Братство "Радонеж" Группа СМИ «Радонеж» Контакты

Текстовые версии передач

Все материалы

Возможен ли развод, если муж пьёт запоями, особенно жалко ребенка, но брак у нас венчанный?

30.01.2017 13:24

Возможен ли развод, если муж пьёт запоями, особенно жалко ребенка, но брак у нас венчанный?

Слушать: http://radonezh.ru/radio/2017/01/21/21-00.html

О.Александр Березовский: - Батюшка, такой вопрос к нам пришел. Почему Бог в Ветхом завете и Бог в Новом завете как будто два разных Бога? Бог в Ветхом завете жестокий. Он отдал на убийство евреям много людей, которые ни в чем не были виноваты. Например, жители Иерихона. Почему Бог благословлял убивать ни в чем неповинных людей?

О.Дмитрий Смирнов: - Это с точки зрения современного юридического права. А с точки зрения духовной жизни и сохранения народа, который веровал в единого, истинного Бога, это совершенно другое дело. Поэтому если вы хотите подробно по каждому эпизоду Ветхого завета изучить проявление таких сил Божиих, которые Он через Свой народ являл во Вселенной, то возьмите «Толковую библию» Лопухина. Вы обязательно там найдете, все довольно не сложно, все объясняется чрезвычайно просто.

Телефонный звонок: -Добрый вечер, дорогой батюшка! Вас и всех в студии сотрудников с воскресным днем. Я знаю, что вы не любите глупые вопросы, но умного нет. Скажите, пожалуйста, когда дьякон читает: «молимся о добродеющих», что это такое? Второй вопрос. Скажите, в воскресенье стоишь на службе, причащаться не будешь  - это плохо, когда по нужным делам ты уходишь после того, как прочтут «Отче наш»?

О.Дмитрий Смирнов: - Все люди свободные и могут делать, что хотят,  плохо это или хорошо. Литургия существует для того, чтобы люди, которые на ней присутствуют, причащались святых Христовых тайн. Поэтому тут зависит от того, что за неотложные дела. Достаточно ли они важные, чтобы уходить прежде времени. Это уже вы должны решать внутри собственной совести.  Добродеющий  - это в переводе на современный русский язык «делающий добро».

О.Александр Березовский: - В нашем храме есть женщина, которая помешана на свечах. При любом скоплении народа ходит от подсвечника к подсвечнику, убирает, переставляет, тушит, зажигает и ещё при этом заводит всех окружающих, дергает их, мешает молиться. Я категорически отказываюсь в этом участвовать, чем, видимо, обидела эту женщину. Скажу честно: меня вся эта возня вокруг свечей очень раздражает. Мне кажется, было б лучше, если в храме вообще не было подсвечников. Права ли я?

О.Дмитрий Смирнов: - Есть такая старинная римская пословица: «Юпитер, ты сердишься? Значит ты не прав». Конечно, мешать другим людям, молиться тоже не хорошо. Но и сердиться не хорошо. А что лучше? Это будет решать настоятель. Даже можно пойти к нему и пожаловаться на эту женщину, может быть, он сочтет возможным и нужным это дело как-то исправить.

О.Александр Березовский: -  Не самим пытаться исправлять.

О.Дмитрий Смирнов: - А что, драться, что ли? Я думаю, настоятель и без драки сможет. А потом он всё-таки мужчина, ему это всё проще, и он уполномочен следить за порядком в храме.

О.Александр Березовский: -Т.е. не самим прихожанам наводить порядок по - своему

О.Дмитрий Смирнов: - Нет, только может уполномоченный человек. Когда я учился в семинарии, там назначали крупных семинаристов, особенно в Успенском Соборе в Лавре, вот таких крупных ребят семинаристов, которые наводили порядки. Требовалось вмешательство. Я даже одного до сих пор помню. Помоги ему, Господи, может, он давно священник, звали его Роман. Когда он шел, его все: Роман, Роман  - и воцарялся порядок.

О.Александр Березовский: - Видимо, крупный был.

О.Дмитрий Смирнов: - Крупный, больше метра девяносто и вес, я думаю, за сто.

Телефонный звонок: -Здравствуйте, уважаемые батюшки, батюшка Дмитрий, отец Александр. С удовольствием слушаю вас и поучаюсь. Батюшка Дмитрий, у меня такой вопрос. Читала в послании апостола  Иоанна, точно не помню, в какой главе было сказано так: братья, ибо есть грехи не к смерти. Но нигде не было пояснено. Даже сказано как-то: или грех не к смерти, или грехи не к смерти. Вот что это значит? Какие грехи не к смерти? Можете, пожалуйста, истолковать? Что-то непонятно.

О.Дмитрий Смирнов: - Вот передо мной лежат три булочки с маком, печенье и одна галета. Если я сейчас эту галету съем, то это будет грех не к смерти. А если воздержусь, то и никакого греха не будет, кроме мысленного, потому что так и тянет её съесть. Но вот, успешно борюсь. Понятно, надеюсь?

Телефонный звонок: -Здравствуйте! Батюшка, у меня к вам вопрос. Объясните, пожалуйста, рождественский прокимен: из чрева прежде денницы родится. Кто такой денница?

О.Дмитрий Смирнов: - В данном случае имеется в виду вообще свет, о котором Господь изрек: да будет свет. А речь идет о Господе нашем Иисусе Христе, Который предвечно рождается от Отца.

О.Александр Березовский: -Я исповедуюсь и причащаюсь каждую неделю, но на душе как-то тяжело. Отчего так происходит?

О.Дмитрий Смирнов: - Это может быть от многих причин. Первое -  резкая смена атмосферного давления. Второе -  какой-нибудь допущенный грех или прегрешение. Третье -  какой-нибудь тяжелый нераскаянный грех. Четвертое -  какой-нибудь грех совершающийся ежедневно, а, может быть, ежечасно, которого человек за собой не замечает. Это четыре, а так можно ещё продолжить.

Телефонный звонок: - Здравствуйте! Батюшка Дмитрий, скажите, пожалуйста, можно ли поминать? У меня дедушка умер в тюрьме. Его в 37-м году забрали, а в 42-м он в тюрьме, в Хабаровском крае умер как политический заключенный. А я хочу его поминать на литургии. А мне говорят: мы же не знаем, как он умер. Может, он там покончил с собой?

О.Дмитрий Смирнов: - Такое незнание не ставит никаких запретов. Поэтому мы молимся и поминаем, как желаем. Знаем -  не знаем, это к делу вообще не относится. Если мы точно знаем, что человек от отчаяния покончил собой, не будучи в состоянии психического аффекта, тогда мы не поминаем. А если мы не имеем этого точного удостоверения, то мы спокойно молимся за дедушку как за исповедника.

О.Александр Березовский: -Т.е. если обстоятельства смерти точно неизвестны. Например, человек умер где-то далеко от нас, и никто рассказать не может.

О.Дмитрий Смирнов: - Конечно, это не влияет вообще ни на что. Это должно интересовать органы прокуратуры по нашему запросу. Потому что 42-ой год очень подозрительный. Обычно писали 42-43-ий  для тех, кого расстреляли, чтобы не нервничали домочадцы.

О.Александр Березовский: -Т. е. как-то в середине войны.

О.Дмитрий Смирнов: - Да, голод, обстоятельства трудные, тюрьма, питание плохое, вот он и умер. На самом деле, он, может, расстрелян через две недели после ареста.

Телефонный звонок: - Здравствуйте, батюшка Дмитрий! Я раньше не задавался вопросом. Рождество почему-то сдвинуто на 14 дней, а тут почитал календарь, когда снимал Оптину Пустынь, там по-старому 25-го. Значит, получается, что дореволюционное Рождество праздновалось вместе с католиками? А Новый год, говорят, большевики оставили. По  чьей инициативе на 14 дней все было сдвинуто, и как вообще правильно?

О.Дмитрий Смирнов: - Понимаете, дорогой. Мы этот вопрос изъясняли 1452 раза. Поэтому я вам даю это как задание на дом, чтобы к следующей нашей передаче, если она состоится, сами для себя это все выяснили. Потому что невозможно об одном и том же простейшем вопросе столько говорить. Об этом даже книги есть. Возьмите, поинтересуйтесь. Мы теперь с помощью интернета можем любую информацию найти.

О.Александр Березовский: - Возможен ли развод, если муж пьёт запоями, особенно жалко ребенка, но брак у нас венчанный?

О.Дмитрий Смирнов: - Очень даже возможен, потому что запойный алкоголизм является тяжелым психическим заболеванием. Представляет опасность для всех окружающих. Поэтому в целях сохранения жизни и душевного здоровья дитяти вполне допускается.

О.Александр Березовский: - Но все равно решение принимает сама супруга.

О.Дмитрий Смирнов: - Да, потому что она только знает все обстоятельства, все её возможности.

О.Александр Березовский: - Батюшка, но такая ситуация, что женщина ещё молода, муж запил, и никакие средства ему не помогают выйти из этой болезни. А она говорит: но если я выйду снова замуж -  я же по заповеди Божьей буду прелюбодействовать.

О.Дмитрий Смирнов: - Обязательно. Но Церковь, пользуясь словами апостола Павла, благословляет второй брак, потому что развод осуществляется не по её вине, а по его болезни.

О.Александр Березовский: -Моя воцерковленная подруга страшно переживает из-за того, что крещение её младенца откладывается на пару месяцев из-за неготовности крестного отца. Она боится младенца лишний раз кому показать, дать в руки, опасается сглаза, болезней. Скажите, дает ли крещение ребенка защиту от зла и болезней в обмен на наше обещание вырастить христианина?

О.Дмитрий Смирнов: - Нет, ни в коем случае. Это злостные антихристианские суеверия.

О.Александр Березовский: -То, что крещение  - это какая-то гарантия безбедной жизни.

О.Дмитрий Смирнов: - Да, это просто глупость какая-то. В чем ещё злокозненность таких мнений?  Они отрицают бытие Божие и Его промышление о нас.

О.Александр Березовский: -Т.е. в этих страхах Бога нет.

О.Дмитрий Смирнов: - Нет, конечно. Никакого доверия Отцу небесному нет. Только доверяют скорости, когда будет совершено это таинство. Тогда отчего же Иоанн Златоуст ждал до 23-х лет, по-моему, а Василий Великий до 30-ти? И мама его не мучилась, от кухни до гостиной не бегала. Спокойно учился, да ещё в языческой школе. А был же христианином, правда, оглашенным, ещё некрещеным.

О.Александр Березовский: - Батюшка, благодать Божия хранила его с тем, чтобы поставить потом как свечу на подсвечник.

О.Дмитрий Смирнов: - Да, стал отцом отцов, величайшим из учителей Церкви. Но этой бедной женщине невдомёк, её обуревают всякие страхи сглазов, т.е. она абсолютно далека от Христа. Я даже уверен, что она никакого Евангелия не читала. Я вообще не понимаю,   зачем тогда ей крестить ребенка?

О.Александр Березовский: - Здесь объясняются цели крещения.

О.Дмитрий Смирнов: - Да непонятно, что за готовность там должна быть у крёстного? Он что, хочет бицепсы накачать, чтобы воспринимать ребенка от купели? Тоже непонятно.

Телефонный звонок: -Здрасьте! У меня такой вопрос. В одном месте в Евангелии Христос говорит: в мире скорбны будете, а в другом говорит наоборот: иго Мое благо, и бремя Мое легко.

О.Дмитрий Смирнов: - А почему наоборот-то? Вы что, плохо знаете русский язык?

Телефонный звонок: - Кто-то из святых, по-моему, апостол Павел сказал: радуйтесь, т.е. всё-таки христианство  - это религия скорби или радости?

О.Дмитрий Смирнов: - В мире мы скорбны. И в мире мы радостны. Наша радость побеждает скорбь. Христианство, как сказал один замечательный христианин, богослов, даже такую написал книгу «Путь к совершенной радости».

О.Александр Березовский: - А к радости идем через скорби.

О.Дмитрий Смирнов: - Исключительно через скорби.

О.Александр Березовский: - Святитель Лука говорил: я полюбил скорби, страдания.

О.Дмитрий Смирнов: - При определенном духовном развитии, потому что за этим следует утешение.

О.Александр Березовский: - Но человеку хочется сразу перейти к утешению, минуя скорби.

О.Дмитрий Смирнов: - Нет, человек видит противоречие там, где его нет, и как бы натягивает одно на другое. Это не так.

О.Александр Березовский: - Вообще вопрос о радости, о которой говорится в Евангелии, часто возникает.

О.Дмитрий Смирнов: - Потому что человек не так радость воспринимает. Он радость воспринимает как? Веселюсь, гуляю, можно сказать -  ничего не делаю. Хотя даже пословица говорит: «Без труда не вынешь рубку из пруда». А все дети знают, что труд -  это и есть скорбь. Потому что гораздо лучше банки гонять, как мой дедушка говорил, чем математикой заниматься. Поэтому большинство предпочитает ничего не делать.

О.Александр Березовский: - Это легче.

О.Дмитрий Смирнов: - Конечно. Особенно умственная деятельность: что-то читать, я уж не говорю: молиться.

О.Александр Березовский: - Батюшка, а ничего не делать, кстати, очень утомляет.

О.Дмитрий Смирнов: - Почему?  Привычка нужна.

О.Александр Березовский: -  Навык.

О.Дмитрий Смирнов: - Да. У одного спрашивают: почему у тебя рядом с кроватью стул стоит? Отвечает: проснулся, отдохнуть надо.

Телефонный звонок: - Добрый вечер! Меня звать Олег. Вопрос у меня такой. Рассказ о блудном сыне в Евангелии толкуется, как притча. Т.е. хозяин -  отец, надо полагать, что это Бог.

О.Дмитрий Смирнов: - Совершенно верно.

Телефонный звонок: - Кем полагать слуг -  работников хозяина?

О.Дмитрий Смирнов: - Ангелов можно, т.е. кто трудится для Него, апостолов. Если экстраполировать на Церковь  - то священников.

О.Александр Березовский: - Мне кажется, каждый труждающийся ради Христа, он среди слуг этого Царя.

О.Дмитрий Смирнов: - И так можно, конечно. Дело в том, что притчу мы предполагаем к жизни. Это может быть кто угодно. Это просто некий образ, и под ним может скрываться и та часть людей, и другая, и даже ангелы небесные.

О.Александр Березовский: - Вообще это удивительная форма, в которой каждый человек может найти лично для  себя  какую-то мудрость, которую Господь ему открыл.

О.Дмитрий Смирнов: - Да, из этого рождается богословие, потому что это очень емкая форма.

О.Александр Березовский: - Некоторые моменты из Евангелия действительно описаны в толстых книжках многими людьми и каждая из них интересна. Мнение разное, взгляд разный, толкование разное, и в каждом есть зерно.

О.Дмитрий Смирнов: - Безусловно, как и в жизни. Господь дает такие универсальные инструменты для познания, что есть угодно Богу.

О.Александр Березовский: - Если настоятель храма не приветствует, чтобы прихожане причащались каждую неделю. Стоит ли дерзать?

О.Дмитрий Смирнов: - Для всего нужны обоснования.

О.Александр Березовский: - Не всегда священник обосновывает свой отказ.

О.Дмитрий Смирнов: - Если не обосновывает, тогда стоит. Дело в том, что священник не есть погонщик рабов.

О.Александр Березовский: - Но очень нередко безапелляционно: не причащаться, не должен.

О.Дмитрий Смирнов: - Особенно -  если безапелляционно. Священник  - такая же часть Христова стада. Если ты назначаешь для себя этого священника своим духовником или даже больше, духовным отцом -  тогда будь добр.

О.Александр Березовский: - Следуй его мнению.

О.Дмитрий Смирнов: - Иначе тогда отношения именно духовник и его послушник будут разрушены. Если ты не делаешь то, что я говорю, какой же я для тебя духовник? Как один молодой человек подходит и говорит: Учитель благий, что мне делать, чтоб иметь жизнь вечную?  - Ты Меня не называй благим. Благ только один Бог, либо ты тогда Меня признавай Богом и слушай меня во всем, как Бога. Либо тогда Я никакой тебе не Учитель и никакой ни благий. А как священник  - может, что касается порядка в храме или кого назначить петь в хоре, или кто тут будет полы мыть или украшать цветами храм, или какой ковер стелить, когда приедет архиерей, звонить или не звонить в колокол. Это всё дело настоятеля или замещающего его на данной службе священника. А что касается духовной жизни.... Какое имеет право священник? Дать совет -  это можно. Но каждый человек волен слушать или не слушать, потому что не каждый священник способен вникнуть. С 12 метров взглянув на человека, понять всю его жизнь, весь его путь ко Христу, понять его взаимоотношения с детьми, с племенниками, с отцом, с матерью, с дедушкой, с бабушкой, с соседями, с начальником, на работе и с женой. Как это можно говорить?  Тогда надо всё это изучить. На это нужно много времени, усилий.

О.Александр Березовский: - Если священник по какому -  то формальному признаку отлучает человека от причастия. Например, человек не дочитал «Последование к причащению». Он говорит: «Не дочитал? -  Всё, иди, не причащаешься!» И человек стоит: «Ьатюшка, я....». А батюшка: «Нет, я всё сказал».

О.Дмитрий Смирнов: - И всё правильно. Это понимаешь, как с долларом. Люди благоговеют перед долларом, и вот получается: он стоит 60 рублей. А если нет благоговения -  они даже не знают почем он.

О.Александр Березовский: - Так реально.

О.Дмитрий Смирнов: - Да. Приходится переводить, потому что люди про доллар лучше понимают, чем про духовную жизнь.

О.Александр Березовский: - Доллар почти все в руках держали, а духовную жизнь- не все.

О.Дмитрий Смирнов: - Многие, но всё-таки не все.

Телефонный звонок: - Добрый вечер! Батюшка, я хотела у вас спросить. Есть в Евангелии слово «рака». Если человеку скажешь «рака» -  значит, подлежишь синедриону. Но если человек мыслит по православному? С православной точки зрения так, с мирской точки зрения этак. Получается, думаешь о других, что они глупые. Что значит эта «рака»? Спасибо.

О.Дмитрий Смирнов: - «Рака» -  это не то, что ты думаешь, а то, что ты говоришь. Когда человек думает -  это он подозревает, а когда говорит -  это он уже обижает. Понимаешь разницу? Одно дело: так бы и дал бы, а другое дело: подошел и дал. Различаешь?

О.Александр Березовский: - За второе могут уголовное дело завести. А за первое даже никто не догадается.

О.Дмитрий Смирнов: - Сейчас идет процесс декриминализации побоев, поэтому на первый раз можно штрафом. Дал ему как следует и заплатил штраф. И удовольствие получил, и человека поучил, там немножко денег заплатил.

О.Александр Березовский: - Да интересная у нас, конечно, модернизация.

О.Дмитрий Смирнов: - Да вообще в жизни так все интересно, так все быстро разворачивается.

О.Александр Березовский: - После причастия в эту же ночь произошло осквернение. Неужели после такого таинства могут быть такие искушения?

О.Дмитрий Смирнов: - Ещё не такие могут. Николая Александровича Мотовилова после общения со святым Духом вселился бес, который много лет его мучил. И перестал мучить только при открытии мощей Митрофания Воронежского, куда он поехал.

Телефонный звонок: - Почему именно в такой форме евангелисты решили дать изречения Господа, и не только Его? Допустим, Мария Магдалина произносит:  Раввуни, когда видит Его воскресшего.

О.Дмитрий Смирнов: - Это я затрудняюсь. Может, тогда -  то как раз запомнили, потому что в Евангелии писали по-гречески на диалекте: ки ни или в другой транскрипции: кай не. Почему именно остались эти? Некоторые слова, например, переведены. По-еврейски -  Машиах, а по-гречески -  Христос, это переведено.

О.Александр Березовский: - Может, это для тех, кто слышали те слова?

О.Дмитрий Смирнов: - Может быть, с этим связано? Я как-то над этим никогда не задумывался.

О.Александр Березовский: - Объясните, кто может считаться духовным человеком?

О.Дмитрий Смирнов: - Тот, кто имеет плоды Святаго Духа.

О.Александр Березовский: - По плодам узнаете их.

О.Дмитрий Смирнов: - Да, я сегодня на проповеди уже называл. Поэтому если хочешь -  можешь перечислить.

О.Александр Березовский: - Батюшка, отошлем Послание к евреям апостола Павла, гл.33, 1 зачало. Можно там прочитать вообще всю главу. Она как раз на этот вопрос отвечает.

Телефонный звонок: - Добрый вечер! Я хотела бы спросить по  ходу передачи. В литературе есть такое понятие, как «денница». Нам известно, это даже у Пушкина где-то есть, что это сын Зари. Заря - это богиня богатства Аврора. Аврора даже фигурирует в таблице Менделеева под знаком Au, т.е. золото. Получается, что «денница»  - это аналог Люцифера у европейцев. «Денница», т.е. не ночница, не темница, а светлый, как Люцифер светоносный. т.е. это аналог слова дьявол и сатана. Есть ли аналог между литературным словом «денница» и словом «денница», которое употребляется в Евангелии с маленькой буквы?

О.Дмитрий Смирнов: - Есть, конечно. Просто «денница» может быть и как имя собственное. Когда мы употребляем «денница» как имя собственное, то имеется в виду как раз тот, кто спал с неба.

О.Александр Березовский: - Т.е. как бы подчеркиваем, что некогда был светлым.

Вопрос. Что делать православной девушке, если молодой человек, с которым она дружит полтора года, не зовет ее замуж? Самой может намекнуть, нет?

О.Дмитрий Смирнов: - Если она считает, что он - тот, который действительно может составить такого человека, который будет с ней строить домашнюю Церковь - тогда можно сделать ему предложение.

О.Александр Березовский: - Не он ей, а она ему.

О.Дмитрий Смирнов: - Я таких много случаев знаю и сам советую. Потому что нынешние мужчины очень нерешительные. И многих одна мама воспитывала. А у многих не было братьев и сестер.

О.Александр Березовский: - Т.е. человек просто не приобрел. Но если он не приобрел в жизни некую решительность.

О.Дмитрий Смирнов: - Если у него добрые, христианские качества души, а женщина, наоборот, решительная, смелая  -  то он будет даже благодарен.

О.Александр Березовский: - Это как патриарх на собрании рассказывал, когда ещё будучи митрополитом Смоленским, беседовал с батюшкой перед назначением на приход, всегда приглашал с матушкой. И говорил: порой в беседе с ними уже точно знаю, кто будет настоятелем прихода.

О.Дмитрий Смирнов: - Потом не один ещё святейший, я несколько таких архиереев знал, которые вели разговор со ставленником и супругой. Владыка Марк всегда приглашал матушку на беседу со ставленником. Один наш клирик рассказывал, что знания матушки так его поразили, что он простил недочеты её супруга.

О.Александр Березовский: - Как бывает порой, вот так выясняется.

О.Дмитрий Смирнов: - Да. Богословский тоже окончил, прекрасно разбирается, просто растерялся. Я сам однажды был свидетелем, когда один ставленник, будучи историком, окончил исторический факультет и даже преподавал историю, он безнадежно запутался во время экзамена на совете. Я за него ходатайствовал, что он просто пришел в неописуемое волнение: пощадите, я руку положу на сердце, что он всё знает лучше нас всех. Вот в таком он был состоянии. У него прямо видно, я его таким волнующимся никогда не видел. Так, что всё бывает, как-то смежил Господь уста.

Телефонный звонок: - Здравствуйте! Отец Дмитрий, по поводу апостола Матфея. Он писал для евреев. Поэтому он писал на еврейском языке.  Отсюда все эти выражения на еврейском. Все остальные три Евангелия написаны на греческом.

О.Дмитрий Смирнов: - Нет, вы знаете это не совсем так. Матфей писал для евреев, но писал по-гречески.

Телефонный звонок: - Евангелие от Матфея написано на еврейском изначально.

О.Дмитрий Смирнов: - Нет.

Телефонный звонок: - Может, у меня такие сведения?

О.Дмитрий Смирнов: - Не знаю, откуда у вас такие сведения, но нет никакого подлинника Евангелия от Матфея на еврейском языке. Дело в том, что все Евангелие, которыми мы пользуемся, это их запись, это был проект миссионерский. А главным языком этого времени, вообще в империи был греческий. Поэтому написали на греческом, потому что для всех.

Телефонный звонок: - Да, говорят, что в Новом завете только два текста, это от Матфея и Послание к евреям написаны на еврейском языке. Все остальное  - греческий текст, в том числе «Апокалипсис».

О.Дмитрий Смирнов: - Найдите мне ссылочку и пришлите, где опубликовано Евангелие от Матфея на еврейском языке и Послание к евреям в том числе, пришлите ссылочку на сайт радио "Радонеж". Уверяю вас, ничего у вас из этого не выйдет, потому что такого текста нет.

Телефонный звонок: - Дамаскин объяснял, что ангелы бессмертны не по природе, а по благодати. А Григорий Палама считал, что всё-таки они бессмертны по природе, потому что отпадший Люцифер -  подтверждение тому есть, что он как бы бессмертен. В «Бытии» нахожу много разных мнений. Даже Филарет Дроздов, его мнение несколько даже, на мой взгляд, если я правильно понял, отличается от Василия Великого, по поводу невидимого мира. Например, считал небеса небес невидимыми. Дамаскин считает, что это как бы видимая природа. Можно своё мнение, я хотел спросить, каков  предел безопасности, если это исследуешь, и с чем-то соглашаться или не соглашаться? Потому что эти вопросы, конечно, не догматизированы, но православная церковь как бы приняла мнение Василия Великого? Хотя некоторые вещи не всё объясняют.

О.Дмитрий Смирнов: - Есть, например, замечательный святой, которого я лично очень почитаю -  архиепископ Лука Крымский. Но в некоторых мнениях, я никак не могу с ним согласиться. Но от этого я не перестаю любить, молиться ему. Я везде, где только могу, его иконочки вещаю. Это совершенно частное мнение, даже святого угодника Божия. Есть даже специальный термин: теологумен, т.е. частное богословское мнение данного человека. А особенно у отцов IV века, там очень много отдельных мнений, которые в дальнейшем в истории Церкви не получили всеобщего признания.

О.Александр Березовский: - Мы знаем, что даже нередко среди святых людей, отцов Церкви возникали богословские споры, и эти споры решались порой на Соборах.

О.Дмитрий Смирнов: - Я сам участвовал однажды, невольно в таком споре. Два профессора, один справа, другой слева сидели и призывали меня в свидетели своей правоты. И находили аргументы в споре, одно мнение против другого, и очень даже горячо спорили, с любовью так. Я говорил: уважаемые мои учителя, я совершенно теряюсь, потому что, может, вы меня и за кого-то считаете, но я  - то вообще совсем не богослов. Поэтому никак не могу, обоих люблю и уважаю, и с удовольствием всегда слушал. Но, тем не менее, возникают споры и сейчас.

О.Александр Березовский: - Батюшка, но сейчас ваше мнение цитируют, когда приводят аргументы.

О.Дмитрий Смирнов: - На здоровье. Я вообще не считаю себя богословом совсем.

Телефонный звонок: - Добрый вечер, отец Дмитрий и отец Александр! С праздником вас Богоявления. Галина. У меня к вам два вопроса. Первый вопрос   -   по молитве иеросхимонаха Парфения Киевского.  Там есть такие слова: Господи, не оставь меня без удела во блаженной вечности. Я хотела спросить отец Дмитрий, могу ли я узнать о своем уделе во блаженной вечности? Если это возможно, то как молиться об этом?

О.Дмитрий Смирнов: - Я вас поздравляю. Вам это узнать не представляется никакой возможности.

Телефонный звонок: - Второй вопрос  - по пятой  молитве Василия Великого. Там есть такие слова: да не падше и обленившеся, но бодрствующе и воздвижени в делание обрящемся готови, в радость и Божественный чертог славы Его совнидем, идеже празднующих глас непрестанный, и неизреченная сладость зрящих Твоего лица доброту неизреченную. Скажите, пожалуйста.

О.Дмитрий Смирнов: - Бесполезно говорить, хочешь человеку сказать, а он свое. Слушайте внимательно. Доброта -  это когда человек имеет возможность сжалиться над другим. Доброта  - это красота духовная.

Телефонный звонок: - В нашей жизни сейчас праздность считается грехом. А тут будет празднуюших глас непрестанный, и неизреченная сладость зрящих Твоего лица доброту неизреченную. Это значит: все праздники перейдут в вечность, батюшка, так будет? Скажите, пожалуйста.

О.Дмитрий Смирнов: - Нет, не все праздники перейдут в вечность. Речь идет о другом. Сейчас сами люди на земле устраивают праздники, и мы празднуем всею Церковью Богоявление, с которым вы нас поздравили. Мы все собираемся и мы празднуем. А в тот мир, куда мы стремимся -  там будет празднование всеобщие, всей Церковью, кому Господь скажет: «Придите ко Мне». И будет непрестанный праздник, непрестанное славословие. Хотя праздник в русском языке имеет как бы два значения. Вернее, само торжество имеет свое происхождение от того, что в этот момент мы не делаем ничего другого, как бы празднуем, т.е. дрова не пилим, в парикмахерскую не ходим в это время, а именно торжествуем сердцем своим. Тот мир духовный, в который устремляется душа христианская -  там человек получает это разрешение в вечное. Вот, что имеется в виду.

О.Александр Березовский: - А то, о чем Господь говорит: блаженная, высшая степень радости, как выражается?

О.Дмитрий Смирнов: -  Непрестанная, ничем не  омраченная радость.

О.Александр Березовский: - Как искренне почитать своего супруга, который глуп в житейском быту и ничего не умеет в профессиональном плане, в 40 лет  - курьер?

О.Дмитрий Смирнов: - Для Бога это неважно, человек курьер или руководитель какого-то холдинга, которой руководит 28 тысячью курьеров и только их рассылает -  кому денег, кому приказ, кому указ об увольнении, и т.д. Для Бога это неважно. Для Бога важно, насколько он честно и качественно исполняет свою работу. А кто уж за кого вышел -  это уж смотреть надо было. Видать, не больно- то умна.

О.Александр Березовский: - Как говорится, сама выбрала.

О.Дмитрий Смирнов: - Да.

О.Александр Березовский: - Вот так человеку кажется, что его сделали несчастным. Что это не он сделал ошибку в жизни, не за того замуж вышла. Некоторые даже говорят: как будто обманули.

О.Дмитрий Смирнов: - Да не в этом дело. Дело в том, что у каждого человека в жизни своя задача. Я знал одного человека, который -  эта женщина, которая нам написала -  она решила, что он неудачник. А на самом деле, сколько я знал людей, которые окружали этого человека, они  его чрезвычайно почитали. Я даже бы сказал, благоговели перед ним. А у меня, например, начальная моя зарплата была больше, чем та, которую он имел в середине своей карьеры. А уже когда я заканчивал свою светскую жизнь, поступал в семинарию, так у меня было в полтора раза больше, чем у него в конце его карьеры. Но я бы очень бы хотел, чтобы у меня были такие качества души, как у него.

О.Александр Березовский: - Ну, что человек ценит.

О.Дмитрий Смирнов: - Да. Хоронили мы великого человека, героического Глеба Борисовича, любой период его жизни  - это геройство. Конечно, быть таким, как он  - это замечательно, это украшение державы -  такие героические люди. Но не все такие, и это совершенно неважно. Представляешь, все герои? Это даже скучно. Кто-то должен и кашу варить для героев. Разве нет?  Попробуй поживи без каши - ноги  протянешь!

Другие статьи автора

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]