19.11.2018 11:15:28
Светлана Колосовская

Кинофестиваль Радонеж собирает свою аудиторию уже ХХIII раз. Из года в год растут уровень, профессионализм, география фильмов, присылаемых на этот международный кинофорум. Все мы по осени с нетерпением ждем его открытия не только как праздника-встречи с авторами-единомышленниками. Аналитики и члены жюри кинофестиваля непременно отметят такую особенность. Набор фестивальных фильмов год от года не просто меняется, разнится. Он каким-то неведомым образом отвечает на запросы времени и даже на события, произошедшие совсем недавно, будто авторы постоянно держат руку на пульсе, творчески предчувствуют те или иные важные общественные, политические, церковные события.
В наборе фильмов нынешнего года меня в этом плане поразили два фильма. Если не рассматривать их как пророческие, их трудно было бы особенно чем выделить. Можно было бы просто сказать о них: профессионально выполненные работы нашей, православной тематики.
Речь идет о фильме Антона Никитина «Киево-Печерская лавра», Фотография тысячелетия и фильме Максима Якубсона «Фомады». Оба фильма готовились по крайней мере в течение нынешнего календарного года. Но неожиданно (в том числе и для авторов) они вошли в резонанс с неординарным событием, произошедшим уже после представления фильмов на к/ф.
Итак, исторический снимок, фотография всех насельников Лавры, снимок тысячелетия. Братия Лавры решила сделать его в честь тридцатилетия возобновления монашеской жизни в обители. Летом 1988 года после десятилетий молитвенного молчания в Лавру вернулись иноки. На снимке присутствуют и те, кто три десятилетия назад пришел в главную обитель Руси, и те, кто совсем недавно принял постриг. Все они приемники 1000- летней монашеской традиции. Старейший, 92-летний инок обители старец Авраам, который вышел из затвора только для участия в этой исторической съёмке, молодые иноки… Перед нами предстает история Лавры и ее сегодняшний день: братская трапеза, монашеский постриг, послушания, тайные коридоры лаврских пещер, недоступные для паломников. С этой обители тысячу лет назад началась история монашества на Руси… Фильм получился исключительно светлым и, несмотря на трагические съемки богоборческих лет, – жизнеутверждающим. Улыбки, радость видеть возрожденную и цветущую обитель. И только единожды кажется вас останавливают слова Блаженнейшего митрополита Онуфрия: «Лаврские монахи часто молятся первому новомученику лавры Митрополиту Владимиру Богоявленскому о сохранении единства Церкви…».
Таким же светлым предстает и фильм Максима Якубсона «Фомады», который рассказывает о каливе Фомадов святой горы Афон, где живет всего несколько монахов, единственное место, где занимаются ювелирным делом, где сохраняется старинное пение. Нам уже привычно – фильм об Афоне не первый – предстает неприхотливый средневековый быт монахов, когда они обходятся без дорог, без электричества, без машин. Их помощники, как встарь – только ослы и лошади. И хотя высот духовности Афона в фильме передать нельзя, но авторитет его в христианском мире таков, что простота быта – уже убеждает…
Два вот таких фильма. В прошлом году они смотрелись бы иначе. А сегодня после только что произошедшего сговора Константинопольского патриарха Варфоломея и киевского президента Порошенко, после появления еще одной грозовой тучи, нависшей над Украиной – теперь фильмы эти смотрятся по-другому. Фильм о Лавре, возрожденной и ныне процветающей, вроде как уходит в прошлое, становясь эталоном и далекой мечтой. Ибо грядут совсем иные, суровые дни, дни испытаний. Все мы прекрасно понимаем, что завоеватели храмов на Украине ждут только отмашки. Да что – «отмашки»! В день, когда пишутся эти строки, когда Константинопольский патриархат еще на месяц отложил принятие решения о выдаче раскольникам на Украине томоса об автокефалии, пришло сообщение о том, что в городе Кривой Рог Днепропетровской области несколько десятков сторонников автокефалии устроили штурм резиденции митрополита Криворожского и Никопольского Ефрема, сохраняющего верность канонической Украинской православной церкви (УПЦ). На войне как на войне. А в лавре – напряжение ожидания, ожидания посещения Господня.
Что же касается фильма «Фомады», ее иноков, приезжавших в Петербург представлять уникальность афонского пения, по-старому говоря – за подаянием… здесь хочется ответить стихотворением иеромонаха Романа (Матюшина), распространенным в интернете – о последних событиях.
Святому Православию в укор,
Фанарский русофоб, слуга
Европы,
Ты осквернил корыстью
Омофор
и держишь Патриархов за
холопов.
Величия былого больше нет,
Но гордость греков, жительницу ада,
Названия питают сотни лет –
Пустые звуки и твои и града.
Считаешься вселенским до
сих пор.
Вселенная равна семи
аршинам.
Константинополь,
всесвятейший – вздор!
Века Стамбул внимает
муэдзинам.
Влезаешь, аки тать, во двор
чужой,
Но не с тобой поруганная
Правда.
Кто встать велел над русскою
межой
Царьку несуществующего града?
В гордыне папской
всесвятейший трон!
Понтификат стамбульский!
Докатились!
Молчит ревнитель чистоты Афон,
Ужели все в молитву
Углубились?
Долготерпит Господь, да
больно бьет.
Кто сеет ветер, пожинает
Бурю.
Зачем же Церковь к
пропасти ведет
Велеречивый волк в овечьей шкуре?
(разрядка моя – С. К.)
«Молчит Афон». На фоне этого молчания средневековая идиллия фильма смотрится как-то постановочно.
*****
Перейдем к другим фильмам. Хотелось бы обратить внимание читателей (завтра - зрителей кинофестиваля) на ряд работ по истории нашей Церкви, фильмов – просветительских и всегда востребованных. Первым в этом ряду я назвала бы фильм Андрея Судиловского «Эпоха Никодима».
Фильм о выдающемся иерархе РПЦ митрополите Никодиме (Ротове), служение которого пришлось на эпоху хрущевских гонений на Церковь. А это время мы знаем, пожалуй, хуже, чем эпоху 30-х годов. Как свидетельствует Святейший Патриарх Кирилл, который был секретарем митрополита Никодима, сталинское время было неприкрыто богоборческим, хрущевское время отличалось тем, что с Церковью старались бороться руками старых епископов, прошедших лагеря и ссылки, большей частью сломленных и неспособных сказать власти «нет». На их фоне выделялся митрополит Никодим, который не только мог сказать власти «нет», но с младых ногтей был мудрым церковным дипломатом, востребованном как Церковью, так и государством и на международном уровне. Митрополит Никодим был явно отмечен перстом Божиим. В 1945 году, когда отец-коммунист был еще на фронте, а мать едва осмеливалась признаться в своей вере, то есть в отсутствии какого бы то ни было религиозного воспитания, 16-летний юноша подает прошение о монашеском постриге…
В фильме представлено множества документов того времени, воспоминаний современников – Святейшего Патриарха Кирилла, митрополитов Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Новгородского Льва, министра образования О. Ю. Васильевой, историка и дипломата П. В. Стегния.
*****
Столь же сильное впечатление производит фильм Марии Кельчевской о другом владыке Церкви, жившем в середине ХIХ века – Святителе Иннокентии (Вениаминове).
В селе Анга Иркутской области, на родине Святителя Иннокентия, Апостола Сибири и Америки, строят храм в память о знаменитом земляке. В американском Анкоридже подобный храм стоит уже более полувека. А коренной народ – алеуты – крещенный Иннокентием Вениаминовым в ХIХ веке, не просто живет в православной вере, а проповедует ее среди неверующих американцев и… приезжих россиян. Снятый в жанре биографии, фильм рассказывает, как через Аляску, утерянную территориально, но не духовно, православная вера возвращается в деревню Анга, на малую Родину святого.
****
Фильм Натальи Гугуевой «Свидетели любви» - это рассказ о том, что пойти на мученичество и смерть за веру на самом деле очень трудно: человек должен почувствовать реальность бытия Божия и реальность иного мира. Фильм о Новомучениках и Исповедниках Российских, принявших мученическую смерть за веру в середине ХХ века на Бутовском полигоне, открывает много убедительных подробностей подлинности их подвига любви.
«Битва за небо» Исраила Сафарова – это вдохновенный фильм о летчиках и летчицах-асах Великой Отечественной войны. Повествование ведется от имени одного из таких «асов» - летчицы и штурмана бомбардировщика П-2 Галины Павловны Брок-Бельцовой. Режиссеру очень повезло: жизнеутверждающая, до сих пор бойцовская натура Галины Павловны – это половина успеха фильма. Режиссерски фильм построен как документальный кино-диалог Галины Павловны с одним из немецких летчиков-асов, написавшим свои воспоминания. Мы видим лица летчиков и летчиц той войны: Ивана Кожедуба, трижды героя Советского Союза, Георгий Ричкалов, Николай Гулаев дважды героев… двадцати двухлетней летчицы Лидии Литвак, сбившей более тридцати самолетов. Мы видим лица, которых сейчас нет.
****
И снова Украина, снова война. Фильм нашего постоянного автора Валерия Тимощенко «Луганская повесть» - о незатихающей боли автора, свидетеля трагических событий в Луганске, о нашей незатихающей боли за Украину. Это летопись войны, четвертый год идущей на Донбассе – в лицах живых и погибших.
В продолжение - фильм Натальи Батраевой «Донецкая Вратарница» - все о той же войне. Донецкий женский Иверский монастырь находится в непосредственной близости от аэропорта, пострадавшего во время первых обстрелов Донецка. Монастырь пострадал – не меньше. Игумения Михаила и трудница Юлия, так и не покинувшие обитель, рассказывают, как в состоянии постоянных обстрелов изменились из взгляды на жизнь.
****
И снова – война. Трогательный 13-минутный анимационный фильм о любви («Письма» Александра Саварского) снят по мотивам рассказа Паустовского «Снег». Во время войны старого одинокого отца поддерживает письмами с фронта, а потом из госпиталя, его сын. Не ведая, что отец его уже умер, он продолжает писать письма, которые читает молодая женщина, живущая в их доме. Она приехала сюда с маленькой дочкой в эвакуацию. Неожиданная встреча с хозяином дома, приехавшим на побывку, зажгла искру любви, а значит письма будут по-прежнему приходить в этот дом.
****
А вот очень психологичный, фильм сегодняшнего дня («Учитель» Максима Елагина) повествует о нравственном потрясении старого учителя, постигшем его на склоне лет. Сначала в его одинокой квартире появляется ОМОН, имеющий информацию, что здесь прячут наркотики. Но один из омоновцев узнает своего старого учителя литературы, который привил ему любовь к чтению. Он трубит своим сослуживцам «отбой»: в таком доме не может быть ничего дурного! Но чуть позже к Учителю приходит другой его ученик, которому он привил любовь к поэзии. Юноша настолько любит свою маму, что заранее покупает ей подарки, которые хранит у Учителя. Забрав «подарок», он выходит из квартиры и на глазах Учителя подвергается аресту ОМОНА. Один Учитель – разные уроки.
****
Редкий кинофестиваль «Радонеж» проходит без участия наших известных авторов – Елены Чавчавадзе и Галины Огурной. Продолжая тему тайной подготовки революции в России со стороны стран Запада, они представили на суд жюри фильм «Революция. Западня для России. 2 серия». И снова мы видим набор неопровержимых (поскольку документальных и впервые публикуемых) свидетельств участия наших «западных партнеров» в свержении законной власти в России в 1917 г.
****
В продолжение – фильмы на Царскую тему, которые также присутствуют практически ежегодно на нашем кинофестивале. В нынешний год, год столетия мученической кончины Императора Николая II и его Семьи, убийства в Алапаевске Великой Княгини Елисаветы и иже с ней, - на фестиваль представлено три фильма. Два фильма (Нелли Тоболкиной «В Тобольске – Царь…» и Людмилы Борисовой «Тобольск спасающий») посвящены тобольскому периоду ссылки Царской Семьи и содержат ряд неозвученных еще свидетельств о жизни и подвиге Государя, его Семьи, отношении простых тобольчан к поверженному Царю. Третий фильм: «Елизавета Федоровна. Осталась лишь одна молитва» Юлии Ермолиной. Это уже не первый фильм о Великой Княгине – святой Елисавете Московской. Но жизнь ее опутана большим клубком легенд, распутать которые попытались авторы фильма. Ну, а если кратко – эта работа достойный вклад в копилку фильмов о Царской Семье.
****
В заключение: из тех немногих фильмов, что удалось посмотреть, хотелось бы остановиться на фильме о русской глубинке, о небольшом острове Залит и его постоянном жителе – Алексее Тимохине. Потомственный промысловый рыбак зарабатывает себе на жизнь ловом рыбы в Псковско-Чудском озере. Рыбы стало явно меньше, а Тимохин – один из последних островитян, носитель уникальной островной культуры, которая формировалась веками в «отрезанных от цивилизации» местах. Он не мылит себе жизнь без острова. Даже его мать, умирая, спрашивала: рыба-то ловится? Иначе: жизнь продолжается?
*****
Из мультиков, которые несомненно порадуют наших детей хотелось бы назвать 13-минутный фильм, выполненный в мастерской Алексея Татарского, «Матрос Петр Кошка» - исторический, патриотичный, воспитательной, и опять – о войне.
Светлана КОЛОСОВСКАЯ
Комментарии
24.11.2018 - 14:50 Все отлично, но как на:
Все отлично, но как на фестиваль попасть простому пенсионеру с женой?
[email protected]
24.11.2018 - 16:46 Просто взять и придти.:
Просто взять и придти.
Добавить комментарий