07.02.2014 10:54:23
Кульков Сергей Андреевич
- Добрый вечер, дорогие братья и сестры. У микрофона протоиерей Димитрий Смирнов. Мы с отцом Александром вновь начинаем нашу программу. Вы можете звонить по телефону и задавать свои вопросы.
- Батюшка, разъясните, пожалуйста, смысл понятия «раб Божий». Ведь в рабов обращали насильно, а Бог сотворил человека свободным, с правом выбора. И мы с молитвой обращаемся к Богу как Его дети: «Отче наш, Отец наш Небесный». Так почему же христианин не чадо Божие, а раб Божий?
- На самом деле мы остаемся чадами Божиими, остаемся своими Богу и гражданами неба. Раб - это от слова работать, один и тот же корень. Раб Божий тот, кто трудится для Бога, сотрудник Божий. Это совсем не тот, кого обращают в рабство, чтобы он работал на хозяина. Нашим хозяином является Бог, поэтому тут нет никакого насилия, все добровольно. Принять на себя обязанности раба Господня - что может быть почетней!? А если кто-то застревает на слове «раб», мне кажется, что это человек, чуть-чуть болящий гордыней.
- Боль о ком-то или о чем-то, скорбь - это естественные свойства живой человеческой души, ведь человек не может не испытывать всех этих чувств. А как понимать тогда слова «мир в душе, мирный дух»?
- Мирный дух - это отсутствие ропота, отсутствие бунта, когда душа со смирением принимает все испытания, которые приходят, но это совсем не отсутствие скорби и сочувствия. А раз душа возмущена, значит, она не согласна. Наше возмущение всегда сопряжено с гневом, с несогласием, с ропотом, с желанием отомстить. У нас же должны быть те же самые чувства, что и во Христе Иисусе, то есть все должно быть окрашено смирением, благодатью, должно быть очищено. К этому надо стремиться, а наши все чувства с грехом пополам.
- Является ли даром Божиим чувство юмора? Говорят, что чувство юмора помогает человеку преодолевать трудности, неприятности. Без него как-то очень тоскливо.
- Есть такая поговорка: «Ради красного словца не пожалею и родного отца». Спрашивается, что же здесь хорошего? Важно, какая мотивация. Если мотивация сделать человеку больно, то это не по-христиански. А если пробить брешь в его унынии, в его помраченном сознании, то это может быть и оправдано. Особенно если есть результат.
- Я хочу выйти замуж за хорошего человека, который бы мне подходил, чтобы была гармоничная пара. Я молюсь, но никак не получается. Как мне быть?
- Нужно еще набраться терпения, очень крепко молиться и долго. Все равно потом с неба упадет, понятное дело, но не сразу. Это надо вымаливать.
- Нет в сердце любви, даже к собственным детям. Два моих самых близких сродника добровольно ушли из жизни. Есть ли связь между этими обстоятельствами и можно ли как-то изменить мое состояние?
- Любое состояние можно изменить, если обращаться за этим к Богу. В отдельных случаях надо обратиться и к доктору, узнать, нет ли заболевания. Если есть, то помогать себе медикаментами. Если это только духовное - тогда обращением к Богу и частым посещением церкви.
- Является ли кощунством стремление причаститься перед предстоящим испытанием или чтобы преодолеть закоренелый грех? Вот такое потребительское отношение?
- Нет, не является, потому что в причастии Бог к нам так близко, как не бывает больше никогда. Поэтому это очень правильное решение, если человек действительно поставил целью побороть грех и обращается к Богу за помощью, в Святом Причащении соединяется с Ним и после причастия начинает еще усерднее молиться Богу, говоря: «Вот Ты теперь пришел и близок ко мне».
- Почему мы принимаем крещение единожды, а причастие многократно? Ведь и то и другое есть соединение со Христом.
- Отвечу так: почему мы на права сдаем единожды, а ездим на машине несколько раз в день? Мы веруем и исповедуем едино крещение во оставление грехов. Крещение может быть только одно. А если ты согрешил после крещения, то это таинство исповеди. Ну что тут объяснять? Если человек этого не знает, то шагом марш в воскресную школу!
- Мать больше любит моего брата, чем меня. Подскажите, как правильно, по-христиански отнестись к ситуации? В детстве я чувствовала это, но не осознавала, а повзрослев, поняла. Это ранит меня. Я стараюсь подавить это чувство, но каждый раз, когда встречаю очередную несправедливость, обижаюсь.
- Нужно не уповать на чувство справедливости, а бороться с завистью. Справедливость тут вообще ни при чем. А чтобы бороться с завистью, надо приводить себе на память две вещи. Первое, что из-за зависти сатана спал с неба и превратился в дьявола, а второе, что из-за зависти распяли Христа. Поэтому человек, который завидует, особенно родному брату, уподобляется одновременно и дьяволу, и тем, которые кричали: «Распни, распни Его!» - и распяли Христа.
- Но это чувство возникает помимо нашей воли.
- Ну и что? Мы же грешные люди, и мы должны бороться со своими худыми чувствами. Как бороться? Обращением к Богу и покаянием. Потому что мало ли какое чувство. Если продолжить эту тему, бывает, например, чувство, что хочется угнать чужой автомобиль.
- Стоит ли помогать неблагодарному человеку?
- Стоит. Мы же это делаем больше для себя, потому что блаженнее давать, нежели брать. Мы от этого получаем удовольствие. Вот человек пришел в консерваторию или в Большой зал Чайковского, дал деньги, ему за эти деньги концерт. А потом артисты поклонились и ушли. Никакой благодарности. Поэтому благодарность - это только в дорогих бутиках: «Благодарим вас за покупку, приходите к нам еще». Отчего же продавцу не благодарить, когда у него процентик идет с каждой покупки? Конечно, он рад каждому покупателю, потому что он с каждого имеет свой процент.
- Всегда хочется больше помогать человеку, который хоть как-то откликается на твое добро.
- Конечно, гораздо приятнее, когда человек испытывает к тебе благодарность и выражает ее всеми доступными способами. А когда человек хамит в ответ на твою доброту, то и вообще не хочется ему ничего делать. Я бы даже сказал, что это и вредно ему делать, особенно детям. Как только начинает выгибаться, ему в ответ надо: «Ну что же, живи сам». И все, и посмотрим, как он будет сам! Если есть покаяние, то можно и помочь, а если упорствует в своих глупостях, папу и маму не уважает, как бы перечеркивает все: то, что ночей не спали, грудью кормили - то хорошо, пусть покувыркается. Ну а если взрослый человек, ты же не будешь его воспитывать. Некоторые говорят: «Ну пусть он поймет». Да ничего он не поймет. Это как Господь сказал: дай, не требуя взамен. Вот ровно настолько, насколько не жалко.
- Бог предоставляет свободу человеку. Но не является ли наша молитва нарушением этой свободы? Например, молясь о вразумлении другого человека, мы как бы вмешиваемся в Божий промысел.
- А Бог и ждет нашего вмешательства. Вот, к примеру, у Бога есть некий план насчет данного человека, этот человек должен попасть в какую-то ситуацию, должно произойти то-то и то-то - и вдруг ты вмешиваешься. Ситуация меняется, теперь она совсем другая, и у нее совсем другой конец. То есть, как только человек начинает молиться, тут же изменится ситуация, в которой человек находился. Она уже поменялась, хотя не всегда мы это чувствуем и замечаем. Это, к сожалению, и есть маловерие. Многие люди вообще не верят в молитву, а лучше сказать - не верят Богу. Ну, они там читают какие-то тексты - и что?
Вот некоторые думают, что можно создать такую электронную технологию, которая полностью будет игнорировать Бога. Захотят – будут нас зомбировать, захотят – будут управлять миром. Однако на протяжении уже многих столетий что-то ничего не получается. Но мы-то знаем, что получится в конце времен, придет антихрист, все будут кричать «ура!». И это абсолютно точно, так и будет. Достаточно лишить пенсии - и все начнут кричать «ура!». Когда церковь закрывают, максимум кто-то что-то может написать, а когда вот пенсии лишают, то на улицы выходят. Пенсия - это гораздо более сильный аргумент, чем вера. А фактор Бога вообще не учитывается, как будто Его нет. Это о чем говорит? О том, что и те не веруют, и эти не веруют. Но те-то говорят: мы неверующие, мы агностики, а эти говорят, что они веруют. Аккуратно как фарисеи. Но они забыли, что врата ада Церковь не одолеют. Поэтому о чем беспокоиться-то?
- Почему Бог не дает земной радости хорошим людям, а плохим - все земные блага?
- Ну, это не так. Самая большая радость, которую человек может испытать, это радость о Святом Духе, и в этой радости все болезни, все невзгоды растворяются без остатка.
- Как защититься от колдовства?
- Крестным знамением. Но нужно, чтобы человек веровал в Пресвятую Троицу и в силу Животворящего Креста. А то крестному знамению можно и обезьяну научить, но она же все равно не верует в Бога, в Святую Троицу. Она верует, что если она перекрестится, то ей дадут банан. Она в банан верит. И человек, если он Богу не верует, то требует защиты от колдовства, каких-то молитв, едет к каким-то бабкам, дедкам, платит 150 тысяч рублей. Но кто кому верит, тот тому и раб. Веришь в Бога - ты раб Божий, а если веришь в колдовство, то ты раб сатаны.
- Что делать, когда сталкиваешься с несправедливостью?
- На земле вообще нет справедливости, справедливость на небесах. И справедливость бывает только в отношении христианина к этому миру. А мир к христианину… Христа распяли - что это, справедливость? Апостола Петра распяли - это справедливо? Где эта справедливость? Александра Невского выгоняли из Новгорода - это справедливо? А его потом в Золотой Орде отравили - это справедливо? Какая может быть справедливость? А то, что наши партнеры по европейскому пространству проделывают в Украине, это что, справедливо? А уничтожение Ирака, Ливии, Сирии - это справедливо? Ну вообще где справедливость? А Ленин со Сталиным уничтожили триста тысяч духовенства - это справедливо? Извели крестьян, которые являются основой русского народа, - это справедливо? Их же со свету сжили! Крестьян-то нет, где в России сейчас найдешь хоть одного крестьянина? Нет крестьян, а было 84 миллиона человек, это без детей и баб. А человек хочет справедливости! Чудной какой-то…
- Сын не заботится обо мне, не помогает. Если подать на него на алименты, будет это грехом или нет? Как поступить по совести, по-духовному?
- В Европе, если сыночек или дочка плохо обращаются с родителями, их тут же лишают наследства. Поэтому надо на алименты подавать и быть совершенно спокойненькими, а там как суд решит; что-нибудь да присудят. Ну это на мой взгляд, а вы спросите у своей совести, не обязательно меня слушать. Мне кажется, что это очень хорошее дело. Меня этому научил Александр Сергеевич Пушкин, мое любимое произведение «Евгений Онегин». Помните про дядю Евгения Онегина: «Он уважать себя заставил и лучше выдумать не мог»? А то обычно детки к родителям: давай это подпиши, то подпиши, а потом и на улицу выгоняют. Потому что думали, 75 лет, сейчас помрет, а она живет и живет.
Поэтому нужно подать на илименты, а на эти деньги можно себе и нанять кого-то или соцработнику доплачивать, чтобы она не два раза в неделю приходила, а четыре. И еще нанять соседа, чтобы приходил на балалайке играл. И квартирку можно завещать человеку, который тебе будет еще по десяточке выплачивать. А когда спокойненько помрешь, ему эта квартирка и достанется. Разные формы для этого существуют: рента, завещание и так далее. И причем в завещании подробно написать: лишаю наследства своих детей за хамское отношение к матери. Чтобы уже в суде невозможно было это оспорить. Нотариус заверит, что не просто кто-то там бабушку уговорил. И сделать это надо заранее, лет за десять до смерти, чтобы потом не сказали: «Вот, она выжила из ума». Ну как выжила? Вот завещанию уже десять лет.
Так что надо современную молодежь воспитывать, чтобы над ними висел дамоклов меч. Потому что, к сожалению, таковы обычаи мира сего, когда брат на брата идет и чадо на отца. Что же делать? Вот и приходится к закону апеллировать.
- Откуда известно о посмертной участи и мытарствах, ведь в Библии об этом ничего не говорится?
- Про мытарства нам известно из жития блаженной Феодоры, и есть отдельные высказывания угодников Божиих. Поэтому нет никакого основания сомневаться, свидетельствуют об этом не какие-то жулики с телевизионного канала, а люди святые. Вот доктор Моуди описал, как у людей, которые побывали в состоянии клинической смерти, вся жизнь проходит, словно в быстром кинофильме. И я часть этого пути проходил. Могу рассказать, как я сам тонул в реке, и у меня за несколько секунд пролетела, как в цветном кинофильме, вся моя жизнь - это как бы начало этих мытарств. А потом не знаю, как я выплыл. Очнулся - голова на песке, туловище в воде. Как я там оказался? Помню, что взмолился Богу, когда уже вода сомкнулась у меня над головой.
- Когда сложилось нынешнее правило к Святому Причастию, которое необходимо прочитывать мирянам? Как раньше готовились к причастию малограмотные крестьяне?
- Никак не готовились, только постом и Иисусовой молитвой или по четкам «Отче наш» читали по пятьдесят, по сто раз. Правило в том виде, как у нас, появилось в XVIII веке.
- А до этого существовали какие-то другие правила?
- Существовал Чин двенадцати псалмов. Потом грамотные крестьяне обычно читали Часослов, читали вечерние и утренние молитвы. И те древние молитвы, которые мы читаем ко Святому Причастию, были в разных сборниках. А потом собрали такое рекомендованное правило, которое потихонечку уже во второй половине XIX века стало обязательным.
- А может ли мирянин по своему усмотрению эти молитвы заменять другими?
- Может.
- То есть это не строго установленное правило, а именно рекомендованное?
- Рекомендованное Церковью и благословленное священноначалием.
- Чувство страха перед началом какого-то дела - это нападки дьявола или особенность человеческой психики?
- Это просто разумная осторожность. Но когда это уже становится кошмаром, то преодолевается крестным знамением: «Господи, благослови и помоги».
- Семья моей близкой подруги под угрозой. Муж не советует мне вмешиваться в их дела, но мне кажется, что нельзя оставить подругу без поддержки.
- Мой пастырский опыт говорит, вмешивайся - не вмешивайся, все равно люди делают по-своему и потом эту кашу расхлебывают. Они приходят, советуются, но делают-то все равно по-своему.
- Как быть, когда тебя просят дать совет? Отказаться или все-таки попытаться?
- Когда просят, я очень кратко стараюсь дать ответ: вот я бы сделал так, а ты уж смотри сам. Все люди свободны.
- То есть строго следовать вашему совету вы не требуете?
- Кто я такой? Старый пенсионер. Что меня слушаться? Если это сотрудник храма, священник, дьякон, певчий, сторож, конечно, я предъявляю требования. Священники не должны опаздывать, не должны отказываться ездить на требы, должны на каждом богослужении говорить проповедь. Я за это очень строго взыскиваю, потому что это их священническая обязанность, и если я как настоятель буду им попускать, то все развалится. А в остальном, как ему молиться, как поститься, - это его личное дело. Это он перед своим Богом стоит или падает - так сказал апостол Павел.
А когда человек начинает изображать из себя какого-то старца, то нужно от него бежать как от чумы, потому что ничего христианского в нем нет. Он просто в своих корыстных целях использует стремление людей обрести какое-то руководство. Избави нас от этого, Господи.
- Ну вот, наша передача закончилась. Всего вам доброго, до свидания.
- Спасибо, батюшка. До свидания.
Добавить комментарий