Перейти к основному содержанию

01:04 25.04.2024

Для чего были сотворёны мир и человек?

21.06.2018 14:35:27

Слушать: http://radonezh.ru/radio/2018/06/03/21-00

Вопрос: - Для чего были сотворёны мир и человек?

о. Олег: - Мир был сотворен Богом от избытка божественной любви. Бог в христианском понимании - это любовь. Но это не любовь в смысле себялюбия. Мы, христиане, не признаем одиночества Бога. Это божественное Единство. Это любовь Троих. Бог Отец предвечно любит Бога Сына, Бог Сын предвечно любит Бога Отца, и любовь Обоих Дух Святой - это и есть сама любовь. И когда мы говорим, что Бог сотворил мир и начинаем рассуждать на эту тему, именно от избытка божественной любви Бог творит мир тварный из небытия действием божественной любви, чтобы поделиться с сотворенными тварями благостью общения с лицами Святой Троицы. Как Отец Небесный наслаждается общением с Сыном и с Духом Святым, Сын наслаждается общением с Богом-Отцом и Богом Духом Святым и Дух Святой наслаждается общением с Отцом и Сыном, чтобы и тварные существа, созданные Богом, вошли бы в эту благость божественной любви и приобщились  к этому особому состоянию. И Бог, собственно говоря, человека творит по образу и подобию своему. И Христос прямо указывает на то, что должны подражать лицам Святой Троицы, когда говорят «будьте едины друг с другом, как Я един с Отцом». Поэтому божественная любовь, это не эгоистическое себялюбие, это ипостасная любовь Отца к Сыну, Сына к Отцу в Духе Святом.

В.Носов: - На все вопросы мы ищем ответы в Священном Писании. Многие спрашивают, как правильно выбрать Библию?

о. Олег: - Нужно понять, какая Библия православная, какая нет. И в храмах не всегда продают правильные издания Библий. Поэтому надо четко понимать, что нам подходит, а что нет. Православная Библия всегда имеет благословение Святейшего Патриарха, оно должно быть написано в начале этого издания. Потом православная Библия – это ее Синодальный перевод, который был создан до революции Петербургской, Московской, Казанской Духовными академиями. Специалисты древних языков осуществляли этот перевод. Надо сказать, что Синодальный перевод полюбился всем христианам России, что как ни странно, люди, которые не принадлежат к православию, например, баптисты, считают, что он самый лучший и правильный. Тем более мы, православные, должны выделять этот перевод из всех других. Сейчас делаются попытки сделать новые переводы Священного Писания Ветхого и Нового Завета на русский язык, есть перевод российского Библейского общества. Есть так называемый Заокский перевод. Есть перевод «Нового Мира» и целый ряд других. Но предпочтение мы отдаем Синодальному переводу с благословением Святейшего Патриарха. Иногда Синодальный перевод издают и баптисты, но они при этом убирают из него 11 книг, которые они не считают каноническими. А мы считаем, что эти книги богодухновенны. По крайней мере, в Деяниях Вселенских Соборов, когда говорится о богодухновенных текстах, эти книги тоже перечисляются. Поэтому мы не можем заявить, что у нас иное отношение к ним. Хотя высказывались разные мнения. Афанасий Великий, например, говорил, что эти книги  предназначены для новоначальных в Церкви. Но Соборное решение для нас важнее, чем частное мнение даже такого авторитетного отца как Афанасий Великий. Поэтому Библия должна быть цельная, с благословением Церкви. Конечно, нужно выбирать и удобное для глаз издание. Вообще я рекомендую так: одну Библию иметь большую, домашнюю, чтобы читать дома, а для поездок купить другую, карманное издание Библии.  Но она тоже должна быть канонической, с церковным благословением.

В.Носов: - Батюшка, я знаю, что многие из благоговения читают Писание исключительно стоя, но иногда это мешает чистоте чтения. Нужно ли читать Священное Писание только стоя?

о. Олег: - Нет, стоя не надо читать. Стоя мы читаем Евангелие дня и Апостола дня. После утренних молитв мы открываем календарь, и там дается ежедневное чтение Евангелия и Апостола. И так ежедневно прочитывая Евангелие и Апостол, мы за год прочитываем их полностью вместе с Церковью. А само Писание читается сидя. Конечно, должен быть момент подготовки к чтению Писания. Мы читаем сначала молитву «Царю Небесный…», а потом уже Библию. Нужно с благоговением отнестись к чтению Слова Божия. Человек должен одеться, сесть за стол, покрытый скатертью. Человек больной может даже и лежа читать. Но когда силы позволяют, нужно делать, как положено.   

Вопрос: - Много лет православные христиане пытаются изменить названия городов, улиц и станций метро. Мы знаем, что осуждать грех, но если нет анафемы, то как можно бороться с фамилиями цареубийц в названиях улиц наших городов?

о. Олег: - Анафема обычно выносится при жизни того человека, которого подвергают анафеме. Потом она может повторяться, но повторяется она для того, чтобы устрашить людей подобных настроений, как и тот, кто был предан анафеме. Вообще это уровень архиерейского Собора принимать дополнительные чины к анафеме или этого не делать. Церковь в свое время отказалась от персональных анафем, то есть перестали называть имена людей, которых проклинают, Церковь сформулировала как бы заблуждение, которое предается анафеме. «Аще кто не верит что книги Ветхого и Нового Завета написаны пророками и апостолами, Духом Святым, да будет анафема. Аще кто не почитает святые иконы, да будет анафема». Поэтому церковному проклятию подвергаются какие-то заблуждения. Чин анафемы совершается в храме, чтобы сами верные устрашились этих заблуждений и держались бы чистоты веры. В День Торжества Православия этот чин проходит по многим храмам.

В.Носов: - Я хотел бы добавить. По поводу названия метро «Войковская» проводились даже голосования. Причина кроется в нашей пассивности - большая часть людей - за то, чтобы метро так и оставалось с этим названием, люди привыкли, не понимают, зачем это надо, глубоко не вникают. Но мне кажется, что это все очень понятно. Мы привыкли, но можно же узнать о личности человека, в честь которого названо  метро и целый район!

 Люди, ратующие за переименование метро, предлагали свою инициативу - Волкова, заслуженного космонавта, летчика. Может, нам быть активнее в этих вопросах?

о. Олег: - На самом деле нам надо не забывать того, что Церковь - это отдельное государство. Это первое. Второе - если мы хотим эту позицию донести, нам надо просто объяснять людям, кто такой был Войков, и поставить вопрос: а что он сделал для этого района, почему в его честь названо метро, как окончилась жизнь этого человека? Я бы напечатал листовку с биографией этого человека, чтобы люди поняли, правильно ли они поступили, что назвали в честь него метро? Для людей есть привычные имена. Люди вообще не любят перемен, потому что не уверены, что перемены приведут к лучшему. Как правило, все перемены в нашей жизни -  к худшему. Поэтому я своим верующим обычно говорю: если вам что-то предлагают, особенно по телевизору что-нибудь внушают -  внимательно выслушайте и делайте все наоборот. Потому что, как правило, это обман со стороны сильных мира по отношению к слабым. Как, например пенсионеров убеждали   отказываться от льгот: зачем они? Живые деньги лучше, чем льготы. И показывали рекламу, как человек отказывается от льгот, а ему дополнительные деньги идут. И что получилось? - Пенсионеры отказались от льгот, получили прибавку, а инфляция сожрала все эти деньги. Получается, их обманули. Акт мошенничества. А Центральное Телевидение поддерживало одурманивание людей. Поэтому надо слушать и стараться делать наоборот. Государство играет с нами краплеными картами.

В.Носов: - Батюшка, расскажите, пожалуйста, о Петровом посте, о причинах его появления.

о. Олег: - Этот пост был установлен для тех людей, которые не могли поститься перед Пасхой. Людям, которые ходили в военные походы или путешествовали по торговым делам, в дороге было очень сложно поститься, и для них был установлен этот пост, чтобы они наверстали упущенное. Его еще называют Петров пост. Есть еще одна причина. В это время начались первые крупные гонения на христиан. Когда при императоре Нероне надо было кого-то обвинить в поджоге Рима. В то время, когда город был подожжен, император Нерон все никак не мог вдохновиться при написании поэмы о гибели Трои, потому что не видел горящего города. И чтобы ему оплакивать древних троянцев и вдохновиться, он приказал своим центурионам поджечь Рим, причем подожгли его с разных сторон. И город сильно пострадал, погибло много людей. Император вдохновился и что-то написал. Но это совершенно не вдохновило народ.

 Надо было кого-то обвинить в поджоге Рима, и жена императора Помпея Сабина, которая, по мнению некоторых историков, была иудейка, подсказала императору, что в поджоге Рима можно обвинить христиан. И это обвинение было официально выдвинуто против христиан, и начались очень страшные преследования. Римский историк Тацит описывает их. Например, христианских детей зашивали в шкуры зверей, волков, лисиц, обмазывали смолою и стреляли в них. На арене римского цирка шли ежедневные казни христиан. В это время были схвачены два апостола - Петр и Павел. Их приговорили к казни. Апостол Петр был приговорен к распятию на кресте, он не был римским гражданином. Но попросил изменить форму распятия - чтобы его распяли вниз головой. А апостол Павел как римский гражданин был приговорен к усекновению головы. Это считалось тогда почетной и почти безболезненной казнью. Мы вспоминаем эти события во время этого поста, поэтому я рекомендую прочитывать четырнадцать Посланий апостола Павла и два Послания апостола Петра. Это будет созвучно тем мыслям, рассуждениям, которые мы имеем в этот период.

Вопрос: - Не соглашусь с Вами, когда Вы говорите, что Господь сказал ученикам: «Примите Духа Святаго». На латыни это созвучно тому, что звучит у нас на Литургии: «Приимите, ядите..» Я не знаю, откуда возник этот вопрос, потому что когда Господь явился ученикам, то преподал им один дар Духа, а в день Пятидесятницы всю полноту Даров.

о. Олег: - Во-первых, в Писании сказано, что Господь не мерою дает Духа, и я не понимаю, как это может быть порционно. Потом, когда мы говорим о действиях Духа Святаго, Иоанн Креститель сам сказал, что Христос будет крестить вас Духом Святым и огнем, имея в виду огненные языки в день Пятидесятницы. Конечно, можно найти другие истолкования на этот текст, но в любом случае мы не получили бы Духа Святаго, если бы Сын Божий не пошел бы к Отцу, не умолил бы Отца, и Тот не послал бы нам Духа Святаго, который научает нас и наставляет нас на всякую правду. Характер Вашего вопроса очень интересный, но я бы Вам рекомендовал найти другую радиостанцию, где люди более образованные, чем я, немощный, и задавать им Ваши очень интересные и красивые вопросы.

Вопрос: - Куда уходят души животных после их смерти?

о. Олег: - Душа животных - в крови. Когда движение крови прекращается в теле, кровь сворачивается, животное прекращает свое существование. Да, в Библии есть такие тексты. Сказано, что ребенок будет играть над норою аспида, будет ходить вместе с волком, со львом. Но имеется в виду, что в христианских общинах люди разных нравственных качеств примирятся друг с другом. Это не про волков, не про львов и аспидов. Имеется в виду, что если люди в земной жизни прибывали в антагонизме друг по отношению к другу, то в будущем Царствии Божием качества людей принципиально изменятся. При жизни они, может, и были агрессивными, но сумели перед смертью покаяться и теперь начинают жизнь в новой формации. Даже отцы говорили, что это уже видно и в этой жизни, когда разбойники или богатые купцы становятся христианами, и они не нападают друг на друга в общем собрании. Это и есть та идиллия, которую описывается в текстах Исайи, но ее не надо воспринимать буквально, что там будет зоопарк, и мы там будем в окружении зверей.

В.Носов: - Вспоминается умилительная история, когда в храм пришел мальчик, у которого погибла собака, он хотел поставить свечку, но не знал, как это сделать, да и мама тоже не представляла. А батюшка указал ему на икону святого великомученика Георгия Победоносца на коне и предложил поставить свечку туда. Это пример трепетного отношения к религиозному чувству ребенка.

о. Олег: - На Руси считали, что Флор и Лавр - покровители животных, потому что на их иконе, на Руси изображали коней и других животных. И когда совершалась служба этим святым в сельской местности, к храмам действительно подводили домашних животных, чтобы  окроплять их святой водой. Кстати, Крещенской водой мы окропляем все: и хлев, и собачью будку, даже отхожие места, потому что призываем благословение Божие на весь комплекс нашего существования  в этом мире. Действительно, благодать Божия может принести утешение не только людям, но и чтобы их дом сохранялся, их  скот сохранялся.

Вопрос: - У меня к Вам вопрос по заповеди «не убий». Я сам из Луганской области. У нас на Донбассе идет война. И мне пришлось стать непосредственным участником боевых действий. Я перенес ранение, остался без одной ноги, полмесяца провел в коме, меня вытягивали с того света. До этого я не верил в Бога и к Нему не пришел. После того, как я пришел в себя, стал учиться заново ходить, а говорили, что я не встану на ноги. Меня отвезли в Вырицу, к отцам Кириллу и Мефодию, если знаете. Сейчас отец Мефодий  - мой духовный наставник, и ему я тоже задавал этот вопрос: почему после всего, что пройдено, я до сих пор испытываю угрызения совести?

о. Олег: - Война – это, без сомнения зло, в любом случае, даже если мы ведем оборонительную войну или наступательную. Поэтому в Церкви всегда считалось, что когда человек пребывает в местах военных действий, мы ему не отказываем в Таинствах. Он может исповедоваться, причащаться, приступать к другим Таинствам. Но когда военные действия заканчиваются или человек выходит из этого раньше -  он должен нести епитимью, потому что современный вид войны, когда человек стреляет и не знает, куда эта пуля полетела, может она в кого-то попала, может, убила какого-то благочестивого человека. Многие бывают случайно втянуты в военные конфликты, катаклизмы. И то, что Ваша душа чувствует, что что-то не так, что имеется какая-то оскверненность, и Вы чувствуете, что угрызения совести надо преодолеть - я  прямо Вам скажу: у Вас христианская душа, она правильно реагирует на события в Вашей жизни. Я думаю, любой христианин с нашей или с их стороны испытывает неприязненное чувство к этому конфликту, в который его втягивают. Даже после войн с неверными нашим воинам запрещали причащаться, от года до двух лет - по правилу Василия Великого. Тем более, когда война среди славян - единоверных. Так что Ваша душа все правильно чувствует. И то, что Вы испытываете угрызения совести - это очень хорошо. Дух Святой подсказывает Вам, что война - это не Божие дело. Если на нас нападают, мы вынужденно защищаемся, но даже в таком случае эти правила никто не отменяет. Значит, лучше понесите какую-то епитимью. Подойдите к Вашим духовным отцам, скажите, что совесть Ваша Вас обличает, и Вы хотите понести епитимью. Это может как-то уврачевать Вашу душу, угрызения совести могут прекратиться. Человек без угрызения совести - бессовестный человек, а если эти угрызения у Вас есть, то значит, Вы совестливый человек, и уже за это стоит благодарить Бога.

Вопрос: - Со времен Петра стали называть безбожное общество светом - светское государство, светское образование. Паисий Святогорец называл это мирским образованием, мирским обществом. А написано в Евангелии: горе вам, когда свет называете тьмою, а тьму светом. Может, отсюда наши беды?..

о. Олег: - Бояться светского образования не надо. Все святые отцы Церкви имели светское образование. Они изучали языческую философию, риторику, гомилетику, историю, и когда мы читаем отцов, то видим, что это очень образованные люди. Именно в светском смысле образованные. Но на это светское образование необходимо наложить и религиозное образование. Система религиозного образования возникает очень поздно, где-то в период средневековья.  В самом начале это была система обучения послушников в монастырях. А потом это со временем переросло в институты, университеты, все начиналось с того, что человек мог прийти лет в 12 в монастырь, и таких детей обучали чтению на латыни, на греческом. Но я отчасти разделаю Ваши опасения, потому что если мы придерживаемся только системы светского образования  - например, наука в некотором смысле безнравственна, особенно наука ради науки - а наука как таковая вырастает из алхимии, а алхимия вырастает из откровенного оккультизма и колдовства.

Чем же эта наука отличается от религии?

Я об этом часто вам объясняю. Наука идет по принципу некоего опыта, эксперимента. Как и магия, кстати. Например, колдуны, которые занимаются магическими ритуалами, берут вещество А, смешивают его с веществом Б, произносят заклинание Ц, и должен быть результат У. Так и наука: берут одно вещество, смешивают егос другим, как алхимики, которые всегда искали вещество, которое из свинца может сделать золото. И все это не требует нравственных выводов. Человек может быть и грешник. А когда вещества смешивают, то должно получаться что-то.  А в религии все не так. В религии он может сделать некое А - готовиться к Причастию, действие Б - молитвы перед Причастием, действие Ц - поговел, накануне сходил в храм, а вот допустят его до Причастия или нет - не очень понятно, и будет ли ему Причастие в осуждение или нет - тоже не очень понятно. Поэтому религия требует от человека нравственных решений. А наука ради науки всегда безнравственна.  Они все, что ни изобретут, оборачивают во зло человеку. Научились летать - думают, какую бы гадость сбросить на голову ближнего. Изобрели машину, которая воспроизводит движение - вот уже и пулемет «Максим» начал строчить. Расщепили атом - влезли туда, куда в принципе и влезать нельзя – и в результате мир на грани уничтожения, ядерной войны. Это глубоко безнравственная наука, которая ради научно-технического прогресса, совершенно безнравственная. Неслучайно существует такое понятие –«мораль Леонардо». Леонардо Да Винчи - известный изобретатель, не только художник. Он изобретал всякие вещи, которые можно было использовать против людей - летающий аппарат, и так далее. Но он понимал, что если людям дать эти знания, то они их используют во вред другим. И он, будучи по-своему моральным человеком, засекретил все эти знания, записи делал зеркальным шрифтом - их нельзя так просто прочитать. Он имел надежду на то, что люди станут более нравственными и будут использовать эти открытия для благих целей.

Но мы видим, что до сих пор ситуация не меняется. Как использовались эти открытия во вред людям, так и используются. И сейчас уже не в бочке можно плавать под водой, а в ядерной подводной лодке, где ядерные ракеты. И все это ужасно. Ожидать, что человечество вдруг заживет счастливо  - не приходится. Если бы все кончалось электричеством, радио и телевидением - так нет же, они идут все дальше и дальше.. . Уже акустическое оружие изобретают, отталкиваясь от идеи радиопередачи звука на расстоянии, и делают это во вред людям.

Вопрос: - Поясните, пожалуйста, что такое смиреннословие?

о. Олег: - Я так понимаю, что это смирение в словах. Но это не грех, это скорее добродетель - если человек смиряет себя в словах, вопросах. Может быть, имеется в виду смирение только на словах, когда на деле наглость и дерзость. Или человек стыдится своей веры, что тоже недопустимо. Человек не должен уклоняться от свидетельства о своей вере, хотя и не обязан всем подряд рассказывать о ней. Сказано: в какой город придете, узнайте, кто достоин и к нему придите в дом, и приветствуйте его словами «Мир вам», если вас примут в этом доме, то там и пребывайте. То есть мы не должны бегать как сектанты и рассказывать о вере. Мы должны присматриваться к людям, как Господь учит, чтобы видеть, кто достоин, что какой-то интерес есть.

В.Носов: - Сегодняшнее Евангелие говорит о том же. Господь говорит: кто постыдится Меня, того и я постыжусь перед Отцом Небесным.

о. Олег: - Когда нам задают вопрос в лоб, то мы не должны уклоняться. Христианин может уклоняться в случае, когда его провоцируют. Сказано - не подавайте повода ищущим повода. Когда его спрашивают в лоб, он должен все-таки ответить.  Как и Христос - Он же нигде не говорит, что Он Бог, что Он Сын Божий -  редко и только Своим ученикам. А когда первосвященник заклял Его именем Божиим–«скажи нам», Христос говорит, что это так, да. И они, услышав это, раздирают одежды свои.

 То есть, на вопрос прямой -  не уклоняться. А если спорщики провоцируют - то удаляться. Тем более от  споров, лишенных духовного смысла. «Не мечите бисер перед свиньями» - это тоже можно отнести сюда. Чтобы поправши этот бисер, они не напали и на вас самих.

Вопрос: - Кто составил молитвы после кафизм в Псалтири?

о. Олег: - Эти древние молитвы существуют со времен византийской традиции. В некотором смысле, тематически, они заимствованы из еще более древних времен. Может быть, восходят  ко временам первохристиан. Это, в основном, покаянные молитвы. Они не являются псалмами, но переходами от кафизмы к другой. Мне иногда хочется читать их отдельно от псалмов. Когда я раскаиваюсь в содеянных грехах - то начинаю листать Псалтирь и читать только эти молитвы. Они все покаянные. Это литургическое церковное творчество. Церковные богослужебные молитвенные тексты более догматичны, чем, кстати, современные учебники догматики.

Обратите внимание, что в древности никаких академий и семинарий не было. Образование получали в основном светское. Но когда мы читаем святых отцов, мы видим, что они образованны именно богословски. Откуда же это образование? Из литургического богословия, из пласта этих молитв, текстов литургий, молитвенных канонов, прошений, и так далее. Если мы вслушиваемся во все, что читается вовремя богослужения, то слышим подлинные догматы веры. Они излагаются в неповрежденном виде. Почему Библию перевели на русский, а эти тексты оставляют неприкосновенными - по-прежнему служим по-славянски? Потому что нет людей, которые могут адекватно перевести. Все-таки люди, которые делали перевод богослужебных книг в древности - это были или сами равноапостольные братья Кирилл и Мефодий, или их ближайшие ученики, которые могли продолжать их равноапостольскую традицию. И даже русский перевод Писания предназначен только для домашнего чтения.

Славянская традиция все равно должна доминировать. Только церковно-славянский текст имеет каноническое значение в РПЦ, потому что это сакральные тексты. И то, что Вы задаете такие вопросы - прекрасно. Вы обратили внимание на «энергетику» этих молитв. Они удивительные, точные, покаянные, помогают нам пережить личное покаяние перед Богом во время чтения Псалтири. В ней много, впрочем, и благословляющих Бога молитв, восхваляющих Его. Собственно, по-еврейски Псалтирь - Книга Восхвалений. А так как мы люди грешные - то понимаем, что без покаянного чувства не можем восхвалять Господа. И эти молитвы усиливают покаянное чувство.

Вопрос: - Как понять человеку, который причастился, Причастие во грех или нет?

о. Олег: - Человек не должен  доверять своим ощущениям, с этого надо начать. Чтобы что-то распознать, надо иметь как минимум дар различения духов. Это редкий дар. Это только какой-то прозорливец может различать духов. А обычные люди путают чувства плотские с чувствами душевными, и наоборот. Например, человек чувствует угнетенное состояние, ему кажется, что это началась бесовская атака. А на самом деле у него давление подскочило. Мы не имеем дара распознать что-то, а тем более в себе самом. Это было бы актом крайней, горделивой самоуверенности. Поэтому надо стараться избегать чувственных оценок. Мы идем причащаться не потому, что мы чувствуем, что мы можем причаститься, а потому что на исповеди мы все рассказали священнику, после он прочитал над нами разрешительную молитву, мы приложились ко кресту и Евангелию, потом подошли к нему, взяли благословение на Причастие, он нам не отказал. И мы идем по послушанию причащаться. То есть мы на исповеди становимся на суд перед священником, а он уже потом принимает решение, можно ли причащаться или   нет. И когда мы все делаем по послушанию, как это принято в монашеской практике, то это очень разумно. Но мы все не живем в огромном монастыре, но в городах, обычных домах, поэтому, когда мы ходим распознать, правильно что-то или нет, то есть такой интересный критерий - апостол пишет: все что вы ни делаете делом или словом, делайте во имя Иисуса Христа. Если вы хотите совершить какое-то действие, но не уверены, правильное оно или нет, то задайте себе вопрос - могу ли я совершить это во имя Иисуса Христа? Можно во имя Его ограбить? Можно во имя Его обидеть? Когда вы будете таким образом отсортировывать одни поступки от других, то вы сможете выстроить правильную систему поведения. Потому что во имя Христа мы можем творить только благие дела и поступки, и они не станут источником страдания, недоумения, угрызения совести. А если угрызения совести, как сегодня уже был вопрос, сказано: если сердце обличает, то это - грех. Сердце человеку подсказывает. Но и оно может обмануть, поэтому лучше пойти на исповедь, встать на суд перед священником, рассказать о грехах. И потом священник может подсказать, как правильно выходить из сложной ситуации.

Вопрос: - В Евангелии можно встретить фразу: «Ты сказал», данную в ответ на какой-то вопрос. Для меня это необычно, поясните, пожалуйста.

о. Олег: - Например, Христа спрашивают: Ты сын Божий? Он говорит: Ты говоришь. Это значит, что ты сам, задав вопрос, уже ответил на него. Вопрос иногда предполагает возможный ответ, который лежит на поверхности, это такая еврейская идиома того времени: «Ты сказал». Другие идиомы: «Вчера и третьего дня». Это не буквально надо понимать, это значит: «недавно». Таких идиоматических выражений в Евангелии очень много. Мы их часто не замечаем. Но есть тексты, сопутствующие Евангелию - те, что составлены, когда жил Христос. И когда мы там обнаруживаем эти идиомы, то в контексте начинаем понимать, о чем идет речь. Сопутствующие тексты - это тексты Мишны, еврейского устного законодательства, которое позже было записано, где-то во II веке, это обширный труд, там около шести разделов. Там мы встречаем многие фразы, которые потом произносит и Христос, и Его обвинители, и апостолы. Они жили этим, это была устная Тора, она так и называлась. Как у нас Священное Писание и Священное Предание. И этими фразами говорят персонажи Нового Завета. Если мы хотим узнать досконально, о чем они говорят, почему они так поступают, надо поднять литературные   тексты того времени, посмотреть, в каких контекстах такие фразы встречаются. Именно поэтому когда вы читаете толковую Библию преемников Лопухина, там есть ссылки на Талмуд, а в нем сказано, что засевать поле надо так-то и так-то, а край поля надо оставлять. Там есть ссылки, как они собирали урожай, как шили одежду, ссылки на авторов того времени. Не понимая особенности этой цивилизации, мы не поймем, о чем идет речь. Что означает фраза: «Для такого человека лучше надеть мельничный жернов на шею  и  потопить его в море» - это тоже идиома. Или «геенна огненная». Тогда это означало свалку за Иерусалимом, которую все время поджигали, чтобы мусор сгорал. А чтобы огонь не прекращался, туда подбрасывали серу, чтобы там постоянно все сгорало. Такой закон  по уничтожению мусора, то есть геенна - место, куда бросают все ненужное. Или «игольное ушко»: так назывались ворота самые узкие, через которые можно было протолкнуть верблюда в город. С него снимали всю поклажу, но если на нем оставались какие-то мешки, протолкнуть его уже было нельзя. Его могли смазать бараньим жиром и протолкнуть. И когда мы учитываем эти литературные памятники, которые связаны с тем временем, то тогда многое становится понятным.

Вопрос: - Я не совсем понимаю, что дает христианину Крещение, потому что в Ветхом Завете пророки и праведники принимали на себя сходящего Духа Святого.

о. Олег: - А Крещение, как сказано, не плотской нечистоты омытие, но это обещание Богу доброй совести. В то же время это Таинство, которое всецело очищает нас. Спаси Христос! 

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
8 + 4 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+