Перейти к основному содержанию

12:17 16.09.2019

Томос раздора: Чего добиваются разрушители канонической Церкви на Украине?

28.08.2018 12:32:12

Слушать: http://radonezh.ru/radio/2018/08/14/22-00

Беседа Евгения Никифорова с Дмитрием Бабичем

Никифоров: - Добрый день, дорогие братья и сестры, сегодня мой собеседник - Дмитрий Олегович Бабич, обозреватель агентства «Россия сегодня».

Бабич: - Добрый день. Очень рад Вас видеть. Приятно, что в летний период мы продолжаем наши беседы, тем более что событий много.  Мы будем говорить о пугающих событиях – о попытке нынешних украинских властей ликвидировать тысячелетнюю Православную Церковь на своей территории, слив ее с раскольниками в некую «Единую поместную православную церковь» - сокращенно ЕППЦ.  Но я надеюсь, что из нашего разговора все равно слушатели вынесут надежду, потому что так устроена жизнь: нас все время что-то пугает, а потом мы как-то из этих трудностей вылезаем.

Никифоров: - Давайте с этого и начнем. Во-первых, только что мы закончили очень важное этапное мероприятие. Это празднование 1030-летия Крещения Руси. Центр празднования был на Украине, на месте этого великого события – крещения киевлян в Днепре, по повелению князя Владимира. Кстати, сначала этот день на Украине стал государственным праздником, а потом и у нас он стал отмечаться. Каково Ваше мнение - как прошли эти праздники? Уже после праздника псевдо-патриарх Филарет (Денисенко), отлученный о Церкви еще в начале девяностых, но ныне претендующий на главенство в новой порошенковской церкви ЕППЦ, - вот этот черт в куколе заявил, что вся собственность Украинской Православной Церкви Московского Патриархата перейдет теперь к нему в его новую контору…

Бабич: - Да, правда, уже нет сил терпеть художества Денисенко. Ведь многих неискушенных людей ему удается обмануть, переодеваясь «православным» предстоятелем. Хочется о нем забыть. Но сейчас этого делать нельзя. Почему? Начну с самого важного. Это заявление Денисенко о том, что в случае получения из Константинополя томоса на автокефалию, вот эта его непризнанная никем организация – так называемая украинская православная церковь киевского «патриархата» (на самом деле нет такого патриархата) – вот эта самая УПЦ КП практически заберет все храмы на Украине. При этом он отдельно выделил Киево-Печерскую Лавру и Почаевскую как свои главные будущие приобретения. Это, конечно, очень пугает. Причем какая формула их захвата выработана Денисенко? Он сказал так: сейчас эти объекты находятся в собственности государства, государство отдало их в пользование УПЦ Московского патриархата, государство же сможет передать их этой новой единой поместной церкви, за которую так ратует Порошенко. Отъем Денисенко предполагает сделать через передачу собственности от одной общины верующих к другой. И это, конечно, очень сильная угроза, потому что мы знаем: так называемые общины УПЦ КП очень умеют драться за собственность. Уже много лет именно они провоцируют на Украине конфликты с драками за церковные здания и собственность. Драки происходят с вызовом ОМОНа, с увечьями – люди  буквально сражаются за храмы.

Никифоров: - Но все-таки им не удается захватить храмы, их отстаивают и местные общины, и окормляющая их Церковь. Настоящая, каноническая, благодатная, Украинская Церковь возглавляемая митрополитом Онуфрием, показала свою силу этим летом. 27 июля, когда на 1030-летие православным позволили отметить 1030-летие Крещения Руси, на крестнй ход 250 тысяч человек вышло. И это при том невероятном давлении со стороны государства, не желавшего «марша московских попов» - давлении информационном, политическом, общественном. Православным из провинции отказывали в автобусах, священники УПЦ МП открыто жаловались на саботаж транспортных компаний. Но люди приехали сознательно – используя любые транспортные средства, за свой счет.

Бабич: - Совершенно верно. Напомню нашим слушателям, как это происходило. Два дня продолжилось празднование. 27 июля УПЦ МП призвало своих сторонников приехать в Киев – и приехало так много людей, что на крестный ход вышли 250 тысяч человек. Трудности были чрезвычайные и, естественно, никто из правительственных чиновников на крестны ход не пришел. Зато на следующий день 28 июля в Киеве при поддержке украинских властей собрались не только сторонники денисенковской УПЦ КП, но и просто верная власти массовка. Вот в этом шествии принял участие и сам президент Порошенко, и другие представители украинского правительства. Тем самым недвусмысленно дав понять, кого они поддерживают.

Никифоров: - Конечно. Это было сделано нарочито, вызывающе. Посмотрите, на крестном ходу УПЦ МП 27 июля даже на телевизионном видео было видно, что  идут церковные люди, знают, как себя вести. А на следующий день 28 июля, когда Порошенко и Тягнибок с УПЦ КП вышли на свое шествие, все выглядело очень похоже на то, как у нас собирают людей на митинги в поддержку мэра или какого-то другого начальства - по червонцу дали, собрали по разнарядке, по списку, пригрозив тем, кто не придет. Люди выходят не под хоругвями, а под жовто-блакитными знаменами, глядят скучно, на вопросы отвечают однообразно. Видно, что это студенческая молодёжь, которую пригнали, плюс какая-то проплаченная публика.

Бабич: - Жена Порошенко шла на этом шествии. Не могу его даже назвать крестным ходом – уж больно все по-советски выглядело.

Никифоров: - Это не было литургическое шествие.

Бабич: - Не было. Потому что на литургическом шествии люди ведут себя определенным образом, а также определенным образом выглядят – одеваются по-особому, стараются держать себя по правилам. А жена Порошенко шла без платка, влюбленно глядя на своего супруга, который тоже на самом деле человек не воцерковленный. Мы увидели: как общаться с иерархами - он не знает, как подходить под благословение - он тоже не знает. Украинский президент вел себя строго так, как ведут себя очень средненькие позднесоветские люди.

Понятно, что правящий майданный режим был на стороне УПЦ КП. Невозможно скрывать эти факты, они проникли даже в украинскую прессу. В интервью украинским СМИ священники говорили, что 27 июля, в первый день празднования, им мешали привозить людей в Киев. Во многих епархиях очень трудно было от транспортных компаний получить автобусы, чтобы привезти людей. Менеджеры транспортных компаний не скрывали, они в официальных интервью говорили «Спутнику» и «России сегодня», что сверху им обещали большие проблемы, если они помогут приверженцам канонической УПЦ МП  приехать в Киев. Так что с позиций режима все понятно. Но мне кажется, еще не все потеряно. Борьба будет идти, конечно, не на уровне киевского руководства. Сейчас обратились с письмом и Порошенко, и Верховная Рада к Вселенскому патриарху Варфоломею с просьбой дать эту самую автокефалию. Варфоломей взял паузу. У него до начала сентября каникулы. Очевидно, он будет взвешивать все за и против.

Мне кажется, что опыт скандалов вокруг Эстонской Православной Церкви, которую в девяностые недруги попробовали отрезать от РПЦ с его подачи, опыт  «всеправославного» Собора, который тот же Патриарх Варфоломей пытался инициировать в прошлом году без участия Русской, Болгарской и Сербской православных церквей,  - этот опыт должен бы отвадить Вселенского Патриарха Варфоломея от опрометчивых шагов.

Никифоров: - Митрополит Иларион заявил недавно, что если произойдет худшее и Порошенко с Денисенко получат вожделенный томос, то можно будет подавать в Канонический суд на патриарха Варфоломея.

Бабич: - Совершенно верно. И очевидно, что Варфоломей будет учитывать все моменты. Варфоломей не может игнорировать поддержку Западом сегодняшнего украинского режима. «Запад» - само это слово для Варфоломея, как и для многих Патриархов времен Византии, имеет очень большое значение. В течение веков константинопольские Патриархи именно с Западом связывали мечты о мощной финансовой и военной поддержке, о защите от (все-таки пришедшего) османского ига. Но Запад сейчас очень антихристиански настроен, и странно, что Варфоломей этого не видит.

Неужели Патриарх Варфоломей не понимает, что в отношении христиан сегодняшний Запад (ЕС и США) может только оказывать давление, как он оказывает на самом деле давление на Русскую Православную Церковь. (О том, как западные СМИ травят католическую церковь, можно каждый день узнать из все новых сюжетов этих самых СМИ насчет педофилии среди западных священников – эта тема там давно стала важнее любых дискуссий о христианстве.) А вот помогать реально деньгами, поддерживать финансово наплаву церковь (особенно Православную!) сегодняшний Запад не может. Потому что нет такой графы расходов в бюджете Евросоюза, как «поддержание духовных традиций» или «спасение православной культуры» - этих граф там просто нет.

Поэтому главная проблема Варфоломея, давайте будем говорить откровенно, финансовая. На что жить? Константинополь по-прежнему оккупирован турками, это турецкая территория. Турки, как бы следуя многовековой традиции султанов,  достаточно благородной традиции, терпят присутствие Православного Патриархата у себя на территории. Но в целом это не их церковь, не их люди. Поэтому после этого выселения греческого населения, которое произошло еще почти сто лет назад при светском турецком правителе Кемале Ататюрке, у константинопольских Патриархов всегда была эта проблема – существование в условиях изоляции, отрыва от своей паствы. И Варфоломей здесь не исключение. Он, как говорили в каком-то фильме о гражданской войне, - «полководец без армии, патриот без отечества».

Никифоров: - Но вся греческая диаспора ему подчиняется. Вся островная Греция, большинство островов, - это как раз и есть историческая Греция, поскольку древние греки, по выражению античного философа Платона, всегда жили не на континенте, а «как лягушки вокруг болота в виде Средиземного моря».  Все живущие за рубежом греки – это тоже церковная юрисдикция Варфоломея, включая греческую общину Соединенных Штатов. А греки-то за рубежом – это не наша вечно бесштанная эмигрантская команда. В восьмидесятые годы в первой десятке богачей мира чуть ли не половину составляли этнические греки. Это не то что у нас, у нас  во всем мире наша диаспора очень бедненькая.

Бабич: - Это правда, что греки очень богатые бывают, но у них, как и у нас, - разная степень воцерковленности.

Никифоров: - В США есть сенаторы греческого происхождения, есть депутаты-греки, причем они состоят в обеих партиях. Даже в самой администрации в Белом Доме есть греческое лобби.

Бабич: - Да, но беда в том, что богатство диаспорных греков вовсе не является гарантией того, что они будут делиться. Знаменитый грек-миллиардер Аристотель Онассис, как мы знаем, предпочел тратить деньги прежде всего на себя и Жаклин Кеннеди-Онассис, а не на поддержание жизнеспособности Патриархата в Константинополе.

Но вернемся к нашей теме. Каким будет ответ Патриарха Варфоломея на запрос Порошенко и Рады о томосе, дарующем автокефалию пресловутой ЕППЦ, - это будет одна из осевых точек, когда многое будет решаться не только в судьбе Русской Православной Церкви, но и в судьбе самого Константинопольского Патриархата.

Это не просто спор Москвы и Киева - у кого больше влияния, денег, кого послушает патриарх Варфоломей. Будет очень много решаться в моральном плане. Если международная общественность, в том числе и Патриархия Вселенская, не найдут в себе силы осудить ситуацию, при которой глава Русской Православной Церкви не может приехать в Киев, то они просто потеряют свой моральный авторитет. И не только в России. Они его потеряют, может быть, даже в неменьшей степени, в Болгарии, Сербии, потому что там люди (особенно воцерковленные) следят за этим конфликтом. Об этом говорят и опросы. Государственная политика у Сербии и Болгарии может быть иногда и прозападная. Но в подсознании болгарского и сербского населения Россия и прежде всего Русская Православная Церковь - это вечная надежда на спасение, если угодно, последний страховой полис во враждебном мире. Если будет большая беда, то спасет Россия – так думает большинство болгар и сербов. Вот такое убеждение там существует и фиксируется многими опросами. Оно существует на какой-то подкорке сознания среднего серба или болгарина. Это свое убеждение сами тамошние люди не могут обосновать фактами, оно действительно заложено в подсознании. Можно называть это явление высокими словами - «единое православное сообщество», а можно выразить это распространенное мнение просто:  если что - русские им помогут.

И вот люди в Болгарии и Сербии узнают, что впервые за тысячу лет сложилась такая абсурдная ситуация: предстоятель Русской Православной Церкви не может приехать в Киев. Это все равно как если бы Папа, глава римско-католической церкви, не мог приехать в Рим. Кстати, был в истории католичества такой период - Авиньонское пленение, когда папы вынуждены были жить не в Риме, а в Авиньоне. Но так это же было безобразие – и таковым безобразием оно и остается в глазах всех объективных историков. Вызывавший все эти пленения конфликт императоров и пап нанес огромный ущерб репутации западного общества в целом.

Когда на сегодняшнем Западе говорят об историческом отставании Православия от католичества, якобы начавшемся еще в средневековье, эти наши обвинители забывают о страшных конфликтов пап с западными императорами. Обычное обвинение Запада в адрес Византии (а потом и в адрес России): вы, мол, виноваты в цезаре-папизме, в том, что Церковь у вас на востоке всегда слушалась императора. Ответ Византии мог бы быть таким: а что, уважаемые франки, у вас было лучше? Когда император ваш брал Папу в плен и заставлял его делать что-то, что тот не хотел, или высылал его в Авиньон,- это что такое было? Триумф разделения светской и церковной властей?

Так вот, в православной части Восточной Европы видят, какая несправедливость творится в отношении Православной Церкви на Украине. А потому большинство православных церквей в нашем славянском регионе - за нас. Вот передо мной сообщение агентства РИА: Собор епископов Польской Православной Церкви принял решение фактически поддержать УПЦ МП. Решение польских православных звучит так: «необдуманные преждевременные решения по делу автокефалии на Украине могут привести к дальнейшим разделениям», а потому польский собор как бы предостерегает Патриарха Варфоломея от таких решений. Константинополю напоминают: автокефалию предоставляет мать-Церковь, а для Украины таковой является РПЦ. И только после согласования с предстоятелями всех поместных церквей такое решение может быть принято – таково мнение польских православных епископов. И это Польша! Страна, где во власти и в масс-медиа поддержка Майдана, нового киевского режима была абсолютной, сменившись лишь в последние год-два горьким осознанием того, что украинские националисты способны на жестокое угнетение не только в отношении русских, но и в отношении поляков. Тем не менее во время самого переворота в Киеве и в первые годы после него официальная и газетная Польша представляла ситуацию очень просто: маленький украинский Давид борется со страшным российским Голиафом, в Донбассе власть захватили террористы и т.д. И большая часть населения Польши этой неправде верит, горячо поддерживает, вымещая зло на немногочисленных сторонниках диалога с Россией в среде собственного народа. Вы можете себе представить, как трудно было польским православным епископам в этой обстановке принять решение в поддержку УПЦ МП.

Так вот, если в Польше Православная Церковь находит в себе мужество так выступить, то, конечно же, еще более ярко и еще более пророссийски выступают Православные Церкви в Болгарии, Сербии, других православных странах.

Никифоров: - Это и понятно, потому что у них самих очень много близких проблем.

Бабич: - Вот вам пример – Черногория. Там почти 30 лет существует режим человека по имени Мило Джуканович. Он был то премьером, то президентом, то еще кем-то, но фактическая власть все время была у него. Так он все время пытается создать еще и свою отдельную Церковь, хотя Черногория входит в церковную юрисдикцию Сербской Православной Церкви, и местные православные никогда этим не тяготились. А митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий, возглавляющий черногорскую митрополию в составе Сербской Православной Церкви, очень против этого чаемого Джукановичем разделения в СПЦ. Видя аналогичную ситуацию между Москвой и Киевом, конечно, митрополит Амфилохий поддержит российскую точку зрения. Я был бы удивлен, если бы Патриарх СПЦ Ириней поступил по-другому. И все это должен учитывать Патриарх Вселенский Варфоломей. Я надеюсь, что он примет правильное решение, потому что решение в пользу Порошенко все равно не может быть выполнено: никакой ЕППЦ все равно долго не просуществует, а вот страданий православным создание этой структуры, я убежден, может принести очень много. Православную Церковь на Украине ни Порошенко, ни Раде, ни кому-либо еще уничтожить все равно не удастся.

Никифоров: - Видите ли, я говорил с православными украинскими верующими, публицистами. Они говорят, что готовы уйти в катакомбы. Придется и так поступать. Но предавать Церковь они не будут.

Бабич: - Предавать, может, и будут, но возможная юридическая ликвидация канонической Церкви, ее переход «в катакомбы» - это будет очень и очень плохое дело. Я могу привести пример из истории. Аналогичная ситуация была после Французской революции во Французской католической церкви. Там в 1790-е годы священников поставили перед необходимостью отречься от своих святынь революционеры: вы, мол, сохраняете все свои монастыри и церкви, но только откажитесь от Рима, от верности папе и тамошнему «зарубежному центру» вашей церкви.

Это же та же самая ситуация, как теперь, когда Порошенко пытается убрать слово «московский» из исторического имени Украинской Церкви Московского Патриархата!

Чего требовали революционеры от французских священников? Примите конституционную присягу на верность Франции. И большинство священников отказались! Многие из них пошли на гильотину или были вынуждены эмигрировать - они очень пострадали. А кто согласился? Талейран, Сийес. Это были деятели католической церкви, перешедшие на сторону революции. Талейран, будущий министр иностранных дел при всех режимах (при революционном, при наполеоновском, при Людовике XVIII), - этот человек стал символом подлости. Он был просто вселенский негодяй, плел против России такие заговоры в 1815-1816 гг., что наш император Александр Первый был вынужден сжечь попавшие к нему планы этого негодяя в присутствии самого Талейрана – настолько они были компрометирующими для самого Талейрана.

Так вот, кем был Талейран до революции? Епископом!

Тут даже можно выделить своеобразную иерархию подлости, созданную Французской Революцией. Там были революционеры, которые с самого начала были негодяи, преступники, - такие как Мирабо, полжизни проведший по заслугам в тюрьме, проклятый собственным отцом. Но революционеры эти в большинстве своем плохо кончили – причем очень скоро. Были роялисты, которые были против революционеров и часто тоже совершали жестокости.  Но самые подлецы и негодяи – это были не революционеры и не роялисты. Это были те, кто перебежали из одного лагеря в другой,  и, как Талейран, устроились при всех режимах. А ведь ситуация абсолютно аналогичная с нынешней украинской «майданной революцией». Замените только отказ от Рима отказом от Москвы, а требование к французским священникам принять конституционную присягу требованием Порошенко перейти в ЕППЦ.

Никифоров: Так что же предлагает священникам Порошенко?

Бабич: Откажитесь от любых связей с Москвой, с Россией, с русской Церковью, будьте полными украинскими националистами. То есть предайте себя внутренне. А во внешнем – пусть все будет по-старому. Используйте софринскую продукцию, носите ту же одежду, что и настоящие православные священники. Даже украинский язык желателен, но не обязателен – по версии Порошенко. Нравится вам церковнославянский язык - говорите на нем. Порошенко, как неверующему человеку, кажется, что он предлагает вполне жизнеспособную сделку.

Но настоящий верующий человек так устроен, что он просто не может предать. А если выдающий себя за верующего человек предает, как Талейран в восемнадцатом веке, то потом такой человек уже катится по наклонной плоскости – порой до еще больших глубин, чем изначальный и открытый атеист.

Предавший веру священник – самое презренное существо, хотя всегда есть возможность раскаяния. Самое интересное - Талейран в конце жизни примирился с католической церковью и даже требовал, чтобы его отпевали как духовное лицо, а не как мирянина. Но довольно о подлецах!

Давайте лучше о достойных людях. Вот вопрос: почему тогда, в годы Революции, французские священники не пошли на отказ от Рима, от традиции? Им тоже говорили, что все останется внешне по-прежнему: даже месса на латыни пусть будет. Только символически откажитесь от того, что вы имеете хоть какое-то отношение к Римскому папе. Логика революционеров была простой: папа же не представитель республики. Он не нашей нации, не французской. А ведь мы, французы, превыше всего! Мало кто знает, что европейский национализм с его обожествлением свой собственной «нации», приданием ей божественных черт, - этот национализм родился не в третьем рейхе, а как раз в годы Французской Революции.

 

Большинство французских священников не согласились, потому что были верующими людьми. Они оказались лучше, чем о них думали авторы антирелигиозных карикатур: как твердые люди, они не отказались от полноты веры, сохранили свое достоинство. А такие, как Талейран, покатились потом по наклонной плоскости. Так же и в украинской ситуации. Конечно, будут люди, которые предадут УПЦ МП, как были люди, которые при ранних большевиках переходили к обновленцам.

Никифоров: - Уже мы видим, кто перешел, откуда взялся Киевский Патриархат. Это те же самые перебежчики, которые нам знакомы еще с 1992 года. У них есть чисто коммерческий интерес, а также интерес националистический - это безусловно. Это те самые псевдо-священники, для которых было очень важно зарабатывать. Не то чтобы они были предатели Христовы или обновленцы, просто они рассматривали это как очень хорошую профессию, ремесло такое, бизнес - быть священником. Мы наблюдали это еще в России, боялись в советское время этих «западенцев», происходящих из западной Украины, потому что они уже тогда так относились к своему служению. Это не были эти наши русские, горящие духом исповедники, нестяжатели, пастыри. Нет. Там все было хорошо, добротно, но общий дух был – вот именно такой, стяжательский.

Бабич: - Кстати, обратите внимание: «религиозным острием» Майдана были не греко-католики, приверженцы православно-католической унии, а именно УПЦ КП - раскольники в восточно-православной традиции, никакого отношения не имеющие к Церкви, но копирующие все ее обряды.

Никифоров: - Мне кажется, события, подобные нынешней попытке ликвидации Православной Церкви на Украине, расцветают там, где нет духовных ценностей, а есть прежде всего мирские, политические, материальные ценности. Тут даже греко-католики рядом не стояли.  

Бабич: - Да. Вот посмотрите: в событиях 1990-92 годов, в борьбе за суверенитет Украины, большую роль играли греко-католики. Можно по-разному к ним относиться, но, тем не менее, они при советской власти действительно пострадали. Это были люди, которым реально было ценно существовать в своей конфессии, официально реабилитированной в СССР только в 1989 году. Я их понимаю. В 1990-92 годах, несмотря на свойственный УГКЦ украинский национализм, в чем-то эти люди могли вызывать сочувствие. А вот в Майдане – что интересно! – первую скрипку играли именно раскольники псевдо-православные. Что показывает, что это событие было намного более трагическим, чем 1991-й год. Это было событие однозначно более отрицательное и страшное, чем все постсоветские кризисы на Украине, вот этот последний Майдан.

Никифоров: - То есть в дела вмешивается мир, политика вмешивается в дела Церкви. Деньги вмешиваются в дела Церкви. Это позорнейшая страница - визит Порошенко в Фанар, в резиденцию Вселенского Патриарха, где Порошенко должен был передать Варфоломею, по сообщениям украинской прессы, пожертвование на 10 миллионов долларов. Причем, как пишут въедливые журналисты со ссылкой на пожертвовавших деньги олигархов, оказалось, что он собрал со своих олигархов 25 миллионов, но пока он летел, деньги где-то «пооткусывали». В результате Пороенко прилетел с 10 миллионами.

Но я убежден, что Вселенский Патриарх, человек очень ученый, прекрасно понимающий и знающий каноническое право, он не может не понять неприглядность этой ситуации. Это ведь не просто президент приезжает и жертвует Церкви. Здесь же есть акт симонии, то есть он выступает от имени киевского псевдо-патриархата, то есть от Филарета, чтобы ему, Филарету Денисенко, дали за эти деньги вожделенный «томос» на создание автокефальной псевдо-церкви. Это же тягчайшее каноническое преступление!

Напомню, откуда произошло слово «симония». В Деяниях апостолов рассказывается: знаменитый волхв Симон пришел к апостолу Петру, видя, как действует явно благодать Божия и исцеляются больные, встают с ложа умершие. То есть поразительные и очевидные всем чудеса происходили! И практичный Симон пришел с деньгами, с золотом. И хотел за эти деньги купить благодать. На что последовали слова жесточайшие. «Пусть твои деньги будут тебе в погибель»,- сказал апостол Петр. Благодать не продается и не покупается. Здесь же едет этот посланец от «киевского патриархата» с той же целью, что и Симон

Бабич: - Томос для него – путь к собственности.

Но Варфоломею надо будет учитывать и непростые отношения с Россией и с Западом, которые имеет государство, где он живет,- Турция. Ведь что происходит между Турцией с ее президентом Эрдоганом и ныне диктующей всем свою волю Америкой? США наложили санкции на двух министров эрдогановского турецкого правительства в рамках акта Магнитского. То есть акта, принятого первоначально против наших бизнесменов и чиновников. Эрдоган, однако, не стал просить у США пощады, а, напротив, повысил уровень отношений с Россией.

Два слова о сильно рекламируемой в США направленности Акта Магнитского против «путинских олигархов». Тут есть большое искушение. Многие у нас в России могут сказать: если американцы хотят обобрать наших богачей – так и хорошо, пусть пресловутые олигархи поплачут. Понятное дело: ни в какой стране не любят людей богатых и властных, если они, конечно, тебе не помогают – да и тут бывают случаи неблагодарности. Поэтому и Навальный, и другая наша оппозиционная компания очень любят говорить: пусть Запад их накажет, олигархов проклятых, поддерживайте Запад.

Но разве можно оправдывать несправедливость по отношению к человеку, отъем у него собственности только тем, что он богат? Святые отцы говорят: не прилагайте сердца своего к богатству! Но само по себе богатство не является злом. Человек может употребить доставшиеся ему деньги и на добрые дела, и на злые. Богатство – это как бы длинна некоего вектора, а для верующего человека главное – это направленность этого самого вектора. Что человек делает со своим богатством – вот главный вопрос. А выделять богатых в какую-то ненавидимую группу, обзывать их всех олигархами – дело недостойное.

 

 

 

Напомним: Акт Магницкого принят был в 2012 году. Это акт, который позволяет американскому правительству арестовывать собственность лиц, которых США подозревают в нарушениях прав человека. Если западная пресса замечает, что какой-то олигарх или чиновник в России или другой стране нарушает права человека, то можно внести его в негласный черный список. Человек о включении своего имени в этот черный список может даже не знать. Так вот, права лиц из этого черного списка могут откровенно нарушаться, причем без всяких судебных решений и порой даже без огласки.

После принятия Акта Магнитского в США к нему присоединились еще и Канада, все страны Прибалтики, Британия. Сейчас колеблется Евросоюз, присоединяться или нет.

Но это же нарушение главной западной ценности! С чего вообще началась западная цивилизация? Даже не с христианства. Она началась с того, что в Римской республике человека нельзя было лишить собственности без суда. Тем более нельзя было без суда казнить или посадить в тюрьму. Вот с чего начался запад как цивилизация. А здесь выходит, что никакого суда не надо. Принимается решение правительственное, негласное.

То есть это такие тайные черные списки, какие были у большевиков. Причем в них могут попасть люди, которые не делали никаких антиамериканских заявлений, ничем не вредили ни США, ни их союзникам. До сих пор мы это наблюдали на нашем примере. У нас более 300 состоятельных людей попали в эти санкционные списки, не делая ничего антиамериканского. Логика американских санкций проста: мы, американцы, не любим путинский режим, а ты богатый и живешь при этом режиме. Значит, ты плохой, а следовательно, у тебя все можно забрать. Это большевистская логика.

Никифоров: Выходит, новый большевизм подкрался оттуда, где его ждали меньше всего, - с современного Запада? 

Бабич: Эти люди, я их называю ультралибералы, действительно похожи на большевиков. Чем?  Такое же неуважение к собственности, к закону, готовность к насилию ради победы своей идеологии. Чем они отличаются? Большевики реально не любили богатых, хотели конфисковать их собственность. Эти ребята, уьтралибералы, своих богатых любят, а вот чужих - ненавидят. Если ты миллиардер при Макроне или при Обаме и ты владеешь «Вашингтон пост», газетой, которая поддерживает вторжения в Ирак и Ливию, то пожалуйста – живи и процветай! Вот, например, Джефф Безос, самый богатый человек в США, а может, и в мире. Он владеет «Вашингтон пост», направляя на ее поддержание на плаву деньги, которые сделал на своей фирме «Амазон». Его американская пресса мейнстрима и власть в США никогда не ругают: владей, твори, что хочешь. А если ты богат и живешь в путинской России, - значит, ты, наверное, плохой. И тебе незачем владеть никакими СМИ. Хуже, если почитать пресс-релиз ответственной в США за санкции замминистра финансов Сигал Манделькер, любая связь с «путинским режимом» - это уже преступление. На прошлой неделе она перечисляла российские фирмы и бизнесменов, у которых в США заморожены активы на сотни миллионов долларов. За что? За то, что «связаны с режимом», пояснила Манделькер.

Но послушайте, любой богатый человек всегда связан с правительством той страны, где он живет! Ведь откуда берется богатство? Или у вас предприятие, и тогда вам нужно получать от государства воду, электричество, снимать здание, получать лицензию на производство какого-то товара. Или на частоты, если вы радио занимаетесь. Если вы банковской деятельностью занимаетесь, то, наверное, даете в долг бюджету, бюджет вам что-то возвращает, иногда с процентами. И опять связь с государством: кто-то из чиновников должен принять решение именно у вас взять в долг.

Сначала Акт Магнитского был только против нас, и в мире к этому акту относились равнодушно: это же только русских касается. Но вот этот самый акт применили против Турции. С чего все началось? В тюрьму попал протестантский пастор американского происхождения, который уже 23 года живет в Турции. И он попал в тюрьму. И по этому поводу США якобы расстроились и ввели санкции. На самом деле, мы понимаем, что им не нравится строптивость правительства Эрдогана. У США не было проблем с Эрдоганом, когда он их поддерживал, как в начале гражданской войны в Сирии. Но вот когда Эрдоган начал флиртовать с Россией, вообще позволять себе высказывания очень критические в адрес США и Евросоюза – вот тут США и ЕС от него отвернулись. То есть он не соответствует их идеологии вот в чем проблема. У него идеология - османизм, имперская форма турецкого национализма.  Получается, что Эрдоган – единственный президент страны НАТО, который никак не подвержен идеологии ультралиберализма, о которой ы с вами говорили. И другие страны НАТО его начинают прессовать.

Находящийся на подвластной Эрдогану территории Вселенский Патриарх Варфоломей не может не понимать: чем больше Запад давит на Эрдогана, тем более милостиво Эрдоган говорит с Россией. А это значит, что поддержки «автокефалии» для Денисенко , которую в 2015 году от Эрдогана вполне можно было ожидать,- этой поддержки больше не будет. Возможно обратное – разочарование Эрдогана в прозападном до раболепия Порошенко и поворот Турции к России. А может ли сегодняшний Константинополь идти в противоположную к Турции сторону?

Никифоров: Но все-таки главные события, главные решения будут происходить на Украине.

Бабич: Да. Не удастся договориться на той основе, которую предлагают Порошенко и Денисенко. Путь Православной Церкви даже и в советское время, был прост: «Богу - Богово, кесарю – кесарево». Этот путь позволял прожить даже при самом репрессивном режиме.

Тем не менее у Церкви и в советское время были свои «красные линии». Иерархи нашей церкви не пошли на сотрудничество с обновленцами в 1920-е годы. Хотя Троцкому этого очень хотелось. Церковь пошла на большие жертвы в материальном смысле: отдать собственность, жить бедно, признавать ваши советские победы и поражения нашими церковными победами и поражениями – это все пожалуйста. Но не заставляйте нас с людьми, которых мы не считаем священниками, служить службу!

То же происходит сегодня на Украине. На что рассчитывает Порошенко? На то, что Митрополит Онуфрий станет рядом с Денисенко, и они будут служить вместе? Не будет этого! Такие действия украинского президента показывают, что Порошенко не понимает мышление верующего человека.

Никифоров: - Тут какое-то удивительное непонимание простой вещи:  нельзя скрестить ужа и жабу. Это совершенно невозможно. Но в его сознании это возможно – вот он и придумал ЕППЦ. Почему единая? Они хотят туда всех запихать? Включая протестантов и греко-католиков? Напомним: греко-католики хотят, чтобы Папа у них как был главой и остался. А то какие же они греко-католики без Папы?

Бабич: - Порошенко лезет с политикой в церковные дела, проявляя историческую неграмотность. Он говорит, что Крещение Руси - это был европейский выбор князя Владимира. Он, наверное, думал, что уже тогда в 988 году существовал Евросоюз с европейским выбором, комиссией, субсидиями и т.д. Полноте! В те времена Западная Европа была диким полем, намного менее цивилизованной территорией, чем Восточно-Римская империя, которую немецкие историки после ее падения обозвали Византией. Мы условно сохраняем это название. Хотя правильное название – Римская, Ромейская империя, даже без прилагательного «восточная».

Тогда Европа - это был Константинополь. И ветхий Рим, остатки, порушенные варварами, и Греция, сохранявшая великую цивилизацию лишь под землей, лежали в руинах. А нынешние властители Украины насилуют историю. Очень смешно, когда глава американских сил в Европе, генерал Бридлав, очень антироссийский деятель, поддерживавший этот режим, получил от  Порошенко орден Ярослава Мудрого за защиту суверенитета Украины. Порошенко забыл Бридлаву объяснить, что вообще-то Ярослав Мудрый полжизни был князем в Новгороде, который, как известно, никакого отношения к территории современной Украины не имеет. Но в десятом веке это была единая территория, как и столетия впоследствии. И Ярослав Мудрый ничтоже сумняшея из Новгородских князей перешел в киевские,  то есть, с современной точки зрения, нарушил суверенитет Украины!

Никифоров: - Вот наша радиостанция эти острые темы поднимает, прямо говорит обо всем этом, научить некому кроме нас, а мы живем очень скромно! Мы вышли в эфир вместе с «Эхом Москвы», на полгода раньше, в одинаковых были стартовых позициях, но какое сейчас идет громадное финансирование для «Эха» от «Газпрома»! А раньше сколько олигарх Гусинский им давал! Но ведь не задаром – «Эхо» работало на его влияние, на определённую идеологию.

Бабич: - Вливания за влияние.

Никифоров: - Да, они обслуживают откровенно антигосударственную, антипутинскую, антирусскую, в конечном счете, идеологию. Мы же государственники, положительные в области нравственных ценностей, которые наше нынешнее государство продвигает и защищает. Но почему мы оказываемся вне зоны внимания нашего государства?

Бабич: - Что делать? Поэтому и называют нечистого - князь мира сего. Его влияние безусловно сильно. Не только в философских, но и в финансовых кругах. Тут все неслучайно.

Я бы хотел коротко сказать, к чему стремится ультралиберальная идеология. Сейчас вышел прекрасный доклад под редакцией Василия Щипкова. Называется он «После человека». Это доклад о так называемом трансгуманизме. В чем вообще смысл трансгуманизма? Это и есть на самом деле реальная цель, реальная утопия этой ультралиберальной идеологии, о которой я говорил и которая стоит на самом деле у власти и в США и в Евросоюзе.

Их цель - создать нового человека, человека-трансформера, который был бы нужен транснациональным корпорациям, которые за последние годы очень сильно разбогатели. Ведь какие нужны работники? Человек, оторванный от семьи, которого можно было бы послать сейчас в Бразилию, через год в Китай, всюду он себя одинаково хорошо чувствует. Ему только нужен спортзал, кафе хорошее, клуб, чтобы развлекаться. Книг ему не нужно, он все по интернету читает. Семья если есть, то с одним ребенком, а лучше совсем без семьи. С герл-френдом или с однополым партнером, чтобы денег много не тратить. И этот человек -трансформер, нельзя, чтобы он был к чему-то привязан, чтобы он слишком увлекался прошлым родственников или страны, где живет – вдруг он ее слишком полюбит? Очень хорошо, если можно будет ему менять пол. Вот такой человек и создается. Якобы он будет дольше жить, дольше работать, потому что трансгуманисты хотят изменить даже физиологию человека. Вот эта утопия, она немного отдает большевизмом. Помните, был у нас новый человек? И Троцкий, и Ленин все время говорили: нам не удастся удержаться у власти, если мы не создадим нового человека.

Никифоров: А мы уже видим человека-трансформера.  Можно генно модифицировать человека, можно социально так его за 3-4 года переделать, что его родная мать не узнает. Возникнет чудовищное существо, полное ненависти, - вот этот тип украинского националиста, который мы видим сегодня на Украине. Еще недавно это совершенно братские чувства, братский народ, а сейчас брызжут слюной.

Бабич: - Ценностная структура человека, как нас сейчас учит Высшая Школа Экономики, не задана навечно, ее можно лепить. Но на всякое действие есть противодействие. Чем сильнее эти тенденции трансгуманизма, о которых пишет Щипков и его соавторы, тем сильнее сопротивление этим вещам. Люди замечают, что их хотят переделать, и люди начинают этому сопротивляться, поддерживая Церковь, всякие консервативные организации. Мне кажется, что если раньше роскошью было приобретение все новых и новых новинок, в 21-м веке роскошью будет - остаться самим собой. То есть вводить все новые технические совершенствования - это понятно, всем придется меняться, и мы меняемся. Наше поколение изменилось больше, чем предыдущие пять поколений в российской истории, если оценивать изменения по количеству технических новинок. Мы меняемся, но самая роскошь в сегодняшнем мире - меняясь технически, остаться самим собой духовно, нравственно.

Всего доброго!

Слушать: http://radonezh.ru/radio/2018/08/14/22-00

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+