Перейти к основному содержанию

17:57 28.03.2024

Верно ли утверждение, что прежде чем стать христианином, нужно стать человеком. У микрофона протоиерей Дмитрий Смирнов.

04.03.2014 10:42:27

Добрый вечер, дорогие братья и сестры. Радио «Радонеж» в прямом эфире. Вы можете звонить по телефону и задавать свои вопросы. У микрофона протоиерей Дмитрий Смирнов и священник Александр Березовский.

-Батюшка верно ли утверждение, что прежде чем стать христианином, нужно стать человеком. И что тогда вкладывается в понятие «человек»?

 -Этому пониманию помогает ветхозаветная заповедь, которую Господь дал дикому древнему народу Израиля. Для того, чтобы потерянный в пустыне народ именем Бога услышал, что Бога необходимо знать, почитать Его, что нужно отвергнуть все языческие кумиры. Потому что вера в кумиры -это потеря человечности. Адам помнил об этом, а потом его потомки забыли. И вместо Бога стали поклоняться истуканам, куклам, амулетам, оберегам и прочей ахинее. Что и современный россиянин готов с подачи родного телевидения этому служить.

 -К этому вернуться.

 -Да. К этому вернуться и большие денежные жертвы приносить на эти алтари. Ну, а также- чтобы не убивали друг друга. Сейчас это даже на слух кажется дико. Что это такое: заповедь «не убий»? Ну, вот, тем не менее, убийства -то не изжиты. Вот, когда человеку хочется особенно много денег и прочих благ, или, будучи в каком-то страшном гневе, он преступает эту черту, которая есть у всех животных. И тем самым становится хуже животного. Ведь животные -они себе подобных, особей того же вида не убивают.

Чем человек отличается от животного? Тем, что у него есть брак и соответственно заповедь: не прелюбодействуй. Потому что если ты прелюбодействуешь, значит, ты- животное. Чтобы сохранить человеческие качества, необходимо соблюдать целомудрие. Также «не укради». Ну что значит для животного «не укради»? Вкусно- значит взял и съел. Причем если сыт, не будет брать. Так, про запас- нет, не будет. Он дождется, когда проголодается -тогда возьмет. Может даже много взять и часть отложить. Но в основном запасы делают грызуны на зиму. Да и то потому, что они спят. Чтобы по весне проснулся, покушал. И таким образом немного облегчил себе жизнь.

Ну, и так далее. Поэтому и нужна ветхозаветная заповедь, где сохраняется в человеке этот край, граница отделения человека от животного мира. Человек, который растерял заповеди- ну, допустим, заявляет: я не верую в Бога. Или там: ну что там, все так делают, и я так делаю. И поэтому сейчас нахожусь в том самом, что так вежливо именуют гражданским браком, который браком не является. Надо понимать, что ты уже стал животным. Ибо человек отличается от животного вот по пяти фундаментальным признакам. Это есть разум, слово, брак, религия и совесть. Ведь у животного не может быть стыда и совести.

Поэтому если кот разбил яйца из холодильника, то бесполезно ему читать нотации, как-то давить на совесть. Он, конечно, может принять сокрушенный вид, но он все равно не понимает. Вот лежат яйца, и я хочу их съесть. Почему я не могу это сделать? Как, впрочем, и маленький ребенок. Потому что маленькие человечки –детеныши- их нужно лет пятнадцать учить, прежде чем из них выкристаллизовываются человеки.

А так если в детский сад- то закон волчьей стаи возникает автоматически. Самый сильный, самый плохо воспитанный, самый подлый из детей начинает всеми руководить. И обязательно угнетает других, у которых сохранилась или уже воспитана какая-то человечность. Поэтому только если есть вещи, по которым можно определить, растратил ли человек свою человечность или сохранил. Потому что многие люди они на этом пути потери человечности теряют не только брак, не только религию, не только стыд и совесть. Они теряют и разум.

Многие люди, особенно в переходный период своей жизни совершают идиотские поступки. В результате ломают свою жизнь. Сидят в тюрьме вместо того, чтобы семью заводить. В общем, поступают как звери. Ну, и теряют словесность. Вместо того, чтобы читать Блока, Мандельштама, у них только мат- перемат. Они как шимпанзе, которые знают 35 слов и ими пользуются. А многие обходятся двумя-тремя десятками слов. И на этой почве у них появляются речевые особенности. Они становятся очень опасными зверями. И, конечно, их приходится изолировать. Они только в клетке могут жить. И как только что-то сделают неудобоваримое для людского общества- то сразу отправляются в тюрьму. Потому что у них даже нет ума, чтобы как-то спрятать, сохранить. Их преступления настолько идиотские, что даже при полном нежелании, а лучше сказать -загруженности правоохранительных органов они и так ловятся. Не могут скрыться. Плохо соображают.

 -Вот нередко человек и в храм ходит, и считает себя христианином, но этих 10 заповедей Моисея соблюсти не может.

 -Конечно. Ну, почти при каждом храме живет кошка. И она тоже не может эти заповеди выполнять. В храм может любое млекопитающее ходить. Ну, кроме дельфина. Ему при храме можно организовать какое-то жилье в крестилке, а так любой тигр в храме может быть, медведь. Это же не значит, что мишка будет вам заповеди соблюдать! Пока ты его кормишь- он поисполняет, а если забудешь его покормить- он тебе покажет такие заповеди! Так же и здесь.

Ходит в храм- ну, молодец. Это лучшее времяпрепровождение. Но просто ходить тупо- это еще ничего не значит. Вот у нас в храме из детской коляски утащили одежду ребенка и сумку мамы. Вот тебе и храм. Вот зачем этот человек пришел в храм? Чтобы что-нибудь стырить. И ведь в храм пришел, не куда-то. Ведь должен понимать, что он в храме. Так же и многие люди, заходящие в храм, они вообще ничего не понимают. Вот эти православные ведьмы наши, которые набрасываются на любого, они как звери чувствуют: вот, пришел новенький. Два шага человек сделал, головкой повернул- и они уже понимают, что это новенький, можно набрасываться.

Начинают учить, это говорят- не так, и это не так, что-то начинают указывать. Просто готовы разорвать его. Что они христиане, что ли? Да они никогда и рядом не стояли с христианами! Они живут своей жизнью, нашли себе такое времяпрепровождение. Я думаю, что храм оказывает на них такое психотропное воздействие, дает им покой. Если бы они не ходили в храм, может быть, давно бы уже кровь пили вживую у людей. А так все-таки и родственники от них отдохнут. Потому что ясно ведь, что у них дома - то царит полное безбожие. А если спросить что-то из догматов, то они ничего не знают, не в состоянии ничего усвоить. Почему? У них давно потеря разума. Это неразумные млекопитающие, сохраняющие внешние признаки человека. Но у них нет ни любви, ни добра, ни сочувствия, ни какой-то учительственности. Раньше в церквях были такие старицы, которые несли определенную функцию: в начале христиан обучали христианству. Не как встать, куда поставить, что к христианству не имеет никакого отношения, а именно заповедям, евангелию и так далее. Потому что поприще- то огромное! Ведь каждого приходящего можно так встретить, прямо на ручки взять, усадить, что-нибудь рассказать. Далеко ли ты живешь? Хочешь, я с тобой позанимаюсь? Что ты читаешь? Хочешь, я тебе подарю книжечку?

Ты когда-нибудь исповедовался? Хочешь что-нибудь почитать? Пойдем к лавке, я тебя научу. Не знаешь как себя вести? Не волнуйся, все тебе расскажу. Вот тебе такая книжечка, вот такая. Не беспокойся, денег не надо, я свои заплачу. И все. И ты приобретешь христианина. Нет, эти ведьмы, они выполняют как раз бесовскую функцию. Чтобы человека отлучить от храма, чтобы он никогда больше не пришел, и так далее. А такая жизнь- в своей семье. Потому что после таких встреч с христианами никто не захочет ходить в церковь. Потому что он будет бояться. Скажет: У меня дома одна баба-яга, а там их сорок пять. Они меня в клочки разорвут. Вот люди и боятся в церковь ходить. А священники не всегда это видят. Потому что эти ведьмы перед батюшками: тю-тю-тю, сю-сю-сю. И батюшки ничего не видят, пока кто-нибудь не пожалуется. Против них трудно и меры принять какие-то. Потому что они все делают исподтишка. Но это общий враг церкви. Ничего в них христианского нет. Вот, когда я еще начинал в церковь ходить, какие там были бабушки! Ну, просто живые ангелы. Я даже про одну знаю такое чудо: эта бабушка трудилась в храме Знамения Пресвятой Богородицы на «Рижской». Менялось время летнее на зимнее. Она пришла к метро, по своему обычаю, в шесть часов утра. А метро- то закрыто, время поменялось! Она- тырк, тырк- нет, закрыто. Она взяла и перекрестила - а двери-то и открылись! Она зашла в вестибюль, ее спрашивают: А ты как попала -то? Первая электричка будет еще только через сорок минут! А она говорит: а я подожду. Села, дождалась и приехала.

Ей уже там объяснили, что сейчас время передвинули. Но то, что она перекрестила запертую дверь - и дверь открылась. Как «Сезам, отворись!». Причем она знала, как. Вот это вот сила Божия! То- есть, Господь всегда был при ней. Скромная такая труженица Господня. Она в храме прибиралась, облачение батюшкам выкладывала. Как тихо служила, так тихо и отошла. А как много таких святых бабушек- то у нас было! Тысячи и тысячи. А сейчас что? Комсомол пятидесятых. Это уже все.

 -Что, уже нет таких?

 -Ну, очень уж редко можно встретить. Есть, попадаются. Но это штучный товар.

 -То- есть, те не передали традицию?

 -А кому передавать- то? Эти вновь пришедшие 20-30 лет назад, у каждой по два эшелона грехов. А те, которые нам сохранили церковь, они -то как ангелы! Как журавли, про которых в песне поется, так и ушли на небо. Которые, несмотря на гонения, ни на что, хранили веру. Те самые, о которых старые люди говорят: вот белые платочки, они спасли церковь. И я их видел. Это просто счастье общаться с такими людьми. Когда мне было…сколько тогда мне было лет, когда я стал в церковь ходить? Ну, 15-16. Вот я пришел. Они меня окружили, одна подарила мне «Молитвослов», другая- «Церковный календарь» Московской патриархии. Причем это все был размноженный ксерокс. От руки написанные давали мне тетрадки с молитвами, и так далее. Окружили любовью и заботой, сразу окружили. Вот это вот христианство! Поэтому воцерковляться было легко, очень легко. А сейчас, сквозь заслон этих ведьм человеку пройти очень трудно. Конечно, на нас, священниках лежит большая забота просвещать их с амвона. Как старец говорил: кому не дано учить, а он учит- тот оскорбляет величие Бога. Потому что городят чушь, незнамо какую.

 -Батюшка, у нас есть вопрос.

 -Алле, здравствуйте, слушаем вас.

 -Здравствуйте, батюшка Дмитрий. Благословите рабу Божию Елену.

 -Бог благословит.

 -У меня вопрос. Вот когда родился Христос- к Нему пришли волхвы. В нашем понимании волхвы- это волшебники и люди, как сейчас сказали бы, занимающиеся оккультными науками. Почему Господь именно от них принял дары?

 -Ну, по вашему пониманию. А можно сказать, что по нашему пониманию, они были алкоголики, наркоманы. Они то, се. Они выступали в церкви как в цирке, как Давид Копперфильд, и так далее и так далее. Наговорить можно все что угодно. На самом деле мы этого не знаем. Более того, по латыни и вообще на всех западных языках эти люди вообще называются маги. А если кто хочет знать ну по-английски «Ваше величество»- это your Majesty. Имеется в виду- верховный маг.

Что это значит? А это значит, что в древних языческих культах и родовых отношениях действительно таких людей именовали магами и волшебниками, и по-русски, вернее -по-славянски, это волхвы. Но мы знаем, что ко Христу приходили разные люди: и самаряне, и фарисеи, и саддукеи, и люди, не определившиеся в какую-то религиозную партию, простые рыбаки, воины-язычники, и так далее. И Господь был открыт для всех. И вот из всех не волшебников, а тех вот таких звездочетов, которые были на земле - а их было десятки тысяч, со всего земного шара- нашлось всего трое, которые, увидев звезду на востоке, пришли поклониться Христу Спасителю.

 Из всех разбойников только один и уже с креста возопил к Богу, чтобы Он его помянул. Поэтому Господь призывает к Себе всех. Просто вся наука того времени была пополам с магией. И человек, который хотел узнать истину- естественно, обращался в школу и там пытался хоть что-то узнать о Вселенной, о Боге. И получал разные сведения. И сейчас очень часто в церковь приходит человек, который занимался йогой, а потом стал христианином. Я знал одного кришнаита, который даже участвовал в том, что он переводил «Бхагава́д-ги́ту»- правда, с английского, но все равно на русский язык. Участвовал в этом переводе, который потом современные кришнаиты распространяли у нас в Москве.

То- есть, он был заядлый язычник, кришнаит. А стал христианином. Уж не знаю, слышит он меня? Я его не видел уже много лет, наверное, пару десятков. Жив ли- не знаю. Дай Бог. Я все время о нем помню, думаю о нем. Иногда молюсь. Вот, он пришел - и стал христианином. Господь ко всем обращается. Они, волхвы, стремились к истине. И Господь дал им такую возможность. Поэтому нет ничего удивительного. Если простецы- пастухи пришли сразу, в эту же ночь Рождества, то волхвы пришли только спустя два года. Пришли поклониться тому месту, где жил Христос со Своей семьей. Поэтому тут не надо ни о чем беспокоиться. Тогда, в эпоху дохристианскую, до проповеди быть волхвом- это одно, а совсем другое дело- сейчас, когда уже две тысячи лет христианству, по телевизору народ портить. Разница- то большая! Каждый человек, который сейчас живет на земле и не является христианином, сознательно отвергает Христа. Либо по невежеству, потому что не хочет ничего прочитать в Евангелии, хотя оно переведено на все языки. Либо по внутреннему духовному сопротивлению. Потому что в душе его- дьявол. Это совершенно другая вещь. Понимаете? Мы же, наоборот, сейчас даже рады тем дарам, которые они от чистого сердца принесли, и Господом через Его Матерь эти дары были приняты, народ стремится им поклониться. И мы принимаем эти дары волхвов как святыню.

Потому что не надо забывать, что те люди, которые окружали Христа, Иоанн Предтеча, например, это были люди некрещеные. Они не были членами Святой Соборной и Апостольской Церкви. Они только предвкушали то, что мы так легко имеем и к чему так привыкли. Поэтому наоборот, мы с удивлением обнаруживаем, что даже среди магов и волхвов нашлось три человека, которые проделали долгий пеший путь для того, чтобы поклониться Христу Спасителю. И не просто поклониться, а принести ему дары, которые несли в себе пророческий смысл.

 -И еще можно добавить, что Он принял и эти дары, и этих людей, несмотря на их, может быть, такие…

 -Конечно.

 -Несмотря на их магические занятия.

 -Конечно. Они же, ради того, чтобы принести дары, совершили путь, полный всяческой опасности! Это сейчас сел на самолет, да прилетел. Да и то там тебя обшарят, чтобы не было с собой детского питания. Сними ботинки, сними ремень, ну и так далее. А тогда были кругом разбойники, кругом воины. Вообще, путешествие- это было чрезвычайно опасное дело. Причем с собой имели драгоценности. И, тем не менее, их Бог сохранил. Бог знал, что они идут. Бог их охранял, чтобы ради этого их подвига, который они взяли на себя, принять от них эти дары. Так что их подвиг никогда не будет забыт. Потому что они преодолели свое волховство.

 -Батюшка, ну вот мы знаем, что Бог всех призывает. А что значит- Бог избирает? И кого избирает? Во -первых, это нам неизвестно. Иногда есть на это особенное указание. И Господь избирает, как вот преподобного Сергия, в год в который мы вступили. Это величайший из подвижников наших русских. Прямо от младенчества. А бывает, что человек живет обычной жизнью, своей грешной жизнью, ну как блаженный Августин, который еще не был блаженным.

И вот Господь его останавливает в его грехе, он кается и становится величайшим христианином, отцом церкви. А был грешным человеком. О чем свидетельствует его книга «Исповедь». Которую всем полезно прочитать. Поэтому это тайна божия, тайна взаимоотношения души человеческой с Творцом. И только Бог знает душу каждого человека. Даже сам человек сам себя обычно очень плохо знает.

 -Алле. Добрый вечер.

 -То- есть, все-таки происходит избрание Богом человека? Или человек…

 - Избрание не может произойти без участия самого человека. Потому очень многие люди отказываются от своего избранничества. Ну, представь себе, вот парень, который в Волгограде устроил взрыв. Что ему дано? Русский крещеный парень. Живет не где-то в Новой Зеландии, а в России. Ты почитай историю, почитай житие святых. Узнай, откуда ты родом- то. Какой великой истории ты принадлежишь. Какой Церкви ты принадлежишь. Узнай хоть что-нибудь. Нет, он становится моджахедом, отрекается от своих святых, взрывает своих же абсолютно невиновных людей. Разве он этим не отказался от своего избранничества?

Каждый русский человек по рождению своему избранник. Вот Петр, царевич ордынский. Сын царя Золотой орды. Но ведь стал же христианином. Храмы - то открыты. Писания читай. Посмотри, почитай, что ты выбираешь? Троллейбус взрывать или Иисуса прославлять? И человек сам выбирает. Одно избранничество возводит человека на небесную высоту, а другое приводит в преисподнюю. Вот и все. Каждый, кто здесь живет, имеет возможность выбора. В Индонезии, допустим, человек не имеет же такой возможности. У нас же в каждом переулке, каждое село, каждый город имеет храм.

Если ты слепой -слушай колокольный звон и спроси: а что это там такие звуки? А там церковь. Ну пойди, полюбопытствуй. Вот я часто смотрю- в храме Митрофания Воронежского церковный народ ходит через двор, а внутрь- то и не заходит. Это что, церковь инопланетян что ли? Это же твои предки строили, твои предки сюда ходили! Твои предки донесли до нас. Ну, хоть поинтересуйся чем-то, кроме погоды, олимпийских игр, еще чего то. Что- то у тебя есть? Какие-то корни духовные? Или только цена на колбасу тебя интересует? Вот что тебя, человек, интересует вообще? Зачем тебя крестили? Поинтересуйся. Нет, не проявляет интереса. Что это значит? Отрекся.

 -От избранничества…

 -От избранничества. Бог- то Россию избрал. Мы самая большая во вселенной Православная Церковь. У нас богатейшая история, богатейшие святыни. Даже вдобавок нам привозят и с Афона и других мест, из Греции крест Андрея Первозванного привозили. Все, пожалуйста. Молись! Миллион стоит в очереди, а остальные 14 миллионов где? У нас в Москве живет миллион мусульман. Ну, поинтересуйся, что там люди стоят по 10 часов? Зайди, глянь. Вот что их заставляет под дождем стоять, и греться в автобусах, и так далее? Что людьми движет? Нет, все как будто это их вообще не касается.

Ну, интерес- то какой-то должен быть? Неинтересно. Значит, человеку была дана возможность, а он ее отринул. Разберись, человек. А почему он не разбирается? Потому что он потерял разум. Потеря человечности. То, с чего мы начали.

 -Можно сказать, что если человеку Бог неинтересен, то у человек уже потерял разум?

 -Разумеется. Взять вот, например, академика Гинзбурга, царство ему небесное. Это физик, лауреат нобелевской премии. Ну, раз нобелевская премия, значит, по идее человек должен быть неглупый. Но послушай, что он говорит о Боге! Чушь несусветную. Даже стыдно, что академик -и такие вещи говорит. Это говорит о том, что очень узкое у нас дается образование.

 -Есть вопрос.

 -Алле. Мы вас слушаем.

 -Добрый вечер, отец Дмитрий. Это говорит крещеный Олег. У меня такая просьба. Не могли бы вы рассказать историю сохранения даров, особенно- золота? Я слышал по радио в начале, что золото очень пригодилось Иосифу при его бегстве в Египет.

 -Олег, я не знаю. Я только знаю, что во времена уже Византии - это уже несколько сот лет- эти дары оформили в том виде, как они сейчас есть. И тогда, в те времена люди не старались сохранить подлинность артефакта. Главное- сам предмет. Поэтому оформили в виде такой золотой скани, и смирну вплавили вот в такие четки. А как было изначально, мы не знаем. Может быть, часть Иосиф и потратил на бегство в Египет? Тоже это вполне может быть. Но я просто этого не знаю.

Мы знаем только твердо, это я когда был в монастыре святого Павла на Афоне, мы там прикладывались к этой святыне. После воскресной службы там выносят эти дары для всех паломников.

 -Дается ли вера Богом, или воспитывается в себе самими человеком?

 -Конечно, даруется Богом. Как веру можно воспитать?

 -Ну, как небольшой росточек даруется, а уже человек ее воспитывает.

 -Ну, человек может трудиться над возделыванием сада своего сердца. Удобрять, поливать, бороться с сорняками и насекомыми. А еще рыхлить.

 -Кому-то удается сохранить этот росточек, и даже его укрепить.

 -Любому, кто хочет это сохранить.

 -Если в человеке вера гибнет…

 -Значит- труда нет. Вот был маленький, ходил в церковь. Сейчас не ходит. Ну и не ходит, потому что это ему все не нужно. Другие идолы заслонили самое главное. Что-нибудь, как зависть. Хочу плеер, как у Васи. Вот для него это важно. И плеер этот- он в мозгу засел, как некий чип. И он хочет в уши воткнуть наушники и слушать то, что Вася слушает. А то, что мама с папой говорят, он уже слушать не хочет.

 -Но так вот порой происходит выбор человеком своего жизненного пути. Когда он еще неразумен и выбирать -то не может. А потом за это всю жизнь расплачивается.

 -Вот воспитание должно заключаться в том, чтобы отец и мать оставались для ребенка высшим авторитетом. Когда все Васи вселенной выйдут и будут кричать: плеер, плеер, плеер. А ребенок и устами и сердцем будет говорить: папа, папа, папа. Всегда выберет вместо плеера папу. Папа должен оказать в нужное время в нужном месте и быть важнее, чем плеер, вот и все. Важнее, чем скутер, важнее, чем стакан водки.

 -Непростая задача для папы.

 -Ну, задача как раз христианская. Потому что зачем папа живет на земле, если у него есть сын, который пьет водку? Этот папа зря коптит небо. Он не выполнил главную задачу. Будь этот папа четырежды герой Советского Союза, если у него сын пьет водку- он как папа не выполнил своего главного послушания от Бога. То- есть, жизнь его напрасна. Она главного смысла не имеет, он утрачен. Потому что главное в твоей жизни -это дети. Вот главный плод.

 -Батюшка, при таком количестве соблазнов вокруг…...

 -А кто тебе мешает от этих соблазнов своих детей оградить? Должна быть такая альтернатива, чтобы ребенок всегда предпочел семью, тебя, мать. Дома должен быть рай. Каждая душа всегда выберет рай. А если дома такой же ад, как и в песочнице, на улице, то ребенок из двух адов выбирает тот, который ему милей. Там хоть с музыкой.

 -В православии нет магического отношения к молитве.

 -Как так? Сколько угодно. Постоянно с этим сталкиваемся. Даже в основном -магическое.

 -Батюшка, ну это уже не православие. Это околоправославие.

 -Это даже не около, а что делать? Просто очень многим людям это не объяснишь. Поэтому ищут особых молитв. Некоторые говорят такую бредятину: сильная молитва. Вот, имею две бумажки. Это сильная молитва, а эта- нет. Это магия чистой воды. А теперь и волхвы виноваты.

 -Да вот тут еще…

 -Да сколько угодно. И даже говорить бесполезно.

 -Батюшка, конец вопроса.

 -Да-да.

 -Почему некоторые молитвы мы читаем определенное количество раз? Нет ли в этом магического влияния?

 -Нет. В этом красота. Ну, вот двенадцать раз «Господи помилуй!». Или три раза «Святый Боже». Двенадцать раз вспоминаем мы апостолов, а три в честь святой Троицы.

 -Сорок.

 -Сорок число вообще выделяется как число полноты. Сорок это заменяет бесконечное число раз. Ну, когда то надо остановиться? Вот и избрали это число. Ведь мы говорим: смотри, десять, двадцать, тридцать- и вдруг сорок. Дальше опять пошло: пятьдесят, шестьдесят, семьдесят. То есть сорок выделяется как некое особое число. Хотя оно в десятеричной системе ничем не отличается от пятидесяти. Выделяется исключительно как некий символ.

 -То- есть, это некая символика, да?

 -Конечно, да.

 -Православных молитв…

 -Да. Исключительно символическое это имеет значение.

 -Является ли проявлением гордыни то, что человек хочет о себе слушать только хорошее и больше ничего? И очень болезненно переносит критику и замечания в свой адрес?

 -Для гордыни это слишком слабовато. Скорее это можно сказать: себялюбие и честолюбие. Потому что когда человек болен гордыней у него все такие мелкие страсти в гордыне растворяются. Человек не снисходит до того, чтобы обижаться на то, что кто-то что-то там сказал про него…Он на всех смотрит как на низших существ, бесконечно ниже себя. Для такого человека это все равно, что обижаться на комаров, на клопов.

 -Да. Такой человек может быть даже…

 -Очень добродетельным….

 -Очень смиренным.

 -Да. Вот в некоторых религиозных системах люди достигают такой добродетели, что далекие от христианства люди восхищаются совершенством этих людей. Они понимают, что гордыня убила в тех все остальные страсти. Это как черная дыра, в которую все ушло.

 -Но это уже сатана.

 -Да. Натурально.

 -Есть вопрос, батюшка.

 -Поэтому все вот ко всем этим тибетским штучкам очень склонна особенно интеллигенция. Она всем этим восхищается. Узнает свое. Потому что чем характерна интеллигенция? Непомерной гордыней. Просто непомерной. Какой-то маленький человечек, который прочел два десятка книг, он уже считает, что все знает. Он может иметь свое суждение, он всех учит. А мнения всех, кто думает не так, они объявляют бредом.

 -Алле. Добрый вечер.

 -Добрый вечер, отец Дмитрий. Это Александр. Скажите, пожалуйста, вот у Русской Православной Церкви есть владения на Святой земле в Израиле. Но известно, что правительство Израиля официально исповедует иудаизм. И каково его отношение к нашим святыням? Я слышал, что они очень неохотно разрешают иметь такое владение чужим людям, чтобы они владели какими- то церквями на их территории.

 -Да нет. Там есть, конечно, чисто юридические коллизии. Но если земля принадлежит нам, и юридически это оформлено, то мы этим и пользуемся. Просто много земель было упущено во времена советской власти.

 -Батюшка, в одной из своих передач вы сказали, что знание надмевает. Почему так? Разве Богу угодно, чтобы мы были неграмотными?

 -Нет. Конечно, будем в смирении, но не настолько, чтобы спастись. Просто самое главное знание- это знание Бога. А без знания Бога любое другое знание- как туловище без головы. Поэтому это такое знание тупое. Ну как человеку голову отрубить, так же и это все знание. Представь себе, что человек- крупнейший биолог. И вот он умирает. Его душа перешла в другой мир. И что ему эта биология? Ну, он знает, что там осталось это знание в нем. Что там на земле действуют биологические процессы. Он серьезный специалист, доктор наук. Но здесь в мире ином биологии нет. Это все знание временное. Знания сапожника и знания биолога- практически перед смертью они одинаковы. Ни сапоги там не нужны, ни биология не нужна с ее лабораторией.

 -Батюшка, но ведь тогда…

 -А вот знание Бога -оно нужно и сапожнику, и профессору биологии!

 -Тогда все наши земные научные изыскания- они, получается, пустая трата времени?

 -Ну почему? Во-первых, это упражнения для развития ума. Это всегда полезно, как и физическая культура. Физкультура же, хотя мы живем на земле небольшой отрезок времени, несколько десятков лет, но физкультура дает возможность нашему телу существовать без многих болезней. Также и это. Когда встречаешься с теми же академиками, которые, как Алтухов, или там Раушенбах, которые познали Бога, то говорить с этими людьми- это как небесная красота.

Потому что у них в уме, в сердце складывается общая картина мира, в центре которой Бог. Они гораздо лучше могут объяснить законы природы. Тогда и достраивается эта безголовая конструкция.

 -Алле. Добрый вечер.

 -Здравствуйте, дорогие батюшки. С Рождеством вас, со Святками. Доброго вам здоровья. Вопрос такого плана. Что могут сделать миряне для того, чтобы хоть на один из так называемых государственных каналов по максимуму давать информацию, такую же, как на Радонеже?

 - Ну, нет ничего проще. Это значит, что все крещеные люди, а нас сто миллионов, должны полностью выключить телевизор. Полностью. И смотреть только «Спас» и «Союз». И тогда все каналы перейдут исключительно на одни православные программы, потому что им не будут платить за рекламу. Потому что все телевидение живет за счет рекламы. А так пока народу интересны «Битва экстрасенсов», «Дом-2», вообще все, что находится ниже пояса. Вот если все выключат телевизор, то он увянет. Весь этот контент, как теперь говорят по-английски. И телевизионщики будут искать тот, который дает рейтинг. А рейтинг будет давать то, что соответствует христианскому вероучению. Вот и все. И ничего они сделать не смогут. И пока они будут тратить миллионы на какие-то передачи, всякие там «голоса», «ледниковые периоды»- никто не посмотрит. Будут звонить - а там зритель ответит: нет, мы не смотрим. Нам надоело. И все, и быстро- быстро это дойдет до рекламодателей, и закончится эта «фабрика звезд». Никто не будет ничего платить. Это- как сайт. Есть сайты, которые посещают, и есть сайты, которые вообще никто не посещает. Так что все зависит от нас.

 -Батюшка, ну если у нас интерес к Богу проявляется только у нескольких процентов нашего населения, то вряд ли такое получится.

 -Конечно, вряд ли. Я сам тоже так думаю.

 -Вот как интересно люди устроены: от главного в своей жизни готовы отказаться, даже не поинтересовавшись!

 -Ну что делать? Еще древние отцы еще в четвертом веке говорили: в человеке все есть привычка. Человек привык: футбол, хоккей, и он этим питается. Но, помимо футбола и хоккея, есть Константин Леонтьев и Бела Барток, есть Гейнсборо. Да мало ли в мире чего есть? Рафаэль Санти. Микеланджело Буонаротти. Есть же? Лобачевский. Масса всего! Карамзин, Соловьев…..

 -Батюшка, но все это требует определенного развития серого вещества.

 -Разумеется. От простого к сложному. Ну, это же от многого зависит. От семьи. Это выращивать нужно веками, как в России это выращивали. Потом всех носителей уничтожили. Теперь надо снова всех выращивать. Но те люди, которые принимают решения в стране, должны быть этим озабочены: литературой, поэзией, музыкой. Вот я помню, как к нам в школу приезжал Дмитрий Кабалевский. Я уже пенсионер, но вот этот урок, который нам преподал Кабалевский, я его помню до сих пор. Это такой великий композитор приезжал, играл, пел с нами в обыкновенном школьном актовом зале.

Сейчас тоже можно все это возродить. Конечно, такого популяризатора музыки как Дмитрий Кабалевский, мы не найдем. Это, так сказать, обыкновенный русский гений. Но что-то подобное ведь возможно. Не все же мерить на деньги. Нужно это выращивать. Каждая семья должна вкладывать в детей. Это наш капитал для государства. Не только нефть и газ, нужно еще и…

 -Государство- это люди.

 -Да, главное- это люди. Кто будет здесь жить? Надо пропагандировать то, что ценно, что вечно, что ладно, что прекрасно. А не только либерально, демократично, самоуничтожительно. После нас хоть потоп.

 -Но такое ощущение, что у большинства законодателей именно такое настроение.

 -Не знаю.

 -Что в будущем просто…

 -Я с теми законодателями, с которыми общаюсь, стараюсь найти общий язык. Они очень симпатичные люди. Мне трудно понять, я так глубоко не вникал в то, что вообще происходит. Но с другой стороны- в других странах, в Европе, например, еще хуже. Там такое законодательство, что просто хоть вешайся.

 

 -Ну, все к нам сейчас идет из Европы. Значит вопрос только времени.

 -Не знаю. Не дай Бог дожить до этого.

 -Какая разница между предвидением и пророчеством?

 -Пророчество это от Бога. А предвидение от анализа ума.

 -Это некая такая аппроксимация вперед того, что есть?

 -Да.

 -Ну а как понять, от Бога ли?

 -А не надо понимать. Все, что у нас- это не от Бога.

 -Так просто?

 -Надо успокоиться. Пророки так редки, что нас не должна беспокоить эта задача. Некоторые говорят: вот, у меня был сон вещий. Да не вещий. Спи спокойно.

 -Так ведь сбылось же…

 -Тем опасней. Спаси и сохрани. Как говорится: Господи избавь меня от друзей, от врагов я сам как-нибудь избавлюсь. Вот также и это.

 -Спасибо, батюшка. Нам пора прощаться.

 -Всего вам доброго, до свидания.

 -Всего доброго, до следующей встречи.

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
5 + 1 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+