Перейти к основному содержанию

10:11 25.04.2024

Возможно ли спасение в миру, или надо, чтобы спастись, все-таки в монастырь уйти? Отвечают протоиерей Димитрий Смирнов и священник Александр Березовский.

20.03.2013 11:20:33

-  Добрый вечер! Я по поводу Софии Премудрости, вы помните, это была разработка отца Сергия Булгакова и иже с ним. Что высказывает по этому поводу современная богословская мысль? Второе. Как-то была пресс  - конференция, и там были заданы вопросы по еретическому общению некоторых архиереев православной церкви. И по этому поводу Митрополит Иоанн выступал, что таковых нужно лишать священнослужения, даже если, оно были не только священниками, но и даже архиереями. Я сам священник, и меня волнуют подобные вопросы.
- Дорогой отче, что вы мне рассказываете, мне все это прекрасно известно! Вы мне так рассказываете, как будто я вчера с Луны приехал. Дело вот в чем. Канон, которому мы все следуем очень строго, запрещает совершать Божественную Литургию вместе с людьми, принадлежащими к церкви, с которой у нас нет евхаристического общения. Не надо это распространять. Вот у нас круглая земля, сейчас в Армении читают вечерние молитвы, а я буду здесь читать  - утренние, и что из-за этого изменится?  Он читает по-армянски, я по-русски. Нельзя вместе совершать евхаристию, и вместе причащаться, вот это запрещено Каноном. И вот, собственно, и все. Никогда ни Митрополит Илларион, ни Вселенский Патриарх,  присутствуя на мессе, которую совершал Папа, не причащались, никогда они вместе не совершали  Божественную Литургию, нет такого факта. Поэтому что сочинять то? Теперь по поводу отца Сергия Булгакова. Был такой исторический эпизод, в этом богословии о Софии Премудрости Божьей участвовало всего несколько человек. Было создано  много интересных богословских исследований и книг, которые остались в истории церкви. Но, может быть, к сожалению, может, ни к сожалению, но со смертью отца Сергия эта тема потихонечку перестала быть актуальной. Но, все, кто интересуется богословием, те конечно, касаются этих предметов. Отец Павел Флоренский в этом направлении также сказал свое слово. Это был такой период в  русском богословии, вот и все. А сейчас,  про то, чтобы кто-то эту тему разрабатывал, мне неизвестно. Я конечно, не богослов, может кто-то из молодых этим заинтересовался, дело в том, что это вопрос весьма непростой. Чтобы вникнуть в то, что реализовал в своих писаниях отец Сергий, это нужно иметь семь пядей во лбу. Такого уровня богословов, как отец Сергей, вообще на земном шаре больше двух не встречается в одну и ту же эпоху.
- Добрый вечер, батюшка Дмитрий! У меня тоже вопрос насчет хамства. Мне внучка нахамила, ей 14 лет. Я, конечно, понимаю, что у нее там, где она живет непростая обстановка, там пьют ее родственники, мат у них разговорная речь. И она такое матерное слово мне сказала! Я ее простила, что делать, ребенок в таком обстановке?
- А я что, заставляю ее ремнем пороть?
- Нет.
- Я все понимаю.
- Я с ней все равно, если она позвонит, я с ней разговариваю нормально.
-  А я и не запрещаю, пожалуйста, нормально. Речь-то шла у нас о другом. Маме нахамила дочка, и мама спросила, что делать.  Я и сказал,  а у вас другая ситуация.
- Я слышала, а мне что делать? Мне уже  никак не исправить ее?
- Понимаете, мне трудно вас учить, потому что вы старше меня, опытней, вы свою внучку знаете. Потом, одно дело дочка, а другое дело бабушка. Это довольно далекое родство. Потом, с дочкой мама живет в одном доме, а внучка приезжает.
- Федор из Москвы, такой вопрос прислал. Почему святой Федор Тирон, предупредил людей, чтобы не вкушали идоло жертвенного, если идол в мире ничто. И есть ли какие-то сейчас запреты в пище для христиан?
- Тогда  была такая эпоха, когда для многих людей вкушать идоложертвенное, это означало участвовать в этом жертво  приношении идолу. Поэтому Федор предостерег, чтобы христиане в этом не участвовали -  не в том, чтобы просто есть, а в том, чтобы служить идолам как Богу. 
- Ну, а сейчас, есть что-то такое, ради чего этот Канон существует? И  каким образом, и от чего нам сторониться?
- От того, что предлагают нам кришнаиты, у них такой бандитский подход. У блатных существует такой термин  - «замазать», чтобы человек поучаствовал в каком-то преступлении. Поэтому  у них такие благотворительные столовые , они помню, в университете в МГУ такую сделали, и кормили своей поганой  кришнаитской, гнусной едоложертвеной пищей. И многие студенты, есть охота,  если ты христианин принципиально, хотя понятно, что если ты съешь, там никакого яда нет, просто из растительной пищи такая сладкая дребедень.  Если диабета нет, то есть, конечно, можно.  Но именно для того, чтобы не доставлять им эту идольскую радость о том, что они еще одного человека замазали.
- То есть, если человеку тайком подкинули,  не сказав откуда, то и греха нет.
- Да никакого нет греха. Але! Слушаем вас.
- Добрый вечер, батюшка! Это раба Божия Нина. Я периодически перечитываю книжку о своем любимом  всероссийском старце Иоанне Крестьянкине, приснопамятном. И вот обратила внимание, там такой эпизод, когда его выпускали из заключения, то НКВД ему вопрос задал, что вы поняли, за что вы были осуждены.
- Да, мне отец Иоанн рассказывал, прекрасно помню.
- Объясните, пожалуйста, он говорит, вы за собой вели народ, а надо было идти за народом. А что это такое вообще, и наши пастыри, как, идут за народом, или за собой ведут народ? И еще, батюшка, вы не меняйтесь ради Бога, и побольше нас стегайте, мне просто очень нравится ваша манера, побольнее нас надо уязвить. Спаси Вас Господи, батюшка.
- Вот видите, вкусы у всех разные, на всех не угодишь. Но, понимаете, у меня нет задачи стегать побольнее, я же не о человеке говорю, а если что-то в моих речах  есть обличительное, я же не называю фамилию, имя, отечество, телефон, адрес, ИНН этого человека. Он то, аноним, я-то говорю, у микрофона протоиерей Димитрий Смирнов. А так, пожалуйста, давай адрес, давай номер квартиры, я приеду с ребятами, и поговорим. А нет, вы-то все анонимы, еще некоторые имя говорят, но по имени попробуй, найди человека. Вот, отец, надо телефоны с определителями поставить, и смотреть, кто там выступает, тогда может быть, страх какой-то Божий  появится. Поэтому я не стараюсь примечать, когда речь идет о каких-то явлениях, потому что, к сожалению, дух фарисейства в нас очень глубок.  И очень часто люди начинают обличать с чьих-то слов, а сами не понимают сути вопроса, вот в чем дело.  Я бы хотел поменяться, как-то стать более добродушным, но трудновато в 60 лет, знаете,  буду стараться.
- Такой вопрос. Борис из Минеральных Вод. Я сотрудник МВД, хочу служить у престола Божьего, слышал, идет воцерковление армии и правоохранительных органов. Хочу задать вам вопрос. Я женат на вдове, у нее двое детей от первого брака. Мы венчаны, у нас есть совместный ребенок. Но, я слышал, что мне нельзя быть священником. А как быть, помогите.
- Ничем не могу помочь. Канон этот непреодолим.
- То-  есть, если человек женат на разведенной, даже на вдове, да? Никак?
- Только через монашество. Если человек уходит от мира, тогда еще могут в этом смысле быть снисхождения. Но, тоже, жену бросать, да еще с  детьми, не стоит. Пользу можно принести, не обязательно будучи священником.
- Хотелось послужить у престола.
- Мы все служим у престола. Просто один стоит в метре от престола, а другой в пятнадцати метрах, какая принципиальная  разница? Церкви нужны и толковые старосты, еще больший дефицит, чем священники.
- Здравствуйте!  Это Алексей многогрешный из Малаховки.  Меня волнует вопрос, я грешу. И потом каюсь на исповеди. Но, меня не это волнует, меня волнует моя готовность совершить грех, внутренне. Отсюда вопрос: возможно ли спасение в миру, или надо,  чтобы спастись, все-таки в монастырь уйти?
- Да нет, конечно, спасение не зависит от места. В монастыре будут свои искушения, поэтому нужно мужественно противостоять греху, и обращаться к Богу. Это можно на всяком месте. А к монастырю нужно призвание, это особый образ жизни.
- Светлана из Подольска. Батюшка, как объяснить человеческие фобии и страхи, очень боюсь высоты и глубины, начинаю паниковать, даже молитвы практически не помогают.  Это моя слабая вера, или уже область медицины?
- Не знаю, я высоты тоже боюсь, а глубины нет. Так что наоборот, люблю с маской нырнуть, там рыбки плавают, интересно. Это надо у доктора спросить, и он по некоторым вопросам  определит, есть тут медицинский аспект. А так это нормально, быть осторожным, к краю не подходить, или не нырять глубоко.
- Евгений вас беспокоит. Вопрос такого характера. Вот Патриарх Кирилл раньше как-то в телевизоре появлялся, а сейчас, как стал Патриархом -  вообще нигде не видно, не слышно. Что делает Патриарх,  что происходит в Церкви? Почему у нас до сих пор нет, ни в Патриархии, ни у населения денег, чтобы как-то это все освещать?
- А где вы живете?
- Я живу в Подмосковье. У меня есть телеканал «Союз», но он у меня иногда ловит, иногда нет, и радио «Радонеж».
- Понятно. Во-первых, у Патриарха продолжается передача, даже она в более удобное время  стала выходить, это «Слово пастыря». Каждую субботу, около 9 или 10 утра она бывает, всегда Патриарх выступает. Потом, чтобы я вам еще посоветовал, если у вас с «Союзом» проблема, вы приобретите себе тарелку «НТВ плюс», и там будет два канала. Телеканал «Спас», мы там с отцом Александром ведем передачу каждое воскресенье, в девять часов вечера, и там постоянно хроника, и там каждое деяние Патриарха освещается. И также там и «Союз» тоже есть, стоит недорого, около 150 долларов провести, и 20 долларов в месяц арендная плата. Всем рекомендую, если кто хочет. Пожалуйста, и будем вообще, не только по «Радонежу», но и по телевизору с вами общаться. Так вот советую. А так, мне кажется, вы неправы, наоборот, Патриарх больше теперь и по телевидению и с посланиями обращается, и это показывают. Раньше такого не было, нет, общение расширилось.
- Вообще, деятельность Патриарха больше стала освещаться в  средствах массовой информации.
- Больше, больше, это очевидно. И раньше ведь как освещалась, обычно одну фразу, а теперь дают возможность понять, что Патриарх сказал. Поэтому, вы с телевизионной программкой подружитесь, пожалуйста.
- Анна из Москвы. Помогите, пожалуйста, как обуздать свой язык от злословия, мне очень стыдно, от моего поганого языка, страдают самые  любимые,  родные, и ничего сделать с собой не могу.
- Скотч. Можно еще большую пуговицу от пальто положить в рот, она будет напоминать. И  какое-то время походить. Вот раньше, я знаю гимназистки, или кто был в пансионе благородных девиц, когда девочки ссутулились, им такую палочку вставляли туда за локти, и осаночка выпрямлялась. Так же  и здесь такое упражнение, оно вроде механическое, но оно будет напоминать, и если так годит поносить, то, я думаю, то это даст возможность последить за собой.
- Батюшка, но здесь же причина в гневе, гнев заставляет.
- Причину то в гневе, но, если эта женщина говорит о том, что ей хочется это обуздать, у нее есть к этому решимость, но навык дурной,  и как препятствовать навыку? Просто не открывать рот.  А не открывать рот пуговица будет  мешать.
- В здравом уме каждый человек понимает, что злословить нельзя, но когда гнев, это же помрачение ума.
- Когда пуговица во рту, она немножко сдерживает.
- Тьфу, выплюнул и сказал.
- Ну, нет, это уже не честно. Выплюнуть -  тогда уже ничего не поможет. Тогда ждать. Когда будет Страшный суд, и вообще.
- Отец Димитрий, растолкуйте, пожалуйста, что значит поклоняться в духе, и истине?
- Это имеется в виду воспринять истинное христианство, а не фарисейское, а в духе, имеется в Духе Святом, через благодать Божью. Вот что это значит. Не путем исполнения каких-то ритуалов, правил, обычаев, уставов - это внешняя часть, а наполнить истинно духовным содержанием. Для этого нужно очень глубоко понять, что такое  есть Евангелие, что Господь от нас все-таки хочет.
- Понять Дух Христов, его почувствовать?
- Не понять, а принять. Но, чтобы принять, нужно сперва понять.
- Потому что очень часто подменяют.
- Ну, конечно, подменять- то легче. Фарисеем быть легче, чем христианином.
- Десятину давать, в храм ходить.
- Ну, десятину, это еще высоко, все-таки человек от себя отрывает. А тут человек служит самому себе, пасет самого себя. Это не только по отношению к церкви, это и на работе проявляется, что люди видимость создают, а на самом деле не работают. А некоторые еще подлее, за них другой работает, а деньги получают одинаково.
- Батюшка, подскажите, пожалуйста, в каком возрасте надо крестить ребенка? Мнения разные, кто говорит, что в детстве, а кто говорит, что пусть сначала вырастит и сам выберет.
- Это зависит от родителей. Если  родители как родители хорошие, то крестить на восьмой  день после рождения. Если родители как родители дрянь, то и крестить не имеет смысла.
- Восьмой или сороковой?
- Пораньше чтобы.
- Потому что обычно говорят на сороковой, чтобы мамочка могла  на этом присутствовать, чтобы она могла вместе с ним причаститься.
- Ну и причаститься на сороковой день, а пока ребеночка  крестить, и все  тридцать дней причащать его. Просто если родители христиане, и будут воспитывать дитя свое, не орать на него, не сквернословить при нем,  учить его, заниматься им, то чем раньше - тем лучше. У нас же родители ничего делать не хотят.
- Нет, покрестить сейчас очень хотят.
- Покрестить -  это священник крестит, они только стоят,  язычком причмокивают, и всем манипулируют. А вот чтобы задаться целью, чтобы воспитать из ребенка христианина -  даже сам вопрос как раз и выдает человека.

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
9 + 5 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+