Перейти к основному содержанию

02:13 09.12.2021

В чем каяться не знаю, новых грехов не вижу.Отвечает протоиерей Дмитрий Смирнов.

20.03.2013 11:20:31

О.Александр - Один прихожанин спрашивает: иногда очень хочется причаститься, а в чем каяться не знаю. Вроде бы во всем уже покаялся, а новых грехов не вижу. Обязательна ли исповедь перед причастием?

О.Дмитрий - Такой у нас устойчивый обычай, и его изменять нет смысла. Но если человек недавно причащался, то можно спросить благословения у священника, и он если вас знает, то вполне можно причаститься и без исповеди. Надо все эти вопросы решать с приходским священником, у которого исповедуешься. Конечно, таинство покаяния - это отдельное таинство. А по поводу того, что не в чем каяться... есть такая заповедь-непрестанно молитесь, всегда радуйтесь и за все благодарите. И каждый себя может спросить - непрестанно ли он молится? Если у него в молитве в течении 24 часов суточного времени есть какие то перерывы, то он вполне может это рассматривать как грех и принести об этом покаяние. Или, например, чем  -то огорчился в течение дня-это же грех. Христианин должен всегда радоваться о Господе. Наше неведение Священного Писания иногда дает неверное ощущение нашего бытия.

О.Александр- Раба Божия Елена сообщает, что ее мучает гнев, особенно на детей. Понимает всю пагубу своего поведения, но не может остановиться. Что делать?

О.Дмитрий- Надо у нее отобрать детей и отдать психически нормальным родителям, потому что это будет антивоспитание. Если человек не может сдерживаться даже по отношению к самым любимым существам, потому что обычно мать любит детей.

О.Александр- Батюшка , ну хочет, очень хочет.

О.Дмитрий- Ну, хорошо. Если бы некий гражданин стоял сзади и за каждое проявление гнева бил бы палкой по спине, я думаю, за 10 минут все гневы бы прошли. Человек элементарно не умеет себя вести, либо он больной. Люди, когда над ними что -  то реально висит, сразу входят в берега. Я вот 10 лет ходил причащать больных в психиатрическую больницу. Я никогда не видел среди больных проявления агрессии, все ходят тихие, разговаривают шепотом. Почему? Потому что, как только кто - то из них начинает шуметь, к нему принимают очень строгие меры воздействия. Этим людям трудно сдерживаться, у них психика разлажена, и то они с собой справляются с помощью врачей. Так же и здесь, потому что если уж любовь к детям не может человека заставить быть сдержанным в раздражении, значит уже нужно какие то медикаменты. Ну что тут сделаешь. Это как -  то естественно, когда дети шумят, что-то то не так делают, что-то то разобьют. Но все время находиться в состоянии раздражения значит, что данный человек профессионально не пригоден к материнству. Дети вырастут в атмосфере истерики. Они, чтобы избежать гнева матери, будут врать. Очень много всяких патологий разовьется, это же очень опасно.

 

О.Александр- Батюшка, написано, что Бог призовет всех от Востока и Запада. И это будут и мусульмане, и католики и др. В рай попадут те, кто добро делал - так ли это?

О.Дмитрий- Я не в курсе дела. Это не мои прерогативы, это все решать Богу. Мусульмане там... Ничего в этом не понимаю. Евангелие обращено ко мне, вот я должен так -  то и так -  то. А что касается там сикхов или шаманов, или мусульман, это абсолютно меня не касается. Ну я как гражданин Земли, конечно, сочувствую каждому землянину и сыну или дочери Адама, это безусловно, но как, чего, куда... Мне об этом размышлять, как мне кажется, не полезно, потому что отвлекает от главных забот.

Это в некотором смысле бессмысленно. У нас православных меньше 300000 в мире. Что я буду размышлять, а что католики? а что лютеране? а что мусульмане? а что иудеи? Каждый сам стоит или падает перед своим Господом. Кто я такой, что бы осуждать чужого раба, что -  то за него решать? У меня есть, слава Богу, спасительное учение Православной Церкви, в чем я много раз убедился. Мне этого вполне хватает.

О.Александр- Что такое малодушие?

О.Дмитрий- Малодушием обычно называется такие проявления души... ну такой конформизм, трусость, недостаток твердости в том, чтобы свидетельствовать об истине. Трусливая зависимость от общественного мнения, влияние на твое мнение окружающих тебя людей и т.д., всякого такого рода слабости. Как будто душа такая маленькая, беспомощная. Когда человек согрешает против правды Божьей.

О.Александр- Венчанный брак, но жизнь невыносимая. С одной стороны перед Богом страшно, ведь потом спросят: почему не сохранили семью? И с другой стороны жить невозможно. Как быть?

О.Дмитрий - С точки зрения невыносимости разные бывают ситуации. Например, жителям Хиросимы пережить бомбардировку - невыносимо. Или у человека гангрена - невыносимо. Или какие-то адские онкологические боли. Дело в том, что когда человек женится или выходит замуж, он берет на себя некую ответственность. Существуют определенные правила, можно с ними ознакомится в «Основах социальной концепции русской православной церкви». Там есть глава специальная - посвященная браку и семье, и там можно посмотреть, при каких случаях церковь допускает развод. Если та ситуация связана именно с этими нарушениями, то тогда развод допустим. Если нет, то.... Представляете, бывает такая ситуация,  муж наркоман, пьяница, вор, муж у меня все время лжет, муж наделал долгов, и ко мне приходят кредиторы. Сразу в голову приходит - надо разводиться. Ну, хорошо, а если это сынок?! Почему  - то с сынком не разводятся, когда он согрешает тем же самым. В одном случае невыносимо, а в другом случае все терпеть, все выносимо - ну это же неправильно. Поэтому так вот абстрактно трудно рассуждать. Но каждый отдельный вопрос нужно исследовать.

О.Александр - Очень нужна помощь, сыну 20 лет, начал увлекаться выпивкой. Как можно ему помочь? Спрашивает раба Божья Ксения из Москвы.

О.Дмитрий - Я бы попробовал с ним договориться. 20 лет, можно предположить, что мама его поит, кормит, стирает и платит за жилье. Сказать то, что ты пьешь - мне это неприятно. На то, что я тебе говорю, ты никак не реагируешь. Развестись, перестать платить за него за квартиру, перестать его обстирывать, перестать его кормить. Сказать - пей на свои, давай зарабатывай. Если у него есть какая -  то любовь к матери, то он хотя бы задумается. С какого горя человек в 20 лет может начать пить? Только если он имеет к этому определенную возможность. Часто родители это провоцируют. Ругать, орать - это бессмысленно. Пытаться наказывать - человек через год уже совершеннолетний.

О.Александр - Хорошо, если человек может прислушаться, а иногда начинает просто шантажировать родителей своих.

О.Дмитрий - Те родители, которые поддаются на шантаж, очень плохо делают, потому что тогда ими можно будет управлять, и это будет длиться годами. Лучше сразу пресечь в корне, потому что ничем хорошим это не кончится.

- Здравствуйте, отец Дмитрий! У Меня такой вопрос. В 6 главе Евангелия от Иоанна есть такая строчка: «Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его мой Отец Бог». Значит ли это, если Бог не призовет человека к вере, он не может стать верующим?

О.Дмитрий- Процесс привлечения двухсторонний: Бог зовет, а человек откликается. Поэтому если человек не откликается, призвания не произошло. А если призвание произошло, то как раз свершилось то, чем он говорит апостолам. Потому что каждый человек, который уверовал вполне определенно, может сказать, что это меня Бог привлек. А тот, который пока не откликается на зов Божий, просто слеп и глух к таким обращениям. Вот и все. Это не значит, что Бог кого -  то выбирает, что бы не привлекать - да нет, такого не бывает. Вот сколько людей, практически миллион, у нас сейчас 880 000 сидит в тюрьме - разве это не призвание Божье? Человек думал, что он преступным путем улучшит жизненную ситуацию, а оказался в тюрьме. Ну, разве это не помощь Божья, чтобы человек задумался? Меньше 10 % обращаются к Богу сидя в тюрьме, хотя вот такой явный призыв Божий.

О.Александр- Как возлюбить ближнего и не избаловать его?

 

О.Дмитрий- Это очень просто. Надо понимать, что такое любовь, а что такое человекоугодие. Если действовать по системе «чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало», то дитя скоро начнет капризничать и управлять взрослым, а любовь всегда должна быть зрячей. Она всегда должна приносить пользу для этого человека. Не собственный комфорт. Потому что когда человек действует по первой системе - лишь бы не плакало, то он беспокоится о себе, потому что детский крик   доставляет некую неприятность. Так можно димедролом накормить ребенка - он будет спать. Но с точки зрения нормального человека это преступно - с помощью химии успокаивать детей. Поэтому люди, которые любят детей, они детей отвлекают, утешают, гладят, к сердцу прижимают, с ними разговаривают, жертвуют своим временем. А те, которые не любят, отдают их на воспитание чужим тетям и дядям, и еще всякие делают вещи. Под разными предлогами детей удаляют, чтобы от них отдыхать.

О.Александр - Любящий человек обычно не считается со своими затратами сил и времени.

О.Дмитрий- Конечно.

О.Александр- Больше, больше и готов делать.

О.Дмитрий- Готов, но он должен следить за тем, чтобы это все делание приносило результат духовный. Нужно быть все время в умственной работе, которая заключается не в том, что бы ребенка кормить, следить за состоянием его здоровья, его настроением, а все время прививать ему полезные вещи: любовь к чистоте, дисциплине, к послушанию, к трудолюбию. Нужно все время ставить духовные задачи, посильные для ребенка. Определенные правила поведения, которые ребенок должен выполнять и его должны за это поощрять. Или если что -  то нарушает, его должны за это порицать. У нас же, как часто бывает, наблюдаешь на улице, мама все время бьется в истерике. Она все время: иди сюда, постой там - бесконечная дерготня такая.

О.Александр- Батюшка, здесь вопрос не совсем о детях, а вообще о ближних. Нередко балуем и взрослых, и даже людей старше нас.

О.Дмитрий- Некоторые люди настолько невоспитанные, что готовы звонить другому человеку в 1.30 ночи. Бывает какой -  то острый случай, когда можно позвонить отцу, матери, священнику или, например, врачу. Вот недавно был у меня такой случай с врачом: «Звоните мне в любое время дня и ночи», потому что она беспокоится о пациенте, чувствуется - это нормально. Или какое -  то острое состояние человека. Мне одна матушка, давно уже, рассказывала: однажды в 5 утра звонок, она просыпается. Идет к телефону, поднимает трубку- Скажите, пожалуйста, а как батюшка себя чувствует? Человек интересуется, как себя чувствует батюшка, потому что накануне он приболел-ну как!? Ну вот что с такими людьми делать?! Ясно, что такие вещи поощрять ни в коем случае нельзя, потому что это человека распускает.

Он начинает пользоваться врачом, священником как носовым платком. Ведь перед тем, как высморкаться не смотришь который час?! Но нельзя же так. Живой человек, может быть, старше тебя, а может, он вообще устал, не носовой платок, а живой человек. И вот если мы позволяем по отношению к себе вести себя как с носовым платком - это неправильно. Поэтому нужно находить формы, чтобы это вставлять в какое - то русло. Потому что огромное количество людей взрослых и совершенно невоспитанных. Вчера у меня был звонок, что  - то около 12: Ааа, Эээ, Ммдаа. Вот я приехал с монастыря, можно мне у Марины заночевать? Не представляю, какая Марина, какой монастырь, кто звонит, откуда у него мой мобильный телефон? Представляешь?! Он две минуты не мог начать разговор - мычал просто. Потом, слава Богу, у него разъединило, видать батарейки сели.

О.Александр- Какие существуют препятствия к вступлению в брак?

И вслед этому: Батюшка, можно ли мне в 60 лет выходить замуж во второй раз? Не препятствует ли церковь этому?

О.Дмитрий- Ну, тут, конечно, надо крепко подумать. Я знаю, существует правило, что третий брак не венчается после 50 - вот такой есть канон. А второй после 60- я вообще не слыхал. Поэтому я не знаю, в трудных вопросах надо спрашивать у епископа. Если человек живет в Москве то лучше написать прошение нашему епископу, которым является Святейший Патриарх и спросить. Конечно, он не сам будет лично решать, есть у нас специальная комиссия по семье и браку, и там они вооружены всякими канонами, правилами, и они расскажут. А я просто не знаю. Ну конечно в 60 лет все по разному себя чувствуют. Некоторые себя в 60 лет чувствуют моложе, чем иные в 30. Ну, вообще брак это некий такой подвиг, конечно в 60 лет браться за этот подвиг... Как правило, это очень неосмотрительно. Но с другой стороны бывают ситуации, когда это будет очень хорошо.

О.Александр- Я стараюсь посещать храм, пишет один раб Божий, как можно чаще. Но вместо того, чтобы быть сосредоточенным во время службы очень рассеиваюсь. Правильно ли посещать храм в таком состоянии?

О. Дмитрий- Ну хорошо, а в таком состоянии в метро можно ездить? Или пить чай с лимоном? Я не вижу никаких причин для того, чтобы не ходить в храм.

О.Александр- Но видно, человек беспокоится, что не будет ли это дерзким перед Богом? Так вот стоять и...

О.Дмитрий- Да всякое наше проявление, это все дерзость перед Богом, потому что мы бесконечно малы и перед величием Божьим. И по этому те люди, которые смущаются от своей малости, в силу того, что они совершенно не чувствуют Бога, не чувствуют его любви. У них нет еще таких взаимоотношений сыновьих. Это только по состоянию гордости может быть-

синдром отличника. Тебе все хочется перед Богом чего-то заслужить, как будто это возможно.

О.Александр- Батюшка, вот несколько вопросов объединены в один. Сейчас идет Новый год, и люди беспокоятся - а как с постом быть в сам Новый год и сразу после него, когда приезжают родственники зачастую неправославные, далекие от церкви, от всяких канонов церковных. Как быть?

О.Дмитрий- Да по- разному. Я считаю, что это вопрос пустяковый. У нас в Москве конец декабря, идет дождь, лужи - батюшка, как быть? Ну тоже ведь ненормальная вещь, что приезжают неверующие родственники среди поста. Как быть? Ну а как быть, если зимой идет дождь - берем зонтик, надеваем обувь на большой подошве - так и здесь. Ну что это за вопрос такой!! По моему, совершенно не имеет отношения к духовной жизни.

О.Александр- Но он имеет отношение к посту.

О.Дмитрий -  Ну каким образом? Ну, допустим, человек съел кабана на Новый год. Ну не целого, а одну ногу. Ну, так и что от этого изменится вообще в космосе, или в его духовной жизни? Приехали гости с поросенком, они накануне зарезали его, привезли ну и чего - съел ты кусок кабана и дальше что?! Ты от этого перестал быть христианином? И что от этого пост изменился? Ты постился больше месяца, ну а на Новый год съел кусок кабана - что изменилось? Ну возьми на святках еще три дня, продли себе пост, да попостись. Кто тебя упрекнет, если ты лопать будешь мясо не 10 дней, а будешь 7 дней? Ну на Рождество разговелся, а на Стефана и на попразднство Рождества попостишься - на Собор Пресвятой Богородицы. Из- за всего делают какую то дурацкую трагедию, которая вообще к посту не имеет отношения. Другое дело, если мы живем в монастыре, там порядок, устав. Кто у нас приезжает в монастырь - угощаем постным круглый год. Ну если где - то постно едят круглый год, мясо же в монастырях не едят. Ну почему в семье  нельзя съесть, а можно и не есть - привезли кабана сами и съели, а ты им только наливаешь и потчуешь. Проблема смешная. Я бы посоветовал всем православным воздерживаться от того, чтобы запускать петарды - вот эти попоститься. Это идиотский обычай совершенно неправославный. В истории церкви не отмечено, чтобы петардами встречали Новый год. Вообще Новый год у нас в сентябре, по этому спи спокойно.

О.Александр-И не осуждать не постящихся.

О.Дмитрий)- А чего осуждать!! Ну люди беснуются - некоторые и на 7 ноября-день проклятья, которое пало на русский народ. Некоторые с красными флажками ходят и «ура» кричат - ну чего их осуждать, больные люди!? На больных же нельзя обижаться. В детском саду у нас, когда мальчик или девочка против другого что-то сделают, а им отвечают: на больных не обижаются. Я с детского сада это усвоил. Я же не обижаюсь на тех, кто празднует день рождения Гитлера или Сталина - больные люди. Что же тут обижаться, среди нас не все здоровые.

О.Александр- Батюшка, такой, может быть, странный вопрос. Как православному христианину должно относиться к своему дню рождения, если даже радости никакой он не приносит?

О.Дмитрий- Ну, день рождения  - это вещь больше для детей. А для взрослого человека это как -  то не очень серьезно. Но с другой стороны день рождения, он заменил в советские годы... Как вот новый год заменил Рождество, так и день рождения заменил именины. Потому что в именины-это мы прославляем святого, имя которого мы носим. Этот человек был не такой противный и никчемный, как мы, а был хороший святой - благодатный, мы его празднуем. И как бы это замечательно, я тут вроде с краешку при нем, но не он - это замечательно. А когда мы себя превозносим…. С другой стороны это праздник скорей матери и отца.

О.Александр-Вот кому подарки надо дарить.

О.Дмитрий- За их труды по воспитанию, вскармливанию, рождению. Конечно, день рождения -  это начало земной жизни. Хорошо в этот день помолиться, обернуться назад, поблагодарить Бога. Бога вообще надо за все благодарить, этот день удобный повод поблагодарить Бога. Вот сегодня мы отца Дамаскина поздравили. Все таки 60 лет не шутка. Много он трудов положил по прославлению наших мучеников. Просто удобный повод обратить внимание на человека, сказать ему как мы к нему относимся.

О.Александр- Батюшка, обычно в этот день людям дифирамбы поют, всякие похвалы возносят.

О.Дмитрий- Ну, это тяжело переносить, это вещь неприятная. Мне кажется, что этого нужно избегать. Когда тебе в глаза рассказывают, какой ты прекрасный, от этого, конечно, начинает подташнивать. Тем более ты то про себя знаешь, что ты совсем не прекрасный и поэтому диссонанс такой. Вот Галя сидит и кивает нам наушниками, она со мной тоже согласна.

О.Александр- Батюшка, ну а как в этот момент себя правильно повести, кивать, соглашаться и благодарить?

О.Дмитрий- Да нет, выпить и забыть.

О.Александр- Побольше выпить и забыть.

О.Дмитрий- Не сильно, конечно. Пусть выкручивается каждый кто как может. Я не собираюсь тут инструкции разрабатывать по поводу юбилея. Потом ты скажешь - давай разрабатывать сценарий театрализованных праздников.

О.Александр- Можно ли венчаться людям крещеным, но далеким от церкви и есть ли в этом смысл?

О.Дмитрий – Нет, конечно, никакого смысла. Венчаться нужно тем людям, которые собираются строить домашнюю церковь на христианских началах. А если они используют церковь как некий красивый ритуал, некое приложение к ЗАГСУ, это конечно совершенно ни к чему. Это же великое таинство, а оно создано именно для того, что бы благословлять людей именно

православных. А не просто для того, что бы они безумно в чем то поучаствовали. Бывают пары такие, что их можно вместо венчания отпеть и они ничего не поймут, потому что они не могут ничего воспринять; чего - то поют, чего - то говорят, батюшка чего - то читает. Основное беспокойство -  как бы в обморок не упасть, что зачастую бывает - на венчании люди в обморок падают от напряжения сил душевных.

О.Александр - Как избавиться от страха о неизбежности грядущей смерти? А не надо бояться, надо не бояться и жить, стараться не грешить. Я  - то очень смерти боюсь, раньше когда молодой был, не боялся а сейчас как представишь, что придется за все отвечать, так жуть берет.

О.Александр- Батюшка, но тут скорее животный страх.

О.Дмитрий- А у меня животный страх, не хочу умирать, боюсь. Хочу жить.

О.Александр- Но этот страх должен останавливать от греховных поступков.

О.Дмитрий- Ну должен, но не шибко чего -  то останавливает. Останавливает другое - отношения с Богом.

О.Александр- Страх Божий.

О.Дмитрий- А животный-это нормально. Ведь мы помимо того, что мы люди мы еще и животные.

О.Александр- Ну святые говорили: помни день последний, вовек не согрешишь.

О.Дмитрий- Ну да. Но, к сожалению, наша жизнь потеряла цельность, поэтому мы забываем об этом.

О.Александр- Человек стесняется. Это проявление гордости или кротости?

О.Дмитрий- И так, и так бывает. Застенчивость -  это такое сложное проявление и бывают разные мотивы.

О.Александр – Вот вопрос. Мы помогаем многодетной семье, которая получает маленькую зарплату и ничего не делает, что бы увеличить доход. Не медвежью ли услугу мы делаем?

О.Дмитрий - А разные бывают мужчины. Есть такие мужчины, не то, что есть, их большинство, и не только у нас, но и во всем мире, которые вообще ни на что не способны. Поэтому помогая этой семье, мы помогаем этой бедной женщине. Он просто неспособен, таких сколько угодно.

О.Александр- То есть, надо смотреть на состояние текущее.

О.Дмитрий - Конечно, но можно провести сложнейшую работу по попытке реанимировать это разрушенное существо, которое должно было быть мужчиной. Но это очень тяжелая задача, проще помочь материально, чем из такого амебообразного, замороженного морепродукта создать человека, это тут потребуется гораздо больше усилий.

О.Александр- Батюшка, но не всегда человек такой амебообразный, он и старается, и хочет.

О.Дмитрий- Нет, я не говорю, что всегда. Я просто говорю, что таких большинство. Ну что значит -  «старается»? Ну возьми напеки пирогов и вынеси к электричке - все разберут, особенно с 12 часов дня. Да поди в любой офис и предложи. Да, Господи, деньги  - они вообще пачками валяются везде.

 

Потом, возьми одну комнату и сдай студенткам. Возьми в подъезде узнай, где нужен уход за болящими, платят 200-300 рублей в час. Да Господи помилуй, работы здесь, в нашем городе в муравейнике полно. Люди, чтобы поработать, приезжают из Таджикистана и работают и дворниками, и кем угодно. Работы полно всякой. Поди в такси, это же вообще работа не интеллектуальная, просто только тяжелая пахота. Ну паши, изучи маршруты и начинай действовать. Все изучишь и будешь профессионалом. Я вот познакомился, даже, с одним писателем. Он такой русскоязычный фин, но живет сейчас в Финляндии. Он таксистом работает и про такси уже два романа написал. Очень интересно. Мало того, что в такси работает, он еще и романы пишет. Приехал в эту свою Финляндию, он был наш русский финн. Ну а там кому нужен со своей писаниной, а потом кто это может писанием заработать денег, это же вообще невозможно. Эдуард Лимонов -  уникальный случай, когда он во Франции мог литературным творчеством себя прокормить. Обычно это дополнение к чему то. И вот он таксистом работал больше десятка лет и вообще прекрасно, и он даже стал известен там в Финляндии как писатель. Про таксистскую жизнь, я прочел один, второй как то не осилил - уже времени нет- так интересно пишет, так здорово, с таким юмором, очень здорово. Я не помню фамилию, они трудно выговариваются эти финские фамилии, ну вот очень интересно. Если захотеть, то можно всегда. Вот люди ходят ножи точить, просто ходи и предлагай. А потом- стань плиточником. Клади нормально плитку - как турки кладут, как югославы умеют класть, хорваты, сербы.

О.Александр-Отбою не будет.

О.Дмитрий-Да миллионером будешь, будешь на «Бентли» ездить, научись плитку класть. Научись класть кирпичи, за месяц можно научиться. Научись штукатурить, чтобы не отваливалось через два дня. Сантехником стань - чего там долго аппаратуру эту освоить? Не пей, делай да миллионером будешь, будет к тебе очередь стоять - сделай мне ремонтик, чтобы обои были ровненькие. У нас бесконечные стройки, бесконечные ремонты. Стань мастером, что тут трудно что ли? А неохота, не может человек психически. Вон армяне -  то работают, едут за тридевять земель и делают.

- Здравствуйте отец Димитрий, отец Александр. Раб Божий Павел из Москвы вас беспокоит. Первый вопрос - можно ли сейчас считать, что Евангелие уже проповедано по всему земному шару. Вот мы православные, в Индии, Индонезии в основном проповедовали протестанты, т. е. можно ли считать, что там уже Евангелие проповедовали? И второй вопрос. Расскажите, пожалуйста, про отца Павла Груздева. Спаси вас Бог.

О.Дмитрий- Про отца Павла есть книжка, и там есть мои такие краткие воспоминания, отсылаю вас к этой книжке - такая толстая, я уже забыл как она называется, но там с портретом отца Павла. Был очень хороший, замечательный человек - одна из самых ярких встреч в моей жизни. Хороший, настоящий был христианин. А по поводу того, что скоро конец света -  успокойтесь, скоро. Можете считать, что уже проповедано и еще чуть  - чуть можно допроповедовать. В Индонезии уже есть православные церкви, в Индии со времен апостола Фомы присутствуют христиане. Поэтому в Индии тоже все в порядке. Недаром индусы-язычники, громят всякие храмы христианские и убивают христиан. т. е. они, как нормальные служители дьявола, прекрасно знают, что почем, знают, кого убивать. Если они так обостряются, значит есть слово Божье там на индийской земле, в этом мраке языческом.

О.Александр- Батюшка, сейчас даже фильм такой вышел «2012» о конце света, о котором как раз предрекается, что вот мы уже в преддверии.

О.Дмитрий- Да, давно уже в преддверии, и еще Апостол Павел об этом преддверии говорил, и Апостол Иоанн Богослов. Так, что мы уже 2000 лет в преддверии и все это нормально, оно, это преддверие, существует. Для некоторых это преддверие уже закончится сегодняшним вечером - они предстанут на суд Божий. По этому для каждого человека еще и свой апокалипсис есть - это болезнь и смерть. Так что это все вещи, к сожалению, неизбежные. Мы живем в последние времена, они начались сразу после того, как Господь Святый Дух сошел на Апостолов. Вот с тех пор мы живем и молимся:  «Гряди, Господи Иисусе!». Хотя эти времена страшные, вот эти последние -  ну что делать? Ничего другого мы не заслужили. По поводу годов, я однажды уже выиграл такой спор с одним нашим прихожанином. Я не буду в прямом эфире говорить, на что мы поспорили, но я выиграл. В 1998 году, по -  моему, обещали, в августе. Я говорю-  давай поспорим и то, что я выиграл он принес. Так что кто там будет обращаться, то пожалуйста, я готов пари держать. У меня есть определенные вещи, на которые я всегда держу пари.

О.Александр -  Вечность это объект веры или определяемая категория?

О.Дмитрий- И то и то. Потому что вечность -  это есть некая объективная реальность, которая существует вне нашего сознания и нашего понимания. Потому что человек  - это чело  век, это вечная личность в переводе на современный язык. Но, тем не менее, в силу нашей греховности мы, не смотря на то, что наш ум способен проникнуть и вглубь вселенной, например, познать какие -  то законы природы, даже Бога по благодати познать, но, тем не менее, наши знания очень ограничены. Поэтому мы рассматриваем бытие из нашей земной жизни, которая есть краткий миг. Вечность мы воспринимаем, к сожалению, только условно. Поэтому нам трудно представить натуральный ряд чисел, так нам и трудно представить что такое вечность. Натуральный ряд мы обычно делим: кг, тонна, 100 тонн или км, 10 км, 100 км, или 300000 км до Луны допустим. Это нам как то проще, потому, что вот Луна и до нее 300000, а бесконечный процесс нам трудно представить, но понятное дело, что это есть.

О.Александр- Можно сказать, что вечность-это отсутствие времени, в такой категории.

О.Дмитрий- Ну я для себя решил так, что время- это земная наша категория, связанная с ограниченной жизнью человека. Ну и вообще, если галактики схлопываются и если звезды гаснут, то даже такие небесные тела, которым миллионы, миллиарды лет, то они тоже не вечные. По идее так и должно быть, потому что вечен только Бог или те существа, например, люди, которых Господь наделил этой вечностью. Но Бог, Он как бы вечен в две стороны линии от нуля, т. е. Он безначальный, у Него нет начала. Поэтому если временная ось начинается от нуля для человека, вот время зачатия - это есть начало бытия человека и дальше уже без конца, то у Бога нет этого начала. Есть объекты, созданные Богом, например, Солнце имеет начало но оно будет иметь конец, это как бы химический факт, а есть как луч, человек или ангел, он имеет начало, но не имеет конца и есть бесконечность-это Бог, Он не имеет ни начала, ни конца.

О.Александр-В честь чего постились Иудеи, ведь у них в Ветхом Завете тоже был пост?

О.Дмитрий- Их пост был связан с покаянием, это была покаянная норма. Они постились в воспоминание о египетском пленении.

О.Александр- Батюшка, вот мы часто каемся, но нет слез, нет такого сокрушенного чувства. Часто наше покаяние скорее умственное. Мы понимаем умом, что мы нарушили заповедь Божью, что поступили неверно, но чувства нет. Должно ли быть это чувство или же оно придет потом, со временем?

О.Дмитрий - Это в общем не так важно. Покаяние-это действенное изменение мысли и изменение жизни. Вот я уже в 1532 раз говорю. Вот человек входит в вагон метро, есть свободное место, он садится. Потом входит женщина, он нехотя, но встает У него никаких чувств к ней нет - ни любви, не сострадания - он это делает исключительно по вере, или по воспитанию, но все равно поступок хороший. Так же можно лить слезы, какой я плохой, но не исправляться. Чувства будут в самом развысоком состоянии, но что толку от этого чувства? По этому Господь говорит: Вот было два сына; один сказал да, но не пошел; а другой сказал нет, но все таки потом пошел. Для Бога важнее второе.

О.Александр- Важно, что человек делает.

О.Дмитрий- Конечно. Вера она без дел мертва, а не без чувств.

О.Александр-Отсутствие чувств не должно огорчать!?

О.Дмитрий- Конечно. Вообще чувства такого рода - это крокодиловы слезы, потому что если ты так глубоко чувствуешь, то давай исправь.

 

О.Александр - Вот так же и в молитве часто говорят: ну вот, молюсь, а сердце холодно как камень.

О.Дмитрий-  Ну не этого надо искать, а надо искать- скажи горе той: двигайся в море и она пошла - вот это. А там не говорится, в такой момент какие у тебя должны быть чувства: сострадания или любви к этой горе.

О.Александр- Как правильно исповедовать помыслы?

О.Дмитрий- Это надо спросить у того, кому будешь их исповедовать и он аккуратно расскажет. Кто -  то будет задавать эти алгоритмы, а я -  то чего буду в это дело вмешиваться?

О.Александр- Вы как - то определяете это, нет, батюшка? Или это чисто монастырская практика?

О.Дмитрий- Я не знаю, всякое бывает. Недавно у меня с одним мальчиком была беседа о его помыслах, не обязательно монастырская, такой вполне нормальный ученик, без всяких монастырских практик.

О.Александр- Из Карелии вопрос к нам пришел. Приходится выяснять отношения, кого я должен больше любить-жену или маму?

О.Дмитрий- Конечно жену, без всяких разговоров.

О.Александр- Даже если она очевидно не права?

О.Дмитрий- А что значит права -  не права!?

О.Александр-Иногда возникают разночтения между женой, мамой.

О.Дмитрий- Нигде не сказано. Маму надо почитать - сказано, а жену надо любить. Это совсем другое дело. Другое дело бывает  - это не получается, не сложилось, но правильно именно так. Сказано: оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей.

О.Александр- Батюшка, но хорошо когда люди в семье единодушны.

О.Дмитрий- Ой как хорошо, конечно, но так редко бывает.

О.Александр- Ну, не согласен он с тем, что говорит жена, что она делает, а иногда она противится. Как мне один прихожанин говорит: жена мне заявила-поеду к родственникам на Новый год. Ну как- то жене без мужа ездить не хорошо, может, мы порешаем?

 - Нет, все я поеду.

О.Дмитрий- ну, пускай едет, дать ей денег на дорогу и пожелать, что бы она была скатертью. Я вот такую наблюдал сцену. Утром священник старенький собирается в церковь, церковь находится в 30 шагах от дома. А жена говорит ему: а куда ты собрался, а я?

Он говорит: пойдем со мной.

Она: я сегодня не могу. И он остается с ней. Я этого священника считаю недостижимым образцом семейной жизни, больше такого никогда не встречал. Святой человек.

О.Александр- То есть он предпочел жену молитве в церкви.

О.Дмитрий- Ну да, потому что она так вот сказала. А потом, когда служба отошла, из церкви принесли чашу и его причастили. Раз батюшка не пришел, значит что- то ему помешало. Вот это любовь.

О.Александр- Да батюшка, есть над чем подумать.

О.Дмитрий- Спаси Господи. Дай Бог мира вашим семьям.

 

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+