Перейти к основному содержанию

18:46 19.02.2020

Священники РПЦ о провокации в Манеже

27.09.2015 12:11:29

Протоиерей Сергий Барышев,
настоятель Спасо-Преображенского храма села Орлино

Любое оскорбление мусульманской религии является поводом, чтобы уничтожить человека. Только попробуй у мусульман публично оскорбить Аллаха или Магомеда, как тут же приходит возмездие, а те, которые пострадали за Аллаха, считают себя мучениками.

В нашем обществе тоже существует некая нетерпимость, существуют люди, которые могут дать оценку определенным событиям и поступкам, и это говорит о том, что наше общество живо. Но если мы и дальше будем позволять кому-то оскорблять нашего Отца, свое отечество, своих матерей, родителей, мы выродимся, нас просто не станет.

Мы стали теплохладными и замкнутыми. Нас гнали в XX веке, а сейчас пока не гонят, потому что есть Путин, а приди кто-нибудь другой, в России опять могут начать разрушать храмы и уничтожать священство. Мы должны очень сильно любить Бога, а любимое человек всегда будет защищать и никому не давать на поругание.

Почему против выставки в Манеже пришли протестовать всего два или три человека?! А остальные где?! Почему мы молчим, когда оскорбляют нашу веру, неужели мы должны молчать?! Иоанн Кронштадтский, например, говорил, что если человек хулит Бога, его можно ударить так, чтобы рука болела от этого удара. Я, с одной стороны, сочувствую этим ребятам, с другой стороны, мне стыдно за всех нас.

Со стороны православных активистов это был очень даже христианский поступок. Но православные, к сожалению, не организованные. Активисты пришли, возмутились, поломали что-то, а где Церковь, где святые отцы, где священники?! Почему их никто не благословил?! Почему священство молчит?! Нашу веру и религию унижают, оскорбляют, а мы не подаем заявления в прокуратуру?!

Нужно привлекать к уголовной ответственности не только организаторов таких выставок, но и тех, кто кощунствует над нашей верой и религией. Если священники не придут в суд и не поддержат православных активистов, то грош цена таким священникам. Священники и архиереи очень аргументированно должны защитить этих ребят, чтобы «пострадавшие» благодарили Бога, за то, что они живы.

Иерей Димитрий Алешкевич,
настоятель храма в честь иконы Богородицы "Всех скорбящих радосте" в Севастополе

Подобные действия (антихристианские выставки, театральные постановки), которые побуждают православных защищать свою веру, свои религиозные чувства, предпринимаются определенным кругом людей, отрицательно настроенных к нашей православной вере, культуре, традициям. Эти действия носят осознанно провокационный характер, ставят своей задачей единственное — вызвать у православных христиан определенную ответную реакцию, судя по которой можно было бы выставить христианство в неприглядном свете. Но, на мой взгляд, бОльшая степень ответственности за оскорбление чувств верующих лежит не на провокаторах, а на государстве, которое не привлекает организаторов подобных выставок к ответственности, тем самым вынуждая православных людей выражать свои чувства и защищать святыни доступными им средствами. Если бы государство однозначно пресекало такие антирелигиозные мероприятия, в принципе нарушающие российское законодательство, вообще не было бы повода судить тех людей, которые подобные мероприятия пытаются пресечь, следуя голосу совести.

Недавно в Челябинске неизвестные раскрасили памятник Ленину, и это стало предметом уголовного дела. А унижение чувств верующих, живых людей, а не памятников, оказывается вне поля зрения судебной системы! И так получается, что советское безбожное наследие мы продолжаем щепетильно защищать и охранять, а защитой православных традиций, которым мы обязаны формированием нашего российского государства, русской культуры, зачастую пренебрегаем.

Это лишний раз свидетельствует о том, что до сих пор основой мировоззренческой конструкции нашего общества является наследие недавнего атеистического прошлого. Мы как бы продолжаем жить в неосоветской, неокоммунистической эпохе, и тому есть множество подтверждений: события, связанные с передачей РПЦ Исаакиевского собора, конфликт в Херсонесе Таврическом в Севастополе и так далее. Мы до сих пор не можем до конца определиться, хотим ли мы жить в государстве, у истоков которого стоял равноапостольный князь Владимир (которому все никак не можем найти места в столице России), и тогда православие — это краеугольный камень в фундаменте нашей жизни, или мы продолжаем жить в государстве, основоположником которого был Ленин и группа бандитов-террористов, связавших создание нового государства, антироссии, с уничтожением многовековой православной традиции. Лично я, наблюдая происходящее вокруг, склоняюсь ко второму варианту.

Конечно, сегодня Православная церковь имеет гораздо больше свобод, чем в СССР, но попытки в духе старых советских традиций дискредитировать церковь при попустительстве государства могут иметь крайне негативные последствия для нашего будущего. Так же, на мой взгляд, если государство попускает кощунникам безнаказанно делать свое дело, РПЦ должна использовать все доступные законные механизмы самозащиты. Например, привлечь высококвалифицированную юридическую фирму, чтобы каждый акт оскорбления чувств верующих становился предметом судебных разбирательств.

Что же касается поступка Дмитрия Энтео и его единомышленников, то, по моему мнению, поступок этот был христианским. Изначально государство не усмотрело в нем повода для возбуждения уголовного дела, стало быть, он действовал в рамках российского законодательства. То, что сегодня возбуждено уголовное дело, спустя несколько дней, является свидетельством некоторого политического заказа. Будем надеяться, что с Божьей помощью эта спорная ситуация разрешится благополучно.

Иерей Димитрий Ненароков,
помощник атамана Центрального казачьего войска

Думаю, не лишне будет напомнить кое-что о Манеже. Здание, которое с 1967 года называется «Центральный выставочный зал «Манеж», было построено в 1817 году в честь 5-ти летней годовщины победы России в Отечественной войне 1812 года, по проекту А.А. Бетанкура. На стене здания помещалась мемориальная доска с надписью: «Здание манежа построено в 1817 г. в ознаменование победы русского народа в Отечественной войне 1812 г.» Это означало, что то первоначальное здание Манежа было величественным памятником бессмертной победы Русского оружия и монументом в честь павших в ту страшную и жестокую войну Русским воинам. Недаром эта война называется в русских церковных и исторических документах «Нашествием двунадесяти языков» — ведь более 400 офицерских масонских лож Европы, собрав огромную 600-тысячную Великую армию под командованием Наполеона, в едином порыве устремились стереть с лица земли саму страну, которой имя Россия. В 1811 году Наполеон заявил своему послу в Варшаве: «Через пять лет я буду владыкой всего мира. Остаётся одна Россия — я раздавлю её...».
В период хрущёвской «оттепели» в 1961 году так называемым московским художникам-авангардистам удалось устроить в Манеже одну из своих выставок (что вызвало, впрочем, недовольство Н.С.Хрущёва). Это была «первая ласточка» проведения перформансов подобного рода. А настоящим «прорывом» стало проведение 4 декабря 1998 году выставки «Арт Манеж – 98», на которой неким художником Авдеем Тер-Оганьяном была проведена акция «Юный безбожник», в ходе которой разрубили топором несколько православных икон (под нажимом православной общественности сумели возбудить уголовное дело на сего деятеля по статье УК РФ 282 «Разжигание религиозной вражды», однако, не дожидаясь суда А.Тер-Оганьян сбежал в Чехию, где стал вполне популярным политэмигрантом, проведя с тех пор только 25 персональных выставок во всём мире и выставив свои «произведения» в 9 музеях, в том числе, в Третьяковской галерее и Государственном Русском музее).
И вот с 14 августа по 6 сентября 2015 года в том, что некогда было Московским Манежем, проходит групповая выставка «Скульптуры, которых мы не видим». На ней — работы «легендарных» московских скульпторов В.Сидура, Н.Силиса и В.Лемпорта. Самое точное определение того, что было представлено на выставке в остывшем трупе Манежа, я нашёл у куратора самой выставки Веры Трахтенберг: «Внутреннее, “невидимое”, становится не только видимым, но и овеществленным, осязаемым, материальным».
Воистину, всё то, что пряталось в тёмных углах, всё, что шарахалось от звона московских колоколов и бежало прочь от Крестных ходов на престольные праздники в былые времена, но вскоре, в 1917, нагло заполонило собой города и веси, станицы и хутора, с площадной картавой руганью и с наганом в кармане, воняя кожей и папиросой, оставляя за собой одну лишь смерть и кровь реки крови.
Это они, ненадолго смимикрировав, так, что их нечеловеческая сущность, дышащая огнём и серой преисподней, на несколько десятилетий словно стала «привычно знакомой и почти своей»,снова овеществились, материализовались, стали осязаемыми под стенами манежного саркофага. И подобия их терафимов — кроваво-красных с безумно выпученными глазами и запавшими языками — головы К. Маркса, Ф. Энгельса, В. Ульянова (Ленина), Льва Троцкого, И. Джугашвили (Сталина) и прочих «товарищей», словно сфинксы, приставленные к могильной пирамиде, охраняют покойное беззаконие и безпредельный кощунственный разврат всего творимого на сатанинском алтаре, называемом «экспозицией выставки».
Всё, представленное на ней — предметы и орудия сатанинского ритуала, используемые в чёрной каббалистической симпатической магии. Вот, например, кукольная безобразная, как бы отрубленная, голова с натурально проработанным кровавым шейным срезом и дико вывалившимся из скривлённого смертной гримасой ртом языком: «Beheading of St.John the Baptist #5» — «Обезглавливание Святого Иоанна Крестителя №5 (а есть ещё №1,...№9, №12...)». И не сам ли сатана, руками Иродиады исколовший иглами язык Святого Предтечи за Божию правду, которою он свидетельствовал, снова и снова подталкивает зрителей поучаствовать в этом страшном богомерзком действе?
Мы — русские Православные христиане — не только обязаны дать должную оценку этому богохульству. Правильными юридическими методами и личной активно-непремиримой позицией всенародно добиться того, чтобы устроители подобных кощунств не посмели свободно творить подобное беззаконие на нашей насквозь пропитанной кровью и слезами земле. Для этого, к счастью, уже есть готовые инструкции, шаблоны для писем — обращений в Прокуратуру, Следственный Комитет и другие органы правопорядка. Но ведь этого мало! Нужно совершенно чётко видеть главного врага, направляемого из адской бездны, нужно видеть первопричины всех причин. Нужно понимать, хорошенько понимать, что СОЮЗНИКОВ У НАС ПОКА НЕТ И БЫТЬ НЕМОЖЕТ! Только Господь, Матерь Божия, Ангелы и святые — вот наши истинные союзники! Надо перейти из разряда «пострадавших» в разряд наблюдателей и свидетелей. Нам ОЧЕНЬ СКОРО придётся свидетельствовать и в земном, и в Небесном судах обо всей той мерзости, что нас окружает почти сто лет. «Бдите и молитесь, да не внидете в напасть» (Мф.26,41).

Выставка в Манеже является провокацией, которая была приурочена к началу Успенского поста. Наказание должны понести и организаторы выставки, и те, кто допустил подобную выставку, начиная от градоначальников и ниже. Реакция православной общественности должна быть жесткой и строго в правовом поле. Почему сейчас нет должной реакции со стороны тех, на кого возложена обязанность отслеживать подобные случаи?! В нашей стране нет правосудия, судебные решения выносятся в пользу сильных мира сего.

Но, с другой стороны, выставки, на которых выставляются кощунственные экспонаты сами по себе не смогли бы вызвать такого интереса публики, если бы не существовали группы, подобные группе Энтео, которые совершенно справедливо возмущаются против подобного богохульства, но тем самым электризуют обстановку вокруг этой, по сути, ничтожной выставки. На этой выставке нет ни одного экспоната, о котором можно было бы сказать, что это произведение искусства. В результате этих действий вокруг выставки произведен нездоровый ажиотаж, люди очень сильно заинтересовались ей, пошли туда, разделились на тех, кто за и против. В общем, пошла движуха, а она в равной степени на руку тем, кто организует такие выставки и на руке тем, кто выступает против выставки.

Иерей Алексий Шляпин,
настоятель церкви вмч. Димитрия Солунского д.Ивакино Можайского р-на


Дмитрий Цорионов (Энтео) и движение «Божья воля» делают то, что должны делать все православные Христиане. Тогда бы безбожники не метили так нагло испражнениями своей души всё вокруг. Если бы все православные Христиане проявляли такую же должную смелость как эти люди, безбожники бы не поднимали так нагло голову.
Неудивительно, когда безбожники лают на смелые поступки православного Христианина. Удивительно, когда им подвывают называющие себя «православными Христианами».
Если у человека не хватает смелости и мужества самому поступать так, как этот человек и его движение, это должно быть поводом для смирения и покаяния, для признания своего малодушия, своего несовершенства. А не для того, чтобы под собственную трусость подводить идеологическую базу, хуля смелые поступки другого человека.
Я не слежу за всеми действиями движения «Божья воля». Поэтому не готов априори одобрить все их действия с точки зрения тактической. Но, с точки зрения нравственной это движение и вообще направление их деятельности достойно одобрения и подражания. Они поступают так, как вообще должны поступать православные Христиане в этом мире в отношении безбожия, богоборчества и богохульства.

Иван Отраковский,
лидер общественного движения «Святая Русь»

Не смолкают споры о "художествах" на просторах нашей Родины. На различных выставках продолжают выставлять на всеобщее обозрение и любование произведения так называемого «арт-искусства». Я эти писанины и лепнины называю просто — АД искусство, так как часто свободный "творец" малюет или лепит похабщину, оскорбляя или веру, или Родину, или же человека, подобие Божие. Особенно забавляет, как знатоки с умным видом осознают глубину «шедевра», делятся впечатлениями. К сожалению, среди любителей Ад искусства встречаются и православные люди. С яростью защищая экспонаты — «святыни» светского общества от посягательств этих дремучих варваров, православных, у которых видите ли, душа болит за Христа. Ведь у нас же закон!!! И ничего, что этот самый закон не то, что не соответствует Евангелию, он полная его противоположность. Но общество то обидится, раскол будет, а Христос и Сам себя сможет защитить. Главное спокойное житие и благоденствие - выпил, поел, никто сегодня не тронул, не гнал и, Слава Богу, день прошел. А то, видишь ли, тревожат покой, орут про убиваемых младенцев в утробе матери, кощунства какие-то им мерещатся. У нас закон, который надо соблюдать. В конце-концов, есть православная власть, которая раз в год со свечками стоит в храме на Пасху. Она, власть, все когда-нибудь управит. А пока можно жить спокойно, с утра почитать газетку, выпить чашечку кофе и идти служить Богу. Такая вот логика у некоторых наших православных братьев.
Меня обвинят в невежестве и непонимании глубин творчества художника с тонкой душой. Глядя на все это искусство, я могу сказать только одно — король-то голый. Проще говоря, безвкусица так и остается безвкусицей, пошлятина — пошлятиной, в какие одежды они бы ни рядились. Русское древнее зодчество, культура, искусство все пронизано духом, смыслом, истинной свободой. К сожалению, красота попирается, а убожество возвеличивается.

Протоиерей Олег Трофимов,
доктор богословия, магистр религиоведения и философских наук

Если человек подержит руку над огнем, то она рефлексом отскакивает, и сохраняется жизнь. Если человек на огонь богохульства и кощунства молчит, или возмущаясь, или из-за слабоволия молчит, значит нет жизни в душе человека и рефлекс жизни не срабатывает. А значит, эта мерзость живет в душе этого человека, но не замечено еще, такая вера абстрактна! Дух Антихриста находит площадку для своего пребывания, наше молчание легализирует его деятельность и это молчание продает в рабство наших детей ему. Господь испытывает нас и упреждает «ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден или горяч! Но как ты тёпл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих» (Отк. 3:15-16). Каждое событие в нашем пассионарном турбулентном мире, а именно наша реакция на эти события определяет нравственную ценность нашей души

Протоиерей Олег Стеняев,
клирик храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках

Я не могу сказать, что на месте Димитрия Энтео я смог бы промолчать или вести себя совершенно спокойно, увидев подобное изображение Христа, издевательство над нашим Господом, а тем более над Божией Матерью, когда как-то касаются Ее девства. И совершенно очевидно, что вина должна быть возложена на провокаторов, которые организовали мероприятие и совершенно очевидно, что им не удастся прикрыться светским пониманием искусства. Это не светскость, это религиозное фанатическое упрямство другой религиозной группы, нехристианской, против нас.

Мгновенная и однозначная реакция СМИ не может не настораживать и не удивлять своею явно заказной поспешностью оценки произошедшего. Мы наблюдаем в этой ситуации очередную попытку столкнуть так называемую "светскую часть" общества с религиозной частью общества. Правда, не может не удивлять, с каким пафосом, поистине антирелигиозным, так называемые «ревнители светскости» нашего общества реагируют на самых повышенных тонах на очередную попытку вмешаться в очередной раз в их атеистическую приватность в центре Москвы. Конечно, если речь идёт о некой атеистической приватности, то непонятно, почему в центре Москвы, да ещё в Манеже, с выставлением на всеобщее обозрение. Здесь очевидным становится как бы провокационный характер данной экспозиции, то есть ждали похожую реакцию, и точно ожидали её со стороны православных активистов, и, как говорится, «место встречи изменить нельзя». 

Конечно, урон нанесён не такой, который ожидали устроители выставки, и к которому похоже и стремились, но всё же на турне по Евросоюзу, я думаю, заработали, как минимум, правда на поездку в США не дотянули, то есть результат достигнут, но ради чего всё это?!

Скорее всего, мы наблюдаем рецидив антихристианского сознания некой нехристианской, но религиозной группы, которая слишком доминирует в протестном движении современной России, организуя такие выставки. Для этой группы, удобно скрывать своё лицо и нетерпимое отношение к Православию за маской некой «светскости», к тому же, так легче привлекать в свои ряды
нравственно дезориентированную часть постсоветской интеллигенции, в последнее время прибывающей в состоянии некого "творческого климакса", привыкшего протестовать, критиковать и презирать до брезгливости, но неспособной к созидательными и творческому труду.

В Писании сказано: «Если согрешит человек против человека, то помолятся о нём Богу, если же человек согрешит против Господа, то кто будет ходатаем о нём?!» (1 Царств 2:25). Такие вставки провоцируют людей на подобное поведение, которое потом можно будет интерпретировать, как чуть ли не нападение на выставку. Хотя сама выставка — это как бы вражеская экспансия в наше русское пространство. Это конфликт не между светской частью общества и религиозной, за этими светскими людьми стоит нерусская религиозная позиция, которую они отстаивают, которую они навязывают всем окружающим.  Эта реальность, в которой мы живём, нас ставит перед выбором: «Или мы молча смотрим на такое безобразие, или же мы вынуждены как-то обратить внимание на эту проблему».

Но Писание призывает нас вести себя следующим образом: «Не давать повода ищущим повода» (2 Кор11:12). Иными словами, осознавая опасность провокации, направленной против верующих Православных христиан, нам не надо играть в поддавки с противниками нашей веры. Как известно, каждая ловушка, расставляемая против нас, всегда учитывает и ответные шаги с нашей стороны. И вот здесь очень важно не действовать по одной и той же схеме, которая уже просчитывается заранее нашими противниками, иначе мы просто подыгрываем им. Надо действовать так, чтобы не дать повода, ищущим повода.

Наиболее правильная реакция на подобное богохульство — выстраивать свой личный или общественный протест в строгом согласии с буквой закона, тогда мы точно не будем подавать повода ищущим повода. Мне очень понравилось, что Димитрий Энтео, когда всё это увидел, с  группой людей просто отправился в полицию, чтобы написать заявление.

Новый Завет запрещает нам судиться друг с другом у внешних, а если у нас конфликт с иноверцами, а здесь мы явно видим нерусский след, надо обращаться в суд. Но наше Российское законодательство буквально заточено под атеистическое мировосприятие, и не воспринимает объективно таких понятий как «богохульство», «святое», «божественное», и таким образом, Российское законодательство буквально вытесняет религиозную часть общества, выдавливает её из правового поля, обрекая на неадекватные действия.

Мы живём в светском государстве, но
нам важно понять очевидную истину: светский характер власти всё же не может означать и подразумевать безрелигиозную или атеистическую
природу власти. Политика государственного атеизма должна уйти в прошлое и уйти безвозвратно, тем более, что многие представители власти не скрывают своих убеждений.

Протоиерей Александр Салтыков,
известный искусствовед, декан Факультета церковных художеств ПСТГУ, настоятель храма Воскресения Христова в Кадашах

Месяц назад в Москве в Центральном выставочном зале «Манеж», вниманию широкой общественности и гостей столицы была предложена выставка с привлекательно-загадочным названием «Скульптуры, которых мы не видим».
Эта выставка вдруг привлекла всеобщее внимание по причине инцидента, происшедшего 14 августа, когда группа православных людей ознакомилась с ее экспонатами и возмутилась ими. На выставке показаны некие изделия, надписанные именами Господа Иисуса Христа, Иоанна Предтечи и христианских святых.
Инцидент произошел потому, что выставленные экспонаты на самом деле представляют собой надругательство над чувствами христиан и вообще оскорбляют совесть и ум каждого нормального челоВека.

На выставке представлена  группа «поделок» и рисунков (произведениями искусства их назвать нельзя),  представляющих нижнюю часть обнаженного торса или полностью обнаженное распятие с карикатурным изображением Господа Иисуса Христа, или также его обнаженную фигуру с таким же агрессивно подчеркнутым и грубо оскорбительным, вызывающим акцентом, в чем нельзя не видеть очевидного намерения спровоцировать протест и возмущение у тех, кто любит и почитает Сына Божия. Есть и другие «скульптуры», также оскорбляющие образы святых Иоанна Предтечи, святой Параскевы и разных христианских святых.
Но при этом, так называемая «художественная выставка» активно защищается в СМИ, как выставка шедевров выдающегося, всемирно известного скульптора В. Сидура, чьи «бессмертные произведения» попраны «невежественной толпой православных фанатиков». Из таких тенденциозных комментариев уже напрашивается вывод, что Церковь состоит из «толпы православных фанатиков». Но всем известно, как высоко Церковь ценит всякое подлинное искусство и что христианство породило громадную культуру, что оно является колыбелью европейской и русской культур (порождением которой, кстати, в значительной степени является даже нон-корформист Сидур).
В Сидуре совмещались талант и патология. Он был действительно признанный мировым сообществом скульптор и хороший профессионал.
Он умел работать, в его творчестве, конечно, есть эстетические моменты, (хотя его талант слишком превозносят). Но в его творчестве присутствуют и патологические моменты. С какой целью показывать под предлогом выставки «знаменитости», глумливые антихристианские работы, явно навеянные больным воображением?! Никто не сомневается, что основная цель устроителей – коммерческая, поднятие стоимости на мировом рынке. И эта банальная жажда наживы приводит к ужасным последствиям. Некоторые выставленные «произведения» В. Сидура на самом деле никакого отношения к искусству не имеют, а скорее являются антиискусством. В Священном Писании сказано, что история человечества закончится пришествием антихриста. А антиискусство способствует его приближению.

В советское время мы видели бесконечное насилие над чувствами верующих, постоянное надругательство над святынями. И сейчас, в другой обстановке, под предлогом «искусства», вновь оскорбляются христианские святыни. По существу, это уже есть подготовка гонения на Церковь в начальной стадии. Православные христиане требуют уважения к религии и к чувствам верующих.

Не берусь судить поступок Дмитрия Цорионова, ему даст оценку священноначалие, но хочу отметить очень прискорбный факт, что выставка в Манеже носит явно провокационный характер и направлена на раскол и конфликт буквально всех слоев нашего общества. Такие мероприятия ведут русский народ к духовной гибели.

Игумен Сергий (Рыбко),
настоятель храма преподобного Сергия Радонежского в Бибиреве

Все правильно сделали. Если бы мне духу хватило, я бы присоединился к Энтео. Я не всегда согласен с его действиями, но в этом случае полностью его поддерживаю. Сколько можно плевать в душу верующему человеку?! Мы можем и ответить. Pussy Riot, с действиями которых сравнивают акцию Энтео, изначально имели своей целью прославиться. Энтео не хотел прославиться, его просто возмутило отношение к православию: эротические мотивы и Христос несовместимы. Современное искусство должно иметь границы, через которые нельзя переступать.
События в «Манеже» не должны вызывать у общества агрессию по отношению к верующим. Один святой ходил по улицам голым, а ему говорили: «Отче, ты же соблазняешь народ!». И он отвечал: «Кто хочет соблазняться, пускай соблазняется, а кто хочет назидаться — пускай назидается».

Протоиерей Александр Пелин,
член Общественной Палаты Российской Федерации, настоятеля Сампсониевского Собора в Санкт-Петербурге

Если бы устроители позволили себе нечто подобное по отношению к другим традиционным религиям, они бы получили, как думается, гораздо худшие проблемы. Причем еще раз хочу подчеркнуть, что я за абсолютную свободу творчества. Но не все, что «сотворено», достойно публичного показа и воспроизведения. Вот в чем, собственно, проблема. Вспомните, что получилось после публикаций карикатур в журнале Charlie Hebdo. А на христианство, как самую «терпимую» религию можно, по мысли организаторов выставки, всегда плюнуть. (Художника тут трогать не надо, его давно нет и неизвестно, хотел бы он выставлять на всеобщее обозрение свои, мягко говоря, творческие эксперименты). Потому поддерживаю действия Дмитрия и православных активистов.

Иерей Георгий Рощупкин,
клирик Воскресенско-Германовского Собора г.Ульяновска

Государство в лице чиновников и законодателей, которые позволяют на государственном уровне проводить подобные «выставки», само спровоцировало действия православных христиан. Нам постоянно  говорят о том, что православных христиан в России подавляющее большинство, следовательно, для этого подавляющего большинства глумление над Образом Христа есть не что иное, как личное оскорбление. Следовательно, когда государство позволяет проводить подобные мерзкие показы, да еще в столице, когда  чиновники дают разрешение на такие показы, а депутаты в Думе не принимают законы, запрещающие подобные показы, тем самым они своими действиями либо бездействием противопоставляют себя большинству граждан в лице православных христиан! Что же касается самих действий христиан во главе Дмитрием Цорионовым, то мне тяжело судить, правильно ли он поступил или нет. Может, они предприняли не все меры, чтобы мирным способом прекратить это мерзкое действо. А может, другой возможности уже и не было. К сожалению, подобные действия позволили сделать более известной эту выставку. Но в любом случае, христианам нельзя молчать, когда нас ставят перед выбором. Иначе, какие мы христиане?!

Протоиерей Александр Шаргунов,
настоятель московского Храма святителя Николая в Пыжах, глава Комитета «За нравственное возрождение Отечества»

Кощунство оно есть кощунство со стороны организаторов. Я не понимаю, что плохого сделали православные активисты?! Они ничего не разбили, не сломали, они только изобразили протест, возмущение, гнев. К сожалению, в нашей стране кощунство становится нормой, постоянно повторяется. Это происходит в стране, где совсем недавно были небывалые гонения на Церковь, где было поругание христианских святынь, взрывались храмы, осквернялись икон, тысячи и сотни тысяч убиенных священников. Это все рядом, в одной плоскости, в одном контексте находится. А то, что случилось в Храме Христа Спасителя, где были прославлены новомученики и исповедники российские, происходили кощунства, танцы. А до этого известный кощунник публично призывал разрывать иконы. Когда было строительство ХХС, какой-то художник вышел с плакатом «распни Христа» и так далее. А все это происходит с пропагандой самых низменных грехов как нормы через СМИ и не только через них. Общее у врагов Церкви — уничтожить Святое, а когда народ в таком состоянии, в каком пребывает сейчас, его можно как скот гнать куда угодно, в том числе и на собственную бойню.

Как живой человек может  реагировать на кощунство?! По-моему, каждому человек понятно, что если оскорбляют родную мать публично, что нужно делать.

А если посадят православных активистов, Димитрия Энтео и других, хотят до 6 лет им дать?

— Так оно и понятно. Что такое 6 лет?! Раньше власть сажала на 10 лет, что означало пожизненное заключение, и расстреливала  в свое время, только за то, что они были православными. Это наследники тех же самых людей, под видом якобы соблюдения свободы они уничтожают свободу. Только одна видимость. С одной стороны, восстанавливаются храмы и монастыри, а с другой стороны, идет война против Церкви, против нравственных принципов, которые Церковь исповедует, против заповедей Божьих. Наверное, в этом контексте надо всё и рассматривать.

То есть это первая ласточка, сейчас будут давать 6 лет, а потом убивать?

— Конечно, конечно, именно так, а по-другому невозможно представить. Знаете, сколько убиенных за последние годы священников, детей, девиц и так далее?! И это не вызывает ужасов в обществе. Постепенно людей приучают к этому как к нормальному явлению, печально, конечно, что такая реакция на это.

Отец Николай Лавренов: «Дмитрий Энтео не нарушал закон, а защищал его»

На вопросы издания «Православный Взгляд» отвечал диакон Николай Лавренов, клирик храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове, который был секундантом Дмитрия Энтео на передаче «Поединок» у Владимира Соловьева

Что Вы можете сказать по поводу ситуации, которая происходит после пресечения православными активистами богохульства в Манеже?

— Если православных активистов посадят за их противодействие богохульству в Манеже, это будет не только позором для российской судебной системы, но и печальным показателем состояния всего общества.

Вообще, с самого начала в СМИ все было передернуто и подано в неправильно свете. О кощунстве никто не говорит, а из действий православных активистов сделали скандал, навесив ярлыки с оценочными суждениями: «погром», «уничтожение произведений искусства». И этот поток лживой информации убедил православное сообщество в абсолютной виновности участников движения «Божья Воля».

Активистов выставляют провокаторами, а на самом деле провокаторы — это организаторы выставки, которые прекрасно понимают, что перешли границу допустимого, оскорбив главные священные символы христиан. И хотя многие справедливо замечают, что мы живем в светском государстве, известно, что восемьдесят процентов населения официально считают себя христианами и считают поруганные христианские символы своими святынями.

Понятно, что среди них есть разные люди, церковные и не церковные, но для меня совершенно непонятно, почему люди, считающие христианские ценности своими, в большинстве своем промолчали. Я рад, что среди верующих нашлись активные люди, которые пришли и своими решительными действиями привлекли внимание общества к проблеме публичного глумления над христианскими символами, не причинив никакого ущерба (был всего лишь решительный протест с их стороны, что видно на видеозаписи).

На заявления граждан против кощунства никакой реакции не было. Моя жена подавала заявление в полицию, но никакого ответа не пришло. Как я понимаю, кроме неё ещё много людей подавали заявления против богохульства на выставке, но никакого ответа не последовало, причём выставка шла своим чередом, кощунство продолжалось. Вывод один: богохульники хотят, чтобы христиане молчали: «Мы над вами будем глумиться как хотим, под видом искусства будем выставлять кощунства, богохульства, а вы все молчите и не вмешивайтесь».

Какие ваши впечатления от участия в программе «Поединок» Соловьева? Вам не кажется, что после участия в программе Соловьева на Дмитрия Энтео завели уголовное дело?

—Прощупали общественное мнение, позицию Церкви, заступятся ли верующие за Дмитрия или отрекутся от него. Некоторые, например Александр Гезалов, даже требуют посадить Дмитрия и собирают подписи против него.
Не раз звучали сравнения «Божьей Воли» с группой с неприличным названием, совершившей панк-молебен в ХХС: «Раз кощунницы из ХХС получили сроки, то и он должен получить срок», — говорят они. Причем, как они думают, Энтео надо посадить, чтобы не было двойных стандартов, как будто бы это явление одного порядка — кощунство в ХХС и протест против богохульства на территории выставочного зала.

Храм и выставочный зал — принципиально разные вещи. Если Храм это место сакральное, место верующих людей, посвященное Богу, то музейное пространство — общественная площадка, и я как раз считаю, что двойным стандартом было бы посадить Димитрия. Если кощунство на территории Храма было расценено как преступление против общества, против мира в нашем обществе, то почему кощунство вне стен Храма является какой-то безобидной выходкой?! Публичное кощунство вне Храма также является преступлением. И если закон нас не защищает, то найдутся христиане, которые сами встанут на защиту своих святынь, и таких примеров в истории Церкви много. Кощунницы в ХХС нарушили закон, а Дмитрий Энтео в Манеже защищал закон – разница принципиальна.

Во время передачи и помимо нее происходят постоянные нападки на название организации «Божья Воля» что со стороны Соловьева, что со стороны о. Александра Агейкина, что со стороны диакона Андрея Кураева, примерно в таком духе: «Какая наглость так назваться! Человек много на себя берет, это такая гордость!». То есть вместо поступка начинают обсуждать название организации, личность Димитрия. Я могу сказать, что «Божья Воля» — совершенно нормальное название для христиан. Люди в названии отражают свои идеалы. Таким же образом можно любого Ивана поймать и сказать: «Ты Иоанн?! Ты действительно Божья благодать, не много ли на себя берешь?! А ну ка смени имя, ты не достоин иметь такое имя, называйся грешником, грешник тебе имя». Например, Феофил — значит, «Любящий Бога». Может ли человек с таким именем сказать, что он поистине любит Бога той любовью, которая в описана у Апостола Павла?! Или, например, Николай — победитель народов. «Ты действительно победитель народов?!». Или Владимир — «владеющий миром». «Ты что, как ты имеешь право им называться?!».

В именах и названиях мы выражаем свои идеалы и стремления. Так что придираться к названию «Божья Воля» можно тогда, когда не осталось совершенно никаких аргументов. Если человеку нечего сказать по существу, он начинает переходить на личности. По существу, у Димитрия очень твёрдая, хорошая, крепкая позиция, её сложно расшатать. И начинают «А чего ты Энтео? Божественный Свет? Ишь как назвался» или «а чего это «Божья Воля»? А у нас светское государство».
Проханов, отстаивая сталинизм с человеческим лицом, встав на сторону кощунников, вновь доказал, что возврат к сталинизму – это путь назад к поруганию святынь, гонениям на верующих, попранию прав и свобод человека. Для «православных» коммунистов религия по-прежнему – опиум для народа. Пока им нужны голоса верующих избирателей, они говорят о том, какую важную и нужную задачу выполняет церковь в государстве: поддерживает человека в тяжелых обстоятельствах, проводит социальную работу. И уже в этих речах видим слегка прикрытое истинное отношение: церковь – служанка государства, и то на время. Уста их паче елеа, и та суть стрелы.

У Соловьева, отца Александра и экспертов со стороны Проханова была совершенно какая-то предательская позиция. Ну Соловьев ладно, он не наш собрат по вере. Тем более удивительно, когда он постоянно подчеркивает, что хотя он иудей, его очень беспокоит то, что Димитрий портит репутацию православной Церкви и компрометирует православие. Этакий печальник и молитвенник о Православной Церкви и Её судьбе в России.

Лично для меня церковь скорее компрометирует позиция отца Александра на этой передаче. Мне ближе Димитрий, чем О. Александр. Мне непонятно преследование Дмитрия со стороны православных, почему никто не заступается? Конечно, поступить можно было по-разному. Я не согласен с позицией Димитрия, что каждый христианин должен поступать как он. Нет, люди разные и христиане все разные. Знаю христиан, подавших заявления, которые отстаивали свои права в полиции. Можно по-разному было поступить. Просто вопрос в том, из каких побуждений это сделано. Диму обвиняют, что он ищет пустой и легкой славы. Но на самом деле судить сердце человека может только Бог.

Один и тот же поступок в зависимости от внутренней мотивации имеет разную оценку. Ну, например, милостыня – дело доброе, хорошее, но кто-то милостыню дал во славу Божию, а кто-то дал, чтобы покрасоваться перед людьми. Одно и то же доброе дело, совершенное с разным умыслом, по-разному оценивается в глазах Божиих. Но мы то не знаем, с каким умыслом человек это делал. Если человек защищал от поругания изображение Господа, то вопрос что им двигало. Я, как христианин придерживаюсь позиции презумпции невиновности. Я буду лучше думать о человеке хорошо, чем плохо, чтобы не осудить невиновного. Соответственно я считаю, что Димитрий был движим, как и он говорит, христианской совестью. Он не мог пройти мимо и поступил, как поступил. Если бы он прошел мимо, совесть бы обличила его, сказав «ты струсил».

Если будут оскорблять Христа и святых при христианах, какой-то христианин услышит и пройдёт мимо со словами «прости их Боже, не ведают что творят», и он будет прав, поступив по совести. А кто-то просто возьмет и по морде даст, и тоже будет прав, если поступил по совести. И христиане бывают разные. Мы разные видим примеры поведения и в житиях святых. Богохульники и кощунники должны понимать, что христианство не всегда подставляет вторую щеку, и, воздвигая хулу на Господа, можно нарваться не только на христианина, который в данный момент с тщеславием борется, и старается смирение стяжать, но можно нарваться и на такого ревнителя, который прямо сейчас вступится за Господа силой. У Златоуста есть слова, что кощунники и богохульники должны бояться христиан, они должны осматриваться по сторонам, оглядываться, прежде чем что-то такое сделать, не услышит ли их христианин.

Для христиан законы Божии превыше законов человеческих, и быть судимым за исповедание веры, за защиту святынь – награда и честь. Дима никакого вреда не получит, наоборот он получит награду о которой многие мечтают. Многие из нас, читают жития святых, новомучеников и исповедников российских. Мы вдохновляемся их подвигами, но думаем, что сейчас время не то, сейчас невозможно пострадать за Христа. Когда громили храмы, крушили иконы, многие верующие, защищая святыни, шли на смерть, в лагеря. А сейчас такого нет, как нам кажется. И вот, Дмитрию выпала такая возможность удивительная, когда открыто множество храмов, можно свободно проповедовать Христа, и вот в это, возможно самое благоприятное время для Церкви, быть судимым за защиту святынь, — это награда такая от Бога.

Если посадят активистов, что это может для нас значить?

— Это безумие мира. Господь наш распятый на Кресте был публично предан на поругание в центре Москвы, и нашелся человек, который попытался остановить это преступление. Ведь кощунство — это не преступление против Бога, Бог действительно поругаем не бывает, это преступление против всего общества. Дмитрий противодействовал этому преступлению и остановил его настолько, насколько это было в его силах. Он не мог сделать личный звонок министру культуры, он не мог воспользоваться другими средствами, он не смог остановить выставку по заявлению в полицию, потому что закон не работает. И он сделал то, что сделал. И он за это садится в тюрьму. Это безумие, настоящее безумие. Мы, христиане, все должны встать на защиту Димы в данном случае. Хорошо было бы всеми приходами туда выйти на Манежую. Например, там было богохульное изображение великомученицы Параскевы Пятницы, неужели прихожан храма этой святой ничего не возмущает?

Сможете ли вы поддержать Димитрия 22 сентября?

— Да, если жив буду и будет Воля Божия, обязательно поддержу. Знаете, когда одних христиан вели на суды и на мучения, и на смерть, то другие христиане, которые были рядом, выходили вперед и говорили: «А что вы только их судите? Я тоже христианин, судите и меня». В этой ситуации мне кажется, мы можем прийти туда и сказать, что и мы христиане, и мы поддерживаем наших собратьев, судите и нас тоже. Вы же не его одного судите, вы судите реально всех православных, кто его позицию разделяет.

Если Димитрия посадят, а кощунники останутся на свободе, это будет прецедент, после которого наше общество реально изменится. Проиграем битву за Манеж, – и любая активность православных в обществе будет под угрозой.

Сейчас у церкви такая странная выжидательная позиция: а как общество отнесется, а как правоохранительные органы отнесутся. Я имею ввиду под словом Церковь не иерархию, а вообще христиан. Все как-то ждут, а чем дело кончится. Вместо того, чтобы реально деятельно поддержать Димитрия, выступить против кощунств, добиться наказания людям которые это совершили.

Ведь был человек, реальный человек, не какая-то корпорация теневая, это не какие-то абстрактные масоны или еврейский заговор. Это конкретные люди, конкретные личности. Есть человек, который отвечает за выставочный зал Манеж, узнать его и предъявить обвинения. Выяснить заказчика, который оплатил выставку. Кроме Сидура был современный художник, выставивший свои работы 2014 года, изображающие в издевательском виде главу Иоанна Крестителя. Димитрий, как и все честные люди, выступает в интернете и в общественных местах, не скрывая своего имени. Почему этот художник, который реально нарушает закон, провоцируя верующих на конфликт, скрывает свое имя, прячась под псевдонимом? Конкретные люди должны отвечать за конкретные поступки. Провокаторы должны быть наказаны.

Комментарии

08.01.2016 - 19:47 :

Судя по тому, что слышал на радио, это было подготовлено с учётом предыдущей акции, когда казак испортил выставку. Предвидели реакцию, и спланировали свои действия. Напрашивается сбор подписей по храмам, ведь была и есть такая практика.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+