Перейти к основному содержанию

15:28 25.04.2024

Зачем нужен духовник? В эфире архимандрит Мельхиседек, настоятель храма Петра и Павла в Ясенево - подворья Свято-Введенской Оптиной пустыни. Ведущий Леонид Апрельский.

31.10.2013 07:31:37

Добрый вечер, дорогие радиослушатели! В прямом эфире постоянный автор радио «Радонеж» архимандрит Мельхиседек, настоятель храма Петра и Павла в Ясенево-подворья Свято-Введенской Оптиной  пустыни.

И беседовать с ним буду я, Леонид Апрельский.

-Добрый вечер, Леонид. Добрый вечер, дорогие слушатели радиостанции «Радонеж».

-И первый вопрос к вам, он может показаться немного банальным.

Звучит он так. Сегодня каждый воцерковленный человек может спокойно читать святых отцов, читать Евангелие, упражняться в духовной жизни.

И, естественно, хотелось бы у вас спросить: зачем нужен духовник?

Зачем нужно духовничество, если каждый может спокойно изучать Предание, Писание у себя дома?

-Очень интересный вопрос. На самом деле наболевший и основополагающий, актуальный вопрос для нашей повседневной жизни. Особенно для тех людей, которые ревнуют о спасении своей души. Попытаюсь ответить.

Духовный отец нужен, прежде всего, для того, чтобы помочь идти путем спасения. Потому что это самое главное в нашей жизни. И было бы слишком наивно полагать, что человек сам себя может исцелить, и сам себя вытащить из болота.

Эта та наивность, присущая людям, которые думают, что они все знают, во всем разбираются. Сами готовы себе поставить диагноз и сами себя готовы лечить.

Это иллюзия и заблуждение гордости. И преподобный святитель Феофан Затворник пишет: «Как новорожденному дитяти нельзя жить без матери, которая печется о нем, лелеет его, так и новорожденным в духе и обратившимся существенно нужны на первый раз пестун и пестунство.  Руководитель и руководство». Эти слова нам подсказывают о сути духовных отношений между духовником и теми людьми, которые к нему обращаются.

Многие из вас, которые учились в высших учебных заведениях, знают, что без руководителя сложно написать работу, почти невозможно. И если мы приходим к врачу, даже если мы сами прочитали и сами залезли в интернет и посмотрели, очень тяжело самим себе установить диагноз. Для этого существует врачебная специальность, кстати, одна из немногих, образование по которой не бывает заочно.  Все медицинские образования даются  только очно, и учатся не как все, 5 лет, а 7. Для того, чтобы потом допустить до врачебной практики. Потому что это чрезвычайно ответственная специальность.

И человек, почувствовавший в себе ту или иную болезнь, прекрасно понимает, что в первую очередь надо установить диагноз. Поставить и предложить правильное лечение, и мало того, наблюдать за этим лечением и делать из этого выводы. Помогает- не помогает, действует- не действует.

Так и в духовной жизни, для кого нужен духовник? Для того, кто на самом деле уразумел и понял, что он далек от евангельских заповедей.

У кого все хорошо? Кто ничего не делает. Тот, кто не смотрит в Евангелие как зеркало. Человек думает, что я просто хороший человек-и достаточно.

Но мало быть просто хорошими людьми.

Нам об этом  апостол Павел говорит: Воля Божия во Христе Иисусе, святость ваша. Будьте святы, как свят Господь Бог ваш.

И поэтому это и есть наша конечная цель. И когда человек хочет пойти евангельским путем он спрашивает у людей, которые что- то в этом понимают, что-то в этом направлении делают.

 

Которые сами попали в те или иные обстоятельства жизненных приключений, которые знают из этого выход.

Нужен духовник, который, как говорил еще святитель Феофан Затворник Вышенский, есть руководитель,  столб на дороге. То- есть тот, кто указывает направление на развилках и распутьях.

Кстати, когда мы водим машину, наивный человек думает: я сам во всем разберусь. Надо смотреть не только в навигатор, но и на указатели. Не просто сказать: я эту дорогу знаю.

Самые безопасные, сколько раз я сам на своем личном опыте убеждался, когда не работает навигатор, даже если он и работает и часто девушка, которая там сидит, указывает путь, направление, она тоже иногда врет, не успевает реагировать, куда нам поворачивать.

Поэтому лучше переспрашивать, когда мы оказываемся в незнакомой местности и спросить, чем уехать куда-то и потратить время на возвращение.

И вот святитель Феофан говорит: Руководитель- столб на дороге.

А дорогу проходить надо всякому самому. И тоже смотреть под ноги и по сторонам. Чтобы не заблудиться, чтобы не упасть. Но если ты не будешь соблюдать, что говорит духовник, то ты возле этого столба так можешь и сгнить, не сделав ни шагу вперед. Указания есть, советы есть, а движение у человека свое, и путь и прохождение этого евангельского пути остается за человеком. А духовник- указатель этого пути. И тому, кто хочет идти этим путем, нужен этот указатель. Нужно руководство, нужен совет. Потому что лучше жить по совету, чем по своей воле.

Самому себе говоря: своя воля и учит, и мучит.

Сначала помучит, потом чему-нибудь научит.

 

 

Я о людях, которые не слышат и не слушают совета старших, то есть своих духовников, приходских священников, об этих людях, которые живут по правилу: делаю, что хочу. Он об этих людях говорил: у них обычай бычий, а ум телячий.

У нас звонок.

-Добрый вечер, отец Мельхиседек! С почтением, Алексей Кириллович.

Позвольте один вопрос. Главная цель нашей жизни -стяжать благодать Духа  святаго. Так завещал преподобный Серафим, свой опыт стремясь передать. Скажете: хорошо, если духовник стяжает благодать Духа святаго. Мне такие попадались редко. Скажите, пожалуйста, каковы признаки такого духовника, который стяжает благодать Духа святаго и способен обучить ближнего этому качеству, которое весьма важно? Потому что мне представляется, что православный должен стремиться к этому состоянию. И если у него нет духовника, то он без ориентира. Как вы считаете?

-Ну, я с вами целиком и полностью согласен. Дело в том, что признак истинного пастыря и истинного духовничества- это, прежде всего, следование заповедям Христовым. Но дело в том, что мы все не совершенны, и у каждого человека есть те или иные недостатки в

жизни. Но мы же приходим к опытному врачу, например, стоматологу, и никто не интересуется, какие у него есть познания в той или иной области. Разбирается ли он в литературе, искусстве, прочих вещах.

Самое главное, чтобы он сделал профессионально свою работу.

Так и духовник, как говорил Иоанн Лествичник: Вы говорите и наставляете то, что вы знаете из Евангелия и из святых отцов.

 

 

 

Даже если сами не соответствуете этим евангельским заповедям.

Потому что говоря и назидая других, как жить по Христу, вы когда-нибудь сами устыдитесь своих слов и на самом деле начнете духовно жить. А духовные чада должны смотреть на пример своего духовника, если, дай Бог, есть такой духовник. Следуя тем советам, которые он прошел как опытный человек, который стремится идти по пути спасения.

Он опытно это знает, и свои ошибки, и как стяжать добродетели,

помня евангельские слова: уклонись от зла, твори благо.

И еще часто возникает такая полемика: нужны ли вообще советы, может, мы сами во всем разберемся, и прочее. Мы все люди XXI века.

Старец Никон оптинский нам об этом пишет и назидает.

Ведь духовный отец нужен для чего? Чтобы при помощи его не заблудно шествовать, а достигать Царства Небесного.

А для этого необходимо главным образом исполнять на деле наставления, советы и указания духовника. Жительство свое проводить благочестиво.

Не в том сила, чтобы часто бывать у отца духовного, а в том, чтобы его наставления исполнять, чтобы не быть бесплодными.

И я прошу вас: постарайтесь, чтобы не погибли мои убогие труды.

Вспоминается одна Патериковая история. Слышали об одном некоем старце, который подвизался и был исполнен, как говорили комментарии, благодати святаго Духа.  И именно этого искали подвижники благочестия во все времена и во всех народах. Один из таких учеников, ищущий спасения, приходит к старцу и говорит: Отче, скажи мне и наставь меня на путь спасения.

Он открывает псалтырь и читает:  «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых, и на пути грешных не ста, и на седалище губителей не седе». И начал продолжать псалом.

 

Старец ему говорит: подожди-подожди одну минуту.

Он остановился. Ученик развернулся и куда-то ушел.

Потом приходит через полгода и говорит:

- Отче, а каково продолжение того наставления, которое ты мне хотел дать?

-А я не понял, я же тебе начал читать первый стих из священного писания, блажен муж, и же не иде на совет нечестивых.

А куда же ты пошел?

Он говорит: А я , Отче, пошел исполнить то, что ты мне сказал.

Вот если бы мы так относились, казалось бы к простым словам, опытных священников, солидных духовников, которые есть на приходе.

Я вспоминаю свое детство, когда заболел каким то кожным заболеванием. Близкие обратились сначала к участковому врачу, участковый врач направил к районному кожнику. Районный кожник тоже долго мудрил- мудрил, так и не установил диагноз.

Но потом решили-, это было много лет назад- где то в центре к одному профессору записаться. Тогда это стоило 1 рубль 50 копеек, когда у нас была бесплатная медицина.

Мы обратились к этому профессору, я поднял рубашку и он говорит: мальчик, так у тебя обыкновенная чесотка. И прописал мазь, и прочее. И мы потом когда вышли из кабинета думаю, ничего себе, за три минуты работы 1.50 рубля мы должны были отдать профессору. И мы отдали с радостью, потому что чтобы потратить три минуты, человек учился всю жизнь.

И поэтому он сказал простое слово, установил диагноз и дал лечение.

Но это сказал профессор.

 

И это было на самом деле правильный был диагноз, лечение длилось всего неделю, и все потом благополучно прошло.

А без него они разобраться не могли.

Спрашивается, когда мы идем с доверием, и нам оптинские старцы советуют, чтобы мы, идя на исповедь или идя за советом, имея конкретный вопрос к священнику, молились о том, что бы Господь дал ему благодать рассуждения и разумения сказать нам полезное. А нам дал веру и волю исполнить услышанное и нам сказанное.

Потому что мы чаще всего в советах ищем то, что мы уже давным-давно сами решили, и нам надо только подтверждение нашего мнения, которое мы сами себе придумали. И вот ищем таких советчиков и духовников, которые нас гладили бы  только по шерсти.

Но такого мы вряд ли найдем.

Как старец Оптинский Амвросий писал: Ты, говорит, зря думаешь о том, что я тебя не люблю. Я тебя и ругаю постоянно, потому что тебя люблю. А мы думаем, что ничего себе, если нас ругают значит, нас не очень- то и любят.

Его конкретное слово: ты все толкуешь нелепицу, что мне тебя не жаль. Если бы так было, зачем бы я стал бранить тебя много раз.

Если бы было не так, я бы не любил тебя, зачем бы я стал бранить тебя много раз.

Вот и мы, бываем недовольны когда наше мнение не совпадает с мнением священника, духовника, с которым мы имеем отношения.

Поэтому часто идем путем ошибок, заблуждений, когда мы ищем только своей воли и своего хотения. То –есть,  устанавливаем сами себе диагноз и лечение.

 

 

 

У нас звонок.

-Батюшка, вот такая ситуация. В свое время особенно ни в старцев, ни в духовников не верил. Считал, что обычный, приходской священник, у которого  исповедуешься, он с этим со всем справится.

Господь сподобил духовного руководителя.

Руководитель старенький, он отошел ко Господу, и я, в частности, потерялся как бы. И ничего подобного найти не могу.

Как тут быть? Все ищут духовников на стороне далече, где то там.

Такой духоносный отец, старец. Вот что делать? На самом деле все открыто. Все батюшки доступны.

И вот еще, Господь мне дал такого, но я его ослушался. Что здесь делать? Я знаю, что он не съест, можно подойти попросить прощения.

Но как то очень неудобно. В этом случае, что вы посоветуете?

-Ну, во-первых, вы счастливый человек, что вы в своей жизни соприкоснулись с духоносным духовником и священником. Который наверняка вам алгоритм духовной жизни обрисовал, и путь обрисовал. Поэтому даже те краткие слова и наставления, общие рекомендации, относящиеся конкретно к вам, это тоже очень и очень дорого в своей жизни. Как мы в мире имеем счастье общаться с отцом Кириллом, с отцом Иоанном Крестьянкиным.

Эти встречи, они были не такие частые, но это было указание целого пути. Указание повседневной жизни, священнической жизни.

И поэтому,  хотя этих слов и этих наставлений было не так много, но они должны были исполняться жизнью.

И вы счастливый человек, что вы в своей жизни имели такого духовника. Вы сказали, что духовник почил, Царствия ему Небесного, поэтому и дети с родителями живут не всю жизнь. Когда то и родителям приходится рождаться в вечность и уходить на тот свет.

Кстати вот это выражение «на том свете». Какая же все-таки наша вера оптимистичная. Какая она мажорная, когда мы говорим

 « на том свете» или когда мы говорим «усопший».

А тот, кто уснул, тот проснется. То есть мы говорим «новопреставленный». Преставился- перед кем представился?

Перед Богом. Иногда в записках, когда родительские субботы, когда очень-очень много людей, порой не только прихожане, но и масса людей, которые редко ходят в храм, иногда пишут такие записки:

«новопереставленный». И это тоже не ошибка, потому что он был в одном месте, а переставился в другое, а быть не перестал.

Вот ваш духовник переставился в другое место. Что интересно, ведь эта связь реально существует. Мы в утренних и вечерних молитвах молимся за своих духовных отцов. Или здравствующих или почивших, и естественно они молятся о нас. А поискав духовника, того человека с которым вы имеете единодушие, единомыслие, как святитель  Феофан, затворник Вышенский  говорил:  «Духовное руководство-дело совести», пред кем раскрывается душа- к тому и идите. Видите, какое скорое и гладкое решение: к кому раскрывается душа. А на деле, может быть, встретите препятствия, тоже совестные и не малые.

И не перепрыгнешь, как ни разбегайся.

И вот мы в этом плане должны смотреть, если наша совесть, душа, раскрывается к тому или другому священнику, вот это уже много в нашей духовной жизни. И поэтому, поискав, всякий обрящет, но вы сказали, что имели в своей жизни духовника, духоносного человека, который имеет особое чувство, благодатную силу.

Кто то из святых отцов сказал: исполняй то, что знаешь и откроется то, чего не знаешь. Может, все в жизни главные моменты были сказаны, осталось только дело за вами. Исполнять то, что знаем и молиться о том, чтобы Господь дал эти духовные отношения.

Чтобы у священника было время, а у вас была вера и верность, потому что это вещи разные. Мы порой верим, но не бываем верны.

Верим, что Бог есть, верим, что Его слова живые, верим, что Его заповедь святая. А на деле часто бываем неверны, хотя и верим.

У нас звонок.

-Батюшка, вопрос такой. В Евангелии написано: еретика после первого  и второго обращения отвращайте. Я хотел узнать, как относиться?  Читаю, например, на сайте Отдела внешних церковных связей.  Там постоянная тема- встречи с католической церковью, к примеру. Но они как бы еретики. А почему с ними так часто встречаются? Написано же в Евангелии?

-Дело в том, что это Отдел внешних церковных связей. Речь не идет о совместной молитве и евхаристическом общении. Речь идет о тех проблемах, которые стоят перед церквами христианскими вообще. Давайте возьмем одну последнюю проблему. Это узаконивание однополых браков, которое началось с Франции и сейчас будет, как снежный ком, распространяться по всей Европе. Потому что это уже проявление в жизни служения от тех, которые так поступают и имеют такое мировоззрение. Вот спрашивается, если мы объединяемся, в общем, на свидетельстве своей христианской веры и Евангелия  с католиками или другими конфессиями, высказывая свое мнение совместное по этому поводу- это хорошо или плохо?

Здесь не идет речь об уступках в отношении веры.  Здесь идет единое служение- свидетельство всему заблудшему миру о евангельских ценностях. О правде Божьей.

Речь идет не о вере, а о неисполнении элементарных человеческих правил и образа жизни.

И мы, и католики, говорим: люди, вы в заблуждении, вы идете в болото, вы идете в погибель. И поэтому мы говорим, и они говорят, и чем больше будет голосов, тем лучше.

И поэтому это есть уже та совместная работа, которая объединяет, а не разъединяет. А речь не идет о том, чтобы мы объединялись, речь не идет о том, чт бы совместно служили и прочее.

Поэтому надо разделять литургическую жизнь наших церквей и социальное, общественное служение, которое в наших христианских ценностях, они у нас одни и те же. Так же как у нас одно Евангелие и один Христос. Когда речь уже будет идти о каком-то совместной жизни и прочее-и прочее, это дело, мы же сейчас конкретно не об этом ведем речь. Не об этом ведутся какие-то совместные переговоры, мероприятия, совместные встречи, совещания, то -есть речь совершенно не об этом. А речь идет о том, чтобы свидетельствовать о правде Божьей и евангельских ценностях всему миру, чтобы мир не заблудился в своем безумии, ставя уже свой разум и свои человеческие похоти во главу угла. Такую мнимую свободу,  о который преподобный Исаак Сирин сказал: дьявол даст людям такую свободу, когда они будут не покоряться воле Божьей и закону Божию. Такую он даст свободу, которая будет хуже всякого рабства.

Потому что всякий творящий грех есть раб греха.

А Христос пришел для того, чтобы нас сделать свободными.

Свободными от чего? От греха.

Как апостол Павел однажды сказал парадоксальную вещь, она особенно звучит на церковно-славянском языке, на церковно-славянском переводе с греческого языка. В русском переводе есть такие слова: если ты раб и имеешь возможность сделаться свободным, воспользуйся лучшим. А что значит «воспользуйся лучшим»?

Но, естественно, современный человеческий ум воспринимает: если  надо ты раб, то воспользоваться надо свободой.

А в церковно-славянском языке такие слова: «Если ты раб и имеешь свободу больше, поработи себя. Больше поработи себя.

Ибо раб есть свободный у Христа. И всякий свободный есть раб Христов». Оказывается, не страшно было для Апостола Павла физическое рабство, для него было страшнее рабство греху. И он говорит: всякий раб есть свободный у Христа. А сейчас люди хотят быть свободными от Бога, от заповедей Божьих и пути Божьего. Свободными от всякого человеческого образа.

А если люди перестают уподобляться образу Божьему, они теряют не только образ Божий, а образ человеческий.

И, в конце концов, говорит Федор Михайлович Достоевский: уподобляются образу звериному. А все это начинается с оставления образа Божьего. Не хотим быть рабами Божьими, теряем и человеческий облик и, в конце концов, становимся уже хуже зверей.

Федор Михайлович Достоевский.

У нас звонок.

-Батюшка, извините за косноязычие, мне хотелось бы сейчас высказаться по поводу вашего ответа на предыдущий вопрос. По поводу католиков.

Вы понимаете, все что вы объясняете это чистый альянс двух совершенно противоположных по духу ради борьбы с каким то общим врагом. Но это не очень хорошо. Я хочу сказать, что это просто синтетизм. Я читала по этому поводу очень много литературы.

-Ну, просто надо быть повнимательнее к ответам на вопрос.

Здесь мы не говорим об объединении веры, а о свидетельстве Евангелия и об общих истинах, которые у нас  одни.

И мнения по вызовам, которые сейчас современная безбожная Европа бросает христианству. Или когда наши братья христиане в мусульманских странах, в Сирии, в Ливане, в Египте, страдают от мусульманских революций, потрясений.

По этому поводу свидетельствует и православные, и христиане, и католики. Вы что, против того, чтобы высказывался этот голос в защиту христиан, которые страдают от мусульман?

Надо что, сказать:вы сами по себе, мы вас не хотим знать, вы нас не хотите знать? Надо, все таки, чуть-чуть пошире смотреть на эти вопросы, которые являются общими, а не искать разделений и споров о вере. Споры о вере не ведутся и речь об объединении не ведется.

-Скажите, отец Мельхиседек, а не стоит ли призывать западных христиан просто брать и бежать из Европы? От всех этих бесконечных мусульман, от гомосексуалистов, от американцев и от всего остального сюда к нам, в Россию? Здесь в православной, христианской стране воспитывать своих детей?

-Надо не бежать. Надо жить там, где привел Бог и делать то дело, которое должны делать. Например,  люди в Германии, немцы не хотели работать и запустили мигрантов-турок. Турки, как известно, мусульмане. Потом они сначала работали, потом выборы, потом в местные органы власти. А потом пошло-поехало, потом строительство мечетей до бесконечности. А потом уже появилось  неузнаваемое лицо сначала Германии, потом Франции. И люди должны сами это понимать.

Надо не бежать от этого, а наводить у себя порядок. Европа была христианской и должна оставаться христианской.

А если люди не хотят выполнять свой долг, не хотят работать, не хотят поддерживать Богом установленный порядок - получается то же самое, что получилось с Косово. Когда туда были переселены албанцы, сербов было 90%, а албанцев было 10%. Прошло 50-70 лет, вернее не 70, это было после ВОВ, сербов стало 10%, а албанцев 90%. Все, и потеряли Косово.

А что такое Косово? Это то же самое, что наш Владимир, Суздаль, Рязань, Куликово поле. То есть центральное, историческое ядро и сущность. И Сербия то же,  как то уже, центральные прилегающие к Москве области. Это наш, уже исторический центр, наше средоточие святынь, монастырей сосредоточившей всей нашей истории.

Но вернемся к нашей теме, которую мы ведем и начали.

Дело в том, что мы часто слышали, имея такое понятие, суждение о

тайне исповеди. И мы все думаем о том, что она должна быть со стороны священника. И это на самом деле так. Но это только одна сторона вопроса, и мы сейчас о ней упомянем как о тайне исповеди со стороны священника.

Вот что об этом говорит нам святитель Феофан затворник Вышинский: вы духовник, купите нож острый-острый. Положите у себя перед глазами и почаще посматривайте на него, приводя всегда на память закон: духовнику положено отсекать язык, если он откроет кому исповедуемые ему грехи. Или каким бы ни было намеком  дал догадаться о них. Я имею основание думать, духовники исполняют это, помня, какое от того зло, то- есть от того, что распространится мысль, что духовники нескромны, и исповеди пойдут неполные, а там и совсем прекратятся.

Этот совет святитель Феофан дает священникам, и это, безусловно, соблюдается в Русской православной церкви.

Но, к сожалению, возникает большая путаница от того, что православный народ не понимает, что таинство исповеди должно действовать с обеих сторон. И со стороны духовного чада должно бы так же соблюдаться таинство исповеди. Потому что разговор был конкретный и личный. Грех был твой личный. Если ты расскажешь о том, какой был твой грех, и как поступил с тобой твой духовник, то другой человек подумает: о, это так оказывается просто. А ему ничего за это и не было. А, может, это не так страшно? А священник поступил снисходительно так, чтобы не предать своего чада в руки дьявола.

Потому что Лествичник говорит: до грехопадения  дьявол представляет согрешившему или хотящему согрешить Бога человеколюбивым и милостивым. А после грехопадения представляет Бога неумолимым Судьей. В первом случае чтобы ввергнуть человека в расслабление и ввести его в грех. Бог все простит- шепчет дьявол на ухо каждому человеку,  щедр и милостив Господь. Долготерпелив и многомилостив.

А с другой стороны, когда человек совершит грех, шепчет в другое ухо: нет тебе прощения во веки. Для чего все это надо? Оступился в одном -ну, так давай и во все другое.

И поэтому, в том или другом конкретном случае, священник поступил так -то и так- то, дал тот или иной совет, дал ту или иную епитимью- это все должно остаться тайной между вами и вашим духовником.

И с епитимьей в этом случае старец Амвросий дает конкретный совет: ты вот про меня говорил другим. Что бы я тебе ни говорил, другим не передавай, а если будешь поступать по- своему, то ко мне и не приходи. То- есть, как важно содержать и хранить тайну исповеди с обеих сторон.

И еще такой духовный совет у нас остается, что вообще-то даже о том, кто духовник, не было принято распространяться, потому что очень часто мы слышали: а у меня духовник отец Рим, а у меня духовник отец Иван Крестьянкин.

 Я,  даже слышал: а у меня духовник-   Патриарх Алексей.

Один раз они были, один раз они услышали какой-то совет и наставление- и уже себя считали и мнили, что они духовные чада таких великих старцев. Хотя, может быть, и была какая-то одна кратковременная встреча. А того священника, который всю жизнь как районный участковый врач с ними занимался день и ночь- они его своим духовником не считали. А именно благодаря ему они что-то поняли в христианстве, они хоть как-то начали жить по Евангелию.

Не было принято говорить, кто духовник. Почему?

А из-за этого возникало много путаницы. Начиналось обсуждение: ой, а что-то слышал, что он то-то и то-то. Ой, а я про твоего слышал то-то и то-то. И этот резкий, а этот строгий. Ой, а вот этот вот помягче, а этот так себе, и получается духовная путаница, о которой старец Амвросий писал: хотя такой-то человек о твоем отце духовном говорит справедливо, что он человек многогрешный, но тебе

слушать это молча не должно.

Феодор Эдесский пишет: всякого хулящего твоего отца духовного заусти. То есть всякому такому заграждай уста. Пусть так толкует, где хочет  и с кем хочет. Но ты сего толковать перед собою не попускай.

Толкуйте где хотите, но передо мной неприлично это говорить, да и для вас самих это без душевного вреда и ответственности не обойдется.

Здесь святой дает такой совет: когда дьявол будет в тебе всевать подозрительные и недобрые мысли против своего духовника, вспомни о первом пути твоем. Вспомни о первой помощи тебе, благодаря кому ты встал на путь  истинный. На путь исправления, на путь евангельской жизни.

И мы должны не только по отношению к духовнику, но и по отношению ко всякому человеку тут же вспоминать заповедь Божию иметь зрение. Не зрение греха своего, а зрение греха ближнего своего.

Когда-то вдруг нам покажется, что мы что-то услышали или что-то увидели в ближних людях, надо включать добрый помысел, вспоминать евангельские слова: «Лицемер! Вынь прежде бревно из твоего глаза».

И вообще по отношению к каждому человеку,  не  только духовнику, мы должны иметь свежий взгляд адвокатский, а не взгляд прокурорский.

Взгляд прокурорский, мы должны иметь по отношению к самим себе. А по отношению к ближним  должны иметь взгляд адвокатский. Мы способны  оправдать любую свою оплошность, грех, помысел, беззаконие и бесчестие  . Свою ошибку всегда  хватит фантазии оправдать. Вот такую же фантазию и такое же творчество надо включать и в отношении тех людей, с которыми мы общаемся.

Потому что как тогда говорил апостол: явные грехи будут явны.

А если это временная ошибка или временное заблуждение, оно скоро пройдет. Как той порой у тебя не было настроения, поэтому ты вышел из себя, но это не значит, что ты псих и гневливый человек,  и когда-  то ляпнул не то слово, это не значит, что ты злой человек. Но вот так получилось.

 

И поэтому наша жизнь- как в патерике: упал-вставай, упал-вставай и так до последнего конца, до последнего момента. Вот так и нам надо двигаться по нашей жизни.

В отношении к людям все-таки, иметь строгий взгляд на их жизнь и на свою жизнь строгий взгляд. И на жизнь других людей, Бог им судья, каждый даст ответ перед Богом каждый уже сам за себя.

-Отец Мельхиседек, то, что вы говорите,  сразу создает массу вопросов.

И первый из них у меня такой.

После своего крещения или воцерковления, если человек был крещен в младенчестве несознательно, первые четыре года какой смысл имеет духовнику иметь с ним духовные разговоры? Ведь он еще совершенно ребенок в христианской вере?

-Дело в том, что в Священном Писании говорится: наставь юношу с детства, да не уклонится от пути своего в старости своей.

Вот именно в самом начале и надо уже нянчиться, и надо это все лепить. Иван Дорофеев приводит такой пример:

Посмотри на поле, вот, мы сейчас едем, бываем в разных областях с паломническими поездками, и много приходится видеть заросших полей. Там где раньше было поле, сейчас смотришь, уже березняк пошел. Какие-то липы уже выросли, сначала были по пол-метра, потом по метру, а сейчас уже приезжаешь через три года, а там полтора метра уже. А почему? А потому что не косили.

Не косили- и поле заросло. Чем заросло? Лес наступил.

Вот так и в детстве, и в юности. Самое главное сызмальства, на первых шагах, направить в христианство, тогда, когда чувства самые яркие, самые ревностные. Пронизаны духом ревности и благочестивой жизни.

Вот на этих порах очень важно заложить  начало.

То есть путь задать, самый главный ориентир. А человек уже сам потом потихоньку разберется. Хуже, когда у человека сложилось свое мнение, свое правило, свой круг книг совершенно не по возрасту и не по разуму. Сложились свои правила, свои отношения к посту, к причастию, хождению в храм, домашней молитве. К молитве храмовой.  Человек сам себе выбрал как ему нужно, как ему полезней. Из-за этого много-много наломал дров.

Казалось бы: я же все это делаю ради Бога, ради Христа.

И вот вспоминаются письма отца Крестьянкина, нашего всеми признанного духоносного старца.

Он пишет: вам Господь даровал счастье веры, а мужу пока нет.

Ничего не переменяйте в вашем внешнем устроении. Переменяйте свой образ мыслей, свои слова и свое поведение. Потому что не внешнее нужно Богу, а внутреннее. Он об этом говорит: сыне, дашь мне свое сердце. Ибо из-за неразумной вашей ревности не по разуму вы и супруга своего можете оттолкнуть от церкви и от Евангелия. Чрезмерностью постов, хождением в храм без совета и без разрешения, резко дернув в сторону, забывая, что вы с ним в одной

упряжке. Вот чем вы можете нарушить свою семейную жизнь, которая вам вручена Богом, которая является малою церковью.

А постоянной, благочестивой жизнью, рассудительностью есть надежда, что вы  супруга приведете к пути спасения.

Вы мне пишете: а зачем мне нужен неверующий муж? Мне только это сейчас обуза и препятствие в моей благочестивой жизни, в моей вере и в моей повседневной духовной практике.

Он говорит: Как вы раньше погибали вместе? А теперь, когда вам открыт путь спасения, спасаться одной захотели?

Если вы раньше погибали вместе, то и спасайтесь вместе.

Потому что то, что Бог сочетал человек да не разлучает.

Спрашивается, а где увидеть эту крайность? А как разобраться, а как понять, а где эта мера? Мера духовной жизни во внешнем и во внутреннем. Вот как раз здесь и нужно внимание, как мы сегодня читали у святителя Феофана затворника Вышенского. Как новорожденному дитяти нельзя жить без матери, который печется о нем, лелеет и пестует.

Так и новорожденному в духе и обратившемуся существенно нужны, на первый раз, пестун и пестунство, руководитель и руководство.

Вот как это важно в нашей повседневной духовной жизни.

И кстати, если хочешь иметь полное духовное отношение, это пишет старец Амвросий, то держись исполнения заповедей евангельских, и будет для тебя достаточно.

Еще держись совета Варсонофия Великого: аще оставишь волю свою позади на всяком месте - обрящешь покой. Наконец,  держись древнего церковного слова: спасая, да спасет душу свою.

Внимай себе-и будет с тебя, а другие как хотят. Дела, которые не от тебя зависят, предоставляй собственной воле каждого.

И предавай все это суду Божьему. Аще оставишь волю свою позади- на всяком месте обрящешь покой.

Поэтому только тот человек не чувствует, что нужен совет, вопрошание, руководство, кто за собой не видит болезней. Как, к примеру, человеку ставят диагноз. А какой? Вот у нас сейчас плохо, что у нас нет диспансеризации, и все общее. И у нас часто люди умирают от рака, когда все это обнаруживается на третьей и четвертой стадиях. Почему?

Ну, человек ходил, болела спина. Вот, например, у нашего священника матушка Любовь, о которой давайте все вместе помолимся, болела спина. Пошла на УЗИ- а там оказывается на почке опухоль, и рак уже четвертой степени. У нее спросили: а когда УЗИ делали в последний раз? Да четыре года назад. А чего так? Да дети и служение.

Четверо детей, все время приходится крутиться. Жена священника.

Вот это служение, как мы все говорим, не до себя.

И вот не до себя, не до себя- и так вот пропустили в физическом плане такую серьезную болезнь. А вот так же есть опухоли на душе, и на сердце, и на воле. И важно здесь иметь духовное видение, вот это духовное просвечивание, которое мы называем УЗИ.

Компьютерную томографию, чтобы мы могли во время разглядеть ту или иную болезнь, которая у нас есть. И разглядев ее, конкретно ставить диагноз и тогда что-то с собой делать. А убедившись, что мы и сделать-то с собой ничего не можем- как были завистливые- так и остаемся, были гневливыми- так и остаемся, были гордые- так и остаемся. Были самолюбивы- так и остаемся.

И возникает вопрос. А что теперь делать? А вот для этого и церковь, для этого и исповедь. Для этого и святое причащение.

Для этого и Божественное Евангелие, и молитва, хоть чуть-чуть Божественная благодать. Мы понимаем, что не мы сами, а только Бог и Его церковь создают возможность избавиться от этой болезни. Потому что мало ее увидеть, от нее надо еще и избавиться. И мало избавиться от болезни, надо еще принести плоды.

Как нам писание говорит: уклонись от зла и сотвори благо.

Мало чего-то не делать. Как приходит: я не делаю того-то, того-то.

Но это очень хорошо, что этого ты не делаешь.

А что ты делаешь? Для церкви, для храма, для ближних, для семьи, для себя что ты делаешь?

И у нас есть два долга. Есть долг лично полезный, а есть долг общественно полезный. И вот всегда утром просыпаясь, мы должны подумать: а что я могу сделать общественно полезного?

То есть для церкви, для храма и для своей христианской семьи.

И тогда, когда человек руководствуется этим, этой мыслью, чувством долга, тогда он и будет творчески к этому подходить, а Господь будет давать ему силы совершить это, потому что истинная жизнь- жизнь не только для себя. Потому что тот, кто живет для себя - тот тлеет.

Тот, кто живет для других, тот горит.

И вот Господь нас призывает именно к этому горению, к жертвенному служению, к жертвенной любви.

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
1 + 2 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+