Братство "Радонеж" Группа СМИ «Радонеж» Контакты

Текстовые версии передач

Все материалы

Зачем нужна «Скорая помощь» около источников при погружении верующих на Крещение?

22.01.2016 11:10

Зачем нужна «Скорая помощь» около источников при погружении верующих на Крещение?

 

о.Елеазар: Сегодня хотелось бы поговорить на приземленную, но важную тему – Новый Год. Перед многими семьями, особенно теми, где живут вместе люди верующие и неверующие, каждый год встает дилемма: что делать? Идет пост, вроде никакого времени для веселья нет, с другой стороны - родным, которые в церковь не ходят, тяжело понять, почему нельзя праздновать Новый Год. Как православному христианину выйти из подобной ситуации? И как Вы справляете Новый год?

о.Амвросий: Всех поздравляем с Новым годом! У Бога нет времени. У Него один день как тысяча лет и тысяча лет как один день. Прошлый понедельник мы говорили о том, что надо жить по воле Божьей, потому что беды могут прийти и для богатых людей, и для бедных, для сильных и слабых. Как себя надо вести? Надо благодарить Бога.

Господь всеми управляет. Мы, конечно, здесь многого не можем понять. А когда наша душа выйдет из тела - мы увидим, как Благой, любящий нас Отец - Господь мудрым, порой скорбным путем приводит людей в Свои обители. Потому что наша жизнь очень коротка. Мы здесь только готовимся в тот мир. Поэтому мы должны предаться в руки Божии и благодарить Бога, и радоваться. Поскольку ты мне задал вопрос: как надо проводить Новый год - отвечу. Я знаю одних благочестивых людей, они на Новый год договорились, в 23:30 собрались на подворье в мужском монастыре, и в 24 часа началась Литургия. Литургия - это благодарение Богу. Приехали потом домой, телевизор не смотрели, попили чаю и легли спать. Самое интересное - поскольку это на подворье, там установили елочку. Там был котик, он так радовался елке, забирается на нее и лапкой игрушки ловит. Елочка бывает поставлена на Новый год и стоит до Крещения. Рождество - это детский праздник. Рождение Христа - это Бог, пришедший во плоти, принес нам закон. Люди злые предали Его смерти, а Он нам дал полную свободу и закон, как нам спастись.

- Как можно молиться за человека, который мусульманин и имя по паспорту у него Марс? И еще - оптинские старцы говорили: если не можешь поститься - читай Иисусову молитву, и будет тебе приобретение духовное.

о. Амвросий: Православные люди всегда находят выход и соблюдают пост. Нарушать нельзя.

А молиться за человека с неправославным именем… Патриарх Кирилл в других странах, особенно в Греции, в Румынии, там странные имена, допустим, есть имя Джина, он сказал, что можно поминать всех.

о. Елеазар: Ну, они же православные!

о.Амвросий: А если он мусульманин – за него молиться только дома, так как они некрещеные.

- Я была лично у Вас в монастыре. У меня были грехи, я в них каялась, и 15 лет у меня их нет уже. Вы меня обличили. Вы меня вразумите, я что, нераскаянная жила, ведь я же и причащалась все эти годы?

о.Амвросий: Когда мы идем на исповедь, мы всегда должны обличить свою гордыню, сказать самый постыдный грех. Если мы в этих грехах каялись, верьте, что Господь простил. Был такой один архимандрит. К нему обратился один человек и говорит, что он каялся в этих грехах и верит, что его Господь не простил. Батюшка ему говорит, что если ты веришь, то не простил. Если священник прочитал над тобой разрешительную молитву - надо верить, что Бог простил. А то, что Вы раньше каялись, если батюшка вас спросил - Вы только Господа благодарите да радуйтесь, что Господь дал вам такую возможность еще раз обличить себя перед Ним.

о.Елеазар: Батюшка, расскажите, как в монастыре у нас справляют Рождество?

о.Амвросий: Там же в 0 часов служба, к утру она кончается. Все идут отдыхать. А вечером в 4 часа начинается служба, к 6 она заканчивается. Потом собирается много детей, и бывает концерт, евангельское представление для детей. И овцы, детишки в костюмах, пастух, Ирод на троне, волхвы. И дети с жаждой смотрят. Когда это все кончается, потом собираются все наши матушки, уже мирских никого нет. На елочке висят поучения Святых Отцов, и каждый их срывает, начиная с игуменьи, благочинной, эконома и далее - все подряд, по старшинству, потом послушницы. Если я нахожу нужным, после поздравления кого-то, я могу об этом человеке что-то сказать, на пользу всем. И проходит, может быть, час. Так же мы говорим слово утешения, что человек в рай не может войти, для примера: любой человек, который желает заниматься спортом - приходит в секцию, он бывает новичок, ничего не знает. Но когда тренируется, постепенно знакомится с этим спортом, постепенно получает разряд, бывает, что становится чемпионом города, области, а может быть, даже страны, Европы. Так же точно и духовно, когда человек первый раз приходит в храм, он не знает, как креститься, где встать, где свечку поставить. Но потом постепенно всему научается. А потом приходит время, когда душа заболела, совесть обличает. Приходит на исповедь, кается. Бога за все благодарит. И постепенно человек духовно растет. Для чего? Потому что Господь сказал, что в Царство Небесное никто нечистый не войдет. Туда только входят чистые и святые. Поэтому мы здесь только готовимся в тот духовный мир. Как-то один старец шел и видит - старичок седой в огороде тяпочкой обрабатывает землю. Он говорит: «Старец, что Вы делаете?». Тот говорит: «Я исповедую огородик свой». – «Как?». – «А так - камешки выбрасываю, потом тернии, которые заглушают, то, что посажу, колючки убираю, так как огурчики-помидорчики сажаю. А если убирать это все не буду, мои огурчики будут кривые, желтые и непригодные для еды». А тогда прохожий сказал: «Да, действительно, чтобы в жизни все было хорошо, надо с души все камни снять, чтобы ничего нам в жизни не мешало, очистить свою душу от грязи, примириться со всеми, попросить прощения у всех, особенно у Бога, и жить со всеми в любви». И этот пример старичка вразумил прохожего, что огородик надо очищать от грязи, точно так же и душу.

о.Елеазар: Батюшка, сегодня будет Старый Новый Год, но тут уж можно отмечать его со всем православным размахом?

о.Амвросий: Нельзя никогда с размахом ничего делать.

о.Елеазар: Ну, я имею в виду с православным размахом.

о.Амвросий: И по - православному нельзя, надо держаться золотой серединки. Можно, допустим, выпить сухого вина. Я вот когда был в Молдавии, там меня познакомили с одним человеком - директором винного завода. Там где-то около 100 км под землей стоят бочки с вином. У него в доме налили мне красного вина, я рюмочку выпил, чувствую, что мое сердце застучало. Рядом матушки, спрашиваю: «Как у тебя?». Она говорит: «Сердце стучит». Я их спрашиваю: «Почему?». Они говорят: «У Вас, видимо, давление повышенное, вам тогда нельзя красное вино, надо белое сухое». Так что с размахом ничего нельзя делать. Если все православные, надо Господа поблагодарить за прошедший год и попросить благословения на этот год. Мы обычно так - читаем акафист «Слава Богу за всё», благодарим Бога. Но и самое главное - в новом году не грешить. Особенно теми грехами, которые у нас часто были.

 - Иногда примирение с другим человеком возможно только тогда, когда ты преступишь заповеди Божии. Я от этого уклоняюсь и нахожусь с этим человеком не в примирении. Правильно ли я поступаю?

 

о.Амвросий: Насчет примирения скажу так. В одном монастыре два послушника поспорили между собой. И один попросил прощения, а второй промолчал, ничего не сказал. Он обратился к старцу: «Отче, я дважды у него просил прощения, а он меня не прощает». Старец ему говорит: «Значит, Господь видит, что в твоем сердце ты полностью не простил его, а имеешь что-то на него. Постарайся попросить прощения от сердца, чтобы ничего не оставалось». Ну и тогда он решил пойти еще раз просить прощения. А тот сам пришел к нему, упал в ноги и говорит: «Прости меня, брат, я виноват».

Бывают такие случаи, когда какая-то неприятность, мы просим у ближнего прощения, ведь люди все разные и по-разному воспитаны. Но мы просим искренне. А тот не говорит, что Бог простит. Второй раз просит, третий. Если он ничего не отвечает и нас совесть не обличает, то и не надо просить у него прощения. Пусть он вразумится, за него помолиться надо. Я думаю так.

о.Елеазар: Батюшка, что еще можно рассказать о православных торжествах на Святках?

о.Амвросий: Поскольку пост был, то на святках не надо объедаться. От Рождества до Крещения - святые дни. В эти дни не венчают. Ну, и православные христиане готовятся к Крещению. У нас на подворье бензопилой прорезают лед, и все матушки ныряют с головой. И вот, одна матушка не стала нырять, потому что говорит, что «я боюсь - заболею». Все, кто нырнул, никто не заболел, а она заболела. Поэтому Крещение уже скоро будет, вода освящается по всему лицу Земли. Обычай есть такой, что все православные перед службой окунаются. Все довольны и рады.

- Когда нет согласия духа и тела, что нужно сделать?

о.Амвросий: Когда на душе тяжело, человек становится раздражительным, обидчивым, на лице мрак. Он не примиряется ни с кем. А когда человек исповедуется, благодать коснется его души - ему становится легко, радостно, и свободно. Так живут все православные люди.

Часто ко мне приходят и говорят: «Вот вступили в брак , пару месяцев пожили», и приходят просят благословения на развод. «Почему?» - спрашиваю. – «По характеру не сошлись». Конечно, на плоти далеко не уедешь. Когда православные люди ходят в церковь, молитвы читают, пост соблюдают, сознательно молятся в течение дня, Бога благодарят - у них на душе радость. И этих демонических мыслей они не принимают. Как-то я рассказывал: вот взять телефон мобильный, его можно поставить на подзарядку - и тогда он работает. А какой толк этот мобильник носить в кармане незаряженный? Просто для тяжести кармана? Вот так же человек православный - чтобы все было хорошо в общении с Богом и с ближними, надо приходить в храм как бы на подзарядку.

Ведь сверху купол имеет вид капли благодати. Во время службы благодать сходит на людей. Священник просит в алтаре за всех, кто в храме или путешествует, плавает. А то многие говорят: «я в душе верю». А в душе и бесы верят и трепещут, а в ад пойдут. Потому что широкие врата ведут в бездну. Конечно, надо постоянно ходить, поклончики делать, принуждать себя к добрым делам, молитвам, смирению, послушанию, терпению. Это необходимо.
- Понятно, что крещенскую воду мы берем все в храме, но еще и говорят, что вся вода бывает освящена - и которая из крана идет, и которая в неосвященной полынье, и в ручейке. Как правильно называть эту водичку?

о.Амвросий: Когда в храме освящают воду, она называется Великая Агиасма, по-гречески - святая вода. Православные берут ее домой, окропляют жилище и вокруг жилища, потому что где окропляется святой водой - демонические силы исчезают и не могут приносить зла людям. Ну а та вода, которая в реках, она тоже освящается. Я вот был в Сибири, там православные люди, а храмов нет. «А как же вы здесь живете?» - спросил их. Отвечают: «Бывает, когда приходит Крещение, и освящается вода в реке, мы набираем несколько трехлитровых банок, и они у нас стоят весь год, и мы людям раздаем». Так что это вода сохраняется. Это вода тоже святая. А в храме вода - Великая Агиасма.

о.Елеазар: Да, поэтому то, что совершается в таинстве благодати, невидимо. А молитвы мы совершаем видимо. И для нас имеет большое значение то, что мы не просто зачерпнули воду в реке, которая освящена, а что мы еще постояли.

о.Амвросий: Потрудились.

о.Елеазар: Потрудились, чтобы Господь именно на эту воду послал особую благодать.

- Как вы относитесь к молитве задержания?

о.Амвросий: Православные христиане, когда собираются вместе и о чем-то молятся - они просят Господа, а Господь говорил: «Где двое или трое соберутся во имя Мое, там и Я посреди них». Молиться всегда полезно. Молитва творит чудеса.

- Зачем нужна «Скорая помощь» около источников при погружении верующих на Крещение?

о.Амвросий: Некоторые говорят люди, неверующие, которые еще не пришли к Богу: «А зачем вы на храмах ставите громоотвод?». А мы говорим: «Мы не ставили, это пожарная команда сказала поставить, и поставили». Так что и здесь «Скорая помощь», если приехала - а вдруг кому-то плохо, то она поможет. Всякое бывает.

о.Елеазар: Есть два типа людей, которые приходят окунаться на прорубь. Первый тип людей – пришли с благоговением, с молитвой, отдавая себе отчет, что сейчас они окунаются в святую воду, ради православного обычая, для освящения тела, для укрепления духа. И окунаются. И второй тип людей - которые выпьют хорошо, совершенно не понимая, что они сейчас будут делать в воде. Идут с криками, с бутылками окунаться в прорубь. Естественно, кто-то поскользнется, а кто-то не увидит, что полынья уже затянулась льдом, и прыгает головой вперед. Естественно, кто-то начинает показывать, что он морж и долго плавает, и потом его уже синего вытаскивают из проруби. Это второй тип людей. И на них благодать, конечно, распространяется. Но они ведут себя, как сказано в Евангелии, «не искушай Господа Бога твоего». Христу же тоже дьявол сказал: «Сбросься с крыла храма, и ангелы тебя понесут». А Христос ответил: «Написано – не искушай Господа Бога Твоего». Поэтому «Скорая» увозит тех, кто пришли туда не для освящения, а просто ради забавы, покрасоваться.

о.Амвросий: Когда я был в Почаевской Лавре, там есть колодец, Иов Почаевский еще копал. И вот такой был момент, когда в 12 часов ночи пришли к колодцу братья, открыли его и увидели, что там какие-то звездочки летали, касались земли и вода сразу как вскипала. Господь освятил воду.

- Вечером в сочельник Богоявления вода такая же, как и на само Крещение? Великая Агиасма?

о.Амвросий: Да, конечно.

- А еще с прошлого года вода остается, как с ней поступать?

о.Амвросий: Ею можно цветы полить или допить, если немножко. Можно окропить дом, или долить новую в нее.

- Когда по телевизору показывают, как люди купаются на Крещение, на многих нет крестиков, это они их специально снимают, чтобы не потерять? Правильно купаться в крестике?

о.Амвросий: Матушка, в основном, если православный христианин принял крещение, священник надел на него крест, и без благословения священника нельзя снимать. И когда в баню идем или дома моемся, крест снимать нельзя. А тем паче, когда мы идем на Иордан купаться, освящаться.

о.Елеазар: Я даже знаю, батюшка, когда люди ложатся на операцию, и там нужно снимать крестик, так они пластырем к руке или к ноге клеят, без креста даже на операцию не идут.

- Пяточисленные молитвы, полезно ли читать мирянам, и если да, то в каких случаях?

о.Елеазар: Пяточисленные молитвы, если можно так сказать, это как рвение православной души. Есть у каждого христианина свое молитвенное правило. У некоторых духовники благословляют. Но все же, обычно пяточисленные молитвы не входят в молитвенное правило. Это просто человек молится и не может насытиться молитвой. Потом берет Псалтырь, читает - и не может насытиться. Потом берет пяточисленные молитвы и читает их. Молиться, как говорится, всегда пригодится.

о.Амвросий: Когда человек больной, у него отвращение к пище. Ему врачи говорят: «надо кушать», а он: «не могу». А так, когда человек душой больной, у него отвращение к молитве, к слову Божьему, к книгам святым, к Церкви. Эта душа больная. Поэтому надо стараться. Когда человек духовно выздоровеет, тогда ему все хочется. Как я однажды, с одной журналисткой общался, так она исповедовалась по-настоящему. У нее такая жажда была к молитве, к книгам! У нее везде книги были раскрыты, то к одной подойдет, то к другой.

- о. Амвросий, вот вы говорите о традиции, когда сейчас дети играют в театр, в Ирода. Это же всё лицедейство! Как вы смотрите с духовной точки зрения на это? Театр же был запрещен, потому что там перевоплощение идет, лицедейство. И Иоанн Златоуст запрещал…

Второй вопрос - прививается ли сейчас в монастыре частое причащение? Нам батюшка говорил, что еженедельное причащение - это шаг к прелести…

о.Елеазар: Как вы считаете, меняется ли суть от того, что играют на сцене - Рождество Христово или развратные, блудные сцены? По-вашему это одно и то же? Я считаю, что это разные вещи. Во-вторых, вы правильно сказали, что во времена Иоанна Златоуста запрещались театры. Почему? Потому что там была мерзость, то же самое, что сейчас в развратных фильмах. Только там все это было на сцене, вживую. Когда мы для детей делаем сценки о Рождестве Спасителя, то образы яркие, живые, они у них вкладываются в память на всю их жизнь. И то тепло душевное, которое они уносят из храма, они проносят его через всю свою жизнь. И кто знает, какая судьба будет у этих детей, может, кто-то отойдет от церкви, но будет наступать Рождество каждый год - и душа его будет согреваться памятью о тех образах, которые он увидел в храме. Другое дело - Вас, наверное, смутило, что это происходит в храме? Но дело в том, что многие приходы не располагают дополнительными зданиями, в которых можно было бы проводить такие спектакли. Проводится это с благословения архиереев, не просто так. Все сугубо в рамках православного благочестия. И очень большую пользу приносит детям и взрослым тоже.

Второй вопрос - о частом причащении.

о.Амвросий: Ну, здесь на усмотрение духовника.

о.Елеазар: Батюшка, Вы мне благословили готовить проповедь в прошлое воскресение, я как раз об этом проповедь готовил.

о.Амвросий: Я обычно говорю, что на Святой горе Афон, схимники, которые день и ночь прибывают в молитве, они причащаются раз в две недели. А недавно, перед Рождеством, ко мне приехала женщина из Москвы, ей лет 50. И говорит: «Батюшка, благословите меня причаститься». Я говорю: «Вы же пост не соблюдали?». – «Нет». Я говорю: «По апостольским правилам, кто не соблюдает посты, тот отлучается от Церкви». Она говорит: «Батюшка, я к Вам приехала, ради Христа благословите причаститься». И вот так бывает…

Был такой случай. Один подвижник жил в пустыне. И один монах увидел его, а тот стал от него убегать. Монах кричит: «Ради Христа остановись!». А он повернулся и говорит: «Ради Христа не остановлюсь».

о.Елеазар: Батюшка, а все же, когда я готовился к проповеди о причащении, тут нужна золотая середина, братья и сестры. В первые века христианства было непонятным, как можно прийти на службу и не причащаться, ты приглашен на Царскую Трапезу, пришел - и не ешь. Так зачем ты тогда пришел? Но тогда и люди были другие, и жили свято. А сегодня не так. И гонения были каждый день, можно было до утра не дожить. Сегодня христиане уже не те. Мы не такие. Однако и мы должны причащаться. Некоторые говорят: «часто причащаться не надо, а то в прелесть впадешь», а другие наоборот: «надо причащаться чем чаще, тем лучше». Тут нужна золотая середина.

о.Амвросий: Игнатий Брянчанинов говорит: если человек считает, что он не в прелести, он уже в прелести. Не в прелести только тот человек, который достиг совершенства. И причастие - на усмотрение духовников, как они благословят, так и надо причащаться.

Слово утешения:

Повторю слова народной мудрости: «Потерял богатство – ничего не потерял, потерял здоровье – половину потерял, потерял веру в Бога – все потерял! Нашел Бога - нашел всё!».

Другие статьи автора

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]