Перейти к основному содержанию

22:31 21.07.2018

Владыка, я никак не разумею по первой заповеди: возлюби Бога и ближнего. Насколько в процентном отношении оставлять любовь к себе?

18.12.2017 08:13:07

Епископ Биробиджанский и Кульдурский Ефрем отвечает на вопросы радиослушателей, ведущая – Антонина Арендаренко.

Слушать: http://radonezh.ru/radio/2017/12/01/21-00.html

А. Арендаренко: - Как вы уже знаете, братья и сестры, в Москве завершился Архиерейский Собор. Вы, владыка, участвовали в его работе. И в начале передачи не могу не задать вопрос о Ваших впечатлениях.  

Епископ Ефрем: - Да, на днях Собор завершился торжественным заседанием, на котором присутствовали представители всех Поместных Православных Церквей. Напомню, что Собор начал свою работу 29 ноября со служения Божественной Литургии в храме Христа Спасителя и встречи мощей святителя Тихона, Патриарха Всероссийского. Святитель Тихон вернулся в то место, в тот храм, где сто лет назад восходил на престол предстоятелей Русской Церкви. Святейший Патриарх Кирилл торжественно встретил мощи из Донского монастыря.   Они были помещены в раку, специально изготовленную к этому событию. Было совершено молебное пение, славление. И вот Собор  прошел. Перевернулась еще одна страница в жизни Русской Православной Церкви.

А. Арендаренко: - Прошел под омофором святителя Тихона…

Епископ Ефрем: - Под омофором святителя Тихона, при непосредственном руководстве Святейшего Патриарха Кирилла, при собрании всего Епископата нашей Церкви. Собор проходил насыщенно, плодотворно, интересно. Принятие судьбоносных решений для жизни нашей Церкви, повышение уровня квалификации, знаний, кругозора для каждого его участника  сделали Собор знаменательным событием для всех нас. Святейший Патриарх Кирилл постоянно напоминает нам, что время требует повышения уровня всех священнослужителей и всех архиереев в том числе.
А. Арендаренко: - Расскажите, каков был распорядок дня?

Епископ Ефрем:  - Каждый день начинался, конечно, с Божественной литургии, затем с 10 утра и до 19  проходили пленарные заседания.

А. Арендаренко: - Судя по повестке, они были очень насыщенными?

Епископ Ефрем: - Да, очень. Повестка Собора включала 14 пунктов, практически большая часть ее исчерпана. Подведены итоги, утверждено постановление Архиерейского Собора, отдельно принято Послание всему клиру, верным чадам Русской Православной Церкви.

А.Арендаренко: – Как составлялась повестка заседаний Собора?

Епископ Ефрем:  - Вопросы, разрешения которых  требует жизнь нашей Церкви, были сформулированы не спонтанно. Это результат кропотливой, продолжительной работы в рамках Межсоборного присутствия, которое объединяет архиереев нашей Церкви, священнослужителей, монашествующих, мирян. То, что предлагается как основа для принятия решений Архиерейским Собором, является плодом соборного осмысления актуальных вопросов жизни Русской Православной Церкви, осмысления всей ее полнотой. В частности, мы заслушали доклад митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия о мероприятиях столетия начала гонений на Русскую Православную Церковь и об увековечении памяти новомучеников. Порадовались тому, что часть доклада Председателя Церковно-общественного совета по увековечению памяти новомучеников относится и к нашей епархии. На территории Еврейской автономной области, в 30-е-40-е годы, в Бамлаге завершили свой земной путь восемь новомучеников, которые не были уроженцами Дальнего Востока  или Сибири. Они были сосланы туда на тяжелые работы или, если говорить языком богослужения, «на горькие работы». Страдальцы завершили свой земной путь исповеданием Христа, претерпеванием мучений за Него. Нам отрадно осознавать то, что совершаемое на общецерковном уровне  проиходит, в том числе и с нашим участием. Мы познакомились с докладом Епископа Егорьевского Тихона о ходе работ по идентификации Екатеринбургских останков.

А. Арендаренко: - Тоже сложная, болезненная тема…

Епископ Ефрем: - Да, это так. Но пока нет окончательного результата. Очень интересный, содержательный доклад владыки Тихона представил ход работы в рамках уголовного дела, которое недавно вновь было инициировано, и разные направления расследования…

А. Арендаренко: - То есть, следствие будет продолжаться?

Епископ Ефрем: - Конечно! Пока нет окончательного результата, и Святейший Патриарх Кирилл сообщил, что сейчас еще проводится генетическая экспертиза Екатеринбургских останков. Мы знаем, что специально для этой экспертизы была вскрыта могила императора Александра III, чтобы у Церкви не было никаких сомнений, являются ли Екатеринбургские останки святыми мощами или просто это останки каких-то других людей. Очень важный и судьбоносный вопрос для нашей Церкви.

Обсуждался проект Положения о монастырях и монашествующих Русской Православной Церкви, и в итоге Положение было принято. Казалось, очень много вопросов, которые жизнь поставляет, требуют разрешения, соборного осмысления.  Епископат единодушно, после интересной, насыщенной, плодотворной дискуссии, принял основополагающие направления. В документе Собора отражено, чем следует руководствоваться в плане устройства жизнедеятельности монастырей, как сохранить все лучшее из  традиций русского монашества, учесть современные особенности. Этот документ ляжет в основу жизни нашей Церкви. Положение о  канонических аспектах церковного брака – это документ, который занял большую часть рабочего дня Собора. Он очень важен для деятельности Церкви.

Состоялась встреча с Президентом Российской Федерации – Владимиром Владимировичем Путиным, который порадовал всех нас своим участием в работе Архиерейского Собора.

А. Арендаренко: - Это вообще впервые в истории – Президент прибыл на Архиерейский Собор!

Епископ Ефрем: - Обычно Президент принимал епископат Церкви у себя в Кремле, в рабочей резиденции. В этот раз он посетил Собор в храме Христа Спасителя, в зале Церковных соборов. Он произнес очень интересное и глубокое слово. Говорил об исторических перипетиях в нашем государстве. Запомнилась его фраза: «Жизнь рано или поздно все расставляет на свои места». Действительно, и нынешний собор, в том числе, является иллюстрацией этих слов главы нашего государства. Завершив свое выступление перед архиереями нашей Церкви, Президент пожелал успехов и плодотворного служения каждому из нас на нашем месте, произнеся напутствие: «С Богом!». Вот такое молитвенное пожелание….

А. Арендаренко: - Порадовало и обнадежило  участников…

Епископ Ефрем: - Да, порадовало очень.  Но я продолжу рассказ о Соборе. Неожиданно оказалось, что документ о канонических аспектах церковного брака занял большую часть рабочего дня Собора. Архиереи оттачивали в формулировках каждое предложение, ссылались на каноны, на постановления Священного, даже еще Святейшего правительствующего Синода XVIII, XIX веков.  Т.е., учтена вся совокупность: во-первых, канонов Церкви, затем – нормативных документов, которые рождались в ответ на возникавшие вопросы. И в итоге тот документ, который представил архиепископ Берлинский и Германский Марк - напомню, что он является председателем Комиссии по каноническому праву Межсоборного присутствия -  оказался весьма насыщенным и непростым документом…

А. Арендаренко: - Выстраданным…

Епископ Ефрем: - Да. Но он действительно отточен в формулировках и разрешит многие проблемы, с которыми мы, священнослужители, как архиереи, так и рядовые священники, сталкиваемся очень часто.

А. Арендаренко: - Увы, кризис семьи дает о себе знать, и Церковь должна дать ответ, не отходя от канонов, и в тоже время -  не отгораживаясь от проблем паствы…

Епископ Ефрем: - И не только кризис семьи. Возникают разного рода сложности, когда принимается решение о венчании людей. Ведь есть и канонические препятствия к венчанию. Иногда, к сожалению, распадаются семьи.  Мы знаем, что Священное Писание говорит о единственной причине для того, чтобы прекратить брак …

Писание гласит, что эта причина -  вина прелюбодеяния. Но при этом возникает много сложностей. Святейший Патриарх акцентировал внимание на том, что браки совершаются на небесах, и мы не можем даже употреблять такое выражение, как расторжение брака. Мы говорим именно о канонических аспектах церковного брака, и если церковный брак прекращается – это не отменяет совершенного таинства.  Брак прекращается именно в каноническом смысле. Именно канонический аспект, повторю, здесь имеется в виду. А не расторжение брака как это иногда, к сожалению, неправильно толкуют.

А.Арендаренко – Какое событие на Соборе, Владыка, наиболее ярко Вам запомнилось?

Епископ Ефрем: - Каждое событие деятельности Архиерейского Собора по своему ярко, интересно и уникально.  Вот было обсуждение предложения по общецерковному прославлению ряда местночтимых святых. У нас в Церкви много святых, которые имеют статус местночтимых, но они уже давно почитаются на уровне всей Церкви. Яркий пример – это Глинские старцы. Те подвижники, которые были прославлены как местночтимые святые Глинской пустыни, теперь войдут в Святцы нашей Церкви для общецерковного почитания. И мы услышали имена, которые уже давно на слуху. Во время Божественной литургии и 4 декабря в храме Христа Спасителя, в день, когда отмечалось столетие интронизации Святейшего Патриарха Тихона, на малом входе был оглашен список этих святых, которых прославил нынешний Архиерейский Собор. Думаю, что для всей полноты нашей Церкви это была огромная радость.

А. Арендаренко: - Радость умножения числа наших святых, к молитвенной помощи и заступлению которых мы будем тоже прибегать. Сразу вспоминается собор 2000 года, как это было торжественно, когда возглашали имена новомучеников Российских.

Епископ Ефрем: - И до сих эти чувства во  многих живы и дают силу. Далее, Собор не мог обойти своим вниманием предложения по поправкам в Устав Русской Православной Церкви. Была сформулирована отдельная глава по Украинской Православной Церкви. Напомню, что в Уставе предыдущей редакции об Украинской Православной Церкви говорилось в разделе самоуправляемых Церквей в составе Московского патриархата. Сейчас же выделена отдельная глава, тем самым особенный статус Украинской Православной Церкви был подчеркнут и сейчас зафиксирован в нашем Уставе.

А. Арендаренко: - Владыка, может быть, мы об этом чуть подробнее скажем, но чуть позже? У нас вопрос  слушателя по телефону.

Я прослушала всю конференцию, посвященную обретению мощей. Убиение Царственных мучеников –потрясающее событие, и меня переполняли чувства величия  их подвига, их святости. Простите меня, Христа ради, но у меня появилась идея: пока идет Собор, где столько иерархов, столько священников -  если бы нам всем помолиться вместе? Попросить, умолить Господа, чтобы Он показал: эти обретенные мощи –те самые или нет? Или  - где искать? Простите меня, но мне хотелось очень поделиться этой мыслью, и если вам угодно, то прокомментируйте, пожалуйста.

Епископ Ефрем: - Автору, может быть, в утешение скажу, что эта мысль полностью совпадает с тем, что говорил нам Святейший Патриарх Кирилл на Соборе. А он именно призвал всех к сугубой молитве с тем, чтобы, действительно, мощи были явлены. Или  открылась истина относительно останков святых царственных мучеников: есть ли они, нет ли их? Интересно, что Святейший Патриарх подчеркнул, что в настоящее время еще продолжается генетическая экспертиза. И сам факт обнаружения, явления мощей,  или точнее сказать: явление истины относительно этого будет судьбоносно в истории нашего отечества. Святейший Патриарх даже сказал о том, что, возможно, нам придется еще собраться на Архиерейский Собор в следующем году именно для того, чтобы восторжествовала истина относительно обретения, явления мощей святых Царственных мучеников. И Святейший Патриарх призвал всех к молитве. Каждый архиерей, когда вернется к себе в епархию, об этом скажет на первой же проповеди, обратится к духовенству своей епархии, к монашествующим, мирянам. Именно соборная усиленная молитва всей полноты всей Русской Православной Церкви  позволяет надеяться, что Господь явит чудо, явит истину.

А. Арендаренко: - Еще дерзаю предположить, что, может быть, пока мы, общество, мы, Церковь, не вполне духовно готовы к этому? Может, мы сами недостаточно молимся, недостаточно каемся? Нет в нас еще той чистоты, высоты, что Господь нам этого пока не открывает? Так ведь тоже может быть?

Епископ Ефрем: - Да. И Святейший Патриарх говорил об этом. Он заметил: «Не все еще изменено и не все еще исцелено в нашем обществе». И вот то, что пока мощи не явлены –  подтверждает эту мысль. Действительно, здесь взаимосвязь и нашего внутреннего духовного состояния, и нас всех вместе взятых в целом. И, конечно, все происходит во взаимосвязи, и Господь нас испытывает, Господь нас проверяет, Господь дает нам повод возрастать и духовно совершенствоваться. Действительно, у нас открывается уникальная  возможность…  Сейчас за нас, конечно, возносится горячая молитва и постоянное ходатайство святых Царственных мучеников. Поскольку они прославлены у Бога, и Церковь свидетельствовала об этом.

А. Арендаренко: - Да. Слава Богу. Очень хотелось бы поговорить о вашей дальней епархии. Но все-таки еще несколько слов скажите об отношениях с Украинской Церковью.   Потому что пресса не очень вразумительно освещала тему. Было некое разномыслие в сообщениях агентств, и у людей неясность: что же все-таки там было?

Епископ Ефрем: - Да. Читали письмо от Филарета, бывшего митрополита Киевского и Галицкого, оно было подписано просто именем Филарет, без указания титулов, званий…

А. Арендаренко: - Смиренно…

Епископ Ефрем: - Да. На простой бумаге. Для всех участников Собора это письмо было, конечно, неожиданностью. Бывший митрополит Киевский Филарет, который, как известно, учинил раскол, за что получил прещение от Архиерейского Собора нашей Церкви, приносит покаяние. Он свидетельствует, что хотел бы восстановить Богом дарованный мир, просит у всех прощения, в чем согрешил делом, словом, помышлением, со своей стороны  уверяет, что прощает всех. И, конечно, информационная картина, которая затем начала складываться, была разноречива. К сожалению …

А. Арендаренко: - Комментировали кто как…

Епископ Ефрем: - Да. Стали комментировать, кто во что горазд.

А. Арендаренко: - К тому же пресс-секретарь Филарета отрекался, говорил, что не было письма – в общем, сумятица…

Епископ Ефрем: - Да. К сожалению, некоторые информационные агентства само это событие искажали даже на уровне заголовков. Здесь, наверное, всем нам нужно очень внимательно читать официальные ресурсы нашей Церкви. Официальный сайт Московской патриархии, где изложена позиция, описываются события Архиерейского Собора и те принятые решения, которые там формируются – они для всех находятся в открытом доступе. Чтобы не было двусмыслицы -  не нужно ввергаться в пучину разного рода домыслов, может даже преднамеренного искажения информации. Архиерейский Собор сошелся единодушно в мысли, что, возможно, это станет началом долгожданного процесса. Этого процесса ждали 25 лет. К сожалению, очень много бед произошло за это время. А грех раскола  - страшный грех,   он  всегда оставляет кровоточащую рану на теле Церкви. Для того чтобы его уврачевать, потребуется очень много сил, естественно -  какое-то время. Но можно понять бывшего Киевского митрополита Филарета. Человеку 88 лет, приближается смерть, приближается предстояние перед Богом, и если вера есть в душе этого человека -  то, наверное, есть и покаяние. Мне кажется – это уже мое личное мнение, что, прежде всего поэтому  он составил это письмо. Наверное, душа уже чувствует, и совесть обличает человека. И дай Господи, чтобы, действительно мы все со всей ответственностью от Архиерейского Собора заявили, чтобы это стало началом нужного и долгожданного процесса в лоне Московского патриархата.

А. Арендаренко: - Дай Господь, чтобы это было ответом на нашу ежевоскресную молитву за Литургией об умиротворении братской страны и нашей Украинской Церкви.

Епископ Ефрем: - Да, да. Помоги Господи.

-Вопрос по телефону: Не является ли вот это письмо бывшего Киевского митрополита Филарета лукавством, в том смысле, что он просит снять прещение, просит прощения. Но ведь покаяние заключается в том, чтобы изменить жизнь, изменить свои дела на противоположные?

Епископ Ефрем: - Спасибо, что вы этот вопрос задали. Действительно, покаяние всегда сопряжено с определенным плодом. Поскольку человек обнаружил желание покаяться и, собственно говоря, уже кается, поскольку он просит прощения, Святейший Патриарх Кирилл на Соборе сказал, что снятие прещений будет уже результатом определенных действий…

А. Арендаренко: - Не автоматически…

Епископ Ефрем: - Конечно. Да. Если человек свидетельствует о сожалении в содеянном, если он кается -  то теперь должны пойти конкретные дела. Конечным результатом которых будет снятие прещения.

А. Арендаренко: - Я думаю, мы услышим Послание Архиерейского Собора и будем это не раз обсуждать. Поскольку владыка все-таки у нас гость редкий, Восток -  Дальний, пора уже перейти к делам вашей епархии.   У вас случилось недавно событие очень важное,  – обретение иконы. Расскажите подробнее. Мне имя святой ничего, к сожалению, не говорит. Она местночтимая или же прославлена общецерковно?

Епископ Ефрем: - Святая мученица Параскева Кочнева – мы ее именуем Параскева Кульдурская, по месту ее подвига - одна из немногих женщин для Сибири и Дальнего Востока. Одна, наверное, из тех  женщин, которые просияли в подвиге мученичества в новое время. Да, действительно, событие было духовно насыщенным, радостным, благодатным.

А. Арендаренко: - Слава Богу, когда появляется новый святой, это такое воодушевление, радость о Господе! Я когда-то присутствовала в Омске при прославлении святителя Сильвестра (Ольшевского), егто келейника и двоих священномучеников. Мы всех святых любим, почитаем, но когда ты понимаешь, что вот именно эти ходили по той же земле, что они здесь молились, пострадали и здесь находятся, конечно, и мощами (в том числе, хоть и неоткрытыми), то совершенно особое чувство испытываешь. И когда родственники стоят на этой службе и плачут, и перед ними иконы их близких…. Это удивительное  состояние души. Слава Богу, что они нам явлены.

Вопрос по телефону: Когда мы падаем, как нам подняться и не упасть дальше?

Епископ Ефрем: - Наверное, можно просто ответить, когда мы падаем  - нужно вставать. Для того, чтобы встать, нужно прилагать усилия над собой, прежде всего. Вспомните, когда мы споткнулись и упали, хочется поскорее вскочить, даже преодолевая боль. То же самое относится и к духовной жизни. Ни в коем случае не нужно никого судить. Потому что, когда ты осуждаешь других людей, то ты всегда падаешь: сам себе создаешь камни преткновения, о которые спотыкаешься и падаешь.

А. Арендаренко: - Говорят же: в чем осудишь, в том и согрешишь. Я в этом сама убеждалась.

Епископ Ефрем: - Я тоже всегда в этом убеждаюсь. То есть хранить нужно свой ум. Внутренний мир. Свой взор от того, чтобы ограждать себя от осуждения. Если даже видим какие-то недостатки в ближнем, то это - прежде всего повод посмотреть, что именно в нас в данном направлении не так. Упал – вставай. Вот самый простой рецепт. Не нужно ни в коем случае смущаться от того, что мы падаем, как малые дети, когда они начинают ходить.

А. Арендаренко: - Да. И святые ведь падали…

Епископ Ефрем: - Как говорится: «И с совершенными бывает падение». Падали, действительно, и святые. Но в чем уникальность верующего человека – он никогда не соглашается со своим падшим состоянием. Если человек действительно верит Богу, если он желает для себя спасения в вечности -  он всегда будет вставать. Сколько бы раз ни падал, всегда будет находить в себе силы, чтобы подниматься. Если видишь, что твое падение очень глубоко и кажется уже нет сил для того, чтобы встать -  ни в коем случае не нужно печалиться. Не нужно унывать, поскольку уныние всегда попаляет душевные силы, и человек может  оказаться недееспособным в духовной жизни. Но повторю, опять же, ссылаясь на личный опыт: для того, чтобы не падать  - нужно никого не осуждать. А если уже упал -  то мгновенно прилагать усилия для того, чтобы подняться. И более того, так уникальна наша духовная жизнь, что Господь всегда дает нам повод для экзамена, когда мы один раз упав -  встаем. Обязательно появится случай, когда должно будет вновь совершится падение, но мы уже можем не упасть, потому что будем помнить о том опыте, который получили в преодолении того или иного греха.

А. Арендаренко: - Дай Бог.

Вопрос по телефону: Владыка, я никак не разумею по первой заповеди: возлюби Бога и ближнего. Насколько в процентном отношении оставлять любовь к себе?

Епископ Ефрем: - Спаси Господи за ваш вопрос. Но напомним, что известные слова препододобного Серафима Саровского: «спасайся сам и вокруг тебя спасутся тысячи» –  задают ориентир, благодаря которому человек может преображать все вокруг себя. Это начинается со своего собственного изменения. Когда мы радеем о своем спасении, нам никогда не будет безразличен кто-либо из окружающих людей.

И как можно возлюбить ближнего? Прежде всего, увидев свои недостатки, поняв, в том, что ты являешься поврежденной грехом человеческой природой, и, возымев желание исправить свою греховную поврежденность. В результате ты никогда не будешь осуждать или, по крайней мере, стараться не осуждать тех, кто тебя окружает. Ты всегда, видя согрешающего человека, будешь прилагать усилия для того, чтобы покрывать его грехи, помогать ему исправляться для того, чтобы поддерживать страдающих, нуждающихся. Где-то словом, где-то конкретными делами. Продуктами, вещами, деньгами. То есть так или иначе человеку, радеющему о своем спасении, Господь Бог будет посылать тех людей, которые в жизни становятся нашими ближними. А как известно из Евангельской притчи о милосердном самарянине, ближним является тот, кто оказывает милость конкретному человеку в данный момент времени. И для нас всегда ближним является не только тот, кто живет рядом с нами, в одной квартире, на одной лестничной площадке, с которым мы трудимся в одном коллективе.  А в конкретный момент времени ближним является для нас тот человек, который помогает нам поступить по вере, поупражняться в исполнении Божиих заповедей…

А. Арендаренко: - Спастись…

Епископ Ефрем: - В итоге спастись. Совершенно верно.

А. Арендаренко: - В трудах по спасению. Да в этом любовь и к себе, видимо, и проявляется.

Епископ Ефрем: - Конечно. И оказывая милость ближнему, мы всегда будем чувствовать любовь Бога к нам. И свою любовь к Богу возгревать, умножать, очищая себя от гнездящихся в сердце пороков. Будем более ярко чувствовать то, что всегда по отношению к нам делает Господь Бог.

А. Арендаренко: - Да. И радостно на сердце будет, когда помог кому-то. И вот это и есть любовь и к себе. Тебе же хорошо, совесть тебя не обличает – уже радостно. Так что тут про процентное соотношение, наверное, трудно говорить.

Вопрос по телефону: Было покаянное письмо на Архиерейский Собор так называемого Филарета, Михаила Денисенко. Сегодня пришла новость из Киева, что бандеровцы брали штурмом его штаб квартиру, так называемую патриархию. И он сказал: «Я ни в чем не раскаивался». Вот как с этим быть?

Епископ Ефрем: - Этот вопрос сегодня также поднимался Святейшим Патриархом Кириллом в начале работы нашего Собора. Но это не отменяет того письма, которое было написано Денисенко. Он свидетельствует о желании примириться, повторюсь, предстоит процесс переговорный, выяснения разных деталей и обстоятельств. Для этого создана комиссия во главе с митрополитом Волоколамским Иларионом. Несомненно, все станет на свои места. Сейчас всех нас Патриарх призывает не спешить с выводами, …

А. Арендаренко: - Не обличать.

Епископ Ефрем: - Да. Не обличать. Помолиться и не впадать в поспешное рассуждение по этому вопросу. Человек засвидетельствовал покаяние, далее  покажет время. Я думаю, что вот даже та противоречивая информация, которая сейчас поступает, свидетельство борьбы сил там.

А. Арендаренко: - Мы же тоже не знаем, насколько она правдива.

Епископ Ефрем: - Да. Как она формируется, как ее подают. Она для нас, прежде всего, повод проявить благоразумное молчание. Вот это, наверное, самый верный и духовно правильный ответ на происходящие сейчас события.

Вопрос из СМС-сообщения: Невестка понимает конкретно слова: «оставит человек отца и мать и прилепится к жене». Как сочетать это с пятой заповедью о почитании родителей? Как вы прокомментируете?

Епископ Ефрем: - Нужно просто вашей невестке разъяснить содержание пятой заповеди о почитании родителей. И в помощь в данном направлении, полагаю, может быть, толкование ее нашими святыми отцами, учителями Церкви, в частности -  святителем Иоанном Златоустом. Нужно потрудиться открыть толкование этих слов, осмыслить и на понятном языке, думаю, что удобнее за чашкой чая, в добродушной беседе просветить невестку, чтобы она стала более грамотной в осмыслении заповедей Священного Писания. И думаю, что это послужит к облагораживанию атмосферы в ваших взаимоотношениях, к умножению любви в вашей семье.

А. Арендаренко: - Объяснить, что одна заповедь не противоречит другой ни в коей мере.

Епископ Ефрем: - Да. Объяснить нужно голосом Церкви, а он запечатлен на страницах изъяснителей и толкователей.

А. Арендаренко: - Да. Лучше святых отцов не скажешь.

Вопрос по телефону: Рассматривалась ли  на Архиерейском Соборе проблема различных страшных извращений, которые нам СМИ часто преподносят как некую норму жизни? И были ли приняты какие-то постановления? Как с этим бороться?

Епископ Ефрем: - Церковь является хранительницей традиционных духовно-нравственных ценностей. Об этом говорил и Президент, когда встречался с с участниками Архиерейского Собора. И конечно, прежде всего, следует противостоять тому негативу, той непотребной информации, которая на нас обрушивается отовсюду. Миряне могут противостоять внимательным участием в молитве, богослужении.  Священнослужители -  обозначая и заостряя эти вопросы на проповеди. Какое-то отдельное решение принять, наверное, тут и не нужно, потому что миссия Церкви состоит в том, чтобы служить спасению человека. И Святейший Патриарх говорил  - я уже эти слова упоминал: «не все еще изменено и не все еще исцелено в нашем обществе». И благодаря вам – мирянам, нам – архиереям, священнослужителям нашей Церкви мы многое можем изменить. Начать преображать мир нужно с самих себе, не допуская гнилых слов, дел, мыслей. И, видя то, что навязывается как некая норма -  противопоставлять этому личную благочестивую жизнь. Воспитывая в таком направлении своих детей и внуков. Освящая, облагораживая пространство вокруг себя. Вряд ли что-то новое скажет Архиерейский Собор, потому что об исполнении заповедей говорит каждый священнослужитель. Миряне же со своей стороны, на том месте, где они живут  и  трудятся, могут очень многое изменить.  Хотя бы ответив иной раз на что-то непотребное молчанием, где-то молитвой, где-то и твердым действием, словом.

А. Арендаренко: - Выражением мнения, что Церковь и делает, возвышая свой голос против подобных явлений и событий.

Епископ Ефрем: - То, что такой вопрос задается - уже свидетельствует о небезразличии ко всему происходящему вокруг, а значит, дает надежду и утешение в том, что мы многое сможем изменить.  Что, собственно говоря, уже и делаем.

Спасибо и дай Господи всем доброго здравия, крепкой веры!

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+