеет ли право муж говорить жене и ребенку: я вас кормлю -  пою, без меня бы вы умерли? И как вести себя женщине, муж которой постоянно попрекает куском?

о. Дмитрий: - Надо было смотреть, за кого выходишь. Этот муж  - не человек. За животное вышла замуж. «Он кормит»...

о. Александр: - Формально он кормит.

о. Дмитрий: - Формально можно, что угодно нагородить. Из всего, что нажито мужем, половина принадлежит жене. Это ее собственность. Они вместе это созидали, а не он. А если он – грязное, жадное животное - то он так и будет говорить. Но это моральный урод.

о. Александр: - Попала она в такую ситуацию.

о. Дмитрий: - А не надо попадать! На это глаза есть и уши. У друзей спросить. А нет, все скорее: он мне цветы подарил и коробку шоколадных конфет! Да, еще и кольцо, как сейчас  в американских фильмах показывают, выбрал подешевле.

Вопрос: - По поводу Давида и Вирсавии, он грешил с ней?

о. Дмитрий: - А как же? Еще как!

Вопрос: - А он раскаялся, и она стала его женой? Или все же, когда каждый раз он с ней спал -  это было грехом перед Богом?

о. Дмитрий: - Всегда было грехом.

о. Александр: - А раскаялся!

о. Дмитрий: - Да, даже 50-й псалом составил.

о. Александр: - Такой плач покаянный.

о. Дмитрий: - Мы же его ценим не за его грехи, а за то, как он покаялся.

Вопрос: - Что Бог сочетал, того человек да не разлучает. Каковы последствия развода и перестанут ли люди после развода быть парой в Божиих очах, существует ли развод для самого Бога?

о. Дмитрий: - Нет, конечно. А в результате – развод, это убийство собственных детей.

о. Александр: - Если еще брак церковный, это еще и рассечение целого на две половины.

о. Дмитрий: - Даже если нецерковный -  это рассечение целого.

о. Александр: - Да будут два в плоть едину. И эта плоть едина людьми разделяется. Как может каждая половина быть полноценным человеком? Уже нет.

Вопрос: - Сейчас часто встречается такое в жизни: человек начинает лгать самому себе и искренне в это верит. И что это такое?

о. Дмитрий: - Да сколько угодно. Ревизора Гоголя читали? Иван Александрович Хлестаков сам говорил, сочинял на ходу и сам себе тут же верил. А это написано уже 150лет тому назад, бессмертная пьеса. А раз Николай Васильевич сумел написать такую пьесу -  значит, это для него было абсолютно понятное явление.

о. Александр: - Ничего не меняется.

о. Дмитрий: - Ничего.

о. Александр: - Люди, эпохи...А суть человека прежняя.

о. Дмитрий: - Да, но в каждую эпоху количество людей разное. В одной больше рождается героев, в другую эпоху больше отцов, в третью больше матерей, в некоторые - художники. Стоит одному какому-то  великому композитору появиться - и сразу вокруг него вырастают другие. Это зависит от того, на что человек смотрит, и что ему любо, его сердцу. А если куда ни кинь, всюду клин, одно жульничество  и мат...

о. Александр: - Наша эпоха не самая сложная и не самая ужасная.

о. Дмитрий: - Я не знаю, батюшка, не мне судить. Я никакие рейтинги не подсчитываю. Просто вчера я шел, идут на гулянии юноша и девушка. Девушке на вид лет 14, и он около того. И они разговаривают на одном мате, видимо, выпили. И говорят громко, все слышно, и эхом об дома бьет. Так вот, такого я не слыхал никогда за свои 70 лет. Чтобы такие школьники с такими, можно сказать, ангельскими лицами!?

о. Александр: - Иногда диву даешься…

о. Дмитрий: - Новое явление. А папа есть, мама есть, наверное….

о. Александр: - Принято так.

о. Дмитрий: - Кем принято? У них, у молодежи родители есть? Или только один разведенный папа, мама, которым не до этого?

о. Александр: - У детей теперь есть право. Целый закон о правах.

о. Дмитрий: -  А право на улице матом ругаться? Есть право такое? Не может быть...

Вопрос: - Муж бросил курить семь лет назад, пытается жить духовной жизнью, часто причащается, а лучше ему не становится. Появились проблемы с памятью, в работе навык потерял. Раньше был хорошим специалистом. Как же так - человек борется с грехом, а ему все хуже?

о. Дмитрий: -Поздновато начал. Русская пословица говорит - береги честь смолоду.

о. Александр: - Посеяны в молодости семена….

о. Дмитрий: - Конечно. Я так обычно и говорю: это от молодости. Молодость сейчас пройдет, и все наладится. Народ всегда смеется.

о. Александр: - А порой бывает, что человек хочет меняться к лучшему, а ему сложнее.

о. Дмитрий: - Слава Богу. Как сказал мудрец, Бог и намерение целует. Он хочет стать лучше - отличное желание, великолепное, но силенок-то и воли уже нет. Поэтому довольствуйся. Бросил курить - молодец. Ты прямо как школьник из 11 класса. Молодец, возьми с полки пирожок. Ты же это для собственного здоровья сделал. А хочешь, чтобы я плясал от радости?

Вопрос: - Грех ли со стороны родителей наказывать ребенка за плохие отметки с помощью ремня?

о. Дмитрий: - Разумеется. Если  родители хотят, чтобы дети возненавидели учебу - это самый хороший метод.

о. Александр: - Быстро добьешься результата.

о. Дмитрий: - Да, эффективный метод.

о. Александр: - А ремень поднимают с целью вразумить.

о. Дмитрий: - Но человек, который хочет заработать деньги, устраивается на 2-3 работы и работает. И зарабатывает себе на мотоцикл или подержанный москвич. А другой идет грабить на большой дороге. Это не значит, что этот метод так же хорош, как и предыдущий.

о. Александр: - Цель вроде одна.

о. Дмитрий: - А средства не оправдывают цель. Особенно если человек тупо подражает своим родителям. Меня ремнем били, и я буду. Папа у тебя идиот, и ты такой же. Вот и все.

о. Александр: - Другого воспитания он не знает.

о. Дмитрий: - А книжки почитай…..

о. Александр: - Только собственный опыт?

о. Дмитрий: - Ну, так и что... Ничего хорошего.

о. Александр: - А еще говорят: а из меня же человека сделали!

о. Дмитрий: - Ну, а какой ты человек? Что ты можешь? Ты полторы книжки прочел  - и то их на сигаретки скрутил потом. Что ты можешь?

Вопрос: - Парень долго встречался с девушкой, были близки, спустя время бросил ее, сказав, что она лишняя,  а ему надо строить карьеру. Девушка очень страдает, чувствует себя  никому не нужной, стала выпивать. Как ей помочь? И что будет с тем парнем, который так жестоко поступил с ней?

о. Дмитрий: - Откуда я знаю, что с ним будет? Он - дитя своего времени, она тоже. Она с собой поступила, как подзаборная девка -   и получила, что хотела. Ей наглядно на примерах объяснили, что она не нужна.  Все правильно.

о. Александр: - Но были обещания.

о. Дмитрий: - Нет, обождите. Извините. Обещания - загс, идём, составляем документ, он имеет законную силу, и тогда уже остальное. А так это все ла-ла-ла.

о. Александр: - В молодости хочется верить в красивые слова.

о. Дмитрий: - Это очень опрометчиво.

о. Александр: - Наше время подошло к концу.

о. Дмитрий: - Всего доброго! Не будем забывать о Рождестве. Христос на земле родился, чтобы мы жизнь выбрали ту, которую Он нам принес, а не такую, которую мы видим на улице, по телевизору, в соседнем подъезде. Всего доброго, Христос родися в Вифлееме!

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+