Перейти к основному содержанию

18:37 23.05.2019

Постимся перед причастием, готовимся. А если лекарство - это нарушение поста?

25.12.2018 11:19:21

Слушать: http://radonezh.ru/radio/2018/12/04/21-00

Н. Карташова: - Здравствуйте, дорогие радонежцы, братья и сестры. У микрофона поэтесса Нина Карташова. С нами наш дорогой отец игумен Феофан Замесов. Он военный священник,  окормляет легендарную Софринскую бригаду и Космические войска, и вообще мы его любим, он замечательный батюшка. Добрый вечер! С праздником! Благословите, отче!

о. Феофан: - Добрый вечер, дорогие братья и сестры! Божие благословение да пребывает с вами. Пользуюсь случаем и поздравляю вас с великим двунадесятым праздником Введения во Храм Пресвятой Богородицы. Не буду говорить об истории праздника, но не могу не сказать о чуде.  В ночь с 3 на 4 декабря на Введение во храм Пресвятой Богородицы бывает вербное чудо - распускаются на некоторое время пушистые почки. 

Н.Карташова: - А в редакции газеты «Русь державная» ежегодно уже много лет 4 декабря привозят вербу из Троицка. Газета писала об этом.  В праздник Введения верба раскрывается на короткие часы и напоминает Вход Господень в Иерусалим. Вот сколько благодати в нашей православной вере!

Я  сейчас прочту вам короткое старинное стихотворение неизвестного автора, оно очень трогательное, а потом представлю вам нашего дорогого батюшку, которого вы всегда ждете в наших эфирах.

В дом Божий Мария входила,

Душою, как ангел, светла,

Творца безграничная сила

Ее по ступеням вела.

Оставив земную обитель,

Родителей нежных своих,

Пришла, чтоб Господь Вседержитель

Был Сын Ей и вечный Жених.

Пришла возвести от падения

Род грешных несчастных людей,

Пришла подарить нам спасенье

Покрыв нас любовью Своей.

Гряди, моя дщерь дорогая,

К Тому, Кто тебя Мне послал,

Гряди, голубица драгая,

К Тому, Кто живот Тебе дал.

Священник Пречистую вводит

В   Святая Святых, и Творец

Своей благодатью нисходит,

Надев на главу Ей венец.

Вот такое стихотворение.

Батюшка, наверное, у Вас нынче много деток причащалось, потому что Матерь Божия была крохотная трехлетняя девочка. Дети, наверное, должны знать об этом.

о. Феофан: - Детей было много. Действительно, это детский праздник. Он имеет особый глубокий смысл. Мы видим, что Господь специально предуготовлял Деву Марию к тому великому и высокому служению, которое ей предстояло совершить - стать Матерью Божественного Сына, Самого Господа. Ибо через Нее Господь принял человеческое естество и пришел в наш мир ради спасения человеческого рода. Если Матерь Божия готовилась к тому чтобы стать Матерью Господа, то  и мы должны готовиться к разным важным, духовно значимым событиям в жизни. Я вспомнил об этом не  случайно.

 В наше время часто бывает, что человек приходит в храм на исповедь -  и видно, что он ничего не знает. Не готов, не понимает, в чем каяться, или начинает на исповеди говорить какие-то вещи, которые его тревожат: печали, скорби, болезни.  Но конкретно о грехах не скажет ни слова, потому что совершенно не готов. Это касается не только исповеди. Часто приходят к причастию, и не знают, что  перед причастием надо воздержаться и в еде, и в семейной жизни, и от телевизора. Сдержать свои чувства и эмоции. А часто люди совершенно на это не обращают внимания. Нездоровая тенденция нашего времени.

Или идут крестить детей -  а крестные нисколько не пытаются хоть в малой степени почитать, узнать, в чем обязанности крестных, для чего человеку креститься, что требуется от тех, кто берет на себя обязанности восприемников. И этот праздник нам показывает, что к любому важному событию нужно готовиться. Мы приближаемся к празднику Рождества. Более месяца мы постимся. Готовимся ко встрече с Богомладенцем Христом.

Я как-то в один дом зашел -  человек брюки гладит, ботинки чистит, китель чистит. Идет на прием к начальству. И видно, что старается, чтобы все было идеально. А тут мы идем к самому Господу, тем более каждый должен как разумный человек свою одежду чистит -  так, идя к Богу, тем более должны привести в порядок свою душу. Будем готовиться, чтобы  не попадать, как с корабля на бал, не понимая, что с нами происходит. В одном месте сказали, что надо причастить женщину. Я стал беседовать с ней, а она на вопрос о грехах говорит, что сажала огурцы. Говорю, что надо у Бога прощения просить, а она мне про плохую картошку. И полчаса мы говорили -  я про грехи, а она про урожай. И никак не мог ее раскачать, чтобы она не про урожай думала, а про грехи и покаяние.

Второй же момент, которому нас праздник учит и назидает нас -  нужно выполнять обещания, данные Богу. Иоаким и Анна дали обет Богу, что если будет дитя  -  они посвятят его Господу. Родилась дочь, для них это было великое счастье, что уже в преклонном возрасте разрешилось их бесплодие. Конечно, им тяжело было расставаться с дитём, но они отвели Ее в храм, выполнили обещание, которое дали Богу.

В Писании есть слова: обещанное Богу выполняй. Это глубоко касается нас, христиан. Во-первых, каждый из нас при крещении дал Богу в лице наших крестных или в собственном лице обещание чистой жизни. Когда мы грешим – мы это обещание не выполняем. Часто в разных жизненных ситуациях мы обещаем Богу совершить тот или иной поступок, особенно когда нам плохо, а когда хорошо -  об этом как-то забывается. Часто люди, которые приезжают с проблемами и сложностями, жалуются на скорби и нелады, начинаешь беседовать  - и видишь, что человек грешит невыполнением данных обещаний Богу и людям. И когда человек задумывается, начинает исправлять ошибки, в жизни часто скорби рассеиваются, поэтому задумаемся и мы, дорогие друзья, о том, что те проблемы, в нашей жизни -  не оттого ли они приходят к нам, что мы опрометчиво даем обещания, а потом расслабляемся, забываем об ответственности перед Богом, и их не выполняем?

 Кто знает, может быть, выполнив то, что обещали – мы  получим от Господа избавление от тягот и скорбей? Праздник Введения показывает нам, что обещания, которые мы даем людям и Богу, мы должны неукоснительно выполнять.

Н. Карташова: - Хочу спросить Вас, батюшка, постимся перед причастием, готовимся. А если лекарство - это нарушение поста?

о. Феофан: - В наше время Церковь допускает, и наше священноначалие заявляло об этом, что если человека ситуация со здоровьем вынуждает принимать лекарства, то в таком состоянии причащаться можно. Потому что огромная разница -  когда человек по избалованности, беспечности, легкомыслию ест и пьет все подряд, когда может воздержаться. И совсем другое дело, когда человек и рад воздержаться, но не может.

Есть диабетики, которым нельзя без пищи или больные язвой желудка. Разные есть ситуации, когда необходима пища и лекарства. Тут уже на человеке прямой вины нет. Но на исповеди надо сказать об этом, что перед причастием ел скоромное, причащался не натощак.

Вопрос: - Считается, что грехи бывают разной степени тяжести, а наказания за них тоже разные?

о. Феофан: - Конечно, человек несет разную ответственность за грехи различной степени тяжести. Вот вам пример такого рода: солнце - источник жизни тепла, без солнечного света ничего живое не могло бы существовать, все бы, наверное, погибло. Так вот чем дальше мы от солнечного света -  тем хуже чувствует себя человек, животное или  растение. Сейчас в декабре солнечного света мало, и любой врач -  психиатр подтвердит, что всплеск психических заболеваний и самоубийств приходится именно на это время.

А если представить, что человек останется на длительно время в тусклом помещении - ему будет еще хуже. А если заключить человека в подземелье без солнечного света вообще? Ни искры, ни лучика. Он за короткое время сойдет с ума, физически заболеет и умрет. Так же и в отношении духовном. По мере степени тяжести греха, греховного навыка и поступка, человек там, в ином мире будет удалён от Бога. И вот кто-то будет удален в меньшей степени, потому что его грехи были меньшие, а кто-то будет удален сильно - грехи были тяжкие. И по мере того, насколько человек дальше от Бога -  и страдание его будет больше. Поэтому как поступки, так и ответственность бывает разная. Это касается и духовной жизни, и нашей повседневной.

Мы должны постоянно помнить слова Спасителя: в чем застану, в том и сужу. Надо спешить с покаянием. Нельзя откладывать исправление жизни на дальний план. В это воскресение во всех храмах читалось Евангелие о том, как человек был богат, у него уродился большой урожай. Он сказал душе: житницы новые сделаю, все сложу, на  много лет мне хватит, и скажу душе: ешь, пей и веселись, всего у тебя много. А Господь говорит: безумный, в эту же ночь у тебя возьмут душу твою, все это не пойдет тебе на пользу.

Так что человек может предполагать, строить планы, ему может казаться, что впереди много времени на исправление, покаяние, на самом же деле все может внезапно закончиться. Таких много примеров. Один из святых сказал, что нет такого греха, который бы не простился человеку, кроме того греха, в котором человек не желает каяться. То есть это нежелание - хула на Духа Святаго.

И сколько же людей рядом с нами умирают, не раскаявшись в  грехах! Чаща всего - это по той причине, что человек не придавал значения важности покаяния или просто откладывал. Отпеваем покойника, спрашиваю: исповедовалась ли умершая, причащалась ли? Да, говорят, все откладывала на потом -  а смерть не откладывалась, пришла внезапно. Любой грех любой степени тяжести страшен, потому что это раны, которые мы наносим Господу. Гвозди, вбитые в Его божественные пречистые руки и ноги, это наши грехи. Поэтому когда мы грешим, мы Ему причиняем боль.

Себя чаще надо отрезвлять такими мыслями, что я делаю зло и так своей душе наношу вред, и Богу, Который насколько любит меня, что ради меня отдал жизнь. И мои грехи пригвождают Его ко Кресту. Надо сделать так, чтобы неприятно было грешить. Неприятно близкому человеку доставлять боль -  так и Богу, которого мы должны любить больше, чем любого земного человека.

Н. Карташова: - Страшны особенно смертные грехи. Мы забываем о том, что жизнь вечная, и туда уж какими придем -  такими и придем.

Вопрос: - Подруга моя повела знакомую в монастырь, а после службы спросила, почему та не прикладывалась к иконам, кресту? На это получила ответ, что та брезгует, боится заразиться. Действительно ли можно чем-то заболеть?

о. Феофан: - Я скажу, что, наверное, если мы проанализируем всю практику и опыт православной Церкви, в любом храме, куда бы мы ни обратились -  никто никогда не сможет нам привести конкретные случаи, чтобы кто-то когда-то заразился или заболел. Кто-то может ссылаться на прежние века, эпидемии -  но проверить это мы не сможем. Сегодня опыт показывает, что никто из верующих не заболел через святыни. Если бы можно было заболеть, то священники были бы самые больные люди. Потому что, когда все примут причастие -  а в большие праздники сотни, если не тысячи исповедников и причастников -  так вот,  когда все примут причастие с одной лжицы и из одной Чаши, а священник или диакон потребляет эту Чашу -  ему надо было бы оказаться самым больным человеком. Но, как мы видим, никто никакими заболеваниями не заражался и не страдает. Диавол наводит на такие мысли.
Никогда не забуду случай году в 2001. У меня трудились люди, наступили крещенские праздники. У нас есть источник  в Мураново. И также несколько святых родников в Сергиево-Посадском районе. Решили двое наших рабочих поехать в Радонеж, где подворье Лавры, там тогда был батюшка Нектарий.  Прекрасный родник там, источник и купальня. Мороз ударил сильно, да все сильней. Подошли ко мне, взяли благословение, чтобы погрузиться. А один приехал в простуженном состоянии. Температура, кашель, насморк, но он себя мобилизовал и поехал. Второй был абсолютно здоров.

И что же получилось? На здорового человека напал страх, и он не решился лезть в источник из-за мороза. А второй, больной, говорит: Как же, приехали -  и не полезем? И погрузился. А как вернулись они назад - будто поменялись местами. Больной стал здоров, а второй, кто испугался погружаться -  заболел! Все очень удивились. А это известно, если человек боится -  на него больше инфекция и нападает. А если мужественно полагаться на Господа - то инфекция не повредит. Надо спокойно привести примеры, что никогда никто не заразился через святыню. Грош   цена нашей вере, если мы будем бояться.

Я далек от молодежной культуры, но приведу пример. Был такой певец Майкл Джексон, так вот он, как говорили, настолько соблюдал гигиену, что даже ночевал в специальной камере. Все время протирал руки и ноги дезинфекцией – а все равно, умер в 50 лет. Вот и вся гигиена, никакой пользы. Надо не инфекций, а Бога бояться. А то живет человек в блуде или обманом живет, взятками, Бога не боится - а инфекции испугался. Если в жизни приоритеты расставить правильно, то Бог все направит во благо.

Н. Вопрос: - Читаю Священное Писание. Иногда замечаю некоторые противоречия. Как к этому относиться?

о. Феофан: - Эти противоречия являются таковыми всего лишь на первый взгляд. Наш человеческий разум несовершенен вследствие грехопадения.   Тем более, что в духовных вещах у нас нет опыта, рассудительности, порой объективного понимания тех вещей, которые изложены в божественном Откровении. Но когда человек соприкасается со Священным Писанием так, как советовали святые отцы, а они советовали не просто читать Библию, но обязательно пользоваться толкованиями -  тогда многие вещи, которые кажутся нам  противоречивыми, встают на свои места. Все просто объясняется, если пользоваться тем духовным богатством, которое мы имеем. Поэтому каждому надо пользоваться толкованиями. Некоторые не делают этого,  и впадают в ложные взгляды.

 Знаем, что есть много  разных сект, которые считают себя христианскими. Но их учение ложное и порой имеет демонические оттенки. Поему они возникли? Их вожди и основатели начали Священное Писание толковать по-своему, и так, как разум помрачен грехом -  то и  Священное писание они начали толковать ложно. И этим ядом лжи заразили других. Достаточно вспомнить, сколько раз в истории человечества разные сектантские вожди назначали даты конца света! Но в Евангелии сказано, что о дне и часе никто не знает. Будем пользоваться святоотеческими толкованиями -  и то, что кажется нам противоречивым, станет понятным. Нашего разума недостаточно, чтобы толковать Писание. А святые отцы толковали потому, что достигли чистоты святости жизни, и в них действовал Дух Святой, он им открывал. У нас такой чистоты нет, разум помрачен грехом, вот мы и воспринимаем искаженно.

Вопрос: - Врач назначил подруге операцию, но требует, чтобы она сняла с себя крест. Внук мой учится в московской школе, родители подарили серебряное кольцо с надписью «спаси и сохрани», он был рад. Но учительница заставила его снять кольцо, сказав, что оно отвлекает.

о. Феофан: - Крест - символ нашей веры. Знамение нашего спасения, защита от темных бесовских сил. Верующий не должен снимать с себя крест, потому что всякое снятие креста - это есть то или иное отступление от Господа. Что касается медицинских требований, моментов лечения -  как правило, в большинстве случаев, если поговорить с врачами, они идут навстречу.

Я много раз делал УЗИ, рентген, КТ.  Мне предлагали снять крест, но я не соглашался, они успокаивались, и крест оставался на мне. Но если операция на грудной клетке или щитовидной железе – то я знаю случаи, когда женщины привязывали крест к волосам или к правой руке. Лучше деревянный крест, это удобнее. Наши предки не зря носили деревянные кресты. В бане крест сильно нагревается, а снимать нельзя. Лучше иметь деревянный крест на период операции и убедить врачей не снимать его. Или, может быть, если исключительный случай - сделать йодом крест на грудной клетке.

Н. Карташова: - Так всегда делал владыка Лука.

о. Феофан: - Выход можно найти. А о кольце. Кольцо с молитвой - духовно полезная вещь. Но этот предмет вовсе не является обязательным в духовном отношении. Крест - это для нас важно, без креста христианин ходить не должен. Хорошо, когда есть возможность носить кольцо, но бывают ситуации, когда в силу некоторых дисциплинарных норм человеку кольцо носить нельзя. В частности, священники и диаконы никогда не носят кольца. Потому, что  считается: пастырь божий в духовном плане обручен с Церковью Христовой, поэтому священники и диаконы не имеют колец на руках никогда, а не только во время службы. Кольцо - это неплохо, просто есть нормы. Еще есть воинские части, многие военнослужащие просят кольца: «спаси и сохрани». Но командование просит, чтобы они не носили на руках колец. Это вносит разброд, но это еще полбеды. Они контактируют с оружием, кольца могут мешать при стрельбах. Поэтому командованием возбраняется носить кольца. Есть гимназии, кадетские корпуса, где определенная форма и порядок, как должны выглядеть мальчики и девочки. Поэтому если кольцо с молитвой не вписывается в этот порядок- то лучше смириться. Если человек не наденет кольцо - это не грех. Главное - крест и вера в сердце. А подрастет - и, если пожелает, будет носить кольцо. Можно носить вместе с крестиком на веревочке. У нас так многие солдаты делают. В этом случае лучше смириться ради мира и уважения к школьному учительскому персоналу.

 

Вопрос: - В среду и пятницу не ем мясо, соблюдаю многодневные посты, но как-то не замечаю духовной пользы для себя. Что делать?

о. Феофан: - Дело в том, что  если мы посмотрим, то некоторые всю жизнь соблюдают диеты. Некоторые всю жизнь мяса не едят, у некоторых раздельное питание, разные есть диеты. Один был начальник, я знал его, он воздерживался по 40 дней, только воду пил, чтобы похудеть, чтобы очистить организм. Но в духовном плане это мало что дает, а может быть, и ничего. Вон диавол вообще не ест и не пьет. Адепты разных сект и религиозных направлений тоже не едят и не пьют, но пост- это не только воздержание от пищи. Более того, есть примеры, когда человек строго воздерживается, а через это начинает еще и гордиться. Поэтому воздержание важно, чтобы человек научился плоть подчинять духу, чтобы чувства и эмоции подчинять духовному своему настрою. Не идти на поводу влечений, не быть рабом чувств, страстей. Поэтому пост надо проводить так, чтобы не только воздерживаться от пищи скоромной, но и научиться себя ограничивать во  всем том, что расслабляет человека, что приносит удовольствие, научиться обуздывать движения души, держать себя в определенных рамках, воспитывать силу воли. Ну, и конечно, пост немыслим без молитвы. Вот, среда и пятница - многие не только воздерживаются от еды, но и стараются больше помолиться, допустим, акафист почитать, поклоны положить с Иисусовой молитвой. Так в многодневные посты важно не только воздержаться от пищи. Это не диета. Почитайте за пост святоотеческие творения. На днях я  общался с одой женщиной, она рассказала, что за пост прочитала труды Тихона Задонского - и вдруг почувствовала, что пост принес такую душевную пользу, какую не приносили раньше посты, когда она просто воздерживалась в пище.

Надо проанализировать свою жизнь. Трезво ответить себе: что мне нужно в самом себе исправить? В чем я немощен, на что обратить внимание, что удаляет меня от Бога. Допустим, может - я ленивый, не довожу дел до конца, а может - я раздражительный, все меня бесит, а может - я завистливый. И начать молиться, просить Бога, чтобы помог искоренить эту страсть. То есть пост -  это духовная школа воздержания, а воздержание в пище -  это один лишь из его моментов.

Н. Карташова: - Особенно житийную литературу читать. Мы сейчас готовим фестиваль «Сила веры» в Петербурге, посвященный музыкальному наследию священномученика Митрополита Серафима Чичагова. И вот я стала читать литературу о нем, а его имя связано с именем преподобного Серафима Саровского, знаете, у меня даже такая легкость появилась, простуда отходит как-то.

Вопрос: - Как быть, если маленькие дети не хотят ходить в Церковь, нужно ли заставлять или применить силу, или оставить все на волю Божию?

о. Феофан: - В первую очередь надо помнить, что ребенок назидается примером. Большую ошибку делают те семьи, где родители говорят детям правильные назидания, но сами так не живут. Что тогда удивляться, если ребенок не стремится так, как призывают жить родители, если они сами не подают должного примера? Важно с детства прививать ребенку понимание важности тех или иных поступков. Необходимо беседовать в простой доступной форме, объяснять ребенку на его уровне понимания, зачем идти в храм, почему это важно, чем полезно. Чтобы у ребенка складывалось понимание, что идти в храм надо не потому, что так требуют родители, но потому что есть другие, более важные причины. Потом -  надо помнить, что всему в жизни свое время. Грудного кормят грудным молоком, потом детским питанием, потом более твердой пищей. Так и в духовной жизни. Если младенец совсем мал  - не надо выстаивать всю службу, чтобы у него православное богослужение не стало ассоциироваться с чем-то тягостным. Надо потихонечку приходить к причастию, поднести или подвести, если сам ходит.  Хорошо делают родители, когда и сами причащаются, мать и отец. У ребенка возникает  понимание, что если родители не боятся -  то и он не должен бояться. Становится постарше, учится молитвам: Господи, помоги, Господи, благослови. Начинают объяснять о службе и о Боге. Не надо перегружать ребенка в том возрасте, когда он еще не готов. Ходить в храм надо потихонечку.  В одном монастыре в соборе видел маленькие столики, стульчики для деток, лежат бумажки, дети, которые с родителями приходят на всю службу, чтобы им не было скучно -  рисуют там. Так что все в разумных пределах. Шаг за шагом надо приучать ребенка к продолжительному объему литургии и ко всем остальным священнодействиям в храме. И это должно делаться не в принудительном порядке, без грубости. Я уже 21 год в воинских частях, и меня очень огорчало, когда попадаются неплохие ребята, которые долго ходили с родителями в храм, знали молитвы, а потом, когда подросли -  в Церковь ни ногой. Одна из причин: родители сильно заставляли ребенка, возили по монастырям, принуждали стоять на длинных службах. И до поры, до времени. Ребенок подрос и вообще перестал ходить. Лучше бы не заставляли томиться часами на продолжительных службах. Нельзя переусердствовать, чтобы потом не удивляться, что ребенок совсем бросил храм.

Н. Карташова: - Я заметила, что маленькие дети стали прекрасно стоять на службах - видимо, чувствуют благодать.

Вопрос: - Волнует вопрос. В доме больной пожилой человек. Мы не можем его убедить в том, чтобы исповедаться и причаститься.

о. Феофан: - За него молиться надо. Есть молитва Господа о вразумлении ближних. Нужно ее читать за этого человека. Сейчас есть много молитвословов, где дано много молитв. Потом среди икон Божией Матери есть икона «Взыскание погибших», и «Прибавление ума». Перед этими образами молятся о тех, кто что-то неправильно делает, воспринимает, относится. Чтобы Матерь Божия все-таки вразумила человека. Есть православная традиция молиться апостолам о тех людях, которых еще не коснулась благодать, которые еще не пришли к вере. При жизни на земле апостолы многих просвещали и привели в лоно Христовой Церкви, так и теперь, находясь в Царствии Божием, они молились бы за этого человека.

Можно с этим человеком беседовать. Вера от знания, от слышания. Когда в доступной форме, правильно, приводя примеры жизненные, человеку объясняем с любовью -  то, как вода точит камень, шаг за шагом это может дойти до него. Я не раз видел случаи, когда в некоторых семьях родственники не хотели ни в какую причащаться, несмотря на тяжелую болезнь  - и с любовью, шаг за шагом их старались убедить. И постепенно благодать коснулась. У некоторых есть ложные опасения: боятся собороваться, исповедоваться, причащаться, потому что якобы это к смерти. Тогда родственники, которые во здравии, могут предложить вместе приготовиться к исповеди и причастию, чтобы таким образом рассеять страх. Еще был свидетелем, когда люди боялись причащаться. Родные молились мученикам Киприану и Устинии -  и человек пробудился. Словно с глаз пелена спала. Потому что бесы могут наводить помрачение ума. Черное может восприниматься как белое. И человек может не соглашаться с объективными истинами. Поэтому нужно молиться, чтобы Господь рассеял бесовские козни на этого человека, в том числе  - молитвами мучеников Киприана и Устинии. Акафист почитайте 12 раз, глядишь -  человек захочет и исповедоваться, и причащаться.

Н. Карташова: - Помоги, Господи. 

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+