Перейти к основному содержанию

10:33 29.03.2024

Всякий ли ропот есть прямое или косвенное недовольство Богом?

28.11.2018 16:01:33

Слушать: http://radonezh.ru/radio/2018/10/20/21-00

о. Дмитрий: - Здравствуйте, мы  с отцом Александром начинаем нашу обычную передачу на радио «Радонеж». У микрофона протоиерей Дмитрий Смирнов.

о. Александр: - Добрый вечер, дорогие слушатели.

Вопрос:- Искать Царствия Небесного и стремиться к счастью - это одно  и то же?

о. Дмитрий: - Нет, конечно. Счастье, как обычный человек его чувствует и понимает, это земное устроение. А Царствие Небесное - это духовная жизнь, это следующий шаг.

о. Александр: - Понятие счастья у всех людей разное.

о. Дмитрий: - И тут есть различия.

о. Александр: - Это связано с душевным устроением.

о. Дмитрий: - Это больше первый, детский этап христианства. Счастье -  это прожить в том раю, который ты сам создал на земле. Это семья, детки. Детки могут быть проклятием, а могут быть счастьем.

о. Александр: - Но именно это счастье -  конечная цель жизни многих людей.

о. Дмитрий: - Этого, к сожалению, недостаточно. Для вечности нужно нечто большее. Господь велит не заботиться о том, что есть, что пить, во что одеться.

о. Александр: - Он больше говорит: отвергнись себя.

о. Дмитрий: - Отвергнись, но не отвергнись своего счастья - такого нигде мы не встречаем. Ясное дело, что человек строит свою домашнюю церковь. И наполняет ее народом Божьим и живет в любви, трудится над этим.

о. Александр: - И тут к нему приходит ощущение счастья.

о. Дмитрий: - Да, несмотря на труды, болезни, невзгоды, в отдельных случаях даже переживание смерти. Но это счастье дает возможность все пережить.

о. Александр: - А если семья большая и требует много забот, то как параллельно искать еще и Царствия Небесного?

о. Дмитрий: - В молодости я занимался пением у одного педагога. Он говорил, что петь надо, не заявляя ни о себе, ни о своем пении, не выпячивая, а наоборот, очень легко этого касаясь. Понять это трудно. Но он показывал, что требуется христианское отношение к вокалу. Предельная скромность. Петь нужно скромно -  тогда получается красиво. В этой скромности есть особая красота. А когда горланят, то красота исчезает, хотя человек и попадает в ноту. В громкости звука нет красоты.

Вопрос: - В церквах Константинопольского патриархата благодатны  ли Таинства после того, что объявил наш Синод? Как быть людям, которые ходят, молятся, и вдруг - им не ходить? В каком состоянии они пребывают?

о. Дмитрий: - А какое наше дело? Они должны определиться, с Русской они Церковью или со Стамбульской. Каждый человек делает выбор.

о. Александр: - А если человек живет в городе, где  нет прихода Московского Патриархата?

о. Дмитрий: - У нас до 90-х годов таких городов было на Руси неизмеримое количество. Ближайший храм мог быть за тысячу километров. Но если надо - слетаешь. Да, благодаря этим гражданам земли устроены большие трудности, но они на это и ангажированы. Госдеп США просит их создать нам трудности, они это выполняют. Это своего рода санкции.

о. Александр: - Теперь через Церковь.

о. Дмитрий: - Нам наше священноначалие говорит, что чада Русской Церкви туда не ходят. Всё. Мы из полной любви к нашей иерархии не будем туда ходить. Пока Сам Господь не вмешается.

Вопрос: - Устроилась работать няней в семью. И на два года с ними уезжаю в Америку. Семья интеллигентная - врачи. Но они высказываются против Бога и Церкви. А я стараюсь еженедельно исповедоваться и причащаться. И там как мне не обидеть Господа, не потерять Его, но и их не вводить хозяев в раздражение, перед едой перекреститься и помолиться, например. Как мне быть?

о. Дмитрий: - Я даже не знаю, зачем Вы едете. Хотите быть с Господом - будьте. Бывают неразрешимые ситуации. Вы от меня хотите благословение? Чтобы никому там в голову не пришло, что Вы христианка? Снять крест не ходить в храм, не соблюдать пост? Что Вы от меня хотите? Ради того чтобы им служить? Зачем? Такая работа имеет смысл, если Вы будете деток воспитывать в православной вере. А если нет, то чего там? Вы же не рабыня. Если Вы для них ценный человек, то они пойдут Вам навстречу. А если их это раздражает, то оставьте их в покое с этой Америкой. Я б и за миллион долларов в месяц не поехал бы на такую работу, к таким людям. Но воля Ваша. Американцы говорят - это Ваш выбор. Внимательно поглядите, что Вы выбираете.

о. Александр: - Когда человек имеет хорошую работу, то сейчас страшно ее потерять.

о. Дмитрий: - Конечно, я понимаю. У меня хорошая работа, и я боюсь ее потерять. А как же? Это естественно. Особенно, если человек ее любит и счастлив. Вот я прихожу в храм, гляжу на деревца, которые мы посадили, на рыбок в пруду, на людей, которые приходят в храм. И вокруг красота, мне очень мило. А в Америке я больше десяти дней пробыть не могу. Давление чужого языка, все чуждо, все не так. Хотя много удобных вещей. Индустрия жизни там продумана.

Вопрос: - Всякий ли ропот есть прямое или косвенное недовольство Богом?

о. Дмитрий: - Всякий.

о. Александр: - Состояние недовольства практически неразлучно с человеком.

о. Дмитрий: - Не знаю, это уж кто как. Вообще это говорит о неправильном устроении. Устроение должно быть мирным, дух должен быть мирен.  А недовольство - как оно сочетается с мирным духом? Строго противоположно.

о. Александр: - Сложнее всего от этого недовольства уйти, оно как-то догоняет все время, видно, навык у человека такой.

о. Дмитрий: - И навык, и потом часто человек не понимает, что всякий недовольный обвиняет все вокруг себя. Как этот мальчонка, который 20 человек убил, он был в таком устроении, а никто ему никогда не объяснял. И вышла такая страшная история. Он явно был недоволен и в такой форме заявил протест. Неоригинально, конечно. Я бы посоветовал каждому недовольному вспоминать его. К чему может привести недовольство.

о. Александр: - А люди в храм приходят с чем? В первую очередь-  недовольство кем-то или чем-то. Человек это носит в себе.

о. Дмитрий: - А нельзя быть счастливым, если недоволен.

о. Александр: - Тогда начинают перечислять все злодеяния вокруг и спрашивают: что: разве они должны быть этим довольны? Что вы от меня, мол, хотите?

о. Дмитрий: - В человеческом сообществе много несовершенств. Даже если человек с терпением это переносит, что он вообще существует -  ему жить гораздо легче, чем находиться все время в осуждении, ропоте, жалобах.

о. Александр: - Странно, но человек это и выбирает.

о. Дмитрий: - Это зависит от неправильного воспитания.

о. Александр: - Если ребенок видит и слышит постоянное осуждение, он в этом воспитан.

о. Дмитрий: - Он думает, что так надо. В капризах, если что не по нему – виновата плохая мама.

о. Александр: - У детей очень сильно развито чувство справедливости.

о. Дмитрий: - Но только по отношению к нему самому. Значит, он уже так воспитан, если себя считает критерием той правды, которой должны все следовать.

о. Александр: - А искоренить из себя это?    

о. Дмитрий: - Человек ничего не может в себе искоренить. Это невозможно. Ну, максимум может курить бросить или еще в этом роде чепуху сделать. А тут же нужно менять характер!

о. Александр: - Мировоззрение.

о. Дмитрий: - И так можно сказать  - воззрение на мир. Со своей кочки. Своя кочка зрения. Встанет и смотрит - такое у него воззрение, мол,  я считаю. Ну что можно с этой кочки увидеть и считать? Просто самомнение, гордость, осуждение. Конечно, ему противно жить, бедный этот  человек.

о. Александр: - Я Бога люблю, но люди меня раздражают.

о. Дмитрий: - По этому поводу сказано в Писании: как Ты Бога, которого не видел, любишь, а человека, которого видишь, ненавидишь? То есть ты либо врешь, либо обольщаешься на счет себя.

о. Александр: - Как можно бороться с рассеянностью ума на молитве?

о. Дмитрий: - Только если взывать к Богу о помощи. На молитве не рассеиваются одни ангелы. Каждый, кто нас слышит, должен запомнить наизусть.

о. Александр: - Но порой на молитве происходит в голове  собрание всех возможных мыслей. А перестаешь молиться -  куда они все деваются?

о. Дмитрий: - Как шумы. Мы можем жить в Москве, а чтобы было тихо? Такого не бывает. Тут и то же самое.

о. Александр: - Мы привыкли его не замечать.

о. Дмитрий: - Когда голова устала, не выспались, это больше трудность такая, когда даже заснуть не можешь.

о. Александр: - Отдых нужен все равно.

о. Дмитрий: - Отец Небесный всегда рядом. Если со смирением Его просить - Он поможет.

о. Александр: - Как и с недовольством.

о. Дмитрий: - А если с недовольством молиться -  это просто кощунство.

о. Александр: - А некоторые так и говорят, что прямо не хотят молиться.

о. Дмитрий: - Я таким говорю: ну, и не молись.

о. Александр: - А совесть обличает.

о. Дмитрий: - Тогда сделай по совести, чтобы она не замучила до смерти. Нужно выбирать. Мы привыкли как маленькие дети – хочу -  не хочу, буду -  не буду. И каждый день одни трагедии. В результате ребенок получает определенное воспитание, в результате которого жить уже не может - ему все не так. Это именно результат воспитания.

о. Александр: - А может дело в характере?

о. Дмитрий: - Характер  - это дело хорошее, только его направить надо на добро, а не на то, что разрушает личность.

о. Александр: - Маленький ребенок совсем уже проявляет характер. Родители говорят, что странно - они его этому не учили, и видеть он этого не мог. Мы всегда иное стараемся дать. Значит, заложено что-то в детях?

о. Дмитрий: - Надо добиваться педагогического результата. Конечно, каждый в чем-то более талантлив, а чем-то менее. У одного шахматы, а у другого футбол получается.

о. Александр: - Один педагог, а другой инженер? А если дети остаются без правильного педагогического воздействия? И потом приходят с вопросами: «как быть?».

о. Дмитрий: - Когда с вопросом приходят -  уже поздно. Неужели уже все?

о. Дмитрий: - Практически да.

о. Александр: - Человек сформировался, в нем уже установилось мировоззрение.

о. Дмитрий: - Да, остается либо его заинтересовать, но ребенок уже не верит ничему, а что говорят - не слушает. У него один лозунг - вынь да положь. И кудахтающие мамы вокруг, готовые все отдать. Они с каждым днем ухудшают ситуацию.

о. Александр: - Или кричат.

о. Дмитрий: - А это то же самое. Если взрослый кричит на ребенка при ребенке - это слабая позиция. Ребенок понимает, что взрослый ничего не может.

о. Александр: - А этот крик вынуждает его подчиниться.

о. Дмитрий: - Нет. Понуждает броситься на пол и закатить истерику. И добиться своего.

о. Александр: - Тогда бы не кричали, если бы это не помогало.

о. Дмитрий: - Кричат от слабости, от бессилия. Если ребенок маленький, его крик – это сигнал: я ничего не могу сделать.

Вопрос: - Моей маме почти 90. Слава Богу, она в силах и сама себя обслуживает. Но меня беспокоит, что она далека от Бога. Не отрицает, но на мои предложения поисповедоваться и причаститься – ответ  откладывает. Мне страшно, что она умрет без покаяния и причастия. Как я могу ей помочь?

о. Дмитрий: - Помочь по бытовым вопросам. А пытаться что-то изменить в ее сознании я бы не советовал. Ни уговаривать. Оставить ее в покое. В человеке все равно идет процесс. И Ангел хранитель к нему обращается, и, может быть, Сам Господь его жизненный подвиг усугубит. Лучше, чтобы, когда человек умрет – у него не было такого чувства, что вы ему последнюю неделю жизни испортили. Почему это происходит? Чтобы устроить рай, нужно чтобы все были церковные, верующие, любили друг друга. Тут появляется человек, который сам себя обслуживает,  но ему твои стремления не интересны. Человек испытывает дискомфорт. И чтобы его убрать, он хочет его обратить. А Господь Сына Своего Единородного послал разве не для этого?

о. Александр: - Человек на пороге перехода в жизнь вечную и от самого главного отказывается.

о. Дмитрий: - Это для нас, христиан, самое главное. А для большинства главное - совсем другое.

Вопрос: - У меня сахарный диабет, я на инсулине, можно ли перед Причастием что-то скушать?

о. Дмитрий: - Можно. Какой простой вопрос!

о. Александр: - Человек знает правила.

о. Дмитрий: - Но есть же ситуации. Например, человек так тяжко болен, что умирает. В любом руководстве для пастыря сказано, что можно его причащать даже, когда он поел.

о. Александр: - Те правила, которых мы придерживаемся, относятся все же к здоровому человеку.

о. Дмитрий: - Это очевидно - Богу же неугодно, чтобы человек попал в кому! Если долго затянуть, то человек может впасть в кому и погибнуть. Зачем?

Вопрос: - Подскажите, батюшка, у меня мамочка умерла 40 дней. Все время читала акафист за единоумершего и Псалтирь. Легче не становится.

о. Дмитрий: - А Вы хотите полегче? Это только медикаментозно. Есть специальные седативные таблетки, травяные чаи. А еще молитва. Как только приступ горя - начинайте за нее молиться. Можно и Псалтирь читать. И потом хорошо действует посещение кладбища. Очень помогает. Там легче ощущается присутствие нашего усопшего.

Еще поминки. Соберутся и начинают вспоминать хорошие события из жизни человека. У меня мама умерла четверть века назад. Я каждый день по ней скучаю. Это же естественно. Зачем же обессиливать душу слезами? Тут надо себя придерживать. Плакать естественно. Маму свою вспоминаю со слезами - какая у нее была тяжелейшая жизнь. Вспоминаю ее одежду, досконально помню. Очень было тяжело. Она была веселая, жизнерадостная, счастливая. Тут такие смешанные чувства. Отец еще раньше умер. Хотя был моложе ее.

о. Александр: - Господь нас призывает прийти к Нему, и Он нас успокоит.

о. Дмитрий: - Да, труждающиеся и обремененные. Вот, женщина обременена горем. Горе естественно. Мы же связаны с нашими родственниками.

о. Александр: - А как нужно пройти, чтобы получить это успокоение?

о. Дмитрий: - Надо сначала почитать Евангелие. А потом выучить его наизусть, тогда будет ясно, что мы должны делать и как.

о. Александр: - Господь будет на каждое наше вопрошание отвечать со страниц Евангелия.

о. Дмитрий: - Как святые отцы говорили: ум должен плавать в Священном Писании.

Вопрос: - Мог ли Бог сотворить меня таким, чтобы я не совершал грехи?

о. Дмитрий: - Конечно. И сейчас это модное выражение – «овощ». Человек как овощ. Лежит такой, как перчик и ничего не чувствует. Но растения все также чувствуют. Качество этого чувствования другое, чем у млекопитающих, но то, что растения реагируют на то, что вокруг них и с ними происходит -  это безусловно. Но чтобы понять, о чем мечтает человек, то если сильно мечтать -  то допросишься. Будешь таким. По крайней мере, когда перец на тарелке лежит, то ему не вменяется ничего в грех. Это точно.

Вопрос: - Что ждет людей, не желающих ухаживать за своими престарелыми  родителями? Вижу такое отношение знакомых к бабушке, очень ее жалко.

о. Дмитрий: - Каждому свое. На одном учреждении полвека назад было так написано. О чем это? Это говорит о черством, немилосердном сердце. И еще говорится: суд без милости не оказавшему милость. Потому что  человек, который так черств, не может впустить в себя Царство Божие. Этим самым он себя лишает его и надежды на спасение.

о. Александр: - Таким людей ждет разочарование.

о. Дмитрий: - Нет, разочарование -  это ерунда. Его ждет очень тяжелая участь. Жизнью такое не назовешь. Он сам себе создает в вечности отсутствие любви.

о. Александр: - А люди спрашивают, чем можно помочь  этим жестокосердным?

о. Дмитрий: - А для чего нам о них думать? Есть Евангелие. Все давно написано. Господь сказал: Быть милосердными, как Отец Небесный милосерд есть.

о. Александр: - Для кого-то это руководство.

о. Дмитрий: - Ну а для кого нет -  до  свидания. Насильно мил не будешь. Невольник - не богомольник. Или советская такая красивая пословица: пусть трактор работает, он железный.

Вопрос: - Моя знакомая живет с мужчиной вне брака. Могу ли я подавать за нее записки в храм или только молиться дома?

о. Дмитрий: - Если она крещеная, то можно.

о. Александр: - Жизнь в грехе не лишает церковной молитвы?

о. Дмитрий: - Лишает. Поэтому это похоже на припарки для мертвого.

о. Александр: - Это популярно в народе.

о. Дмитрий: - Все равно будут подавать. Потому что современный советский человек такой добрый жалостливый, более снисходительный, чем Господь Бог и Матерь-Церковь.

о. Александр: - Порой Господа критикуют за Его жестокосердие.

о. Дмитрий: - Да. Хотя речь о другом.

о. Александр: - Сам человек считает себя более милосердным.

о. Дмитрий: - Да. Считает, что его собственный взгляд гораздо более похож на Евангельский, чем взгляд 2000-летней Церкви.

Вопрос: - Можно ли оправдывать человека, чтобы не впасть в осуждение его?

о. Дмитрий: - Зачем? Оправдывать  - это же тоже судить. А кто ты, судящий чужого раба?

Вопрос: - Чтобы избавиться от осуждения - что нужно предпринять?

о. Дмитрий: - Чтобы избавиться от головной боли - взять молоток и стукнуть по коленке. Забудешь о голове.

о. Александр: - Если человек, который тебе неприятен или досаждает, найти для него оправдание - это поможет?

о. Дмитрий: - А зачем? Нет такого приема у святых отцов. Не припомню такого.

о. Александр: - На себя посмотреть?

о. Дмитрий: - Чем кумушек считать трудиться, то лучше на себя оборотиться - это понятно.

Вопрос: - Я и мой муж верующие. Скоро родится ребенок, хотим его крестить. Крестных, которые были бы приобщены к православной вере, нет. Можно ли крестить ребеночка без крестных, взяв всю ответственность о духовном развитии на себя?

о. Дмитрий: - Можно, но вроде странно. Вы что, на необитаемом острове живете, куда священник приезжает раз в году? Если по воскресениям ходите в храм, то разве не видите там верующих? Вы ни с кем не разговариваете? Никого не знаете? Странно. Надо тогда познакомиться. И предложить быть крестными.

о. Александр: - Насколько крестный необходим? Сегодня это чаще формальность?

о. Дмитрий: - Зачастую да. Но если что-то в нашем мире происходит формально, то не лучше ли найти хоть одного неформального? Нет проблем. Надо потрудиться.

 Это все надуманно. А люди ищут комфорта. Не хотят сделать ничего сделать для своего ребеночка. А если заболеет, то будут искать хорошего врача? Или к стажеру пойдут?

Вопрос: - Как поступать, если младенец начал кричать перед причастием?

о. Дмитрий: - Надо выяснить причину. Родители должны понимать причину плача и реагировать соответственно. Они по звуку голоса должны понимать, что не так. А потом эту причину плавно устранить. Но когда он орет и боится, то не надо причащать. Раз пришел, два пришел. Сорок два раза пришел. Привыкнет. Если ребенок у Чаши начинает истерить, то надо сделать шесть шагов назад и показать, что люди причащаются, детки тоже. Поговорить, поцеловать, погладить, прижать к сердцу, сделать два шага вперёд. Если опять напрягся, то назад. И так постепенно успокоить. Конечно, детей надо успокаивать.

Вопрос: - В наш век отношение к целомудрию и  супружеской верности бывает легкомысленным. Прошу совета, на какие качества и черты характера будущей супруги надо обратить внимание до брака, и как самому не подтолкнуть законную супругу к измене?

о. Дмитрий: - Это целую лекцию надо читать. Выбрать для начала целомудренную.

о. Александр: - Человек серьезно задумался.

о. Дмитрий: - Ну, и соответственно с тем идеалом, который у него сложился в голове, и выбирать.

о. Александр: - Не окажется ли идеал обманом себя самого?

о. Дмитрий: - И так бывает. Должен быть научный подход.

о. Александр: - Насколько важно, чтобы девушка была из воцерковленной семьи?

о. Дмитрий: - Опять зависит от того, что вы хотите. Один ищет красивую, другой - красивую и умную, третий - красивую и воспитанную. И так далее. А некоторым важно образованную - чтобы было о чем поговорить. Каждый для себя выбирает. И что в браке он собирается создавать, и как жить.

о. Александр: - А вот у многих жизнь не складывается?

о. Дмитрий: - Это потому что с бухты-барахты. Один захотел жениться -  женился. А она, художница, заявляет потом - двоих родила и хватит, я не для того образование получала, чтобы детей рожать. Спросить пораньше можно было? Но не догадался, не мог предположить. А начал человек с нашей современной ситуации. Она такая. А теперь вот так.

Вопрос: - Как стать плачущим о своих грехах? 

о. Дмитрий: - Посмотреть внутрь себя и разрыдаться. Вот ты стал плачущим.

о. Александр: - А если не рыдается?

о. Дмитрий: - А речь идет не только о слезах, которые связаны с железами.

о. Александр: - А ужаснуться о том, что там есть и возрыдать духом.

о. Дмитрий: - Лучше не скажешь, отец Александр.

Вопрос: - У моей сотрудницы болеет раком единственный сын. На данный момент ему все хуже, вероятно,  она его потеряет. Правильных понятий о вере и Боге у нее нет, верующих рядом тоже  нет. В разговоре упоминает о суициде, если сын умрет. Чувствую за нее большую тревогу и ответственность. Что я, как ближняя, в данный момент должна для нее сделать?

о. Дмитрий: - Подарить Евангелие.

о. Александр: - Попробовать с ней поговорить о Боге?

о. Дмитрий: - Конечно.

о. Александр: - А  если не слушает?

о. Дмитрий: - Связывать и через мегафон кричать не стоит.

о. Александр: - Попытаться донести, приоткрыть.

о. Дмитрий: - Предложить почитать. С неверующим человеком вообще трудно. У него свои понятия в жизни. К сожалению, противоположные нашим с вами. Вот, единственный сын. Ведь Господь почему попустил его болезнь? Чтобы ее повернуть к себе.

о. Александр: - Она зациклена на сыне.

о. Дмитрий: - Господь убирает эту преграду и раскрывает ей Свои объятия. А она - суицид. Но ей милее дно ада. Надо ей объяснить, что дно ада  - это неприятное место. Там горевать придется гораздо больше.

о. Александр: - Люди не знают, что их там ждет, но лишь чувствуют, что здесь происходит. Когда человек на грани такого поступка - веры в то, что может быть хуже,  им кажется, не может быть.

о. Дмитрий: - Я в курсе дела, да. Но можно попытаться затронуть.

о. Александр: - Помню, как один человек пришел и говорит, что болел очень тяжко, и что он пришел - это уже чудо. И неужели, спрашивает, может быть, наказание за мои грехи хуже, чем я несу свою болезнь? Он считает, что его земное страдание -  это высшая мера страданий.

о. Дмитрий: - Обычное рассуждение человека. Человек по гордости своей привык себя считать точкой отсчета всего. И все время в удивлении. Неужели, неужели?

Вопрос: - Имею большие денежные долги перед разными людьми. Является ли лицемерием то, что я еще при этом подаю милостыню?

о. Дмитрий: - Не знаю. Все зависит от мотива. Допустим, кто-то должен четыреста миллионов. А милостыню подает по две копейки старыми деньгами дохрущевской реформы. Ну,  и  где тут лицемерие? Это тоже как-то называется.

о. Александр: - Но не лицемерие.

о. Дмитрий: - Странный какой-то вопрос.

Вопрос: - Как понять, что Благотворительный фонд, собирающий на помощь детям, действительно собирает им на помощь? Как проверить, не мошенники ли это?

о. Дмитрий: - Это не ко мне вопрос. А тем, кто трудится в правоохранительных органах. Проверить. А у меня другая специальность.

о. Александр: - Является ли осуждением назвать предавшего предателем?

о. Дмитрий: - А зачем? Он же и сам знает, кто он есть.

о. Александр: - А человеку хочется указать на поступок другого. Это вообще полезно?

о. Дмитрий: - Как правило, нет. Переходит в такой диалог: дурак - сам дурак.

о. Александр: - Обличать - дело неблагодарное.

о. Дмитрий: - Абсолютно.

о. Александр: - А упрекать?

о. Дмитрий: - Еще более.

о. Александр: - Упрек -  это первая стрела, выпущенная в человека.

о. Дмитрий: - Спасибо за передачу, всего доброго.

о. Александр: - До свидания, братья и сестры.     

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
4 + 0 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+