Перейти к основному содержанию

18:41 23.04.2024

-В супермаркете постоянно беру куриные продукты, теперь они стали халяльными, на продуктах теперь написано «халяль». Как быть?

19.11.2015 13:12:02

- Как заинтересовать подростков в 14-15 лет в изучении Священного Писания? Какую форму преподавания лучше выбрать? С чего начать?

- Если подростку 14-15 лет, то очень полезно создать общность сверстников, которые обсуждают отдельно взятые евангельские сюжеты, например, Евангелие дня.  За основу можно брать воскресное Евангелие, которое мы слышим за Литургией. Можно обсудить сегодняшнее Евангелие - какие уроки можем вывести из евангельского назидания, какие провести параллели с современной жизнью.

Если говорить  о самых маленьких, то существуют игровые формы, помогающие детям изучать Библию. Например, дети разбиваются на две команды, и одна команда выходит, другая остается. Те, кто остается, загадывают предмет или вещь из Библии. Например, ковчег, который Ной построил со своими сыновьями. Потом входит группа, и она может задавать любые вопросы, чтобы отгадать. Например,  один из вошедших спрашивает: «Об этой вещи написано в Новом Завете или в Ветхом Завете?» Дети отвечают: «В Ветхом Завете». – «А она одушевленная или неодушевленная?». – «Нет». – «Большая или маленькая?». –«Относительно чего?». – «Относительно дома?» – «Выше дома».  – «Это гора?» –«Нет, не гора». – «А ее Бог создал, когда творил мир, или люди ее сделали?». – «Люди сделали». И возникает много вопросов. Участники ходят рядом с этой темой. Не хватает одного простого вопроса, чтобы стало понятно, что это такое.

Во время  такой дискуссии дети проигрывают  многие сюжеты.  Они как бы погружаются в свое знание Священного Писания и проигрывают каждую ситуацию. Урок от урока ребенку все интереснее заниматься такой игрой. Если дети постарше -  лучше обсуждать Евангелие дня, а если уже сформировался устойчивый библейский кружок -  то дети могут брать отдельную книгу и изучать ее.

- А кто может вести эту группу?

- По благословению священноначалия это может быть женщина-прихожанка, имеющая соответствующую подготовку. Или это человек,  который сам учится, например, на курсах катехизации, имеет опыт семейной жизни, и его дети тоже посещают это мероприятие. Священник  должен подсказывать, как лучше проводить такие занятия, но он не должен за всех все делать сам, иначе это будет «театр одного актера». И к тому же он не успеет. У батюшки  всегда должны быть помощники.

Мы, священники, нуждаемся в помощи мирян, и без вас, дорогие братья и сестры, мы не сможем  эффективно исполнять служение, порученное нам Богом.

То- есть помощь можно и нужно предлагать. Особенно, если вы имеете опыт преподавания - ИЗО, например, или иностранного языка. Можно так удачно подбирать тексты, что через изучение языка будет проводиться катехизация ребенка.

-Что означают слова: «И я знаю тебя по имени, когда Бог говорит» (Книга «Исход»)?

- Эти слова означают, что Бог знает сущность этого человека. Имена в то время давались в пророческом озарении. Чаще имена давали женщины-роженицы, потому что считалось, что женщина в таком состоянии видит то, что женщина в обычном состоянии не видит. Моисею имя было дано не в момент рождения, но в пророческом озарении. Его имя означает не «вынутый из воды», как ошибочно многие пишут, а «вынимающий из воды». То есть, иными словами, этот стих можно перевести так: «Если тебе пророчески было дано имя, что ты - вынимающий из воды людей, тем более, что тебе беспокоиться за самого себя?  Твоя миссия - позаботиться не только о себе, но и о других -  была поручена тебе еще тогда, когда ты был младенцем». Вот так можно рассмотреть этот стих. В таких случаях обычно нужно смотреть комментарии, и не надо бояться расхождений между  ними. Иногда бывает так, что один комментарий как бы исключает другой. Это не так. Они взаимно  дополняют друг друга. И богатство традиций  выражается  в наличии разных комментариев по одному и тому же стиху. Имя в Писании  означает тот хороший замысел Бога о человеке, который Господь хотел бы, чтобы человек реализовал в своей  жизни. В нашей хорошей христианской традиции, если человеку дали имя Игорь или Ярослав, или Иоанн - это значит, что  Бог видит каждого из нас похожим на того святого, имя которого дается человеку.

- Очень важно знать житие этого святого.

- Да, это важно.  Но вот, например, про моего святого известно очень мало. Но я знаю это время, знаю тот образ жизни, который тогда был, как тогда воспитывали детей, как молились. И я стараюсь во всем, насколько возможно, подражать своему святому, не зная конкретных событий из его жизни. Он отказался от княжеского достоинства, основал Петро-Павловскую обитель. Но мы знаем, как эти люди жили, и, когда стараешься молиться так, как они молились – чувствуешь, что это настоящая школа.

-Если у меня нет тяжелых бед или искушений, если мне радостно и хорошо, и я чувствую любовь и заботу Бога -  это же не значит, что Господь меня забыл?

- Вы поступаете так, как написано в Писании. В Писании сказано: «Злостраждет ли кто вас - пусть молится, весел ли - пусть поет псалмы». Прямо сейчас и начинайте.

Сейчас, к сожалению, мало кто придает значение домашнему духовному пению. Такая проблема существует. Я вот приучаю себя, особенно сейчас, когда у меня со здоровьем нехорошо. И вижу: когда в тяжелой ситуации начинаешь петь, особенно славословия Божьей Матери или  псалмы царя Давида -  это приносит великое утешение.

- Батюшка, здравствуйте! Тот вопрос, который Вы обращали к слушателям в отношении противников строительства храмов, я отношу к себе. Потому что я бы не хотела, чтобы храмы строились на месте парков и лесов. Я была бы рада, если бы храмы строились на месте любого из магазинов, но вот те кусочки природы, которые случайно остались, последние, незастроенные в Москве -  они настолько драгоценны, что их надо сохранять и беречь. Они нужны и для сердца, и для воздуха, и для молитвы.

- Без сомнения природа - это тоже храм. И, может быть, если в проекте какого-то района предполагается построение храма -  пусть расширяется участок парка под храм. Я помню, в советское время, если собака была, могли на собаку дать лишние метры жилья. А почему, извините, если предполагается строительство храма - нельзя поступить  аналогичным  способом? Может быть, кто-то специально сталкивает жителей того или иного района с желающими построить храм? Пусть законодательно проведут, что под строительство храма выделяется зона отчуждения (до революции так называлась парковая зона), даже тогда, когда там не было никакого парка, например, была просто стройплощадка или никому не нужный  магазин. Мало того, могли и магазин сломать, и построить храм, да еще и площадку сделать, чтобы люди могли приходить, отдыхать. Сейчас принято при многих храмах делать  и детские площадки. Хотя Москва и большой город, с виду – смотришь, вроде зеленый, а таких мест для отдыха недостаточно. Наверное, надо в таких случаях (это мое субъективное мнение), если есть парк и принято решение построить храм, то это не обязательно делать за счет территории уже существующего парка.  Надо расширить парк под храм и территории, которые к нему отойдут, может быть, даже в 2 раза. А почему бы и нет? Чем больше у нас будет зеленых зон -  тем лучше. И не будет у нас этого противостояния, столкновения между жителями, которые верующие, и жителями, которые неверующие.

А если вспомнить проповедь Господа Иисуса Христа, то Он вообще выводил людей из душных городов и проповедовал, например, на берегу Генисаретского озера. А  вспомните Гефсиманский сад! Ведь очень часто Господь проповедовал именно на открытой природе. Сам мир природы - это храм, богозданный храм, где Господь установил светильники. Как апостол Павел пишет в Послании к римлянам: «Мы познаем Бога невидимого через рассматривание творений видимых». Поэтому видимый храм - это не есть вызов природы, это есть раскрытие неба на земле. Т.е. видимый храм – это то, куда мои глаза могут достать  физически.  Я  душою могу реализовать этот опыт, входя в вещественный храм как в естественное продолжение природы. Обретая смысл существования мира, находя место и для Бога. Почему можно найти место для чего угодно –  для танцплощадки, каких-то сомнительных игрищ, а для прославления Бога - нет? Вот смотрите, до чего дошли французы, они закрывали храмы, причем строго пропорционально: закрыли храм – открыли мечеть, они думали, что их жизнь станет веселее -  веселее она не стала. Так не надо и нам искусственно создавать подобные проблемы!

- Батюшка, благословите, р.Б. Михаил. У меня семейная трагедия - я на отдыхе во время ссоры сказал жене: «чтоб ты сдохла!» Это была затяжная ссора, я не сдержался, потом я каялся много дней и ночей, но исправить не получилось. Семья наша разваливается. Это что, проклятье такое? И мне это никогда не простится? Или как?

- Мне кажется, что должен быть кто-то третий между вами.  Вы вдвоем можете не разрешить эту ситуацию. Лучше всего пойти к батюшке, который одинаково знаком и вам, и ей, и рассказать всё по существу, как всё это было, и как, и сколько времени это переживается. Поскольку это ненормально, когда конфликт между мужем и  женой. Но в то же время я могу Вам указать на текст из Библии, и Вы можете утешить Вашу супругу этими словами. Это из Книги Притч: «Незаслуженное проклятие - как воробей, вспорхнул и улетел». Действительно, иногда что-то слетает с языка, но и себе не надо приписывать такие слова, это бесы Вам нашептали, подтолкнули Вас в определенной ситуации, и Вы произнесли чужие слова.

-Как миссионеру добиться такого состояния, в котором он, в первую очередь, на собственном примере сможет являть образец христианской жизни и наличие христианских добродетелей? Как необходимо действовать  миссионеру в условиях отсутствия общинной среды?

- Начнем с отсутствия общинной среды. Общинная среда - это приходская жизнь, которая наболее эффективно помогает христианину самореализоваться, обрести духовный рост. Но есть нечто еще более эффективное, чем приходская жизнь, это евхаристическая жизнь. Человек может посещать храм, в который никто почти не ходит. Но правильно выстраивая литургическую жизнь в малопосещаемом храме, можно достичь настоящих высот духовной жизни. Потому что в Святых Дарах мы получаем всё то необходимое, что позволяет нам уже в этой жизни переходить из состояния чад гнева в состояние чад Божиих. И в этом смысле жизнь каждого христианина по-своему самодостаточно реализуется на приходе, потому что в Православной Церкви есть все необходимые условия для духовного роста. И самые  насущные средства - это Святое Причастие.

Смотрите, что говорит Христос о Святом Причастии. Он говорит: «Сие есть пища и питие». А зачем добавлять, что это питие? Проводится аналогия - как физический человек, он нуждается не только в твердой пище, но еще нужно и питие для полноценного существования тела. Так и духовный наш человек нуждается в истинной пищи - это Тело Иисуса Христа, и в истинном питие - это кровь Его. А в кровь добавляется вода, еще на проскомидии, которая символизирует человеческий элемент. И что получается? Мы причащаемся истинного человечества и истинного Божества Христа Иисуса, причастного нас самих через родство со Христом Иисусом, ибо, когда  Он воплотился -  Он стал нашим со-телесником, и вода символизирует причастность всех народов к этой тайне, т.е. все крещеные могут причащаться Тела и Крови Иисуса Христа.

Поэтому правильно организовав евхаристическую жизнь, человек может пойти дальше – создавать евхаристическую молитвенную группу. Самая лучшая миссионерская ячейка - это когда 2-3 человека просят о чем-то. А прежде всего – когда они просят о нормализации евхаристической жизни на приходе. Потом появляется 4-й, 5-й, и он тоже становится участником в такой евхаристической молитвенной группе. А так как просто так человека причащать нельзя, ему надо объяснять, что это такое, то осуществляется катехизация – то, что в древности называлось «тайноводство». Таким образом, один человек одним своим рвением к духовному совершенствованию, может усовершенствовать и приход, если будет действовать евхаристическими методами. Евхаристия - это не приз за хорошее поведение, это самое радикальное средство в борьбе с грехом.

Исходя из ощущений греховности ранней-ранней юности своей, я четко могу сказать – если бы в христианстве не было бы такого средства, как Евхаристия, и оно бы не было известно мне - я бы остался в миру. Но зная, что в Христовой Церкви есть Таинство Исповеди, Таинство Евхаристии, и Таинство Причастия – все необходимые средства для того, чтобы человек мог усовершенствоваться, я с детства прилепился к этим таинствам, и как дьявол меня ни швырял, куда ни швырял -  всегда, когда я испытывал падение, вместе с Давидом молился: «Из глубины души воззвах, услышу мя, Господи». И ощущал Божественную поддержку и помощь.

Действительно, иногда приходится человеку достичь самого дна, оттолкнуться и подняться. Поэтому ни на каком уровне жизни нельзя отчаиваться! Если ты жив - это значит, что есть какое-то намерение Божие относительно тебя. Аминь.

-В супермаркете постоянно беру куриные продукты, теперь они стали халяльными, на продуктах теперь написано «халяль». Как быть?

- Халяльное - это освобожденное от крови.  Когда резчик-мусульманин совершает забой скота, он произносит определенные молитвенные слова – «во имя Бога, милостивого и милосердного» (в переводе на русский). Но произносил ли кто-либо слова над этими продуктами или не произносил -  мы все равно читаем молитву над всеми продуктами, которые покупаются в супермаркете или на рынке. Даже если нам скажут, что молились, мы, православные христиане, можем всё окропить святой водой. Всё равно пища, которая приобретается нами, освящается словом Божиим и молитвою перед едой!

Нам действительно запрещена кровь в пищу, этот запрет с христиан не снимается, а кровь всегда скоромна. Точно также как для мусульман она не халяльна, для иудеев – не кошерна, для нас – кровь всегда скоромна, она запрещена в пищу. Это подтверждается не только Ветхим Заветом, но и Новым Заветом, не только Библией, но и наставлениями святых отцов и повелениями Вселенских соборов и Поместных соборов Церкви – запрет на вкушение крови. Поэтому, какую бы Вы ни покупали пищу, Вы ее освящаете своей православной молитвой. Ну и что, что написано «халяль»?  А что для нас «халяль»? Для нас это значит, что какой-то мусульманин помолился, зарезал эту  птицу. Это не значит, что мы не должны молиться над этой пищей. Мы всегда должны молиться перед едой.

- А вдруг это идоложертвенное?

- Идоложертвенное предполагает веру во многих богов. Во многих богов, как известно, в нашей стране верят кришнаиты. Те конфеты, которые они распространяют бесплатно -  вот это точно идоложертвенное, это вкушать ни в коем случае нельзя. А то, что люди верят в одного Бога… Апостол Павел пишет: «всё, что берете на рынке, ешьте без исследования». А тогда на рынках кто сидели? – Язычники, которые верили во многих богов. И он добавляет: «Пища Божия освящается словом Божиим (т.е. с кровью не бери) и молитвой». Обязательно помолись – неизвестно, в чьих руках это было. А если точно знаешь, что это идоложертвенное – не бери. Вот такие наставления мы находим у святых апостолов.

-Как определить достойно или нет я причащаюсь?

- Достойно ли причащается человек или нет, решает не он. Человек всегда приступает к причастию с чувством недостоинства. Это батюшка после исповеди, когда он вас благословляет причащаться -  он решает, что вы можете причаститься. Но он не решает, что Вы достойны. Как мы говорим: «Со страхом Божиим и верою приступите». Поэтому здесь степень достоинства и недостоинства достаточно условна. Если причащаемся, то не по своему достоинству, и нет никого, кто был бы достоин сей тайны.

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
18 + 2 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+