Перейти к основному содержанию

16:39 25.04.2024

Моему другу приснился сон, в котором ему сказали: «Тебе нужно пособороваться», несколько раз повторили. Хотелось бы у Вас, батюшка, вкратце узнать про Таинство Соборования.

24.10.2018 17:12:38

 

Слушать: http://radonezh.ru/radio/2018/10/04/21-00

Моему другу приснился сон, в котором ему сказали: «Тебе нужно пособороваться», несколько раз повторили. Хотя человек физически здоров, чувствует себя хорошо. И хотелось бы у Вас, батюшка, вкратце узнать про Таинство Соборования, чтобы объяснить человеку маловоцерковленному.

- Интересный ваш вопрос, но не самим сном. Слава Тебе, Господи, мы на сонных внушениях не основываем нашу жизнь земную и жизнь духовную. И без всякого сна каждый христианин, ведущий благочестивый образ жизни, призван раз в год проходить Таинство елеосвящения, потому что все мы обложены телесным естеством, а оно немощно. Вот сейчас межсезонье. Смотришь, вот у этого насморк, у другого кашель, у третьего температура, общая слабость, гуляют какие-то вирусы. И предпринимая естественные меры, не расхолаживаясь, не застуживаясь, мы ждем Рождественского поста, чтобы пособороваться. Либо Великим постом, через семикратное помазание освященным маслом и елеем и общей соборной молитвы Церкви о здравии, о исцелении немощей душевных и телесных, христианин, прошедший эти семь помазаний, освящаемых чтением Евангелия, повествований о тех чудотворениях, которые Христос Спаситель совершал над болящими, мы чувствуем необыкновенное просвещение души и обретаем телесную крепость. Это таинство Церковь ввела на предмет борьбы с хворями, душевными и телесными, потому что апостолы врачевали всякую немощь и язву в людях, помазывая недужных маслом. Так что Вашему замечательному знакомому рекомендуйте не внимать снам, однако, сообразуясь с обычаями Церкви, подготовиться и ближайшим Рождественским постом пособороваться.

А как подготовиться? Конечно, пройти полную исповедь, исправить то, что надлежит нам, откинуть и отбросить греховные навыки и привычки, чтобы мысль была ясна, сердце мирно, и с чистой совестью принять участие в этом замечательном таинстве. Как правило, за ним последует причащение Святых Христовых Таин с тем, чтобы Бог, очистив нас от грехов ведомых и неведомых, воссиял благодатью в нашем сердце.

У меня сложилась такая ситуация на приходе, когда два человека просто возненавидели меня и не хотят, чтобы я помогала, работала на приходе. И, несмотря на мои попытки примириться, просят исчезнуть и не появляться, чтобы меня вообще не было. Как мне поступить в такой ситуации? Просто не обращать на это внимание, молиться? Или действительно искать другое место приложения своих сил?

- На Ваш вопрос отвечает весьма ясно апостол Павел: «Аще возможно от вас, мир имейте со всеми», т.е. не питайте ни к кому неприязненных чувств. Вместе с тем, наверное, нужно разобраться, что спровоцировало неровное к вам отношение, беспристрастно вопросить свою совесть, что было к этому побудительной причиной. Дыма ведь без огня не бывает. И осмыслить это внутри самих себя, Бог да будет свидетелем вашей работы. Сделайте для себя выводы – почему это случилось. Если всё начиналось с мирного, спокойного сотрудничества - то что-то, наверное, все-таки имело место, что вывело из себя людей адекватных. Мне это неведомо, чужая душа потемки. Рекомендую перечесть вам замечательные «Слова» Марка Подвижника - аскетическое творение, пользующееся величайшим уважением в лоне Матери- Церкви, этот богодухновенный наставник христианской нравственности говорит, что без тайного Божьего промышления ничего с нами не случается неприятного. И при всех поводах, подобных тем, о которых вы рассказали, нужно обращаться к самоукорению.

Правду ли говорят, что Пушкин был очень суеверен и во время венчания, при обмене кольцами, одно кольцо упало и закатилось, или это произошло из-за неловкости его жены Натальи Гончаровой, которая была, как известно, сильно близорука? И надо ли верить приметам, суевериям разным, например, появились тараканы в доме, значит к покойнику?

- На мой непросвещенный взгляд, эпизод, вами приведенный, относится к венчанию Александра Сергеевича, только другого – Грибоедова. Венчался он с прекрасной Нино Чавчавадзе, грузинской княжной в Тифлисе (в современном Тбилиси) в знаменитом храме в Сионе, вот там колечко и упало. Ясное дело, что намеренно никто колечко не бросает -  ни жених, ни невеста, ни батюшка. Конечно, это происходит по неловкости, близорук ли священник или невеста… И в нашей практике современных пастырей нередко бывает, что вдруг погаснет свеча в руках невесты, или колечко упадет. Но дело пастыря - успокоить современных людей, они, кстати, так же суеверны бывают, как и А.С.Пушкин. А если и не суеверны, то сами понимаете, во время венчания мысли и чувства обострены. Иногда на взводе находится душа того или иного из брачующихся, бессонная ночь, свадебные хлопоты, не успели подготовить платье, потерялась заколка или не нашли нужный галстук для жениха -  суета сует и всяческая суета.  И немощное человеческое сердце болезненно реагирует на такие мелочи. Но это справедливо только в отношении малоцерковных людей.

А.С.Пушкин в этом отношении действительно был уязвим. Заяц перебежал ему дорогу, и он развернулся, слава Тебе Господи, и не был прямым участником восстания декабристов. В данном случае ему заяц помог. А вот какая-то немка-цыганка нагадала ему, что он умрет от белой головы. И действительно это сбылось в отношении Дантеса. Но преподобный Серафим выбивает почву из-под ног суеверий, говоря: «А вы не верьте -  и не будет сбываться!» И искать разрешения трудностей, искать разгадки судьбы у гадалок и цыганок – это для христианина сущий грех, подлежащий исповеди.

Тараканы, говорите, появились… Знаете, сейчас у многих другая примета – в Москве пропали тараканы. Что говорит о нашем синтетическом пластмассовом веке.

- И воробьи пропали, батюшка.

- Рыжие друзья человечества, поедавшие сахарные остатки на скатертях, уползли куда-то в более здоровые экологические ниши и области. Ну, тараканов мне совершенно не жаль, а вот воробьишек жаль. И давайте немножко приподымемся над этой областью человеческого суемудрия, вырабатывая в себе завидное бесстрастие в отношении всяких примет, примем только приметы народного крестьянского календаря: на Введение ледок появился -  значит, ждет нас январь или февраль то ли холодный, то ли оттепель, это вы сами посмотрите. Ну а я, как батюшка, совершенно несуеверный человек, хотя сам для себя иногда придумываю какие-нибудь интересные вещи. Вот, например, ждет меня перелет в аэропорту, иногда, входя в здание аэропорта, думаю: «Вот сейчас подойдет ко мне кто-нибудь за благословением, значит, будет всё очень хорошо! Не подойдет – всё равно будет хорошо, милостив Бог, даст мягкую посадку. Ну а уж если подойдет, то усадят меня не в эконом-классе, а в бизнес-классе за красивые глаза и за длинную бороду». Это все милые шутки, а мы продолжим наш эфир.

 

Сегодня я прочитала в интернете, что российский ювелирный бренд выпустил нательный крест, который преобразуется в кулон. Батюшка, как вы считаете, допустимо ли так относиться к нательному кресту?

- Объясните выражение: «превращается в кулон»?

 - Т.е. каким-то образом складывается и становится кулоном.

- Что такое «кулон»?

- Это такое украшение.

- Медальон? Если крестик каким-то образом можно прикрыть крышечкой, и крестик прячется в медальоне, то пожалуйста.

- Нет, складывается перекладина креста в такой узкий медальон.

- И крестик перестает быть крестиком, а превращается в какое-то декоративное украшение? Ну, на вкус и цвет господина нет. Я думаю, что категорически настроенные люди будут говорить: «Ой, ломают крест…» Мне, конечно, не по вкусу такая штучка, такая инновация… Как-то странновато. Крест - это святыня, демонов язва, ангелов слава, царем держава. Мне не слишком нравится сама идея деформировать крест. С другой стороны, если посмотреть иным, спокойным взором… Милая, старая, добрая, некогда христианская Англия теперь медсестру может засудить и выгнать с работы, если у нее на груди крестик. Настолько все прогнулись перед ЛГБТ-сообществом, что сегодня христианская символика изгоняется сплошь и рядом из некогда христианских стран, а ныне духовно одичавших.

 Но я не осудил бы медсестру, которая носит такой складной кулончик, он-то знает, что это за кулончик. Вот, закончила работу и превратила этот кулончик в крест. Но мне не близка эта идея, называть ее кощунственной я бы не стал, но подарок такой близкому человеку вряд ли бы сделал.

Робость в отношениях с людьми выдает наше самолюбие. С духовной точки зрения или с церковной как это понять? Мне не понятно это выражение.

- Робость робости рознь. Естественно, студенту, который только-только начинает свою самостоятельную жизнь как ученый, робеть перед маэстро, перед грандом, перед корифеем науки. Я помню, как студентом III курса оказался дома, здесь, на Большой Ордынке, неподалеку от центра нашего радиовещания, у графа Никиты Ильича Толстого – члена-корреспондента Академии наук, директора Института балканистики и славяноведения, почетного члена многих академий мира. Как я сидел- нога к ноге, коленочку к коленочке прижав, выпрямив спину, сидел перед этим милостивым человеком с окладистой бородой, как стеснялся своих брючек и не слишком-то чистых башмаков. А он взирал на меня как Зевс Олимпийский, убеждая быть старательным студентом и произнося пророчески -  я тогда не знал, что это было вещее слово: «Артемий, не ленитесь, Московской Духовной Академии нужны образованные филологи». Знал бы я, что через 6 лет это сбудется, и я буду приглашен преподавать в Московскую Духовную Семинарию и Академию. Если речь идет о такой застенчивости, робости, «в моих летах как можно сметь свое суждение иметь», не знаю, куда ступить, что молвить. Да и в Библии написано: «истирай пороги мудрых, внимай словам мудрого, будь медленен на гнев и быстр на слышание». Если эта робость благоговения, если это скромность, которая всегда украшает молодых в присутствии старших -  я за такую робость. Если же речь идет о каком-то ступоре, ментальном, мысленном, если эта робость мешает общению -  человек начинает от волнения либо заикаться, либо вертеть собственную пуговицу, либо ковырять в носу -  словом, ведет к какому-то неадекватному, неправильному поведению, что человек от избытка смущения уже не смотрит на себя со стороны, не может с чувством, с толком, с расстановкой произнести слово, там, конечно, примешиваются страсти.
Какие? Самолюбие, тщеславие, боязнь уронить себя в глазах другого, недостаток Боголюбия. Потому что если человек мысленно поставляет себя пред лицом Царя царствующих и Господа господствующих, если в тайне сердца он произносит: «Господи, помоги! Господи, Иисусе Христе, вразуми, настави» -  то не будет этой парализации, стагнации мыслей, и человек, какова бы ни была дистанция, разделяющая его и собеседника -  он должен быть в общении приятен  и  понятен. Как, например, не терпел робости А.В.Суворов, светлейший граф итальянский, рымниковский. Он каленым железом выжигал из солдатушек-ребятушек: «не могу знать, Ваше сиятельство». – «Никаких «не могу знать», сколько от земли до луны верст? Каково расстояние?» - «Два суворовских перехода, Ваше высокопревосходительство!» - «Вот, молодец! Шкалик водки ему!» Т.е. Суворов любил в подчиненных такую бодрость, ясность сознания. Если ты робок в разговоре, то каким будешь на поле боя? А на корабле, где самое страшное - это паника? Я думаю, что вполне пространно ответил на ваш вопрос.

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
4 + 1 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+